Введение 4
Раздел 1. «Родная Земля». Образ живой Матери-Природы и его интерпретация в искусстве декоративной живописи.
1.1. Образ Богини-Матери в различных культурах и мифологиях 7
1.2. Основные принципы декоративной живописи 11
1.3. Образ природы в искусстве 15
Раздел 2. Декоративно-живописное панно «Родная Земля». От замысла к воплощению.
2.1. Разработка идеи и концепции декоративно-живописной работы 21
2.2. Эскизирование 22
2.3. Выполнение работы в соответствии с замыслом 25
2.4. Представление декоративно-живописной работы 31
Раздел 3. «Образы природы» Учебное задание для детей 11-13 лет (5-7 классы)
3.1. Методическая мотивация учебного задания 33
3.2. Структура уроков учебного задания 33
3.3. Анализ и оценка результата учебного задания 43
3.4. Представление детских работ учебного задания 46
Заключение 49
Библиографический список 50
Земля - это наша общая мать. Мать, породившая человечество, вскормившая его и принимающая обратно в своё лоно. И нет сомнений в том, что она живая. Травы, цветы, деревья и кустарники — её пышные волосы. Каменные скалы — это её кости. Цепкие корни деревьев заменяют жилы. А кровь её — это сочащаяся из её недр живая вода. И, как живая женщина, рождает она земных существ, стонет от боли в бурю, а когда гневается, то учиняет землетрясения. Улыбается под тёплыми солнечными лучами и дарит всему живому невиданные красоты. Засыпает студёной зимой и просыпается весной. Её обжигает засуха, но она возрождается от живительной влаги. Мать Земля всегда рядом с человеком. Она его кормилица и поилица, и к её помощи, как к помощи матери, человек всегда прибегает в трудные моменты жизни.
Тема моего дипломного проекта «Родная Земля» и речь в нем пойдет не о Земле, как о планете или о земле, как почве, но о Земле, как о нашей общей родной Матери, которая породила нас всех и любит нас бескорыстно, не жалея для нас ничего и отдавая всю себя без остатка. И главное слово здесь, конечно же, «родная». Ведь разве что-то неживое способно рождать жизнь? Конечно же нет. Но, к сожалению, мы давно уже перестали воспринимать ее как нечто живое и целостное: мы видим леса, видим поля, видим моря и океаны, но не только это делает нашу планету уникальной и непохожей на остальные известные нам планеты. Наша Земля - это сложение четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли. Но главное в ней - пятый элемент, эфир, ее душа, которая не видна невооружённым глазом. Это материнская любовь и забота, то, что ощущает каждое живое существо в этом мире.
Актуальность моей темы заключается в том, что современное общество все больше и больше направляет свой взгляд на проблему сохранения окружающей среды и заботу о нашей планете: инновации в области энергетики и добычи, способы снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, раздельная переработка мусора и прочие меры. Но все эти задачи, встающие перед человеком, обусловлены в большей степени заботой о себе и экономией ресурсов собственно для себя. Редко кто в действительности задумывается о сущности проблемы - людей стало слишком много и они кощунственно расходуют силы земли, выжимая из неё все до капли. А она тем временем терпеливо продолжает о нас заботиться. Своей работой я хочу изменить зрителю так называемую "точку обзора" - нужно перестать смотреть на Землю, как на ресурс. Необходимо взглянуть на неё взглядом ребёнка, наивного по-детски любящего мир, осознать, что Земля живая, она дышит и любит нас в ответ.
Моя дипломная работа представлена в виде декоративно-живописного панно выполненного акрилом на холсте размером 100х200 см.
В рамках дипломного проекта было разработано учебное задание для детей 11-13 лет (5-7 классы), состоящее из 5 уроков на тему «Образы природы». На примере того, как в славянской мифологии одушествлялся образ земли, ученикам будет дано задание выбрать для себя одну или несколько стихий, или природных явлений (земля, вода, огонь, воздух / дождь, мороз, гроза) и олицетворить и представить в образе собственного персонажа, в декорированном костюме и обстановке.
И именно через эту, тему, я хочу рассказать детям о декоративной живописи и ее уникальных эмоционально-выразительных свойствах, потому что именно декоративный язык является самым доступным языком практически для любого возраста и именно декоративность позволяет открыть внутренний творческий потенциал ребенка и в подобных условиях, ребенок уже интуитивно начинает понимать и пользоваться изобразительными средствами.
Цели и задачи дипломного проекта:
Цели:
• Создание художественного образа Матери-Природы
• Создание декоративно-живописного панно
• Изучение техники живописи акрилом, выбор наиболее подходящей техники для выполнения работы
• Разработка учебного задания для детей
Задачи:
• Подборка теоретического материала для дипломного проекта и учебного задания
• Разработка концепции декоративно-живописной работы, создание композиционных решений, создание эскизов, воплощение в материале
• Разработать структуру учебного задания, углубить знания детей в области декоративной живописи, продолжить развивать навык рисования, создания композиции
• Анализ детских работ по итогам учебного задания
• Представление серии детских работ
Земля - это наша общая мать. Мать, породившая человечество, вскормившая его и принимающая обратно в своё лоно. И нет сомнений в том, что она живая. Травы, цветы, деревья и кустарники — её пышные волосы. Каменные скалы — это её кости. Цепкие корни деревьев заменяют жилы. А кровь её — это сочащаяся из её недр живая вода. И, как живая женщина, рождает она земных существ, стонет от боли в бурю, а когда гневается, то учиняет землетрясения. Улыбается под тёплыми солнечными лучами и дарит всему живому невиданные красоты. Засыпает студёной зимой и просыпается весной. Её обжигает засуха, но она возрождается от живительной влаги. Мать Земля всегда рядом с человеком. Она его кормилица и поилица, и к её помощи, как к помощи матери, человек всегда прибегает в трудные моменты жизни.
Итогом моей дипломной работы декоративно-живописное панно, выполненное акрилом на холсте размером 100х200 см. На основе своей концепции я разработала эскизы, цветовое и декоративное наполнение работы, с целью передачи художественного образа Матери-Земли. В процессе работы над панно я изучила техники акрилом, выбрала наиболее подходящую технику, для выполнение моей работы.
За время педагогической и преддипломной практики я познакомилась с устройством школы изнутри. Это был бесценный опыт, мое знакомство с педагогической деятельностью. На время практик мне были созданы очень хорошие условия, поэтому переход от теории к действию произошел очень легко. Проводя уроки, я стремилась сделать и разнообразными и интересными, быть ближе к детям. Тема «Образы природы» позволила заинтересовать детей, научить основам декоративной живописи, поэтапному выполнению работы от эскиза до завершения.
В ходе прохождения практики в МБОУ СШ № 76 Свердловского района города Красноярска я ознакомилась с содержанием и основной формой деятельности школы. В результате всего этого, я приобрела практические навыки работы учителем изобразительного искусства. В течении всей практики я анализировала результаты проведенной работы, обсуждала их с руководителем практики. Преддипломная практика позволила мне расширить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе обучения в университете и приобрести практические навыки работы с детьми.
Я довольна проведенной мною работой и уверена, что полученный опыт и знания пригодятся мне в профессиональной деятельности.
1. Левкиевская Е. Е. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
2. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. ООО «Издательство Астрель», Москва.
3. Даль В. И. Толковый словарь живаго Великорускаго языка (онлайн - формат)
4. Сайт «История.ру» ООО «Оптима» // http://www.istorya.ru/
5. Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // http://www.abc.vvsu.ru/методическое обеспечение учебного процесса - Декоративная живопись (Учебно¬методические указания). Автор: Ионченков А.И., редактор: Масленникова С.Г.
6. Алексеев С. С. О колорите / С. С. Алексеев. - М., 2000. - 322 с.
7. Альберти Л.Б. Три книги о живописи / Л.Б. Альберти. - М., 2002. - 304 с.
8. Бецольд В.Л. Учение о цветах по отношению к искусству и технике / В.Л. Бецольд.
- М., «Искусство», 2004. - 204 с.
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - М., «Искусство», 2000. - 320 с.
10. Биография Альфонса Муха // http://alphonsemucha.ru/
11. В текстовом сопровождении использовались материалы Павла Полуяна // http://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/19-xudozhnik-ivan-yakovlevich-bilibin-16081876.html
12. Доклад на юбилейной конференции «Великая семья России» 9, 10 октября 2004 г. (Новосибирск).
13. Цит. по: А.Н.Зелинский. Экспедиция Н.К.Рериха в Центральную Азию // Природа. 1974. № 10. С. 3.
14. Н.К.Рерих. Алтай - Гималаи. Рига, 1992. С. 49.
15. Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 179.
5 См.: Ю.Н.Рерих. Тибетская живопись. М., 2001. С. 95.