Клиент-центрированные занятия как форма удовлетворения запроса на совершенствование плавательной подготовленности в условиях фитнес-центра
|
Введение 6
1. Теоретические аспекты организации клиент - центрированных
занятий по плаванию 10
1.1. Понятие клиент - центрированных занятий по плаванию в
условиях фитнес - центра 10
1.2. Специфика реализации клиент - центрированных занятий по
плаванию в условиях фитнес - центра 16
1.3. Базовый комплекс упражнений для формирования серии клиент -
центрированных занятий по плаванию 30
Вывод по 1 главе 45
2. Содержание и результаты опытно - экспериментальной работы по
организации клиент - центрированных занятий по плаванию 48
2.1. Организация и методы исследования 48
2.2. Диагностический инструментарий выявления индивидуального
запроса клиента на обучение и показателей общей плавательной подготовленности 50
2.3. Формирование процедуры планирования и реализации клиент -
центрированных занятий по плаванию 53
2.4. Оценка результативности применения разработанных клиент -
центрированных занятий по плаванию в условиях фитнес - центра Pool&Gym 63
Выводы по 2 главе 65
Заключение 67
Список используемых источников 69
Приложение А. Базовый комплекс упражнений 78
Приложение Б. Анкета определения первичных плавательных навыков и запроса на обучение плаванию 95
Приложение В. Результаты первичной диагностики клиента 15 99
Приложение Г. Результаты первичной диагностики клиента 9 100
Приложение Д. Результаты первичной диагностики клиента 12 101
Приложение Е. Результаты первичной диагностики клиента 10 102
Приложение Ж. Результаты первичной диагностики клиента 13 103
Приложение И. Результаты первичной диагностики клиента 5 104
Приложение К. Результаты первичной диагностики клиента 2 105
Приложение Л. Результаты первичной диагностики клиента 3 106
Приложение М. Результаты первичной диагностики клиента 1 107
Приложение Н. Результаты первичной диагностики клиента 14 108
Приложение П. Результаты первичной диагностики клиента 8 109
Приложение Р. Результаты первичной диагностики клиента 8 110
Приложение С. Результаты первичной диагностики клиента 7 111
Приложение Т. Результаты первичной диагностики клиента 6 112
Приложение У. Результаты первичной диагностики клиента 1
1. Теоретические аспекты организации клиент - центрированных
занятий по плаванию 10
1.1. Понятие клиент - центрированных занятий по плаванию в
условиях фитнес - центра 10
1.2. Специфика реализации клиент - центрированных занятий по
плаванию в условиях фитнес - центра 16
1.3. Базовый комплекс упражнений для формирования серии клиент -
центрированных занятий по плаванию 30
Вывод по 1 главе 45
2. Содержание и результаты опытно - экспериментальной работы по
организации клиент - центрированных занятий по плаванию 48
2.1. Организация и методы исследования 48
2.2. Диагностический инструментарий выявления индивидуального
запроса клиента на обучение и показателей общей плавательной подготовленности 50
2.3. Формирование процедуры планирования и реализации клиент -
центрированных занятий по плаванию 53
2.4. Оценка результативности применения разработанных клиент -
центрированных занятий по плаванию в условиях фитнес - центра Pool&Gym 63
Выводы по 2 главе 65
Заключение 67
Список используемых источников 69
Приложение А. Базовый комплекс упражнений 78
Приложение Б. Анкета определения первичных плавательных навыков и запроса на обучение плаванию 95
Приложение В. Результаты первичной диагностики клиента 15 99
Приложение Г. Результаты первичной диагностики клиента 9 100
Приложение Д. Результаты первичной диагностики клиента 12 101
Приложение Е. Результаты первичной диагностики клиента 10 102
Приложение Ж. Результаты первичной диагностики клиента 13 103
Приложение И. Результаты первичной диагностики клиента 5 104
Приложение К. Результаты первичной диагностики клиента 2 105
Приложение Л. Результаты первичной диагностики клиента 3 106
Приложение М. Результаты первичной диагностики клиента 1 107
Приложение Н. Результаты первичной диагностики клиента 14 108
Приложение П. Результаты первичной диагностики клиента 8 109
Приложение Р. Результаты первичной диагностики клиента 8 110
Приложение С. Результаты первичной диагностики клиента 7 111
Приложение Т. Результаты первичной диагностики клиента 6 112
Приложение У. Результаты первичной диагностики клиента 1
Развитие современного социума характеризуется возросшей потребностью в непрерывном процессе образования. Удовлетворение образовательных потребностей взрослых людей - одна из актуальных задач, решаемых современной системой дополнительного образования.
Взрослые люди стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию в различных областях, в том числе и в области физической культуры и спорта. Одним из востребованных образовательных направлений является обучение плаванию и совершенствование их плавательных навыков. Запрос на обучение плаванию для взрослых людей сопровождается, как правило, совокупностью организационно-педагогических условий, требующих персонификации образовательного процесса. В качестве таких условий могут выступать первичные плавательные навыки и психологические установки, финансовые возможности, график занятости и т.д., что вызывает определённые трудности реализации организованного образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Альтернативу могут составить фитнес-центры, имеющие возможность предложить персонификацию учебно-тренировочного процесса с учётом образовательного запроса, условий его реализации и желаемого уровня освоения плавательных навыков, что и определяет актуальность исследования.
Проблема определяется противоречием между имеющимся запросом на совершенствование плавательной подготовки и недостаточностью методик персонификации учебно-тренировочного процесса по плаванию в условиях фитнес-центра и заключается в формировании процедуры разработки клиент- центрированных занятий по плаванию для совершенствования плавательных навыков клиента в условиях фитнес-центра.
Цель исследования - теоретически обосновать и предложить процедуру разработки и реализации серии клиент-центрированных занятий по плаванию для фитнес-центра Pool&Gym и проверить её результативность в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в фитнес-центре.
Предмет исследования: процедура разработки и реализации серии клиент- центрированных занятий по плаванию в учебно-тренировочном процессе фитнес-центра.
Гипотеза: удовлетворению запроса клиента фитнес-центра на совершенствование плавательной подготовленности будет способствовать разработка и реализация серии клиент-центрированных занятий с учётом объективно определяемого первоначального и желаемого уровня плавательной подготовленности, создания условий персонифицированного режима тренировок.
Задачи:
- Раскрыть понятие клиент-центрированных занятий по плаванию и определить специфику их реализации в условиях фитнес-центра;
- Определить базовый комплекс упражнений для формирования серии клиент-центрированных занятий на основе анализа различных методик обучения плаванию;
- Разработать диагностический инструментарий выявления запроса клиента и показателей общей плавательной подготовленности, разработать процедуру планирования и реализации клиент-центрированных занятий по плаванию;
- Оценить результативность реализации клиент-центрированных занятий по плаванию в условиях фитнес-центра Pool&Gym.
Практическая значимость: заключается в возможности тиражирования данной разработки на другие фитнес-центры.
Для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ и конкретизация, аналогия, моделирование, проектирование;
- эмпирические частные методы: анкетирование, наблюдение;
- эмпирические комплексные общие методы: мониторинг состояния плавательной подготовленности клиентов; изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Ключевое понятие в исследовании: клиент-центрированные занятия по плаванию - индивидуальная форма обучения, реализуемая в определенной последовательности и направленная на достижение личных результатов клиента с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, желаний и высокой эффективности тренировочного процесса за счет постоянного контроля, грамотного выполнения, корректировки и мониторинга результатов со стороны тренера.
Методологическую основу исследования составляют антропологический, аксиологический, личностно ориентированный подходы к учебно-тренировочному процессу обучения плаванию взрослых.
Антропологически обоснованные аспекты обучения с учётом положений и принципов андрагогики (B. A. Дресвянников, Е. Л. Рукавишникова) согласно которому, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: учимся не для школы, а для жизни [36, 83].
Аксиологический подход (В. В Ильин, Н. С Розов и др.) заключается в имеющихся особенностях реализации учебно-тренировочного процесса плавательной подготовленности взрослых. Интегративность (Г.И. Ибрагимов, Г. Ф. Федорец), как специфическая черта педагогического подхода к учебно-тренировочному процессу, способствует достижению результата во всех его составляющих [42, 44, 81, 92].
Личностно ориентированный подход (Асмолов А.Г., Боуэн М., Зеер Э.Ф., Плигин А.А., Нестеренко В.В.) позволяет рассматривать клиент- центрированную деятельность как специфический способ организации учебно-тренировочных занятий, ориентированных на такую ценность, как запрос и возможности. Поэтому в разработку основ клиент-центрированной деятельности были заложены идеи Выготского Л.С. (о присвоении личностью в активной форме исторического опыта человечества) и Леонтьева А.Н. (обусловленность мотива деятельности его предметом) [5, 20, 28, 40, 59, 68, 76].
Теоретическое обоснование занятий и технологий управления тренировочным процессом соотнесено с теорией обучения двигательным действиям (Дмитриев С.В., Манжелей И. B.J, с положениями о роли двигательной активности в развитии человека (Бальсевич В.К., Алексеев Н.И.), а также с определением индивидуально ориентированной деятельности, как ведущей деятельности клиента (Алексеев Н.А., Бондаревская, Е.В, Степанов Е.Н., Якиманская И. С.) [2, 3, 8, 14, 35, 64, 89, 98].
В ходе изучения методической литературы было выяснено, что занятия с взрослыми имеют свои отличительные особенности: осознанное отношение к процессу своего обучения, потребность в самостоятельности, потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию, практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков, наличие жизненного опыта — важного источника обучения, влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых, временных факторов и координационная сложность предъявляемой двигательной задачи затрудняли процесс обучения [84].
Возникла необходимость строить процесс обучения таким образом, чтобы, лимитировать влияние затрудняющих факторов, повысить скорость и качество усвоения двигательных умений, сохранив при этом интерес и активность занимающихся. Для решения данных задач, при построении комплекса, мы использовали принципы теоретической концепции обучения двигательным навыкам.
Взрослые люди стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию в различных областях, в том числе и в области физической культуры и спорта. Одним из востребованных образовательных направлений является обучение плаванию и совершенствование их плавательных навыков. Запрос на обучение плаванию для взрослых людей сопровождается, как правило, совокупностью организационно-педагогических условий, требующих персонификации образовательного процесса. В качестве таких условий могут выступать первичные плавательные навыки и психологические установки, финансовые возможности, график занятости и т.д., что вызывает определённые трудности реализации организованного образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Альтернативу могут составить фитнес-центры, имеющие возможность предложить персонификацию учебно-тренировочного процесса с учётом образовательного запроса, условий его реализации и желаемого уровня освоения плавательных навыков, что и определяет актуальность исследования.
Проблема определяется противоречием между имеющимся запросом на совершенствование плавательной подготовки и недостаточностью методик персонификации учебно-тренировочного процесса по плаванию в условиях фитнес-центра и заключается в формировании процедуры разработки клиент- центрированных занятий по плаванию для совершенствования плавательных навыков клиента в условиях фитнес-центра.
Цель исследования - теоретически обосновать и предложить процедуру разработки и реализации серии клиент-центрированных занятий по плаванию для фитнес-центра Pool&Gym и проверить её результативность в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в фитнес-центре.
Предмет исследования: процедура разработки и реализации серии клиент- центрированных занятий по плаванию в учебно-тренировочном процессе фитнес-центра.
Гипотеза: удовлетворению запроса клиента фитнес-центра на совершенствование плавательной подготовленности будет способствовать разработка и реализация серии клиент-центрированных занятий с учётом объективно определяемого первоначального и желаемого уровня плавательной подготовленности, создания условий персонифицированного режима тренировок.
Задачи:
- Раскрыть понятие клиент-центрированных занятий по плаванию и определить специфику их реализации в условиях фитнес-центра;
- Определить базовый комплекс упражнений для формирования серии клиент-центрированных занятий на основе анализа различных методик обучения плаванию;
- Разработать диагностический инструментарий выявления запроса клиента и показателей общей плавательной подготовленности, разработать процедуру планирования и реализации клиент-центрированных занятий по плаванию;
- Оценить результативность реализации клиент-центрированных занятий по плаванию в условиях фитнес-центра Pool&Gym.
Практическая значимость: заключается в возможности тиражирования данной разработки на другие фитнес-центры.
Для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ и конкретизация, аналогия, моделирование, проектирование;
- эмпирические частные методы: анкетирование, наблюдение;
- эмпирические комплексные общие методы: мониторинг состояния плавательной подготовленности клиентов; изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Ключевое понятие в исследовании: клиент-центрированные занятия по плаванию - индивидуальная форма обучения, реализуемая в определенной последовательности и направленная на достижение личных результатов клиента с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, желаний и высокой эффективности тренировочного процесса за счет постоянного контроля, грамотного выполнения, корректировки и мониторинга результатов со стороны тренера.
Методологическую основу исследования составляют антропологический, аксиологический, личностно ориентированный подходы к учебно-тренировочному процессу обучения плаванию взрослых.
Антропологически обоснованные аспекты обучения с учётом положений и принципов андрагогики (B. A. Дресвянников, Е. Л. Рукавишникова) согласно которому, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: учимся не для школы, а для жизни [36, 83].
Аксиологический подход (В. В Ильин, Н. С Розов и др.) заключается в имеющихся особенностях реализации учебно-тренировочного процесса плавательной подготовленности взрослых. Интегративность (Г.И. Ибрагимов, Г. Ф. Федорец), как специфическая черта педагогического подхода к учебно-тренировочному процессу, способствует достижению результата во всех его составляющих [42, 44, 81, 92].
Личностно ориентированный подход (Асмолов А.Г., Боуэн М., Зеер Э.Ф., Плигин А.А., Нестеренко В.В.) позволяет рассматривать клиент- центрированную деятельность как специфический способ организации учебно-тренировочных занятий, ориентированных на такую ценность, как запрос и возможности. Поэтому в разработку основ клиент-центрированной деятельности были заложены идеи Выготского Л.С. (о присвоении личностью в активной форме исторического опыта человечества) и Леонтьева А.Н. (обусловленность мотива деятельности его предметом) [5, 20, 28, 40, 59, 68, 76].
Теоретическое обоснование занятий и технологий управления тренировочным процессом соотнесено с теорией обучения двигательным действиям (Дмитриев С.В., Манжелей И. B.J, с положениями о роли двигательной активности в развитии человека (Бальсевич В.К., Алексеев Н.И.), а также с определением индивидуально ориентированной деятельности, как ведущей деятельности клиента (Алексеев Н.А., Бондаревская, Е.В, Степанов Е.Н., Якиманская И. С.) [2, 3, 8, 14, 35, 64, 89, 98].
В ходе изучения методической литературы было выяснено, что занятия с взрослыми имеют свои отличительные особенности: осознанное отношение к процессу своего обучения, потребность в самостоятельности, потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию, практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков, наличие жизненного опыта — важного источника обучения, влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых, временных факторов и координационная сложность предъявляемой двигательной задачи затрудняли процесс обучения [84].
Возникла необходимость строить процесс обучения таким образом, чтобы, лимитировать влияние затрудняющих факторов, повысить скорость и качество усвоения двигательных умений, сохранив при этом интерес и активность занимающихся. Для решения данных задач, при построении комплекса, мы использовали принципы теоретической концепции обучения двигательным навыкам.
В результате по данной теме исследования нами:
Раскрыто понятие клиент-центрированных занятий по плаванию, под которыми понимается, что это индивидуальная форма обучения, реализуемая в определенной последовательности и направленная на достижение личных результатов клиента с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, желаний и высокой эффективности тренировочного процесса за счет постоянного контроля, грамотного выполнения, корректировки и мониторинга результатов со стороны тренера. Также определена специфика их реализации в условиях фитнес-центра:
- отвечают запросу клиента на основе определения уровня его подготовленности в процессе первичной диагностики;
- имеют гибкую структуру содержания и последовательность реализации;
- проходят исключительно в удобное время и дни для клиента, также учитывается желаемое количество посещении;
- формируется с учётом желаний и запросов клиента;
- используются различные приёмы визуализации.
Определен базовый комплекс упражнений для формирования серии клиент-центрированных занятий на основе анализа следующих методик: Лаффин Т. «Как рыба в воде», Маклауд Й. «Анатомия плавания», Сидорова И. «Как научить плавать», Большакова И.А. «Маленький дельфин», Скрипалев В. «Плавать раньше, чем ходить». Данный комплекс упражнений используется персонально для каждого клиента при формировании серии клиент- центрированных занятий исходя исключительно из полученных показателей плавательной подготовленности и выдвинутого запроса клиента на обучение.
Разработан диагностический инструментарий выявления запроса клиента с помощью анкеты, которая позволяет определить:
- первичный уровень плавательных навыков (субъективно);
- желаемый уровень;
- желаемую длительность и структуру тренировочного режима.
А также показателей общей плавательной подготовленности, где тренер, с помощью листа наблюдения определяет:
- первичный уровень плавательных навыков;
- возможный уровень;
- примерную длительность и структуру тренировочного режима.
Разработана процедура планирования и реализации клиент-
центрированных занятий по плаванию
Проведена апробация разработанных и реализованных клиент- центрированных занятий по плаванию в условиях фитнес-центра Pool&Gym, которая показала улучшение следующих показателей:
- сроки достижения желаемого результата в группах по плаванию;
- количество привлеченных клиентов на персональные занятия по рекомендациям;
- обратная связь от клиентов, прошедших данное обучение.
Раскрыто понятие клиент-центрированных занятий по плаванию, под которыми понимается, что это индивидуальная форма обучения, реализуемая в определенной последовательности и направленная на достижение личных результатов клиента с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, желаний и высокой эффективности тренировочного процесса за счет постоянного контроля, грамотного выполнения, корректировки и мониторинга результатов со стороны тренера. Также определена специфика их реализации в условиях фитнес-центра:
- отвечают запросу клиента на основе определения уровня его подготовленности в процессе первичной диагностики;
- имеют гибкую структуру содержания и последовательность реализации;
- проходят исключительно в удобное время и дни для клиента, также учитывается желаемое количество посещении;
- формируется с учётом желаний и запросов клиента;
- используются различные приёмы визуализации.
Определен базовый комплекс упражнений для формирования серии клиент-центрированных занятий на основе анализа следующих методик: Лаффин Т. «Как рыба в воде», Маклауд Й. «Анатомия плавания», Сидорова И. «Как научить плавать», Большакова И.А. «Маленький дельфин», Скрипалев В. «Плавать раньше, чем ходить». Данный комплекс упражнений используется персонально для каждого клиента при формировании серии клиент- центрированных занятий исходя исключительно из полученных показателей плавательной подготовленности и выдвинутого запроса клиента на обучение.
Разработан диагностический инструментарий выявления запроса клиента с помощью анкеты, которая позволяет определить:
- первичный уровень плавательных навыков (субъективно);
- желаемый уровень;
- желаемую длительность и структуру тренировочного режима.
А также показателей общей плавательной подготовленности, где тренер, с помощью листа наблюдения определяет:
- первичный уровень плавательных навыков;
- возможный уровень;
- примерную длительность и структуру тренировочного режима.
Разработана процедура планирования и реализации клиент-
центрированных занятий по плаванию
Проведена апробация разработанных и реализованных клиент- центрированных занятий по плаванию в условиях фитнес-центра Pool&Gym, которая показала улучшение следующих показателей:
- сроки достижения желаемого результата в группах по плаванию;
- количество привлеченных клиентов на персональные занятия по рекомендациям;
- обратная связь от клиентов, прошедших данное обучение.



