Введение
Раздел 2. Скульптура «Памятник картошке по произведению В. П. Астафьева «Ода русскому огороду».
2.1 Концепция и разработка идеи дипломного проекта скульптуры.
2.2 Эскизирование и сбор материала для дипломного проекта скульптуры.
2.3 Поэтапное выполнение дипломного проекта скульптуры в соответствии с замыслом
Раздел 3. Учебный проект «Натюрморт из теста «Овощи и фрукты» для детей 9-10 лет (4 класс)
3.1 Методическая мотивация учебного проекта
3.2 Структура уроков учебного проекта
3.3 Анализ и оценка результата учебного проекта
3.4 Представление детских работ учебного проекта Заключение
Библиографический список
Список иллюстраций
Приложение
Мы живем в мире, в котором огромное разнообразие даров природы - съедобных растений. В разных странах произрастают разные культуры. В нашей стране так же произрастает очень много съедобных культур. Все мы знаем поговорку «Хлеб всему голова». И да, конечно хлеб очень важный продукт, с этим не поспоришь. Но также в народе ходит еще такое выражение: «Картофель второй хлеб», поэтому не стоит забывать важность этого простого на первый взгляд продукта. Картофель - это то что так же, как хлеб, нас спасало в тяжелые времена. В годы Великой Отечественной войны, там где не было военных действий, женщины, дети и старики были вынуждены, кормить не только себя но и в большей обязанности фронт. То и было в нашем Красноярском крае, родине В. П. Астафьева. В произведении В. П. Астафьева «Ода русскому огороду» есть отрывок, в котором он говорит о том, что надо бы поставить памятник картошке. В отрывке говорится и про военное время, про то как для наших солдат картофель был спасением. Очень сильно спасал собственный огород, а главный в огороде у нас картофель, поэтому нельзя о нем забывать.
Для дипломной работы были представлены 3 эскиза для скульптуры «Памятник картошке» по произведению В. П. Астафьева. В дальнейшем из них был выбран один, который представляет из себя маленькую девочку времен Великой Отечественной войны, в руках у которой мишка, сидящую на мешках картофеля. Девочка на картофеле - это собирательная иллюстрация к произведению.
Чтобы лучше понять анатомию маленькой девочки, надо было понаблюдать за маленькими детьми, посмотреть детей в скульптуре. К тому же надо было хорошо представить как одевали детей в военное время, поэтому проводился исторический экскурс: были прочитаны статьи по этой теме и посмотрены старые фотографии военных лет. Затем скульптура была выполнена в пластилине, с которого потом была снята форма. В итоге работа была представлена в гипсе.
Цели дипломного проекта:
• Увековечивание значимости картофеля с помощью создания памятника ей;
• Подробное изучение работой с пластилином, снятия формы, отливки формы из гипса;
• Наработка методического материала;
Задачи дипломного проекта:
• Прочтение произведения В. П. Астафьева «Ода русскому огороду»
• Исторический экскурс времен ВОВ в виде изучения материалов старых фотографий и статей;
• Разработка эскизов, разработка эскизов в пластилине;
• Выполнение выбранного эскиза в большой величине в пластилине;
• Снятие формы с помощью силикона и гипса
• Отливка формы в гипсе;
• Доработка формы
В рамках дипломного проекта мной было разработано учебное задание по теме «Натюрморт из соленого теста «Овощи и фрукты» . Дети всегда любят яркие радостные яркие краски, а сколько много их в спелых красивых овощах и фруктах?
Выполнение трехмерных объемных изображений (лепка из теста) предметов является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств.
Фрукты и овощи разнообразны по своей форме и очень хорошо сочетаются с многими предметами.
Я выбрала именно тему «Овощи и фрукты» для проведения уроков с детьми, потому что овощи и фрукты имеют простую форму и не вызовут больших сложностей в их выполнении у детей. Эстетическую оценку произведений дети связывают с характером образа, отдельными яркими сенсорными признаками (формой, цветом). И лепить многие дети любят и умеют, и поэтому сразу могут «показать себя».
Цели учебного проекта:
• Создать натюрморт-рельеф с овощами и фруктами из соленого теста;
• Изучить материал для лепки тесто;
• Развитие мелкой моторики детей
Задачи учебного проекта:
• Заинтересовать детей в выполнении натюрморта из овощей и фруктов с помощью беседы, интересных фактов, загадок;
• Дать знания о композиции и натюрморте;
• Сделать эскизы к нашему натюрморт;.
• Освоение разных приемов работы с тестом;
• Дать знания о рельефе, как его выполнить;
• Дать знания по колористике, чтобы выполнить натюрморт в цвете;
• Закрепить полученные умения и навыки в работе над натюрмортом
Я не долго думала о том что буду представлять как дипломный проект, взяла тему которую уже начала делать, я взяла скульптуру «Памятник картошке».
На первый взгляд такая простая тема, что в ней интересного? Но на самом деле если ее раскрыть, то понимаешь, что тема не так проста как кажется, в ней есть жизненный смысл и она достойна такого представления.
А сколько много блюд с картофелем? Разве его заменишь? Это сейчас для нас как обыденность. Картофель как спаситель очень связан с нашей историей, с Великой Отечественной войной. В то время когда сократилось количество сельхозтехники, т.к. производили в основном военную технику, не хватало топлива, трактористы и комбаньеры уходили на фронт, увеличился ручной труд, то есть спасал свой огород.
Цель моего диплома, не просто создать памятник картошке, а связать его с произведением «Ода русскому огороду» сделать его как иллюстрацию к произведению.
Работая над дипломом, я усовершенствовала знания в скульптуре, я научилась снимать форму с пластилина с помощью силиконов и гипса и формовать гипсовую копию, тонировать гипс. В итоге у меня получилась работа из гипса тонированного под бронзу, габариты которой: высота 48, длина 56.
Материалы, которые были собраны мной могут быть использованы для методического пособия. Педагогическая практика, которую я прошла, мне оказалась очень полезна. Благодаря практике, я заметила у себя некоторые ошибки, практика дала мне хороший опыт перед моей серьезной работой учителя. Теперь я знаю некоторые нюансы в работе с детьми, что я думаю в дальнейшем мне поможет в моей профессии.
1. Монтанари Массимо. Голод и изобилие. М., 2009. с. 129
2. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 3, Книга 12, Глава XXXVII).«Труды Вольного экономического общества», 1852 г.
3. БерДышев А. П. Андрей Тимофеевич Болотов: Первый русский учёный агроном. — Госсельхозиздат. — М., 1949. — 184 с. — 25 000 экз.
4. Наставление — о разведении земляных яблоков, называемых потетес (картофель) // Полн. собр. законов Рос. Империи. Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. 17. С. 141—148.
5. Картофель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
6. Хозяйственное описание Пермской губернии: в 3 ч. Ч. 2. СПб., 1813. С. 162. Из истории картофеля в мире и в России (рус.).Проверено 20 марта 2011. Архивировано из первоисточника 2 июля 2012.
7. Руководство к ботанике / сост. В. В. Григориев. 4-е изд. — М.: издание братьев Салаевых, 1865. — С. 232
8. Г. И. Кепинов, Технология скульптуры, М., 1936; Д. Е. Аркин, Образы скульптуры, М., 19 61; М.Я. Либман, О скульптуре, М., 1962; А. С. Голубкина, Несколько слов о ремесле скул ьптора, М., 1963; И. М.Шмидт, Беседы о скульптуре, М., 1963; С. С. Валериус, Прогрессив ная скульптура XX в. Проблемы и тенденции, М., 1973;
9. Сомов А. И. Ваяние // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
10. Д. Бройдо. Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры Государственное изд. «Искусство» Ленинград, Москва 1949.
11. Серов А. Этюды натюрморта // Художник. 1961, № 2. С.43-47.
12. Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М. 1962
13. Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. — Л: Художник РСФСР, 1973.
14. Виппер Б. Р. Проблема развития натюрморта, Спб, 2005
15. Геташвили Н. В. Художественные направления и стили. Малые голландцы. М. 2004
16. Доброклонский М. В., Никулин Н. Н. Искусство Голландии XVII века. История искусства зарубежных стран XVII—XVIII веков под ред. В. И. Раздольской, М. 1988
17. Натюрморт в живописи 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.
18. Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997
19. Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века, Спб, 2004 г.
20. Фехнер, Елена. Голландский натюрморт XVII века в собрании Государственного Эрмитажа. — Ленинград: Изобразительное искусство, 1990. — 176 с. — (Собрание Государственного Эрмитажа). — 30 000 экз. —ISBN 5852001368.
21. Кузнецов, Ю. И. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Очерк- путеводитель. — Ленинград: Искусство, 1984. — 256 с. — 50 000 экз.
22. Кузнецов, Ю. И. Западноевропейский натюрморт. — Советский художник, 1966. — 224 с.
23. Щербачева, М. И. Натюрморт в голландской живописи / Государственный Эрмитаж. — Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1945. — 72 с. — 5000 экз.
24. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.
25. Всеобщая история искусств - М.; 1972.
26. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
27. Герчук Ю.Я. Живые вещи - Советский художник; - М.; 1977.
28. Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник;
29. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.
30. XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991. Ю.Ракова М.М. Русский натюрморт конца
XIX - XX веков - Искусство.;
31. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом -Просвещение, 1982.
32. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение.
33. Дашкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», Санкт-Петербург, «Кристалл» 2000г.
34. Кискальт Т.И. «Солёное тесто», М.Профиздаг, 2002г.
35. Фролова Е.С. «Забытое ремесло», М, «ACT-ПРЕСС», 2000г.