Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения

Работа №27771

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
619
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты формирования универсального действие моделирования 8
1.1 Содержание понятия и виды «универсальных учебных действий». 8
1.2 Особенности развития универсального учебного действия моделирование на уроках математики в системе РО 13
1.3 Разновидности моделей и приемы формирования действия моделирования 21
2 Формирование универсального учебного действия моделирования на уроках математики 29
2.1 Выявления затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики 29
2.2. Разработка заданий, направленных на формирование действия
моделирования на уроках математики для 2 класса 43
2.3 Апробация заданий направленных на формирование действия
моделирования на уроках математики обучающихся 2 класса. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А Интервью с учителем начальных классов 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования учителей по определению затруднений в освоении действия моделирования 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты проведения начальной проверочной работы по математике, направленные на построение моделей 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Задания, направленные на понимание построение, преобразование моделей для 2 класса 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты проведения повторной проверочной работы по математике, направленные на построение моделей


В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляются требования к результатам: личностным, метапредметным, предметным. [22] Особо актуальным остается вопрос о формировании и оценивании метапредметных результатов, среди которых важными являются следующие универсальные учебные действия:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. [22, с. 10;13]
Действие моделирование является ключевым универсальным действием, по требованиям к метапредметным результатам ФГОС НОО.
Так же предъявляются требования к предметным результатам в области математики: [22, с. 12;13]
- умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Все эти требования фактически говорят об активном формировании действия моделирования у младших школьников, как универсальном действии, так и предметном.
Одним из базовых межпредметных понятий является понятие моделирования. Оно используется как на уроках русского языка, на уроках математики, на уроках окружающего мира и на уроках литературного чтения.
Проблемой формирования действия моделирования занимались многие отечественные ученые, такие как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.ВРепкин, А. В. Захарова и другие. В.В. Давыдов отмечал, что одним из путей формирования теоретических знаний является моделирование, использование моделей, которые выступают как «абстракция особого рода» [16,с.58], которые являются связующим звеном между теорией и действительностью, позволяет выявить внутренние связи и отношение объектов. Через этап моделирование, лежит способность понимать одно явление через другое, а это значит, что можно объяснить при помощи моделирования сложное, через простое, непривычное через привычное, ненаглядное через наглядное.
В апреле-мае 2012/2013 учебного года в 33 регионах Российской Федерации в рамках трехлетнего проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» (2011-2013 годы) осуществлялось внедрение инструментария и участвовали 77285 выпускников начальной школы из 3709 четвертых классов 1491 образовательного учреждения 33 регионов страны. В отчете Центра оценки качества образования Российской академии образования (2013 года) указаны типичные ошибки учеников 4 классов и рекомендации для педагогов по математике: «Результаты, продемонстрированные четвероклассниками в 2013 году, говорят о необходимости повышения внимания педагогов: к полноте решения выполняемых учащимися заданий и оценке реальности полученного ответа; к усилению работы с составлением модели». Масштабные исследования подтверждают проблему формирования действия моделирования на уроках математики.
О том, что действие моделирование сегодня является важным в учебной деятельности учащихся, указывала Черкасова А. М. В диссертационном исследовании «Начальное математическое моделирование как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников».
Опираясь на вывод, в работе Черкасова А.М сделали вывод о том, что недостаточно разработаны адекватные дидактические средства с включением обучению действию моделированию.
Опыт показывает, что существуют затруднения обучающихся начальной школы при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования.
Проблема исследования заключается в противоречии: с одной стороны, формирование универсального учебного действия моделирования является важным в учебной деятельности обучающихся 2 класса, с другой стороны, недостаточно разработаны дидактические средства, сформированные с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования
В системе РО.
Цель исследования:
Цель исследования: Теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)
Объект исследования:процесс обучения математике обучающихся второго класса в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.).
Предмет исследования:формирование универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса в процессе обучения математике в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.).
Цель исследования:
Цель исследования: Теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)
Гипотеза:
Разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), если они:
- сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования;
- ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование);
- сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.
Задачи исследования:
1) Выявить сущность содержаниепонятия и виды «действия моделирования» у младших школьников;
2) Выявить особенность развития универсального учебного действия моделирования на уроках математики в системе РО;
3) Выявить разновидности моделей, уровни и приемы формирования действия моделирования в начальной школе;
4) Разработать сборник уровневых заданий по математике для 2 класса по формированию действия моделирования на уроках математики;
5) Описать способ использования разработанного сборника заданий, направленных на формирование действия моделирования;
6) Апробировать разработанные задания, направленные на формирование действия моделирования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Анкетирование;
3. Интервьюирование;
4. Анализ диагностической контрольной работы детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из актуальных проблем в образовании является формирование универсальных учебных действий. Актуальным остается вопрос о формировании действия моделирования. Было выявлено, что действие моделирование на уроках математики в начальных классах является как метапредметным, так и предметным, и через действия моделирование осваивается весь курс математики начальных классов в системе РО.
В данной работе представлены результаты исследования, направленного на приемы формирования действия моделирования на уроках математики начальных классов. Работа состояла из нескольких частей: первая часть - это работа с литературой по выбранной теме (теоретическая часть). Были представлены материалы о формировании действия моделирования и о его значении в развивающем обучении, рассмотрены работы Черкасовой А.М, Александровой Э.И, Г.А Цукермана.
Во второй части работы удалось осуществить анализ затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики ,выделить проблемы и затруднения педагога и учащихся по формированию действия моделирования на уроках математики. В опытно-практической части были разработаны задания по трем уровням (понимание, построение, преобразование) моделей, направленные на формирование действия моделирования на уроках математики для 2класса. Анализ результатов исследования повторной диагностической работы, выявил положительную динамику опытно-практической части. В результате был составлен сборник заданий направленных на формирование действия моделирования на уроках математики в начальных классах.На основании полученных результатов, мы сделали вывод о том что,разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), т.к они:
- сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования;
- ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование);
- сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.
После проведенного исследования сделан вывод, что использование заданий систематизированных по трем уровням(понимание, построение, преобразование) моделей, направленных на формирование действия моделирования, способствуют формированию универсального действия моделирования у младших школьников.
В целом решение поставленных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.) и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём.



1) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1
класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя./Э.И. Александрова.- М.: Вита-Пресс, 2012. - 240 с.
2) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 2
класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2012. - 160 с.
3) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 3
класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2012. - 184 с.
4) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 4
класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2012. - 112 с.
5) Александрова Э.И. Сборник примерных программ для начальной школы:
Сборник примерных программ./ Э.И. Александрова - М.: «Вита-Пресс», 2009. - 112 с.
6) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы. В
двух книгах. Книга 1./ Э. И. Александрова - М., «Вита-Пресс», 2012 - 157 с.
7) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы. В
двух книгах. Книга 1./ Э. И. Александрова - М., «Вита-Пресс», 2012 - 176 с.
8) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В
двух книгах. Книга 2./ Э. И. Александрова - М., «Вита-Пресс», 2012 - 160 с.
9) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 4 класса начальной школы. В
двух книгах. Книга 2./ Э. И. Александрова - М., «Вита-Пресс», 2012 - 160 с.
10) Александрова Э.И. Научно-методические основы построения начального
курса математики в системе развивающего обучения. Монография. Омск: Сфера, 2006. - 320 с.
11) Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.
A. Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
12) Буренкова Н.В. Моделирование как способ формирования обобщённого
умения решать задачи : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Буренкова Наталья Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 208 с.
13) Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системеД.Б.Эльконина
B. В. Давыдова. - М.: ЦГТРО «Развитие личности», 2010. - 360 с.
14) Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших
школьников / С. Г. Воровщиков// Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] // МЦФЭР. - 2012. - № 5. - С. 33-40.
15) Выготский Л.С. История развития высших психических
функций/Выготский Л.С. // Собр. соч.: В 6 т. М., 2009г. с 7.
16) Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования./ В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 2001. - 240 с.
17) Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В.Давыдов. - Томск:Пеленг, 2010. с.63.
18) Зинченко В. П. Психолого-педагогические основы построения системы
развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова:/ В. П. Зинченко — М.: Гардарики, 2009.с.431 с.
19) Воронцов А.Б конференция «Современная дидактика и качество
образования: эффективные средства обучения» пленарный доклад:
«Учебная модель как средство реализации деятельностного подхода в обучении» (http: //neo-didactica. ru/material s/).
20) . Ковалёва Г.С. Доработка, апробация и внедрение инструментария и
процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. /Ковалёва Г.С, Нурминская. А.И.
http://www.centeroko.ru/fgos/fgos_ pub.htm.
21) Леонтьев А.Н. Теория личности. http://kluver.ru/publ/29-1-0-123
РГБ ОД, 61 09-13/1203http://www.dslib.net/obw-pedagogika/modelirovanie-kak- spo sob-formirovanij a-obobwj onno go-umenij a-reshat-zadachi. html
23) Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника/ Д.С. Елисеева. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.
22) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ