Введение 3
1. Современное состояние психологической диагностики в дефектологии 4
2. Диагностическая карта 10
3. Принципы оценки психического развития 14
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Введение
Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная диагностика и отбор в специальные школы на сегодняшний день, по существу, единственная область педагогической практики, где применение психологических диагностических методик не только является желательным или происходит эпизодически (например, в исследовательских целях), но совершенно необходимо и осуществляется постоянно, представляя собой повседневный факт. Они используются при комплексном обследовании детей с целью отбора в специальные школы на медико-педагогических комиссиях. При отборе детей в специальные школы диагностический процесс является кратковременным, но выявление психологических особенностей ребенка на этом этапе лишь начинается. Оно в той или иной мере продолжается в форме длительного (так называемого клинического) изучения на всем протяжении его школьного обучения, но особенно в начальный период и прежде всего в течение первого года обучения, в который обычно проверяется первоначальный диагноз. Это изучение играет важнейшую роль в построении программы обучения ребенка, индивидуализации педагогического подхода, создающего условия для наиболее эффективного использования его возможностей. Однако первоначальная диагностика имеет особое значение, так как именно в процессе отбора при прохождении ребенком медико-педагогической комиссии впервые определяется основной путь его обучения, принимается решение о том, какой тип школы является наиболее подходящим для него.
В процессе выявления нарушений в развитии и отбора в специальные школы применение психологических методик – психологическая диагностика – играет весьма важную роль. Между тем, пожалуй, именно в этом звене отбора обнаруживаются наиболее существенные недостатки.
Заключение
Психология ребенка с отклонением в развитии - одна из достаточно изученных отраслей специальной психологии. Основной проблемой современной специальной психологии является проблема ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.
Специалисты считают, что основные закономерности развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выявлении отклонений у ребенка надо быть крайне осторожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носить комплексный, системный характер, должен вестись учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологического обследования.
К категории умственно отсталых относят лиц со стойким необратимым нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения коры головного мозга. При умственной отсталости поражения головного мозга носят необратимый диффузный характер. Другой характерной особенностью является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики и аномальном развитии всей личности в целом.
Причины умственной отсталости многочисленны и разнообразны.
Наряду с умственной отсталостью выделяют несколько внешне сходных состояний. Это задержка психического развития, педагогическая запущенность, общее недоразвитие речи, задержка развития в результате нарушения зрения или слуха у детей, ранний детский аутизм.
1. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005.
2. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005.
4. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
5. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.,2002.
8. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003.
9. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2003.
11. Детская практическая психология. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2000.
12. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания М.,2001.
13. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 2009.
14. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
15. Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2004.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.
18. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006.
19. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006.
20. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
21. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Ред. Н.М. Назарова. - 3-е изд., испр. - М. : Academia, 2004.
22. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: учебное пособие. МГИУ, 2007.
23. Терентьева В.И. Дефектология с основами социальной психологии: Курс лекций. - Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 2000.
24. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001.