ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
|
СОДЕРЖАНИЕ
1 Формирование синтаксического строя речи у дошкольников в
научной методической литературе 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста 9
1.2 Понятие синтаксического строя речи 16
1.3 Формирование синтаксического строя речи в методической литературе 24
2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию
синтаксического строя речи у дошкольников 30
2.1 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 30
2.2 Методические рекомендации по формированию
синтаксического строя речи 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Диагностика развития грамматического компонента языковой способности 51
Приложение Б Комплекс упражнений на формирование синтаксического строя детей старшего дошкольного возраста 53
Приложение В Занятие. Рассказывание по картине «Зайцы»
(серия «Дикие животные». Автор П.С. Меньшикова) 56
Приложение Г Занятие. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Угадайте, где мы были?» Повторение сказки
«Крылатый, мохнатый да масленый» 58
1 Формирование синтаксического строя речи у дошкольников в
научной методической литературе 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста 9
1.2 Понятие синтаксического строя речи 16
1.3 Формирование синтаксического строя речи в методической литературе 24
2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию
синтаксического строя речи у дошкольников 30
2.1 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 30
2.2 Методические рекомендации по формированию
синтаксического строя речи 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Диагностика развития грамматического компонента языковой способности 51
Приложение Б Комплекс упражнений на формирование синтаксического строя детей старшего дошкольного возраста 53
Приложение В Занятие. Рассказывание по картине «Зайцы»
(серия «Дикие животные». Автор П.С. Меньшикова) 56
Приложение Г Занятие. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Угадайте, где мы были?» Повторение сказки
«Крылатый, мохнатый да масленый» 58
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой, спецификой развития; это особый мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.
Родной язык имеет важное значение в развитии личности ребёнка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогики как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает фундамент успешного обучения в школе.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии - это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, синтаксической. Полноценное овладение родным языком детьми дошкольного возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания в сензитивный период развития.
Использование языка как средства общения связано в первую очередь со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы - слова.
В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам и падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
В дошкольном возрасте развивается синтаксическая сторона речи. Младшие дошкольники чаще всего используют простые предложения, а союзные и бессоюзные сложные предложения употребляют при дословном пересказе литературных текстов. В речи детей данного возраста «могут встречаться сложноподчинённые предложения простой конструкции с придаточными времени и дополнительные»[45, с.124].
В среднем дошкольном возрасте усложняется структура простых предложений, появляются однородные члены. В сложносочинённых предложениях появляются союз «не» и вводные слова, а в сложноподчинённых - придаточные предложения причины, сравнительные, реже условные. В речи старших дошкольников возрастает число простых и сложных предложений. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления.
Исследованиями в области развития речи детей дошкольного возраста занимались психологи Ф.А. Сохин, Г.А. Урунтаева, Д.Б., Эльконин; лингвисты М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Н.А. Стародубова, O.C. Ушакова и др.
Цель исследования: изучить в теоретическом и экспериментальном аспектах формирование синтаксического строя речи у дошкольников, определить содержание, методы и средства, способные обеспечить формирование синтаксического строя речи дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования синтаксического строя речи.
Предмет исследования: методика формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выяснение и определение психолингвистических и методических предпосылок формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
2. Определение понятия «синтаксический строй речи».
3. Анализ методических идей формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
4. Изучение состояния синтаксического строя речи у дошкольников. Проведение экспериментального исследования (методика М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной «Обследование состояния грамматических навыков у детей»).
5. Разработка методических рекомендаций формирования и совершенствования синтаксического строя речи у дошкольников.
6. Экспериментальная проверка разработанных методических рекомендаций.
7. Анализ результатов экспериментальной проверки и подготовка рекомендаций для внедрения в практику работы воспитателей дошкольных учреждений.
Методологической основой нашего исследования явились работы лингвистов Ю.П. Богачёва, А.Н. Гвоздева, Л.Л. Касаткина, Г.М. Ляминой, Н.А. Стародубовой, работы психологов А.Н. Веракса, Ф.А. Сохина, Г. А. Урунтаева, Д.Б. Эльконина и др. практическим и семинарским занятиям, для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Экспериментальной базой явилась муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение № 1 «Росток» г.Лесосибирска. Выборка исследования представлена детьми дошкольного возраста (5 лет): 12 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения. Список использованных источников содержит 55 наименований. В работе имеется 2 таблицы, 3 рисунка, 4 приложения. Объём работы составляет 60 страниц.
Родной язык имеет важное значение в развитии личности ребёнка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогики как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает фундамент успешного обучения в школе.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии - это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, синтаксической. Полноценное овладение родным языком детьми дошкольного возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания в сензитивный период развития.
Использование языка как средства общения связано в первую очередь со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы - слова.
В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам и падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
В дошкольном возрасте развивается синтаксическая сторона речи. Младшие дошкольники чаще всего используют простые предложения, а союзные и бессоюзные сложные предложения употребляют при дословном пересказе литературных текстов. В речи детей данного возраста «могут встречаться сложноподчинённые предложения простой конструкции с придаточными времени и дополнительные»[45, с.124].
В среднем дошкольном возрасте усложняется структура простых предложений, появляются однородные члены. В сложносочинённых предложениях появляются союз «не» и вводные слова, а в сложноподчинённых - придаточные предложения причины, сравнительные, реже условные. В речи старших дошкольников возрастает число простых и сложных предложений. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления.
Исследованиями в области развития речи детей дошкольного возраста занимались психологи Ф.А. Сохин, Г.А. Урунтаева, Д.Б., Эльконин; лингвисты М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Н.А. Стародубова, O.C. Ушакова и др.
Цель исследования: изучить в теоретическом и экспериментальном аспектах формирование синтаксического строя речи у дошкольников, определить содержание, методы и средства, способные обеспечить формирование синтаксического строя речи дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования синтаксического строя речи.
Предмет исследования: методика формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выяснение и определение психолингвистических и методических предпосылок формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
2. Определение понятия «синтаксический строй речи».
3. Анализ методических идей формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
4. Изучение состояния синтаксического строя речи у дошкольников. Проведение экспериментального исследования (методика М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной «Обследование состояния грамматических навыков у детей»).
5. Разработка методических рекомендаций формирования и совершенствования синтаксического строя речи у дошкольников.
6. Экспериментальная проверка разработанных методических рекомендаций.
7. Анализ результатов экспериментальной проверки и подготовка рекомендаций для внедрения в практику работы воспитателей дошкольных учреждений.
Методологической основой нашего исследования явились работы лингвистов Ю.П. Богачёва, А.Н. Гвоздева, Л.Л. Касаткина, Г.М. Ляминой, Н.А. Стародубовой, работы психологов А.Н. Веракса, Ф.А. Сохина, Г. А. Урунтаева, Д.Б. Эльконина и др. практическим и семинарским занятиям, для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Экспериментальной базой явилась муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение № 1 «Росток» г.Лесосибирска. Выборка исследования представлена детьми дошкольного возраста (5 лет): 12 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения. Список использованных источников содержит 55 наименований. В работе имеется 2 таблицы, 3 рисунка, 4 приложения. Объём работы составляет 60 страниц.
Одной из важнейших задач речевого развития ребенка дошкольного возраста является развитие грамматического строя речи, обучение детей правильному и полноценному использованию морфологических и синтаксических средств родного языка. Особенно важно уделять серьёзное внимание развитию синтаксиса речи, построению простых и сложных предложений.
Задача взрослого заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.
Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную. Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.
Определяясь в понимании термина «синтаксический строй речи», мы исходили из того, что термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синтаксис языка - это «его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. Синтаксический строй речи - это умение составлять предложения, грамматически верно соединять слова в словосочетаниях. Синтаксический строй речи дошкольника формируется в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Конкретное содержание работы по формированию синтаксического строя речи детей дошкольного возраста определяется нормами русской грамматики, типовыми особенностями её освоения в данном возрастном периоде с учётом реального состояния грамматической стороны речи детей.
Целенаправленная работа по формированию синтаксического строя речи, способствует его совершенствованию. Оно включает в себя комплекс упражнений, разнообразные игры (аналоги свободных творческих игр - сюжетно-дидактические игры и игры-драматизации, дидактические игры), обучение связной речи и рассказыванию, упражнения на распространение и дополнение предложений, при создании условий, в которых ребенок имеет возможность свободно конструировать фразы для передачи своих знаний сверстникам и другим детям.
Для того чтобы выявить уровень сформированности синтаксического строя у детей мы воспользовались методикой Алексеевой М.М., Яшиной В.И. «Обследование состояния грамматических навыков у детей».
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента по формированию уровня синтаксического строя у детей старшего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что необходимо провести комплекс занятий на формирование синтаксического строя дошкольников (Приложение Б)
Развитие синтаксической стороны речи дошкольников, введение разнообразных синтаксических конструкций очень важно ля развития связной ре и. После проведения комплекса упражнений мы провели контрольный эксперимент и пришли к выводу, что уровень синтаксического строя речи детей повысился.
Очень важно обогащать речь ребёнка сложными предложениями. Такое обогащение способствует совершенствованию устной монологической речи, преодолению влияния к инструкций разговорной речи на построение связного развёрнутого высказывания, усвоению литературных норм родного языка. Всё это необходимо для дальнейшего осуществляемого в школе полноценного развития как устной речи, так и письменной.
Задача взрослого заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.
Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную. Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.
Определяясь в понимании термина «синтаксический строй речи», мы исходили из того, что термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синтаксис языка - это «его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. Синтаксический строй речи - это умение составлять предложения, грамматически верно соединять слова в словосочетаниях. Синтаксический строй речи дошкольника формируется в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Конкретное содержание работы по формированию синтаксического строя речи детей дошкольного возраста определяется нормами русской грамматики, типовыми особенностями её освоения в данном возрастном периоде с учётом реального состояния грамматической стороны речи детей.
Целенаправленная работа по формированию синтаксического строя речи, способствует его совершенствованию. Оно включает в себя комплекс упражнений, разнообразные игры (аналоги свободных творческих игр - сюжетно-дидактические игры и игры-драматизации, дидактические игры), обучение связной речи и рассказыванию, упражнения на распространение и дополнение предложений, при создании условий, в которых ребенок имеет возможность свободно конструировать фразы для передачи своих знаний сверстникам и другим детям.
Для того чтобы выявить уровень сформированности синтаксического строя у детей мы воспользовались методикой Алексеевой М.М., Яшиной В.И. «Обследование состояния грамматических навыков у детей».
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента по формированию уровня синтаксического строя у детей старшего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что необходимо провести комплекс занятий на формирование синтаксического строя дошкольников (Приложение Б)
Развитие синтаксической стороны речи дошкольников, введение разнообразных синтаксических конструкций очень важно ля развития связной ре и. После проведения комплекса упражнений мы провели контрольный эксперимент и пришли к выводу, что уровень синтаксического строя речи детей повысился.
Очень важно обогащать речь ребёнка сложными предложениями. Такое обогащение способствует совершенствованию устной монологической речи, преодолению влияния к инструкций разговорной речи на построение связного развёрнутого высказывания, усвоению литературных норм родного языка. Всё это необходимо для дальнейшего осуществляемого в школе полноценного развития как устной речи, так и письменной.



