Средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты формирования универсального действие моделирования 8
1.1 Содержание понятия и виды «универсальных учебных действий». 8
1.2 Особенности развития универсального учебного действия моделирование на уроках математики в системе РО 13
1.3 Разновидности моделей и приемы формирования действия моделирования 21
2 Формирование универсального учебного действия моделирования на уроках математики 29
2.1 Выявления затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики 29
2.2. Разработка заданий, направленных на формирование действия
моделирования на уроках математики для 2 класса 43
2.3 Апробация заданий направленных на формирование действия
моделирования на уроках математики обучающихся 2 класса. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А Интервью с учителем начальных классов 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования учителей по определению затруднений в освоении действия моделирования 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты проведения начальной проверочной работы по математике, направленные на построение моделей 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Задания, направленные на понимание построение, преобразование моделей для 2 класса 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты проведения повторной проверочной работы по математике, направленные на построение моделей
1 Теоретические аспекты формирования универсального действие моделирования 8
1.1 Содержание понятия и виды «универсальных учебных действий». 8
1.2 Особенности развития универсального учебного действия моделирование на уроках математики в системе РО 13
1.3 Разновидности моделей и приемы формирования действия моделирования 21
2 Формирование универсального учебного действия моделирования на уроках математики 29
2.1 Выявления затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики 29
2.2. Разработка заданий, направленных на формирование действия
моделирования на уроках математики для 2 класса 43
2.3 Апробация заданий направленных на формирование действия
моделирования на уроках математики обучающихся 2 класса. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А Интервью с учителем начальных классов 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования учителей по определению затруднений в освоении действия моделирования 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты проведения начальной проверочной работы по математике, направленные на построение моделей 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Задания, направленные на понимание построение, преобразование моделей для 2 класса 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты проведения повторной проверочной работы по математике, направленные на построение моделей
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляются требования к результатам: личностным, метапредметным, предметным. [22] Особо актуальным остается вопрос о формировании и оценивании метапредметных результатов, среди которых важными являются следующие универсальные учебные действия:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. [22, с. 10;13]
Действие моделирование является ключевым универсальным действием, по требованиям к метапредметным результатам ФГОС НОО.
Так же предъявляются требования к предметным результатам в области математики: [22, с. 12;13]
- умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Все эти требования фактически говорят об активном формировании действия моделирования у младших школьников, как универсальном действии, так и предметном.
Одним из базовых межпредметных понятий является понятие моделирования. Оно используется как на уроках русского языка, на уроках математики, на уроках окружающего мира и на уроках литературного чтения.
Проблемой формирования действия моделирования занимались многие отечественные ученые, такие как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.ВРепкин, А. В. Захарова и другие. В.В. Давыдов отмечал, что одним из путей формирования теоретических знаний является моделирование, использование моделей, которые выступают как «абстракция особого рода» [16,с.58], которые являются связующим звеном между теорией и действительностью, позволяет выявить внутренние связи и отношение объектов. Через этап моделирование, лежит способность понимать одно явление через другое, а это значит, что можно объяснить при помощи моделирования сложное, через простое, непривычное через привычное, ненаглядное через наглядное.
В апреле-мае 2012/2013 учебного года в 33 регионах Российской Федерации в рамках трехлетнего проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» (2011-2013 годы) осуществлялось внедрение инструментария и участвовали 77285 выпускников начальной школы из 3709 четвертых классов 1491 образовательного учреждения 33 регионов страны. В отчете Центра оценки качества образования Российской академии образования (2013 года) указаны типичные ошибки учеников 4 классов и рекомендации для педагогов по математике: «Результаты, продемонстрированные четвероклассниками в 2013 году, говорят о необходимости повышения внимания педагогов: к полноте решения выполняемых учащимися заданий и оценке реальности полученного ответа; к усилению работы с составлением модели». Масштабные исследования подтверждают проблему формирования действия моделирования на уроках математики.
О том, что действие моделирование сегодня является важным в учебной деятельности учащихся, указывала Черкасова А. М. В диссертационном исследовании «Начальное математическое моделирование как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников».
Опираясь на вывод, в работе Черкасова А.М сделали вывод о том, что недостаточно разработаны адекватные дидактические средства с включением обучению действию моделированию.
Опыт показывает, что существуют затруднения обучающихся начальной школы при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования.
Проблема исследования заключается в противоречии: с одной стороны, формирование универсального учебного действия моделирования является важным в учебной деятельности обучающихся 2 класса, с другой стороны, недостаточно разработаны дидактические средства, сформированные с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования
В системе РО.
Цель исследования:
Цель исследования: Теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)
Объект исследования:процесс обучения математике обучающихся второго класса в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.).
Предмет исследования:формирование универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса в процессе обучения математике в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.).
Цель исследования:
Цель исследования: Теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)
Гипотеза:
Разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), если они:
- сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования;
- ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование);
- сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.
Задачи исследования:
1) Выявить сущность содержаниепонятия и виды «действия моделирования» у младших школьников;
2) Выявить особенность развития универсального учебного действия моделирования на уроках математики в системе РО;
3) Выявить разновидности моделей, уровни и приемы формирования действия моделирования в начальной школе;
4) Разработать сборник уровневых заданий по математике для 2 класса по формированию действия моделирования на уроках математики;
5) Описать способ использования разработанного сборника заданий, направленных на формирование действия моделирования;
6) Апробировать разработанные задания, направленные на формирование действия моделирования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Анкетирование;
3. Интервьюирование;
4. Анализ диагностической контрольной работы детей.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. [22, с. 10;13]
Действие моделирование является ключевым универсальным действием, по требованиям к метапредметным результатам ФГОС НОО.
Так же предъявляются требования к предметным результатам в области математики: [22, с. 12;13]
- умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Все эти требования фактически говорят об активном формировании действия моделирования у младших школьников, как универсальном действии, так и предметном.
Одним из базовых межпредметных понятий является понятие моделирования. Оно используется как на уроках русского языка, на уроках математики, на уроках окружающего мира и на уроках литературного чтения.
Проблемой формирования действия моделирования занимались многие отечественные ученые, такие как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.ВРепкин, А. В. Захарова и другие. В.В. Давыдов отмечал, что одним из путей формирования теоретических знаний является моделирование, использование моделей, которые выступают как «абстракция особого рода» [16,с.58], которые являются связующим звеном между теорией и действительностью, позволяет выявить внутренние связи и отношение объектов. Через этап моделирование, лежит способность понимать одно явление через другое, а это значит, что можно объяснить при помощи моделирования сложное, через простое, непривычное через привычное, ненаглядное через наглядное.
В апреле-мае 2012/2013 учебного года в 33 регионах Российской Федерации в рамках трехлетнего проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» (2011-2013 годы) осуществлялось внедрение инструментария и участвовали 77285 выпускников начальной школы из 3709 четвертых классов 1491 образовательного учреждения 33 регионов страны. В отчете Центра оценки качества образования Российской академии образования (2013 года) указаны типичные ошибки учеников 4 классов и рекомендации для педагогов по математике: «Результаты, продемонстрированные четвероклассниками в 2013 году, говорят о необходимости повышения внимания педагогов: к полноте решения выполняемых учащимися заданий и оценке реальности полученного ответа; к усилению работы с составлением модели». Масштабные исследования подтверждают проблему формирования действия моделирования на уроках математики.
О том, что действие моделирование сегодня является важным в учебной деятельности учащихся, указывала Черкасова А. М. В диссертационном исследовании «Начальное математическое моделирование как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников».
Опираясь на вывод, в работе Черкасова А.М сделали вывод о том, что недостаточно разработаны адекватные дидактические средства с включением обучению действию моделированию.
Опыт показывает, что существуют затруднения обучающихся начальной школы при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования.
Проблема исследования заключается в противоречии: с одной стороны, формирование универсального учебного действия моделирования является важным в учебной деятельности обучающихся 2 класса, с другой стороны, недостаточно разработаны дидактические средства, сформированные с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования
В системе РО.
Цель исследования:
Цель исследования: Теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)
Объект исследования:процесс обучения математике обучающихся второго класса в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.).
Предмет исследования:формирование универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса в процессе обучения математике в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.).
Цель исследования:
Цель исследования: Теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)
Гипотеза:
Разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), если они:
- сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования;
- ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование);
- сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.
Задачи исследования:
1) Выявить сущность содержаниепонятия и виды «действия моделирования» у младших школьников;
2) Выявить особенность развития универсального учебного действия моделирования на уроках математики в системе РО;
3) Выявить разновидности моделей, уровни и приемы формирования действия моделирования в начальной школе;
4) Разработать сборник уровневых заданий по математике для 2 класса по формированию действия моделирования на уроках математики;
5) Описать способ использования разработанного сборника заданий, направленных на формирование действия моделирования;
6) Апробировать разработанные задания, направленные на формирование действия моделирования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Анкетирование;
3. Интервьюирование;
4. Анализ диагностической контрольной работы детей.
Одной из актуальных проблем в образовании является формирование универсальных учебных действий. Актуальным остается вопрос о формировании действия моделирования. Было выявлено, что действие моделирование на уроках математики в начальных классах является как метапредметным, так и предметным, и через действия моделирование осваивается весь курс математики начальных классов в системе РО.
В данной работе представлены результаты исследования, направленного на приемы формирования действия моделирования на уроках математики начальных классов. Работа состояла из нескольких частей: первая часть - это работа с литературой по выбранной теме (теоретическая часть). Были представлены материалы о формировании действия моделирования и о его значении в развивающем обучении, рассмотрены работы Черкасовой А.М, Александровой Э.И, Г.А Цукермана.
Во второй части работы удалось осуществить анализ затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики ,выделить проблемы и затруднения педагога и учащихся по формированию действия моделирования на уроках математики. В опытно-практической части были разработаны задания по трем уровням (понимание, построение, преобразование) моделей, направленные на формирование действия моделирования на уроках математики для 2класса. Анализ результатов исследования повторной диагностической работы, выявил положительную динамику опытно-практической части. В результате был составлен сборник заданий направленных на формирование действия моделирования на уроках математики в начальных классах.На основании полученных результатов, мы сделали вывод о том что,разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), т.к они:
- сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования;
- ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование);
- сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.
После проведенного исследования сделан вывод, что использование заданий систематизированных по трем уровням(понимание, построение, преобразование) моделей, направленных на формирование действия моделирования, способствуют формированию универсального действия моделирования у младших школьников.
В целом решение поставленных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.) и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём.
В данной работе представлены результаты исследования, направленного на приемы формирования действия моделирования на уроках математики начальных классов. Работа состояла из нескольких частей: первая часть - это работа с литературой по выбранной теме (теоретическая часть). Были представлены материалы о формировании действия моделирования и о его значении в развивающем обучении, рассмотрены работы Черкасовой А.М, Александровой Э.И, Г.А Цукермана.
Во второй части работы удалось осуществить анализ затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики ,выделить проблемы и затруднения педагога и учащихся по формированию действия моделирования на уроках математики. В опытно-практической части были разработаны задания по трем уровням (понимание, построение, преобразование) моделей, направленные на формирование действия моделирования на уроках математики для 2класса. Анализ результатов исследования повторной диагностической работы, выявил положительную динамику опытно-практической части. В результате был составлен сборник заданий направленных на формирование действия моделирования на уроках математики в начальных классах.На основании полученных результатов, мы сделали вывод о том что,разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), т.к они:
- сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования;
- ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование);
- сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.
После проведенного исследования сделан вывод, что использование заданий систематизированных по трем уровням(понимание, построение, преобразование) моделей, направленных на формирование действия моделирования, способствуют формированию универсального действия моделирования у младших школьников.
В целом решение поставленных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.) и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных умений у учащихся основной школы на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (на примере 6-х классов)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Оценочная деятельность обучающихся как фактор формирования универсальных учебных действий на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИК В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Педагогические условия формирования у младших школьников универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



