Введение
ГЛАВА 1. Современное состояние и перспективы развития инвестиционного процесса в субъекте Федерации.
1.1. Условия становления инвестиционного процесса в субъекте
Федерации. Цели и приоритеты инвестиционной деятельности (на примере г. Москвы).
1.2. Инвестиционная деятельность как основа муниципальной политики в г. Москве.
1.3. Основы формирования инвестиционного комплекса в рамках инвестиционно-заемной системы г. Москвы
ГЛАВА 2. Инвестиционный комплекс как объект и субъект управления в инвестиционно-заемной системе г. Москвы
2.1. Организационная модель инвестиционного комплекса инвестиционно-заемной системы.
2.2. Порядок взаимодействия участников инвестиционного комплекса инвестиционно-заемной системы.
2.3. Инвестиционный портфель города. Структура и приоритеты.
ГЛАВА 3. Организационный механизм управления
инвестициями в рамках инвестиционно-заемной системы г. Москвы.
3.1. Процедура формирования инвестиционного портфеля. -
3.2. Финансирование проектов в рамках инвестиционно-заемной системы.
3.3. Управление реализацией городских инвестиционных проектов
3.4. Управление рисками в ходе реализации инвестиционных проектов. Методика оценки рисков.
Выводы и предложения.
Литература.
Приложения.
Актуальность темы диссертации. Одним из решающих условий преодоления кризиса российской экономики является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления.
Эти цели преследует созданная в 1996-1997 годах и развиваемая ныне Инвестиционно-заемная система Москвы (ИЗС). Миссия этой системы состоит в том, чтобы обеспечить существенный рост инвестиционных средств путем выпуска и обслуживания многосерийной системы городских муниципальных займов.
Отличительной особенностью ИЗС является ее обязательно инвестиционный характер, при котором аккумулируемые заемные средства должны быть направлены на финансирование высокоприбыльных бизнес-проектов, что жестко регламентируется постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 №681 «О системе городских займов Москвы», разработанным на основе материалов настоящего диссертационного исследования.
Дальнейшее развитие города как самостоятельного звена в экономическом комплексе государства и повышение эффективности городской экономики возможно на базе мощного инвестиционного комплекса, обеспечивающего формирование и реализацию муниципального портфеля доходных и надежных инвестиционных проектов. В этой связи актуален московский опыт взаимоувязанного развития инвестиционного комплекса, решающего задачу расширения источников инвестиций путем построения и организации системы городских облигационных займов. Данная задача логично «встраивается» в важную социально-экономическую и научную проблему, в рамках которой выполнялась диссертация - создание и обеспечение на практике стабильного функционирования инвестиционной заемной системы субъекта Федерации.
Цель работы. Актуальность проблемы определяет цель диссертации, которая состоит в обосновании и разработке научно-практических методов и организационно-энономического механизма управления инвестированием заемных средств.
Для достижения данной цели в диссертации поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Исследование проблемы формирования стратегии инвестирования заемных средств в производственную и социально-экономическую инфраструктуру города.
2. Исследование проблемы организации инвестиционного процесса в рамках инвестиционно-заемной системы.
3. Разработка методов управления реализацией инвестиционных проектов.
Общетеоретическую и методологическую основу исследования составили положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых экономистов в области экономической теории, организационного менеджмента, теории сложных систем и теории управления проектами.
Обоснованность и достоверность исследования. Информационную базу исследования составили фактические данные по вопросам управления инвестициями в г. Москве за период с 1996г. по 1998г., данные маркетинговых исследований в инвестиционной сфере, а также официальные нормативные акты Правительства Москвы.
Объектом исследования являются отношения органов государственного (муниципального) управления инвестиционной деятельностью, проектоустроителей и инвесторов в процессе управления вложениями капиталов и реализации инвестиционных проектов и программ.
Предметом исследования являются методы регулирования процесса формирования инвестиционного портфеля города, финансирования и реализации инвестиционных проектов.
Научная новизна исследования состоит в выявлении принципов построения организационно-экономического механизма управления инвестиционным комплексом в рамках инвестиционно-заемной системы (ИЗС) субъекта Федерации, что характеризуется следующими научными результатами:
1. Разработана Концепция стратегического и текущего управления процессом инвестирования заемных средств, состоящая в определении особенностей, целей, задач, структуры, функций и организационного обеспечения инвестиционного комплекса ИЗС.
2. Предложена организационно-технологическая схема реализации процесса инвестирования заемных средств, включающая принципы и процедуры формирования, методы организации отбора и комплексной экспертизы инвестиционных проектов.
3. Разработаны структура, порядок и базовые схемы финансирования инвестиционных проектов и обеспечения возвратности средств.
4. Предложены методы мониторинга реализации проектов и управления рисками в инвестиционном комплексе.
5. Разработана методика оценки рисков инвестиционных проектов.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют:
1. Обоснованно формировать инвестиционный комплекс как подсистему ИЗС, исходя из целей и приоритетов города Москвы.
2. Планировать и осуществлять процесс инвестирования заемных средств и осуществлять действенный контроль за ходом формирования инвестиционного портфеля.
3. Осуществлять целевое финансирование проектов, обеспечивая при этом возвратность средств (инвестиционных кредитов и процентов по ним).
4. Осуществлять мониторинг процесса реализации проектов и управления рисками.
5. Использовать разработанные автором методики в процессе формирования инвестиционно-заёмных систем других субъектов Российской Федерации.
Апробация работы и публикации. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в ходе квалификационных семинаров в Высшей школе приватизации и предпринимательства, являются основой лекционных курсов.
Теоретические положения диссертационного исследования были использованы при подготовке учебника «Управление инвестиционно-заемными системами», рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент».
Основные результаты диссертационной работы нашли применение при разработке ряда нормативных документов Правительства Москвы, решениях Москомзайма по вопросам формирования и развития инвестиционно-заемной системы г. Москвы. Об этом имеются акты о внедрении.
По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 3,5 печатных листа.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 130 страниц основного машинописного текста, 11 рисунков, 7 таблиц, 5 приложений. Библиография включает 120 наименований.
В первой главе - «Современное состояние и перспективы развития инвестиционного процесса в субъекте Федерации» - проанализированы условия, цели и приоритеты инвестиционной деятельности на примере Москвы, обоснованы муниципальная политика в области нвестиционной деятельности, основы формирования инвестиционного комплекса в рамках инвестиционно-заемной системы г. Москвы.
Во второй главе - «Инвестиционный комплекс как объект и субъект управления в инвестиционно-заемной системе г. Москвы» изложены принципы и процедуры организации ИЗС, методика формирования, структура и приоритеты инвестиционного портфеля города.
В третьей главе - «Организационный механизм управления инвестициями в рамках инвестиционно-заемной системы г.Москвы» рассмотрены организационно-методические вопросы финансирования инвестиционных проектов, разработаны методы управления реализацией городских инвестиционных проектов и программ, оценки и упраления рисками в процессе инвестирования заемных средств.
В Заключении изложены основные результаты исследования и сформулированы основные выводы и предложения.
Основной целью городских облигационных займов Москвы является привлечение временно свободных средств из всех видов отечественных и иностранных источников в городские инвестиционные программы, их эффективное использование, обеспечивающее развитие столичной инфраструктуры, увеличение занятости и расширение налогооблагаемой базы бюджета. Ресурсы облигационных займов Москвы могут компенсировать нехватку бюджетных инвестиционных ресурсов только в сегментах инвестиционных потребностей, обеспечивающих возвратность и гарантированную доходность вложений.
При этом рассматриваются не только возможности прямого денежного потока от реализации проекта и использования продукта проекта (доходов проектоустроителя от продажи или аренды зданий, торговых площадей, жилья, реализации товаров, производимых на новых мощностях, и пр. хозяйственной деятельности), из которых осуществляется возврат заёмных средств, но и учитываются возникновение диверсифицированных потоков косвенного пополнения бюджета от налогообложения, возможности использования в качестве покрытия внебюджетных и специальных фондов (например, - дорожного фонда). Развитие городской инвестиционно-заёмной системы приведёт в ближайшей перспективе - с 2000 г., к преобладанию средств облигационных займов над суммарными возможностями других источников внебюджетного и привлечённого инвестирования.
2. Планирование инвестиционной программы Москвы осуществляется на более высоком уровне, чем любым кредитным учреждением или инвестором (так как последние рассматривают каждый проект в отдельности). Инвестиционная программа рассматривается не как совокупность разрозненных проектов с оценкой доходности, диверсификации, дисперсности каждого, а как взаимосвязанная система, в которой объекты воздействуют друг на друга и на городскую среду.
3. Важнейшим инструментом в реализации новых целей городской инвестиционной деятельности стал Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка - новый тип института инвестиционно-финансовой деятельности, защищённый мощью исполнительной власти от экономического кризиса и спада инвестиционной активности, авторитет и статус которого позволяют отечественным и зарубежным инвесторам безбоязненно вкладывать свои средства в экономику Москвы. В России до сих пор не было прецедентов проведения такого рода инвестиционной политики, так как города почти не участвовали в заёмном процессе. Если же средства привлекались, то никто специально не занимался управлением процессом инвестирования. 4. Эффективность использования средств из фондов облигационных займов достигается исключительно путём реализации следующих задач:
• Формирования современной, адекватной принятым в мировой практике критериям, технологии отбора, подготовки и осуществления инвестиционных проектов.
• Исключение использования заёмных ресурсов на цели и программы, не отвечающие критериям окупаемости, возвратности и срочности займов.
• Отработка механизма финансирования и контроля за возвратом заёмных ресурсов с участием наиболее надёжных финансово-кредитных учреждений города.
5. Основой обеспечения высокой экономической и социальной эффективности реализации инвестиционных проектов является наукоёмкая и аккумулирующая новейшие разработки критериальная (нормативно-оценочная) база, обеспечивающая максимально объективный подход и к рассмотрению представляемых материалов, и к процедурам выбора индивидуальных и институциональных экспертов, и к работе организаций-участников реализации проектов.Блоки критериальных требований, подготовленные и представленные в настоящем исследовании, апробированы и широко применяются в заёмно-инвестиционной деятельности Москомзайма.
6. Разработаны и применяются следующие блоки критериальных требований к проектам и их участникам:
* Детализация макронаправлений инвестиционных проектов на этапе предварительной экспертизы до уровня предпочтительной оценки.
* Диагноз производственно-экономической истории, управленческой дееспособности и финансового состояния заёмщика с подготовкой предложений о форме финансирования проекта и порядке взаиморасчётов в ходе его реализации.
* Степень подготовленности и глубины проработанности инвестиционных проектов с итоговым выводом об уровне положительной величины чистой приведённой стоимости от реализации проекта при заданной ставке дисконтирования.
* Специализированный анализ маркетингового исследования заявителя.
Основные (макро) критерии инвестиционной политики - критерии проектной совокупности, определяет Инвестиционно-экономический Совет г. Москвы - высший инвестиционный орган города, утверждающий основные показатели по займам, принимающий финансовые решения, осуществляющий инвестиционное планирование в рамках Москвы.
Факторы, влияющие на изменения макрокритериев связаны с экономико-политической и социальной обстановкой в г.Москве и Российской Федерации в целом, не подвержены резким краткосрочным изменениям. С помощью критериев проектной совокупности Инвестиционным Советом формируются требования к инвестиционному портфелю Москомзайма в принципе. Выраженные в цифровых значениях эти требования являются базовыми при приеме к рассмотрению и регистрации любого инвестиционного проекта в конкретный период времени.
7. Основными критериями инвестиционного отбора при финансировании за счет средств облигационных займов являются:
• соответствие программам развития г.Москвы;
• оптимальность и комплексность по экономическим,технологическим,социальным и экологическим составляющим, подтвержденная согласованием с городскими отраслевыми и территориальными структурами;
• экономическая и бюджетная эффективность для города, создание новых и сохранение рабочих мест, социальная значимость и пр.;
• соответствие финансовых показателей проекта (рентабельность,срок окупаемости, расчетный период возврата инвестированных средств) критериям инвестирования и параметрам проектного портфеля Совета.
• доходность (окупаемость) проекта, определяемая критерием минимальной эффективности заявочного портфеля, вычисляемой на момент отбора проекта с учетом прогнозируемых индикаторов;
• надежность заявителя (заемщика), гарантированность возврата инвестированных средств в установленные сроки;
• наличие подтвержденной аудиторской проверкой надежности схемы возвратности инвестируемых средств - гарантий, ликвидных залоговых активов, отчуждение заявителем материальных активов или прав в рамках проекта в пользу уполномоченного Правительством Москвы учреждения на период реализации проекта - и ее участников (уполномоченные банки, страховые компании и др.).
степень подготовленности Заявки к реализации и глубина прединвестиционной проработки проекта.
8.Организация оценки и экспертизы проектов может осуществляться с использованием следующих основных схем:
• прямая схема, при которой Комитет непосредственно получает заявки и проводит оценку проектов;
• структурная схема, при которой уполномоченные банки (финансово-инвестиционные институты) получают заявки и проводят оценки проектов, а Комитет одобряет или отклоняет отобранные последними проекты;
• смешанная схема, сочетающая обе вышеназванные.
9. Обязательным условием заключения сделки финансирования каждого инвестиционного проекта за счёт средств из фондов городских облигационных займов являются формы и условия сопровождения инвестиционных проектов и контроля за целевым использованием заёмщиками выделяемых ресурсов. В связи с этим, в деятельности Москомзайма применяется мониторинг исполнения проектов, методика которого разработана автором настоящей диссертации. Мониторинг проекта охватывает все средства для того, чтобы обеспечить возврат инвестированных сумм и минимизировать возможность неуспешного завершения проекта. Инициатор проекта обязан ежемесячно представлять отчет о ходе реализации инвестиционного проекта, отражая в нем возможность возникновения проблем и нарушения баланса рисков инвестиционного проекта. Во всех случаях условия сопровождения должны согласовываться заинтересованными сторонами при решающем голосе Москомзайма.
10.Накопленный опыт функционирования инвестиционно-заёмной системы привёл к выработке следующих практических принципов финансирования инвестиционных проектов за счёт средств городских облигационных займов:
• Фонды Комитета должны обеспечивать потребности в финансировании проекта в объёме, как правило, не более 30-35%. Остальная часть финансирования в последнем случае должна быть обеспечена из собственных фондов заявителя проекта и других источников (средства соинвесторов, кредиты коммерческих банков, экспортных агентств и другие).
• Распорядителем средств на всех этапах сопровождения инвестиционного проекта является КМЗ.
• Для выполнения функций финансового контроля при сопровождении проектов КМЗ привлекает кредитные (банковские) организации, которые становятся владельцами перечисляемых им КМЗ (для финансирования инвестиционных проектов КМЗ) средств.
• Процедуры финансирования проектов индивидуальны, однако в каждом случае предусматривается оформление и подписание следующих документов:
• договор между Комитетом (его уполномоченной структурой) и уполномоченным банком о финансировании проекта;
• договор между заявителем проекта и Комитетом (уполномоченной им структурой) о сопровождении проекта, согласованный с курирующим проект органом управления города;
• соглашение о финансировании (кредитный договор) между уполномоченным банком и заявителем;
• договор обеспечения возвратности финансовых ресурсов (поручительства, гарантий, залога, обязательного выкупа, страхования и т.д.), в соответствии со схемой, согласованный с Комитетом (уполномоченной им структурой).
• исполнитель ("реализатор") инвестиционного проекта получает предоставляемые ему средства КМЗ в пользование при условии выполнения им всех обязательств по договору между ним и банком-агентом.
11. С целью реализации неотъемлемого критерия инвестирования из фондов городских займов принципа гарантированности возврата инвестированных средств в установленные сроки, при составлении схем финансирования и возврата средств, вкладываемых в городские инвестиционные программы, практикуется фиксирование обязательств заемщика о возврате Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка (через внебюджетные фонды обслуживания городских облигационных займов) полученных заемных ресурсов с процентной ставкой обслуживания займов по одной из представленных в настоящей диссертации схем:
Схема №1. Гарантии высококлассных банков, которые оформляются в виде передачи Москомзайму простых банковских векселей на сумму выданных для финансирования реализации проектов заемных средств плюс обусловленный займом доход. Векселя оформляются с графиком их погашения банком в соответствии с графиком возврата заемных средств заявителем инвестиционного проекта.
Схема №2. Классический залог недвижимого и движимого имущества, включая пакеты акций проектоустроителей - акционерных обществ, рыночной стоимостью не менее чем на 30% выше суммы возврата заемных средств заявителем. Залогодержатель - банк, через который осуществляется финансирование реализации инвестиционного проекта.
Схема №3. Залог недвижимого и движимого имущества через участие заявителя в аккредитованном при Москомзайме коммандитном товариществе (Товарищество на вере).
Схема апробирована Фондом имущества г. Москвы на сделках по финансированию выкупа приватизированными предприятиями арендуемого у Правительства Москвы недвижимого имущества.
Нетрадиционная схема. Поручительство по кредиту акционерного общества или товарищества, участником которого является заявитель, и доля заявителя в уставном капитале поручителя составляет сумму на 30 % большую суммы кредита. Доля заявителя в уставном капитале должна быть подтверждена имуществом поручителя,не обремененным обязательствами. При этом имущество заявителя, находящееся в уставном капитале поручителя будет обеспечением гарантии возврата и кредита и средств облигационного займа.
12. В результатам обработки эмпирических данных, полученных на основе опыта реализации инвестиционных проектов в рамках заёмно-инвестиционной системы городских облигационных займов Москвы автором настоящей диссертации разработана, апробирована и применяется в настоящее время «Методика оценки рисков инвестиционных проектов», позволяющая проанализировать и скорректировать параметры (финансовые, временные, натурально-объёмные) инвестиционных проектов до начала их реализации. Результатом использования методики является экономия инвестиционных ресурсов финансовых фондов городских облигационных займов.
В соответствии с данной методикой предложена, создана и, в настоящее время Комитете действует комиссия по рискам, имеющая статус равный Комиссии по кредитам в банках, а также создано в центральном аппарате специализированного подразделения по анализу и контролю рисков. Создание указанных структур не исключает обязанность верхнего уровня руководства Комитета учитывать в своих решениях фактор риска, а должно помочь руководству лучше выполнять эту обязанность.
1 Англо-русский словарь по управлению проектами. Под ред. В.Д.Шапиро и М.В.Шейнберга – Санкт-Петербург: «ДваТри».
2 Бахрамов Ю., Сахаров А. «Методы оценки рисков при составлении плана финансирования инвестиционного проекта. Рассмотрены методы и математические процедуры, надежно ориентирующие траекторию реализации плана проектам на заданный результат». Инвестиции в России, № 7-8, 1997.
3 Бизнес: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский: Свыше 4000 понятий. – М.: Изд-во «Прогресс-Академия». Изд-во РГГУ, 1995 – 752 с.
4 Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ./ под ред. Л.Белых – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
5 Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент : полный курс. В 2-х т.: Пер. с англ./под ред. В.В.Ковалева. – СПб: Экономическая школа, 1997.
6 Бороздин П.Ю. Ценные бумаги и фондовый рынок: учеб.пособие. М.: МГОУ, Ин-т экономики и права, 1994. – 170 с.
7 Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ. Утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.94г. № 220 -М., 1994.
8 Временные рекомендации по составу, порядку разработки, согласования и утверждения ТЭО инвестиций в форме капитальных вложений на создание объектов топливно-энергетического комплекса. Утв. Мин-м топлива и энергетики РФ 05.07.93г. М., 1993.
9 Бушаев В.Н. Особенности формирования рынка недвижимости в Москве. М.: Правовое обозрение, 1994, №2 – с. 4-5.
10 Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер с англ./под ред. И.И.Елисеевеой. – М.: Финансы и статистика, 1996.
11 Внешний облигационный заем г. Москвы, «Финансы и фондовый рынок», № 2-3, 16.04 – 15.05 1997г.
12 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – Т.1. – СПб: Экономическая школа, 1994г.
13 Газеев М.Х., Смирнов А.П., Хрычев А.Н. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. – М., 1993г.
14 Гетман Л., Дж., Джон М.Д. «Основы инвестирования». Пер. с англ. – М.: Дело, 1997г. – 1008 с.
15 Голубев С.В. Фондовый рынок России. М.: Финансы, 1994г. № 10 – 0.54-57.
16 Голубев С.В. Функции фондового рынка в экономике развитых стран. М. : Финансы, 1995 № 6 – 0.31-33.
17 Городской облигационный внутренний заем г.Москвы, «Финансы и фондовый рынок», № 2-3, 16 апреля – 15 мая 1997 г.
18 Городской облигационный сберегательный заем г.Москвы, «Финансы и фондовый рынок», № 2- 3, 16 апреля – 15 мая 1997 г.
19 Делягин М. «Портфельные инвестиции в России: региональные и отраслевые предпочтения», М.: Рынок ценных бумаг, №8 1996г., с.40-44.
20 Денисова Л.Н. Фондовый рынок и иностранные инвестиции. Новосибирск: ЭКО: экономика и организация производства, 1995 № 4 –с.65 –73.
21 Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: пер. с англ./ Под ред. С.А.Табалиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
22 Закон РФ от 13.11.92 № 3877-1 «О государственном внутреннем долге РФ».
23 Закон г. Москвы от 03.12.97 № 49 «О бюджете г.Москвы на 1997г.»
24 Зяблов Е.М. Управление городским муниципальным долгом. Дисс. Канд.эконом.наук. М.: 1998г.
25 Иванов А.Д. «Стимулирование инвестиционных процессов в экономики крупного города (на примере Москвы)». М., 1996 АР 96-3018.
26 Ильин Н.И. Системный подход в управлении строительством. – М., Стройиздат, 1994.
27 Ишков Б.В. «Инвестиционная политика и активизация инвестиционной деятельности в условиях переходной экономики (политико-экономический аспект)», М. 1996г., АР 96-6491.
28 Кандаурова И.Р. «Государственное регулирование инвестиционной сферы в РФ при переходе к рынку (региональный аспект)», М., 1994г., АР 94 –5656.
29 Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1997.
30 Кастырко В.В. «Проблемы инвестиционной политики и ее обеспечение финансовыми ресурсами», М., 1996г., АР 96-467.
31 Котляренко В., Шабалин А. «Исследование рисков инвестирования в организацию оценки имущественных комплексов. Метод обеспечения доходности собственной предпринимательской деятельности оценщиков». Инвестиции в России, № 3-4, 1997г.
32 Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: учебно-справочное пособие. – М.: Изд-во БЕК, 1996г.
33 Мескон М.Х., Альберт М., Хедвури Ф.М. Основы менеджмента: пер. с англ. – М., Дело, 1992 г.
34 Методические рекомендации по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат на производство СМР в зимнее время, содержание заказчика – застройщика и технического надзора, пр. работ и затрат. – М., ЦНИИЭУС, 1992г.
35 Методические рекомендации по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию. - М., ЦНИИЭУС, 1992г.
36 Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги. – М., ., ЦНИИЭУС, 1994г.
37 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпрома России. – М., Информэлектро, 1994г.
38 Методические рекомендации по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов. - М., ЦНИИпроект, 1994г.
39 Методические рекомендации по проведению предварительной квалификации претендентов на участие в подрядных торгах. - М., ЦНИИпроект, 1994г.
40 Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов. - М., ЦНИИпроект, 1994г.
41 Методические рекомендации по разработке технической части тендерной документации и оферт претендентов. – М., ЭКЦ при Минстрое России, 1995г.
42 Методическое пособие по разработке систем управления проектами на предприятиях и в организациях с различными формами собственности. – М., МГСУ – ИнфоСервис, 1994г.
43 Мир управления проектами. Пер.с англ. Под ред. Х.Решке, Х.Шеме. – М.,1993г.
44 Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., «Перспектива», 1995г.
45 Миркин Я.М. «Российский фондовый рынок : что дальше?». Рынок ценных бумаг , М.: №2 1996, с. 2-6.
46 Новиков Е., Картаева Е., Бытова Е. «Муниципальные займы: цели, гарантии, источники погашения». Рынок ценных бумаг, № 2 , 1996, с. 40-43.
47 Новикова Т., Лукашевич С. « Основы портфельного инвестирования», М.: Рынок ценных бумаг, № 8, 1996г., с.51-55.
48 Общая экономическая теория (Политэкономия); под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. М.: ПРОМО-Медия, 1995г., 608с.
49 Ованесов А., Стеценко А. «Корпоративные облигации в России: рынка нет, но перспективы видны». Рынок ценных бумаг, № 8 1996г., с.2-7.
50 Паранич А. «Портфель инвестора может быть пополнен городскими облигациями Санкт-Петербурга», Вестник приватизации и фондового рынка, № 8. 1996г., с.11-14.
51 Письмо ЦБ РФ от 13.04.94г. № 87 «О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа».
52 Плотников С. Муниципальные ценные бумаги. М.: Фин.бизнес., 1994г., № 12, с. 23-28.
53 Подвойская Е. Проблемы совершенствования нормативной базы организации рынка ценных бумаг. М.: Хозяйство и право, 1995г., № 5, с. 54-60.
54 Покровский В. «Способы страхования риска на рынке ГКО», Рынок ценных бумаг, № 15, 1996г., с. 10-13.
55 Постановление Правительства РФ от 03.06.92г. № 370 «Об упорядочивании производства ценных бумаг в РФ».
56 Постановление Правительства РФ от 08.02.93г., № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций».
57 Постановление Правительства РФ от 15.04.95 г., № 336 «О мерах по развитию рынка ценных бумаг в РФ».
58 Постановление Правительства РСФСР от 28.12.91 № 78 «Об утверждении положения о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР».
59 Постановление Правительства Москвы от 22.04.97г. № 281 «О вопросах Инвестиционного Совета г. Москвы и финансировании городских инвестиционных проектов из финансовых фондов городских облигационных займов Москвы».
60 Постановление Правительства Москвы от 16.07.96г. № 596 «О выпуске облигационного займа г. Москвы в иностранной валюте».
61 Постановление Правительства Москвы от 13.08.96г. № 681 «О системе городских займов Москвы».
62 Постановление Правительства Москвы от 29.10.96г. № 881 «О выпуске городских займов Москвы в 1996-97 г.г.».
63 Постановление Правительства Москвы от 19.08.97г. № 612 «О дальнейшем развитии заемно-инвестиционной системы в направлении межрегионального сотрудничества».
64 Постановление Правительства Москвы от 25.04.95г. № 358 «О подготовке выпуска городского облигационного займа».
65 Постановление Правительства Москвы от 25.03.97г. № 209 «О залоговом фонде обеспечения городских облигационных займов Москвы».
66 Постановление Правительства Москвы от 08.04.97г. № 263 «О финансовых фондах городских облигационных займов г. Москвы».
67 Постановление Правительства Москвы от 13.01.98г. № 32 «О выпуске городских облигационных займов г. Москвы в 1998г.».
68 Постановление Правительства Москвы от 13.01.98г. № 7 «Об итогах выполнения программы Правительства Москвы за 1997г. и проекте программы на 1998г.».
69 Постановление Московской городской Думы от 13.11.96г. № 99 «О городских займах Москвы в 1996-1997г.г.».
70 Постановление московской городской Думы от 11.06.97г. № 37 «Об утверждении положения о финансовых фондах городских облигационных займов Москвы».
71 Положение об обращении облигаций городского облигационного (внутреннего) займа Москвы.
72 Приказ ЦБ РФ от 06.05.93г. № 02-78 «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями».
73 Приказ Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка 10.11.96г. № 3 «Об Экспертном Совете при Комитете муниципальных займов и развития фондового рынка».
74 Приказ Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка от 27.01.97г. № 6 «О создании Научно-методического Совета при Комитете муниципальных займов и развития фондового рынка».
75 Приказ Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка от 18.02.97г. № 7 «Об утверждении Временного Положения о Научно-методическом Совете при Комитете муниципальных займов и развития фондового рынка».
76 Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 21.07.97г. № 783-РП «Об организации второго выпуска облигационного займа города Москвы в иностранной валюте».
77 Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 27.01.97г. № 66-РП «О выпуске первой серии городского облигационного (внутреннего) займа Москвы».
78 Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 27.01.97г. № 68-РП «О первом выпуске облигаций городского облигационного сберегательного займа Москвы».
79 Распоряжение Мэра Москвы от 08.04.97г. № 275-РМ «О выпуске городских облигационных займов Москвы».
80 Распоряжение Мэра Москвы от 15.04.97г. № 309-РМ «О Комитете муниципальных займов и развития фондового рынка».
81 Распоряжение Мэра Москвы от 22.10.96г. № 400/1-РМ «О наделении Московского Муниципального Банка статусом генерального платежного агента Правительства Москвы по вопросам внешних заимствований».
82 Рубцов Б.Б. «Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования».- М.: ИНФРА – 1996г. – 304с.
83 Рукин А.. Храмцовский С. «Портфельные инвестиции или оптимизация управления ресурсами?», М.: Рынок ценных бумаг, № 23, 1995г., с.51-56.
84 Смирнов Д., Агапов Д., Орлов А. «Второе дыхание петербургского рынка ценных бумаг». Рынок ценных бумаг, № 23, 1995г. с.37-41.
85 Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. М., Изд-во «Перспектива». – 1993г.
86 Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. – М., Изд-во «Перспектива», 1994г.
87 Стиглиц Дж.Э, Аткинсон Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник /Пер. с англ. Под ред. Л.Л.Любимова. – М.: Аспект Пресс, 1995г., - 835 с.
88 Тарачев В., Карликов Б. «Российские долговые ценные бумаги: истоки, проблемы, решения». Рынок ценных бумаг, № 22, 1996г., с.18-22, № 23 1996г., с.23-27.
89 Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов производственного назначения. – М., Госстрой России, 1993г.
90 Требования по составу экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов жилищно-гражданского и общественного назначения. – М., Госстрой России, 1993г.
91 Указ Президента РФ от 27.10.93г. № 1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров».
92 Указ Президента РФ от 11.06.94г. №1233 «О защите интересов инвесторов».
93 Указ Президента РФ от 04.11.94г. №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ» (в ред. Указа президента РФ от 22.03.96г. №413).
94 Указ Президента РФ от 26.04.95г. № 416 «О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством РФ предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий».
95 Указ Президента РФ от 26.07.95г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики РФ».
96 Указ Президента РФ от 18.11.95г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров».
97 Указ Президента РФ от 01.07.96г. № 1008 «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в РФ».
98 Указ Президента РФ от 01.07.96г. №1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».
99 Указ Президента РФ от 14.08.96г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти».
100 Указ Президента РФ от 18.08.96г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера».
101 Указ Президента РФ от 10.06.94г. № 1182 «О выпуске в обращение жилищных сертификатов».
102 Указ Президента РФ от 08.04.97г. № 304 «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти г.г. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области».
103 Управление государственной собственностью: Учебник/ Под ред. д.э.н., профессора В.И.Кошкина, к.э.н., доцента В.М.Шупыро. М.: ИНФРА –М., 1997г. – 496 с.
104 Управление проектами (Зарубежный опыт). Под ред. В.Д.Шапиро – Санкт-Петербург: «ДваТри», 1993г.
105 Уринсон Я. «Инвестиционная опора экономического роста» Инвестиции в России, № 11 –12, 1997г.
106 Устав города Москвы от 28.06.95г.
107 Федеральный закон РФ от 22.04.96г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
108 Финансово-кредитный словарь. В 3-х томах. Т.1, А-Й Гл. Ред. В.Ф.Гарбузов. М.:Финансы и статистика, 1984г. – 511 с.
109 Финансово-кредитный словарь. В 3-х томах. Т.2, К-П Гл. Ред. В.Ф. Гарбузов – М.: Финансы и статистика, 1984г., -511 с.
110 Финансово-кредитный словарь. В 3-х томах. Т.3, Р-Я Гл. Ред. Н.В.Гаретовский. – М.: Финансы и статистика, 1988г., 511 с.
111 Финансовое управление компанией/ Общ.ред. Е.В.Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 1995г.
112 Фридман Д., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер. с англ. – М.: «Дело Лтд», 1995г.
113 Хайхадаева О.Д. «Внутренний государственный долг России и роль государственных ценных бумаг в его формировании», Санкт-Петербург, 1995г., АР95 - 30048.
114 Хачатуров Т.С. Эффективность капитальных вложений. М.: «Экономика», 1986г.
115 Харрис Л. Денежная теория: Пер.с англ. Общая ред. и вступит. ст. В.М.Усоскина. – М.: Прогресс, 1990г. – 750 с.
116 Хейне П. Экономический образ мышления. Пер.с англ. – М.:Изд-во «Дело», 1993г. – 702 с.
117 Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал (пер. с англ.) М.: «Международные отношения», 1993г.
118 Ценные бумаги. Нормативные акты и документы. – М.: Юрид.лит-ра, 1994г., - 448с.
119 Черновский А., Лагута В. «Формирование портфеля ГКО с учетом характеристик процентного риска», М.: Рынок ценных бумаг, № 23 1996г., с.52-55.
120 Шаблин А.О. Формирование фондового рынка России и государственная политика в области ценных бумаг. М.: Финансы, 1995г. № 6 – с.27-30.