Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологической защиты подростков, успешных и неуспешных в учебной деятельности

Работа №27768

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
483
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психологической защиты и ее
особенностей в подростковом возрасте 8
1.1 Психологическая защита: определение, функции, механизмы 8
1.2 Особенности переживания психологической защиты в
подростковом возрасте 17
2 Экспериментальное исследование особенностей психологической
защиты у подростков успешных и неуспешных в учебной деятельности 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 33
2.3 Психологическая программа направленная на формирование
конструктивных механизмов психологической защиты в подростковом возрасте 42
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение

Актуальность темы исследования. Психологическая защита - неосознаваемый психический механизм, направленный на минимизацию отрицательных переживаний человека, регулирующий поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. С другой стороны, он часто выступает как преграда личностного развития [4].
Большинство защитных механизмов формируется в раннем детстве, позволяя ребенку закрыться, спрятаться от внешних трудностей и опасностей. Основополагающей детерминантой психического развития ребенка являются отношения в семье, нарушение которых часто приводит к дисгармонии эмоционального развития личности, патопсихологии, гипертрофии психологических защит у ребенка. Неоспоримо, что семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей в значительной мере определяют уровень психического здоровья ребенка.
Актуальность и значимость исследования проблемы психологической защиты подростков, успешных и не успешных в учебной деятельности связана и с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности и ее социализации. Особенно важно это влияние в переходный период развития. Социальные перемены в государстве и семье ведут к возрастанию эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности у подростков, которые испытывают как собственные трудности, так и, отраженно, сложности близких взрослых. В связи, с чем возрастает интерес к изучению формирования механизмов психологических защит, способствующих поддержанию стабильности и эмоционального принятия подростками себя и своего окружения.
Изучению проблемы формирования и определения роли защитных механизмов в развитии личности посвящены работы А. Маслоу [12], Ф. Перлза [24], З. Фрейда [35], А. Фрейд [34] и др. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Ф.В. Бассин [4], P.M. Грановская [10], Э.И. Киршбаум [15], В.Н. Мясищев [21], И.М. Никольская [24] и др.
Все вышеизложенное и определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение особенностей психологической защиты подростков, успешных и не успешных в учебной деятельности.
Объект исследования: психологическая защита.
Предмет исследования: особенности психологической защиты
подростков, успешных и не успешных в учебной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме психологической защиты подростков, успешных и неуспешных в учебной деятельности;
2. Подобрать методики и осуществить экспериментальное исследование;
3. Проанализировать полученные результаты.
Методологическая база исследования представлена работами: Р.М. Грановской, Б.В. Зейгарник, О.В. Кудряшовой, И.М. Никольской, Л.Ю. Суботиной и др.
Нами были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика; самоактуализационный тест (САТ) Л.Я. Гозмана и др.; методика «Определение уровня тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.) - анализ литературы по проблеме исследования; формирование плана предстоящего исследования.
2 этап (март 2016 г.) - составление программы экспериментального исследования, подбор диагностического материала; проведение диагностического обследования, оформление результатов исследования.
3 этап (апрель - май 2015 г.) - составление психологической программы, направленной на формирование конструктивных методов психологической защиты в подростковом возрасте.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска. Выборка представлена учащимися 8 «Б» класса в возрасте 14-15 лет, в количестве 23 человек.
Практическая значимость работы заключается в том, что систематизирован теоретический материал по проблеме исследования, который может быть использован при подготовке студентов к лекционным и семинарским занятиям, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Получены экспериментальные результаты о особенности психологической защиты подростков, успешных и не успешных в учебной деятельности. Результаты исследования были учтены при составлении и реализации психологической программы, которые впоследствии могут использоваться преподавателями, студентами, педагогами-психологами для работы с подростками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав теоретическую литературу, можно охарактеризовать психологическую защиту как систему регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Нами были изучены основные механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, рационализация, сублимация, отрицание, аскетизм, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.
Изучив особенности переживания психологической защиты, мы видим, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение (подростковая дружба). Подростку очень важно быть успешным в глазах сверстников, боясь быть отвергнутыми, они склонны испытывать чувство подавленности и тревогу. В результате чего срабатывают механизмы психологической защиты, наиболее характерными в подростковом возрасте являются: рационализация, сублимация, отрицание, регрессия, аскетизм.
Проанализировав и сравнив полученные экспериментальные результаты по всем проведенным методикам, можно сказать, что между подростками, успешными в процессе учебной деятельности, и подростками неуспешными, выявлены различия как в использовании некоторых механизмов психологической защиты и характеристик самоактуализации, так и в ведущей психологической защите, являющейся компонентом индивидуального жизненного стиля. Нами выявлено, что у подростков, успешных в учебной деятельности, происходит формирование специфической психологической защиты по типу реактивного образования, являющейся важным компонентом индивидуального жизненного стиля. У подростков же неуспешных в учебной деятельности, специфической психологической защитой является
В ходе изучения особенностей психологической защиты подростков, успешных и не успешных в учебной деятельности была разработана психологическая программа, направленная на формирование конструктивных механизмов психологической защиты в подростковом возрасте
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.



1. Адлер, А. Наука жить : учебник / А. Адлер. - Киев : Port-Royal, 1997. - 285 с.
2. Адлер, А. Стиль жизни : учебник / А. Адлер. - Москва : ЧеРо, 2000. - 106 с.
3. Байер, К. Здоровый образ жизни : учебное пособие для вузов / К. Байер, Л. Шейнберг. - Москва : Мир, 2007. -368 с.
4. Бассин, Ф. В. Проблема психологической защиты / Ф. В. Бассин // Психологический журнал. - 2008. - № 3. - С. 30-41.
5. Богомолов, А. М. Психологическая защита личности в прогнозе психической адаптации / А. М. Богомолов, А. Г. Портнова // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 26. - С. 126-129.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : учебник / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 398 с.
7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) : учебное пособие / Ф. Е. Василюк. - Москва : Московский университет, 2004. - 200 с.
8. Венгер, А. Л. Психотерапия : западная теория и российская практика / А. Л. Венгер // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - № 1. - С. 5-17.
9. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч. в 6 т. / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - 366 с.
10. Грановская, Р. М. Психологическая защита : учебное пособие / Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 476 с.
11. Давыдов, В. В. Основные периоды психического развития ребенка : учебное пособие / В. В. Давыдов. - Москва : Просвещение, 2013. - 257 с.
12. Зейгарник, Б. В. Патопсихология : учебное пособие / Б. В. Зейгарник. - Москва : Просвещение, 2006. - 287 с.
13. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : учебник / И. А. Зимняя. - Москва : Академия, 2004. - 263 с.
14. Калинина, Н. В. Индивидуальные паттерны психологической защиты (на примере проективного исследования личности и мышления) : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Калинина Наталья Валентиновна. - Москва, 2012. - 24 с.
15. Киршбаум, Э. И. Психологическая защита : учебник / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. - Москва : Смысл, 2005. - 176 с.
16. Кружкова, О. В. Эффективность структуры психологических защит личности педагога начального образования : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Кружкова Ольга Владимировна. - Казань, 2006. - 24 с.
17. Кудряшова, О. В. Связь механизмов психологической защиты студентов-психологов с удаленностью от семьи / О. В. Кудряшова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 1269-1273.
18. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников : учебное пособие / В. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 2006. - 357 с.
19. Маликова, Т. В. Психологическая защита : направления и методы : учебное пособие для студентов спец. «Педагог-психолог» / Т. В. Маликова, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, О. В. Шатрова. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 231 с.
20. Мерлин, Р. С. Структура личности : характер, способности, самосознание : учебное пособие / Р. С. Мерлин. - Пермь : Наука, 2010. - 204 с.
21. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы : учебник / В. Н. Мясищев. - Ленинград : Ленинград, 1960. - 426 с.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология : Феноменология развития : учебное пособие / В. С. Мухина. - Москва : Академия, 2014, - 607 с.
23. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) : учебник / А. А. Налчаджян. - Ереван : АН Арм. ССР, 1988. - 262 с.
24. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей : учебник / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 342 с.
25. Петровский, В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности : учебное пособие / В. А. Петровский. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 503 с.
26. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика : учебное пособие / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. - Мытищи : «Талант», 1996. - 144 с.
27. Ротенберг, B. C. Поисковая активность и адаптация : учебник / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. - Москва : Наука, 2004. - 193 с.
28. Рыжов, Д. М. Развитие научных представлений о психологической защите и ее исследование у детей младшего школьного возраста / Д. М. Рыжов // Вестник МГГУ им. Шолохова. - 2013. - № 1. - С.97-106.
29. Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности : учебное пособие / Е. Т. Соколова. - Москва : Просвещение, 1989. - 215 с.
30. Стоиков, И. Д. Анализ защитных проявлений личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Стоиков Игорь Денисович. - Москва, 2006. - 20 с.
31. Субботина, Л. Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.03 / Субботина Лариса Юрьевна. - Ярославль, 2006. - 46 с.
32. Ташлыков, В. А. Психология лечебного процесса : учебное пособие / В. А. Ташлыков - Ленинград : Медицина, 1984. - 182 с.
33. Терентьева, Н. П. Особенности психологической защиты у слабослышащих и слабовидящих подростков : автореф. дис. . канд. психол. Наук : 19.00.10 / Терентьева Нина Павловна. - Москва, 2014. - 29 с.
34. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа : учебное пособие / А. Фрейд. - Москва : Академия, 1999. - 248 с.
35. Фрейд, З. Психология «Я» и защитные механизмы : учебное пособие / З. Фрейд. - Москва : Педагогика, 1993. - 144 с.
36. Штроо, В. А. Исследование групповых защитных механизмов / В. А. Штроо // Психологический журнал. - 2015. - № 1. - С. 5-15.
37. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. - 1989. - № 5. - С. 46-53.
38. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис : учебник / Э. Эриксон. - Москва : Прогресс, 1996. - 344 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ