Морской транспорт имеет важное значение для внутренних и внеш-них перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. В общемировом грузообороте мор-ские перевозки занимают 62%. Более 90% мирового морского транспорта занято международными перевозками.
Для многих стран, как лидеров мировой экономики, так и развива-ющихся, морской транспорт был и остается главной пуповиной, связыва-ющей их с внешним миром (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Индоне-зия и др.).
Современный морской транспорт может перевозить практически лю-бой вид грузов – жидкие, твердые, сыпучие, хрупкие и др. Созданы специ-альные судна для перевозки определенных типов грузов – танкеры, лихте-ровозы, рефрижераторы, RO-RO, LO-RO, OBO, VLCC, ULCC и многие другие.
Морской транспорт обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Перевозка каждой тонны груза морем требу-ет значительно меньше энергии и, следовательно, меньшего расхода топ-лива, чем на других видах транспорта. Крупные морские суда способны одновременно перевозить десятки тысяч тонн груза. Все это определяет в значительной степени довольно низкую себестоимость грузов.
Основными видами зерновых культур на мировом рынке являются пшеница, ячмень, овес, кукуруза, рис, гречиха и горох. В настоящее время мировой рынок зерна контролируют пять основных экспортеров: США, Канада, Австралия, Аргентина, ЕС. Суммарные экспортные предложения зерна со стороны основной "пятерки" экспортеров составляют свыше 84 % всего объема мировой торговли. Ведущее положение на рынке зерна отво-дится США, на долю которых приходится 28 % объема торговли, далее идут Канада – 17 %, Австралия и ЕС – по 15 % и Аргентина – 11 %.
На июнь 2008 года Россия занимала 3-е место в мире по экспорту пшеницы и входила в пятерку стран - ведущих производителей зерна. В сезоне
2011/2012 экспорт зерна достигнул 27 млн тонн. Таким образом, после небольшого перерыва Россия вернулась в число крупнейших экспортеров зерна в мире. Сейчас больше России поставляют на глобальный рынок только США и Канада. Американцы, к примеру, в прошлом году экспор-тировали 36 млн. тонн.
Египет - крупнейший импортер мягкой пшеницы: 7,3 8,2 млн тонн в год и пшеницы твердых сортов: в среднем 3,1 4,3 млн тонн. Крупнейшим экспортером для Египта мягкой пшеницы является Россия, а пшеницы твердых сортов – Франция.
В прошлом сезоне Франция экспортировала в Египет 2,5 млн тонн пшеницы. По данным инвесткомпании Dragon Capital, в 2011/2012 марке-тинговом году на Египет пришлось 23% из общего объема российского экспорта (5,66 млн тонн), что сделало североафриканскую страну наибольшим рынком сбыта пшеницы для России.
В дипломной работе рассматривается перевозка импорта пшеницы в порт Александрия (Египет) в объеме 5,0 млн тонн. Из них 3,0 млн тонн мягкой пшеницы из российских портов Новороссийск и Ейск, и 2,0 млн тонн пшеницы твердых сортов из французского порта Руан.
В дипломной работе рассмотрена перевозка морским транспортом пшеницы мягких сортов из России (порты Новороссийск и Ейск) и пшеницы твердых сортов из Франции (порт Руан) на экспорт в Египет. Описаны порты назначения и отправления, транспортные маршруты. Рассмотрены транспортные характеристики груза и технология их перевозки морским транспортом. Для организации перевозки были выбраны транспортные средства: теплоходы «Fesco Александров», «Волга» и «Капитан Данилкин». На каждом теплоходе был размещен груз, максимально используя грузовместимость и грузоподъемность.
Рассчитаны экономические показатели перевозки. Экономические показатели являются конечным результатом работы транспортного судна. Они рассчитываются на основе эксплуатационных, производственных и трудовых показателей.
В дипломной работе рассчитано:
- количество груза на судне;
- продолжительность кругового рейса;
- доходы судна за рейс;
- расходы судна за рейс;
- себестоимость перевозки одного тонны груза;
- рентабельность перевозки.
Для выполнения заданного грузооборота перевозка пшеницы в порт Александрия будет осуществляться:
• на маршруте Новороссийск – Александрия теплоходом «Fesco Александров» в количестве четырех данного типа;
• на маршруте Ейск – Александрия теплоходом класса река-море «Волга» в количестве семи данного типа;
• на маршруте Руан – Александрия теплоходом «Капитан Данилкин» в количестве семи данного типа.