СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
|
Введение
ГЛАВА I. Современное состояние проблемы социальной адаптации и артпсихокоррекции молодёжи средствами театра 9
ГЛАВА II. Потенциал театральной артпсихокоррекции как результат интеграции её основных направлений 41
2.1. Театр как форма коллективной деятельности 41
2.2. Театр как психодраматический феномен 67
2.3. Театр как фактор эстетического развития 79
ГЛАВА III. Цели, задачи, стратегия, тактика и методы адаптирующей театральной артпсихокоррекции на разных этапах становления и развития 99
Заключение 154
Список литературы 156
Приложение
ГЛАВА I. Современное состояние проблемы социальной адаптации и артпсихокоррекции молодёжи средствами театра 9
ГЛАВА II. Потенциал театральной артпсихокоррекции как результат интеграции её основных направлений 41
2.1. Театр как форма коллективной деятельности 41
2.2. Театр как психодраматический феномен 67
2.3. Театр как фактор эстетического развития 79
ГЛАВА III. Цели, задачи, стратегия, тактика и методы адаптирующей театральной артпсихокоррекции на разных этапах становления и развития 99
Заключение 154
Список литературы 156
Приложение
Актуальность темы. Одна из отличительных черт современной эпохи — неуклонный рост в среде детей и молодёжи дезадаптированности, девиантности и делинквентности. Этот процесс обусловлен духовно-нравственным кризисом в обществе и утратой в системе воспитания позитивных отношенческо-поведенческих ориентиров. Их следствием являются исчезновение у молодого поколения гражданских идеалов (при частой неспособности воспринять и ценности делового предпринимательства), расцвет иждивенчески-потребительских ориентаций, повсеместный рост криминализации молодёжи. Одновременно растёт и феномен раннего психологического одиночества, противоречащий русскому менталитетному запросу на коллективный (“соборный”, “общинный”) стиль взаимоотношений.
На уровне семейного воспитания утрата обществом позитивных ориентиров выражается либо в типичных крайностях пренебрежения и агрессии к детям, либо в широко распространённых тенденциях к их гиперопеке (бытовой, интеллектуальной, социальной). В обоих случаях внутрисемейная интеракция осуществляется без учёта душевной жизни ребёнка.
На уровне общественного воспитания духовно-нравственный общественный кризис проявляется прежде всего в девальвации исконно отечественного принципа социализации личности в деятельном коллективе, выступающем как ведущее средство становления коммуникативных способностей, эмпатико-альтруистических чувств и активных гражданских качеств.
В новой, значительно осложнённой общественной реальности остро встаёт вопрос об изыскании таких методов воспитания, которые бы эффективно выходили на проблему ревальвации всё более утрачиваемых молодёжью (вслед за многими представителями старшего поколения) гуманистических нравственных ценностей.
Противостоять негативным тенденциям в семье и школе стремятся сегодня многие педагоги и психологи, но, к сожалению, далеко не всегда их активность приводит к успеху, поскольку ими оказываются под¬час неучтёнными социальные реалии сегодняшнего дня, групповые и личностные особенности воспитуемых, требующие неординарных средств психолого-педагогического воздействия.
Общественное неблагополучие ставит вопрос о необходимости максимально доступного педагогам и психологам облагораживания самой воспитательной среды (на уровне психологии малых групп), способной своей деятельностью до некоторой степени нивелировать негативные общественные воздействия. Уже только с этой точки зрения повышается значение приобщения воспитуемых и воспитателей к классической художественной культуре, являющейся средоточием гуманистических нравственных ценностей. С другой стороны, необходимость преодоления отношенческих аномалий поднимает вопрос о тесной взаимосвязи социальной адаптации с приёмами психокоррекции, одним из эффективных вариантов которой является артпсихокоррекция, понимаемая как позитивное воздействие на личность воспитуемого высоконравственными ценностями художественной классики и благородными отношениями, возникающими в процессе совместного (пассивного или активного) художественного творчества.
В ряду разнообразных видов артпсихокоррекции, связанных с использованием разных родов искусств, очевидно выделяется театральная артпсихокоррекция, сензитивно отвечающая потребности детства и отрочества в игровой деятельности, отражающая мир наиболее понятны¬ми для любого возраста средствами и предполагающая возможность широкой коллективной интеракции. Эти особенности искусства театра подчёркивают многие педагоги, психологи и деятели культуры, начиная с Л.С.Выготского и К.С.Станиславского. Сегодня обращение к адаптационно-коррекционным возможностям театра, по нашему мнению, может привести к выявлению одного из реальных средств эффективного преодоления девальвации нравственных ценностей — основы
Цель исследования: выяснить возможности, стратегию и этапную тактику театральной артпсихокоррекции в работе с дезадаптированными и девиантными детьми и подростками в учебно-трудовом коллективе экстерной школы-интерната.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем:
Адаптационные возможности театральной артпсихокоррекции значительно вырастают на основе синтеза её ведущих направлений и гибкого применения стратегий и методов, отвечающих задачам отдельных этапов становления и развития конкретного разновозрастного подростково-молодёжного коллектива.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:
1. Изучить современное состояние проблемы адаптации и артпсихокоррекции молодёжи средствами театра с учётом психологических осо¬бенностей молодого поколения 90-х годов;
2. Определить основные направления театральной психокоррекции с поиском путей их продуктивной интеграции;
3. Выделить и экспериментально исследовать этапы адаптирующей артпсихокоррекционной работы с точки зрения динамики задач, стратегий и методов в процессе становления и развития разновозрастного подростково-молодёжного содружества.
Объект исследования: учащиеся, молодые воспитатели и педагоги- психологи экстерной школы-интерната.
Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Б.В.Зейгарник, о воспитуемости общественно значимых нравственных, интеллектуальных и волевых качеств личности. Эта позиция, восходящая к психолого-педагогическим представлениям
В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, А.Н.Острогорского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, В.П.Кащенко, П.П.Блонского,А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, развивалась в дальнейшем и развивается в наше время в трудах Л.И.Божович, А.В.Брушлинского, Л.В.Запорожца, А.Ф.Шикуна, Д.Б.Эльконина и в работах представите¬лей отечественной социальной психологии — Г.М.Андреевой, А.А.Бодалёва, Р.Б.Гительмахера, А.Д.Глоточкина, В.В.Новикова. Од¬ним из аспектов исследования являются представления Я.Морено о психодрамном потенциале театрального действа.
Методами исследования выступают: метод наблюдения, анализа и оценки результатов деятельности; постановка деятельностного эксперимента в условиях учебно-воспитательного процесса; обобщение личного опыта исследователя; метод теоретического анализа опыта отечественной и зарубежной артпсихокоррекции.
Новизна исследования заключается в том, что впервые в теоретическом и практическом плане осуществляется синтез трёх исторически определившихся направлений социальной адаптации посредством театральной артпсихокоррекции с учётом психологических особенностей современной молодёжи. Одновременно осуществляется методическая разработка целей, стратегии и способов социальной адаптации “трудных” детей и подростков средствами театра, чему в современной социально-психологической и психолого-педагогической литературе аналогов нет.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней:
— проводится интеграция прежде разрозненных направлений театральной артпсихокоррекции;
— даётся обоснование механизмов их адаптационного воздействия;
— методически разрабатывается один из возможных путей позитивной социализации “трудных” детей и подростков.
Результаты исследования могут оказаться полезными для практической деятельности педагогов и психологов.
Апробация работы: Исследование проводилось в соответствии с целевой комплексной программой федеральной НИР “Университеты России”. Результаты диссертации освещены на конференциях и научно¬методических семинарах в Твери, Новгороде, Торжке. Материалы работы использовались при проведении лекций по общей и социальной психологии в Тверском государственном университете, а также в практической деятельности подростково-юношеских театров “Юный гражданин” и “Синяя Птица”, Ступинской экстерной школы-интерната “Феникс”.
Публикации. Основное содержание работы отражено в 25 публикациях.
Структура диссертационной работы состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии (308 наименований) и приложения (14 таблиц).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Обращение к театральной артпсихокоррекции отвечает насущной необходимости изыскания средств преодоления массовой девальвации нравственных ценностей в среде современной молодёжи.
2. Исторически накопленный потенциал театральной артпсихокоррекции предполагает возможность творческого синтеза ранее изолированных друг от друга её направлений с открытием новых возможностей в эффективной социализации учащихся.
3. Использование средств театральной психокоррекции зависит от уровня и стадии развития учебно-трудового разновозрастного детско- подростково-молодёжного коллектива.
4. Театральная артпсихокоррекция способствует индивидуальному и групповому осознанию учащимися позитивных конвенциальных норм, что содействует формированию положительной стратификации школьного коллектива и способствует становлению в деятельности эмпатически-аффилиационного, взаимоответственного стиля интерперсональных отношений.
5. Театральная артпсихокоррекция предполагает адаптационное соответствие педагогов-психологов задачам театральной психокоррекции.
На уровне семейного воспитания утрата обществом позитивных ориентиров выражается либо в типичных крайностях пренебрежения и агрессии к детям, либо в широко распространённых тенденциях к их гиперопеке (бытовой, интеллектуальной, социальной). В обоих случаях внутрисемейная интеракция осуществляется без учёта душевной жизни ребёнка.
На уровне общественного воспитания духовно-нравственный общественный кризис проявляется прежде всего в девальвации исконно отечественного принципа социализации личности в деятельном коллективе, выступающем как ведущее средство становления коммуникативных способностей, эмпатико-альтруистических чувств и активных гражданских качеств.
В новой, значительно осложнённой общественной реальности остро встаёт вопрос об изыскании таких методов воспитания, которые бы эффективно выходили на проблему ревальвации всё более утрачиваемых молодёжью (вслед за многими представителями старшего поколения) гуманистических нравственных ценностей.
Противостоять негативным тенденциям в семье и школе стремятся сегодня многие педагоги и психологи, но, к сожалению, далеко не всегда их активность приводит к успеху, поскольку ими оказываются под¬час неучтёнными социальные реалии сегодняшнего дня, групповые и личностные особенности воспитуемых, требующие неординарных средств психолого-педагогического воздействия.
Общественное неблагополучие ставит вопрос о необходимости максимально доступного педагогам и психологам облагораживания самой воспитательной среды (на уровне психологии малых групп), способной своей деятельностью до некоторой степени нивелировать негативные общественные воздействия. Уже только с этой точки зрения повышается значение приобщения воспитуемых и воспитателей к классической художественной культуре, являющейся средоточием гуманистических нравственных ценностей. С другой стороны, необходимость преодоления отношенческих аномалий поднимает вопрос о тесной взаимосвязи социальной адаптации с приёмами психокоррекции, одним из эффективных вариантов которой является артпсихокоррекция, понимаемая как позитивное воздействие на личность воспитуемого высоконравственными ценностями художественной классики и благородными отношениями, возникающими в процессе совместного (пассивного или активного) художественного творчества.
В ряду разнообразных видов артпсихокоррекции, связанных с использованием разных родов искусств, очевидно выделяется театральная артпсихокоррекция, сензитивно отвечающая потребности детства и отрочества в игровой деятельности, отражающая мир наиболее понятны¬ми для любого возраста средствами и предполагающая возможность широкой коллективной интеракции. Эти особенности искусства театра подчёркивают многие педагоги, психологи и деятели культуры, начиная с Л.С.Выготского и К.С.Станиславского. Сегодня обращение к адаптационно-коррекционным возможностям театра, по нашему мнению, может привести к выявлению одного из реальных средств эффективного преодоления девальвации нравственных ценностей — основы
Цель исследования: выяснить возможности, стратегию и этапную тактику театральной артпсихокоррекции в работе с дезадаптированными и девиантными детьми и подростками в учебно-трудовом коллективе экстерной школы-интерната.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем:
Адаптационные возможности театральной артпсихокоррекции значительно вырастают на основе синтеза её ведущих направлений и гибкого применения стратегий и методов, отвечающих задачам отдельных этапов становления и развития конкретного разновозрастного подростково-молодёжного коллектива.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:
1. Изучить современное состояние проблемы адаптации и артпсихокоррекции молодёжи средствами театра с учётом психологических осо¬бенностей молодого поколения 90-х годов;
2. Определить основные направления театральной психокоррекции с поиском путей их продуктивной интеграции;
3. Выделить и экспериментально исследовать этапы адаптирующей артпсихокоррекционной работы с точки зрения динамики задач, стратегий и методов в процессе становления и развития разновозрастного подростково-молодёжного содружества.
Объект исследования: учащиеся, молодые воспитатели и педагоги- психологи экстерной школы-интерната.
Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Б.В.Зейгарник, о воспитуемости общественно значимых нравственных, интеллектуальных и волевых качеств личности. Эта позиция, восходящая к психолого-педагогическим представлениям
В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, А.Н.Острогорского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, В.П.Кащенко, П.П.Блонского,А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, развивалась в дальнейшем и развивается в наше время в трудах Л.И.Божович, А.В.Брушлинского, Л.В.Запорожца, А.Ф.Шикуна, Д.Б.Эльконина и в работах представите¬лей отечественной социальной психологии — Г.М.Андреевой, А.А.Бодалёва, Р.Б.Гительмахера, А.Д.Глоточкина, В.В.Новикова. Од¬ним из аспектов исследования являются представления Я.Морено о психодрамном потенциале театрального действа.
Методами исследования выступают: метод наблюдения, анализа и оценки результатов деятельности; постановка деятельностного эксперимента в условиях учебно-воспитательного процесса; обобщение личного опыта исследователя; метод теоретического анализа опыта отечественной и зарубежной артпсихокоррекции.
Новизна исследования заключается в том, что впервые в теоретическом и практическом плане осуществляется синтез трёх исторически определившихся направлений социальной адаптации посредством театральной артпсихокоррекции с учётом психологических особенностей современной молодёжи. Одновременно осуществляется методическая разработка целей, стратегии и способов социальной адаптации “трудных” детей и подростков средствами театра, чему в современной социально-психологической и психолого-педагогической литературе аналогов нет.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней:
— проводится интеграция прежде разрозненных направлений театральной артпсихокоррекции;
— даётся обоснование механизмов их адаптационного воздействия;
— методически разрабатывается один из возможных путей позитивной социализации “трудных” детей и подростков.
Результаты исследования могут оказаться полезными для практической деятельности педагогов и психологов.
Апробация работы: Исследование проводилось в соответствии с целевой комплексной программой федеральной НИР “Университеты России”. Результаты диссертации освещены на конференциях и научно¬методических семинарах в Твери, Новгороде, Торжке. Материалы работы использовались при проведении лекций по общей и социальной психологии в Тверском государственном университете, а также в практической деятельности подростково-юношеских театров “Юный гражданин” и “Синяя Птица”, Ступинской экстерной школы-интерната “Феникс”.
Публикации. Основное содержание работы отражено в 25 публикациях.
Структура диссертационной работы состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии (308 наименований) и приложения (14 таблиц).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Обращение к театральной артпсихокоррекции отвечает насущной необходимости изыскания средств преодоления массовой девальвации нравственных ценностей в среде современной молодёжи.
2. Исторически накопленный потенциал театральной артпсихокоррекции предполагает возможность творческого синтеза ранее изолированных друг от друга её направлений с открытием новых возможностей в эффективной социализации учащихся.
3. Использование средств театральной психокоррекции зависит от уровня и стадии развития учебно-трудового разновозрастного детско- подростково-молодёжного коллектива.
4. Театральная артпсихокоррекция способствует индивидуальному и групповому осознанию учащимися позитивных конвенциальных норм, что содействует формированию положительной стратификации школьного коллектива и способствует становлению в деятельности эмпатически-аффилиационного, взаимоответственного стиля интерперсональных отношений.
5. Театральная артпсихокоррекция предполагает адаптационное соответствие педагогов-психологов задачам театральной психокоррекции.
Диссертационное исследование, подтверждая основную гипотезу о росте адаптационных возможностей театральной артпсихокоррекции на основе синтеза её трёх направлений и с учётом этапных для становления разновозрастного молодёжного коллектива задач и методов, вскрывает возможные конкретные пути становления созидательной адаптации у прежде “трудных” детей и подростков в системе интернатного воспитания и обучения.
1. В условиях растущих в наше время тенденций дезадаптированности и девиантности молодёжи использование средств театральной арт- психокоррекции позволяет значительно облегчить, ускорить и углубить адаптационно-психокоррекционный процесс ревальвации утраченных (или формирования отсутствующих) нравственных ценностей. На этой основе в разнообразных видах деятельности возможно становление созидательной адаптации подростков и юношей.
2. Интеграция основных направлений театральной психокоррекции: как коллективной деятельности (А.С.Макаренко), как психодраматического феномена (Я.Морено), как фактора эстетического развития (М.Г.Дубровин), — позволяет увеличить эффект позитивного воздействия на личность подростка и юноши. Позитивное влияние артпсихокоррекции, направленной на ревальвацию нравственных ценностей, распространяется и на личность, подчас труднодоступную (или даже недоступную) для воспитательных воздействия только в труде и учёбе.
3. Учёт этапных задач на пути становления, сплочения и развития разновозрастного театрально-учебно-трудового подростково¬молодёжного коллектива позволяет сделать применение артпсихокоррекционных методов гибкими и разнообразными, значительно увеличивающими свой адаптационный эффект.
4. Индивидуальное и групповое усвоение свойственных высоко раз¬витому коллективу конвенциальных норм общения, акцентируемых театром в процессе репетиционного анализа взаимоотношений персонажей и партнёров, помогает развивающемуся положительному лидеру обрести устойчивую систему нравственных ценностных ориентаций. Последнее обеспечивает возможность обретения навыков самостоятельного построения эмпатически-аффилиационного и взаимоответственного стиля интерперсональных отношений.
5. Эффективность театральной артпсихокоррекции во многом зависит от уровня деятельностных (в частности к явлениям культуры) и интерперсональных отношений коллектива педагогов-психологов, являющихся базовой наглядной моделью для осваивающих принципы гуманного и продуктивного лидерства воспитуемых.
1. В условиях растущих в наше время тенденций дезадаптированности и девиантности молодёжи использование средств театральной арт- психокоррекции позволяет значительно облегчить, ускорить и углубить адаптационно-психокоррекционный процесс ревальвации утраченных (или формирования отсутствующих) нравственных ценностей. На этой основе в разнообразных видах деятельности возможно становление созидательной адаптации подростков и юношей.
2. Интеграция основных направлений театральной психокоррекции: как коллективной деятельности (А.С.Макаренко), как психодраматического феномена (Я.Морено), как фактора эстетического развития (М.Г.Дубровин), — позволяет увеличить эффект позитивного воздействия на личность подростка и юноши. Позитивное влияние артпсихокоррекции, направленной на ревальвацию нравственных ценностей, распространяется и на личность, подчас труднодоступную (или даже недоступную) для воспитательных воздействия только в труде и учёбе.
3. Учёт этапных задач на пути становления, сплочения и развития разновозрастного театрально-учебно-трудового подростково¬молодёжного коллектива позволяет сделать применение артпсихокоррекционных методов гибкими и разнообразными, значительно увеличивающими свой адаптационный эффект.
4. Индивидуальное и групповое усвоение свойственных высоко раз¬витому коллективу конвенциальных норм общения, акцентируемых театром в процессе репетиционного анализа взаимоотношений персонажей и партнёров, помогает развивающемуся положительному лидеру обрести устойчивую систему нравственных ценностных ориентаций. Последнее обеспечивает возможность обретения навыков самостоятельного построения эмпатически-аффилиационного и взаимоответственного стиля интерперсональных отношений.
5. Эффективность театральной артпсихокоррекции во многом зависит от уровня деятельностных (в частности к явлениям культуры) и интерперсональных отношений коллектива педагогов-психологов, являющихся базовой наглядной моделью для осваивающих принципы гуманного и продуктивного лидерства воспитуемых.
Подобные работы
- Социально-психологические особенности стратегии и тактики психокоррекционного воздействия средствами театра
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - Региональные театральные практики на материале Красноярского театра юного зрителя в 2014-2016 гг.
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



