Введение 6
1. Теоретические аспекты организации клиент - центрированных
занятий по плаванию 10
1.1. Понятие клиент - центрированных занятий по плаванию в
условиях фитнес - центра 10
1.2. Специфика реализации клиент - центрированных занятий по
плаванию в условиях фитнес - центра 16
1.3. Базовый комплекс упражнений для формирования серии клиент -
центрированных занятий по плаванию 30
Вывод по 1 главе 45
2. Содержание и результаты опытно - экспериментальной работы по
организации клиент - центрированных занятий по плаванию 48
2.1. Организация и методы исследования 48
2.2. Диагностический инструментарий выявления индивидуального
запроса клиента на обучение и показателей общей плавательной подготовленности 50
2.3. Формирование процедуры планирования и реализации клиент -
центрированных занятий по плаванию 53
2.4. Оценка результативности применения разработанных клиент -
центрированных занятий по плаванию в условиях фитнес - центра Pool&Gym 63
Выводы по 2 главе 65
Заключение 67
Список используемых источников 69
Приложение А. Базовый комплекс упражнений 78
Приложение Б. Анкета определения первичных плавательных навыков и запроса на обучение плаванию 95
Приложение В. Результаты первичной диагностики клиента 15 99
Приложение Г. Результаты первичной диагностики клиента 9 100
Приложение Д. Результаты первичной диагностики клиента 12 101
Приложение Е. Результаты первичной диагностики клиента 10 102
Приложение Ж. Результаты первичной диагностики клиента 13 103
Приложение И. Результаты первичной диагностики клиента 5 104
Приложение К. Результаты первичной диагностики клиента 2 105
Приложение Л. Результаты первичной диагностики клиента 3 106
Приложение М. Результаты первичной диагностики клиента 1 107
Приложение Н. Результаты первичной диагностики клиента 14 108
Приложение П. Результаты первичной диагностики клиента 8 109
Приложение Р. Результаты первичной диагностики клиента 8 110
Приложение С. Результаты первичной диагностики клиента 7 111
Приложение Т. Результаты первичной диагностики клиента 6 112
Приложение У. Результаты первичной диагностики клиента 1
Развитие современного социума характеризуется возросшей потребностью в непрерывном процессе образования. Удовлетворение образовательных потребностей взрослых людей - одна из актуальных задач, решаемых современной системой дополнительного образования.
Взрослые люди стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию в различных областях, в том числе и в области физической культуры и спорта. Одним из востребованных образовательных направлений является обучение плаванию и совершенствование их плавательных навыков. Запрос на обучение плаванию для взрослых людей сопровождается, как правило, совокупностью организационно-педагогических условий, требующих персонификации образовательного процесса. В качестве таких условий могут выступать первичные плавательные навыки и психологические установки, финансовые возможности, график занятости и т.д., что вызывает определённые трудности реализации организованного образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Альтернативу могут составить фитнес-центры, имеющие возможность предложить персонификацию учебно-тренировочного процесса с учётом образовательного запроса, условий его реализации и желаемого уровня освоения плавательных навыков, что и определяет актуальность исследования.
Проблема определяется противоречием между имеющимся запросом на совершенствование плавательной подготовки и недостаточностью методик персонификации учебно-тренировочного процесса по плаванию в условиях фитнес-центра и заключается в формировании процедуры разработки клиент- центрированных занятий по плаванию для совершенствования плавательных навыков клиента в условиях фитнес-центра.
Цель исследования - теоретически обосновать и предложить процедуру разработки и реализации серии клиент-центрированных занятий по плаванию для фитнес-центра Pool&Gym и проверить её результативность в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в фитнес-центре.
Предмет исследования: процедура разработки и реализации серии клиент- центрированных занятий по плаванию в учебно-тренировочном процессе фитнес-центра.
Гипотеза: удовлетворению запроса клиента фитнес-центра на совершенствование плавательной подготовленности будет способствовать разработка и реализация серии клиент-центрированных занятий с учётом объективно определяемого первоначального и желаемого уровня плавательной подготовленности, создания условий персонифицированного режима тренировок.
Задачи:
- Раскрыть понятие клиент-центрированных занятий по плаванию и определить специфику их реализации в условиях фитнес-центра;
- Определить базовый комплекс упражнений для формирования серии клиент-центрированных занятий на основе анализа различных методик обучения плаванию;
- Разработать диагностический инструментарий выявления запроса клиента и показателей общей плавательной подготовленности, разработать процедуру планирования и реализации клиент-центрированных занятий по плаванию;
- Оценить результативность реализации клиент-центрированных занятий по плаванию в условиях фитнес-центра Pool&Gym.
Практическая значимость: заключается в возможности тиражирования данной разработки на другие фитнес-центры.
Для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ и конкретизация, аналогия, моделирование, проектирование;
- эмпирические частные методы: анкетирование, наблюдение;
- эмпирические комплексные общие методы: мониторинг состояния плавательной подготовленности клиентов; изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Ключевое понятие в исследовании: клиент-центрированные занятия по плаванию - индивидуальная форма обучения, реализуемая в определенной последовательности и направленная на достижение личных результатов клиента с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, желаний и высокой эффективности тренировочного процесса за счет постоянного контроля, грамотного выполнения, корректировки и мониторинга результатов со стороны тренера.
Методологическую основу исследования составляют антропологический, аксиологический, личностно ориентированный подходы к учебно-тренировочному процессу обучения плаванию взрослых.
Антропологически обоснованные аспекты обучения с учётом положений и принципов андрагогики (B. A. Дресвянников, Е. Л. Рукавишникова) согласно которому, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: учимся не для школы, а для жизни [36, 83].
Аксиологический подход (В. В Ильин, Н. С Розов и др.) заключается в имеющихся особенностях реализации учебно-тренировочного процесса плавательной подготовленности взрослых. Интегративность (Г.И. Ибрагимов, Г. Ф. Федорец), как специфическая черта педагогического подхода к учебно-тренировочному процессу, способствует достижению результата во всех его составляющих [42, 44, 81, 92].
Личностно ориентированный подход (Асмолов А.Г., Боуэн М., Зеер Э.Ф., Плигин А.А., Нестеренко В.В.) позволяет рассматривать клиент- центрированную деятельность как специфический способ организации учебно-тренировочных занятий, ориентированных на такую ценность, как запрос и возможности. Поэтому в разработку основ клиент-центрированной деятельности были заложены идеи Выготского Л.С. (о присвоении личностью в активной форме исторического опыта человечества) и Леонтьева А.Н. (обусловленность мотива деятельности его предметом) [5, 20, 28, 40, 59, 68, 76].
Теоретическое обоснование занятий и технологий управления тренировочным процессом соотнесено с теорией обучения двигательным действиям (Дмитриев С.В., Манжелей И. B.J, с положениями о роли двигательной активности в развитии человека (Бальсевич В.К., Алексеев Н.И.), а также с определением индивидуально ориентированной деятельности, как ведущей деятельности клиента (Алексеев Н.А., Бондаревская, Е.В, Степанов Е.Н., Якиманская И. С.) [2, 3, 8, 14, 35, 64, 89, 98].
В ходе изучения методической литературы было выяснено, что занятия с взрослыми имеют свои отличительные особенности: осознанное отношение к процессу своего обучения, потребность в самостоятельности, потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию, практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков, наличие жизненного опыта — важного источника обучения, влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых, временных факторов и координационная сложность предъявляемой двигательной задачи затрудняли процесс обучения [84].
Возникла необходимость строить процесс обучения таким образом, чтобы, лимитировать влияние затрудняющих факторов, повысить скорость и качество усвоения двигательных умений, сохранив при этом интерес и активность занимающихся. Для решения данных задач, при построении комплекса, мы использовали принципы теоретической концепции обучения двигательным навыкам.
В результате по данной теме исследования нами:
Раскрыто понятие клиент-центрированных занятий по плаванию, под которыми понимается, что это индивидуальная форма обучения, реализуемая в определенной последовательности и направленная на достижение личных результатов клиента с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, желаний и высокой эффективности тренировочного процесса за счет постоянного контроля, грамотного выполнения, корректировки и мониторинга результатов со стороны тренера. Также определена специфика их реализации в условиях фитнес-центра:
- отвечают запросу клиента на основе определения уровня его подготовленности в процессе первичной диагностики;
- имеют гибкую структуру содержания и последовательность реализации;
- проходят исключительно в удобное время и дни для клиента, также учитывается желаемое количество посещении;
- формируется с учётом желаний и запросов клиента;
- используются различные приёмы визуализации.
Определен базовый комплекс упражнений для формирования серии клиент-центрированных занятий на основе анализа следующих методик: Лаффин Т. «Как рыба в воде», Маклауд Й. «Анатомия плавания», Сидорова И. «Как научить плавать», Большакова И.А. «Маленький дельфин», Скрипалев В. «Плавать раньше, чем ходить». Данный комплекс упражнений используется персонально для каждого клиента при формировании серии клиент- центрированных занятий исходя исключительно из полученных показателей плавательной подготовленности и выдвинутого запроса клиента на обучение.
Разработан диагностический инструментарий выявления запроса клиента с помощью анкеты, которая позволяет определить:
- первичный уровень плавательных навыков (субъективно);
- желаемый уровень;
- желаемую длительность и структуру тренировочного режима.
А также показателей общей плавательной подготовленности, где тренер, с помощью листа наблюдения определяет:
- первичный уровень плавательных навыков;
- возможный уровень;
- примерную длительность и структуру тренировочного режима.
Разработана процедура планирования и реализации клиент-
центрированных занятий по плаванию
Проведена апробация разработанных и реализованных клиент- центрированных занятий по плаванию в условиях фитнес-центра Pool&Gym, которая показала улучшение следующих показателей:
- сроки достижения желаемого результата в группах по плаванию;
- количество привлеченных клиентов на персональные занятия по рекомендациям;
- обратная связь от клиентов, прошедших данное обучение.
1. Абдулина, О.А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски / О.А. Абдулина, А.А. Плигин // Наука и школа.- 1998- № 4. С.34 - 36.
2. Алексеев, Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: учебное пособие / Н.И. Алексеев. - Тюмень. Издательство ТюмГУ. 1997. - 208 с.
3. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе: учебное пособие / Н.А. Алексеев - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
4. Аришин, А.В. Формирование и контроль техники плавания на первом году обучения в спортивных школах: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2002. - 23-25 с.
5. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования: учебное пособие / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 107 с
6. Баранов, А.Ю. Фитнес глубокой заморозки: учебное пособие / А.Ю. Баранов // Медицина и спорт. № 3-4. - 2006. - С. 67-68.
7. Баранов, В.А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста: учебник / Баранов В.А, Петрова Н.Л. - Москва: Букинистическое издание, 2008. - 92 с.
8. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания)/ В.К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. 1991. - №7. - С.37-41.
9. Безнадежных, Г.А. Реализация программы сохранения и укрепления здоровья ребенка в работе МДОУ: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 23-25 апреля 2010 г / Г.А. Безнадежных. - Красноярск: ИПК СФУ, 2010. - С. 156-160.
10. Белухин, Д.А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / Д.А. Белухин. М.: МПСИ. 2006. - 175 с.
11. Бетехтин, Ю.О. Методика идентификации признаков водобоязни у не умеющих плавать / Ю.Ю. Бетехин // Молодёжь, здоровье, физическая культура и спорт в современных условиях: материалы Всероссийской научно¬практической конференции, Смоленск: СГУ, 2008. -С. 24-27.
12. Блеер, А.Н. Концептуальные основы развития дополнительного профессионального образования / Conceptual Bases of Development of Additional Professional Training / А.Н. Блеер // Теория и практика физической культуры. 2001. -№ 12.-С. 3-6.
13. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика: учебное пособие / Боген М.М. - Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 200 с.
14. Бондаревская, Е.В.Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е.В. Бондаревская //Педагогика, 1999. - №3. — С. 24 — 33.
15. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно¬ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
16. Большакова, И.А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / Большакова И.А. - Москва: АРКТИ, 2005. - 24 с.
17. Бордовских, Ю. Фитнес для двоих: учебное пособие / Ю. Бордовских. Москва : Эксмо, 2006. - C. - 79.
18. Бордовских, Ю. Фитнес с удовольствием: учебное пособие / Ю. Бордовских. Москва: Эксмо, 2005.- 159 с.
19. Борилкевич, В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» / On Identification of Concept "Fitness"/ В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. -2003.-№2.-С. 45-47.
20. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход / М. Боуэн // Вопр. психол. 1992. - № 3-4. - С. 24-33.
21. Бохарт, А.К. Эмпатия в клиент-центрированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией / А.К. Бохарт // Иностранная психология. 1993. - Т.1. - №2. - С. 23-30.
22. Булгакова, Н.Ж. Формирование профессиональной компетенции учителя физической культуры при изучении дисциплины «Плавание» / Н.Ж.Булгакова, Е.А. Распопова, О.Ю. Савельева// Теория и практика физической культуры.-2010. -№2. С. 31-50.
23. Вайнер Э. Н. Валеология : учебное пособие / Э.Н. Вайнер. - М. : Флинта, 2011. - 448 с. 45
24. Вайцеховский С.М. Книга тренера: учебное пособие / С.М, Вайцеховский. -М.: ФИС, 1971. -312с.
25. Викулов, А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.
26. Велитченко, В.К. Как научиться плавать: учебник / Велитченко В.К. - Москва: Терра-Спорт, 2000. - 96 с.
27. Воронова, Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду: учебник / Воронова Е.К. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003. - 58 с.
28. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М: ACT, 2005. - 352 с.
29. Гартнер, М. Фитнесс-клуб: Советы профессионалов / М. Гартнер. Москва: Издательский Дом "Кристина", 2000. - 112 с.
30. Глахан, Л.М. Две стороны одной монеты: Фитнесс. Тренинг / Л.М. Глахан // Сила и красота. 2000. -№ 10. - С. 76-81.
31. Гончар, И. Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования : учебник / И. Л. Гончар. - Одесса : Друк, 2006.- 696 с.
32. Гордеев, Г.В. Аэробика, фитнесс, шейпинг: учебное пособие / Г.В. Гордеев. Москва : Вече, 2001.-319 с.
33. Грудницкая, Н. Н., Мазакова, Т. В. Современные оздоровительныесистемы и виды кондиционной тренировки: учебное пособие / Н.Н. Грудницкая, ТВ. Мазакова. - СКФУ. - 2015. - 27-28 с.
34. Дементьев, В.В. Формирование навыка плавания у учащихся старших классов на уроках физической культуры: автореф. дне. .канд. пед.наук / Дементьев В. В.- Москва: ин-т возрастной физиологии РАО, 2007. 22 с.
35. Дмитриев, С.В. Дидактические основы ценностно-смыслового и биомеханического моделирования двигательных действий спортсмена: учебник / С.В. Дмитриев. - Н.Новгород, 1995. - 150с.
36. Дресвянников, В.А., Рукавишникова, Е. Л. Некоторые аспекты обучения взрослых / В.А. Дресвянников, Е.Л. Рукавишникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 156-158.
37. Егорова, С. А., Петрякова, В. Г., Организация оздоровительнойработы с различными слоями населения: учебное пособие / С.А. Егорова, В.Г. Петрякова. СКФУ. - 2015. - 67-70С.
38. Еремеева, Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: методическое пособие / Еремеева Л.Ф. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2005. - 112 с.
39. Жуков, Р.С. Построение технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования техники плавания / Р.С. Жуков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация». - СПб.: Изд. ООП «Плавин», 2001. - С. 105-108.
40. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного образования: учебник / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000 258 с.
41. Золотов, В.Н. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с применением элементов синхронного плавания: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / В.Н. Золотов. - Набережные Челны: Члены ЛТД, 2009. - 20 с.
42. Ибрагимов, Г.И. Проблемы интеграции педагогической науки и инновационной практики: учебник / Г.И. Ибрагимов. Казань: Центр инновац. Технологий, 2009.
43. Изаак, С.И. Влияние типов конституции на обучение плаванию детей дошкольного возраста: методическое пособие / Изаак С.И., Лобанова Ю.О. - Астрахань: Советский спорт, 2005. - 30 с.
44. Ильин, В. В. Аксиология: учебник / В.В. Ильин — М.: Изд-во МГУ,2005.— 216 с.
45. Камилина, Л. Сервис класса люкс. Розовая книга менеджера / Л. Камилина. 2016. - С. 56-57.
46. Канидова, В.И. Занятия по плаванию в условиях дошкольных учреждений: методическое пособие / Канидова В.И. - Москва: Академия, 2012. - 113 с.
47. Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт: учебник / Кардамонова Н.Н. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 с.
48. Карпенко, Е.Н. Плавание: игровой метод обучения: учебник / Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. - Москва: Олимпия-Пресс,2006.- 48 с.
49. Карпей, Э. Энциклопедия фитнеса: учебник / Э. Карпей; пер. с англ. М. Котельниковой. Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 361 е.: ил. - (Фитнес- клуб).
50. Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры: учебник / Карпушин Б.А. - Москва: Советский спорт, 2013. - 304 с.
51. Ким, Н. Фитнес: учебник / Н. Ким, М. Дьяконов. Москва: Сов. Спорт, 2006.-453 с.
52. Коновалов, Е. Ты - сильнее воды: учебник / Коновалов Е. - Москва: Молодая гвардия, 1983. - 128 с.
53. Кононов Е. Плавание. Библия тренера: учебник / Е.Кононов, 2014г. - 34-36с.
54. Кошкодан, Е.Н. Плавание. Игровой метод обучения: методическое пособие / Кошкодан Е.Н. - Издательство: Пространство, 2006. - 119 с.
55. Купчинов, Р. И. Физическое воспитание : учеб. пособие / Р.П. Купчинов. - Мн. : ТетраСи- стемс, 2006. - 350 c.
56. Лафлин, Т. Как рыба в воде. Эффективные техники плавания, доступные каждому: учебное пособие / Т. Лафлин. - Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 59 с.
57. Лисицкая, Т.С. Основы оздоровительной тренировки / Т.С. Лисицкая // Теория и практика физической культуры. - 2002. - С. 6-14.
58. Лисицкая, Т.С. Добро пожаловать в фитнес-клуб! / Т.С. Лисицкая. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 102 с.
59. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебник /А.Н. Леонтьев. - М: Академия, 2004.
60. Лукьянова, М.И. Готовность учителя к реализации личностно
ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды: Монография. —
Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. 440 с.
61. Макаренко, Л.П. Техника спортивного плавания: учебник / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 133 с.
62. Макаренко, Л.Т. Плавание: учебник / Л.Т. Макаренко. - М.2002 стр. 25 - 56
63. Маклауд, Й. Анатомия плавания: учебник / Маклауд Й. - Издательство: Попурри, 2011. - 233 с.
64. Манжелей, И. В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие / И.В. Манжелей. - М.: Директ-Медиа, 2015 год. - 24-28с.
65. Маряничева, Е.Г. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста на основе опорного гребка и двигательных представлений: Автореф. дисс. канд.пед.наук.- Краснодар, 1998.- 23с.
66. Милюкова, И. Как научить ребенка плавать. Быстро и эффективно: учебник / Милюкова И., Евдокимова Т. - Издание: Сова, 2006. - 83 с.
67. Мрыхин, Р.П. Я учусь плавать: учебник / Мрыхин Р.П. - Издательство: Феникс, 2001. - 94 с.
68. Нестеренко, В.В. Сущность и задания личностно-ориентированного подхода в образовании / В.В. Нестеренко // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.;
69. Нечунаев И. Книга-тренер: учебник / И. Нечунаев, 2013г. - 55-63с.
70. Овечкин, Д.Г. Методика организации занятий оздоровительным плаванием детей дошкольного возраста: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. / Д.Г. Овечкин. - Волгоград: Государственная академия физической культуры, 2008. - 25 с.
71. Патрикеев, А.Ю. Физкультура в вопросах и ответах / А.Ю. Патрикеев // Издательские решения. - 2015. - С. 18 - 23.
72. Педро, Л. М. Плавание: учебник / Педро Л. М. - Издательство: ACT Харвест Астрель, 2010. - 32 с.
73. Платонов, В.И. Плавание: учебник / В.И. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 496 с.
74. Платонова, В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 2: учебник / Платонова В.Н. - Москва: Советский спорт, 2012. - 544 с.
75. Плешкань, А.В. Современные основы теории и методики детско- юношеского спорта: Учебное пособие для студентов, преподавателей и тренеров / А.В. Плешкань. - Краснодар: Издательство Кубанской ГАФК, 1998. - 150 с.
76. Плигин, А.А. Новые подходы к обучению литературе / А.А. Плигин
// Личностно-ориентированные подходы в образовании. / Под ред. Скоробогатовой. - М.: 2002. - с. 32 - 54.
77. Протченко, Т.А., Семенов, Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 80 с.
78. Профит, Э. Аквааэробика. 120 упражнений: учеб. пособие / Э. Профит, П. Лопез. Ростов н /Д: Феникс, 2006. - 128 с.
79. Раевский, Д.А. Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. / Д.А. Раевский. - Малаховка: МГАФК, 2011. - С. 23-27.
80. Риуолд, С. Совершенная подготовка для плавания: учебник / С. Риуолд. 2015г. - С. - 93.
81. Розов, Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии: учебник / Н.С. Розов. — Новосибирск: НГУ, 1998.
82. Романова, А.А. Клиент-центрированный процесс в фитнесе. Психологический анализ : учебник / А.А. Романова. - СПб.: Питер, 2010.
83. Рукавишникова Е. Л. Некоторые аспекты обучения взрослых / Е.Л. Рукавишникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 156-158.
84. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, 1994. -267 с.
85. Сидорова, И. Как научить плавать: учебник / Сидорова И. - Издательство: Айрис-Пресс, 2011. - 26 с.
86. Сидорова, И. Как научить плавать: учебник / Сидорова И. - Издательство: Айрис-Пресс, 2011. - 56-59 с.
87. Скрипалев, В. Плавать раньше, чем ходить: учебник / Скрипалев В. - Издательство: Восток-Запад, 2006. - 150с.
88. Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
89. Столяренко, Л.Д., Столяренко, В.Е. Психология и педагогика для технических вузов: учебник / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. Серия «Учебники для технических вузов». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 512 с.
90. Твардовский, А.С. Теория и методика плавания. Учебник. 2014. С.¬56.
91. Теория и практика личностно-ориентированного образования (Круглый стол) // Педагогика. 1996. - №5. - С. 16-24; №6. - С. 72-80.
92. Тхоревский, В.И. Теория и методика фитнес-тренировки: учебник фитнес-инструктора / Ас-соц. Профессионалов фитнеса.; сост.: В.И. Тхоревский д.м.н., проф., Д.Г. Калашников; под ред. Д.Г. Калашникова. - Москва: Франтэра, 2003. - 137 е.: ил.
93. Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения: учебник / Г.Ф. Федорец.- Л.,1990.
94. Христов, В.В. Комплексный подход к поиску и отбору спортивно - одаренных детей в плавании на начальных этапах: журнал №8 / В.В. Христов - Москва: Издательство Барс, 2005. - С. 36-39.
95. Хоули, Э. Т. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Т. Хоули Эдвард, Дон Френке Б. Киев: Олимпийская литература, 2004. - 375 с.
96. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: учебник / А.В. Хуторской.- М.: Владос-пресс. 2005. 269 с.
97. Чеменева, А. Система обучения плаванию: учебное пособие / Чеменева А., Столмакова Т. - Издательство: Детство-Пресс, 2011. - 268 с.
98. Шлячков, Р.А. Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста: кроль на груди, кроль на спине: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Р.А. Шлячков. - Тамбов: Тамбовский университет физкультуры и спорта, 2006. - С.23-29.
99. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования: учебник / П.С. Якиманская. - М: «Сентябрь», 2000. - 67-73.
100. Яных, Э. Акваэробика: учебник / Э. Яных. 2006. - С.13-14.
101. Ian Thorpe: This Is Me. The Autobiography, 2012. - C.34-38.
102. Katinka Hosszu. A Magyar Iron Lady 2014. - C.74-78.