Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №27787

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
649
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
1 Формирование синтаксического строя речи у дошкольников в
научной методической литературе 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста 9
1.2 Понятие синтаксического строя речи 16
1.3 Формирование синтаксического строя речи в методической литературе 24
2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию
синтаксического строя речи у дошкольников 30
2.1 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 30
2.2 Методические рекомендации по формированию
синтаксического строя речи 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Диагностика развития грамматического компонента языковой способности 51
Приложение Б Комплекс упражнений на формирование синтаксического строя детей старшего дошкольного возраста 53
Приложение В Занятие. Рассказывание по картине «Зайцы»
(серия «Дикие животные». Автор П.С. Меньшикова) 56
Приложение Г Занятие. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Угадайте, где мы были?» Повторение сказки
«Крылатый, мохнатый да масленый» 58

Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой, спецификой развития; это особый мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.
Родной язык имеет важное значение в развитии личности ребёнка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогики как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает фундамент успешного обучения в школе.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии - это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, синтаксической. Полноценное овладение родным языком детьми дошкольного возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания в сензитивный период развития.
Использование языка как средства общения связано в первую очередь со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы - слова.
В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам и падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
В дошкольном возрасте развивается синтаксическая сторона речи. Младшие дошкольники чаще всего используют простые предложения, а союзные и бессоюзные сложные предложения употребляют при дословном пересказе литературных текстов. В речи детей данного возраста «могут встречаться сложноподчинённые предложения простой конструкции с придаточными времени и дополнительные»[45, с.124].
В среднем дошкольном возрасте усложняется структура простых предложений, появляются однородные члены. В сложносочинённых предложениях появляются союз «не» и вводные слова, а в сложноподчинённых - придаточные предложения причины, сравнительные, реже условные. В речи старших дошкольников возрастает число простых и сложных предложений. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления.
Исследованиями в области развития речи детей дошкольного возраста занимались психологи Ф.А. Сохин, Г.А. Урунтаева, Д.Б., Эльконин; лингвисты М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Н.А. Стародубова, O.C. Ушакова и др.
Цель исследования: изучить в теоретическом и экспериментальном аспектах формирование синтаксического строя речи у дошкольников, определить содержание, методы и средства, способные обеспечить формирование синтаксического строя речи дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования синтаксического строя речи.
Предмет исследования: методика формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выяснение и определение психолингвистических и методических предпосылок формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
2. Определение понятия «синтаксический строй речи».
3. Анализ методических идей формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
4. Изучение состояния синтаксического строя речи у дошкольников. Проведение экспериментального исследования (методика М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной «Обследование состояния грамматических навыков у детей»).
5. Разработка методических рекомендаций формирования и совершенствования синтаксического строя речи у дошкольников.
6. Экспериментальная проверка разработанных методических рекомендаций.
7. Анализ результатов экспериментальной проверки и подготовка рекомендаций для внедрения в практику работы воспитателей дошкольных учреждений.
Методологической основой нашего исследования явились работы лингвистов Ю.П. Богачёва, А.Н. Гвоздева, Л.Л. Касаткина, Г.М. Ляминой, Н.А. Стародубовой, работы психологов А.Н. Веракса, Ф.А. Сохина, Г. А. Урунтаева, Д.Б. Эльконина и др. практическим и семинарским занятиям, для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Экспериментальной базой явилась муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение № 1 «Росток» г.Лесосибирска. Выборка исследования представлена детьми дошкольного возраста (5 лет): 12 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения. Список использованных источников содержит 55 наименований. В работе имеется 2 таблицы, 3 рисунка, 4 приложения. Объём работы составляет 60 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из важнейших задач речевого развития ребенка дошкольного возраста является развитие грамматического строя речи, обучение детей правильному и полноценному использованию морфологических и синтаксических средств родного языка. Особенно важно уделять серьёзное внимание развитию синтаксиса речи, построению простых и сложных предложений.
Задача взрослого заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.
Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную. Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.
Определяясь в понимании термина «синтаксический строй речи», мы исходили из того, что термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синтаксис языка - это «его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. Синтаксический строй речи - это умение составлять предложения, грамматически верно соединять слова в словосочетаниях. Синтаксический строй речи дошкольника формируется в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Конкретное содержание работы по формированию синтаксического строя речи детей дошкольного возраста определяется нормами русской грамматики, типовыми особенностями её освоения в данном возрастном периоде с учётом реального состояния грамматической стороны речи детей.
Целенаправленная работа по формированию синтаксического строя речи, способствует его совершенствованию. Оно включает в себя комплекс упражнений, разнообразные игры (аналоги свободных творческих игр - сюжетно-дидактические игры и игры-драматизации, дидактические игры), обучение связной речи и рассказыванию, упражнения на распространение и дополнение предложений, при создании условий, в которых ребенок имеет возможность свободно конструировать фразы для передачи своих знаний сверстникам и другим детям.
Для того чтобы выявить уровень сформированности синтаксического строя у детей мы воспользовались методикой Алексеевой М.М., Яшиной В.И. «Обследование состояния грамматических навыков у детей».
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента по формированию уровня синтаксического строя у детей старшего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что необходимо провести комплекс занятий на формирование синтаксического строя дошкольников (Приложение Б)
Развитие синтаксической стороны речи дошкольников, введение разнообразных синтаксических конструкций очень важно ля развития связной ре и. После проведения комплекса упражнений мы провели контрольный эксперимент и пришли к выводу, что уровень синтаксического строя речи детей повысился.
Очень важно обогащать речь ребёнка сложными предложениями. Такое обогащение способствует совершенствованию устной монологической речи, преодолению влияния к инструкций разговорной речи на построение связного развёрнутого высказывания, усвоению литературных норм родного языка. Всё это необходимо для дальнейшего осуществляемого в школе полноценного развития как устной речи, так и письменной.



1. лексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М. лексеева, В.И. Яшина. - Москва : кадемия», 2007. - 400 с.
2. Ар шанова, А.Г. Давайте фантазировать /А.Г. Ар шанова //Дошкольное образование. - 2011. - №16. - С.36 - 37.
3. Бабунова, Е. Особенности познавательно-речевого развития дошкольников в программно-методическом комплексе «Наш дом - Южный Урал» /Е. Баб нова, Н. Левшина, Л. Градусова, И. Колосова // Дошкольное воспитание. -2015. - № 11. - С. 37 - 39.
4. Батусова, К.В. Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально - поисковой деятельности /К.В. Батусова, О.А. Гусарова, А.В. Овчинникова //Дошкольная педагогика. - 2014. - № 8. - С. 26 - 2.
5. Ба валова, Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор /Н. И. Ба валова // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 8.- С. 20 - 3.
6. Белоус, Е. Первые эталоны речи / Е. Белоус //Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 41 - 43.
7. Белоус, Е. Первые эталоны речи / Е. Белоус //Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 72 - 74 с.
8. Белошистая, А. В. Развиваем связн ю речь /А. В. Белошистая, А. Смага //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 67 - 69.
9. Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности / Ю.О.Боброва, Н.И.Левшина // Межд народный журнал экспериментального образования. - 2014.- № 7. - С. 7 - 8.
10. Богачёв, Ю.П. Русский язык с основами языкознания /Ю.П. Богачёв. - М.: Издательский центр кадемия», 2008. - 304 с.
11. Больше сочинений [Электронный ресурс]: Режим доступа: Ьйрр //vsesochineniya.ru/opredelenie-sintaksis-sintaksicheskij-stroj-yazyka.html
45
12. алгина, Н.С. Современный русский язык /Н.С. алгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под ред. Н.С. алгиной. - Москва : Логос, 2006. - 528 с.
13. асилишина, O. мн ю речь приятно посл шать Речь современных детей бедна и невыразительна. Как это исправить? Знакомьтесь с опытом педагогов из Красноярского края /О. асилишина, Е. Коновалова //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С. 10 -13
14. Веракса, А. Н. Развитие речи в до кольном детстве /А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - №1 . - С. 56 - 3.
15. иноградов, В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике /В.В. иноградов. - Москва : Просвещение, 1975. - 487 с.
16. иноградов, В.В. История русских лингвистических учений / В.В. иноградов; сост. Ю.А. Бельчиков. - М.: ысшая школа, 2005. - 559с.
17. ыготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. ыготский //Собр. соч. - Т. 2. - Москва : Педагогика, 1982. - 504 с.
18. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык /А.Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1985. - 453 с.
19. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе
детского сада [Электронный ресурс]: Режим доступа: ЬЪТрр:
//zanyatiyaporazvitiyreshevstarsreigryppedetskogosada
20. Гречко, В.А. Теория языкознания / В.А. Гречко. - Москва : ысш. школа, 2007. - 375 с.
21. Копытина, М. Обучение дошкольников грамоте на занятиях в детском саду: содержание и особенности организации /М. Копытина // Детский сад от А до Я. - 20 9. - №5 . - С. 77 - 84.
22. Кубрякова, E.C. Эволюция лингвистических идей во второй половине 20 века (опыт парадигмального анализа) /E.C. Кубрякова [Электронный ресурс]: Режим доступа: htpp// ягам.сопя11Ш.ги.
46
23. Кузнецова, Е. голочка. Развлечение с элементами логоритмики для дет й 5-6 лет /Е. Кузнецова //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С.45
24. Левшина, Н.И. Развитие языковой способности дошкольников /Н.И. Левшина //Дошкольная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 11 - 12.
25. Левшина, Н.И. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников //Н.И. Левшина //Дошкольная педагогика. - 2014. - № 8. - С. 12 - 14.
26. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности /Г.М. Лямина [Электронный ресурс]: - Режим доступа: htpp// twirpx.com>fLle/242176/
27. Микляева, Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования /Н.В. Микляева. - Москва : Издательство Юрайт, 2014. - 433 с.
28. Носкова, О.П. Методика диагностики развития языковой способности у старших дошкольников /О.П. Носкова //Дошкольная педагогика. - 20 3. - № 6. - С. 17 - 9.
29. Одинцова, М.П. Синтаксис русского языка /М.П. Одинцова
[Электронный ресурс]: Режим доступа: htpp:
//www.umver.omsk.su/trudy/fil_ezh/n2/odmcova.html/)
30. Песняева, Н. Прод ктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников / Н. Песняева // Детский сад от А до Я. - 2009. - №5 . - С. 40 - 50.
31. Пестрякова, Н.М. Речевые игры перед школой /Н. М. Пестрякова // Современный детский сад. - 2009. - №2 . - С. 74 - 76.
32. Пустовалов, П.С. Пособие по развитию речи /П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич. - Москва : Просвещение, 987. - 288 с.
33. Разнообразие научных подходов к многозначности термина
«синтаксис» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://referatwork.ru/category/svyaz/view/416172_raznoobrazie_nauchnyh_podhodov_k_smtaksisu_mnogoznachnost_termma_smtaksis_smtaksicheskiy_stroy_ yazyka_kratkaya_istoriya_sintaksicheskoy_nauki
47
34. Русский язык: Энциклопедия /Ю.Н. Кара лова. - Москва : аучное издательство Большая Российская энциклопедия», 2007. - 704 .
35. Синтаксический строй [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b3ad69a5c43b88521216d27_0.h tml
36. Современный русский литературный язык / Под ред. акад. РАО В.Г. Костромина и проф. В.И. Максимова. - Москва : Гардарики, 2003. - 780с.
37. Современный русский язык / Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова. - Москва : Гардарики, 2003. - 780.
38. Современный русский язык /Под общей ред. Л.А. Новикова. - Москва : 2001. - 324 с.
39. Современный русский язык: Теория. нализ языковых единиц: В 2 ч. - Ч. 2: Морфология. Синтаксис /В.В. Бабайцева, Н.А. иколина, Л.Д. Че нокова; под ред. Е.И. Дибровой. - Издательский центр кадемия», 2007. - 704 с.
40. Соколова, С.Е. Формирование связной речи детей. Обучение рассказыванию /С.Е. Соколова //Дошкольная педагогика. - 2014. - № 3. - С. 35.
41. Сомкова, О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста /О.Н. Сомкова //Детский сад. Теория и практика. - 2012. - № 3. - С.
42. Со ин, Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду /Ф.А. Со ин //Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб.науч.тр дов. - Москва : 1988. - С. 37 - 45.
43. Справочник дошкольного психолога /Г.А. Широкова. - Ростов Н/Д: Феникс, 2009. - 382 с.
48
44. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубцева. - Москва : Издательский центр академия», 2008. - 256 с.
45. Ур нтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста /Г.А. Ур нтаева. - Москва : Издательский центр Академия», 2012. - 272 с.
46. Усенко, Ю.В. Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста /Ю.В. Усенко //Дошкольная педагогика. - 2014. - № 7. - С. 54.
47. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Стр нина. - Москва : Г манит. изд. центрЛАДОС, 2008. - 287 с.
48. Ушакова, О.С. Психолого - педагогические основы развития речи дошкольников /О.С. Ушакова ;Е.А.Смирнова // Педагогическое образование и на ка. - 2008. - №1. - С. 11 - 3.
49. Федеральный гос дарственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://xn-- 80аЬисщЬй9а.хп--р1аГ13.06.14-ФГОС-ДО
50. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки их предупреждение /С.Н. Цейтлин. - Москва : Издательство ПО МОДЭК», 2006. - 192 с.
51. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи /С.Н. Цейтлин. - Москва : Изд. центр Л ДОС, 2007. - 240 с.
52. вайко, Г.С. гры и игровые упражнения по развитию речи /Г.С. вайко. - Москва : йрис-пресс, 2009. - 176 с.
53. Эльконин, Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. - Москва : Издательский центр кадемия», 2007. - 384 с.
54. Ядэшко, В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет (о формировании предложений в речи детей) /В.И. Ядэшко. - Москва : Просвещение, 1996. - 96 с.
55. Яшина, В.И. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: пособие для самостоятельной работы /В.И. Яшина,
М.М. Алексеева, В.Н. Макарова. -М.: Издательский центр академия», 2008. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ