ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ 9
§1.1 ПОНЯТИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ 9
§1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ 23
§1.3 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СООТНОШЕНИЕ ДОХОДОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ В ВИДЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ДИВИДЕНДОВ ИЛИ ДОЛИ В
НЕРАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ 37
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ В РОССИИ 51
§2.1 ОБЗОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ В ФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ 51
§2.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ТЕНЕВОЙ (СКРЫТОЙ) ОПЛАТЫ ТРУДА И НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ 64
§2.3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ 78
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАВИСИМОСТИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ В 2000-2003ГГ 93
§3.1 СПЕЦИФИКАЦИЯ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 93
§3.2 ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РЕФОРМЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 144
Либерализация экономических процессов в России в начале 90-х годов 20-го века привела к сокращению объемов выпуска продукции на предприятиях из-за нарушения хозяйственных связей и, как следствие, падению реальных доходов населения. Результатом этого стало резкое снижение реальной оплаты труда за период 1991 - 2000 гг., вызванное повышением номинальных ставок заработной платы в меньшей пропорции, чем происходил рост цен, систематическими задержками в выплате заработной платы, ростом показателя скрытой (теневой) оплаты труда. В этой связи, в общем комплексе социально-экономических проблем, вопросы взаимосвязи эффективности общественного производства, уровня и качества жизни населения, его доходов занимают определяющее место.
Регулирование социально-трудовых отношений подразумевает изучение методов воздействия на факторы, влияющие на состояние социально-трудовой сферы, тенденций в изменении величин номинальных и реальных доходов, а также структуры доходов наемных работников и предпринимателей и их дифференциации. Особый интерес представляет исследование роли заработной платы как основного источника доходов работников наемного труда, в частности механизмов ее регулирования со стороны государства.
На протяжении последних пяти лет в России проводится полномасштабная реформа в области налогообложения доходов, одной из главных задач которой является создание одновременных стимулов для работников и работодателей, способствующих выводу значительной части фонда оплаты труда «из тени». Осуществляемые изменения по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу (в контексте всей налоговой реформы) должны также создавать выгодные условия для выплаты работодателями дохода в форме заработной платы, вместо использования полулегальных и нелегальных схем поощрения работников.
Однако в современной отечественной экономической литературе вопросы роли налогообложения в государственной политике в сфере доходов и заработной платы рассмотрены довольно фрагментарно. В дополнение к этому, в условиях переходной экономики, совпадение момента начала реформы системы налогообложения доходов населения и небольшого роста реальной заработной платы требует отдельного анализа и изучения.
Отмеченные тенденции и взаимосвязи определяют важность и актуальность исследования, посвященного анализу роли заработной платы в системе реформирования налогообложения доходов населения, сопоставлению динамики показателя среднемесячной начисленной заработной платы и изменений ставок налога на доходы физических лиц и единого социального дохода, изучению проблемы вывода части фонда оплаты труда из «тени» посредством проводимых нововведений в налоговой сфере.
Степень разработанности проблемы. Современная экономическая литература содержит значительный объем теоретических и эмпирических исследований, посвященных анализу воздействия налогообложения доходов физических лиц на величину заработной платы. Значительное число работ таких авторов как С. Баллард, Э. Браунинг, П. Ламберт, Дж. Мирлис, П. Мойес, Б. Салани, М. Фэлдстайн, А. Шоррокс, Д. Хаммермеш, Ю. Якобсон и др. посвящено оценке влияния динамики налоговых ставок на заработную плату в развитых и развивающихся странах, в переходных экономиках, а также рассмотрению вопросов, связанных с перераспределением доходов между индивидуумами при налогообложении заработной платы. В ряде работ указанных авторов предложены модели, исследующие проблемы построения оптимальной шкалы подоходного налогообложения и указывающие на то, что предельная ставка подоходного налога увеличивается как при снижении производительности работников, так и при росте предложения труда по заработной плате.
Спектр вопросов, связанных со снижением уклонения от уплаты налогов при уменьшении налоговых ставок, происходящего за счет увеличения налогооблагаемой базы, основу которой составляет фонд заработной платы, рассматривается в работах М. Аллигема и А. Сандмо, Дж. Андреони, Дж. Бишопа, П. Даймонда, Дж. Кабале, Л. Котликоффа, Дж. Панадеса, Дж. Пенкавелли, М. Ротшильда, Дж. Слемрода, Э. Энгеля, и др. В некоторых из работ перечисленных выше авторов отмечается эквивалентность налогов и социальных платежей в пенсионную систему в переходных экономиках, что в условиях России позволяет относиться к единому социальному налогу как к налогу на доходы.
В отечественной науке вопросы уклонения от уплаты налогов рассматриваются в рамках анализа состояния дел в сфере скрытой (теневой) заработной платы. Проблемам сокрытия фонда оплаты труда и возникновения неформальной занятости посвящены исследования Л. Борисовой, Е. Варшавской, Т. Горбачевой, И. Доновой, А. Жукова, Т. Заславской, Р. Капелюшникова, Ю. Кокина, Т. Малевой, 3. Рыжиковой, А. Суринова, Н. Сучковой, Р. Яковлева, Т. Ярыгиной и др. В настоящее время разработка методологии для получения надежных оценок показателя скрытой оплаты труда является объектом пристального внимания Госкомстата РФ.
Проблема легализации части теневой заработной платы нашла свое отражение и в работах, анализирующих макроэкономические и политические предпосылки для проведения реформы налогообложения доходов населения. Среди зарубежных исследований в данной области можно выделить труды А. Ауэрбаха, Л. Барбона, П. Ван Дер Норда, М. Дабровски, Л. Жумарда, Р. Кэрролла, Дж. ЛеКашо, X. Олта, П. Степанека, В. Танзи и др., среди отечественных - работы С. Барулина, А. Батяевой, В. Вишневского, Г. Дегтярева, С. Лескова, Л. Лыковой, Г. Песчанских, Б. Поцхверия, В Радаева, В Репина, В. Ройка и др.
Постановка и исследование проблем влияния существующей налоговой системы на поведение предприятий с точки зрения принятия ими реальных финансовых решений, таких как, например, выплата части дохода в форме заработной платы, изучаются в работах М. Блюмменталя, Р. Гордона, Р. Кэрролла, Дж. Пекмана, П. Саймонса и др. Методологические вопросы и эмпирические оценки выбора выплаты дохода в форме заработной платы, дивидендов или нераспределенной прибыли предприятий в условиях современной российской налоговой системы описаны в трудах С. Баткибекова, П. Кадочникова, Д. Некипелова, С. Синельникова и др.
Однако в работах отечественных экономистов пока отсутствует целостное представление о том, каким способом, используя данные официальной статистики, можно провести достоверный эмпирический анализ зависимости заработной платы от изменений в области реформы налогообложения доходов в России, осуществляемых с 2000 г.
Актуальность и недостаточная изученность проблемы заработной платы в системе реформирования налогообложения доходов населения обусловили выбор темы диссертационной работы, определили цель, задачи и поисковый характер исследования.
Целью диссертационной работы является исследование методологических основ и проведение эмпирического анализа влияния изменений в области подоходного налогообложения на величину заработной платы. В соответствии с избранной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы влияния налоговой политики государства на заработную плату и систематизировать подходы к его анализу и количественной оценке.
2. Исследовать эмпирическим путем проблему воздействия современной российской налоговой системы на поведение предприятий при принятии ими решений о выплате дохода в форме заработной платы.
3. На основе анализа данных Госкомстата РФ, а также независимых обследований оценить состояние дел в сфере оплаты труда как в формальном, так и неформальном секторах экономики.
4. Разработать методологию для проведения количественных расчетов зависимости динамики заработной платы и занятости населения от изменения ставок налогов и зависимости динамики налоговых поступлений от изменений заработной платы и занятости.
5. По результатам оценки эконометрической модели обосновать эффективность проводимой государством политики по выводу части фонда заработной платы «из тени».
Объектом исследования является заработная плата работников наемного труда в России, а также динамика показателя среднемесячной начисленной заработной платы в условиях трансформации налоговой системы в 2000 - 2003 гг.
Предмет исследования включает в себя закономерности изменения заработной платы в условиях динамики ставок налога на доходы физических лиц и единого социального налога по регионам России в 2000-2003гг.
Методологической базой исследования является сочетание качественного и количественного анализа для выявления причин и взаимосвязей, обуславливающих динамику заработной платы и налоговых поступлений под влиянием различных факторов, в том числе эффективных ставок налогов, среднегодовой численности занятых, валового регионального продукта, прожиточного минимума и др.
Большое значение в работе имеют анализ и систематизация теоретических работ и применяемых в них подходов к исследованию воздействия изменения ставок налогов на доходы на масштабы уклонения от их уплаты и величину заработной платы. При построении эмпирической модели в настоящей работе используется методология экономико¬математического моделирования, в рамках количественного анализа применяются эконометрическое моделирование и методы статистической оценки уравнений.
Информационной базой диссертационной работы послужили результаты практических исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов, научные доклады и публикации в российской и зарубежной печати, методологические положения по статистике и официальные статистические данные Госкомстата РФ, нормативно-правовые акты в области регулирования заработной платы и налогообложения, расчеты автора.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Выявлены, систематизированы и охарактеризованы основные группы теоретических моделей, позволяющих установить воздействие налогообложения на заработную плату и доказывающих, что налогообложение доходов физических лиц является значимым инструментом влияния на величину заработной платы в рамках проводимой государством политики по ее регулированию.
2. Проведен подробный анализ воздействия существующей налоговой системы на поведение предприятий с точки зрения принятия ими решений о формах выплаты вознаграждения работникам. На основании расчетов, учитывающих изменения налогового законодательства России в период с 2000 по 2005гг., доказывается, что динамика ставок налогов, основным элементом базы по которым является заработная плата, с учетом других налоговых новаций влияет на поведение предприятий при принятии ими решений о формах выплаты вознаграждения работникам в виде заработной платы, дивидендов или доли в нераспределенной прибыли.
3. Осуществлена оценка показателей, характеризующих оплату труда как в формальном, так и неформальном секторах экономики. Особое внимание уделено методологии оценки скрытой (теневой) заработной платы и неформальной занятости; обоснован вывод о том, что многие российские исследователи не разделяют концепцию скрытой экономики от концепции неформального сектора, что приводит к некорректности получаемых результатов. Предложены направления совершенствования методики, применяемой органами официальной статистики для обследования состояния дел в сфере оплаты труда.
4. Разработана методология, позволяющая специфицировать возможный вид эконометрической модели, описывающей зависимость как динамики заработной платы и занятости населения от изменений ставок налогов, так и динамики налоговых поступлений от изменений заработной платы и занятости.
5. Проведена эмпирическая оценка представленной эконометрической модели, построенной с использованием статистических данных Госкомстата РФ, Министерства по налогам и сборам РФ за 2000 — 2003 гг. по регионам РФ и расчетов автора, на основании которой обоснованы и сформулированы выводы об эффективности проводимой государством политики в области налогообложения доходов населения.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении знаний в экономике труда о сущности изменений, происходящих в области налогообложения доходов населения в контексте их влияния на величину заработной платы. Предложенная методология и полученные в результате эмпирического анализа выводы могут быть полезны для дальнейших исследований в области регулирования оплаты труда посредством налоговой политики государства.
Основные положения, представленные в настоящей работе, использованы при разработке и преподавании курса «Экономика труда», «Экономика персонала», «Организация и нормирование труда» на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
Построенная автором эконометрическая модель может быть применена Минфином РФ, Федеральной службой труда и занятости РФ для оценки влияния снижения ставок единого социального налога, осуществленного с 1 января 2005 г., на темпы вывода части фонда заработной платы «из тени».
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены в докладах на конференциях экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
«Ломоносовские чтения - 2004» (апрель 2004), «Ломоносовские чтения - 2005» (апрель 2005), круглом столе «Достойный труд в XXI веке» (ноябрь 2004), а также международной научной конференции «Ломоносов - 2005г.» (март 2005).
По теме исследования опубликованы 3 научные работы общим объемом 7,3 п.л.
1. В рамках теоретической части работы удалось систематизировать основные группы моделей, позволяющие установить воздействие налогообложения на оплату труда. Основным фактором, определяющим динамику заработной платы и налоговых поступлений, является изменение ставок налогов. Так, в моделях общего равновесия, предполагающих равенство цен труда и капитала предельным продуктам этих факторов, исследуется насколько однопроцентное изменение налога на заработную плату влияет на динамику заработной платы. В моделях, рассматривающих налоги как инструмент выравнивания доходов населения, введение пропорционального подоходного налога при соответствующем варьировании его ставки выступает в качестве механизма перераспределения доходов между индивидуумами. При анализе проблемы построения оптимальной шкалы подоходного налогообложения показано, что задача государства по максимизации налоговых поступлений связана с институциональной теорией построения стимулирующего контракта, при которой шкала налога должна максимизировать поступления налога при условии выполнения ограничений участия индивидуумов на рынке труда и ограничении соответствия стимулов. Что касается теории уклонения от налогообложения, то предпосылки, описанные в рамках модели Аллингема-Сандмо позволили сформулировать гипотезу о том, что должна наблюдаться положительная связь между величиной налоговой ставки и масштабами уклонения от уплаты налогов.
2. В работе проведен подробный анализ воздействия существующей налоговой системы на поведение предприятий с точки зрения принятия ими решений о формах выплаты вознаграждения работникам в виде заработной платы, дивидендов или нераспределенной прибыли. На основании расчетов, учитывающих все изменения законодательства о подоходном налогообложении, включая изменения ставок единого социального налога, вступивших в силу с 1 января 2005г., делается вывод о том, что выплата дивидендов вместо заработной платы могла быть выгодной политикой, применяемой предприятиями, в условиях налогового законодательства, действовавшего до I января 2005г. Что касается выплаты вознаграждения в виде нераспределенной прибыли, то до 1 января 2001г. она была выгодна в некоторых случаях (при высокой предельной ставке подоходного налога или при наличии льгот по налогу на прибыль). В 2001г. уместнее стал выбор в качестве формы выплаты заработной платы, а с 2002г. заработную плату выгоднее платить работникам с высокими доходами.
3. На основе представленного в работе обзора показателей, определяющих заработную плату в формальном секторе экономики, удалось провести комплексный анализ динамики среднемесячной начисленной заработной платы, распределения численности работников организаций различных форм собственности по размерам начисленной заработной платы, просроченной задолженности по заработной плате, территориальной дифференциации уровня заработной платы и др. Тем самым были выделены основные тенденции, характеризующие состояние дел в сфере оплаты труда в России в период с 2000 по 2003гг.
4. В диссертации показано, что вместе с ростом доли оплаты труда в ВВП, увеличивается и доля теневой (скрытой) заработной платы, что представляет собой значимую проблему в контексте проводимой налоговой реформы. Приведенные результаты различных независимых исследований, посвященных методологическим подходам и эмпирическим оценкам скрытой оплаты труда и неформальной занятости свидетельствуют о больших расхождениях при расчетах данных показателей. В работе также представлены направления совершенствования методики, применяемой Госкомстатом РФ, и использующей для оценки скрытой оплаты труда балансовую разницу между между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами. Анализ динамики показателя доли скрытой оплаты труда в ВВП за 2000-2003гг. позволил сделать вывод о неэффективности проводимой государством политики по выводу части фонда заработной платы «из тени».
5. Проведена подробная оценка макроэкономических и политических предпосылок для проведения реформы налогообложения доходов населения. В работе рассмотрены основные работы отечественных экономистов, а также исследован опыт зарубежных стран в контексте схожести возникавших в период реформирования проблем с российскими реалиями. Основной акцент сделан на оценке избыточности номинального уровня налогообложения доходов. В этой связи, произведен расчет минимальной предельной ставки налогообложения заработной платы, как основного элемента доходов, с учетом всех изменений ставок налогов в период 2001-2005гг. Также изучены схемы, применяемые предприятиями для уклонения от уплаты налогов.
6. При проведении эмпирического анализа, рассмотрен круг показателей, таких как динамика налоговых поступлений, изменение среднемесячной начисленной заработной платы, среднегодовой численности занятых, эффективных ставок налогов, величины ВРП и др., составляющих переменные эконометрической модели. При этом, на основании данных по регионам РФ за 2000-2003гг., проиллюстрированы зависимости между показателями приростов заработной платы и занятости, а также между приростами поступлений налога на доходы физических лиц и единого социального налога и приростами заработной платы и занятости для выявления устойчивой корреляционной связи между ними. Указанные зависимости легли в основу сформулированных гипотез, тестирование которых в рамках предложенной в работе модели позволяет комплексно оценить эффективность проводимых изменений в сфере налогообложения доходов населения.
7. По результатам эмпирического исследования сделаны выводы о положительной зависимости динамики налоговых поступлений от изменения заработной платы, как в случае налога на доходы физических лиц, так и в случае единого социального налога. К тому же, на росте налоговых поступлений положительным образом сказывалась динамика эффективных налоговых ставок. Вместе с тем, была выделена зависимость изменения заработной платы от динамики ВРП, что подтвердило предположение о том, что рост налоговых поступлений в тех регионах, где он отмечен, был вызван не сокращением масштабов уклонения от уплаты налога, а ростом экономики страны, вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, сложившейся в течение рассматриваемого периода времени. Таким образом, используемые в работе методы, не позволили выделить по всем субъектам Федерации, вошедшим в выборку, эффект снижения масштабов уклонения от уплаты налогов при снижении ставок налогов, что соотносится с результатами, полученными при рассмотрении динамики показателя скрытой оплаты труда в ВВП.
8. Результаты работы могут быть использованы в качестве инструмента для анализа мер фискальной политики и их воздействия на легализацию заработной платы.
1. Трудовой кодекс РФ, М.: ПРИОР, 2002.
2. Налоговый Кодекс РФ в редакции от 15.09.2005, М.: Омега-Л.
3. Федеральный закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24.10.1991, №1799-1-ФЗ, информационная база «Консультант-Плюс»
4. Федеральный закон от 20.11.1999 № 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год», информационная база «Консультант Плюс»
5. Федеральный закон от 27.12.1991 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», информационная база «Консультант Плюс»
6. Федеральный закон № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового Кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах», информационная база «Консультант Плюс»
7. Большая советская энциклопедия, Москва, 1980, стр. 417
8. Барулин С.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы, 2002. № 2
9. Баткибеков С. Подоходный налог с физических лиц / Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа / Под ред. М. Алексеева, С. Синельникова. Серия «Научные труды ИЭПП» №19Р. М., ИЭПП, 2000.
10. Батяева А. Что мешает платить налоги? // Вопросы экономики, 2001. № 9.
11. Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых. Новосибирск: 2001
12. В.Б. Севостьянова «Правовые аспекты формирования пенсионного страхования», Аналитический вестник Совета Федерации РФ №18, 2004, стр.34
13. В.Д. Роик «Единый социальный налог и проблемы модернизации социального страхования в России», Аналитический вестник Совета Федерации РФ №18, 2004, стр.22
14. Вазюлин В.А. Логика «Капитала» К. Маркса, СГУ, 2002, электронное издание
15. Варшавская Е.Я., Донова И.В. «Неформальная занятость как основная и дополнительная
16. Введение в рыночную экономику. Под ред. Лившица А., Никулиной Н., Москва, Высшая школа, 1995, стр. 290
17. Вестник Совета Федерации РФ «Законодательное регулирование оплаты труда: проблемы и практика реформирования», №181,2002, приложения
18. Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике // Вопросы экономики, 2000. № 2.
19. Г.П. Дегтярев «Единый социальный налог и пенсионная система: проблемы трансформации», Аналитический вестник Совета Федерации РФ №18, 2004, стр.46
20. Горбачева Т.Л., Рыжикова З.А. Методологические подходы к измерению занятости в неформальном секторе экономики. Вопросы статистики, 2002, №4, стр. 36-44
21. Госкомстат РФ Методологические положения по статистике, вып.2, 1998
22. Госкомстат РФ Методологические положения по статистике, вып.4,2003
23. Госкомстат РФ Сборник «Российский статистический ежегодник», раздел «система национальных счетов», 2004г.
24. Госкомстат РФ, бюллетень «Заработная плата работников в РФ», 2004г
25. Госкомстат РФ, доклад «Краткосрочные социально-экономические показатели» (январь - ноябрь 2004г)
26. Госкомстат РФ, сборник «Регионы России», 2002
27. Демоскоп weekly, журнал, выпуск 22.09 - 05.10.2003
28. Европейская социальная хартия, Аналитический вестник Совета Федерации РФ, 2003, №3 (196)
29. Жуков А.Л. Регулирование и организация оплаты труда, «МИК» 2002, стр. 17
30. Заславская Т.И. «Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция». М., 2003, стр. 237-238
31. Капелюшников Р.И. «Российская модель рынка труда», Вопросы экономики, №6, стр.87
32. Кейнс Дж. М. Избранные произведения, Экономика, 1993, стр. 192
33. Кларк Дж. Б. Распределение богатства, M.-JL: Госсоцэкономиздат, 1934, стр. 99
34. Колчин С.П. Снижение налогового «пресса» и его вероятностные последствия // Финансы, 2001. № 7.
35. Лесков С. «Почему для российского правительства важно знать объем теневой экономики», Известия, 24.05.2002
36. Лыкова Л. Налоговая политика: эффективность рычагов и стимулов // Вопросы экономики, 1993. № 9.
37. Львов Д.С. «Регулирование заработной платы как узловой вопрос социально- экономического развития Российской Федерации», Вестник Совета Федерации, 2002г
38. Макконнелл КР., Брю С.Л, Экономикс, Республика, 1995, том 2, стр. 136
39. Малева Т. «Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы», Государственная и корпоративная политика занятости. М., 1998, стр. 39-42
40. Малеева Т. «Политика на рынке труда в глобализационном контексте: неформальная занятость», доклад, НИСП, 2004
41. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.02.1999 №1982. Российская газета. 17.03.1999.
42. Минин Э. В., Щербаков В. И.. Заработная плата: вопросы и ответы: Справочно-методическое пособие. - Н.: Профиздат, 1989, стр. 48
43. Московские новости, статья «В России объем теневой экономики составляет более 22%»,, 15.10.2003
44. Н.А. Волгин «Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба», Экзамен 2004, стр. 17
45. Налоговая реформа в России: проблемы и решения (том 1), Институт экономики переходного периода, Москва 2003, стр. 71
46. Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений, под ред. А.Е. Суринова., М., 2003, стр. 183.
47. Песчанских Г. Способы противодействия налоговой преступности и теневому обороту // Вопросы экономики, 2002. № 1.
48. Петренко В.А. «Формирование условий для достойной жизни граждан России - стратегическое направление деятельности государства» (из выступления на заседании «круглого стола», Совет Федерации, 2003)
49. Политика доходов и заработной платы под ред. П.В. Савченко, Экономист, 2004, стр.135
50. Послания Президента РФ Федеральному Собранию, 2002, 2003, 2004гг., информационная база Консультант-Плюс
51. Поцхверия Б.М., Бачалиашвили О.В. Что понимать под доходом? // Финансы, 2000. № 1
52. Предварительные итоги социально-экономического развития РФ в первом полугодии 2005г, Минфин РФ, 2005, стр. 31
139
53. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2006г, Минфин РФ, 2005., стр. 38
54. Пушкарева В.М. Либеральный поворот налоговой политики в России // Финансы, 2001. № 1.
55. Радаев В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики, 2001. № 6.
56. Репин В. Принципы и формы налогообложения. Анализ налоговой системы России И Вопросы экономики, 1993. № 3.
57. Рикардо Д. Сочинения, Государственное издание политической литературы, Москва, 1955., стр. 315
58. Русакова И.Г, Кашин В.А., Толкушкин А.В. и др. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998,495 с.
59. Самуэльсон П. Экономика, Вильямс, 2003, стр. 157
60. Синельников С., Анисимова Л., Бапгкибеков С., Медоев В., Резников К, Шкребела Е. Проблемы налоговой системы России: анализ ситуации и перспективы развития. М.: Евразия, 1998.
61. Синельников С., Бапгкибеков С., Кадочников П., Некипелов Д. Оценка результатов реформы подоходного налога в РФ, Москва, ИЭПП, 2003, стр. 30
62. Синельников С., Бапгкибеков С., Кадочников И., Некипелов Д., «Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации», Вопросы экономики, №6, 2003
63. Синельников С., Улюкаев А., Бапгкибеков С., Архипов С., Дробышевский С., Мау В. Макроэкономическая стабилизация и фискальный кризис / Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991— 1997. М., ИЭПП, 1998
64. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов, Ось-89, 1997., стр. 189
65. Современные международные рекомендации по статистике труда. М.: Финстатинформ, 1994. С. 148
66. Сучкова Н.В. Статистическая практика определения скрытой заработной платы (скрытых доходов) населения и проблемы надежности оценок: Материалы семинара по статистической оценке ненаблюдаемой экономики, Сочи 2000, стр. 248
67. Энтов Р.М. и др. Развитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций. ИЭПП, Москва 1998. С. 110—117
68. Яковлев А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? // Вопросы экономики, 2000. №11.
69. Яковлев Р.А. Концепция реформирования заработной платы, Москва, НИИ труда, 1998
70. Ярыгина Т. Дополнительные доходы и неформальная экономика: их место в социальной политике России (Нижегородские исследования 90-х годов), Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Теодора Шанина. М.: Логос, 1999, стр. 94-110
71. Aarbu К.О., Thoresen Т.О.Income Responses to Tax Changes - Evidence from the Norwegian Tax Reform // National Tax Journal. Vol. 54. #2. June 2001. P. 319-335.
72. AdemaЖ Net social expenditure, Labor market and social policy. Occasional Papers №52,2nd edition, DEELS A/ELSA/WD, OECD, 2001
140
74. Agell J., Persson M. Tax Arbitrage and Labor Supply // Journal of Public Economics. #78. 2000. P. 3-24.
75. Allingam M.G., Sandmo A. Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis // Journal of Public Economics. #1. 1972. P. 323-328.
76. Andreoni J., Erard B., Feinstein J. Tax Compliance // Journal of Economic Literature. #36. 2:8. P. 18-60.
77. Atkinson A.B., Stiglitz J. E. Lectures on Public Economics. London: McGraw-Hill, 1980. 619 p.
78. Auerbach A. J., Slemrod J. The Economic Effects of the Tax Reform Act of 1986 // Journal of Economic Literature. Vol. XXXV. #2. June 1997.
79. Ault H.J. Comparative Income Taxation: A Structural Analysis. Kluwer Law International. The Hague, 1997, 336 p.
80. Auten G., Carroll R. The Effect of Income Taxes on Household Behavior. Review of Economics and Statistics. #81. 1999. P. 681-693.
81. Ballard C.L. The Marginal Efficiency Cost of Redistribution. The American economic Review. Vol. 78. Iss.5,1988, стр. 1019-1033.
82. Barbone L. Transition and the Fiscal Crisis in Central Europe. Warsaw: Centre for Social & Economic Research, 1995.
83. Bernabe, S. 2002. Informal Employment in Countries in Transition: A Conceptual Framework, CASE Paper, April.
84. Bishop J., Chow K.V., Formby J., Ho C.C. Did tax reform reduce actual U.S. progressivity? Evidence from the taxpayer compliance measurement program. International Tax and Public Finance, 1997, №4, стр. 177-197.
85. Blumenthal M., Slemrod J. The Compliance Cost of the U.S. Individual Income Tax System: A Second Look After Tax Reform // National Tax Journal. #45(2). June 1992. P. 185-202.
86. Boadway R., Wildasin D. Taxation and Savings: A Survey. Fiscal Studies 15. 1994. P. 19-63.
87. Bosworth B., Burtless G. Effects of Tax Reform on Labour Supply, Investment and Saving // Journal of Economic Perspectives. Winter 1992. #6(1). P. 3-25.
88. Browning E.K., Johnson W.R. The Trade-Off Between Equality and Efficiency. The Journal of Political Economy. Vol. 92. Iss. 2., 1984, стр. 175-203
89. Burgess, Stern. Taxation and Development // JSTOR Journal of Economic Literature. Vol. 31. #2. P. 762; 1993. P. 797-801.
90. Caballe J., Panades J. On the Relation between Tax Rates and Evasion in a Multi-period Economy. UAB-LAE 496.01, 2001.
91. Carr, M. & Chen, M. A. 2002: Globalization and the Informal Economy: how Global Trade and Investment Impact on the Working Poor?” ILO WP on the Informal Economy, No. 2002/1
92. Carroll R. Do Taxpayers Really Respond To Changes in Tax Rates? Washington, Office of Tax Analysis Working Paper #79.
93. Dqbrowski M., Tomczyhska M. Tax Reforms in Transition Economies — a Mixed Record and Complex Future Agenda. Series: Studies and Analyses. CASE, 2001.
94. Dalton H. The Measurement of the Inequality of Incomes // Economic Journal. #15. 1920. P. 117.
95. Diamond PA. National Debt in Neoclassical Growth Model. American Economic Review. №5, 1965, стр. 1126-1150
96. Dupont G., Sterdyniak H., Touze V. Impots: une baisse bien cible? Lettre de l’OFCE, #198. 28 septembre 2000, OFCE.
97. Eissa N. Taxation and the Labour Supply of Married Women: The Tax Reform Act of 1986 as a Natural Experiment. NBER Working Paper #5023. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, February 1995.
141
98. Engel E., Hines J. Understanding Tax Evasion Dynamics, Econometric Society World Congress Contributed Papers 1117, 2000.
99. Feldstein M. Incidence of Taxes and Factor Markets. Public Finance Quarterly, 1963, стр. 112-135
100. Feldstein M.S. On the theory of tax reform // Journal of Public Economics. 1976, P. 77- 104.
101. Feldstein M.S. The Effect of Marginal Tax Rates on Taxable Income: A Panel Study of the 1986 Tax Reform Act // Journal of Political Economy. #103(3). 1995. P. 551-572.
102. Fiscal Policy in Transition. Forum Report of the Economic Policy Initiative #3/Schaffer M. E., Lorand Ambrus-Lakatos (eds.). London: Centre for Economic Policy Research; Warsaw and New York: Institute for East-West Studies, 1997.
103. Gordon R.H., Slemrod J. Are «Real» Responses to Taxes Simply Income Shifting between Corporate and Personal Tax Bases. NBER Working Paper № 6576, 1998.
(M.Hammermesh D.S. Factor Market Dynamics and the Incidence of Taxes and Subsidies. The Quarterly Journal of Economics. Vol 95. Iss.4,1980
105 Jakobsson U. On the Measurement of the Degree of Progressions. Journal of Public Economics, №5,1976, стр. 161-168.
XQGJoumard I. Tax Systems in European Union Countries. OECD Economics Department Working Papers. #301. 2001.
MMJoumard I., Varoudakis A. Options for reforming the Spanish tax system. OECD Economics Department Working Papers. # 249. 2000.
108Journal of Public Economics. #1. 1972. P. 323-328.
109. Kakwani N. Measurement of Tax Progressivity: an International Comparison // The Economic Journal. #86. March 1976. P. 71—80.
110. King J. The Concept of Income». Tax Policy Handbook / Shome P., ed. Washington DC. IMF, 1995.
111. Kotlikoff L., Summers L. Tax Incidence». Handbook of Public Economics. Vol. 2 / Auerbach A.J., Feldstein M. (eds.). North-Holland, 1987.
U2.Lambert, P.J. (1985) Endogenising the Income Distribution: the Redestributive Effect, and Laffer Effects, of a Progressive Tax-Benefit System. European Journal of Political Economy.
113 JeCacheux J. Les reformes fiscales dans les pays de l’OCDE: une decennie d’experience. Budget et fiscalite: quelles reformes? // Revue francaise de finances publiques. Novembre 1997.
U4.Leibfritz W., Thornton J., Bibbee A. Taxation and economic performance. OECD Economics Department Working Papers. #176. 1997.
115.Mirrlees J., «An Exploration in the Theory of Optimal Income Taxation», Review of Economic Studies, vol. 38,1971, стр. 175-208.
16.Moyes, P., Shorrocks, A. The Impossibility of a Progressive Tax Structure // Journal of Public Economics. #69. 1998. P. 59-62.
117. Myles G. Public Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
118. Pechman J A. The Future of the Income Tax. The American Economic Review. Vol. 80, №1, 1990, стр. 11.
119. Pechman J.A., Okner B.A. Who Bears The Tax Burden. Washington: Brookings Institution, 1974.
120. Pencavel J. (1979) A Note on Income Tax Evasion, Labor Supply and Nonlinear Tax Schedules / Journal of Public Economics, 12. P. 115-124.
121. Piketty T. L’Impact des incitations financiers au travail sur les comportements individuals: une estimation pour le cas francais // Economie et Prevision. #132. P. 1-35.
122. Rothschild M., Stiglitz J. Equilibrium in Competitive Insurance Markets: An Essay on the Economics of Imperfect Information. The Quarterly Journal of Economics, Vol. 90, №4, 1976, стр. 629-649.
142
125.Slemrod J. Deconstructing the Income Tax // The American Economic Review. Vol. 87. Issue 2. Paper and Proceedings of the Hundred and Fourth Annual Meeting of the American Economic Assosiation, May 1992(7). P. 151-155.
Y26.Stepanek P. Fiscal Policy in the Czech Republic under Transition. Warsaw: Center for Social & Economic Research, 1995.
127.Stiglitz J. Economics of the Public Sector. W.W. Norton & Company, 1986, 697 p 128.Stokey, Nancy L., Rebelo, Sergio. Growth Effects of Flat-Rate Taxes // Journal of Political Economy. Vol. 103. #3.1995.
129. Tanzi V., Tsibouris G. Fiscal Reforms Over Ten Years of Tranzition. IMF Working Paper, June 2000.
130. Tax Policy Handbook / ed. Tax Policy Division, Fiscal Affair Department, IMF, Washington, D.C., 1995.
131. Taxing Wages 1999-2000. OECD, 1999.
132. TheRole of Tax Reform in Central and Eastern European Economies. Paris: Organisation for economic cooperation and development, 1991, 459 p.
133. The Taxation of Employee Fringe Benefits/ International Fiscal Association, ed. -Kluwer Law International, The Hague, 1995, 224 p.
134. Van Den Noord P. The tax system in Norway: past reforms and future challenges. OECD Economics Department Working Papers. #244. 2000.
135. Yitzhaki S. A Note on Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis // Journal of Public Economics. #3. 1974. P. 201—202.