Введение 3
1 Оценивание метапредметных результатов младших школьников на основе
портфолио 7
1.1 Теоретико - методологический анализ понятия «метапредметные
результаты» 7
1.2 Структура и содержание «портфолио» младших школьников как
средство оценивания метапредметных результатов обучающихся 20
2 Экспериментальная работа по оцениванию метапредметных результатов с
помощью «портфолио» младших школьников 31
2.1 Оценивание метапредметных результатов младших школьников
на основе портфолио 31
2.2 Результаты опытно - экспериментальной работы 40
Заключение 63
Список использованных источников
Приложение А - Д
Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Образовательные результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке [42]. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [42].
У выпускника начальной школы в результате изучения всех предметов будут сформированы метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные) и личностные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Система оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ относится к нормативному сопровождению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Следует отметить, что в современной начальной школе существует система контрольно¬измерительных материалов, способствующих оценке метапредметных результатов обучающихся. Уровень сформированное™ данных результатов конкретного ребенка зависит не только от его способностей к обучению, но и от степени сформированное™ самого умения учиться. Для более эффективного процесса обучения и совершенствования умений учиться необходимо определить на каком уровне метапредметных результатов находится конкретный обучающийся.
Основой для разработки данной системы являются требования к результатам освоения образовательных программ начального образования [4, с. 5].
Все общеобразовательные организации РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт начального общего образования устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы. Одним из оптимальных методов является портфолио [42, с. 67].
Различным аспектам использования технологии «Портфолио» посвящены работы Т. А. Стефановской, Г.К. Селевко, О. Г. Смоляниновой, М. А. Пинской, В.М. Монахова, Т. Г. Новиковой, А.С. Прутченкова и др.
В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования, а также портфолио обучающегося является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения [27,c. 16].
Проблема исследования заключается в поиске эффективных средств оценивания метапредметных результатов учащихся начальной школы на основе «Портфолио».
Объект: оценивание метапредметных результатов в учебной деятельности младших школьников
Предмет: «Портфолио» как средство оценивания метапредметных результатов младших школьников.
Цель: определить структуру, содержание и экспериментально проверить эффективность использования педагогического средства «Портфолио» младших школьников для оценивания метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
• Провести теоретический анализ метапредметных результатов младших школьников и определить возможности педагогических средств их оценивания;
• Определить сущность, структуру и содержание портфолио младших школьников для оценивания метапредметных результатов;
• Проверить эффективность оценивания метапредметных результатов с помощью «Портфолио» младшего школьника в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в том, что оценивание метапредметных результатов младших школьников будет результативно если:
а) будет определена сущность и разработана структура и содержание «Портфеля достижений» младшего школьника;
б) будет разработана система критериев оценки метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО [42].
Методы:
Теоретические - анализ научных источников по проблеме исследования, анализ нормативно - правовых и программных документов, анализ и сравнение типов портфолио, используемых в разных системах обучения.
Эмпирические - педагогическое наблюдение, проведение интервью педагогического коллектива МБОУ Гимназии № 7, сравнение экспертных оценок.
Методологические основания: для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов теоретический анализ и обобщение психолого - педагогической литературы, анализ системно - деятельностного, личностно - ориентированного подходов и обобщение опыта практической деятельности образовательного учреждения, диагностические методы (включенное наблюдение, беседы, интервью и др).
Новый федеральный государственный стандарт устанавливает совокупность требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы.
Современная система оценивания должна позволять осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех. Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика.
М. А. Пинская [34] в своих работах утверждает, что портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений. Такой тип портфолио, как «оценочный» демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
В ходе исследования определены уровни (высокий, средний, низкий) сформированное™ метапредметных умений у младших школьников в соответствии с выделенными критериями, а также сформулированны основные характеристики каждого уровня.
Исследование показало, что системность и целенаправленность разработанной модели действительно положительно влияет на развитие умения детей младшего школьного возраста работать
Такой инструмент оценивания, как портфолио может использоваться на протяжении всего обучения, начиная с первых классов вплоть до окончания школы. И, если в начальной школе учитель обязательно помогает ученику отбирать учебные работы и другие материалы для портфолио, то в основной и старшей школе портфолио становится личным инструментом и визитной карточкой ученика, в работе с которыми он может проявлять максимум самостоятельности и свободы [35].
1. Адаменко, Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / Л. И. Адаменко. - М., 2008. № 1.
2. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности : пособие / А. Б. Воронцов. - М., Рассказовъ, 2002.- 360с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : пособие / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991, 113с.
4. Голубева Л. М. Оценка достижений младшими школьниками
планируемых результатов обучения: Методические рекомендации / Л. М. Голубева. - Красноярск. 2011. - с.37
5. Горбов С.Ф. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения : пакет предметной диагностики по математике / С. Ф. Горбов, Н. Л. Табачникова 1 класс. - М.: МОи ПК, 1995.- 35с
6. Громыко, Ю.В. Метапредмет Знак. Схематизация и построение знаков. Понимание символов / Ю.В. Громыко - М.: Пушкинский институт, 2001. - 288 с.
7. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, 1992. -№ 3. -С.14-19.
8. Давыдов, В. В. Психология младшего школьника [Электронный курс] / В.В. Давыдов // монография. - Режим доступа:
http: //edu.glazov.net/toteachers/books.
9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: учебник / В. В. Давыдов. - М.: Интор, 1996.- 420с.
10. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст]/В.В. Давыдов // Вопросы психологии.- 1991. - №6. - С.45 - 49.
11. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в
начальной школе : система заданий. В 2 ч./ под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
12. Елькина, О. Ю. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О. Ю. Елькина; Н.Л. Сабурова. - М.: ФЛИНТА, 2012 -162с.
13. Загвоздкин, В. К. Портфель индивидуальных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки / В. К. Загвоздкин // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С. 32 -36.
14. Иванов, А. В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательной организаций / А.В. Иванов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.- 128 с.
15. Калинина, Н. Ф. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе / Н. Ф. Калинина // Завуч начальной школы. - 2003. - № 6. - С. 62.
16. Калинина, Н. Ф. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе / Н. Ф. Калинина // Завуч начальной школы. - 2003. - № 5. С. 64.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
18. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : [Стандарты второго поколения] / под. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2010. - 79 с.
19. Корчажкина, О.М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования / О.М. Корчажкина // Педагогика. -2016. - № 2. - С. 17-25.
20. Крупинина, Е.В. Положение о портфолио [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://festival.1 september.ru/articles/627222/
21. _Лизинский, М. Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания / М. Лизинский // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2005. - №3. - с. 87.
22. Лобода, Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения Ю. Лобода // Педагогическая диагностика. - 2005. - №4. - с.71.
23. Макарова, Е. Портфолио как он есть / Е. Макарова // Библиотека в школе «ПС». - 2006. - №6. - С. 12.
24. Меттус, Е.В. Живая оценка: Портфолио в школе / Е.В. Меттус. - М.: Глобус; Волгоград: Понорама, 2007. - 272 с.
25. Моисеева, Г.Ю. Портфолио ученика начальной школы // Начальная школа. - 2012. - № 8. - С. 35- 38.
26. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2016 г. - М. : Эксмо, 2016. - 208с
27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособ. / Е. С.Полат, М. Ю.Бухаркина, М. В.Моисеева, А. Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. -М: Издательский центр “Академия”, 2000. - 272 с.
28. Оценка достижений младшими школьниками планируемых результатов обучения: методические рекомендации / сост. Л.М. Голубева. Красноярск: КК ИПК, 2013. С. 36.
29.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. в 2ч. 4.1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов,
О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-ое изд. М.: Просвещение, 2010. С. 67.
30. Портфолио ученика, или портфолио личных достижений: сборник / авт.- сост. Т.П. Тюляева. М.: Верната - Граф, 2011.
31. Пейп, С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. -2000. - № 1. - С. 75-82.
32. Планируемые результаты начального общего образования : научный сборник / Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
33. Поздеева, С.И. Открытое образовательное портфолио ученика начальной школы / С. И. Поздеева, Е.Б. Путинцева // Научно-педагогическое обозрение. - 2014. № 2 (4). С. 85-89.
34. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учеб.пособие / М. А. Пинская. - М.: Логос, 2010. - 264с.
35. Пинская, М.А. Формирующий подход: критериальное оценивание в действии / М. А. Пинская, А. в. Иванов // Народное образование. - 2010. - № 5. C. 192—201.
36. Планируемые результаты начального общего образования: Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
37. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированное™ учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
38. Репкина, Н. В. Что такое развивающее обучение? / Теория учебной деятельности (Развивающее обучение: система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): Хрестоматия / Н. В. Репкина. - Красноярск гос. ун-т. - 2004. 65 с.
39. Смолянинова, О. Г. Проблема оценивания образовательных достижений: технология е - портфолио : монография / О. Г. Смолянинова. - Красноярск : Сиб. Федер. ун- т, 2015. - 144 с.
40. Смолянинова, О. Г. Оценивание образовательных результатов в течение всей жизни: электронный портфолио : монография / О. Г. Смолянинова; М-во образования и науки Российской Федерации, Сиб. федеральный ун¬т. - Красноярск : СФУ, 2016. - 360 с.
41. Стефановская, Т.А. Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе / Т. А. Стефановская // Профильная школа. - 2004.- № 5. - с. 65 - 67
42. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа -http: //standart.edu.ru/
43. Ямбург, Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования / Е. А. Ямбург // Учительская газета. - 2004. - № 11.
44. Zimmerman E. (30 June 2012). Career couch: Showcasing Your Work, in an Online Portfolio. New York Times. Retrieved, 7 June 2014.