СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение
Глава I. Историко-педагогические основы национального гимназического образования 21
1.1. Классическая гимназия - прообраз современного национального
гимназического образования 28
1.2. Становление гимназического образования мусульманских народов
России на рубеже XIX и XX веков 42
1.3. Роль «инородческих школ» в становлении национального гимназического образования народов Среднего Поволжья 79
Глава II. Теоретико-методологические основы развития национально-
ж го гимназического образования в современных условиях 103
2.1. Многоаспектность этноориентированного гимназического образования 105
2.2. Исследовательские подходы и принципы построения моделей национального гимназического образования 120
Глава III. Концептуальные модели национального гимназического образования 205
3.1. Этнолингвистическая модель 208
3.2. Культурологическая модель 236
Глава IV. Современное состояние и перспективы развития национального гимназического образования 307
4.1. Реализация на практике.концептуальных моделей национального
гимназического образования 309
4.2. Ведущие тенденции развития национального гимназического образования в Российской Федерации 353
Заключение 400
Литература
Приложения
Глава I. Историко-педагогические основы национального гимназического образования 21
1.1. Классическая гимназия - прообраз современного национального
гимназического образования 28
1.2. Становление гимназического образования мусульманских народов
России на рубеже XIX и XX веков 42
1.3. Роль «инородческих школ» в становлении национального гимназического образования народов Среднего Поволжья 79
Глава II. Теоретико-методологические основы развития национально-
ж го гимназического образования в современных условиях 103
2.1. Многоаспектность этноориентированного гимназического образования 105
2.2. Исследовательские подходы и принципы построения моделей национального гимназического образования 120
Глава III. Концептуальные модели национального гимназического образования 205
3.1. Этнолингвистическая модель 208
3.2. Культурологическая модель 236
Глава IV. Современное состояние и перспективы развития национального гимназического образования 307
4.1. Реализация на практике.концептуальных моделей национального
гимназического образования 309
4.2. Ведущие тенденции развития национального гимназического образования в Российской Федерации 353
Заключение 400
Литература
Приложения
Возрождение исторических форм российского образования - классических гимназий, лицеев, ярко выразившееся в завершающем десятилетии XX века, актуализировало, в свою очередь, изучение и использование позитивного народного опыта в обучении и воспитании детей; сохранение вековых традиций, языков, самобытных культур народов, населяющих Россию.
Вслед за московскими гимназиями, открытыми в 1989 году на базе 13- ой, 67-ой и 388-й школ, в образовательном пространстве России появились и первые национальные гимназии. В 1990 году, в год принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, на базе казанских школ №№ 35, 10 и татарской школы им. М. Вахитова г. Наб. Челны были открыты татарские гимназии.
За 10 .лет своего существования национальное гимназическое образование прочно утвердилось в. системе непрерывного образования России. Ведущую роль в развитии национального гимназического образования сегодня играют такие республики, как Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Саха (Якутия). В Республике Татарстан функционируют 50 национальных гимназий, в которых обучается более 20 тыс. учащихся, в Башкортостане - 40 и 16 тыс. учащихся, в Чувашии - 25 и 11 тыс. соответственно. В целом по Российской Федерации успешно работает около 300 национальных гимназий, в которых обучается более 150 тыс. учащихся.
Реальное функционирование национального гимназического образования в российской системе образования потребовало теоретико-методологического обоснования новой формы образования.
Национальное гимназическое образование должно не только выполнять функцию передачи опыта предыдущих поколений, но и формировать у учащихся творческое отношение к отечественной и мировой культурам. Разрабатывая методологию развития национального гимназического образования, мы не стремимся к простому сохранению опыта прошлого, по¬скольку это означало бы постепенное упрощение, обеднение, вырождение.
Сохранение в развитии - вот основополагающий принцип, который способен обеспечить жизненность и конкурентоспособность национального гимназического образования в современных условиях.
Проблемы развития национального гимназического образования сегодня приобретают особую актуальность в связи с тем, что будущее многонациональной России, ее экономики, науки, культуры во многом будет за¬висеть от сегодняшнего уровня образованности населяющих ее народов. Национальное образование, в т.ч. и гимназическое, должно обеспечивать выживание человечества и этносов, выступать фактором гармонизации межкультурных, межэтнических отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Следует признать, что инновации в области национального образования возникали зачастую спонтанно, без теоретического обоснования. Многие национальные гимназии, появившиеся в начале 90-х годов, по сути, оставались старой моделью средней общеобразовательной школы.
Экспериментальная работа в 90-х годах была направлена на придание школьному обучению этнической специфики, атрибутов национальной принадлежности; на переход к обучению на родном языке, воспитанию на этнокультурных ценностях. Такая работа в некоторых гимназиях велась раскрывающих сущностные, содержательные и технологические аспекты этноориентированного гимназического образования.
Европоцентричное содержание и технологии образования не отвечают в должной мере менталитету азиатского, восточного или же северного типа человека. Теоретизированная система обучения не подходит, в частности, для северян: чукчей, коряков, - имеющих существенные физиологические и этнопсихологические особенности. Дети не могут преодолеть школьной премудрости дедуктивного обучения, потому что сама форма этнического мышления не дает им возможности воспринимать отвлеченные понятия. Поэтому содержание национального гимназического образования, методы, формы и приемы обучения детей должны соответствовать этнофилософским взглядам народа, его этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям.
Часто у молодежи при отсутствии чувства национальной принадлежности, несформированности этнического самосознания слабо формируются позитивные ценности. У молодежи, не знающей своих корней, утрачивается чувство Родины, ощущается недостаток этносоциальных навыков, ею не наследуются национальные традиции, не вырабатывается иммунитет к асоциальному поведению и привычкам.
Национальное гимназическое образование является подсистемой национального образования, получившего достаточно солидное теоретико-методологическое обоснование в многочисленных трудах ученых.
Пономаревой, И.С. Портнягина, Н.В. Силистрару, З.И. Тюменцевой, Л.И. Федоровой, М.Г. Харитонова, Л.А. Юды и др.
Исследованию педагогических традиций народной педагогики, проблем формирования духовно-нравственной личности посвящены работы О.Б. Бадмаевой, А.Л. Бугаевой, Р.Ш. Маликова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Р.А. Низамова, М.Г. Тайчинова, Г.Ф. Хасановой, А.Н. Хузиахметова и др.
В работах Г.П. Андреева, Л.А. Гаранина, О.К. Гояна, С.К. Дуброви¬ной, З.Х. Еналиева, Е.П. Жиркова, И.П. Малютина, Р.М. Мансурова, А.Б. Панькина, В.Ф. Петровой, Н.А. Садовского, А.В. Салихова, К.К. Тагирова,М.П. Федорова, и др. обоснованы теоретические и прикладные аспекты
развития национальной школы, разработка и внедрение национально-регионального компонента образования.
Использованию многовекового позитивного опыта русского народа в обучении и воспитании детей посвящены работы П.П. Блонского, Л.Н. Булкиной, Г.В. Виноградова, С.И. Гессена, В.М. Григорьева, А.Я. Данилюка, П.Ф. Каптерева, Н.П. Коробовой, Н.Н. Костаняна, О.В. Лебедевой, К.Д. Ушинского и др.; татарского народа - Я.Г. Абдуллина, Р.У. Амирханова, В.М. Беркутова, Ж. Валидова, М. Гайнетдинова, М. Гайнуллина, М.В. Горохова, А.Х. Махмутовой, С.М. Михайлова, К. Насыйри, Я.И. Ханбикова и др.; башкирского народа - Ш.С. Абзанова, С.Р. Алибаева, Р.З. Алмаева, И.Ардашева, К.Ш. Ахиярова, И.Н. Баишева, В.И. Баймурзиной, Д.Ж. Валеева, А.Х. Вильданова, К.Х. Гиззатуллина, К.В. Гирфанова, Р.Г. Кузеева, Г.С. Кунафина и др., чувашского народа - Е.В. Васильева, Г.Н. Волкова,
Вторую группу составляют работы, выполненные учеными, руководителями школ, учителями-исследователями, занимающимися проблемами развития новых типов учебных заведений для одаренных и способных детей: гимназий, лицеев, элитарных школ и т.д. К этой группе относятся работы Д.И. Водзинского, С.В. Воробьевой, Н.В. Горбуновой, Л.Г. Грибенюк, А.Н. Тубельского, С.А. Егорова, Г.В. Злоцкого, В.Н. Иванова, В.А. Капрановой, А.Г. Каспаржака, А.В. Козулина, В.А. Лазарева, С.И. Литера- та, Е.И. Литневской, В.М. Монахова, А.М. Новикова, В.А. Орлова, В.И. Пирогова, Л.И. Полушкиной, З.И. Равкина, Д.С. Савельева, М.В. Савина, Л.А. Савинкова, И.К. Садекова, Б.Ф. Сергеева, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина, В.В. Фирсова, Т.И. Шамовой, Н.А. Шарай, И.С. Якиманской и других.
К третьей группе, самой малочисленной, относятся работы, посвященные проблемам становления и развития национальных учебных заведений нового типа. Теоретические и прикладные аспекты развития элитарной школы на материале Чувашской республики раскрыты в работах В.Н. Иванова и Д.Е. Иванова. В работах З.И. Саласкиной рассмотрены проблемы становления духовно-нравственной личности в условиях татарской гимназии г. Саратова. Разработке модели якутской национальной школы- гимназии посвящена работа М.И. Борисова. В вышеперечисленных работах обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно- воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях. путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира».
В различных регионах страны разрабатываются модели инновационных учебных заведений; осуществлен ряд попыток создания международных образовательных центров, призванных учитывать национальную и региональную специфику в обучении.
Общие подходы к определению содержания и принципов национальной системы образования, к использованию культурных традиций народ¬ной педагогики в обучении и воспитании детей сформулированы в работах Г.Н. Волкова, Е.П. Жиркова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Р.А. Низамова, М.Г. Тайчинова, Я.И. Ханбикова и др.
Сущность и принципы формирования национального самосознания, программа развития татарского гимназического образования разработаны в работах И.Я. Курамшина, Ю.С. Тюнникова, Ф.Ф. Харисова, Г.Ф. Хасановой.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что в России и странах СНГ до сих пор отсутствуют интегративные исследования, позволяющие рассматривать национальное гимназическое образование в контексте общего развития национальной системы образования. Опубликованные труды посвящены изучению отдельных аспектов деятельности национальных учебных заведений нового типа или некоторых основ деятельности гимназий и лицеев.
Проблема исследования обусловлена возникшим к настоящему времени в теории и практике развития национального образования рядом противоречий: между тенденциями развития современного российского общества и функционированием институтов национального образования; между потребностями общества в формировании личности, способной интегрироваться в образовательное пространство, и недостаточными знаниями и навыками, получаемыми в стенах общеобразовательных учебных заведений; между готовностью выпускников школ к интеграции в межкультурное образовательное пространство и недостаточным знанием этнопсихологических и этнопедагогических особенностей народов, проживающих в стране или регионе; между потребностями производства в высококвалифицированных работниках и реальным уровнем подготовки выпускников национальных школ; между образовательными и жизненными ориентациями молодежи национальных и этнических групп и реальными возможностями, предоставляемыми обществом; между потребностями общества в наставниках, постоянно совершенствующих свое профессиональное мастерство, способных творчески работать в современных условиях многонационального общества, и ограниченными возможностями сложившейся национальной системы образования, которая не в состоянии полностью удовлетворить эти потребности.
Анализ имеющихся противоречий приводит к необходимости формулировки главного педагогического противоречия между подъемом национального самосознания и образовательных потребностей народов России, признанием уникальности их традиционных ценностей и неразработанностью российской модели национальной школы повышенного уровня.
С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования «Становление и развитие национального гимназического образования».
Объект исследования - национальное гимназическое образование в России.
Цель исследования - изучить исторические предпосылки, теоретико-методологические и прикладные основы; разработать общие принципы построения национального гимназического образования в системе непрерывного образования России.
Гипотеза исследования - устойчивое развитие национального гимназического образования в системе непрерывного образования России будет обеспечено, если:
- выполнен системный анализ историко-педагогических основ и современного переходного состояния национальной школы;
- выявлена сущность и раскрыто содержание национального гимназического образования;
- разработано и реализовано на практике несколько перспективных моделей национальной школы нового типа, принимаемых всеми участниками образовательного процесса: органами управления, педагогическим корпусом, учащимися, родителями и общественностью.
Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить историко-педагогические основы национального гимназического образования народов Среднего Поволжья и Урала;
- раскрыть сущность и содержание понятия национальное гимназическое образование; определить роль и место национального гимназического образования в системе образования России;
- разработать теоретико-методологические основы построения национального гимназического образования;
- разработать концептуальные модели национального гимназического образования;
- выполнить общепедагогический анализ инновационных моделей национального гимназического образования;
- выявить ведущие тенденции развития национального гимназического образования на ближайшую перспективу;
- подготовить рекомендации для практических работников, вытекающие из теории развития национального гимназического образования.
Общую методологию исследования составляют положения, разработанные современной наукой о едином мире, все явления в котором представляют собой элементы целостной самоуправляющейся и саморазвивающейся системы, связаны друг с другом и с элементами других уровней через участие в процессе глобальной эволюции. Для создания эффективной модели национального гимназического образования используется полипарадигмальный подход, представленный как внутренне непротиворечивый синтез следующих подходов:
- историко-педагогический детерминизм, рассматривающий становление и развитие национального гимназического образования в генезисе; прошлое, настоящее и будущее системы рассматриваются в единстве; национальная гимназия как система осуществляет связь народных традиций прошлого с культурно-образовательными ценностями современного высокотехнологичного, информационного, демократического общества;
- культурологический подход, направленный на формирование человека культуры в широком понимании;
- гуманистический подход, направленный на создание комплекса условий для полноценного удовлетворения образовательных потребностей, прав
- междисциплинарный подход, ретроспективно изучающий явления общественной жизни, применяемый в использовании материалов из смежных областей знания (социологии, истории, социальной психологии, педагогики, философии, этнологии и др.), предусматривающий постановку эксперимента, его дальнейшее обобщение и внедрение в практику и т.д.
Методы исследования:
- теоретический междисциплинарный анализ и синтез при изучении и обобщении научных источников, включая диссертационные и монографические исследования по проблемам, пограничным с проблемами нашего исследования;
- сравнительный историко-педагогический анализ, позволивший выявить тенденции развития общеобразовательной национальной школы в России и возвращение к национальным институтам образования в последнем десятилетии XX века;
- педагогическое моделирование при разработке концептуальных моделей национального гимназического образования;
- экспертиза образовательных проектов, компетентности разработчиков и реализуемости проекта;
- комплекс эмпирических методов исследования.
Источники исследования:
- официальные документы (законы об образовании, национальная доктрина, федеральные и региональные программы о развитии образовательных систем, уставы и положения, определяющие порядок функционирования инновационных учебных заведений);
- архивные документы, исторические записки, отчеты о деятельности гимназий, лицеев и национальных школ, относящиеся к Казанскому учебному округу
- диссертационные исследования и монографические труды российских и зарубежных ученых по исследуемой проблеме;
- историко-педагогическая литература по различным аспектам теории и практики развития национального гимназического образования;
- учебно-программная документация (учебные планы и программы гимназий, лицеев) национальных гимназий республик Среднего Поволжья: Татар¬стана, Башкортостана, Чувашии, Удмуртии, Марий Эл;
- педагогическая периодика;
- материалы международных и всероссийских научно-практических конференций за последние 10 лет;
- отечественные и зарубежные энциклопедии, энциклопедические справочники и словари по вопросам образования;
Организация исследования. Исследование проводилось с 1989 по 2001 гг. в три основных этапа.
Первый этап (1989-1992 гг.) - поисковый. На данном этапе изучалось теоретическое и практическое состояние развития национального гимназического образования в России. Проанализированы специальная отечественная и зарубежная литература по проблемам национального образования и работы, освещающие общие и специальные вопросы методологии и теории образования в многонациональном обществе. Это позволило обосновать теоретико-методологические основы исследования, сформулировать гипо¬тезу и разработать методику исследования. С этой целью использовались следующие основные методы: теоретический анализ публикаций в науч¬ной периодике; анализ материалов и документов по проблемам национального гимназического образования, нормативных документов по народному образованию и др.; сбор статистического материала о деятельности нациоботка исследовательских материалов.
Второй этап (1992-1996 гг.) — экспериментально-аналитический. На втором этапе продолжалось обоснование концепции исследования в связи с официальным открытием экспериментальной педагогической площадки - татарской гимназии № 2 г. Нижнекамска Республики Татарстан. Министерством образования РТ утверждена авторская концепция диссертанта - директора названной гимназии. На базе татарской гимназии № 2 была создана учебно-научная лаборатория, разработана программа научно- исследовательской и опытно-экспериментальной работы. Произведена апробация основных положений рабочей гипотезы и концепции культурологи-ческой модели национальной гимназии. Основными методами этого этапа были: анкетирование и опросы, анализ целенаправленной деятельности национального гимназического образования, наблюдение, экспертиза различных образовательных проектов на уровне экспериментальных площадок, педагогическое моделирование..
Третий этап (1996-2001 гг.) - завершающий, теоретико-методологический. На основе полученных данных и их анализа сформулированы педагогические условия эффективной деятельности национальной гимназии, проведены формирующие эксперименты. Результаты исследования внедрены в практику региональной и городской систем образования на уровне разработанных организационно-деятельностных форм и технологий развития национальных гимназий, являющихся экспериментальными педагогическими площадками в национальном образовании. Теоретических разработках, представляющих авторские подходы к решению проблем национального гимназического образования и разработке концептуальных моделей национальной гимназии. Использовались следующие методы: структурирование эмпирических данных, анализ теоретических положений, формулирование обобщающих выводов, разработка методических рекомендаций, наблюдение за уровнем подготовки учителей экспериментальных гимназий к реализации идеи национального гимназического образования.
Научная новизна исследования.
Работа представляет собой начало нового исследовательского направления в педагогике, связанного с изучением проблем становления и развития национального гимназического образования, в которой:
- раскрыты сущность и содержание понятия национальное гимназическое образование',
- на основе ретроспективного анализа обоснованы ведущие направления становления национального гимназического образования народов Среднего Поволжья и Урала;
- на основе полипарадигмального подхода обоснованы новые исследовательские подходы и принципы построения национального гимназического образования;
- систематизированы и типологизированы инновационные модели национальных гимназий;
- раскрыты сущность и содержание концептуальных моделей национального гимназического образования - этнолингвистической, культурологической;
- выявлены ведущие тенденции развития национального гимназического образования на ближайшую перспективу;
- в научный оборот введены новые материалы, источники, категории.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют сформулировать принципиально новые подходы к анализу проблемы развития национальной гимназии, а также определить тенденции развития национального гимназического образования в российском обществе. Разработанные концептуальные модели национальной гимназии и рекомендации по их реализации дополняют теоретические исследования по изучению предметных областей и методов деятельности системы образования России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы внесли существенный вклад в развитие современной национальной школы. Разработанные на основе выполненного исследования научно-практические рекомендации используются:
- в научно-исследовательских программах, направленных на разработку социальных проектов по реформированию и модернизации региональных систем образования;
- при формировании инновационных институтов образования и различных культурно-образовательных центров;
- в процессе подготовки и переподготовки специалистов, работающих в многонациональных коллективах;
- в разработке содержания курсов: «История образования», «Этнопедагогика», «Педагогика межнационального общения», «Социология образования» и «Социология национальных отношений», «Культурология»;
- в инновационной практике и региональной системе управления образованием.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам, природе изучаемого явления. Использовализом, соответствием полученных результатов научным представлениям социально-педагогической концепции развития этнопедагогики в современных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Национальное гимназическое образование представляет собой повышенный уровень общего среднего образования на родном языке, ориентированный на обучение и воспитание способных и одаренных детей с использованием позитивного историко-педагогического опыта и современных педагогических технологий.
2. Базовыми компонентами содержания национального гимназического образования являются:
* - повышенный уровень общего среднего образования по одному или ни¬
скольким направлениям, реализуемый по федеральным и национально-региональным гимназическим стандартам и программам;
- допрофессиональная подготовка по одному или нескольким направлениям, осуществляемая в содружестве с вузами на основе принципов непрерывности и преемственности общего среднего и высшего профессионального образований;
- дополнительное образование, осуществляемое по одному или нескольким направлениям, удовлетворяющее этнокультурные, интеллектуальные, духовно-нравственные, эстетические, индивидуальные личностно-развивающие и культурно-образовательные потребности детей.
3. Становление национального гимназического образования народов
Среднего Поволжья и Урала шло по трем направлениям:
- у русских - по первому (базовому) направлению на основе векового опыта классических гимназий;
- у татар, башкир и других народов исламской ориентации — по второму
1 направлению, путем реформирования религиозного образования;
- у чувашей, удмуртов, марийцев и других - по третьему направлению на основе развития начальных «инородческих» школ.
4. Этнолингвистическая модель национального гимназического образования, реализующая современную концепцию гуманитаризации образования, направлена на формирование языковой личности путем создания 3-х уровневой речевой среды:
- этнолингвистической, направленной на полноценное усвоение родного языка;
- билингвистической (русскоязычной и национальной), создающей условия для формирования межэтнического, межкультурного диалога;
- полилингвистической, способствующей выходу языковой личности в мировое образовательное пространство.
5. Культурологическая модель национального гимназического образования направлена на формирование целостного человека культуры на трех взаимосвязанных уровнях:
- этнокультурном - человека национальной культуры в этнической среде;
- межкультурном - человека российской культуры в межэтнической культурно-образовательной среде;
- поликультурном - человека планетарной культуры в мировом образовательном пространстве.
6. Этнодидактический подход к моделированию национального гимназического образования строится на основе:
- метапринципа соответствия содержания образования, форм и методов обучения этнофилософским взглядам, этнопсихологическим особенностям и этнопедагогическим традициям;
- принципа единства народов и их национального разнообразия;
- принципа гибкой доминанты содержания образования;
- принципа паритета между этнокультурным (национально¬региональным), межкультурным (федеральным) и поликультурным (общемировым) компонентами образования.
7. Содержание национального гимназического образования реализуется в различных типах этноориентированных учебных заведений:
- национальная гимназия (I-Ш ступени);
- национальный лицей (И, III ступени);
- национальная гимназия-интернат (I-Ш ступени);
- национальный лицей-интернат (II, III ступени).
8. Ведущими тенденциями национального гимназического образования выступают: интегративность, профилизация, полилингвизм.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Основные идеи и результаты исследования были доложены и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Применение инновационных технологий обучения в учебных заведениях нового типа» (Бугульма, 1993 г.), «Учебно-воспитательный комплекс - региональный научно- методический центр» (Москва-Казань-Зеленодольск, 1994 г.), «Среднее профессиональное образование в регионе: проблемы, поиски, решения» (Казань, 1995 г.), «Современные технологии обучения в системе подготовки педагогических кадров» (Нижнекамск, 1996 г.), «Использование народной педагогики в формировании у школьников культуры поведения» (Нижнекамск, 1997 г.), «Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития» (Уфа, 1998 г.), «Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений» (Казань, 1999 г.), «Народы России и Татар-стана: возрождение и развитие» (Альметьевск, 2000 г.), «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2000 г.), «Развитие системы тестирования в России» (Москва, 2000 г.), «Современная молодежь: образ жизни» (Казань, 2001 г.).
Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс татарских, башкирских, чувашских гимназий республик Среднего Поволжья и Урала, татарско-турецкого лицея г. Нижнекамска. Этнолингвистическая и культурологическая модели национального гимназического образования реализуются татарскими, башкирскими и чувашскими гимназиями г.г. Казани, Уфы, Чебоксар, Ижевска, Наб. Челнов, Нижнекамска, Елабуги, Заинска, поселков Красный ключ, Камские поляны и т.д.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений. Объем текстовой части диссертации составляет 407 страниц. В работе использовано 410 источников, 4 приложения, 7 таблиц и 32 иллюстрации.
Вслед за московскими гимназиями, открытыми в 1989 году на базе 13- ой, 67-ой и 388-й школ, в образовательном пространстве России появились и первые национальные гимназии. В 1990 году, в год принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, на базе казанских школ №№ 35, 10 и татарской школы им. М. Вахитова г. Наб. Челны были открыты татарские гимназии.
За 10 .лет своего существования национальное гимназическое образование прочно утвердилось в. системе непрерывного образования России. Ведущую роль в развитии национального гимназического образования сегодня играют такие республики, как Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Саха (Якутия). В Республике Татарстан функционируют 50 национальных гимназий, в которых обучается более 20 тыс. учащихся, в Башкортостане - 40 и 16 тыс. учащихся, в Чувашии - 25 и 11 тыс. соответственно. В целом по Российской Федерации успешно работает около 300 национальных гимназий, в которых обучается более 150 тыс. учащихся.
Реальное функционирование национального гимназического образования в российской системе образования потребовало теоретико-методологического обоснования новой формы образования.
Национальное гимназическое образование должно не только выполнять функцию передачи опыта предыдущих поколений, но и формировать у учащихся творческое отношение к отечественной и мировой культурам. Разрабатывая методологию развития национального гимназического образования, мы не стремимся к простому сохранению опыта прошлого, по¬скольку это означало бы постепенное упрощение, обеднение, вырождение.
Сохранение в развитии - вот основополагающий принцип, который способен обеспечить жизненность и конкурентоспособность национального гимназического образования в современных условиях.
Проблемы развития национального гимназического образования сегодня приобретают особую актуальность в связи с тем, что будущее многонациональной России, ее экономики, науки, культуры во многом будет за¬висеть от сегодняшнего уровня образованности населяющих ее народов. Национальное образование, в т.ч. и гимназическое, должно обеспечивать выживание человечества и этносов, выступать фактором гармонизации межкультурных, межэтнических отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Следует признать, что инновации в области национального образования возникали зачастую спонтанно, без теоретического обоснования. Многие национальные гимназии, появившиеся в начале 90-х годов, по сути, оставались старой моделью средней общеобразовательной школы.
Экспериментальная работа в 90-х годах была направлена на придание школьному обучению этнической специфики, атрибутов национальной принадлежности; на переход к обучению на родном языке, воспитанию на этнокультурных ценностях. Такая работа в некоторых гимназиях велась раскрывающих сущностные, содержательные и технологические аспекты этноориентированного гимназического образования.
Европоцентричное содержание и технологии образования не отвечают в должной мере менталитету азиатского, восточного или же северного типа человека. Теоретизированная система обучения не подходит, в частности, для северян: чукчей, коряков, - имеющих существенные физиологические и этнопсихологические особенности. Дети не могут преодолеть школьной премудрости дедуктивного обучения, потому что сама форма этнического мышления не дает им возможности воспринимать отвлеченные понятия. Поэтому содержание национального гимназического образования, методы, формы и приемы обучения детей должны соответствовать этнофилософским взглядам народа, его этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям.
Часто у молодежи при отсутствии чувства национальной принадлежности, несформированности этнического самосознания слабо формируются позитивные ценности. У молодежи, не знающей своих корней, утрачивается чувство Родины, ощущается недостаток этносоциальных навыков, ею не наследуются национальные традиции, не вырабатывается иммунитет к асоциальному поведению и привычкам.
Национальное гимназическое образование является подсистемой национального образования, получившего достаточно солидное теоретико-методологическое обоснование в многочисленных трудах ученых.
Пономаревой, И.С. Портнягина, Н.В. Силистрару, З.И. Тюменцевой, Л.И. Федоровой, М.Г. Харитонова, Л.А. Юды и др.
Исследованию педагогических традиций народной педагогики, проблем формирования духовно-нравственной личности посвящены работы О.Б. Бадмаевой, А.Л. Бугаевой, Р.Ш. Маликова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Р.А. Низамова, М.Г. Тайчинова, Г.Ф. Хасановой, А.Н. Хузиахметова и др.
В работах Г.П. Андреева, Л.А. Гаранина, О.К. Гояна, С.К. Дуброви¬ной, З.Х. Еналиева, Е.П. Жиркова, И.П. Малютина, Р.М. Мансурова, А.Б. Панькина, В.Ф. Петровой, Н.А. Садовского, А.В. Салихова, К.К. Тагирова,М.П. Федорова, и др. обоснованы теоретические и прикладные аспекты
развития национальной школы, разработка и внедрение национально-регионального компонента образования.
Использованию многовекового позитивного опыта русского народа в обучении и воспитании детей посвящены работы П.П. Блонского, Л.Н. Булкиной, Г.В. Виноградова, С.И. Гессена, В.М. Григорьева, А.Я. Данилюка, П.Ф. Каптерева, Н.П. Коробовой, Н.Н. Костаняна, О.В. Лебедевой, К.Д. Ушинского и др.; татарского народа - Я.Г. Абдуллина, Р.У. Амирханова, В.М. Беркутова, Ж. Валидова, М. Гайнетдинова, М. Гайнуллина, М.В. Горохова, А.Х. Махмутовой, С.М. Михайлова, К. Насыйри, Я.И. Ханбикова и др.; башкирского народа - Ш.С. Абзанова, С.Р. Алибаева, Р.З. Алмаева, И.Ардашева, К.Ш. Ахиярова, И.Н. Баишева, В.И. Баймурзиной, Д.Ж. Валеева, А.Х. Вильданова, К.Х. Гиззатуллина, К.В. Гирфанова, Р.Г. Кузеева, Г.С. Кунафина и др., чувашского народа - Е.В. Васильева, Г.Н. Волкова,
Вторую группу составляют работы, выполненные учеными, руководителями школ, учителями-исследователями, занимающимися проблемами развития новых типов учебных заведений для одаренных и способных детей: гимназий, лицеев, элитарных школ и т.д. К этой группе относятся работы Д.И. Водзинского, С.В. Воробьевой, Н.В. Горбуновой, Л.Г. Грибенюк, А.Н. Тубельского, С.А. Егорова, Г.В. Злоцкого, В.Н. Иванова, В.А. Капрановой, А.Г. Каспаржака, А.В. Козулина, В.А. Лазарева, С.И. Литера- та, Е.И. Литневской, В.М. Монахова, А.М. Новикова, В.А. Орлова, В.И. Пирогова, Л.И. Полушкиной, З.И. Равкина, Д.С. Савельева, М.В. Савина, Л.А. Савинкова, И.К. Садекова, Б.Ф. Сергеева, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина, В.В. Фирсова, Т.И. Шамовой, Н.А. Шарай, И.С. Якиманской и других.
К третьей группе, самой малочисленной, относятся работы, посвященные проблемам становления и развития национальных учебных заведений нового типа. Теоретические и прикладные аспекты развития элитарной школы на материале Чувашской республики раскрыты в работах В.Н. Иванова и Д.Е. Иванова. В работах З.И. Саласкиной рассмотрены проблемы становления духовно-нравственной личности в условиях татарской гимназии г. Саратова. Разработке модели якутской национальной школы- гимназии посвящена работа М.И. Борисова. В вышеперечисленных работах обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно- воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях. путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира».
В различных регионах страны разрабатываются модели инновационных учебных заведений; осуществлен ряд попыток создания международных образовательных центров, призванных учитывать национальную и региональную специфику в обучении.
Общие подходы к определению содержания и принципов национальной системы образования, к использованию культурных традиций народ¬ной педагогики в обучении и воспитании детей сформулированы в работах Г.Н. Волкова, Е.П. Жиркова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Р.А. Низамова, М.Г. Тайчинова, Я.И. Ханбикова и др.
Сущность и принципы формирования национального самосознания, программа развития татарского гимназического образования разработаны в работах И.Я. Курамшина, Ю.С. Тюнникова, Ф.Ф. Харисова, Г.Ф. Хасановой.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что в России и странах СНГ до сих пор отсутствуют интегративные исследования, позволяющие рассматривать национальное гимназическое образование в контексте общего развития национальной системы образования. Опубликованные труды посвящены изучению отдельных аспектов деятельности национальных учебных заведений нового типа или некоторых основ деятельности гимназий и лицеев.
Проблема исследования обусловлена возникшим к настоящему времени в теории и практике развития национального образования рядом противоречий: между тенденциями развития современного российского общества и функционированием институтов национального образования; между потребностями общества в формировании личности, способной интегрироваться в образовательное пространство, и недостаточными знаниями и навыками, получаемыми в стенах общеобразовательных учебных заведений; между готовностью выпускников школ к интеграции в межкультурное образовательное пространство и недостаточным знанием этнопсихологических и этнопедагогических особенностей народов, проживающих в стране или регионе; между потребностями производства в высококвалифицированных работниках и реальным уровнем подготовки выпускников национальных школ; между образовательными и жизненными ориентациями молодежи национальных и этнических групп и реальными возможностями, предоставляемыми обществом; между потребностями общества в наставниках, постоянно совершенствующих свое профессиональное мастерство, способных творчески работать в современных условиях многонационального общества, и ограниченными возможностями сложившейся национальной системы образования, которая не в состоянии полностью удовлетворить эти потребности.
Анализ имеющихся противоречий приводит к необходимости формулировки главного педагогического противоречия между подъемом национального самосознания и образовательных потребностей народов России, признанием уникальности их традиционных ценностей и неразработанностью российской модели национальной школы повышенного уровня.
С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования «Становление и развитие национального гимназического образования».
Объект исследования - национальное гимназическое образование в России.
Цель исследования - изучить исторические предпосылки, теоретико-методологические и прикладные основы; разработать общие принципы построения национального гимназического образования в системе непрерывного образования России.
Гипотеза исследования - устойчивое развитие национального гимназического образования в системе непрерывного образования России будет обеспечено, если:
- выполнен системный анализ историко-педагогических основ и современного переходного состояния национальной школы;
- выявлена сущность и раскрыто содержание национального гимназического образования;
- разработано и реализовано на практике несколько перспективных моделей национальной школы нового типа, принимаемых всеми участниками образовательного процесса: органами управления, педагогическим корпусом, учащимися, родителями и общественностью.
Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить историко-педагогические основы национального гимназического образования народов Среднего Поволжья и Урала;
- раскрыть сущность и содержание понятия национальное гимназическое образование; определить роль и место национального гимназического образования в системе образования России;
- разработать теоретико-методологические основы построения национального гимназического образования;
- разработать концептуальные модели национального гимназического образования;
- выполнить общепедагогический анализ инновационных моделей национального гимназического образования;
- выявить ведущие тенденции развития национального гимназического образования на ближайшую перспективу;
- подготовить рекомендации для практических работников, вытекающие из теории развития национального гимназического образования.
Общую методологию исследования составляют положения, разработанные современной наукой о едином мире, все явления в котором представляют собой элементы целостной самоуправляющейся и саморазвивающейся системы, связаны друг с другом и с элементами других уровней через участие в процессе глобальной эволюции. Для создания эффективной модели национального гимназического образования используется полипарадигмальный подход, представленный как внутренне непротиворечивый синтез следующих подходов:
- историко-педагогический детерминизм, рассматривающий становление и развитие национального гимназического образования в генезисе; прошлое, настоящее и будущее системы рассматриваются в единстве; национальная гимназия как система осуществляет связь народных традиций прошлого с культурно-образовательными ценностями современного высокотехнологичного, информационного, демократического общества;
- культурологический подход, направленный на формирование человека культуры в широком понимании;
- гуманистический подход, направленный на создание комплекса условий для полноценного удовлетворения образовательных потребностей, прав
- междисциплинарный подход, ретроспективно изучающий явления общественной жизни, применяемый в использовании материалов из смежных областей знания (социологии, истории, социальной психологии, педагогики, философии, этнологии и др.), предусматривающий постановку эксперимента, его дальнейшее обобщение и внедрение в практику и т.д.
Методы исследования:
- теоретический междисциплинарный анализ и синтез при изучении и обобщении научных источников, включая диссертационные и монографические исследования по проблемам, пограничным с проблемами нашего исследования;
- сравнительный историко-педагогический анализ, позволивший выявить тенденции развития общеобразовательной национальной школы в России и возвращение к национальным институтам образования в последнем десятилетии XX века;
- педагогическое моделирование при разработке концептуальных моделей национального гимназического образования;
- экспертиза образовательных проектов, компетентности разработчиков и реализуемости проекта;
- комплекс эмпирических методов исследования.
Источники исследования:
- официальные документы (законы об образовании, национальная доктрина, федеральные и региональные программы о развитии образовательных систем, уставы и положения, определяющие порядок функционирования инновационных учебных заведений);
- архивные документы, исторические записки, отчеты о деятельности гимназий, лицеев и национальных школ, относящиеся к Казанскому учебному округу
- диссертационные исследования и монографические труды российских и зарубежных ученых по исследуемой проблеме;
- историко-педагогическая литература по различным аспектам теории и практики развития национального гимназического образования;
- учебно-программная документация (учебные планы и программы гимназий, лицеев) национальных гимназий республик Среднего Поволжья: Татар¬стана, Башкортостана, Чувашии, Удмуртии, Марий Эл;
- педагогическая периодика;
- материалы международных и всероссийских научно-практических конференций за последние 10 лет;
- отечественные и зарубежные энциклопедии, энциклопедические справочники и словари по вопросам образования;
Организация исследования. Исследование проводилось с 1989 по 2001 гг. в три основных этапа.
Первый этап (1989-1992 гг.) - поисковый. На данном этапе изучалось теоретическое и практическое состояние развития национального гимназического образования в России. Проанализированы специальная отечественная и зарубежная литература по проблемам национального образования и работы, освещающие общие и специальные вопросы методологии и теории образования в многонациональном обществе. Это позволило обосновать теоретико-методологические основы исследования, сформулировать гипо¬тезу и разработать методику исследования. С этой целью использовались следующие основные методы: теоретический анализ публикаций в науч¬ной периодике; анализ материалов и документов по проблемам национального гимназического образования, нормативных документов по народному образованию и др.; сбор статистического материала о деятельности нациоботка исследовательских материалов.
Второй этап (1992-1996 гг.) — экспериментально-аналитический. На втором этапе продолжалось обоснование концепции исследования в связи с официальным открытием экспериментальной педагогической площадки - татарской гимназии № 2 г. Нижнекамска Республики Татарстан. Министерством образования РТ утверждена авторская концепция диссертанта - директора названной гимназии. На базе татарской гимназии № 2 была создана учебно-научная лаборатория, разработана программа научно- исследовательской и опытно-экспериментальной работы. Произведена апробация основных положений рабочей гипотезы и концепции культурологи-ческой модели национальной гимназии. Основными методами этого этапа были: анкетирование и опросы, анализ целенаправленной деятельности национального гимназического образования, наблюдение, экспертиза различных образовательных проектов на уровне экспериментальных площадок, педагогическое моделирование..
Третий этап (1996-2001 гг.) - завершающий, теоретико-методологический. На основе полученных данных и их анализа сформулированы педагогические условия эффективной деятельности национальной гимназии, проведены формирующие эксперименты. Результаты исследования внедрены в практику региональной и городской систем образования на уровне разработанных организационно-деятельностных форм и технологий развития национальных гимназий, являющихся экспериментальными педагогическими площадками в национальном образовании. Теоретических разработках, представляющих авторские подходы к решению проблем национального гимназического образования и разработке концептуальных моделей национальной гимназии. Использовались следующие методы: структурирование эмпирических данных, анализ теоретических положений, формулирование обобщающих выводов, разработка методических рекомендаций, наблюдение за уровнем подготовки учителей экспериментальных гимназий к реализации идеи национального гимназического образования.
Научная новизна исследования.
Работа представляет собой начало нового исследовательского направления в педагогике, связанного с изучением проблем становления и развития национального гимназического образования, в которой:
- раскрыты сущность и содержание понятия национальное гимназическое образование',
- на основе ретроспективного анализа обоснованы ведущие направления становления национального гимназического образования народов Среднего Поволжья и Урала;
- на основе полипарадигмального подхода обоснованы новые исследовательские подходы и принципы построения национального гимназического образования;
- систематизированы и типологизированы инновационные модели национальных гимназий;
- раскрыты сущность и содержание концептуальных моделей национального гимназического образования - этнолингвистической, культурологической;
- выявлены ведущие тенденции развития национального гимназического образования на ближайшую перспективу;
- в научный оборот введены новые материалы, источники, категории.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют сформулировать принципиально новые подходы к анализу проблемы развития национальной гимназии, а также определить тенденции развития национального гимназического образования в российском обществе. Разработанные концептуальные модели национальной гимназии и рекомендации по их реализации дополняют теоретические исследования по изучению предметных областей и методов деятельности системы образования России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы внесли существенный вклад в развитие современной национальной школы. Разработанные на основе выполненного исследования научно-практические рекомендации используются:
- в научно-исследовательских программах, направленных на разработку социальных проектов по реформированию и модернизации региональных систем образования;
- при формировании инновационных институтов образования и различных культурно-образовательных центров;
- в процессе подготовки и переподготовки специалистов, работающих в многонациональных коллективах;
- в разработке содержания курсов: «История образования», «Этнопедагогика», «Педагогика межнационального общения», «Социология образования» и «Социология национальных отношений», «Культурология»;
- в инновационной практике и региональной системе управления образованием.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам, природе изучаемого явления. Использовализом, соответствием полученных результатов научным представлениям социально-педагогической концепции развития этнопедагогики в современных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Национальное гимназическое образование представляет собой повышенный уровень общего среднего образования на родном языке, ориентированный на обучение и воспитание способных и одаренных детей с использованием позитивного историко-педагогического опыта и современных педагогических технологий.
2. Базовыми компонентами содержания национального гимназического образования являются:
* - повышенный уровень общего среднего образования по одному или ни¬
скольким направлениям, реализуемый по федеральным и национально-региональным гимназическим стандартам и программам;
- допрофессиональная подготовка по одному или нескольким направлениям, осуществляемая в содружестве с вузами на основе принципов непрерывности и преемственности общего среднего и высшего профессионального образований;
- дополнительное образование, осуществляемое по одному или нескольким направлениям, удовлетворяющее этнокультурные, интеллектуальные, духовно-нравственные, эстетические, индивидуальные личностно-развивающие и культурно-образовательные потребности детей.
3. Становление национального гимназического образования народов
Среднего Поволжья и Урала шло по трем направлениям:
- у русских - по первому (базовому) направлению на основе векового опыта классических гимназий;
- у татар, башкир и других народов исламской ориентации — по второму
1 направлению, путем реформирования религиозного образования;
- у чувашей, удмуртов, марийцев и других - по третьему направлению на основе развития начальных «инородческих» школ.
4. Этнолингвистическая модель национального гимназического образования, реализующая современную концепцию гуманитаризации образования, направлена на формирование языковой личности путем создания 3-х уровневой речевой среды:
- этнолингвистической, направленной на полноценное усвоение родного языка;
- билингвистической (русскоязычной и национальной), создающей условия для формирования межэтнического, межкультурного диалога;
- полилингвистической, способствующей выходу языковой личности в мировое образовательное пространство.
5. Культурологическая модель национального гимназического образования направлена на формирование целостного человека культуры на трех взаимосвязанных уровнях:
- этнокультурном - человека национальной культуры в этнической среде;
- межкультурном - человека российской культуры в межэтнической культурно-образовательной среде;
- поликультурном - человека планетарной культуры в мировом образовательном пространстве.
6. Этнодидактический подход к моделированию национального гимназического образования строится на основе:
- метапринципа соответствия содержания образования, форм и методов обучения этнофилософским взглядам, этнопсихологическим особенностям и этнопедагогическим традициям;
- принципа единства народов и их национального разнообразия;
- принципа гибкой доминанты содержания образования;
- принципа паритета между этнокультурным (национально¬региональным), межкультурным (федеральным) и поликультурным (общемировым) компонентами образования.
7. Содержание национального гимназического образования реализуется в различных типах этноориентированных учебных заведений:
- национальная гимназия (I-Ш ступени);
- национальный лицей (И, III ступени);
- национальная гимназия-интернат (I-Ш ступени);
- национальный лицей-интернат (II, III ступени).
8. Ведущими тенденциями национального гимназического образования выступают: интегративность, профилизация, полилингвизм.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Основные идеи и результаты исследования были доложены и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Применение инновационных технологий обучения в учебных заведениях нового типа» (Бугульма, 1993 г.), «Учебно-воспитательный комплекс - региональный научно- методический центр» (Москва-Казань-Зеленодольск, 1994 г.), «Среднее профессиональное образование в регионе: проблемы, поиски, решения» (Казань, 1995 г.), «Современные технологии обучения в системе подготовки педагогических кадров» (Нижнекамск, 1996 г.), «Использование народной педагогики в формировании у школьников культуры поведения» (Нижнекамск, 1997 г.), «Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития» (Уфа, 1998 г.), «Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений» (Казань, 1999 г.), «Народы России и Татар-стана: возрождение и развитие» (Альметьевск, 2000 г.), «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2000 г.), «Развитие системы тестирования в России» (Москва, 2000 г.), «Современная молодежь: образ жизни» (Казань, 2001 г.).
Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс татарских, башкирских, чувашских гимназий республик Среднего Поволжья и Урала, татарско-турецкого лицея г. Нижнекамска. Этнолингвистическая и культурологическая модели национального гимназического образования реализуются татарскими, башкирскими и чувашскими гимназиями г.г. Казани, Уфы, Чебоксар, Ижевска, Наб. Челнов, Нижнекамска, Елабуги, Заинска, поселков Красный ключ, Камские поляны и т.д.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений. Объем текстовой части диссертации составляет 407 страниц. В работе использовано 410 источников, 4 приложения, 7 таблиц и 32 иллюстрации.
Первое, базовое направление характерно для русского народа, имевшего в историческом прошлом собственную систему светского образования от начального до высшего. Современное развитие русского гимназического образования представляет собой, по существу, процесс возрождения российского классического гимназического образования в новых социально-экономических, культурно-образовательных условиях.
* Второе направление характерно для народов исламской ориентации (татар, башкир и др.), имевших в прошлом классические модели национального гимназического образования в двух формах:
- игдадия - элитарное отделение новометодного медресе, соответствующее уровню классической гимназии, дающее повышенное среднее образование и готовящее шакирдов к поступлению в высшее отделение, предоставляющее право на преподавательскую деятельность;
- татарская гимназия Ф. Айтовой, обеспечивающая российский гимназический уровень образования, имеющая светский характер и национальное содержание, готовящая выпускников к преподавательской деятельности в начальных национальных школах.
* Этим классическим моделям национального гимназического образования были присущи следующие характерные черты:
- элитарность, выражающаяся в предоставлении способным учащимся возможности прохождения программы в соответствии с индивидуальными способностями;
* - продвинутое™, т.е. повышенный уровень образования;
- профессиональная направленность обучения;
- многоуровневое™, выражающаяся в предоставлении учащимся возможности получения образования на трех-четырех уровнях;
- многофункциональность образования (общее среднее, профессиональное, конфессиональное);
- высокая духовность воспитания, основанная на народной мудрости, национально-религиозных традициях.
Третье направление становления национального гимназического образования характерно для тех народов, которые в историческом прошлом имели светское образование на уровне начальных и средних «инородческих» школ. Эти школы, созданные в конце XIX века, явились родоначальницами светских учебных заведений нерусских народов (чувашей, удмуртов,марийцев и др.) и были направлены на:
- повышение уровня грамотности нерусских народов;
- обучение и воспитание детей на родном языке;
- развитие национальных языков, самобытных национальных культур;
- изучение общеобразовательных предметов и распространение научных знаний;
- изучение русского языка и российской культуры с целью сближения различных этносов;
- использование в национальных школах опыта российских классических гимназий, мирового педагогического опыта.
Содержание общего среднего образования составляет основу национального гимназического образования. На основе стандартов среднего образования разрабатываются национальные гимназические стандарты. Поэтому процесс становления и развития национального гимназического образования представляет собой непрерывный инновационный процесс создания новой формы этноориентированного образования.
Отражая сложные процессы перехода Российского общества в гражданское, национальное гимназическое образование способствует повышению интеллектуального и духовно-нравственного потенциала народов, открытости системы образования и ее интеграции с мировым образовательным пространством.
Национальное гимназическое образование выступает фактором выживания и возрождения этносов, гармонизации межэтнических отношений; является этноориентированным образованием - инновационным пространством по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса на основе принципа народности.
Будучи личностно-ориентированным, национальное гимназическое образование направлено на создание психолого-педагогических условий по формированию творческой, толерантной личности, способной создать материальные и духовные богатства, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях; признавая уникальность личности ребенка, реализует гуманистические принципы в содержании образования, в организации учебно-воспитательного процесса.
Перенимая бесценный опыт классической гимназии, национальное гимназическое образование обеспечивает широкую гуманитарную подготовку выпускников на основе национальных и общероссийских стандартов; обеспечивает приоритетность гуманитарных дисциплин, особенно языков, формирующих целостное гуманитарное мышление.
Содержание национального гимназического образования является культуросообразным, направленным на формирование совершенного че¬ловека культуры, включенного в творческий процесс приобретения знаний, умений и навыков на трех взаимосвязанных уровнях: этнокультурном, межкультурном, поликультурном.
Этнопедагогика выступает методологическим инструментом построения национального гимназического образования, ориентированного на со¬хранение и развитие этноса, призванного образовательными средствами предоставлять личности возможности свободного самоопределения и самореализации в широком социальном плане на основе сформулированного и обоснованного нами этнодидактического подхода и принципов соответствия содержания образования, форм и методов обучения этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям, этнопсихологическим особенностям людей.
В преддверии нового тысячелетия в условиях глобальной интеграции национальное гимназическое образование приобретает фундаментальное значение не только в гармонизации межэтнических отношений, но и в формировании цивилизованного человека мировой культуры с общепланетарным мышлением и поведением на основе сформулированных нами принципов единства и разнообразия народов, гибкой доминанты содержания образования, паритета между национальным, федеральным и общемировым компонентами образования.
Среди множества моделей национальной гимназии, появившихся в конце XX века, наибольшее распространение в системе образования Рос¬сии получили этнолингвистическая и культурологическая.
Этнолингвистическая модель национального гимназического образования основана на широком использовании воспитательных функций языка и направлена на формирование языковой личности. Гуманитарная направленность содержания этой модели способствует формированию у гимназистов целостного мышления путем создания активной многоязыковой среды. Изучение родного языка и предметов этнокультурного цикла обеспечивает условия для формирования духовно-нравственного сознания и этнической самоидентификации личности. Усвоение родного языка неотъемлемо от усвоения культуры народа - его носителя. Важно осознание языка как феномена культуры, её сокровищницы, как культурно¬исторической среды, формирующей личность человека путем передачи от поколения к поколению предшествующего опыта и культурных ценностей. Изучение русского языка направлено на достижение взаимопонимания между сопредельными народами; развитие коммуникативных способностей детей в целях гармонизации межэтнических отношений; обеспечение общероссийской самоидентификации личности. Изучение иностранных языков способствует глобализации национального гимназического образования, создает условия для усвоения ценностей общечеловеческой культуры.
Культурологическая модель национального гимназического образования направлена на формирование целостного человека культуры на трех взаимосвязанных уровнях: этнокультурном, межкультурном и поликультурном.
На этнокультурном уровне генеральной целью национального гимназического образования выступает формирование человека национальной культуры в этнической среде.
Концептуальная модель состоит из шести блоков, раскрывающих сущность, содержание, структуру, управляющую систему национальной гимназии и условия реализации модели на практике. Реализуя этнодидактические принципы, а также принципы вариативности и уровневости, модель имеет сложную структуру, она состоит из ядра и оболочки. Ядро - это базовая, или инвариантная, часть модели, присущая всем национальным гимназиям, независимо от местонахождения. Содержание ядра - необходимое и достаточное условие того, чтобы учебное заведение называлось национальной гимназией, т.е. это стандарт нового типа национального учебного заведения. Оболочка - вариативная часть модели, содержательное наполнение которой зависит от местных условий и цели конкретной гимназии. В частности, предложенная модель позволяет сформулировать 11466 вариаций генеральной цели национального гимназического образования.
Вся технология моделирования подчинена личностному подходу. На основе определения генеральной цели национального гимназического образования разработана модель выпускника гимназии. Далее сущность модели материализуется в содержании национального гимназического образования, базовыми компонентами которого выступают повышенная обще-образовательная и допрофессиональная подготовка, дополнительное образование.
На основе закона Дж. Миллера об объеме оперативной памяти обосновано оптимально управляемое количество учащихся национальной гимназии, оно примерно равно 500.
* Сформулировано несколько вариантов научного определения нового
типа этноориентированного учебного заведения - национальной гимназии, раскрывающих ее сущность и содержание.
На втором уровне генеральной целью национального гимназического образования является формирование человека российской культуры в ме-жэтнической культурно-образовательной среде. Основой концептуальной
модели на межкультурном уровне выступают билингвизм и диалог российской и национальных культур.
Генеральной целью национального гимназического образования на поликультурном уровне выступает формирование человека планетарной культуры в мировом образовательном пространстве. Важнейшими условиями формирования человека мировой культуры являются полилингвизм и многомерный диалог культур.
Реализация культурологической модели национального гимназического образования предполагает создание культуротворческой среды, способствующей целостному восприятию культуры с использованием всего многообразия форм и жанров; превращение национального учебного заведения в культуротворческое учреждение, формирующее совершенного человека, включенного в творческий процесс приобретения знаний и умений, воспитанного на национальных и общечеловеческих ценностях.
Мониторинг развития национального гимназического образования в республиках Среднего Поволжья показывает, что этнолингвистическая модель больше всего реализуется в сельской местности, а культурологическая - в городах. Это связано с тем, что для реализации культурологической модели требуется больше условий (материальных, кадровых, финансовых и т.д.). По мере развития национального гимназического образования наблюдается тенденция эволюционного перехода этнолингвистической модели в культурологическую.
Состояние и облик национального гимназического образования в новом тысячелетии будет формироваться, в основном, интегративными тенденциями.
Интеграция национального гимназического образования с высшим профессиональным образованием придает национальной гимназии такие черты, как профилизация, элитарность, академичность.
К билингвизму и полилингвизму, этнизации и регионализации национального гимназического образования приводит интеграция общего среднего образования с национальным образованием.
Интеграция национального гимназического образования с дополни-тельным образованием обеспечивает уровневость и вариативность обще-образовательной подготовки гимназистов.
Развитие национального гимназического образования представляет
• собой процесс непрерывного поиска, поэтому ведущей тенденцией национальной гимназии является ее инновационность. Инновационные явления в национальных гимназиях связаны, прежде всего, с процессами технологизации и информатизации учебно-воспитательного процесса. В связи с внедрением национально-регионального компонента разрабатываются но¬вое содержание, новые методы, приемы обучения, воспитания и развития способных и одаренных детей.
Таким образом, национальная гимназия представляет собой инновационную модель этноориентированного учебного заведения, призванного формировать гуманистически ориентированную личность XXI века, способную к творчеству, созиданию и саморазвитию.
* Второе направление характерно для народов исламской ориентации (татар, башкир и др.), имевших в прошлом классические модели национального гимназического образования в двух формах:
- игдадия - элитарное отделение новометодного медресе, соответствующее уровню классической гимназии, дающее повышенное среднее образование и готовящее шакирдов к поступлению в высшее отделение, предоставляющее право на преподавательскую деятельность;
- татарская гимназия Ф. Айтовой, обеспечивающая российский гимназический уровень образования, имеющая светский характер и национальное содержание, готовящая выпускников к преподавательской деятельности в начальных национальных школах.
* Этим классическим моделям национального гимназического образования были присущи следующие характерные черты:
- элитарность, выражающаяся в предоставлении способным учащимся возможности прохождения программы в соответствии с индивидуальными способностями;
* - продвинутое™, т.е. повышенный уровень образования;
- профессиональная направленность обучения;
- многоуровневое™, выражающаяся в предоставлении учащимся возможности получения образования на трех-четырех уровнях;
- многофункциональность образования (общее среднее, профессиональное, конфессиональное);
- высокая духовность воспитания, основанная на народной мудрости, национально-религиозных традициях.
Третье направление становления национального гимназического образования характерно для тех народов, которые в историческом прошлом имели светское образование на уровне начальных и средних «инородческих» школ. Эти школы, созданные в конце XIX века, явились родоначальницами светских учебных заведений нерусских народов (чувашей, удмуртов,марийцев и др.) и были направлены на:
- повышение уровня грамотности нерусских народов;
- обучение и воспитание детей на родном языке;
- развитие национальных языков, самобытных национальных культур;
- изучение общеобразовательных предметов и распространение научных знаний;
- изучение русского языка и российской культуры с целью сближения различных этносов;
- использование в национальных школах опыта российских классических гимназий, мирового педагогического опыта.
Содержание общего среднего образования составляет основу национального гимназического образования. На основе стандартов среднего образования разрабатываются национальные гимназические стандарты. Поэтому процесс становления и развития национального гимназического образования представляет собой непрерывный инновационный процесс создания новой формы этноориентированного образования.
Отражая сложные процессы перехода Российского общества в гражданское, национальное гимназическое образование способствует повышению интеллектуального и духовно-нравственного потенциала народов, открытости системы образования и ее интеграции с мировым образовательным пространством.
Национальное гимназическое образование выступает фактором выживания и возрождения этносов, гармонизации межэтнических отношений; является этноориентированным образованием - инновационным пространством по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса на основе принципа народности.
Будучи личностно-ориентированным, национальное гимназическое образование направлено на создание психолого-педагогических условий по формированию творческой, толерантной личности, способной создать материальные и духовные богатства, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях; признавая уникальность личности ребенка, реализует гуманистические принципы в содержании образования, в организации учебно-воспитательного процесса.
Перенимая бесценный опыт классической гимназии, национальное гимназическое образование обеспечивает широкую гуманитарную подготовку выпускников на основе национальных и общероссийских стандартов; обеспечивает приоритетность гуманитарных дисциплин, особенно языков, формирующих целостное гуманитарное мышление.
Содержание национального гимназического образования является культуросообразным, направленным на формирование совершенного че¬ловека культуры, включенного в творческий процесс приобретения знаний, умений и навыков на трех взаимосвязанных уровнях: этнокультурном, межкультурном, поликультурном.
Этнопедагогика выступает методологическим инструментом построения национального гимназического образования, ориентированного на со¬хранение и развитие этноса, призванного образовательными средствами предоставлять личности возможности свободного самоопределения и самореализации в широком социальном плане на основе сформулированного и обоснованного нами этнодидактического подхода и принципов соответствия содержания образования, форм и методов обучения этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям, этнопсихологическим особенностям людей.
В преддверии нового тысячелетия в условиях глобальной интеграции национальное гимназическое образование приобретает фундаментальное значение не только в гармонизации межэтнических отношений, но и в формировании цивилизованного человека мировой культуры с общепланетарным мышлением и поведением на основе сформулированных нами принципов единства и разнообразия народов, гибкой доминанты содержания образования, паритета между национальным, федеральным и общемировым компонентами образования.
Среди множества моделей национальной гимназии, появившихся в конце XX века, наибольшее распространение в системе образования Рос¬сии получили этнолингвистическая и культурологическая.
Этнолингвистическая модель национального гимназического образования основана на широком использовании воспитательных функций языка и направлена на формирование языковой личности. Гуманитарная направленность содержания этой модели способствует формированию у гимназистов целостного мышления путем создания активной многоязыковой среды. Изучение родного языка и предметов этнокультурного цикла обеспечивает условия для формирования духовно-нравственного сознания и этнической самоидентификации личности. Усвоение родного языка неотъемлемо от усвоения культуры народа - его носителя. Важно осознание языка как феномена культуры, её сокровищницы, как культурно¬исторической среды, формирующей личность человека путем передачи от поколения к поколению предшествующего опыта и культурных ценностей. Изучение русского языка направлено на достижение взаимопонимания между сопредельными народами; развитие коммуникативных способностей детей в целях гармонизации межэтнических отношений; обеспечение общероссийской самоидентификации личности. Изучение иностранных языков способствует глобализации национального гимназического образования, создает условия для усвоения ценностей общечеловеческой культуры.
Культурологическая модель национального гимназического образования направлена на формирование целостного человека культуры на трех взаимосвязанных уровнях: этнокультурном, межкультурном и поликультурном.
На этнокультурном уровне генеральной целью национального гимназического образования выступает формирование человека национальной культуры в этнической среде.
Концептуальная модель состоит из шести блоков, раскрывающих сущность, содержание, структуру, управляющую систему национальной гимназии и условия реализации модели на практике. Реализуя этнодидактические принципы, а также принципы вариативности и уровневости, модель имеет сложную структуру, она состоит из ядра и оболочки. Ядро - это базовая, или инвариантная, часть модели, присущая всем национальным гимназиям, независимо от местонахождения. Содержание ядра - необходимое и достаточное условие того, чтобы учебное заведение называлось национальной гимназией, т.е. это стандарт нового типа национального учебного заведения. Оболочка - вариативная часть модели, содержательное наполнение которой зависит от местных условий и цели конкретной гимназии. В частности, предложенная модель позволяет сформулировать 11466 вариаций генеральной цели национального гимназического образования.
Вся технология моделирования подчинена личностному подходу. На основе определения генеральной цели национального гимназического образования разработана модель выпускника гимназии. Далее сущность модели материализуется в содержании национального гимназического образования, базовыми компонентами которого выступают повышенная обще-образовательная и допрофессиональная подготовка, дополнительное образование.
На основе закона Дж. Миллера об объеме оперативной памяти обосновано оптимально управляемое количество учащихся национальной гимназии, оно примерно равно 500.
* Сформулировано несколько вариантов научного определения нового
типа этноориентированного учебного заведения - национальной гимназии, раскрывающих ее сущность и содержание.
На втором уровне генеральной целью национального гимназического образования является формирование человека российской культуры в ме-жэтнической культурно-образовательной среде. Основой концептуальной
модели на межкультурном уровне выступают билингвизм и диалог российской и национальных культур.
Генеральной целью национального гимназического образования на поликультурном уровне выступает формирование человека планетарной культуры в мировом образовательном пространстве. Важнейшими условиями формирования человека мировой культуры являются полилингвизм и многомерный диалог культур.
Реализация культурологической модели национального гимназического образования предполагает создание культуротворческой среды, способствующей целостному восприятию культуры с использованием всего многообразия форм и жанров; превращение национального учебного заведения в культуротворческое учреждение, формирующее совершенного человека, включенного в творческий процесс приобретения знаний и умений, воспитанного на национальных и общечеловеческих ценностях.
Мониторинг развития национального гимназического образования в республиках Среднего Поволжья показывает, что этнолингвистическая модель больше всего реализуется в сельской местности, а культурологическая - в городах. Это связано с тем, что для реализации культурологической модели требуется больше условий (материальных, кадровых, финансовых и т.д.). По мере развития национального гимназического образования наблюдается тенденция эволюционного перехода этнолингвистической модели в культурологическую.
Состояние и облик национального гимназического образования в новом тысячелетии будет формироваться, в основном, интегративными тенденциями.
Интеграция национального гимназического образования с высшим профессиональным образованием придает национальной гимназии такие черты, как профилизация, элитарность, академичность.
К билингвизму и полилингвизму, этнизации и регионализации национального гимназического образования приводит интеграция общего среднего образования с национальным образованием.
Интеграция национального гимназического образования с дополни-тельным образованием обеспечивает уровневость и вариативность обще-образовательной подготовки гимназистов.
Развитие национального гимназического образования представляет
• собой процесс непрерывного поиска, поэтому ведущей тенденцией национальной гимназии является ее инновационность. Инновационные явления в национальных гимназиях связаны, прежде всего, с процессами технологизации и информатизации учебно-воспитательного процесса. В связи с внедрением национально-регионального компонента разрабатываются но¬вое содержание, новые методы, приемы обучения, воспитания и развития способных и одаренных детей.
Таким образом, национальная гимназия представляет собой инновационную модель этноориентированного учебного заведения, призванного формировать гуманистически ориентированную личность XXI века, способную к творчеству, созиданию и саморазвитию.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (13.00.01)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Развитие школьного образования в 1984-2000 гг. в Ханты-Мансийском автономном округе (Югорский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Образование и становление Казанской гимназии
в XVIII веке
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАТАРСТАНЕ (1990-2019)
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Немецкий. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Историческое образование в России во второй
половине XIX - начале XX в.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛ. XIX В. НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ГЕРЦОГА ЭДИНБУРГСКОГО
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В
КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



