Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект)

Работа №27550

Тип работы

Диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы165
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
891
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Архетипические мотивы пути и дома в творчестве А. С. Грина 18
§ 1. Культурологические истоки идеи движения в творчестве А. Грина 18
§ 2. Особенности функционирования мотивов пути и дома в творчестве А. Грина 29
§ 3. Основные типы взаимодействия мотивов пути и дома в художественных произведениях писателя 42
3.1. Противостояние пути и дома 42
3.2. Путь к дому 47
3.3. Путь, лишенный дома 58
Глава 2. Индивидуально-авторские мотивы, связанные с идеей движения, в произведениях А. Грина 92
§ 1. Мотив алых парусов 93
§ 2. Мотив Бегущей по волнам 101
§3. Мотив серого автомобиля 119
§ 4. Мотив золотой цепи 126
Заключение 139
Список используемой литературы 145


Картина художественного процесса XX века будет неполной без имени Александра Степановича Грина (Гриневского), чье творчество является одной из весьма интересных и оригинальных страниц в истории русской литературы. Грин — фигура в культуре первой трети XX века необычная во многих отношениях. Необычны его псевдоним, послуживший еще одним поводом к созданию легенд о писателе, его биография, настолько насыщенная событиями, что ее вполне хватило бы на нескольких человек, сама личность художника, смотревшего на мир через призму своего удивительного воображения.
«Странность» Грина сказывалась во всем: в его непростых взаимоотношениях с собратьями по перу, в его положении «одинокого» путника, далекого от каких бы то ни было эстетических объединений, в его творчестве, всегда вызывавшем разноречивую реакцию, от восторженного одобрения до непонимания и категорического неприятия. Этим, очевидно, и обусловлена драматичность литературной судьбы писателя, судьбы его наследия, долгое время искусственно отчуждаемого советской критикой от художественных процессов начала века, до сих пор не исследованного в полном объеме.
История гриноведения развивалась неравномерно. Периодически возникавший в науке о литературе интерес к писателю сменялся годами отрицания его творчества. Это было обусловлено тем, что в советскую эпоху общегуманистические идеи Грина оставались невостребованными.
Непросто складывались отношения А. Грина с современниками. В дореволюционной критике его произведения гораздо чаще получали пренебрежительный отклик, чем доброжелательный. В 1914 году в послании к редактору В. С. Миролюбову Грин с горечью писал: «Мне трудно., Нехотя, против воли, признают меня российские журналы и критики; чужд я им, странен и непривычен...» [«Воспоминания об Александре Грине» 1972, с. 485]. Авторы рецензий упрекали писателя в неправдоподобии, подражательстве представителям западноевропейской приключенческой литературы.
Одним из немногих, внимательно отнесшихся к художнику критиков, был А. Г. Горнфельд, который писал: «Грин все-таки не подражатель Эдгара По, не усвоитель трафарета, даже не стилизатор, он самостоятелен более, чем многие, пишущие заурядные реалистические рассказы...» [Горнфельд 1917, с. 280].
После революции на писателя посыпались обвинения в оторванности от жизни, идеализме. Ситуация несколько изменилась в 30-е годы: появились более объективные статьи, посвященные гриновскому творчеству, К. Зелинского, Ц. Вольпе, М. Шагинян, К. Паустовского, А.Роскина1 и других. Однако и в их оценках зачастую просматривалась некоторая поверхностность взгляда. Так, Ц. Вольпе писал, что «...вся манера Грина выпадает из любых традиций русской литературы» [Вольпе 1991, с. 22], повторяя прежнюю мысль о следовании художника образцам англо-американской авантюрной прозы.
В 1950 году автор «Алых парусов» вновь оказался в числе неугодных: критика обвинила его в космополитизме. Поворотным в истории гриноведения стал 1956 год, когда в журнале «Новый мир» появилась статья М. Щеглова «Корабли А. Грина», сыгравшая значительную роль в популяризации творчества писателя.
В конце 50-х возникает интерес к оригинальному русскому художнику за рубежом: публикуются его произведения, выходят критические статьи и научные работы (С. Поллака, К. Фриу, позже Ф. Минквица, А. Цоневой, И.Л. Гюрксика) . В отечественном литературоведении серьезное изучение гриновского наследия начинается лишь с конца 60-х годов. Появляются первые диссертации, выходит ряд монографий3. На этом этапе исследователей в первую очередь интересуют своеобразие художественного мира писателя, а также особенности его творческого метода. Зарубежные литературоведы и вслед за ними отечественные указывают на то, что традиции классического романтизма являются далеко не единственной составляющей последнего.
Польский исследователь С. Поллак называет Грина несомненным романтиком, но отмечает наличие разных тенденций в его творчестве [Поллак 1962]. В. Е. Ковский в монографии «Романтический мир Александра Грина» пишет, что метод писателя представляет собой «не просто романтизм, но романтизм в его «чистом» виде, весьма редко встречающийся в русской литературе и обнаруживающий в себе множество общеизвестных, «классических» признаков романтической литературы»[Ковский 1969, с. 267]. Одновременно ученый указывает на реалистический характер гриновского романтизма, далекого от «заоблачных далей» и связанного с земными проблемами, а также на некоторое сходство его с символизмом и акмеизмом. О реалистических чертах романтического метода писателя говорит и Е. И. Прохоров [Прохоров 1970].
В 80-90-е годы, когда после незаслуженного забвения стали возвращаться имена замечательных русских писателей: И. Бунина, И. Шмелева, Л. Андреева, В. Набокова — и публиковаться не доступные ранее массовому читателю произведения М. Булгакова, А. Платонова, А. Ахматовой и др., интерес к А. Грину значительно возрастает.
Появляются большое количество публикаций о нем в периодической литературе, новые исследования. Начиная с восьмидесятых годов, регулярно проводятся Гриновские чтения в г. Феодосии. Круг вопросов, связанных с изучением наследия писателя, заметно расширяется. В поле зрения литературоведов оказываются проблемы своеобразия творческой судьбы Грина, жанра его произведений, гриновского психологизма и другие.
К анализу романистики, в которой наиболее ярко отразились особенности мировоззрения и метода писателя, обращаются Н. А. Кобзев и Т.Е. Загвоздкина . Одной из первых данная исследовательница указывает на мифологизм как характерную черту художественного сознания Грина. 3 центре внимания И. К. Дунаевской, А. О. Лопухи, Е. Н. Иваницкой5 находятся этические и эстетические взгляды писателя, его концепция человека.
Более глубокое проникновение в художественную систему А. Грина на данном этапе позволило литературоведам сделать вывод о его тесной связи с русским литературным процессом конца XIX - начала XX века, о синтетичности его творческого метода. Так, Е. Н. Иваницкая пишет, что «А. С. Грин - характерная фигура эпохи порубежья. Его творчеству свойственно постоянное, внутренне противоречивое взаимодействие реалистического и модернистского направления...» [Иваницкая 1993, с. 7].
В отечественном гриноведении конца XX века актуальными становятся вопросы, связанные с поэтикой произведений писателя. Этому посвящены монографии Н. А. Кобзева «Ранняя проза Грина» и «Новелла А. Грина 20-х годов», диссертации Т. Ю. Диковой «Рассказы Александра Грина 1920-х годов: (Поэтика оксюморона)» и В. А. Романенко «Лингвопоэтическая система сквозных символов в творчестве А. С. Грина», научные статьи Т. Е. Загвоздкиной, Ю. В. Царьковой, О. А. Поляковой, Н. Д. Попы и других.
В 80-90-е годы появляются новые исследования творчества художника за рубежом6. Польский литературовед Е. Литвинов в своей работе «Проза А. Грина» рассматривает «модернистскую литературную родословную» русского писателя, повлиявшую на его мировоззрение, проблематику и поэтику произведений. Французский ученый П. Кастен обращается к проблеме литературной эволюции Грина.
Несмотря на возросшее научное внимание к личности и творчеству оригинального русского художника, в гриноведении существует немало
нерешенных вопросов. Перед исследователями стоит задача вписать Грина в культурный контекст современной ему эпохи, найти в истории литературы первой трети XX века место, действительно соответствующее масштабу его дарования. Остается открытым вопрос о творческом методе писателя, вобравшем в себя различные эстетические тенденции. Практически не исследована проблема типологических связей Грина с русскими и зарубежными художниками слова. Требуют, дальнейшего изучения вопросы творческой истории отдельных произведений писателе. Перспективными остаются проблемы гриновской поэтики, решение которых в литературоведении только начинается. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
В нашей диссертации произведения писателя рассматриваются в мотивном аспекте. В рамках данного подхода литературное наследие А.Грина пока не изучалось, хотя ученые нередко обращают внимание на значимость тех или иных мотивов в творчестве писателя. Особенно часто речь идет о романтических мотивах в его художественной системе. Например, В. И. Хрулев называет мотивы одиночества, двойничества, скитания, «томления»; И. К. Дунаевская - отчуждения человека от жизни, поиска идеальной страны; Т. Е. Загвоздкина — ухода / бегства из дома и т. д.
В современном литературоведении мотивный анализ как один из аспектов изучения индивидуальных особенностей творчества весьма актуален. По утверждению Э. Я. Бальбурова, «исследование мотива, если оно проделано творчески, действительно может выявить смысловые богатства произведения» [Бальбуров 1998, с. 14]. Продуктивность указанного подхода обусловлена природой данного компонента текста. Характеризуясь «повышенной степенью семиотичности», обладая «устойчивым набором значений, отчасти заложенных в нем генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни» [Путилов 1992, с. 84], мотив соотносится с мировоззрением и мироощущением автора, указывает направление его мысли.
На современном этапе отечественной науки теория мотива активно разрабатывается литературоведами, насчитывает десятки исследований, включает ряд концепций, но имеет незавершенный характер. Этим объясняются различия в определении термина и соответственно расхождения при выявлении и классификации мотивов в конкретной практике текстуального анализа.
В российском литературоведении к проблеме мотива первыми обратились А. Н. Веселовский, О. М. Фрейденберг, В. Я. Пропп. Ученые разрабатывали категорию мотива в рамках исторической поэтики применительно к эпическим жанрам устного народного творчества.
A.Н. Веселовский мотив трактовал как «простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения» [Веселовский 1989, с. 305], характеризующуюся устойчивостью и неразложимостью.
B. Я. Пропп, утверждая мысль о разложимости мотива, использовал для обозначения «первичных элементов» понятие функции, осмысливая ее как «поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости» [Пропп, 1928, с. 30-31] для развития сюжета. Несмотря на различие подходов в трактовке названного нарративного элемента, ученые считали константными особенностями эпического мотива формульный характер и наличие действия в его структуре.
Данная проблема очень быстро вышла за границы фольклористики, распространившись на сферу изучения индивидуально-авторского творчества. Мотивы «новой литературы» отличаются от фольклорных и при их выявлении в тексте нередко возникают трудности: «Мотив или мотивныи комплекс текста порой не только проглядывает, да еще и ясно, но закодирован в сложной нарративной структуре» [Бальбуров 1998, с. 14]. Поэтому перед исследователями встала задача найти универсальное определение соответствующего термина. Ее решение осуществлялось в разных направлениях.
Тематический подход к проблеме представляла собой позиция Б. В. Томашевского. По его мнению, «темы таких мелких частей произведения, которые уже нельзя более дробить, называются мотивами» [Томашевский 1996, с. 70]. В современном литературоведении к нему близка точка зрения Г. В. Краснова.
А. П. Чудаков, давая определение термину «мотив» в «Краткой литературной энциклопедии», учитывает взгляды А. Н. Веселовского: «В применении к художественной литературе нового времени мотивом чаще всего называют отвлеченное от конкретных деталей и выраженное в простейшей словесной формуле схематическое изложение элементов содержания произведения, участвующих в создании фабулы (сюжета)» [«Краткая литературная энциклопедия» 1967, стб. 995]. Существенной характеристикой феномена он считает его «относительную устойчивость».
Как «устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста», отличающийся от темы «словесной (и предметной) закрепленностью в самом тексте» [«Литературный энциклопедический энциклопедическом словаре». Авторы статьи, посвященной мотиву, указывают на возможность выделения данного компонента текста в
пределах отдельного произведения или ряда таковых, а также в рамках творчества того или иного писателя, художественного направления, литературы какой-либо эпохи. Сходно определяется термин «мотив» и в «Лермонтовской энциклопедии».
Б. Н. Путилов рассматривает данный феномен с точки зрения его структуры — как единство инвариантного и вариантного начал: «Понимание мотива — алломотива как элементов сюжета — текста представляется наиболее точным, отвечающим исходным толкованиям конкретной реализацией первого и обладает значением лишь в данном тексте.
В.Е. Ветловская, трактуя указанное понятие, отталкивается от признака «действие»: «Сюжетная тема — это тема, передающая действие (совокупность взаимосвязанных событий), рассказ о нем, повествование в узком смысле слова. Сюжетный мотив - это мотив, относящийся именно к такой теме, т. е. всегда повествовательный мотив» [Ветловская 1994, с.198].
Б. М. Гаспаров, напротив, истолковывает мотив очень широко. С точки зрения исследователя, в его роли может выступать «любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив, — это его репродукция в тексте, так что в отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено, что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует заданного «алфавита» - он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру» [Гаспаров 1993, с. 30-31].
Так же, как и Б. М. Гаспаров, В. И. Тюпа утверждает, что «мотив — это прежде всего повтор, но повтор не лексический, а функционально-семантический: один и тот же традиционный мотив может быть манифестирован в тексте нетрадиционными средствами» [Тюпа, Ромодановская 1996, с. 6]. Развивая идею предикативности мотива, литературовед считает необязательным явное присутствие действия в структуре данного элемента текста.
Подводя итог вышеизложенному
Мотивы прозы Грина мы исследуем с учетом их архетипических значений. Подобный подход к интерпретация текста позволяет обнаружить в нем скрытые смыслы. Об актуализации архетипических значений в литературных произведениях говорит Е. М. Мелетинский. В качестве архетипических ученый рассматривает мотивы, в основе которых лежит некий микросюжет. В числе самых распространенных он называет мотив путешествия.
Ю. В. Доманский утверждает, что архетипические значения могут актуализироваться не только в сюжетных, но и предметных мотивах. Исследователь показывает, что более всего архетипам соответствуют литературные мотивы, связанные с основными сферами человеческого бытия: природой и пространством (к ним относится и мотив дома). «В мотивах, несоотносимых с основополагающими концептами, архетипическое значение воплощается в зависимости от ситуации» [Доманский 1999, с. 90]. Опираясь на результаты исследования Ю. В. Доманского, мы попытались определить наличие архетипических значений в ряде мотивов прозы Грина.
Согласно концепции К. Г. Юнга, архетипы - «наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества», содержащиеся в «коллективном бессознательном» [Юнг 1998, с. 72], — обнаруживают себя в сновидениях, обрядах, мифах, общечеловеческой символике, художественном творчестве. Поэтому в работе мы использовали материалы словарей мифов и символов в целях определения архетипических значений тех или иных мотивов.
Объектом нашего исследования являются прозаические произведения А. Грина. Предметом исследования в данной работе стали мотивы, воплощающие в художественной системе писателя идею движения. В процессе анализа мы рассматриваем мотивы как интертекстуальные (то есть повторяющиеся в различных текстах мировой литературы), так и внутритекстовые (функционирующие в пределах одного текста). Используя данные термины для обозначения разновидностей мотивов, мы опираемся на работу В. И. Тюпы, Е. К. Ромодановской «Словарь мотивов как научная проблема (вместо предисловия)».
Представления Грина о человеке и его месте в мире, в основе которых лежит идея движения, находят отражение в творчестве писателя в интертекстуальных мотивах пути и дома. Несмотря на то, что мотив дома, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к идее движения, мы сочли невозможным уклониться от его исследования. Указанные мотивы, настойчиво повторяющиеся в прозе писателя, имеют архетипический характер и обладают особой устойчивостью в мировой литературе.
Критерием отбора конкретных художественных произведений А.Грина для исследования данных мотивов была степень их выраженности и значимости в том или ином тексте.
Мы рассматриваем также индивидуально-авторские внутритекстовые мотивы, воплощающие идею движения в прозе писателя. Они несут основную смысловую нагрузку в художественных текстах, включающих их. В результате эти мотивы не только приобретают символический характер в конкретных произведениях писателя, но и включаются в качестве символов в национальный общекультурный фонд. Подтверждением тому может послужить судьба гриновского образа алых русских поэтов XX века .
Следует отметить, что рассматриваемые нами внутритекстовые мотивы являются предметными с точки зрения семантики.
В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи:
1) раскрыть общенациональные истоки отдельных мотивов в прозе А. Грина и специфику индивидуально-авторского мотивотворчества;
2) выяснить семантику исследуемых мотивов в художественной системе писателя;
3) определить особенности функционирования данных мотивов в текстах А. Грина и их роль в структурно-смысловой организации произведений писателя.
Теоретической и методологической основой диссертации являются труды отечественных ученых, выработавших литературоведческие подходы и принципы текстуального анализа: М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, Е. М. Мелетинского, Т. В. Цивьян и др.; исследования в области теории мотива Б. М. Гаспарова, Б. Н. Путилова,В.И. Тюпы, Э. Я. Бальбурова и др.; работы российских и зарубежных историков литературы, связанные с изучением художественного процесса рубежа XX - XIX веков: В. А. Келдыша, Л. К. Долгополова, В. А. Мескина,В.Страды и др.; результаты исследований творчества А. Грина (В. Е. Ковского, Л. Михайловой, Н. А. Кобзева, В. И. Хрулева, Т. Е. Загвоздкиной, И. К. Дунаевской и др.).
В диссертации используются элементы сравнительно-исторического, сравнительно-типологического, системно-целостного, контекстуального (ми-фопоэтического) методов исследования, а также принципы мотивного анализа.
1) идея движения является одной из доминант художественной системы А. Грина;
2) на сюжетном уровне произведений писателя идея движения воплощается в архетипических мотивах пути и дома и ряде индивидуально-авторских мотивов;
3) мотивы, воплощающие идею движения, играют ведущую роль в сюжетно-композиционной и идейно-смысловой организации произведений писателя;
4) указанные мотивы выражают представления А. Грина амбивалентности мира и активной роли человека во взаимоотношениях с ним.
Научная новизна данной диссертации обусловлена тем, что в ней впервые делается попытка проследить художественное воплощение в мотивной структуре прозы А. Грина идеи движения, которая является доминантной в литературе конца XIX - первой трети XX века. Несмотря на фундаментальную значимость в гриновском творчестве, она не подвергалась подробному исследованию.
Теоретическая значимость работы состоит в определенном вкладе в решение вопроса о формировании новых художественных методов в первой трети XX века и о новых качествах реализма и романтизма в этот , период.
Кроме того, анализ комплекса мотивов в творчестве А. Грина обогащает теорию сквозных и интертекстуальных мотивов и принципов их эстетической реализации в контексте литературного процесса.
Практическое значение диссертации обусловлено возможностью применения результатов исследования в вузовском преподавании истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству А’. Грина. Предложенный в работе подход к анализу произведений писателя аспирантском семинаре и научно-практических конференциях ЕГУ, на областной научной конференции «Молодежь и наука на рубеже XXI века» (Липецк, апрель 1997 г.), на международной научной конференции «Мир романтизма» (Тверь, май 2000 г.), на республиканской научной конференции «Русский роман XX века: духовный мир и поэтика жанра» (Саратов, апрель 2001 г.), на IV межвузовской конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, октябрь 2001 г.), на международной научной конференции «Гриновские чтения - 2002» (Феодосия, 2002 г.). По теме исследования опубликовано 7 работ, две сданы в печать.
Материал в диссертационном исследовании организован по проблемному принципу.
Структура диссертации обусловлена поставленными в ней целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования мы приходим к следующим выводам. Идея движения, являющаяся смысловой осью философских и эстетических исканий в культуре конца XIX — первой трети XX веков, в творчестве А. С. Грина приобретает ведущее значение, становится принципом, организующим художественный мир гриновских произведений и соединяющим их в целостную систему.
Названная смысловая доминанта воплощается в поэтике писателя прежде всего в переходящих из произведения в произведение мотивах пути и дома, а также в целом ряде внутритекстовых мотивов, анализ которых позволяет определить своеобразие гриновской концепции человека и мира, особенности творческого метода художника.
Мотив пути у Грина играет важную структурообразующую и смыслообразующую роль, участвуя в построении сюжета, создании характеров персонажей и выражении авторских идей. Являясь сквозным, он функционирует в виде вариантов, классификация которых обнаруживает повышенную значимость целевой характеристики движения, тесно связанной с типологией гриновского героя. В художественном мире писателя путь как бессмысленное скитание свойственен для пассивной личности, движение активной личности отличается целенаправленностью.
Существенное значение имеет и пространственная характеристика пути, которая соотносится с психологией персонажей — субъектов движения. Как правило, лабиринтообразный путь в произведениях художника свидетельствует о лабильности душевного состояния человека, линеарный — о его статичности. Круговое движение у Грина амбивалентно, но чаще всего указывает на пассивность героя.
Путь нередко используется автором в целях изображения духовного развития персонажа.
Особенность функционирования данного мотива в гриновской поэтике заключается в его тесной связи с мотивом дома. Анализ их соотношения в произведениях, созданных в разные периоды литературной деятельности Грина, выявляет художественную эволюцию автора «Бегущей по волнам».
В раннем творчестве писателя дом, как правило, антагонистичен пути; будучи статическим и замкнутым пространством, противопоставленным безграничному миру, он имеет негативное значение, тогда как путь предстает абсолютной ценностью человеческой жизни.
Позднее Грин соединяет идею постоянного движения с идеей дома. Его идеалом становится равновесие динамического и статического начал как неотъемлемое условие гармоничного существования личности в мире. Для Грина периода творческой зрелости характерны представления о доме — незыблемой константе материального и духовного бытия человека. В этом заключается отличие взглядов писателя от наметившихся в литературе начала XX века тенденций к обесцениванию дома как категории, входящей в сферу индивидуально-личностной жизни в противоположность общественной, либо изображению его крушения в эпоху революционных потрясений.
Анализ семантики мотивов пути и дома указывает на актуализацию их архетипических значений, что позволяет сделать вывод о близости авторской концепции человека универсальной модели бытия, зафиксированной в мифах.
Путь в художественной системе Грина обеспечивает выход в окружающий мир, без которого невозможно нормальное существование человека, является условием непрерывного совершенствования последнего. Он осмысливается писателем как познание и активное преобразование человеком внешнего пространства, приобщение его к космосу. В процессе преодоления трудностей пути происходит физическое и духовное становление и развитие личности.
Дом у Грина представляет собой центр мира, космос, является средоточием важнейших ценностей. Он вносит стабильность в человеческое бытие, обеспечивает сохранение традиций и преемственность между поколениями.
Однако дом, отгораживающий героя от внешней среды, противостоящий пути, в творчестве писателя предстает неправильным домом и несет смерть. Но при отсутствии его движение персонажа становится пустым круговращением. Дом наполняет смыслом путь человека, является исходной и конечной точкой в его странствиях, необходимым нравственным ориентиром.
Особое место в гриновских произведениях занимает путь как поиск истинного дома. Именно путешествие придает человеческому жилищу сакральный характер. Тепло и уют домашнего очага - это ценность, которую нужно заслужить, которая обретается в результате нелегких исканий и требует усилий для ее сохранения.
Взаимодействие динамического и статического начал в художественной системе писателя имеет различный характер, но оно всегда значимо, так как выявляет сущность человека, служит своеобразным индикатором его отношений с окружающими людьми, с миром.
Антагонизм пути и дома либо отсутствие одного из данных элементов в судьбе гриновского героя становится знаком его конфликтного существования в мире. Равновесие этих начал в произведениях художника свидетельствует о том, что персонаж находится в согласии с самим собой и окружающими людьми.
Качество взаимоотношений пути и дома Грин ставит в зависимость от деятельностного потенциала героя. На первый план в творчестве писателя выходит идея человеческой активности.
Грин изображает мир амбивалентным. Достичь гармонии с ним может только активная личность, способная преобразовывать внешнюю среду,
Исключительную важность для художника представляет этический аспект деятельности. Истинной и, следовательно, результативной, является активность, направленная на созидание, на благо других людей. Деятельность, носящая деструктивный характер, приводит лишь к саморазрушению личности.
На сюжетном уровне гриновских творений идею движения воплощают не только универсальные интертекстуальные мотивы, но и индивидуально-авторские мотивы, представляющие собой внутритекстовые повторы. Мотивы алых парусов, серого автомобиля, Бегущей по волнам, золотой цепи объединяют сходные особенности функционирования в произведениях.
Их отличительной чертой является пересечение в семантическом аспекте с мотивами пути (алые паруса, серый автомобиль, Бегущая по волнам выступают в текстах писателя как средство / субъект перемещения в пространстве) и дома (золотая цепь соотносится с дворцом как часть его интерьера).
Помимо базового значения движения, данные мотивы несут в себе дополнительный смысл, вследствие чего приоритетная для Грина проблема человеческой активности получает новое освещение.
Мотив алых парусов в одноименной феерии писателя неразрывно связан с идеей творчества в сфере духовной жизни человека. Сотворение и реализация мечты, согласно авторской позиции, — одна из многочисленных форм деятельного существования личности. Созидательное отношение к миру проявляется и в любви, которая предстает величайшей ценностью, высшим знанием, доступным человеку активному.
, Мотив серого автомобиля вводит в текст гриновского произведения проблему бездуховного, механистического существования. Концептуально значимым в творчестве писателя является представление о «живой» и «мертвой» жизни и соотносящееся с ним особое понимание сущности движения, которое Грин разделяет на истинное и ложное. Первое, на ею взгляд отличается наличием цели, этической направленностью, естественностью и повышенной степенью трудности, второе — быстротой, легкость и бессодержательностью.
Логика развития характеров и сюжетов гриновских произведений сводится к мысли о том, что истинное движение требует от человека проявления максимальной физической и психической активности.
Мотив Бегущей по волнам, обладающий сложной семантической структурой, связан с целым комплексом авторских идей. Исследование закономерностей, его развития в тексте одноименного романа показывает, что данный мотив выводит на первый план проблему идеального, являющуюся одним из основных компонентов романтической эстетики.
Своеобразие гриновского взгляда на проблему заключается в том, что писатель в своем творчестве стремится преодолеть характерный для романтизма разрыв между реальным и идеальным. Он утверждает мысль о необходимости идеала как нравственного ориентира в жизни человека.
Как показывает исследование, мотив золотой цепи актуализирует в одноименном романе А. Грина тему губительного влияния богатства. Согласно авторской позиции, золото является мнимой ценностью, которая не может восполнить отсутствие активности в человеке и помочь ему в реализации своих мечтаний.
Текстуальный анализ позволяет сделать вывод о многозначности исследуемых мотивов, которой обусловлена их символизация в гриновских произведениях.
Полисемантичностью и поливалентностью, то есть способностью вступать во взаимодействие с другими сюжетными элементами, определяется ведущая роль данных мотивов в структурно-смысловой организации художественных текстов писателя. Являясь сквозными, заглавными образами, они способствуют воплощению авторской идейно¬философской концепции.



1. Акафистник: В 2 ч. - Ч. 1. - М, 1993. — 255 с.
2. Байрон Д. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда // Байрон Д. Г. паломничество Чайльд-Гарольда. Дон-Жуан. (Б-ка всемир. л-ры. Серия 2. Л-ра XIX в. Т. 69). - М., 1972. - С. 27-192.
3. Белый А. Священные цвета (Из цикла «Творчество жизни») // Белый А. Арабески. - М., 1911. - С. 115-129.
4. Блок А. А. Интеллигенция и революция И Блок А. А. Собр. соч.: В 6т.-М., 1971.-Т. 5.-С. 396-406.
5. Блок А. А. О романтизме И Блок А. А. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1971.-Т. 5.-С. 473-484.
6. Вересаев В. В. Живая жизнь (О Достоевском и Льве Толстом) // Вересаев В. В. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1985. - Т. 3. - С. 111-340.
7. Воспоминания об Александре Грине. - Л., 1972. — 608 с.
• 8. ' Горький А. М. О том, как я учился писать // Горький А. М. О
литературе. — М., 1980. С. 219-250.
9. Горький А. М. Разрушение личности // Горький А. М. О литературе. — М., 1980. — С. 49-98.
10. Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1965. - Т. 1-6.
11. Грин А. С. Стихотворения и поэмы. — Киров-на-Вятке, 2000.— 140 с.
12. Грин А. С. Черный автомобиль // Двадцатый век. - 1917. — № 18.—С.8.
х 13. Крымский альбом. - Феодосия - Москва, 1998. - 288 с.
14. Платонов А. Бессмертие // Литературный критик. - 1936. — № 8. - О. 114-128.
, 15.. РГАЛИ. - Ф. № 127. - On. № 1. - Ед. хр. № 1.
16. РГАЛИ. - Ф. № 127. - On. № 1. - Ед. хр. № 2.
17. РГАЛИ. - Ф. № 127. - On. № 1. - Ед. хр. № 7.
18. Святое Евангелие Господа Нашего Иисуса Христа. - Свердловск,1991.-256 с.
19. Тихонов Н. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1967. — Т. 1. Стихотворения. — 559 с.
20. Уэллс Г. Д. Морская дева. Роман // Вестник Европы. - 1904. - Т.
4. — №7 (июль). - С. 274-314; № 8 (август). — С. 680-723.
21. Стивенсон Р. Л. Бродяга // Стивенсон Р. Л. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1967.-Т 5.- С. 501-502.
22. Стивенсон Р. Л. Нравственная сторона литературной профессии // Стивенсон Р. Л. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1967. — Т 5. - С. 534—544.
23. Стивенсон Р. Л. Путешествие внутрь страны // Стивенсон Р. Л. Собр. соч.: В 5 т. -М., 1967. - Т 1. - С. 51-146.
24. Стивенсон Р. Л. Вилли с мельницы // Стивенсон Р. Л. Собр. соч.: В 5 т. - М., 1967. - Т 1. - С. 169-193.
Научно-теоретическая и критическая литература
25. Абашев В. В. Танец как универсалия культуры Серебряного века // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века: Материалы Третьих Дягилевских чтений. Вып. 1. - Пермь, 1993. - С. 7-19.
26. Абилова Ф. И. Образ Дома в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д' Эр- бервиллей // Художественный текст и культура. III: Материалы и тезисы докладов на междунар. конф. 13-16 мая 1999 г. - Владимир, 1999. - С. 267- 268.
27. Аверинцев С. С. Мария Египетская // Мифы народов мира: В 2 т. -Т. 2.-М., 1982.-С. 116-117.
28. Аверинцев С. С. Рай // Мифы народов мира: В 2 т. - Т. 2. - М., 1982.-С. 363-366.
29. Акаткин В. М. Мотив возвращения в рассказах А. Платонова («Река Потудань» и «Возвращение») // Андрей Платонов: проблемы интерпретации. - Воронеж, 1995. - С. 103-111.
30. Александр Грин: человек и художник: Материалы 14 междунар. науч. конф. — Симферополь, 2000. — 176 с.
31. Алиев Э. Проблема героя в послеоктябрьском творчестве А. С. Грина. - Баку, 1968. — 20 с.
32. Амлинский В. В тени парусов: Перечитывая А. Грина // Новый мир. - 1980. - № 10. - С. 238-249.
33. Антонов С. П. А. Грин. «Возвращенный ад» // Антонов С. П. От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах. - М., 1973. — с. 90-130.
34. Бааль В. Мой Грин: Заметки, размышления. К 100-летию со дня рождения А. Грина // Даугава. - 1980. - № 8. - С. 77-79.
35. Бабиева И. Р. Эпиграф из Л. Шадурна в романе А. Грина «Бегущая по волнам» // Роман и повесть в классической и современной литературе: Межвуз. сб. — Махачкала, 1992. — С. 52-66.
36. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983. - 191 с.
37. Бальбуров Э. Я. Мотив и канон // Сюжет и мотив в контексте традиции: Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1998. — С. 21-37.
38. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.„ 1975. - 502 с.
39. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990. — 543 с.
, 40.. Бент М. Течения или этапы? Еще раз о единстве романтизма //
Вопросы литературы. - 1990 (август). - С. 218-230.
41. Бердникова Е. П. Тема природы в «Вятских рассказах» Грина // Гриновские чтения - 95: Тезисы докладов к чтениям. - Киров, 1995. - С. 20-21.
42. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Вопросы философии. - 1990. - № 1. - С. 74-144.
43. Березин Е. В. Вятский флот эпохи А. С. Грина // Гриновские чтения - 95: Тезисы докладов к чтениям. — Киров, 1995. — С. 9-10.
44. Биккулова И. А. Символика серого цвета В «Белой гвардии» М. Булгакова // Проблемы эволюции русской литературы XX века: Материалы межвуз. науч. конф. - М., 1994. - С. 28-30.
. 45., Благасова Г. М., Кулабухова М. А. М. А. Булгаков и И. А. Бунин:
размышления о Доме // Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX - XX веков: Статьи и тезисы докладов междунар. науч, конф., посвященной 130-летию со дня рождения И. А. Бунина. — Белгород, 2000. — С. 144-149.
46. Болкунова Н. С. Мотивы Дома и Дороги в художественной проэе Н. В. Гоголя. - Саратов, 1999.
47. Борисова Н. В. Жизнь мифа в творчестве М. М. Пришвина. — Елец, 2001. — 282 с.
48. Ботникова А. Что осталось? (Наследие романтизма в начале XXI века // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания: Вып. 17. - Воронеж, 2001. - С. 34-46.
49. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. - М., 1999. — 626 с.(
50. Бочковская Т. Герои Гринландии: 100 лет со дня рождения А. Грина // Наука и религия. — 1980. - № 9. - С. 48-49.
51. Бочковская Т. Я. «Так как я пишу вещи необычные...»: Сравнение в романе А. Грина «Бегущая по волнам» // Русская речь. — 1990. — № 6. — С. 15-18.
52. Ван дер Энг Ян. Искусство новеллы. Образование вариационных
53. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М., 1966. - 404 с.
54. Васюченко Н. Весть с воли: Заметки о прозе А. Грина // Детская литература. — М., 1992. — № 1. — С. 44-50.
55. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. — М., 1999. — 556 с.
56. Вдовин. А. Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения) // Урал. - 2000 (август).
57. «Вечные» сюжеты русской литературы: «Блудный сын» и другие / Под ред. Е. К. Ромодановской и В. И. Тюпы. - Новосибирск, 1996. — 180 с.
58. Веселова Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика. Автореферат диссертации... — Тверь, 1998. — 24 с.
59. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н'. Историческая поэтика. - М., 1989. — 404 с.
60. Ветловская В. Е. Вопросы теории сюжета // Русская литература и культура Нового времени. - СПб., 1994. - 270 с. — С. 195-207.
61. Викторович В. А. Понятие мотива в литературоведческом исследовании // Русская литература XIX века: Вопросы сюжета и композиции. Вып. 2. - Горький, 1975. - С. 189-191.
62. Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С. Собрание сочинений: В 6 т. -М., 1965.-Т. 1.-С. 3-36.
63. Волков И. Ф. Теория литературы. - М., 1995. — 256 с.
64. Вольпе Ц. Об авантюрно-психологических новеллах А. Грина // Вольпе Ц. Искусство непохожести. — М., 1991. — С. 22-43.
65. Гаврикова И. Ю. Проблема вечности в прозе писателей конца ХЕХ — начала XX века (А. Белый, М. Горький, Ф. Ницше) // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века: Материалы Третьих Дягилевских чтений.
Вып. 1. - Пермь, 1993. - С. 44-51.
66. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. - М., 1993. - С. 28-82.
67. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека: Антология. — М., 1993. - С. 240-296.
68. Гладышева Л. А. Алые гриновские паруса: [Заметки о языке произведений А. Грина] // Русский язык в школе. - 1980. -№ 4. - С. 53-56.
69. Гордейчев В. В стране «Гринландии»: Рассказ об одном автографе [А. С. Грина] // Подъем. — 1981. — № 11. - С. 139-140.
70. Горнфельд А. Г. Рецензия на книгу: Грин А. С. Искатель приключений // Русское богатство. — 1917. - № 6—7.
71. Горшков А. И. Тайна соседства слов: Заметки о языке повести [А. Грина] «Алые паруса» // Русская речь. — 1980. — № 4. — С. 3-8.
72. Григорьева Л. П. Традиции фантастического в новеллистике А. Грина // Литературный процесс: традиции и новаторство: Межвуз. сб. науч, тр. — Архангельск, 1992. — С. 149-159.
73. Гринштейн А. Л. Карнавал и маскарад в художественной литературе: Уч. пос. - Самара, 1999. - 118 с.
74. Гуревич А. М. Романтизм в русской литературе. - М., 1980. - 103 с.
75. Дарьялова Л. Н. Русская литература XX века после Октября. Динамика размежевания и схождений. Типы творчества (1917-1932). — Калининград, 1998. - 119 с.
76. Джанашия Л. Г. Формы художественной условности в русской прозе 20-х годов: (А. Грин, М. Булгаков, Е. Замятин). — М., 1996. — 169 с.
77. Дикова Т. «Знакомый» и незнакомый Грин: (Проблемы поэтики художника в критике) // XX век. Литература. Стиль. — Екатеринбург, 1996. -Вып. 2.-С. 141-149.
78. Дикова Т. Ю. Рассказы Александра Грина 1920-х годов: (Поэтика оксюморона). — Екатеринбург, 1996. — 245 с.
79. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX — начала XX веков. — Л., 1977. — С. 365 с.
80. Доманский Ю. В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. — Тверь, 1999. — 93 с.
81. Дунаевкая И. Туда, где тихо и ослепительно... Опыт христианско- изотерического прочтения А. Грина // Наука и религия. - 1993. — № 8. — С. 52-55.
82. Дунаевская И. К. Эстетико-философский смысл образа леса в творчестве А. Грина // Известия АН ЛатвССР. — 1982. - № 6. — С. 68-80.
83. Дунаевская И. К. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А. Грина. — Рига, 1988. - 168 с.
84. Дякина А. А. Духовное наследие М. Ю. Лермонтова и поэзия Серебряного века. - М., 2001. — 239 с.
85. Евангельский текст в русской литературе XVIII — XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр. - Петрозаводск, 1994.-387 с.
86. Европейский романтизм. — М., 1973. — 497 с.
87. Егорова Л. П. Технология литературоведческого исследования.— Ставрополь, 2001. - 166 с.
88. Еременко М. В. Мифопоэтика Леонида Андреева. — Саратов,2001. -185 с.
89. Жилина Н. П. Дом как аксиологическое понятие в рассказах Шукшина // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы науч. конф. - М., 2002. - С. 219-221
90. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин; Пушкин и западные литературы: Избранные труды. - Л., 1978. — 423 с.
$ ’ I
91. Журчева О. В. Образы времени и пространства как средство выражения авторского сознания в драматургии М. Горького // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы науч. конф. — М.,2002. -С. 99-101.
92. Загвоздкина Т. Е. Жанровая специфика повествования А. Грина И Жанры в литературном процессе. - Вологда, 1986. — С. 111-122.
93. Загвоздкина Т. Е. Жанровое своеобразие новеллистики А. Грина. Становление романа // Функционирование малых жанров в историко- литературном процессе. - Киров, 1991. - С. 63-68.
94. Загвоздкина Т. Е. Особенности поэтики романов А. С. Грина: [Проблемы жанра]. - Вологда, 1985. — 215 с.
95. Загвоздкина Т. Е. Романтическая мифологизация в творчестве А.
С. Грина: (от новеллы к роману) И Малые жанры в русской и советской литературе. — Киров, 1986.— С. 120-134.
96. Загвоздкина Т. Е. Своеобразие эстетического идеала в романах А. Грина // Анализ художественного произведения. — Киров, 1993. - С. 162- 169.
97. Загвоздкина Т. Е. Формы условности в творчестве А. Грина. — Гриновские чтения — 95: Тезисы докладов к чтениям. — Киров, 1995. — С. 18-20.
98. Заманская В. В. Русская литература первой трети XX века: проблемы экзистенциального сознания. — Екатеринбург, 1996. — 408 с.
, 99., Зверева Л. И. Фантастика как средство выражения авторской
концепции в творчестве Е. Замятина («Мы») и А. Толстого («Аэлита») // Кредо. - Тамбов, 1995. — № 10-11. — С. 31-39.
100. Иваницкая Е. Н. Мир и человек в творчестве А. С. Грина. — Ростов-на-Дону, 1993. — 64 с.
101. Изергина Н., Кобзев Н. Неизданные автографы А. С. Грина И Крым - 90: Альманах. — Симферополь, 1990. — С. 53-57.
102. История русской литературы XX века. Серебряный век / Под ред.
103. Кагарлицкий Ю. И. Герберт Уэллс. Очерк жизни и творчества. — М., 1963.-277 с.
104. Карпов И. П. Автор в русской прозе (Чехов, Бунин, Андреев, Грин): Очерки типологии авторства. - М., Йошкар-Ола, 1997. — 72 с.
105. Карпов Н. А. «Приглашение на казнь» и «тюремная» литература эпохи романтизма (к проблеме «Набоков и романтизм») И Русская литература. — 2000. - № 2. - С. 203-210.
106. Келдыш В. А. К проблеме литературных взаимодействий в начале XX века (о так называемых «промежуточных» художественных явлениях) // Русская литература. — 1979. — № 2. — С. 3-27.
107. Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. — М., 1975. — 279 с.
108. Ким Су Чанг. О символике цвета и числа в повести М. Булгакова «Дьяволиада» // Вестник Санкт-Петербургского университета. - СПб., 1997. -,14 с. .
109. Киреев Р. Александр Грин: «Главное событие моей жизни» // Наука и религия. - 2001. - № 11. - С. 40-43.
110. Кириллова И. В. Психологическая проза А. Грина. (К проблеме соотношения сознательных и подсознательных начал в человеке).— М., 1994.-10 с.
111. Киркин Ю. В. Александр Грин: Библиографический указатель произведений А. С. Грина и литературы о нем 1906-1977 гг. - М., 1980 - 64 с.
112. Кобзев Н. А. Роман Александра Грина: (Проблематика, герой, стиль). -Кишинев, 1983. - 140 с.
ч 113. Ковский В. «Фантазия требует строгости...»: [О творчестве А. Грина] // Литературная учеба. - 1980. -№ 4. - С. 89-98.
114. Ковский В. Блистающий мир Александра Грина // Грин А. С.
115. Ковский В. Возвращение к Александру Грину: [О литературной судьбе писателя] // Вопросы литературы. — 1981. - № 10. - С. 45-81.
116. Ковский В. Е. Реалисты и романтики: Из творческого опыта русской советской классики. — М., 1990. — 383 с.
117. Ковский В. Романтический мир Александра Грина. - М., 1969. — 266 с.
118. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX - XX веков. - М., 1990. - 336 с.
. 119% Комлик Н. Н. Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте
традиций русской народной культуры. - Елец, 2000. — 265 с.
120. Концепт движения в языке и культуре: Сб. ст. — М., 1996. — 383 с.
121. Корнеева Е. В. Мотивы художественной прозы и драматургии Леонида Андреева. - Елец, 2000. - 171 с.
122. Кудрин В. Миры Александра Грина И Наука и религия. — 1993. — №9.-С. 46-47.
123. Липелис А. Мир героев Александра Грина // Вопросы литературы. - 1973. - № 9. - С. 242-252.
124. Литературный текст: Проблемы и методы исследования. 6 / Аспекты теоретической поэтики: К 60-летию Н. Д. Тамарченко: Сб. науч, тр. — М.; Тверь, 2000. — Вып. 6. - 244 с.
125. Логвин Г. П. Идеализация в поэтике А. С. Грина // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - М., 1987. — № 3. - С. 70- 72.
126. Лопуха А. О. О неоромантизме А. С. Грина // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. - Петрозаводск, 1991.-С. 147-152.
127. Лопуха А. О. Поэтика фантастического у А. С. Грина // Жанр и композиция литературного произведения. - Петрозаводск, 1988. - С. 126- 134.
128. Лопуха А. О. Эстетический идеал и специфика его выражения в творчестве А. С. Грина. - Петрозаводск, 1987. - 184 с.
129. Лосев А. Ф. Логика символа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991. — С. 247-274.
130. Лотман. Ю. М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. - Т. 2. - Таллинн, 1992. - С. 389-415.
131. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988. - 352 с.
132. Лотман Ю. М. Дом в «Мастере и Маргарите» // Лотман Ю. М. О русской литературе. — С.-Петербург, 1997. - С. 748-754.
133. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Т. 1. — Таллинн, 1992. — С. 377-380.
134. Лотман Ю. М. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте // Лотман Ю. М. Семиосфера. - С.-Петербург, 2000. - С. 303-313.
135. Лотман Ю. М. Семантика числа и тип культуры // III Летняя школа по вторичным моделирующим системам. Тезисы. — Тарту, 1968. — С. 103-109.
136. Лучников М. Ю. Мотивы круга и дороги в сюжете «Дыма» И. С. Тургенева (к вопросу о сюжетном единстве романа) И Проблемы исторической поэтики в анализе литературного произведения: Сб. науч. тр. — Кемерово, 1987.-С. 65-71.
137. Ляхова Е. И. Драматизм одиночества (эстетическая интерпретация художественного мотива) // Эстетический дискурс: семио- эстетические исследования в области литературы: Межвуз. сб. науч. тр. — Новосибирск, 1991.-С. 52-61.
138. Ляшева Р. П. Проблема типологии романтического художественного образа: (Современная советская проза). — М., 1979. — 24 с.
139. Максимов Д. Е. Идея пути в поэтическим мире Александра Блока // Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. — Л., 1981. - С. 6-151.
140. Малинкович И. Судьба старинной легенды. — М., 1999. — 151 с.
141. Манн Ю. М. Карнавал и его окрестности // Вопросы литературы. -1995.-№ 1.-С. 154-182.
142. Манн Ю. М. Поэтика русского романтизма. - М., 1976. - 375 с.
143. Мароши В. В. Сюжет Крысолова в русской литературе XX века // Литературное произведение: Сюжет и мотив: Сб. науч. тр. - Новосибирск, 1999.-240 с.
144. Матвеева Н. Сила сюжета и паруса романтизма: [Заметки о творчестве А. Грина] // Литературная учеба. - 1980. -№ 4. — С. 99-105.
145. Медведева Н. Г. Мифологическая образность в романе А. С. Грина «Блистающий мир» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — 1984. - № 2. — С. 24-30.
146. Мейлах М. Б. Воздух // Мифы народов мира: В 2 т. — Т. 1. — М.,1980.-С. 241.
147. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. - М.,1994. —С. 136 с.
148. Мельников Г. П. Живое / неживое: голем, машина и концепция современной культуры Э. Фромма // Миф в культуре: человек — не человек. -М., 2000.-С. 169-179.
149. Мельникова Л. А. Атрибутивная сочетаемость в художественной прозе А. С. Грина. - Минск, 1980. - 23 с.
150. Мескин В. А. Грани русской прозы: Ф. Сологуб, Л. Андреев, И. Бунин. - Южно-Сахалинск, 2000. - 152 с.
151. Мечта разыскивает путь: материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию А. С. Грина. - Киров, 2001. - 144 с.
152. Мир романтизма: Материалы междунар. науч. конф. «Мир романтизма» (IX Гуляевских чтений). - Тверь, 2000. - Вып. 3 (27). — 178 с.
153. Мир романтизма: Материалы междунар. науч. конф. «Мир романтизма» (IX Гуляевских чтений). - Тверь, 2000. - Вып. 4 (28). — 184 с.
154. Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. — М., 1980.-216 с.
155. Мущенко Е. Г. «Живая жизнь» как эстетическая универсалия серебряного века // Филологические записки. - Воронеж, 1993. — Вып. 1. —С. 41-49.
156. Мущенко Е. Г. «Человеку нет конца пути...» Антропология русской литературы XX века И Вестник ВГУ. Серия 1. Гуманитарные н&уки. 1988. - № 2. - С. 53-65.
157. Мущенко Е. Г. Путь к новому роману на рубеже XIX — XX веков. -Воронеж, 1986.- 186 с.
158. Мущенко Е. Г. Человек и мир в искусстве эпохи рубежа. 1980— 1916 // Русская литература XX века. — Воронеж, 1999. — С. 21-22.
159. Неклюдов С. Ю. Оборотничество // Мифы народов мира: В 2 т. - Т.2. — М., 1982.-С. 234-235.
160. Никонова Т. А. Герой и масса в динамике пространственно- временных координат в русской литературе советского периода // Вестник ВГУ. Серия 1. Гуманитарные науки. - 1988. -№ 2. - С. 66-81.
161. Нямцу А. Е. Поэтика традиционных сюжетов.— Черновцы, 1999 — 176 с.
162. Оливье С. Александр Грин и приключенческий жанр в ’ англосаксонской литературе // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - М., 1990. - Т. 49. — № 1. - С. 70-74.
163. Орлицкий Ю. Б. «Необычайная форма»: уникальность и универсальность ( о рассказе А. Грина «Ли»). — Гриновские чтения — 95: Тезисы докладов к чтениям. - Киров, 1995. - С. 1-3.
164. Осипова Н. О. Поэмы М. Цветаевой 1920-х годов: проблема художественного мифологизма. - Киров, 1997. — 101 с.
165. От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993.
166. Паустовский К. Волшебник // Паустовский К. Избранное. — М., 1961.-С. 222-227.
167. Петровский М. О происхождении сюжета «Алых парусов» А. С. Грина И Литература. - 1997. - № 24. - С. 2-3.
168. Петросов К. Г. О романтизме в русской литературе конца XIX — начала XX века (к постановке нерешенных проблем) // Вопросы романтического метода и стиля: Межвуз. темат. сб. — Калинин, 1978. — С. 108-116.
169. Платонов А. Рассказы А. Грина // Платонов А. Размышления читателя: Литературно-критические статьи и рецензии. - М., 1980. - С. 72- 78.
170. Потапова Н. В. Философская направленность романов А. С. Грина //^Советская литература в прошлом и настоящем. - М., 1990. - С. 72-84.
171. Приходько И. С. Александр Блок и русский символизм: мифопоэтический аспект. - Владимир, 1999. - 80 с.
172. Проблемы исторической поэтики. Вып. 2: Художественные и научные категории: Сб. науч. тр. — Петрозаводск, 1992. — 161 с.
173. Пропп В. Я. Морфология сказки. — Л., 1928. - 152 с.
174. Пропп В. Я. Поэтика фольклора (Собрание трудов В. Я. Проппа). -М., 1998.-352 с.
175. Прохоров Е. Александр Грин. - М., 1970. — 92 с.
176. Путилов Б. Н. Веселовский и проблема фольклорного мотива // Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. — СПб.,1992. -С. 74-86.
177. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В. Я. Проппа.-М., 1975.-С. 141-155.
178. Ревич В. Нереальная реальность // Ревич В. Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. - М.» 1998. - С. 69-78.
179. Ревякина А. Некоторые проблемы романтизма XX века и вопросы искусства в послеоктябрьском творчестве Александра Грина. -М.,1970.- 20 с.
180. Романенко В. А. Лингвопоэтическая система сквозных символов в творчестве А. С. Грина. - Тирасполь, 1999. - 241 с.
181. Романенко В. А. Символы «круг» и «дорога» в романе А. С. Грина «Блистающий мир» И Вестник Приднестровского университета. — Тирасполь, 1996. - № 2. — С. 66-68.
182. Россельс В. М. А. С. Грин // История русской советской литературы: В 4 т. - Т. 1. 1917-1929. - М., 1967. - С. 370-392.
183. Россельс В. М. Олень вечной охоты (А. С. Грин) // Россельс В. М. Сколько весит слово: Статьи. - М., 1984. — С. 346-429.
184. Русская литература XX века. 1890 -1910: ВЗт. / Под ред. пр. С. А. Венгерова.-М., 1914.-Т. 1.-411 с.
185. Рыбаков В. Две жизни А. Грина // Семья и школа. — 1980. - № 8. —
С. 43-45.
186. Рынкевич В. Тайна прибрежного замка // Вопросы литературы. —1996.-Вып. 5.— С. 341-342.
187. Саидова М. В. Поэтика А. С. Грина. (На материале романтических новелл). - Душанбе, 1974. - 219 с.
188. Самойлова В. Д. Творчество А. Грина и проблемы романтизма в советской литературе. — М., 1968. — 265 с.
189. Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX — начала XX века. - М., 1992. - 376 с.
190. Семибратов В. К. А. С. Грин — христианин: вятские истоки. — Гриновские чтения - 95: Тезисы докладов к чтениям. — Киров, 1995. — С. 5-6.
191. Силантьев И. В. Семантическая структура повествовательного мотива // Литературное произведение: сюжет и мотив: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1999.-С. 10-28.
192. Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Очерк историографии. — Новосибирск, 1999. - 103 с.
193. Ситникова Л. Александр Грин и Сигизмунд Кржижановский // Бинокль. - 2001. - № 9 (октябрь).
194. Скепнер Л. С. Об архангельской ссылке А. С. Грина // Русская литература. — 2001. -№ 3. — С. 120-125.
195. Соколов М. Н. Окно // Мифы народов мира: В 2 т. - Т. 2. - М., 1982.-С. 250-251.
196. Сукиасова И. Новое об Александре Грине // Литературная Грузия. -1968.-№ 12.-С. 67-76.
197. Тарасенко Н. Свет мой тихий // Крым — 90: Альманах. — Симферополь, 1990.-С. 57-61.
• 198. Тертерян И. Романтизм как целостное явление // Вопросы
литературы. — 1983. - № 4. - С. 151—180.
199. Толмачев В. Н. От романтизма к романтизму: Английский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. — М., 1997'. — 363 с.
200. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. — 334с.
201. Топоров В. Н. Мышь // Мифы народов мира: В 2 т. - Т. 2. - М., 1982.-С. 190.
202. Топоров В. Н. Пространство // Мифы народов мира: В 2 т. — Т. 2. -М., 1982.-С. 340-342.
203. Топоров В. Н. Путь // Мифы народов мира: В 2 т. - Т. 2. — М., 1982.-С.352-353,
204. Топоров В. Н. Река // Мифы народов мира: В 2 т. - Т. 2. - М.,1982.-С. 374-376.
205. Топоров В. Н. Числа // Мифы народов мира: В 2 т. — Т. 2. - М., 1982.-С. 629-631.
206. Топоров В. Н., Мейлах М. Б. Круг // Мифы народов мира: В 2 т. — Т.2.-М., 1982. -С. 18-19.
207. Ульянцев Д. М. Идейно-художественные функции заглавий в рассказах А. П. Платонова. Автореферат диссертации...- Одесса, 1985. — 17 с.
208. Урнов М. Роберт Луис Стивенсон: (Жизнь и творчество) // Стивенсон Р. Л. Собр. соч.: В 5 т. - М., 1967. — Т. 1. - С. 3^48.
209. Утехин Н. П. «Мастер и Маргарита». Источники истинные и мнимые // Утехин Н. П. Современность классики. — М., 1986. — С. 282-331.
210. Фоменко Л. П. «Дом» и «дорога».в романе Андрея Платонова «Чевенгур» // Андрей Платонов: проблемы интерпретации. — Воронеж,1995. -С. 97-103.
211. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1997. — 448 с.
212. Хализев В. Е. Теория литературы. - М., 1999. - 398 с.
213. Харчев В. В. Поэзия и проза Александра Грина. — Горький, 1975. -256 с.
214. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М., 1970. — 392 с.
215. Хрулев В. И. Романтизм Александра Грина: (Эволюция и сущность). - Уфа, 1994. - 232 с.
216. Хрулев В. И. Условный и реальный мир в творчестве Александра Грина // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1976. -№ 6.-С. 3-13.
217. Царик Д. К. Константин Паустовский. Очерк творчества. — Кишинев, 1979. - 124 с.
218. Царик Д. К. Типология неоромантизма. - Кишинев, 1984. - 167 с.
219. Царькова Ю. «В уме своем я создал мир иной...»: (Об особенностях художественной организации «фантастического» мира А. Грина) // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых. - Тверь, 2000. - С. 45-54.
220. Царькова Ю. Летающие люди в художественном мире А. Грина // Материалы конференции молодых ученых. — Псков, 2000. — С. 87-94.
221. Царькова Ю. Реальное и фантастическое в художественном мире
А. Грина. (Из наблюдений над онимами) // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. — Тверь, 2000. — С. 150-151.
’ 222. Царькова Ю. Чудо й вера в романе А. С. Грина «Блистающий
мир» // Тексты и мифологические модели. Материалы международной научной конференции (доклады, статьи, публикации). - Коломна, 2001. — С. 174-180.
223. Цивьян Т. В. Архетипический образ дома в народном сознании // Живая старина. - 2000. - № 2. - С. 2-4.
224. Цивьян Т. В. Движение и путь в балканской модели мира: исследования по структуре текста. — М., 1999. - 374 с.
225. Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Семиотика культуры: Труды по знаковым системам. Вып. X. - Тарту, 1978. - С. 65-85.
’ 226. Цонева А. Субъектный строй рассказов А. С. Грина (к вопросу о
методе писателя) // Проблема автора в русской литературе XIX - XX веков: Межвуз. сб. — Ижевск, 1978. — С. 83-90.
227. Шабалин А. Мистическое начало в творчестве Александра Грина И КОН: культура, общество, наука. — Тюмень, 1992. - № 1. — С. 46-50.
228. Шатин Ю. В. Мотив и контекст И Роль традиции в литературной жизни эпохи: Сюжеты и мотивы: Сб. науч, тр — Новосибирск, 1995. — С. 5-16.
229. Щеглов М. Корабли А. Грина // Щеглов М. Литературно-критические статьи. — М., 1958. — С. 233-241.
230. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. — М., 2000. — 414 с.
231. Эткинд Э. Г. Флейтист и крысы. Поэма М. Цветаевой «Крысолов» в контексте немецкой народной легенды и ее литературных обработок И Вопросы литературы. - 1992. - Вып. 3. - С. 43-74.
232. Юнг К. Г. К вопросу о подсознании // Юнг К. Г., фон Франц М.- Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. — М.,1997.-С. 13-102.
233. Юнг К. Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К. Г;, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. - М., 1997. - С. 337-346.
234. Юнг К. Г. О психологии бессознательного // Юнг К. Г. Психология бессознательного. — М., 1998. — С. 70-85.
235. Яблоков Е. А. Александр Грин и Михаил Булгаков (романы «Блистающий мир» и «Мастер и Маргарита») И Филологические науки. — 1991.-№ 4.-С. 33-42.
236. Gyurcsik I.-L. Primele povestiri ale lui Alexandr Grin // Studii de literature romana §i comparata. - Timi§oara, 1976. — S. 120-128.
, 237. Pollak S. Geograf krajow urojonych // Pollak S. Wyprawy za trzy
morza. Szkice о literaturze rosyjskiej. — Warszawa, 1962. - S. 180-196.
Справочная литература
238. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. — М., 1995.-512 с.
239. Библейская энциклопедия (Репринтное издание: Библейская энциклопедия: В 4 вып. /сост. Архимандрит Никифор. - М., 1891). - М., 1990.-902 с.
240. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. — М., 1996. — 335 с.
241. Даль В. Толковый словарь (Воспроизведение 2 издания 1880-1881 гг). - Т. 1. - М., 1935. - 723 с.
242. Даль В. Толковый словарь (Воспроизведение 2 издания 1880-1881 гг). - Т. 2. - М., 1935. - 807 с.
243. Жюльен Н. Словарь символов. — Челябинск, 1999. — 498 с.
244. Испанско-русский словарь. - М., 1954.
245. Керлот X. Э. Словарь символов. — М., 1994. — 608 с.
246. Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. — М., 1961-1975. — Т.
2. -М., 1964.-1056 стб.
247. Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. - М., 1961-1975. — Т.
4. -М., 1967.- 1024 стб.
248. Краткая литературная энциклопедия: В 8 т.- М., 1961-1975. — Т. 6,-М., 1971.-1040 стб.
249. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. — 484 с.
250. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. - 752 с.
251. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М.,1996. -416 с.
252. Мифологический словарь. — М., 1991. - 736 с.
253. Мюллер В. К. Англо-русский словарь. — М., 1977. - 888 с.
254. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. - М.» 1974. -383 с.
255. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М., 1999. - 384 с.
256. Русские писатели 20 века: Биографический словарь. — М., 2000. — 808 с.
257. Славянская мифология. Энциклопедический словарь - М., 1995 — 416 с.
258. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. - М., 1999.-Т.2.-697 с.
259. Словарь русского языка: В 4 т. - М., 1985-1988. - Т.1.- М., 1985.— 696 с.
260. Словарь русского языка: В 4 т. - М., 1985-1988. - Т. 2. - 1986. — 736 с.
261. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический словарь. - М., 1999. - 319 с.
262. Трессиддер Д. Словарь символов. - 1999. — 448 с.
263. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. — М., 1997. - 512 с.
264. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. — М., 2002. - 591 с.
265. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М., 2000. — 576 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ