Введение 3
Глава 1. Банковские системы в экономике России 8
1.1. История российской банковской системы 8
1.2. Коммерческие банки в системе рыночной инфраструктуры 23
Глава 2. Совершенствование налогообложения прибыли коммерческих банков 56
2.1. Система налогообложения коммерческих банков 57
2.2. Пути создания эффективного механизма льгот для коммерческих банков
Глава 3. Улучшение методов и форм контроля за деятельностью коммерческих банков 95
3.1. Усиление взаимодействия государственных налоговых инспекторов и аудиторских организаций 95
3.2. Аудиторская проверка правильности налогообложения прибыли коммерческих банков 105
Заключение 125
Литература
В народном хозяйстве любой страны банки занимают особое положение. Банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективность микропроцессов, инструментом для решения важных макроэкономических целей.
Переход к рыночной экономике в России вызвал появление большого количества коммерческих банков, повлек за собой коренное изменение существовавшего ранее законодательства, появление новых налоговых платежей.
До 1992 года нормы налогового права, как и сами платежи, носили не-структурированный и неупорядоченный характер. Только с принятием Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в РФ” и ряда законодательных и подзаконных актов налоговое право оформилось в самостоятельную отрасль российского законодательства.
Коммерческие банки в системе налоговых правоотношений занимают особое место. С одной стороны, они являются уполномоченными государством сборщиками налогов, а с другой - крупными налогоплательщиками.
С 1994 года коммерческие банки стали также плательщиками налога на прибыль. Это достаточно новый налог для банков, механизм его взимания еще требует совершенствования. На сегодняшний день существует относительно большая вероятность всевозможных ошибок, а также уклонения банков от уплаты налога, сокрытия и занижения налогооблагаемой прибыли.
Кроме того, в условиях продолжающегося в стране спада производства, коммерческие банки становятся наиболее крупными налогоплательщиками, получающими колоссальные суммы прибыли от проведения финансово-кредитных операций.
В связи с этим, по нашему мнению, ни одна другая сфера хозяйственной деятельности не должна контролироваться сегодня в России с такой тщательностью, как банковская.
Контроль за правильностью и своевременностью уплаты налога на при-быль банками осуществляется налоговыми органами. Однако, учитывая загруженность налоговых инспекторов, этого явно недостаточно. Возникает необходимость в новой форме контроля.
Такую новую форму контроля - общественный надзор, призваны осуществлять аудиторские организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ. За шесть лет своего существования отечественные аудиторские организации накопили большой опыт. Сегодня в России свои услуги предоставляют клиентам уже четыре тысячи аудиторских фирм, только в Москве их около девятисот. Конечно, этого недостаточно для такой большой страны. В США, для сравнения, около 300 тысяч аудиторских организаций. Однако, в России аудит до сих пор находится в стадии развития.
Особенность нашей страны в том, что здесь налоговая система, банковская система, а также система налогового контроля и общественного надзора развиваются параллельно.
Анализ функционирования и взаимодействия этих систем дает основания делать некоторые выводы и позволяет сформулировать основные проблемы, решение которых будет способствовать совершенствованию системы налоговых отношений и контроля, а также позволит повысить результативность применения норм налогового права в части налога на прибыль, взимаемого с коммерческих банков.
Все это определяет актуальность темы диссертационной работы.
Исследование построено на практическом материале, собранном нами в процессе работы в Карельском банке Сбербанка России, что позволило автору представить анализ доходов и расходов банка, поставить ряд проблем, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего механизма налогообложения прибыли коммерческих банков, по улучшению налогового контроля и общественного надзора за уплатой банками налога на прибыль.
Теоретические разработки и большая практическая значимость темы исследования предполагают решение следующих задач:
анализ отечественной и зарубежной теории и практики налогообложения доходов и прибыли банков;
анализ действующего механизма налогообложения прибыли коммерческих банков, разработка путей его совершенствования;
определение возможных путей решения выявленных проблем с учетом накопленного опыта практической работы анализируемого банка, а также выработка рекомендаций по возможной оптимизации налогообложения коммерческих банков;
разработка способов усиления контроля налоговых органов и аудиторских организаций за уплатой коммерческими банками налога на прибыль.
Диссертация имеет ряд приложений, в них показан практический материал, использованный для проведения исследования.
В комплексном виде тема работы пока недостаточно освещена в научной литературе, хотя отдельные исследования коммерческих банковских систем уже предпринимались. Анализ формирования новой российской банковской системы содержится в работах Ю.А.Константинова, В.М.Усоскина, Б.И.Алехина, М.М.Белякова, Е.П.Козловой, Е.Н.Таланиной, Р.И.Рябовой, В.М.Родионовой, А.В.Брызгалина и др.
В качестве основы методологического подхода в данном исследовании избрана система прямой и обратной связи банковской системы и экономики, поскольку коммерческие банки не являются застывшими структурами, а динамично развиваются вместе с рыночной экономикой.
Предметом исследования выступают взаимовлияния коммерческих банковских систем и развитие рыночных отношений в России, оптимизация деятельности банков и построения оптимальных налоговых ставок, контроль за деятельностью коммерческих банковских систем.
Научная новизна диссертации заключается в следующих теоретических и практических выводах и рекомендациях:
1. Обобщен опыт работы коммерческих банков России и на этой основе выработаны принципиальные подходы к их интеграции с рыночной экономикой в качестве одного из ее важнейших элементов.
2. Показаны методы воздействия коммерческих банков на развитие ре-формационных процессов в экономике, вскрыты прямые и обратные связи банков с важнейшими экономическими явлениями и государственной политикой в области банковского законодательства.
3. Сформулированы направления совершенствования системы налоговых правоотношений и контроля в целях оптимальности применения норм налогового права (сокращение числа налогов, установление величины критической ставки налога на прибыль для коммерческих банков не более 35%, унификация налоговой системы, введение дифференцированных налоговых ставок для бывших и вновь образующихся коммерческих банков, стабильность нормативных актов, введение регрессивных ставок налога на прибыль, стимулирование внедрения нетрадиционных видов банковских услуг, налоговых льгот по лизингу, факторингу, форфейтингу).
4. Определены способы усиления контроля налоговых органов и аудиторских организаций за уплатой банками налога на прибыль (совершенствование методов работы налоговых органов и аудиторских организаций, бесплатные консультации коммерческим банкам по вопросам законодательства, установление ответственности за советы банкам, привлечение аудиторов к налоговым проверкам).
5. Раскрыта роль коммерческих банков как действенного инструмента государства в реализации инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения, внешнеэкономической деятельности.
6. Выявлены важные практические проблемы банков при исчислении и уплате налогов (большое количество, сложность налогового законодательства, отсутствие стабильности исчисления и уплаты налогов, экономическая нецелесообразность отдельных положений и нормативных актов, недостаточно высокий уровень компетентности и необходимой подготовки у банковских специалистов и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложения и рекомендации, изложенные в работе, указывают возможные пути в проведении дальнейших реформ в банковской и финансовой сферах, оптимальная организация которых играет решающую роль в рыночной экономике любой страны. При этом учитываются изменения в экономической политике, диалектическая взаимосвязь теоретических концепций и исторического опыта. Диссертация вносит свой вклад в этой области.
Основные положения работы могут быть использованы при чтении спец-курсов по банковскому делу, экономической теории и политике.
Структура диссертации определена ее целями и направленностью. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
В представленном диссертационном исследовании проведен анализ отечественного и зарубежного опыта налогообложения прибыли коммерческих банков существующих форм контроля за их деятельностью. До издания Указа Президента от 22 декабря 1993 г. № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” банки в Рос-сии являлись плательщиками налога на доход. Сегодня налог на прибыль - это универсальный налог.
Налогообложение прибыли имеет ряд преимуществ:
Во-первых, прибыль - это конечный финансовый результат, а не промежуточный.
Во-вторых, практически во всех развитых странах коммерческие банки, как и другие компании, являются плательщиками налога на прибыль.
В-третьих, взимание налога на прибыль с коммерческих банков позволит увеличить доходные поступления в бюджет.
Для дальнейшего повышения доходной части бюджета в части налога на прибыль, взимаемого с коммерческих банков, с нашей точки зрения, необходимо провести следующие мероприятия:
- совершенствовать нормативную базу по налогу на прибыль, учитывая при этом все особенности банков;
- совершенствовать действующий механизм взимания налога на прибыль банков, в том числе систему ставок и льгот;
- усилить контроль за уплатой банками налога на прибыль в бюджет.
Наибольшее число ошибок при исчислении налога на прибыль банков связано с неправомерным отнесением затрат на себестоимость банковских услуг. Типичным для коммерческих банков является отнесение на затраты расходов, связанных с украшением интерьера, установкой металлических решеток, покупкой телевизоров, холодильников. Эти расходы не связаны непосредствен-но с оказанием банковских услуг и должны осуществляться за счет прибыли. Однако, работники банков склонны думать иначе. Четкие разъяснения Госналогслужбы позволили бы исключить подобного рода нарушения.
Кроме того, нельзя допустить дальнейшего повышения ставки по налогу на прибыль, как это предлагают сделать некоторые экономисты. В противном случае следует ожидать снижения поступлений по налогу на прибыль банков в бюджет. Это обусловлено действием принципа, доказанного американским ученым Лаффером. Этот принцип гласит, что доходы государственного бюджета увеличиваются с повышением ставки налога лишь до определенного уровня - критической точки. В среднем величина критической ставки налога на прибыль равна 35%. Далее, с повышением ставки происходит снижение абсолютной суммы доходов государственного бюджета, вызванное уменьшением налогооблагаемой базы в связи со снижением предпринимательской активности и ростом уклонений от уплаты налога. Поэтому ставка налога на прибыль для коммерческих банков не должна превышать 35%.
Кроме того, на сегодняшний день налогообложение прибыли всех коммерческих банков по единой налоговой ставке не совсем оправдано. В России существует два типа коммерческих банков:
1. Бывшие специализированные коммерческие банки.
2. Вновь образовавшиеся коммерческие банки.
Известно, что основным источником прибыли является маржа, полученная при перепродаже кредитных ресурсов. Она тем больше, чем меньше про-цент, под который привлекаются ресурсы. Бывшие специализированные банки, имея большие запасы практически бесплатных кредитных ресурсов в остатках на расчетных счетах предприятий- гигантов, находящихся, как правило на обслуживании в этих банках, оказываются в более выгодном положении по сравнению с вновь созданными коммерческими банками. Последние, как правило, вынуждены покупать кредитные ресурсы на рынке межбанковских кредитов, где цены достаточно высокие, и следовательно маржа этих банков меньше.
В связи с этим, было бы целесообразно в переходном периоде установить ставку налога на прибыль бывших специализированных банков на более высоком уровне, чем банков, вновь образовавшихся. Это позволит создать более или менее равные условия для коммерческих банков различных групп. Иначе, на наш взгляд, сложно говорить о возможности здоровой рыночной конкуренции в банковской сфере.
Действующая система льгот по налогу на прибыль банков также требует совершенствования. Так, в российской практике совершенно не предусмотрены льготы, направленные на стимулирование внедрения нетрадиционных для России видов банковских услуг, хотя макроэкономический эффект от внедрения ряда из них мог бы быть весьма значительным.
Сегодня промышленным предприятиям в России необходимо повышение коэффициентов выбытия и обновления основных производственных фондов. К сожалению, купить новейшую технику многим предприятиям “не по карману”. Выходом в данном случае может служить развертывание лизинговых операций коммерческими банками. Однако, число банков, занимающихся лизингом, крайне мало. Одна из причин - отсутствие системы налоговых льгот, стимулирующих развитие лизинга.
Другая беда российских предпринимателей - несовершенство системы расчетов. Результатом являются сбои в поставках и упущенная выгода. Коммерческие банки могут способствовать ускорению расчетов между своими клиентами - проводить факторинговые и форфейтинговые операции. Развитию этих операций препятствует отсутствие государственной поддержки в виде, например . льгот для банков по прибыли, полученной от их проведения.
Однако развитию лизинга, факторинга и форфейтинга мешает и то, что доходы от этих операций облагаются налогом на добавленную стоимость. Учитывая то, что суммы НДС уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, было бы логично отменить взимание налога на добавленную стоимость по операциям коммерческих банков.
Для усиления контроля за уплатой банками налога на прибыль следует совершенствовать методы работы налоговых органов и аудиторских организаций, выполняющих функцию общественных контролеров, искать пути их взаимодействия.
Прежде всего целесообразно было бы обязать налоговые инспекции бес-платно давать консультации коммерческим банкам по вопросам налогового законодательства и нести ответственность за свои советы, создать для этого специальные службы. Это позволило бы исключить ситуацию, когда единственным и полноправным владельцем всей налоговой информации становится налоговый инспектор, что нарушает принцип юридического равноправия налогоплательщика и государства, порождает массу злоупотреблений и нарушений на местах.
Привлечение аудиторских организаций к осуществлению налоговых проверок в банках также позволило бы усилить контроль за правильностью и свое-временностью уплаты банками налога на прибыль.
ГНИ по г. Москве подвела итоги 1995 года: которые выяснили, что из 1337 зарегистрированных в Москве коммерческих банков были проверены лишь 29. Этого явно недостаточно. Налоговые инспекторы перегружены. Не хватает специалистов, знающих банковскую сферу с ее специфическим бухгалтерским учетом. В этой ситуации между работниками налоговых инспекций и аудиторами должно быть четкое отлаженное взаимодействие.
Однако, налоговые органы не идут на сотрудничество с аудиторскими организациями. Недоверие объясняется тем, что аудиторские фирмы - это независимые коммерческие структуры, созданные с целью извлечения прибыли. Решению этой проблемы будет способствовать лицензирование всех аудиторских организаций, занимающихся банковским аудитом, совершенствование аудиторских технологий. Было бы также целесообразно включить в число основных критериев деятельности экономических субъектов, по которым их финансовая отчетность подлежит ежегодной аудиторской проверке, налоговые вопросы, то есть обязать аудиторские фирмы осуществлять проверку правильности и свое-временности уплаты банками основных видов налогов, в том числе налога на прибыль.
Таким образом, для совершенствования системы налогообложения, налога на прибыль, являющегося неотъемлемой частью этой системы, следует про-водить большую работу, участие в которой должны принять сами коммерческие банки, налоговые органы, а также аудиторские фирмы, которые также не должны быть отстранены от этой работы.
1. Анализ деятельности коммерческого банка. Под ред. С.И. Кумок. М.: Вече, 1994.
2. Антология экономической классики. В 2т.: Т.1: В. Петти. Трактат о налогах и сборах А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Д. Рикардо. Начала политической экономии и налогового обложения. - М.: ЭКО-НОВ; КЛЮЧ, 1993, 475 с.; Т.2.: Т.Р. Мальтус. Опыт закона о народонаселении. Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ЭКОНОВ; КЛЮЧ, 1993, 485 с.
3. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах, - М., Финансовое издательство НКФ СССР, 1927 г.
4. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции, Самара, СамВен, 1992 г.
5. Ананидзе В.И. Структурная перестройка экономики и инвестиционная политика. - М., 1994 г.
6. Ачкасов А.И. Балансы коммерческих банков и методы их анализа. - М.: Консалтбанкир, 1993.
7. Аудит и налоговые органы. - Экономика и жизнь, №10, 1994 г.
8. Банковский аудит. В 2 ч. - М.: Бух учет, 1994.
9. Банковский маркетинг. - М.: Вече, 1994.
10. Банковское законодательство и проблемы формирования стабильной банковской системы. Матер. междунар. рос.-герм. симп. –М.: Финансы и статистика, 1995.
11. Банковское дело. Справочное пособие, - М.. Экономика, 1993 г.
12. Банковское дело: справочное пособие. М.Ю.Бабичев, Ю.А.Бабичев, - М., Экономика, 1994 г.
13. Белов В. Налоговый инспектор пришел в банк. - Бизнес и Банки, №45,1994 г.
14. Белуха Н.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. М.: Дело, 1993.
15. Беляков М.М. Вексель как важнейшее платежное средство, - М., Трансферт, 1992 г.
16. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент, Киев, 1995 г.
17. Бойко Т. Формирование портфеля ценных бумаг. - Новосибирск, ЭКО, №6, 1994 г.
18. Болотин В.В. Вопросы инвестиционного обеспечения структурной пере-стройки. - Финансы, №1, 1995 г.
19. Боссерт В.Д. Инвестиционные проблемы реформируемой экономики России. - М., 1994 г.
20. Ботвинова Е., Гнедовский А. Налогообложение в зарубежных странах (рекомендации для советских инвесторов). - М., Объединенное кредитно-финансовое предприятие “Менатеп”, 1991 г.
21. Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. - М., 1993 г.
22. Брагинский М. Основные положения нового гражданского кодекса, - Хозяйство и право, №1, 1995 г.
23. Брызгалин А.В. Современное налоговое законодательство: особенности и проблемы правоприменения. - Финансы, №1, 1995 г.
24. Булдаков В., Соколова Т. Новая экономическая теория и ее приложение к реформе. М., 1994.
25. Буфетова Л.П. и др. Отношения и субъект экономической деятельности. - Новосибирск: Изд. НГУ, 1991.
26. Бухвальд Е.М., Павлов И.Г. Инвестиционная политика в регионе. - М., Наука, 1994 г.
27. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 1991.
28. Василишин Э.Н. Регулирование деятельности коммерческого банка. - М.: Финстатинформ, 1995.
29. Ведомости съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, №31, 1991 г.
30. Вексель на доверие, Финансовая газета, №17, 1993 г.
31. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1993 г.
32. Винокуров М.Д. Аудитор - кто он? И контролер и помощник. - Аудит и налогообложение, №1, 1995 г.
33. Гаврилов Д. Вексель. Нормативная база, Финансовая газета, №7, 1995 г.
34. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело. - М., 1994 г.
35. Глинкин А.А. НДС и спецналог в составе операционных расходов банка. М.: МКПЦН, 1994.
36. Гражданское право, - М., 1993 г.
37. Гребнев Л.С. Философия экономики. - М.: Луч, 1991.
38. Дадаян В.С., Тавадян А.А. Системология экономических категорий. - М.: Наука, 1992.
39. Данилевский Ю.А. Аудиторская проверка состояния расчетов (методическое пособие). - М., аудиторская фирма Котакт, 1992 г.
40. Данные Центра социального прогнозирования. - Финансовая газета, №8,
1995 г.
41. Дебиторский контроль. М.: Инжиниринго-Крнсалтинговая Компания «Де-КА», 1993.
42. Доллан Э.Дж., Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. - М., 1996.
43. Ефимова Л.Г. Банковское право, М., Бек, 1994 г.
44. Ефремов И.А. Учет и анализ валютных операций в коммерческих банках. - М., 1995.
45. Журнал “Банковское дело”, №8, 1995 г.
46. Журнал “Вопросы экономики”, №4, 1994 г.
47. Журнал “Вопросы экономики”, №8, 1994 г.
48. Журнал “Деньги и кредит”, №8, 1995 г.
49. Журнал “Общество и экономика”, №5, 1995 г.
50. Журнал “Экономика и жизнь”, №47, 1994 г.
51. Залывский Н.П. Инвестиционные программы развития Севера России и их воздействие на трудовой потенциал регионов. СоцИС, №7, М., 1994 г.
52. Иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы. Астапович А., Григорьев Л., - М., 1993 г.
53. Иностранные капиталовложения: Мировая практика и национальные проблемы. Безрукова А.И., М., 1994 г.
54. Исаев А.М., Шепелева Н.Ю. Практика банковского управления и финансового анализа . - М. Арго, 1993.
55. История экономических учений. Под ред. А.Г. Худокормова. -М.: МГУ, 1994.
56. Кандаурова И.Р. Государственное регулирование инвестиционной сферы в Российской Федерации при переходе к рынку. М., 1994 г.
57. Касимов М.З. Инвестиционный процесс в смешанной экономике и программирование инвестиций. Спб., 1993 г.
58. Каяшев В.Я. Вексель - одна из немногих ценных бумаг. - Финансовая газета, №13.
59. Козлова Е.П., Галаника Е.Н. Бухгалтерский учет в коммерческих банках, - Финансы и статистика, М., 1996 г.
60. Константинов Ю.А. Операции коммерческих банков в России. - М., 1993.
61. Кольбингер Ф. Вексельное право. - Закон, №8, 1993 г.
62. Кошелев С.Б., Баталина С.Ю. О пределах компетенции внешнего аудита в банковской системе. - Бизнес и Банки, №48, 1994 г.
63. Кошелев С.Б., Баталина С.Ю. Цели и принципы банковского аудита. - Бизнес и Банки, №41, 1994 г.
64. Коровкин В.В., Кузнецов Г.В. Налоговая проверка предприятия. - М.: Приор., 1995.
65. Крашенинников Е. Срок платежа по векселю, - Хозяйство и право, №12, 1994 г.
66. Ларионов И.К. О налоговой системе России. - Финансы, №2, 1995 г.
67. Ларичев В.Д., Печенкина Г.В., Якунин В. Совершенствовать способы вы-явления сокрытых доходов. - Финансы, №3, 1993 г.
68. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализы, М. 1995 г.
69. Лыкова Л. Налоговая политика: эффективность рычагов и стимулов. - Вопросы экономики, №9, 1993 г.
70. Люсов А.Н. Налоговая система России. Налогообложение банков. - М., Банкцентр, 1994 г.
71. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. М.: Мысль, 1991. - 267 с.
72. Маевская Л.И. Региональная инвестиционная политика, - Новосибирск, ЭКО, №6, 1994 г.
73. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т.: Пер. с англ. - М.:Прогресс, 1993.
74. Методологические вопросы перехода к рыночной экономике. Томский И.Е. Якутск, 1994 г.
75. Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг и фондовый рынок. - М., 1995 г.
76. Мозаис П.М. Кнут и пряник налоговой политики. Налоги, №11, 1994 г.
77. Мозаис П.М. Особенности налогообложения предприятий связи и банков. - Налоги, №6, 1994 г.
78. Мозаис П.М. Эффект Лэффера, - Налоги, №7, 1994 г.
79. Морозова Т.Г. Региональная экономика, М., 1995 г.
80. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г.Черника. - М., Финансы и статистика, 1994 г.
81. Отчет в налоговую инспекцию. - М.: Приор., 1995.
82. Павкин К. Простой финансовый вексель - так ли все просто?, - Экономика и жизнь, №2, 1994 г.
83. Поллард А.М., Пассейк Ж.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.Л. Банковское право США. - М., Прогресс, 1992 г.
84. Полторак А.Ф. Новое в законодательстве по налогу на прибыль. - Финансы, №2, 1995 г.
85. Полторак А.Ф. Новое в налогообложении прибыли. - Финансы, №4, 1994.
86. Пратт Л.А. Обманные операции в банковском деле: их выявление и предупреждение: Пер. ас англ. - М.: Перспектива, 1995.
87. Прокофьева О. Надзор необходим. Но какой? - Банкир России, №2, 1994 г.
88. Родэ Э. Банки, биржи, валюта современного капитализма, - М., Финансы и статистика, 1986 г.
89. Российская газета от 29.12.93 г., 20.04.94 г., 23.04.94 г.
90. Российские финансы в 1993 году. (Обзор МФ РФ, подготовленный под руководством Б.Г. Федорова). - Вопросы экономики, №1, 1994 г.
91. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком. М.:Наука, 1994.
92. Рыночная экономика (под ред. А.Д. Смирнова). - М., 1992 г.
93. Рябова Р.И. Налогообложение банков и банковской деятельности (пособие для специалистов банков, аудиторов и налоговых инспекторов). - М.,
АО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1995 г.
94. Рясенцев В. Вексель начинает действовать, - Советская юстиция, №15, 1990 г.
95. Самуэльсон П. Экономика, М., 1994 г.
96. Смит А. Исследование о природе и прочих богатствах народов. - М., Соцэкгиз, 1962.
97. Советское гражданское право, - М., Высшая школа, 1985 г.
98. Современный инвестиционный процесс и его опосредование ценными бу-магами. - С.Пб., 1994 г.
99. Соколинская Н.Э. Банковский аудит, - М., Перспектива, 1994 г.
100. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. М.: РГГУ, 1994.
101. Тараканова Л.А., Горина С.А. Бухгалтерский учет в банке (практическое пособие). - М., Приор, 1995 г.
102. Уринсон Я. Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций. - М., Вопросы экономики, №8 1994 г.
103. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк, М., 1994 г.
104. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М., Все для вас, 1993 г.
105. Учебник “Рыночная экономика” /Под ред. А.Д.Смирнова, М., 1992 г.
106. Фельдман А.А. Вексельное обращение, М., - Инфра-М, 1995 г.
107. Финансы: Учебное пособие / Под ред. В.М.Родионовой, - М., Финансы и статистика, 1993 г.
108. Фондовый портфель, М., Соминтэк, 1992 г.
109. Цивилизвационный процесс и социальные итоги развития США. Отв. Ред. Л.Л.Любимов. - М.: 1993.
110. Черник Д.Г. Подведены итоги года. - Финансы, №2, 1995 г.
111. Чесноков А.С. Инвестиционная стратегия и финансовые игры. - М., ПА-ИМС, 1994 г.
112. Четыркин В. Методы финансовых и коммерческих расчетов, М., Business Речь, Дело, 1992 г.
113. Что и как проверяет налоговая инспекция? - М., Инфра-М, 1995 г.
114. Шмитгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли, М., Юридическая литература, 1993 г.
11. Нормативная литература
115. Закон РФ “О банках и банковской деятельности” от 02.12.1990 г.
116. Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 09.10.1992 г. №3615-1.
117. Закон РФ “О налоге на операции с ценными бумагами” от 12.12.1991 г.
118. Закон РФ от 2 декабря 1990 г. “О банках и банковской деятельности”.
119. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с изм. и доп.), - Российская газета от 05.03.92, 03.11.92, 27.01.93, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, №3, 4, ст.1976.
120. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изм. и доп.), - Российская газета от 10.03.92, 05.06.92, 27.01.93, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, № 3, 4 ст. 1967.
121. Инструкция Госналогслужбы РФ от 6 марта 1992 г. №4 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций (в редакции на 3 декабря 1993 г.), - Экономика и жизнь № 36, 37 - 1992; 9, 32, 52 - 1993 г.
122. Инструкция ГТК РФ и ЦБР от 16 декабря 1992 г. №№01-20/8074, 10 “О порядке взыскания таможенных пошлин в иностранной валюте, не внесенных в установленный срок в федеральный бюджет России, с юридических лиц, осуществляющих экспортно-импортные операции”.
123. Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 12 октября 1993 г. №№19, 01-20/10283 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров”.
124. Инструкция ЦБР от 16 июля 1993 г. №16 “О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации” (с изменениями от 3 августа 1993 г., 13 апреля, 27 мая,
5 сентября 1994 г.)
125. Инструкция ЦБР от 20 января 1993 г. №11 “О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации” (с изменениями от 25 марта, 1 октября, 27 декабря 1993 г., 2 сентября 1994 г.)
126. Инструкция ЦБР от 25 января 1994 г. №21 “О порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории Российской Федерации
(с изменениями от 29 июля 1994 г.). Приложение IX. Отчет о движении иностранных активов и пассивов коммерческого банка (форма 2-АП).
127. Инструкция ЦБР от 28 мая 1993 г. №15 “О порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации” (с изменениями от 29 июня 1993 г.)
128. Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. №7 “О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации” (утв. Приказом ЦБР от 29 июня 1992 г. №02-104 А) (с изменениями от 15 сентября, 31 декабря 1992 г.,
28 июня 1993 г., 5 апреля, 21 июня, 29 июля 1994 г.).
129. Основы гражданского законодательства Союза ССР от 31.05.1991 г. №2211-1. Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, №26, стр. 733.
130. Письмо Ассоциации Российских Банков от 29.10.1993 г. №А-05-1-557. “Бюллетень Ассоциации Российских Банков”, №36, 1993 г.
131. Письмо Банка России от 09.09.1991 г. №14-3-30 “О банковских операциях с векселями”, рекомендации по использованию векселей в хозяйственном обороте.
132. Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 13 июля 1993 г.№ВГ-4-01/101н, 04-06-04 “О порядке отнесения эксплуатационных расходов при исчислении налогооблагаемой базы.
133. Письмо Госналогслужбы РФ от 17 сентября 1993 г. №НП-6-01/320 “Об от-дельных вопросах по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)”, - Российские вести №194, 1993 г.
134. Письмо Госналогслужбы РФ от 17 января 1994 г. №ВГ-4-16/5н “О порядке применения Указа Президента Российской Федерации “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”, - Финансовая газета, №5, 1994 г.
135. Письмо Госналогслужбы РФ от 2 ноября 1992 г. №НИ-6-04/373 “О налоге на прибыль предприятий и доходы банков и страховых организаций”, - Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию, №1, 1993 г.
136. Письмо Госналогслужбы РФ от 27 октября 1993 г. № НП-4-01/166н и Минфина РФ от 26 октября 1993 г. №04-02-04 “Об отдельных вопросах по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)”, - Экономика и жизнь, №46, 1993 г.
137. Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБР от 21, 24, 25 января 1994 г. №НП-4-01/11н, 8, 71 “О порядке исчисления коммерческими банками предельных размеров представительских расходов, расходов на рекламу и на под-готовку кадров”, получено по рассылке.
138. Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 29 декабря 1993 г. №ЮУ-4-01/207н, 158 “О налогообложении прибыли предприятий и организаций, получивших безвозмездно денежные, основные средства и другое имущество”, - Российские вести, №13, 1994 г.
139. Письмо Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 22 августа 1992 г. №04-02-04, ВГ-6-01/269 “О налогообложении прибыли, полученной от реализации основных фондов и иного имущества” - Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию, №12, 1992 г.
140. Письмо Минфина РФ от 6 октября 1992 г. №94 “Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения”, - Финансовая газета, №43, 1992 г.
141. Письмо ЦБ РФ от 04.10.1994 г. №183-94 “О временных основных положениях по переучету векселей предприятий Банком России”.
142. Положение “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями (утв. пост. Правительства РФ от 16 мая 1994 г. №490).
143. Положение о переводном и простом векселе, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 г.
144. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учит. при налогообложении прибыли (утв. пост. Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552), - Собрание актов Президента и Правительства РФ, №9, 1992, ст. 602.
145. Постановление Правительства РФ от 07.12.94 г. №1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит ежегодной аудиторской проверке”. - Финансовая газета, №2, 1995 г.
146. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР “О применении векселя в хозяйственном обороте” от 24.06.1991 г. и утвержденное им “Положение о переводном и простом векселе”.
147. Собрание законодательства РФ, 1994, №№ 23, 32.
148. Телеграмма Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 8 декабря 1993 г.
№ЮБ-4-03/197н 4-4-01 “О применении минимального размера оплаты труда при исчислении налогов”, - Финансовая газета, №52, 1993 г.
149. Указ Президента РФ от 19.10.1993 г. “Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение”.
150. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях у бюджетов различных уровней” (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г.), Российская газета от 29.12.93 г.
151. Унифицированные правила по инкассо (публикация международной торговой палаты №322 в ред. 1978 г.)
152. Условия выпуска, обращения и погашения простых векселей РНКБ. “Экономика и жизнь”, №13, 1993 г.