Морской транспорт имеет важное значение для внутренних и внеш-них перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. В общемировом грузообороте мор-ские перевозки занимают 62%. Более 90% мирового морского транспорта занято международными перевозками.
Для многих стран, как лидеров мировой экономики, так и развива-ющихся, морской транспорт был и остается главной пуповиной, связыва-ющей их с внешним миром (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Индоне-зия и др.).
Современный морской транспорт может перевозить практически лю-бой вид грузов – жидкие, твердые, сыпучие, хрупкие и др. Созданы специ-альные судна для перевозки определенных типов грузов – танкеры, лихте-ровозы, рефрижераторы, RO-RO, LO-RO, OBO, VLCC, ULCC и многие другие.
Морской транспорт обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Перевозка каждой тонны груза морем требу-ет значительно меньше энергии и, следовательно, меньшего расхода топ-лива, чем на других видах транспорта. Крупные морские суда способны одновременно перевозить десятки тысяч тонн груза. Все это определяет в значительной степени довольно низкую себестоимость грузов.
Основными видами зерновых культур на мировом рынке являются пшеница, ячмень, овес, кукуруза, рис, гречиха и горох. В настоящее время мировой рынок зерна контролируют пять основных экспортеров: США, Канада, Австралия, Аргентина, ЕС. Суммарные экспортные предложения зерна со стороны основной "пятерки" экспортеров составляют свыше 84 % всего объема мировой торговли. Ведущее положение на рынке зерна отво-дится США, на долю которых приходится 28 % объема торговли, далее идут Канада – 17 %, Австралия и ЕС – по 15 % и Аргентина – 11 %.
На июнь 2008 года Россия занимала 3-е место в мире по экспорту пшеницы и входила в пятерку стран - ведущих производителей зерна. В сезоне
2011/2012 экспорт зерна достигнул 27 млн тонн. Таким образом, после небольшого перерыва Россия вернулась в число крупнейших экспортеров зерна в мире. Сейчас больше России поставляют на глобальный рынок только США и Канада. Американцы, к примеру, в прошлом году экспор-тировали 36 млн. тонн.
Египет - крупнейший импортер мягкой пшеницы: 7,3 8,2 млн тонн в год и пшеницы твердых сортов: в среднем 3,1 4,3 млн тонн. Крупнейшим экспортером для Египта мягкой пшеницы является Россия, а пшеницы твердых сортов – Франция.
В прошлом сезоне Франция экспортировала в Египет 2,5 млн тонн пшеницы. По данным инвесткомпании Dragon Capital, в 2011/2012 марке-тинговом году на Египет пришлось 23% из общего объема российского экспорта (5,66 млн тонн), что сделало североафриканскую страну наибольшим рынком сбыта пшеницы для России.
В дипломной работе рассматривается перевозка импорта пшеницы в порт Александрия (Египет) в объеме 5,0 млн тонн. Из них 3,0 млн тонн мягкой пшеницы из российских портов Новороссийск и Ейск, и 2,0 млн тонн пшеницы твердых сортов из французского порта Руан.
В дипломной работе рассмотрена перевозка морским транспортом пшеницы мягких сортов из России (порты Новороссийск и Ейск) и пшеницы твердых сортов из Франции (порт Руан) на экспорт в Египет. Описаны порты назначения и отправления, транспортные маршруты. Рассмотрены транспортные характеристики груза и технология их перевозки морским транспортом. Для организации перевозки были выбраны транспортные средства: теплоходы «Fesco Александров», «Волга» и «Капитан Данилкин». На каждом теплоходе был размещен груз, максимально используя грузовместимость и грузоподъемность.
Рассчитаны экономические показатели перевозки. Экономические показатели являются конечным результатом работы транспортного судна. Они рассчитываются на основе эксплуатационных, производственных и трудовых показателей.
В дипломной работе рассчитано:
- количество груза на судне;
- продолжительность кругового рейса;
- доходы судна за рейс;
- расходы судна за рейс;
- себестоимость перевозки одного тонны груза;
- рентабельность перевозки.
Для выполнения заданного грузооборота перевозка пшеницы в порт Александрия будет осуществляться:
• на маршруте Новороссийск – Александрия теплоходом «Fesco Александров» в количестве четырех данного типа;
• на маршруте Ейск – Александрия теплоходом класса река-море «Волга» в количестве семи данного типа;
• на маршруте Руан – Александрия теплоходом «Капитан Данилкин» в количестве семи данного типа.
Аксютин, Л. Р. Грузовой план судна: Учебник для вузов/Л.Р. Аксютин – Одесса: ЛАТСТАР, 1999. – 140 с.
2 Аксютин, Л. Р. Организация морских перевозок/Л.Р. Аксютин – Одесса: ЛАТСТАР, 2000. – 72 с.
3 Атлас географический справочный. СССР. Мир. / Глав. управл. геодезии и картографии при Совете Министров СССР. – М., 1986.
4 Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах: Справочник / Ю. Г. Глотов, В.А. Семченко, Т.Н. Солотуб и др. – М.: Транспорт, 2000. – 320 с.
5 Ветренко, Л. Д. и др. Организация и технология перегрузочных процессов в морских портах / Л. Д. Ветренко, В. В. Ананькина, А. В. Степанец. – М.: Транспорт, 1989. – 270 с.
6 Винников, В. В. Экономика и эксплуатация морского транспорта: Экономика морских перевозок. Экономические расчеты на морском флоте: Задачи, ситуации, примеры: Учеб. пособие для вузов водного транспорта. – 2-е изд., перераб. и доп. /В.В. Винников – Одесса: ФЕНИКС, 2003. 262 с.
7 Винников, В. В. Экономика предприятия морского транспорта (экономика морских перевозок): Учебник для вузов водного транспорта. – 2-е изд., перераб. и доп. /В.В. Винников – Одесса: ЛАТСТАР, 2001. – 416 с.
8 Винников, В. В. Экономические расчеты на морском флоте: Учеб. пособие/В.В. Винников – Одесса, РИЦ ХЭТК “Моряк”, 1998. – 115 с.
9 Горюнов, Б.Ф. Морские порты и портовые сооружения/Б.Ф. Горюнов, Ф.М. Шихиев – М.: Транспорт, 1982. – 448 с.
10 Дацюк, Н. И. Экономика морского флота. Задачи и методы их решения. Учеб.-метод. пособие / Одесская государственная морская академия/Н.И. Дацюк – Одесса: ЛАТСТАР, 2001. – 106 с.
Единые комплексные нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах. Часть 1. – М.: НИИ Труда, 1989. – 171 с.
12 Единые комплексные нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах. Часть 2. – М.: НИИ Труда, 1989. – 221 с.
13 Ломакина, Н.С. Технология и организация морских перевозок с заданным грузом и в заданном направлении: Методическое указания / Н.С. Ломакина. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО “КнАГТУ”, 2004. – 24 с.
14 Морской флот: технико-экономические характеристики: Справочник. – СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2002. – Т. 1 – 2.
15 Надточий, Г. П. География морского судоходства/Г.П. Надточий – М.: Транспорт, 1985. – 400 с.
16 Нормативы на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах. – М.: Л.: Транспорт, 1964. – 94 с.
17 Тарануха, Н.А. Разработка дипломного проекта: Учебное пособие для студентов специальности 190701 “Организация перевозок и управление на транспорте (водном)” / Н. А. Тарануха, Н. А, Мытник, И. В. Каменских и др.; Под общ. ред. Н. А. Таранухи. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО “КнАГТУ”, 2005. – 63 с.
18 РД ГОУВПО “КнАГТУ” 013-2010. Текстовые студенческие работы. Правила оформления. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО “КнАГТУ”, 2010. – 44 с.
19 Снопков, В. И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп./В.И. Снопков – СПб.: АНО НПО “Мир и семья”, 2001. – 560 с.
20 Технология грузовых работ: Сборник образцов технологических карт и инструкций, рекомендованных при обработке морских судов и других видов транспорта. – СПб.: АО Технопорт, “Конверт”, 1996. – 640 с.