ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
|
Введение
1.1. Изучение педагогических условий в исследованиях по общей и
специальной педагогике 13-19
1.2. Анализ коммуникации в современных психолого-педагогических
исследованиях 20-32
1.3. Особенности психического развития детей с различным уровнем
интеллекта, воспитывающихся в условиях депривации 32-52
1.4. Проблемы вербальной коммуникации школьников 52-63
выводы 63-65
ГЛАВА 2. Исследование коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 66-80
2.2. Особенности устной речи учащихся 4-5 классов 80-95
2.3. Анализ выполнения заданий второго этапа констатирующего
эксперимента 95-112
выводы 113-114
ГЛАВА 3. Моделирование педагогических условий развития коммуникативных умений
3.1. Теоретические предпосылки, направления и организация формирующего
эксперимента.... 115- 120
3.2. Методика формирующего эксперимента 120-142
3.3. Результаты экспериментального обучения коммуникативным умениям
детей-сирот с интеллектуальными нарушениями 142-151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151-154
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.1. Изучение педагогических условий в исследованиях по общей и
специальной педагогике 13-19
1.2. Анализ коммуникации в современных психолого-педагогических
исследованиях 20-32
1.3. Особенности психического развития детей с различным уровнем
интеллекта, воспитывающихся в условиях депривации 32-52
1.4. Проблемы вербальной коммуникации школьников 52-63
выводы 63-65
ГЛАВА 2. Исследование коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 66-80
2.2. Особенности устной речи учащихся 4-5 классов 80-95
2.3. Анализ выполнения заданий второго этапа констатирующего
эксперимента 95-112
выводы 113-114
ГЛАВА 3. Моделирование педагогических условий развития коммуникативных умений
3.1. Теоретические предпосылки, направления и организация формирующего
эксперимента.... 115- 120
3.2. Методика формирующего эксперимента 120-142
3.3. Результаты экспериментального обучения коммуникативным умениям
детей-сирот с интеллектуальными нарушениями 142-151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151-154
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
В основу современного образовательного процесса положена необходимость гуманизации. Гуманистический принцип способствует приобщению личности к общечеловеческим ценностям, развивает индивидуальную культуру человека, осознание им собственной уникальности, самоценности и возможности творческой самореализации (И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.Н Барышников, Н.В. Бордовская, Т.Г. Браже, Р.А. Валеева, С.Г. Вершловский, В.Г. Ворон-цова, В.А. Караковский., Г.Д. Кириллова, И.А. Колесникова, Н.Л. Селиванова, Н.И. Элиасберг и др.).
Особое значение для теории и практики обучения приобретает изменение подходов к речевому развитию учащихся, воспитывающихся в условиях депривации. Значимым для социализации данной категории детей является не только и не столько овладение системой языка, сколько формирование навыков общения; именно такой подход является наиболее продуктивным. С одной стороны, он создает возможность управления процессом общения, в частности формированием коммуникативной деятельности, с другой - его реализация позволяет более эффективно решать вопросы, связанные с социализацией и адаптацией детей-сирот, развитием их коммуникативных и когнитивных возможностей.
Социально-экономическая и культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране, обострение межнациональных конфликтов, духовный и нравственный кризис общества сопровождаются снижением показателей здоровья и социальной защищенности детей. При обучении в школе у учащихся обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности, ослабленного здоровья, что приводит к школьной дезадаптации, одним из факторов которой является нарушение взаимодействия учащихся с взрослыми и сверстниками. Трудности общения часто обусловлены несформированностью средств вербальной коммуникации, о чем свидетельствуют исследования устной и письменной речи детей. По данным статистических отчетов учителей-логопедов школьных логопедических пунктов, в 1998/99 учебном году в Санкт- Петербурге из обследованных 112806 младших школьников 8,7 % страдали нарушением устной и письменной речи; в 2002/03 учебном году из 71700 детей 12,3 % были с нарушением или недоразвитием устной и письменной речи.
Недоразвитие средств коммуникации не всегда компенсируется в младшей школе. С переходом в пятый класс меняются педагогические условия, и ребенок лишается поддержки, оказываемой ему ранее, поскольку логопедическая помощь распространяется лишь на учащихся 1-4-х классов. Кроме того, процесс адаптации школьника к условиям обучения в пятом классе характеризуется возникновением трудностей в общении с взрослым и со сверстниками, что вызывает в некоторых случаях речевой негативизм, следовательно, неблагоприятно сказывается на формировании коммуникативных умений.
Проблема создания педагогических условий развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, требует глубокого и всестороннего изучения.
Актуальность изучения коммуникативных умений у учащихся 4-5-х классов обусловлена тем, что переход на новую ступень обучения характеризуется рядом внешних и внутренних изменений, где важное место занимает смена системы межличностных отношений, в которой ведущая роль принадлежит вербальному общению.
В современных условиях тенденции гуманизации образования позволяют реализовать концепцию единого образовательного пространства, в котором предполагается учет- образовательных возможностей и потребностей как детей с сохранным психофизическим здоровьем, так и детей с проблемами в развитии, воспитывающихся в особых педагогических условиях.
Возникшие противоречия между потребностями практики обучения детей-сирот вербальным средствам общения, с одной стороны, а с другой - необходимость теоретической разработки проблемы создания педагогических условий, стимулирующих это общение, предопределили актуальность проводимого исследования. Это обусловило выбор темы нашего исследования - «Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов».
Цель исследования: изучение особенностей коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, и определение педагогических условий, способствующих эффективному развитию вербальной коммуникации.
Объект исследования: процесс коммуникативной деятельности учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации.
Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных умений детей-сирот 4-5-х классов.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что успешное развитие коммуникативных умений детей, воспитывающихся в условиях депривации, реализация преемственности при переходе учащихся из начального звена обучения в среднее могут быть обеспечены за счет создания комплекса педагогических условий, включающих:
- обеспечение комплексного характера сопровождения учащихся, основанного на привлечении к нему специалистов (психолог, логопед, медицинские работники, социальный педагог);
- создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям состава учащихся;
- организация образовательного процесса на основе выделения модулей, каждый из которых несет определенную, значимую для развития коммуникативной деятельности цель.
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку следующих исследовательских задач:
- проанализировать научно-теоретические подходы к проблеме развития коммуникативных умений учащихся с различным уровнем
- исследовать особенности вербальных средств коммуникации учащихся
4-5-х классов .и провести сравнительный анализ сформированности данных умений у детей, обучающихся в сиротском образовательном учреждении «детский дом-школа», массовой общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) школе VIII вида;
- выделить педагогические условия, направленные на развитие коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в сиротском образовательном учреждении «детский дом-школа»;
- разработать модель реализации педагогических условий развития коммуникативных умений учащихся; оценить ее эффективность.
Методологической основой исследования являются:
- идеи гуманизации педагогического процесса (И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Н.В. Борцовская, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Г.Д. Кириллова, И.А. Колесникова, Л.Г. Татарникова, Н.И. Элиасберг и др.);
- теория о роли коммуникации как средстве связи любых объектов материального и духовного мира (А.А. Бодалев, С.В. Бориснев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Сорокин, Д.Б. Эльконин и др.);
- учение о многоуровневой иерархически организованной структуре речевой деятельности, о процессах порождения и восприятия речевого высказывания, в котором внешняя реализация речи характеризуется особым специфическим механизмом
- (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Дж. Грин, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, С.Д. Канцельсон, А.А. Леонтьев, Л.А. Чистович, Л.С. Цветкова и др.);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
- концепция Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности развития;
- положение о качественном своеобразии формирования личности ребенка с ограниченными возможностями как одной из закономерностей аномального развития (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); выделение ведущего и вторичных дефектов в развитии аномальных детей (Л.С. Выготский);
- учение о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Г.И. Вергелес, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- положение о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова и др.);
- теория о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский);
- учение о компенсаторных возможностях развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П.К.Анохин, Л.С. Выготский, В.В.Лебединский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский);
- концепция о роли социальных условий развития ребенка и роли общения в становлении личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.И. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).
Теоретическая основа исследования: педагогические, методические и психологические труды, посвященные вопросу изучения и развития коммуникативной деятельности (А.К. Аксенова, Г.М. Андреева, Т.А. Аристова, Т.В. Ахутина, И.А. Баринова, М.Ф. Гнездилов, И.Н. Горелов, В.А. Григорьева - Голубева, В.В. Давыдов, Л.П. Доблаев, И.В. Дубровина, Л.Н. Ефименкова, Н.И. Жинкин, Г.А Золотова, Е.С Кубрякова, Т.А. Ладыженская, Р.И. Лалаева, А.А. Леонтьев, И.А. Мухина, О.С. Павлова, В.Г. Петрова, А.Г. Рузская, И.Н. Садовникова, Н.Г. Салмина, Л.В.Сахарный, К.Ф. Седов, С.Ю. Серебренникова, М.С. Соловейчик, Т.А. Фотекова, А.А. Хилько, С.Н. Шаховская, Л.М. Шипицина и др.)
биографические - изучение психолого-педагогической документации; организационные - сравнительный, комплексный;
интерпретационные - качественный анализ результатов исследования, анализ продуктов детской деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
разработана методика изучения коммуникативных умений, которая позволила определить уровень их сформированности у учащихся 4-5-х классов;
на основе результатов диагностики:
■ выделен комплекс педагогических условий, включающих создание предметно-развивающей среды, комплексный характер сопровождения, организацию образовательной среды на основе выделения значимых для коммуникативной деятельности модулей;-
■ разработана и апробирована модель реализации этих условий, направленных на развитие коммуникативных навыков;
данные, полученные при ранжировании результатов исследования коммуникативных умений, свидетельствуют о наличии общих трудностей (недоразвитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и связной речи) у детей с различным уровнем интеллекта, которые в неодинаковой степени, но затрудняют процесс коммуникации;
расширены представления о речевом развитии учащихся четвертых - пятых классов массовых общеобразовательных, специальных (коррекционных) школ и сиротского образовательного учреждения (детский дом-школа).
Теоретическая значимость исследования:
- систематизированы научные представления о коммуникации в междисциплинарном контексте философии, педагогики, психологии, лингвистики, психолингвистики, коррекционной педагогики;
- технология «педагогическая мастерская» использована в целях диагностики коммуникативных умений;
- выделены уровни сформированности коммуникативных умений у учащихся;
- предложена оригинальная модель комплексного сопровождения учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, направленная на формирование коммуникативных умений.
Практическая значимость исследования:
- учебно-методические материалы, предложенные в диссертационном исследовании, обеспечивают эффективное развитие коммуникативных навыков учащихся;
- предложенные педагогические условия развития коммуникативных умений могут использоваться в практике не только комплексно, но и парциально;
- предлагаемая автором модель комплексного сопровождения, в которой основной акцент сделан на развитии коммуникативных умений, может быть использована в практике работы образовательных учреждений различного типа;
- авторская методика исследования коммуникативных умений может быть использована специалистами различных образовательных учреждений как для диагностики, так и для обучения детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. На развитие коммуникативной функции речи негативно влияет ряд факторов: клинико-педагогические нарушения; снижение состояния соматического и психофизического здоровья; психическая депривация как в условиях детского дома, так и в условиях семьи; нарушение
Недоразвитие коммуникативных умений обусловлено снижением развития компонентов коммуникативной деятельности и, в большей степени, несформированностью смыслового программирования операциональных действий.
2. Эффективность развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов может быть достигнута при разработке педагогических условий, включающих: организацию комплексного сопровождения с привлечением специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, медиков); создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям детей, воспитывающихся в условиях депривации (максимально приблизить условия пребывания детей в детском доме к домашним, снижающим эмоциональный дискомфорт, тревожность, речевой негативизм); обеспечение личностно ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов к воспитанию, обучению и развитию.
3. Для повышения результативности работы по развитию коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, значимым является разработка алгоритма коммуникативного поведения, коммуникативных действий, создание ситуаций, в которых данные алгоритмы применяются в конкретной ситуации, затем путем дифференциального отбора. На следующем этапе они совершенствуются, комбинируются, перерастают в умение самостоятельно продумывать коммуникативные действия и использовать их в различных ситуациях.
4. Разработанная на основе проведенных исследований модель развития вербальной коммуникации включает практико-ориентированную модульную систему обучения коммуникативным умениям. Данная система работы обеспечивает поэтапное усвоение коммуникативных умений (от слова к тексту) и, по сути, является подготовкой к проведению творческих мастерских, а затем к возможности преодолевать коммуникативные барьеры в ситуациях общения. Высокая результативность модульной системы в ходе экспериментального обучения доказала ее эффективность в работе с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии и воспитывающимися в условиях детского дома-школы.
Достоверность и научная обоснованность положений, результатов и выводов исследования обеспечены его четкой методологической и теоретической основой, совокупностью взаимодополняющих методов, соответствующих цели, предмету и задачам исследования, разработкой комплекса диагностических методик, репрезентативностью выборки, подтверждением положений диссертации в экспериментальной и практической деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась параллельно с его ходом: на семинарах, курсах повышения квалификации в Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования (1999 - 2005); г. Сургуте (2001, 2002); г. Новом Уренгое (2002); г. Таллинне, Эстония (2003), г. Новоуральске (2004). Результаты исследования докладывались на кафедре психологии и кафедре теории и методики специального образования СПбАППО (2001 - 2005), на конференциях в РГПУ им. А.И. Герцена (2001, 2004).
Материалы исследования нашли применение в перестройке содержания лекционного курса по выбору для студентов, который проводился и проводится в Институте специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга.
Этапы исследования. Программа исследования состояла из трех этапов. Первый этап (1998-1999 гг.) - подготовительно-аналитический.
Разрабатывались общие направления работы, последовательность, логика, стратегия исследования: выявлялся комплекс неразработанных вопросов, изучалась педагогическая, психологическая, социальная, психолингвистическая литература по проблеме исследования; определялись цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; формулировалась рабочая научная гипотеза; уточнялся понятийно-категориальный аппарат; разрабатывалась методика констатирующего эксперимента.
Второй этап (1999-2002 гг.) - поисково-теоретический.
Осуществлялось педагогическое исследование вербальных средств коммуникации, проводился сравнительный анализ: показателей развития средств коммуникации у детей-сирот и детей, обучающихся в разных типах школ; уровня сформированности вербальных средств коммуникации детей одного типа образовательного учреждения, между учащимися 4 и 5-х классов и между учащимися одного класса различных типов образовательных учреждений. Анализировались причины и факторы, влияющие на нарушения или задержку развития коммуникативной функции речи.
Третий этап (2003-2005 гг.)- экспериментальный.
Осуществлялось экспериментальное обучение с учетом разработанных педагогических условий и направлений работы по развитию коммуникативной функции речи. Велась экспериментальная проверка его эффективности. Одновременно проводились теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы, оформлялся текст диссертации.
Структура диссертации: введение, три главы, заключение, библиография и приложения.
Особое значение для теории и практики обучения приобретает изменение подходов к речевому развитию учащихся, воспитывающихся в условиях депривации. Значимым для социализации данной категории детей является не только и не столько овладение системой языка, сколько формирование навыков общения; именно такой подход является наиболее продуктивным. С одной стороны, он создает возможность управления процессом общения, в частности формированием коммуникативной деятельности, с другой - его реализация позволяет более эффективно решать вопросы, связанные с социализацией и адаптацией детей-сирот, развитием их коммуникативных и когнитивных возможностей.
Социально-экономическая и культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране, обострение межнациональных конфликтов, духовный и нравственный кризис общества сопровождаются снижением показателей здоровья и социальной защищенности детей. При обучении в школе у учащихся обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности, ослабленного здоровья, что приводит к школьной дезадаптации, одним из факторов которой является нарушение взаимодействия учащихся с взрослыми и сверстниками. Трудности общения часто обусловлены несформированностью средств вербальной коммуникации, о чем свидетельствуют исследования устной и письменной речи детей. По данным статистических отчетов учителей-логопедов школьных логопедических пунктов, в 1998/99 учебном году в Санкт- Петербурге из обследованных 112806 младших школьников 8,7 % страдали нарушением устной и письменной речи; в 2002/03 учебном году из 71700 детей 12,3 % были с нарушением или недоразвитием устной и письменной речи.
Недоразвитие средств коммуникации не всегда компенсируется в младшей школе. С переходом в пятый класс меняются педагогические условия, и ребенок лишается поддержки, оказываемой ему ранее, поскольку логопедическая помощь распространяется лишь на учащихся 1-4-х классов. Кроме того, процесс адаптации школьника к условиям обучения в пятом классе характеризуется возникновением трудностей в общении с взрослым и со сверстниками, что вызывает в некоторых случаях речевой негативизм, следовательно, неблагоприятно сказывается на формировании коммуникативных умений.
Проблема создания педагогических условий развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, требует глубокого и всестороннего изучения.
Актуальность изучения коммуникативных умений у учащихся 4-5-х классов обусловлена тем, что переход на новую ступень обучения характеризуется рядом внешних и внутренних изменений, где важное место занимает смена системы межличностных отношений, в которой ведущая роль принадлежит вербальному общению.
В современных условиях тенденции гуманизации образования позволяют реализовать концепцию единого образовательного пространства, в котором предполагается учет- образовательных возможностей и потребностей как детей с сохранным психофизическим здоровьем, так и детей с проблемами в развитии, воспитывающихся в особых педагогических условиях.
Возникшие противоречия между потребностями практики обучения детей-сирот вербальным средствам общения, с одной стороны, а с другой - необходимость теоретической разработки проблемы создания педагогических условий, стимулирующих это общение, предопределили актуальность проводимого исследования. Это обусловило выбор темы нашего исследования - «Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов».
Цель исследования: изучение особенностей коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, и определение педагогических условий, способствующих эффективному развитию вербальной коммуникации.
Объект исследования: процесс коммуникативной деятельности учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации.
Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных умений детей-сирот 4-5-х классов.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что успешное развитие коммуникативных умений детей, воспитывающихся в условиях депривации, реализация преемственности при переходе учащихся из начального звена обучения в среднее могут быть обеспечены за счет создания комплекса педагогических условий, включающих:
- обеспечение комплексного характера сопровождения учащихся, основанного на привлечении к нему специалистов (психолог, логопед, медицинские работники, социальный педагог);
- создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям состава учащихся;
- организация образовательного процесса на основе выделения модулей, каждый из которых несет определенную, значимую для развития коммуникативной деятельности цель.
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку следующих исследовательских задач:
- проанализировать научно-теоретические подходы к проблеме развития коммуникативных умений учащихся с различным уровнем
- исследовать особенности вербальных средств коммуникации учащихся
4-5-х классов .и провести сравнительный анализ сформированности данных умений у детей, обучающихся в сиротском образовательном учреждении «детский дом-школа», массовой общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) школе VIII вида;
- выделить педагогические условия, направленные на развитие коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в сиротском образовательном учреждении «детский дом-школа»;
- разработать модель реализации педагогических условий развития коммуникативных умений учащихся; оценить ее эффективность.
Методологической основой исследования являются:
- идеи гуманизации педагогического процесса (И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Н.В. Борцовская, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Г.Д. Кириллова, И.А. Колесникова, Л.Г. Татарникова, Н.И. Элиасберг и др.);
- теория о роли коммуникации как средстве связи любых объектов материального и духовного мира (А.А. Бодалев, С.В. Бориснев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Сорокин, Д.Б. Эльконин и др.);
- учение о многоуровневой иерархически организованной структуре речевой деятельности, о процессах порождения и восприятия речевого высказывания, в котором внешняя реализация речи характеризуется особым специфическим механизмом
- (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Дж. Грин, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, С.Д. Канцельсон, А.А. Леонтьев, Л.А. Чистович, Л.С. Цветкова и др.);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
- концепция Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности развития;
- положение о качественном своеобразии формирования личности ребенка с ограниченными возможностями как одной из закономерностей аномального развития (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); выделение ведущего и вторичных дефектов в развитии аномальных детей (Л.С. Выготский);
- учение о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Г.И. Вергелес, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- положение о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова и др.);
- теория о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский);
- учение о компенсаторных возможностях развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П.К.Анохин, Л.С. Выготский, В.В.Лебединский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский);
- концепция о роли социальных условий развития ребенка и роли общения в становлении личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.И. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).
Теоретическая основа исследования: педагогические, методические и психологические труды, посвященные вопросу изучения и развития коммуникативной деятельности (А.К. Аксенова, Г.М. Андреева, Т.А. Аристова, Т.В. Ахутина, И.А. Баринова, М.Ф. Гнездилов, И.Н. Горелов, В.А. Григорьева - Голубева, В.В. Давыдов, Л.П. Доблаев, И.В. Дубровина, Л.Н. Ефименкова, Н.И. Жинкин, Г.А Золотова, Е.С Кубрякова, Т.А. Ладыженская, Р.И. Лалаева, А.А. Леонтьев, И.А. Мухина, О.С. Павлова, В.Г. Петрова, А.Г. Рузская, И.Н. Садовникова, Н.Г. Салмина, Л.В.Сахарный, К.Ф. Седов, С.Ю. Серебренникова, М.С. Соловейчик, Т.А. Фотекова, А.А. Хилько, С.Н. Шаховская, Л.М. Шипицина и др.)
биографические - изучение психолого-педагогической документации; организационные - сравнительный, комплексный;
интерпретационные - качественный анализ результатов исследования, анализ продуктов детской деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
разработана методика изучения коммуникативных умений, которая позволила определить уровень их сформированности у учащихся 4-5-х классов;
на основе результатов диагностики:
■ выделен комплекс педагогических условий, включающих создание предметно-развивающей среды, комплексный характер сопровождения, организацию образовательной среды на основе выделения значимых для коммуникативной деятельности модулей;-
■ разработана и апробирована модель реализации этих условий, направленных на развитие коммуникативных навыков;
данные, полученные при ранжировании результатов исследования коммуникативных умений, свидетельствуют о наличии общих трудностей (недоразвитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и связной речи) у детей с различным уровнем интеллекта, которые в неодинаковой степени, но затрудняют процесс коммуникации;
расширены представления о речевом развитии учащихся четвертых - пятых классов массовых общеобразовательных, специальных (коррекционных) школ и сиротского образовательного учреждения (детский дом-школа).
Теоретическая значимость исследования:
- систематизированы научные представления о коммуникации в междисциплинарном контексте философии, педагогики, психологии, лингвистики, психолингвистики, коррекционной педагогики;
- технология «педагогическая мастерская» использована в целях диагностики коммуникативных умений;
- выделены уровни сформированности коммуникативных умений у учащихся;
- предложена оригинальная модель комплексного сопровождения учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, направленная на формирование коммуникативных умений.
Практическая значимость исследования:
- учебно-методические материалы, предложенные в диссертационном исследовании, обеспечивают эффективное развитие коммуникативных навыков учащихся;
- предложенные педагогические условия развития коммуникативных умений могут использоваться в практике не только комплексно, но и парциально;
- предлагаемая автором модель комплексного сопровождения, в которой основной акцент сделан на развитии коммуникативных умений, может быть использована в практике работы образовательных учреждений различного типа;
- авторская методика исследования коммуникативных умений может быть использована специалистами различных образовательных учреждений как для диагностики, так и для обучения детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. На развитие коммуникативной функции речи негативно влияет ряд факторов: клинико-педагогические нарушения; снижение состояния соматического и психофизического здоровья; психическая депривация как в условиях детского дома, так и в условиях семьи; нарушение
Недоразвитие коммуникативных умений обусловлено снижением развития компонентов коммуникативной деятельности и, в большей степени, несформированностью смыслового программирования операциональных действий.
2. Эффективность развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов может быть достигнута при разработке педагогических условий, включающих: организацию комплексного сопровождения с привлечением специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, медиков); создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям детей, воспитывающихся в условиях депривации (максимально приблизить условия пребывания детей в детском доме к домашним, снижающим эмоциональный дискомфорт, тревожность, речевой негативизм); обеспечение личностно ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов к воспитанию, обучению и развитию.
3. Для повышения результативности работы по развитию коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, значимым является разработка алгоритма коммуникативного поведения, коммуникативных действий, создание ситуаций, в которых данные алгоритмы применяются в конкретной ситуации, затем путем дифференциального отбора. На следующем этапе они совершенствуются, комбинируются, перерастают в умение самостоятельно продумывать коммуникативные действия и использовать их в различных ситуациях.
4. Разработанная на основе проведенных исследований модель развития вербальной коммуникации включает практико-ориентированную модульную систему обучения коммуникативным умениям. Данная система работы обеспечивает поэтапное усвоение коммуникативных умений (от слова к тексту) и, по сути, является подготовкой к проведению творческих мастерских, а затем к возможности преодолевать коммуникативные барьеры в ситуациях общения. Высокая результативность модульной системы в ходе экспериментального обучения доказала ее эффективность в работе с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии и воспитывающимися в условиях детского дома-школы.
Достоверность и научная обоснованность положений, результатов и выводов исследования обеспечены его четкой методологической и теоретической основой, совокупностью взаимодополняющих методов, соответствующих цели, предмету и задачам исследования, разработкой комплекса диагностических методик, репрезентативностью выборки, подтверждением положений диссертации в экспериментальной и практической деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась параллельно с его ходом: на семинарах, курсах повышения квалификации в Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования (1999 - 2005); г. Сургуте (2001, 2002); г. Новом Уренгое (2002); г. Таллинне, Эстония (2003), г. Новоуральске (2004). Результаты исследования докладывались на кафедре психологии и кафедре теории и методики специального образования СПбАППО (2001 - 2005), на конференциях в РГПУ им. А.И. Герцена (2001, 2004).
Материалы исследования нашли применение в перестройке содержания лекционного курса по выбору для студентов, который проводился и проводится в Институте специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга.
Этапы исследования. Программа исследования состояла из трех этапов. Первый этап (1998-1999 гг.) - подготовительно-аналитический.
Разрабатывались общие направления работы, последовательность, логика, стратегия исследования: выявлялся комплекс неразработанных вопросов, изучалась педагогическая, психологическая, социальная, психолингвистическая литература по проблеме исследования; определялись цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; формулировалась рабочая научная гипотеза; уточнялся понятийно-категориальный аппарат; разрабатывалась методика констатирующего эксперимента.
Второй этап (1999-2002 гг.) - поисково-теоретический.
Осуществлялось педагогическое исследование вербальных средств коммуникации, проводился сравнительный анализ: показателей развития средств коммуникации у детей-сирот и детей, обучающихся в разных типах школ; уровня сформированности вербальных средств коммуникации детей одного типа образовательного учреждения, между учащимися 4 и 5-х классов и между учащимися одного класса различных типов образовательных учреждений. Анализировались причины и факторы, влияющие на нарушения или задержку развития коммуникативной функции речи.
Третий этап (2003-2005 гг.)- экспериментальный.
Осуществлялось экспериментальное обучение с учетом разработанных педагогических условий и направлений работы по развитию коммуникативной функции речи. Велась экспериментальная проверка его эффективности. Одновременно проводились теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы, оформлялся текст диссертации.
Структура диссертации: введение, три главы, заключение, библиография и приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы, а также результатов проведенного экспериментального исследования позволяет сделать следующее обобщающее заключение.
Признавая роль коммуникативной функции речи в социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся и обучающихся в условиях депривации, необходимо осознавать особую роль педагогических условий, направленных на овладение этой универсальной и столь важной способностью.
В ходе исследования мы уточнили понимание коммуникативной деятельности как процесса передачи и восприятия сообщения, а речи - как способа формулирования мысли посредством языка в процессе говорения, слушания. При решении проблемы изучения и развитии коммуникативных умений, составляющих коммуникативной деятельности, учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в различных организационно-педагогических условиях, значимым становится междисциплинарный подход, основанный на совокупности педагогических, психологических, лингвистических и логопедических данных, Использование междисциплинарного подхода позволило:
- составить методику исследования коммуникативных умений, раскрывающую особенности вербальной коммуникации учащихся 4-5 классов, воспитывающихся в различных организационно-педагогических условиях;
- выделить имеющиеся отклонения, недостатки и проанализировать их причины;
- определить направления работы, направленные на развитие, значимой для процесса социализации функции.
сформированное™ компонентов устной речи, организация интеллектуальной деятельности детей. Кроме того, экспериментальное исследование устной речи позволило выявить трудности, характерные для всех экспериментальных групп: развитие фонематического восприятия; лексико-грамматического строя и связной речи, что значительно снижает формирование коммуникативных умений. Установлены и проанализированы различия в характере этих трудностей у разных групп учащихся.
На основании статистических данных результатов констатирующего эксперимента нами была составлена модель развития коммуникативных умений учащихся, включающая реализацию педагогических условий:
- обеспечение комплексного характера сопровождения учащихся на основании привлечения к нему специалистов (медиков, психологов, логопедов, педагогов);
- создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям состава учащихся;
- организация образовательного процесса на основе выделения модулей, каждый из которых несет определенную значимую для реализации педагогических условий цель, и разработать модель развития коммуникативных умений.
Работа педагогов осуществлялась с учетом выделенных педагогических условий и предполагала разработку алгоритма коммуникативного поведения, коммуникативных действий, создание ситуаций, в которых данные алгоритмы применяются в конкретной ситуации, затем путем дифференциального отбора в нескольких специально организованных ситуациях. В дальнейшем эти умения совершенствуются, комбинируются, перерастают в умение самостоятельно продумывать коммуникативные действия и использовать их в различных ситуациях.
Результаты экспериментальных исследований позволяют говорить о том, что предложенная модель развития коммуникативных умений учащихся, во- первых, способствует развитию связной речи детей и использованию этого навыка в различных коммуникативных ситуациях, во-вторых, обеспечивает их социализацию.
В заключении отметим, что организация педагогических условий и их реализация в учебно-воспитательном процессе помимо коммуникативных умений обеспечивает когнитивное развитие учащихся.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о значении и влиянии специально разработанных педагогических условий на развитие коммуникативных умений учащихся и обеспечение преемственности при переходе учащихся из начального звена в среднюю школу.
Данное исследование не исчерпывает всех возможных вопросов изучаемой проблемы и имеет перспективы дальнейшего изучения.
Признавая роль коммуникативной функции речи в социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся и обучающихся в условиях депривации, необходимо осознавать особую роль педагогических условий, направленных на овладение этой универсальной и столь важной способностью.
В ходе исследования мы уточнили понимание коммуникативной деятельности как процесса передачи и восприятия сообщения, а речи - как способа формулирования мысли посредством языка в процессе говорения, слушания. При решении проблемы изучения и развитии коммуникативных умений, составляющих коммуникативной деятельности, учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в различных организационно-педагогических условиях, значимым становится междисциплинарный подход, основанный на совокупности педагогических, психологических, лингвистических и логопедических данных, Использование междисциплинарного подхода позволило:
- составить методику исследования коммуникативных умений, раскрывающую особенности вербальной коммуникации учащихся 4-5 классов, воспитывающихся в различных организационно-педагогических условиях;
- выделить имеющиеся отклонения, недостатки и проанализировать их причины;
- определить направления работы, направленные на развитие, значимой для процесса социализации функции.
сформированное™ компонентов устной речи, организация интеллектуальной деятельности детей. Кроме того, экспериментальное исследование устной речи позволило выявить трудности, характерные для всех экспериментальных групп: развитие фонематического восприятия; лексико-грамматического строя и связной речи, что значительно снижает формирование коммуникативных умений. Установлены и проанализированы различия в характере этих трудностей у разных групп учащихся.
На основании статистических данных результатов констатирующего эксперимента нами была составлена модель развития коммуникативных умений учащихся, включающая реализацию педагогических условий:
- обеспечение комплексного характера сопровождения учащихся на основании привлечения к нему специалистов (медиков, психологов, логопедов, педагогов);
- создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям состава учащихся;
- организация образовательного процесса на основе выделения модулей, каждый из которых несет определенную значимую для реализации педагогических условий цель, и разработать модель развития коммуникативных умений.
Работа педагогов осуществлялась с учетом выделенных педагогических условий и предполагала разработку алгоритма коммуникативного поведения, коммуникативных действий, создание ситуаций, в которых данные алгоритмы применяются в конкретной ситуации, затем путем дифференциального отбора в нескольких специально организованных ситуациях. В дальнейшем эти умения совершенствуются, комбинируются, перерастают в умение самостоятельно продумывать коммуникативные действия и использовать их в различных ситуациях.
Результаты экспериментальных исследований позволяют говорить о том, что предложенная модель развития коммуникативных умений учащихся, во- первых, способствует развитию связной речи детей и использованию этого навыка в различных коммуникативных ситуациях, во-вторых, обеспечивает их социализацию.
В заключении отметим, что организация педагогических условий и их реализация в учебно-воспитательном процессе помимо коммуникативных умений обеспечивает когнитивное развитие учащихся.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о значении и влиянии специально разработанных педагогических условий на развитие коммуникативных умений учащихся и обеспечение преемственности при переходе учащихся из начального звена в среднюю школу.
Данное исследование не исчерпывает всех возможных вопросов изучаемой проблемы и имеет перспективы дальнейшего изучения.
Подобные работы
- Педагогические условия развития коммуникативный умений учащихся 4 — 5-н классов
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2005 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ 8-х КЛАССОВ
В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТОВ» ВО ВНЕУРЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
И КООПЕРАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие коммуникативных умений учащихся в процессе дистанционной
экспериментальной деятельности по физике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Проект школьных СМИ «Говорим и показываем» для развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
НА УРОКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016



