Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление гражданской идентичности младших школьников

Работа №27788

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
812
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Формирование основ гражданской идентичности в младшем
школьном возрасте 9
1.1 Сущность гражданской идентичности 9
1.2 Особенности формирования основ гражданской идентичности в
младшем школьном возрасте 14
1.3 Пути формирования гражданской идентичности в младшем
школьном возрасте 25
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской
идентичности младших школьников 33
2.1 Пути и средства формирования гражданской идентичности у
младших школьников в сельской школе 33
2.2 Изучение и анализ сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 40
2.3 Методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников 45
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А «Я - гражданин России» (Классный час для 3-4 классов) 56
Приложение Б Сценарий - разработка конкурсно - игровой программы, посвященной Дню Защитника Отечества «Аты-баты, шли солдаты» 61

Формирование гражданской идентичности личности становится ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России. В Концепции модернизации образования отмечается, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности.
Происходящие в последнее время события в политике, экономике и культуре подтверждают очевидность всё более зримой потери современным обществом традиционного гражданского воспитания. В связи с этим значение воспитания учащихся патриотизма и гражданственности значительно возрастает, а наметивший процесс позитивных преобразований во всех областях жизнедеятельности общества требует возрождения его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, самодисциплины, воли и гражданского мужества [12: 48].
В числе задач общественного воспитания детей в Российской Федерации особое место занимает задача воспитания ответственного и сознательного гражданина. Гражданское воспитание реализуется средствами всех социальных институтов, тем не менее ключевая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе. Школа как институт воспитания и социализации может предоставить педагогические средства, технологии, методы воспитания гражданина, однако определение его ценностных основ происходит в более широком социальном пространстве, в сфере общественного сознания, политики, культуры, морали. Любое воспитание должно опираться на определённые ценности, задающие его цели и содержание.
Каждый новый этап реформирования образования привносит в активный профессиональный лексикон новые термины, большинство из которых так или иначе определяют лицо реформы. Конечно, от научного обоснования и политического решения до реального воплощения в практике работы образовательных организаций проходит не один год.
Формирование российской гражданской идентичности учащихся - актуальная задача системы образования. В частности, материалы последней стандартизации образования предлагают рассматривать гражданскую идентичность в качестве личностного результата образования. Разработчики ФГОС ООО дают следующее содержательное наполнение данного параметра: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
«Выстраивание» гражданской позиции у школьников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социально-нравственного опыт, а иногда противоречивых и негативных впечатлений и влияний, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Гражданская позиция личности, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступеней социального развития» [4:3].
Всё вышесказанного и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: охарактеризовать условия становления гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Объект исследования: гражданская идентичность младших школьников.
Предмет исследования: пути и средства формирования гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность гражданской идентичности.
2. Выявить особенности формирования основ гражданской идентичности младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать пути формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
4. Изучить и проанализировать сформированность гражданской идентичности у младших школьников.
5. Выделить пути и средства формирования гражданской идентичности у младших школьников в сельской школе.
6. Провести экспериментальное исследование, сделать качественный и количественный анализ полученных результатов.
7. Разработать методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, реферирование, обобщение, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузе при изучении дисциплины «Теория воспитания и обучения младших школьников», а также на уроках и факультативных занятиях по формированию гражданской идентичности младших школьников.
Методологической основой нашего исследования явились работы Г.Ф. Гаврилычевой, Э.Г. Захаровой, Е.Н. Землянской, М.В. Шакуровой, в которых определяются особенности деятельности и позиции педагога как участника процесса формирования гражданской идентичности школьников. Конкретизуются проблемы, связанные с реализацией педагогом субъектной позиции в данном процессе.
Впервой главе мы рассмотрели сущность гражданской идентичности, выявили особенности формирования основ гражданской идентичности младшем школьном возрасте; выделили пути и средства формирования гражданской идентичности у младших школьников. Во второй главе мы рассмотрели пути формирования гражданской идентичности у младших школьников в сельской школе; провели экспериментальное исследование, проанализировали результаты, разработали методические рекомендации

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование гражданской идентичности - процесс многоплановый. Работа в этом направлении - это взаимодействие всех звеньев воспитательного процесса и учебной деятельности. Мы считаем, что данное направление нельзя ограничивать рамками школьной жизни, особенно на селе, где очень важно взаимодействие с родителями, общественностью, жителями микрорайона. В работе по гражданскому воспитанию необходимо использовать возможности учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, возможности всей жизнедеятельности школьников.
Формирование гражданской идентичности учащихся в школе является очень сложным процессом. Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданского образования. В настоящее время накоплен большой опыт по формированию гражданской идентичности учащихся. Существует большое разнообразие технологий и организационных форм воспитания гражданина современного общества. Использование форм и средств внеклассной работы открывает широкие личностно и практико-ориентированные возможности для формирования гражданской идентичности подростков.
Формирование гражданской идентичности младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций.


1. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. -№6 . - С. 3-11.
2. Бычкова, Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности / Л.В. Бычкова //Преподавание истории в школе- 2015.-№2.-С. 14-21.
3. Веденяпина, В. А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В. А. Веденяпина; В.В.Горшкова // Начальная школа. - 2011. -№2. - С. 55 - 59.
4. Гаврилычева, Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы /Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3 - 7.
5. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования И Вопросы философии. - 2010. - №3. С. 38-50.
6. Горбунов, В. С. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. -2010. -№1 . - С. 10 - 20.
7. Гусева, Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева //Начальная школа плюс До и После.- 2011. - № 4. - С. 54-58.
8. Гусева, Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева //Начальная школа плюс До и После. -2011.-№7.-С. 33-36.
9. Дашенцев, Д. А. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из важнейших направлений государственной политики в образовании / Д. А. Дашенцев // Педагогическое обозрение. - 2010. - №5(102). - С.4.
10. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 314с.
11. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности /К.П. Зайцева //Начальная школа плюс До и После,- 2011. -№ 4. - С. 78-82.
12. Захарова, Э.Г. Роль краеведческого музея в воспитании гражданственности школьников /Э.Г. Захарова //Воспитание школьников. - 2012.-№ 10.-С. 48-51.
13. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников /Е.Н. Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015.-507 с.
14. Земш, М.Б. Формирование гражданского самочувствия младших школьников в условиях демократизации педагогического общения / М.Б. Земш //Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 39
15. Киргуева, Ф. X. Формирование гражданской идентичности школьника на уроках математики / Ф. X. Киргуева // Начальная школа. - 2014.-№ 6.- С. 35 -39.
16. Коляда, Е.В. Изучение родного края во внеурочное время/ Е.В. Коляда // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 71.
17. Кохичко, А.Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей /А.Н. Кохичко //Начальная школа плюс До и После. -2010. -№ 1. - С. 3-7.
18. Краснощекова, Н.А. Из опыта патриотического воспитания школьников /Н.А. Краснощёкова //Начальная школа плюс До и После - 2011. - № 6.- С. 29-32.
19. Кувалдина, С.А. Традиции русского народа /С.А. Кувалдина, Ю.Ю. Фурсова // Начальная школа . - 2013. - № 4. - С. 15.
20. Куприянов, Б.В. Как взаимодействует классный руководитель? /Б. В. Куприянов // Воспитательная работа в школе. - 2009. - №4. - С. 137— 141.
21. Логинова Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования // Человек и образование, 2009. - № 1. - С. 26- 31.
22. Манафова, 3. Воспитание мальчиков в подвижных играх /3. Манафова // Воспитательная работа в школе. - 2008. - №8. - С. 135-137.
23. Миненкова, Л.И. След войны в моей семье/Л.И. Миненкова //Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 84.
24. Миронов, К.Г. Категории «духовность» и «нравственность» в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России /К.Г. Миронов, В.Ф. Ефимов // Начальная школа. - 2014. -№ 8 - С. 30.
25. Михайлова, И.А. Символы нашего государства /И.А. Михайлова //Начальная школа. - 2013. - № 8. - С. 74.
26. Никулина, В. Примерное положение о проведении праздничных мероприятий в образовательных учреждениях области / В. Никулина // Воспитательная работа в школе. - 2011. - №4. - С. 60 - 74.
27. Педагогический словарь /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
28. Райхлина, Е. Л. «Час общения» - эффективная форма патриотического воспитания старшеклассников /Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. - 2009. -№6. - С. 27 - 32.
29. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания: [Конспект лекций] / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких - М.: «Высшее образование», 2006. - 206 с.
30. Селиванова, Н. Реалии и возможности деятельности классного руководителя / Н. Селиванова // Воспитательная работа в школе. - 2009. - №8. - С.9-12.
31. Скокова, Г. Я - гражданин России. Классный час (знакомство с символами Российской Федерации) // Газ. Начальная школа. - 2007. - №12. - С.16-17.
32. Сластенин В.А. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576с.
33. Слипченко, Ф. Ф. Профессия - гражданин России: как воспитать патриота / Ф. Ф. Слипченко // Народное образование - 2010. -№4 . - С. 159 — 165.
34. Современные праздники в начальной школе (1-2 класс) /С. Н. Подгорная, О.В. Перекатьева. - Москва - Ростов - н/Д, 20012. - 192с.
35. Степанов, Е. Классный руководитель: современная модель / Е. Степанов // Воспитательная работа в школе. - 2009. - №8. - С.83 - 85.
36. Шакурова, М. В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников /М. В. Шакурова И Классный руководитель-2014. -№1. - С. 44 -57.
37. Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М. В. Шакурова // Классный руководитель. - 2014. -№1. - С. 44 - 57.
38. Шакурова, М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога / М. В. Шакурова // Педагогика. - 2014.-№3.- С. 83-91.
39. Шапошникова, Т.Д. Поликультурное образованиекак фактор развития гражданского общества /Т.Д. Шапошникова, М.С.Якушкина //Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 6. - С. 3-7.
40. Шитякова, Н.П. О подготовке будущего учителя к духовно- нравственномувоспитанию личности гражданина России /Н.П. Шитякова //Начальная школа плюс До и После - 2010. -№ 9. - С. 10-13.
41. Щуркова, П.Е. Новое воспитание /П.Е. Щуркова- М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.
Электронные ресурсы
42. Деменева, Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности /Н.Н. Деменева, Ч.Р. Громова [Электронный вариант] mininuniver.ru>mediafiles/u/files/Nauch_deyat/
43. Литвин, Т.В.Актуальность проблемы развития гражданской идентичности у младших школьников [Электронный pecypc]http://www. scienceforum.ru/2014/503/2343
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373); в ред. Приказов от 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357 [] http: //www/ug/ru/new_dtadarts/3
45. Формирование гражданской идентичности младших школьников
[Электронный pecypc]http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-
mo/2011/11/27/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-mlad


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ