МОНИТОРИНГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
Введение 3
Глава 1. Банковские системы в экономике России 8
1.1. История российской банковской системы 8
1.2. Коммерческие банки в системе рыночной инфраструктуры 23
Глава 2. Совершенствование налогообложения прибыли коммерческих банков 56
2.1. Система налогообложения коммерческих банков 57
2.2. Пути создания эффективного механизма льгот для коммерческих банков
Глава 3. Улучшение методов и форм контроля за деятельностью коммерческих банков 95
3.1. Усиление взаимодействия государственных налоговых инспекторов и аудиторских организаций 95
3.2. Аудиторская проверка правильности налогообложения прибыли коммерческих банков 105
Заключение 125
Литература
Глава 1. Банковские системы в экономике России 8
1.1. История российской банковской системы 8
1.2. Коммерческие банки в системе рыночной инфраструктуры 23
Глава 2. Совершенствование налогообложения прибыли коммерческих банков 56
2.1. Система налогообложения коммерческих банков 57
2.2. Пути создания эффективного механизма льгот для коммерческих банков
Глава 3. Улучшение методов и форм контроля за деятельностью коммерческих банков 95
3.1. Усиление взаимодействия государственных налоговых инспекторов и аудиторских организаций 95
3.2. Аудиторская проверка правильности налогообложения прибыли коммерческих банков 105
Заключение 125
Литература
В народном хозяйстве любой страны банки занимают особое положение. Банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективность микропроцессов, инструментом для решения важных макроэкономических целей.
Переход к рыночной экономике в России вызвал появление большого количества коммерческих банков, повлек за собой коренное изменение существовавшего ранее законодательства, появление новых налоговых платежей.
До 1992 года нормы налогового права, как и сами платежи, носили не-структурированный и неупорядоченный характер. Только с принятием Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в РФ” и ряда законодательных и подзаконных актов налоговое право оформилось в самостоятельную отрасль российского законодательства.
Коммерческие банки в системе налоговых правоотношений занимают особое место. С одной стороны, они являются уполномоченными государством сборщиками налогов, а с другой - крупными налогоплательщиками.
С 1994 года коммерческие банки стали также плательщиками налога на прибыль. Это достаточно новый налог для банков, механизм его взимания еще требует совершенствования. На сегодняшний день существует относительно большая вероятность всевозможных ошибок, а также уклонения банков от уплаты налога, сокрытия и занижения налогооблагаемой прибыли.
Кроме того, в условиях продолжающегося в стране спада производства, коммерческие банки становятся наиболее крупными налогоплательщиками, получающими колоссальные суммы прибыли от проведения финансово-кредитных операций.
В связи с этим, по нашему мнению, ни одна другая сфера хозяйственной деятельности не должна контролироваться сегодня в России с такой тщательностью, как банковская.
Контроль за правильностью и своевременностью уплаты налога на при-быль банками осуществляется налоговыми органами. Однако, учитывая загруженность налоговых инспекторов, этого явно недостаточно. Возникает необходимость в новой форме контроля.
Такую новую форму контроля - общественный надзор, призваны осуществлять аудиторские организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ. За шесть лет своего существования отечественные аудиторские организации накопили большой опыт. Сегодня в России свои услуги предоставляют клиентам уже четыре тысячи аудиторских фирм, только в Москве их около девятисот. Конечно, этого недостаточно для такой большой страны. В США, для сравнения, около 300 тысяч аудиторских организаций. Однако, в России аудит до сих пор находится в стадии развития.
Особенность нашей страны в том, что здесь налоговая система, банковская система, а также система налогового контроля и общественного надзора развиваются параллельно.
Анализ функционирования и взаимодействия этих систем дает основания делать некоторые выводы и позволяет сформулировать основные проблемы, решение которых будет способствовать совершенствованию системы налоговых отношений и контроля, а также позволит повысить результативность применения норм налогового права в части налога на прибыль, взимаемого с коммерческих банков.
Все это определяет актуальность темы диссертационной работы.
Исследование построено на практическом материале, собранном нами в процессе работы в Карельском банке Сбербанка России, что позволило автору представить анализ доходов и расходов банка, поставить ряд проблем, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего механизма налогообложения прибыли коммерческих банков, по улучшению налогового контроля и общественного надзора за уплатой банками налога на прибыль.
Теоретические разработки и большая практическая значимость темы исследования предполагают решение следующих задач:
анализ отечественной и зарубежной теории и практики налогообложения доходов и прибыли банков;
анализ действующего механизма налогообложения прибыли коммерческих банков, разработка путей его совершенствования;
определение возможных путей решения выявленных проблем с учетом накопленного опыта практической работы анализируемого банка, а также выработка рекомендаций по возможной оптимизации налогообложения коммерческих банков;
разработка способов усиления контроля налоговых органов и аудиторских организаций за уплатой коммерческими банками налога на прибыль.
Диссертация имеет ряд приложений, в них показан практический материал, использованный для проведения исследования.
В комплексном виде тема работы пока недостаточно освещена в научной литературе, хотя отдельные исследования коммерческих банковских систем уже предпринимались. Анализ формирования новой российской банковской системы содержится в работах Ю.А.Константинова, В.М.Усоскина, Б.И.Алехина, М.М.Белякова, Е.П.Козловой, Е.Н.Таланиной, Р.И.Рябовой, В.М.Родионовой, А.В.Брызгалина и др.
В качестве основы методологического подхода в данном исследовании избрана система прямой и обратной связи банковской системы и экономики, поскольку коммерческие банки не являются застывшими структурами, а динамично развиваются вместе с рыночной экономикой.
Предметом исследования выступают взаимовлияния коммерческих банковских систем и развитие рыночных отношений в России, оптимизация деятельности банков и построения оптимальных налоговых ставок, контроль за деятельностью коммерческих банковских систем.
Научная новизна диссертации заключается в следующих теоретических и практических выводах и рекомендациях:
1. Обобщен опыт работы коммерческих банков России и на этой основе выработаны принципиальные подходы к их интеграции с рыночной экономикой в качестве одного из ее важнейших элементов.
2. Показаны методы воздействия коммерческих банков на развитие ре-формационных процессов в экономике, вскрыты прямые и обратные связи банков с важнейшими экономическими явлениями и государственной политикой в области банковского законодательства.
3. Сформулированы направления совершенствования системы налоговых правоотношений и контроля в целях оптимальности применения норм налогового права (сокращение числа налогов, установление величины критической ставки налога на прибыль для коммерческих банков не более 35%, унификация налоговой системы, введение дифференцированных налоговых ставок для бывших и вновь образующихся коммерческих банков, стабильность нормативных актов, введение регрессивных ставок налога на прибыль, стимулирование внедрения нетрадиционных видов банковских услуг, налоговых льгот по лизингу, факторингу, форфейтингу).
4. Определены способы усиления контроля налоговых органов и аудиторских организаций за уплатой банками налога на прибыль (совершенствование методов работы налоговых органов и аудиторских организаций, бесплатные консультации коммерческим банкам по вопросам законодательства, установление ответственности за советы банкам, привлечение аудиторов к налоговым проверкам).
5. Раскрыта роль коммерческих банков как действенного инструмента государства в реализации инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения, внешнеэкономической деятельности.
6. Выявлены важные практические проблемы банков при исчислении и уплате налогов (большое количество, сложность налогового законодательства, отсутствие стабильности исчисления и уплаты налогов, экономическая нецелесообразность отдельных положений и нормативных актов, недостаточно высокий уровень компетентности и необходимой подготовки у банковских специалистов и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложения и рекомендации, изложенные в работе, указывают возможные пути в проведении дальнейших реформ в банковской и финансовой сферах, оптимальная организация которых играет решающую роль в рыночной экономике любой страны. При этом учитываются изменения в экономической политике, диалектическая взаимосвязь теоретических концепций и исторического опыта. Диссертация вносит свой вклад в этой области.
Основные положения работы могут быть использованы при чтении спец-курсов по банковскому делу, экономической теории и политике.
Структура диссертации определена ее целями и направленностью. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Переход к рыночной экономике в России вызвал появление большого количества коммерческих банков, повлек за собой коренное изменение существовавшего ранее законодательства, появление новых налоговых платежей.
До 1992 года нормы налогового права, как и сами платежи, носили не-структурированный и неупорядоченный характер. Только с принятием Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в РФ” и ряда законодательных и подзаконных актов налоговое право оформилось в самостоятельную отрасль российского законодательства.
Коммерческие банки в системе налоговых правоотношений занимают особое место. С одной стороны, они являются уполномоченными государством сборщиками налогов, а с другой - крупными налогоплательщиками.
С 1994 года коммерческие банки стали также плательщиками налога на прибыль. Это достаточно новый налог для банков, механизм его взимания еще требует совершенствования. На сегодняшний день существует относительно большая вероятность всевозможных ошибок, а также уклонения банков от уплаты налога, сокрытия и занижения налогооблагаемой прибыли.
Кроме того, в условиях продолжающегося в стране спада производства, коммерческие банки становятся наиболее крупными налогоплательщиками, получающими колоссальные суммы прибыли от проведения финансово-кредитных операций.
В связи с этим, по нашему мнению, ни одна другая сфера хозяйственной деятельности не должна контролироваться сегодня в России с такой тщательностью, как банковская.
Контроль за правильностью и своевременностью уплаты налога на при-быль банками осуществляется налоговыми органами. Однако, учитывая загруженность налоговых инспекторов, этого явно недостаточно. Возникает необходимость в новой форме контроля.
Такую новую форму контроля - общественный надзор, призваны осуществлять аудиторские организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ. За шесть лет своего существования отечественные аудиторские организации накопили большой опыт. Сегодня в России свои услуги предоставляют клиентам уже четыре тысячи аудиторских фирм, только в Москве их около девятисот. Конечно, этого недостаточно для такой большой страны. В США, для сравнения, около 300 тысяч аудиторских организаций. Однако, в России аудит до сих пор находится в стадии развития.
Особенность нашей страны в том, что здесь налоговая система, банковская система, а также система налогового контроля и общественного надзора развиваются параллельно.
Анализ функционирования и взаимодействия этих систем дает основания делать некоторые выводы и позволяет сформулировать основные проблемы, решение которых будет способствовать совершенствованию системы налоговых отношений и контроля, а также позволит повысить результативность применения норм налогового права в части налога на прибыль, взимаемого с коммерческих банков.
Все это определяет актуальность темы диссертационной работы.
Исследование построено на практическом материале, собранном нами в процессе работы в Карельском банке Сбербанка России, что позволило автору представить анализ доходов и расходов банка, поставить ряд проблем, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего механизма налогообложения прибыли коммерческих банков, по улучшению налогового контроля и общественного надзора за уплатой банками налога на прибыль.
Теоретические разработки и большая практическая значимость темы исследования предполагают решение следующих задач:
анализ отечественной и зарубежной теории и практики налогообложения доходов и прибыли банков;
анализ действующего механизма налогообложения прибыли коммерческих банков, разработка путей его совершенствования;
определение возможных путей решения выявленных проблем с учетом накопленного опыта практической работы анализируемого банка, а также выработка рекомендаций по возможной оптимизации налогообложения коммерческих банков;
разработка способов усиления контроля налоговых органов и аудиторских организаций за уплатой коммерческими банками налога на прибыль.
Диссертация имеет ряд приложений, в них показан практический материал, использованный для проведения исследования.
В комплексном виде тема работы пока недостаточно освещена в научной литературе, хотя отдельные исследования коммерческих банковских систем уже предпринимались. Анализ формирования новой российской банковской системы содержится в работах Ю.А.Константинова, В.М.Усоскина, Б.И.Алехина, М.М.Белякова, Е.П.Козловой, Е.Н.Таланиной, Р.И.Рябовой, В.М.Родионовой, А.В.Брызгалина и др.
В качестве основы методологического подхода в данном исследовании избрана система прямой и обратной связи банковской системы и экономики, поскольку коммерческие банки не являются застывшими структурами, а динамично развиваются вместе с рыночной экономикой.
Предметом исследования выступают взаимовлияния коммерческих банковских систем и развитие рыночных отношений в России, оптимизация деятельности банков и построения оптимальных налоговых ставок, контроль за деятельностью коммерческих банковских систем.
Научная новизна диссертации заключается в следующих теоретических и практических выводах и рекомендациях:
1. Обобщен опыт работы коммерческих банков России и на этой основе выработаны принципиальные подходы к их интеграции с рыночной экономикой в качестве одного из ее важнейших элементов.
2. Показаны методы воздействия коммерческих банков на развитие ре-формационных процессов в экономике, вскрыты прямые и обратные связи банков с важнейшими экономическими явлениями и государственной политикой в области банковского законодательства.
3. Сформулированы направления совершенствования системы налоговых правоотношений и контроля в целях оптимальности применения норм налогового права (сокращение числа налогов, установление величины критической ставки налога на прибыль для коммерческих банков не более 35%, унификация налоговой системы, введение дифференцированных налоговых ставок для бывших и вновь образующихся коммерческих банков, стабильность нормативных актов, введение регрессивных ставок налога на прибыль, стимулирование внедрения нетрадиционных видов банковских услуг, налоговых льгот по лизингу, факторингу, форфейтингу).
4. Определены способы усиления контроля налоговых органов и аудиторских организаций за уплатой банками налога на прибыль (совершенствование методов работы налоговых органов и аудиторских организаций, бесплатные консультации коммерческим банкам по вопросам законодательства, установление ответственности за советы банкам, привлечение аудиторов к налоговым проверкам).
5. Раскрыта роль коммерческих банков как действенного инструмента государства в реализации инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения, внешнеэкономической деятельности.
6. Выявлены важные практические проблемы банков при исчислении и уплате налогов (большое количество, сложность налогового законодательства, отсутствие стабильности исчисления и уплаты налогов, экономическая нецелесообразность отдельных положений и нормативных актов, недостаточно высокий уровень компетентности и необходимой подготовки у банковских специалистов и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложения и рекомендации, изложенные в работе, указывают возможные пути в проведении дальнейших реформ в банковской и финансовой сферах, оптимальная организация которых играет решающую роль в рыночной экономике любой страны. При этом учитываются изменения в экономической политике, диалектическая взаимосвязь теоретических концепций и исторического опыта. Диссертация вносит свой вклад в этой области.
Основные положения работы могут быть использованы при чтении спец-курсов по банковскому делу, экономической теории и политике.
Структура диссертации определена ее целями и направленностью. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
В представленном диссертационном исследовании проведен анализ отечественного и зарубежного опыта налогообложения прибыли коммерческих банков существующих форм контроля за их деятельностью. До издания Указа Президента от 22 декабря 1993 г. № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” банки в Рос-сии являлись плательщиками налога на доход. Сегодня налог на прибыль - это универсальный налог.
Налогообложение прибыли имеет ряд преимуществ:
Во-первых, прибыль - это конечный финансовый результат, а не промежуточный.
Во-вторых, практически во всех развитых странах коммерческие банки, как и другие компании, являются плательщиками налога на прибыль.
В-третьих, взимание налога на прибыль с коммерческих банков позволит увеличить доходные поступления в бюджет.
Для дальнейшего повышения доходной части бюджета в части налога на прибыль, взимаемого с коммерческих банков, с нашей точки зрения, необходимо провести следующие мероприятия:
- совершенствовать нормативную базу по налогу на прибыль, учитывая при этом все особенности банков;
- совершенствовать действующий механизм взимания налога на прибыль банков, в том числе систему ставок и льгот;
- усилить контроль за уплатой банками налога на прибыль в бюджет.
Наибольшее число ошибок при исчислении налога на прибыль банков связано с неправомерным отнесением затрат на себестоимость банковских услуг. Типичным для коммерческих банков является отнесение на затраты расходов, связанных с украшением интерьера, установкой металлических решеток, покупкой телевизоров, холодильников. Эти расходы не связаны непосредствен-но с оказанием банковских услуг и должны осуществляться за счет прибыли. Однако, работники банков склонны думать иначе. Четкие разъяснения Госналогслужбы позволили бы исключить подобного рода нарушения.
Кроме того, нельзя допустить дальнейшего повышения ставки по налогу на прибыль, как это предлагают сделать некоторые экономисты. В противном случае следует ожидать снижения поступлений по налогу на прибыль банков в бюджет. Это обусловлено действием принципа, доказанного американским ученым Лаффером. Этот принцип гласит, что доходы государственного бюджета увеличиваются с повышением ставки налога лишь до определенного уровня - критической точки. В среднем величина критической ставки налога на прибыль равна 35%. Далее, с повышением ставки происходит снижение абсолютной суммы доходов государственного бюджета, вызванное уменьшением налогооблагаемой базы в связи со снижением предпринимательской активности и ростом уклонений от уплаты налога. Поэтому ставка налога на прибыль для коммерческих банков не должна превышать 35%.
Кроме того, на сегодняшний день налогообложение прибыли всех коммерческих банков по единой налоговой ставке не совсем оправдано. В России существует два типа коммерческих банков:
1. Бывшие специализированные коммерческие банки.
2. Вновь образовавшиеся коммерческие банки.
Известно, что основным источником прибыли является маржа, полученная при перепродаже кредитных ресурсов. Она тем больше, чем меньше про-цент, под который привлекаются ресурсы. Бывшие специализированные банки, имея большие запасы практически бесплатных кредитных ресурсов в остатках на расчетных счетах предприятий- гигантов, находящихся, как правило на обслуживании в этих банках, оказываются в более выгодном положении по сравнению с вновь созданными коммерческими банками. Последние, как правило, вынуждены покупать кредитные ресурсы на рынке межбанковских кредитов, где цены достаточно высокие, и следовательно маржа этих банков меньше.
В связи с этим, было бы целесообразно в переходном периоде установить ставку налога на прибыль бывших специализированных банков на более высоком уровне, чем банков, вновь образовавшихся. Это позволит создать более или менее равные условия для коммерческих банков различных групп. Иначе, на наш взгляд, сложно говорить о возможности здоровой рыночной конкуренции в банковской сфере.
Действующая система льгот по налогу на прибыль банков также требует совершенствования. Так, в российской практике совершенно не предусмотрены льготы, направленные на стимулирование внедрения нетрадиционных для России видов банковских услуг, хотя макроэкономический эффект от внедрения ряда из них мог бы быть весьма значительным.
Сегодня промышленным предприятиям в России необходимо повышение коэффициентов выбытия и обновления основных производственных фондов. К сожалению, купить новейшую технику многим предприятиям “не по карману”. Выходом в данном случае может служить развертывание лизинговых операций коммерческими банками. Однако, число банков, занимающихся лизингом, крайне мало. Одна из причин - отсутствие системы налоговых льгот, стимулирующих развитие лизинга.
Другая беда российских предпринимателей - несовершенство системы расчетов. Результатом являются сбои в поставках и упущенная выгода. Коммерческие банки могут способствовать ускорению расчетов между своими клиентами - проводить факторинговые и форфейтинговые операции. Развитию этих операций препятствует отсутствие государственной поддержки в виде, например . льгот для банков по прибыли, полученной от их проведения.
Однако развитию лизинга, факторинга и форфейтинга мешает и то, что доходы от этих операций облагаются налогом на добавленную стоимость. Учитывая то, что суммы НДС уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, было бы логично отменить взимание налога на добавленную стоимость по операциям коммерческих банков.
Для усиления контроля за уплатой банками налога на прибыль следует совершенствовать методы работы налоговых органов и аудиторских организаций, выполняющих функцию общественных контролеров, искать пути их взаимодействия.
Прежде всего целесообразно было бы обязать налоговые инспекции бес-платно давать консультации коммерческим банкам по вопросам налогового законодательства и нести ответственность за свои советы, создать для этого специальные службы. Это позволило бы исключить ситуацию, когда единственным и полноправным владельцем всей налоговой информации становится налоговый инспектор, что нарушает принцип юридического равноправия налогоплательщика и государства, порождает массу злоупотреблений и нарушений на местах.
Привлечение аудиторских организаций к осуществлению налоговых проверок в банках также позволило бы усилить контроль за правильностью и свое-временностью уплаты банками налога на прибыль.
ГНИ по г. Москве подвела итоги 1995 года: которые выяснили, что из 1337 зарегистрированных в Москве коммерческих банков были проверены лишь 29. Этого явно недостаточно. Налоговые инспекторы перегружены. Не хватает специалистов, знающих банковскую сферу с ее специфическим бухгалтерским учетом. В этой ситуации между работниками налоговых инспекций и аудиторами должно быть четкое отлаженное взаимодействие.
Однако, налоговые органы не идут на сотрудничество с аудиторскими организациями. Недоверие объясняется тем, что аудиторские фирмы - это независимые коммерческие структуры, созданные с целью извлечения прибыли. Решению этой проблемы будет способствовать лицензирование всех аудиторских организаций, занимающихся банковским аудитом, совершенствование аудиторских технологий. Было бы также целесообразно включить в число основных критериев деятельности экономических субъектов, по которым их финансовая отчетность подлежит ежегодной аудиторской проверке, налоговые вопросы, то есть обязать аудиторские фирмы осуществлять проверку правильности и свое-временности уплаты банками основных видов налогов, в том числе налога на прибыль.
Таким образом, для совершенствования системы налогообложения, налога на прибыль, являющегося неотъемлемой частью этой системы, следует про-водить большую работу, участие в которой должны принять сами коммерческие банки, налоговые органы, а также аудиторские фирмы, которые также не должны быть отстранены от этой работы.
Налогообложение прибыли имеет ряд преимуществ:
Во-первых, прибыль - это конечный финансовый результат, а не промежуточный.
Во-вторых, практически во всех развитых странах коммерческие банки, как и другие компании, являются плательщиками налога на прибыль.
В-третьих, взимание налога на прибыль с коммерческих банков позволит увеличить доходные поступления в бюджет.
Для дальнейшего повышения доходной части бюджета в части налога на прибыль, взимаемого с коммерческих банков, с нашей точки зрения, необходимо провести следующие мероприятия:
- совершенствовать нормативную базу по налогу на прибыль, учитывая при этом все особенности банков;
- совершенствовать действующий механизм взимания налога на прибыль банков, в том числе систему ставок и льгот;
- усилить контроль за уплатой банками налога на прибыль в бюджет.
Наибольшее число ошибок при исчислении налога на прибыль банков связано с неправомерным отнесением затрат на себестоимость банковских услуг. Типичным для коммерческих банков является отнесение на затраты расходов, связанных с украшением интерьера, установкой металлических решеток, покупкой телевизоров, холодильников. Эти расходы не связаны непосредствен-но с оказанием банковских услуг и должны осуществляться за счет прибыли. Однако, работники банков склонны думать иначе. Четкие разъяснения Госналогслужбы позволили бы исключить подобного рода нарушения.
Кроме того, нельзя допустить дальнейшего повышения ставки по налогу на прибыль, как это предлагают сделать некоторые экономисты. В противном случае следует ожидать снижения поступлений по налогу на прибыль банков в бюджет. Это обусловлено действием принципа, доказанного американским ученым Лаффером. Этот принцип гласит, что доходы государственного бюджета увеличиваются с повышением ставки налога лишь до определенного уровня - критической точки. В среднем величина критической ставки налога на прибыль равна 35%. Далее, с повышением ставки происходит снижение абсолютной суммы доходов государственного бюджета, вызванное уменьшением налогооблагаемой базы в связи со снижением предпринимательской активности и ростом уклонений от уплаты налога. Поэтому ставка налога на прибыль для коммерческих банков не должна превышать 35%.
Кроме того, на сегодняшний день налогообложение прибыли всех коммерческих банков по единой налоговой ставке не совсем оправдано. В России существует два типа коммерческих банков:
1. Бывшие специализированные коммерческие банки.
2. Вновь образовавшиеся коммерческие банки.
Известно, что основным источником прибыли является маржа, полученная при перепродаже кредитных ресурсов. Она тем больше, чем меньше про-цент, под который привлекаются ресурсы. Бывшие специализированные банки, имея большие запасы практически бесплатных кредитных ресурсов в остатках на расчетных счетах предприятий- гигантов, находящихся, как правило на обслуживании в этих банках, оказываются в более выгодном положении по сравнению с вновь созданными коммерческими банками. Последние, как правило, вынуждены покупать кредитные ресурсы на рынке межбанковских кредитов, где цены достаточно высокие, и следовательно маржа этих банков меньше.
В связи с этим, было бы целесообразно в переходном периоде установить ставку налога на прибыль бывших специализированных банков на более высоком уровне, чем банков, вновь образовавшихся. Это позволит создать более или менее равные условия для коммерческих банков различных групп. Иначе, на наш взгляд, сложно говорить о возможности здоровой рыночной конкуренции в банковской сфере.
Действующая система льгот по налогу на прибыль банков также требует совершенствования. Так, в российской практике совершенно не предусмотрены льготы, направленные на стимулирование внедрения нетрадиционных для России видов банковских услуг, хотя макроэкономический эффект от внедрения ряда из них мог бы быть весьма значительным.
Сегодня промышленным предприятиям в России необходимо повышение коэффициентов выбытия и обновления основных производственных фондов. К сожалению, купить новейшую технику многим предприятиям “не по карману”. Выходом в данном случае может служить развертывание лизинговых операций коммерческими банками. Однако, число банков, занимающихся лизингом, крайне мало. Одна из причин - отсутствие системы налоговых льгот, стимулирующих развитие лизинга.
Другая беда российских предпринимателей - несовершенство системы расчетов. Результатом являются сбои в поставках и упущенная выгода. Коммерческие банки могут способствовать ускорению расчетов между своими клиентами - проводить факторинговые и форфейтинговые операции. Развитию этих операций препятствует отсутствие государственной поддержки в виде, например . льгот для банков по прибыли, полученной от их проведения.
Однако развитию лизинга, факторинга и форфейтинга мешает и то, что доходы от этих операций облагаются налогом на добавленную стоимость. Учитывая то, что суммы НДС уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, было бы логично отменить взимание налога на добавленную стоимость по операциям коммерческих банков.
Для усиления контроля за уплатой банками налога на прибыль следует совершенствовать методы работы налоговых органов и аудиторских организаций, выполняющих функцию общественных контролеров, искать пути их взаимодействия.
Прежде всего целесообразно было бы обязать налоговые инспекции бес-платно давать консультации коммерческим банкам по вопросам налогового законодательства и нести ответственность за свои советы, создать для этого специальные службы. Это позволило бы исключить ситуацию, когда единственным и полноправным владельцем всей налоговой информации становится налоговый инспектор, что нарушает принцип юридического равноправия налогоплательщика и государства, порождает массу злоупотреблений и нарушений на местах.
Привлечение аудиторских организаций к осуществлению налоговых проверок в банках также позволило бы усилить контроль за правильностью и свое-временностью уплаты банками налога на прибыль.
ГНИ по г. Москве подвела итоги 1995 года: которые выяснили, что из 1337 зарегистрированных в Москве коммерческих банков были проверены лишь 29. Этого явно недостаточно. Налоговые инспекторы перегружены. Не хватает специалистов, знающих банковскую сферу с ее специфическим бухгалтерским учетом. В этой ситуации между работниками налоговых инспекций и аудиторами должно быть четкое отлаженное взаимодействие.
Однако, налоговые органы не идут на сотрудничество с аудиторскими организациями. Недоверие объясняется тем, что аудиторские фирмы - это независимые коммерческие структуры, созданные с целью извлечения прибыли. Решению этой проблемы будет способствовать лицензирование всех аудиторских организаций, занимающихся банковским аудитом, совершенствование аудиторских технологий. Было бы также целесообразно включить в число основных критериев деятельности экономических субъектов, по которым их финансовая отчетность подлежит ежегодной аудиторской проверке, налоговые вопросы, то есть обязать аудиторские фирмы осуществлять проверку правильности и свое-временности уплаты банками основных видов налогов, в том числе налога на прибыль.
Таким образом, для совершенствования системы налогообложения, налога на прибыль, являющегося неотъемлемой частью этой системы, следует про-водить большую работу, участие в которой должны принять сами коммерческие банки, налоговые органы, а также аудиторские фирмы, которые также не должны быть отстранены от этой работы.
Подобные работы
- Управление стоимостью депозитных продуктов коммерческого банка в современных условиях
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Управление кредитным риском коммерческого банка с использованием VaR-модели» на примере ОАО «Сбербанк России»
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2013 - МОНИТОРИНГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - МОНИТОРИНГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Диссертация , банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 1998 - Кредитная политика коммерческих банков на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Кредитная политика коммерческих банков на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Управление кредитным портфелем коммерческого банка в современных условиях (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019



