Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Работа №27726

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
535
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические аспекты сенсорного воспитания детей дошкольного
возраста в отечественной дошкольной педагогике первой половины ХХ века 9
1.1 Развитие идеи сенсорного воспитание в зарубежной и отечественной
дошкольной педагогике 9
1.2 Методы и средства сенсорного воспитания детей дошкольного
возраста 17
1.3 Современное состояние сенсорного воспитания в практике
дошкольных образовательных учреждений 21
2. Практика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в
условиях ДОУ 31
2.1 Диагностика уровня сенсорного развития детей дошкольного
возраста. 31
2.2 Опытно-экспериментальная работа по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста на основе реализации идеи сенсорного воспитания
М.Монтессори и Ю.И. Фаусек 35
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3 50
Приложение 4 51
Приложение 5 52
Приложение 6 56


В настоящее время происходят большие изменения в нашей жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного воспитания, прописаны условия для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Во вступившем в силу приказе от 1 января 2014 года о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в статье п.2.6, отмечено, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «...должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально¬коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие»[27]. Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется возможным через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.
Детей дошкольного возраста сенсорное воспитание учит правильно управлять органами чувств, поскольку они необходимы для начального познания окружающего нас мира, а также для дальнейшей полноценной жизни. В наше время повышенный интерес к проблеме сенсорного воспитания дошкольников объясняется необходимостью предотвращения нарушений и коррекции их развития, поиска путей раннего психолого¬педагогического восстановления, подготовки к последующей социализации. Главной задачей сенсорного воспитания является помощь детям в накоплении представлений о форме, цвете и величине предметов и пр.
Чувственный опыт является началом познания мира, именно в детском возрасте он накапливается наиболее интенсивно. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются и образуют целостное восприятие. На основании восприятия и ощущений у ребёнка формируются представления о признаках объектов, делается возможным их дифференцировать, находить различия и сходство, а также выделить один объект из множества других. Профессор Н.М. Щелованов не зря говорил, что ранний возраст - это «золотая пора» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на полноценное сенсорное развитие, является одной из главных сторон воспитания дошкольников (М. Монтессори, Н.П. Сакулина, Ф. Фребель, А.П. Усова, Ю.Н. Фаусек). Значение сенсорного воспитания для будущего детей выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания не только вопрос разработки и внедрения результативных методов сенсорного воспитания, но и эффективного использования историко-педагогического опыта по сенсорному воспитанию, накопленного в отечественной дошкольной педагогике первой половины XX века.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить условия использования отечественных идей сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовании.
Объектом нашей работы является: идеи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике первой половины XX в.
Предмет нашей работы: использование отечественных идей сенсорного воспитания в современном дошкольном образовании.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать становление и развитие идеи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике первой половины XX века.
2. Охарактеризовать методы и средства сенсорного воспитания дошкольников.
3. Провести анализ современного состояния теории и методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в практике ДОУ.
4. Изучить уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста в ДОУ.
5. Реализовать опытно-экспериментальную работу по сенсорному воспитанию дошкольников на основе реализации идей сенсорного воспитания в отечественной дошкольной педагогики первой половины XX века.
При подготовке данной работы нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические (анализ, сравнение, обобщение);
2. Эмпирические методы (психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных).
Методологическая основа исследования: выдающиеся зарубежные и отечественные теоретики и практики в области дошкольной педагогики второй половины XIX века (Ф. Фребель); первой половины XX века (М. Монтессори, Ю.И. Фаусек, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Сакулина); второй половины XX века (А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, В.П. Зинченко) уделяли значительное внимание сенсорному воспитанию детей и его роли в развитии ребенка.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по развитию сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике первой половины XX века. Также проанализировав программы ДО на предмет возможности сенсорного воспитания, сделаны некоторые выводы, полученные в ходе нашего исследования данные могут быть полезны педагогам и воспитателям ДОУ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований), 6 приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 58 страниц.
База исследования - МБДОУ Казачинский детский сад «Солнышко».
Выборка испытуемых - 20 детей среднего дошкольного возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С рождения природа наделяет человека глазами, ушами и тактильными рецепторами. Это все позволяет ребенку с самого раннего возраста установить тесный контакт с внешним миром. Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов и детских психологов, является «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.
В нашем исследовании мы опирались на следующее определение сенсорного воспитания - это целенаправленное совершенствование и развитие у дошкольников сенсорных процессов (представлений, восприятий, ощущений).
Теоретический анализ литературы показал, что мы можем выделить несколько основных идей сенсорного воспитания детей дошкольного возраста первой половины XX века: первая идея - это сенсорное воспитание через подготовленную среду (предметно развивающую среду) (М. Монтессори); вторая - через дидактический материал, где «каждому элементу соответствовали специальные упражнения для самостоятельной деятельности учащихся, стимулирующие познавательный интерес» (Ю.И. Фаусек); третья - через природу «предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного» (Е.И. Тихеева), четвертая - через народное творчество (А.П. Усова).
В нашей работе мы будем придерживаться позиции итальянского ученого и педагога М. Монтессори и ее отечественных последователей Ю.И. Фаусек и др.
Проанализировав работы зарубежных и отечественных ученых и педагогов, мы можем выделить некоторые методы и средства сенсорного воспитания. Методы: обследование детьми предметов, дидактический материал в подготовленной среде, показ образца (М. Монтессори); работа с сенсорными эталонами (А.В. Запорожец) и др. Средства: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность, лепка, конструирование, народное творчество, труд и др. Мы можем отметить, что исторически методы сенсорного воспитания не сильно изменились, но стали более современными, так сказать гибкими, пластичными, способными подстроиться под каждое образовательное учреждение.
В современной отечественной дошкольной педагогике, в теории и практики, идеи сенсорного воспитания уделяется достаточное внимание. В ФГОС ДО сенсорное воспитание является важнейшей задачей развития для детей дошкольного возраста, но сенсорное воспитание не выделяется в отдельную образовательную область. Анализ примерных образовательных программах дошкольного образования показал, что в программе «От рождения до школы» так же как и в программе «Детство» сенсорное воспитание прописано только в области «Познавательное развитие», а в программе «Истоки»сенсорное воспитание прописано в каждой из развивающих областей. Так же поскольку рассмотренные нами образовательные программы являются примерными их можно дополнять различными методическими разработками по сенсорному воспитанию и развитию.
Нами было организована опытно-экспериментальная работа по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, на базе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения Казачинский детский сад «Солнышко», в период с января по май 2016 года. В исследовании приняли участие 20 детей средней группы. Мы разделили детей на две группы по 10 человек: экспериментальная и контрольная. Контрольная группа обучалась по примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», а в работе с экспериментальной группой мы основывались на программу М. Монтессори «Детский сад». Для экспериментальной группы были созданы специальные условия для развития сенсорного воспитания, такие как: подготовленная среда (предметно - развивающая), разделенная на зоны; специализированные игрушки и т.д.
В нашем исследовании для оценки уровня сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики: «Определи на ощупь», «Складывание мозаики», Субтесты на исключение, обобщение, аналогию; Субтест на опосредованное запоминание.
Проанализировав результаты первичной диагностики детей среднего дошкольного возраста, мы можем сказать, что средний показатель развития сенсорных способностей в экспериментальной группе равен 0,73 (выше среднего), а в контрольной 0,47 (ниже среднего).
Для повышения уровня сенсорного воспитания детей мы использовали приведенные выше методики, дидактические игры и упражнения.
В результате проведенной опытно - экспериментальной работы, мы выявили, что экспериментальная группа, которая занималась по программе Монтессори, имеет гораздо более высокий уровень сенсорного развития (с 0,73 до 0,85), нежели контрольная группа, которая занималась по традиционной программе «От рождения до школы» (с 0,47 до 0,5). Также исследование показало, что группа, которая занималась по программе Монтессори, имеет более высокие показатели памяти и мышления.
Задачи поставленные в работе выполнены.



1. Аралова, М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации. / М.А. Аралова. - 2-е изд., испр. - Москва.: ТЦ, Сфера, 2011. - 128 с.
2. Башанова, М.И. Партнерство ДОУ и семьи. / М.И. Башанова. - Москва.: МИР, 2015.-490 с.
3. Бельская, З.В. О воспитании сознания в педагогической концепции М.М. Манасеиной. Материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лайм, 2013. С. 77-90
4. Буреванова, И.И. Системное воспитание. / И.И. Буреванова. - Москва.: Психея, 2015. - 397 с.
5. Вагарян, О.Д. Психология дошкольника. / ОД. Вагарян. - Москва.: МИР, 2014. - 399 с.
6. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение / Л. А. Венгер. - Москва.: Просвещение, 1969. -365 с.
7. Вершина, Г.Я. Психология развития дошкольника. / Г.Я. Вершина. - Москва.: Мысль, 2014. - 320 с.
8. Вершинина, Н.Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы.: / Н.Б. Вершинина. «Учитель», 2011. - 215 с.
9. Германович, О.Е. Развитие теории сенсорного воспитания дошкольников в отечественной педагогике / О.Е. Германович И Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. 1 междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2010. С. 99-102
10. Глушкова, Г.И. Игра или упражнение / Г.И. Глушкова И Дошкольное воспитание. - 2008. - №12. - С.29 - 34.
11. Григорьев, О.В. Современные технологии обучения / О.В. Григорьев, Н.М. Литвиненко И Инновации в образовании. - 2011. - № 7. - С. 17-24.
12. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка. / Л.П. Григорьева. - Москва.: Школа Пресс. -2001.
13. Дабеева, Г.Г. Роль дошкольных образовательных учреждений в формировании личности ребенка. / Г.Г. Дабеева. - Москва.: Стратегия, 2015. -516с.
14. Давидчук, А.Р. Дидактическая игра - средство для сенсорного развития дошкольников 3-7 лет. / А.Р. Давидчук // Сфера образования, 2013. -С. 213-220
15. Жукова, О.А. Учим цвет и форму / О.А. Жукова. ACT, 2015 С.66-70
16. Истоки: Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования.-5-е изд.- Москва.:ТЦ Сфера, 2014,-161с
17. Кадина, Н.В., Кириченко, О.В., Чеканова, С.Н. Воспитание, обучение и развитие дошкольников в современном детском саду И Зайцева О.Ю., Корнева Г.Г., Труфанов А.Н. Традиции и инновации дошкольного образования. Материалы Всероссийского заочного семинара. — Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. С. 45-50
18. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - Москва.: Сфера, 2011. - 144 с.
19. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва., 2000. - 100 с.
20. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е.А. Мартынова. Изд: Учитель, 2015. - 310 с.
21. Метиева, Л.А., Удалова, Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. Москва. «Просвещение». 2009. - 11 с.
22. Михайлова, З.А., Полякова, М.Н., Ивченко, ТА. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Г. Гогоберидзе - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; Москва.: ТЦ «СФЕРА», 2013 - 304 с.
23. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - Москва.: Издат. дом «Карапуз», 2000.-272 с.
24. Морозова, О.В. Тихеева, Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание// "Дошкольное воспитание". — 1995. —№3 — с.54-
25. Мутагорова, С.Н., Безуглая, И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования. / С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая И "Воспитатель ДОУ", 2010г., №9 - С.7-14
26. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования//Под.ред. Н.Е. Вераксы., Т.С. Каморовой., М.А. Васильевой, -Мазайка-синтез Москва, 2014,-368с
27. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ( Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 №30384)
28. Петрова, Д.Д. Психология дошкольника. / Д.Д. Петрова. - Москва.: Знание, 2014. - 377 с.
29. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Э. Г. Пилюгина. - Москва.: 1989. - 93 с.
30. Поддьяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. / Н.Н. Поддьяков. - Москва, 1965. - 392 с.
31. Присяжнюк, С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. / С.А. Присяжнюк. Методическое пособие. Сфера, 2013.-213 с.
32. Прохорова, Г.А. Как я узнаю мир. Дидактические игры по сенсорному воспитанию / Г.А. Прохорова. // Дошкольное воспитание, 2002. - №11. - С.32-36
33. Сакулина, Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания / Н.П. Сакулина. - Москва.: Просвещение, 1969. - 176 с.
34. Селюнина, С. Проблема обучения в педагогическом наследии А.П. Усовой//Дошкольное воспитание.- 2011.-№11,- С.23-
35. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий / авт. -сост. Т. П. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 79 с.
36. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной,- М. : - 1981. - 79 с.
37. Сумнительный, К.Е., Фаусек, Ю.И. Детский сад Монтессори, М.: Карапуз, 2011. — 240 с.
38. Трофимова, В.К. Система комплексного развития личности дошкольника. / В.К. Трофимова. - М.: Знание, 2014. - 484 с.
39. Формирование восприятия у дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Л. А. Венгера. - Москва.: 1989. - 279 с.
40. Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. / Ю.М. Хохрякова // Библиотека воспитателя ДОУ. Сфера, 2014. С. 19-25


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ