Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ “ТРУДНЫХ” УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ОБЩНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОАППАРАТУРЫ В ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЕ- ИНТЕРНАТЕ)

Работа №27489

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы131
Год сдачи1999
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
538
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Современный психолого-педагогический подход к проблеме “трудного ребёнка” 9
1.1 Аспекты трудновоспитуемости детей и подростков.. 9
1.2. Современное состояние проблемы социальной дезадаптации и поиска путей выхода из неё 17
1.3. Видеооборудование как инструмент психотерапии и психокоррекции” 36
Глава 2. Особенности психокоррекционной работы в экстерной школе-интернате 41
Глава 3. Видеооборудование как инструмент психокоррекции 68
Список литературы 117
Приложения 127


Актуальность темы. Небывалый размах социальных изменений в стране, стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация России привела к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений, среди которых, как свидетельствует статистика, понятия Родины, готовности к героическому, к труду для людей всё больше вытесняются сексом, стремлением к обогащению и материальному благополучию. С полным основанием поднимается вопрос о духовном кризисе в обществе. Обвал привычных представлений, утрата смысла жизни, хроническая экстремальность обстановки в стране быстро расширяет группу риска, обуславливая развитие психических расстройств, нарушение адаптации и распространение различных форм отклоняющегося поведения.
Острота и неотложность задачи организации сопротивления нарастающей девиантности и делинквентности молодёжи, диктует не-обходимость поиска наиболее эффективных способов содействия адекватной социальной адаптации, возможностей интенсивного изменения позиционности социализирующихся “трудных” детей и под¬ростков в социально положительном направлении. При этом целесообразно опираться на опыт классической отечественной психологии личности, в частности, на воззрения В.Н.Мясищева, основателя “психологии отношений”, который утверждал, что “моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов, и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой” [100, с.22]. В указанном свете особое значение приобретают методы коллективной психокоррекционной работы с дезадаптированными детьми и подростками, а также использование в этой работе технических достижений — средств видеозаписи, становящихся всё более доступными. Взаимодействие в процессе деятельности дезадаптированного ребёнка в психокоррекционной общности школы-интерната обеспечивает его в ходе общения непосредственной обратной связью, столь ценной в плане само¬познания человеком особенностей собственной системы отношений. Использование видеозаписывающей аппаратуры в психологической коррекции способствует выявлению объективной динамики личностного развития и предоставляет возможность применения видеообратной связи для ускорения и углубления процесса социальной адаптации “трудных” воспитанников.
Предлагаемая диссертационная работа посвящена методическому обобщению практических наработок и преимуществ использования видеооборудования для оптимизации процесса личностного роста “трудных” учащихся, становления их активными субъектами деятельности.
Цель исследования: определить методы, продемонстрировать возможные формы применения и обосновать ценность использования видеозаписи в процессе социальной адаптации трудновоспитуемых учащихся.
Гипотеза исследования. В качестве основной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что одним из наиболее эффективных методов решения проблем позитивной социализации дезадаптированного и девиантного контингента воспитанников школы- интерната является сочетание коллективной формы их психокоррекции и социальной адаптации через предъявление высоконравственных моделей поведения и отношения с применением видеообратной
— рассмотреть психолого- педагогические и социально-психологические аспекты понятия “трудный учащийся”, причины социальной дезадаптации и девиантного поведения детей, необходимые условия их реабилитации, а также проанализировать современное психотерапевтическое и психокоррекционное использование техники видеозаписи;
— охарактеризовать психологические особенности контингента “трудных учащихся”, составивших общность экстерной школы- интерната, а также исходные теоретические установки, направленность коррекционной работы по преодолению их социальной дезадаптированности;
— рассмотреть опыт применения видеооборудования для преодоления социальной дезадаптированности воспитуемых в условиях пси-хокоррекционной общности школы-интерната в свете методического обобщения.
Объект исследования — участники психокоррекционного процесса: коллектив воспитанников и психолого-педагогический коллектив экстерной школы-интерната, а также родители учащихся.
Предмет исследования — изменение ценностных ориентаций в ходе адаптационного процесса в условиях деятельностного коллектива с помощью психокоррекционных методов использования видеозаписи.
Методологической основой исследования явились основополагающие принципы отечественной социальной психологии: активности психики, историзма, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода; диалектико¬материалистические взгляды крупнейших отечественных психологов и педагогов А . Ф . Лазурского, В . Н . Мясищева, С .Л .Рубинштейна, П.П.Блонского, В.Н.Сороки-Росинского, А.С.Макаренко, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева по проблемам личности в плане возможностей формирования её свойств в процессе воспитания и пере-воспитания, которые получили дальнейшее развитие в психологических и психолого-педагогических исследованиях учёных нашего времени (Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, Л.В.Запорожца, А.В.Брушлинского), в работах социально¬психологического направления (Г.М.Андреевой, А.А.Бодалёва, В.В.Новикова, Р.Б.Гительмахера, А.Д.Глоточкина).
Методы исследования: метод теоретического анализа опыта предшественников; метод наблюдения, анализа и оценки результатов деятельности; постановка деятельностного эксперимента в условиях психокоррекционного, социально-адаптационного процесса.
Новизна исследования состоит в том, что впервые выявляется специфика и предлагаются методические разработки практического применения видеозаписывающей аппаратуры в условиях психокоррекционного, социально-адаптационного коллектива, что предоставляет возможности эффективного использования массовых форм работы по преодолению социальной дезадаптации молодёжи.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке приёмов и методов применения видеозаписывающей аппаратуры как средства углубления позитив¬ной социальной адаптации трудновоспитуемых детей и подростков, а также в теоретическом обобщении психолого-педагогических и со-
Апробация работы. Исследование проводилось в соответствии с целевой комплексной программой федеральной НИР “Университеты России”. Результаты работы были освещены на конференциях и научно-методических семинарах в Твери и Новгороде и использовались при проведении лекций и практических занятий по общей и социальной психологии в Тверском государственном университете, в практической работе с “трудными” учащимися Ступинской экстерной школы-интерната “Феникс”.
Публикации: Основное содержание работы отражено в 9 публикациях по теме исследования.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературных источников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современных условиях возможно эффективное использование видеозаписи в качестве действенного способа интенсификации работы по социальной адаптации дезадаптированных детей и подростков.
2. Видеообратная связь способствует нормализации самооценки воспитанников, усвоению традиций высоконравственных аффилиационных отношений, принятых в психокоррекционной общности экстерной школы-интерната, интериоризации гуманистических мораль¬ных норм.
3. Наибольшая эффективность применения видеозаписывающей аппаратуры достигается при опоре на высоконравственную систему отношений детско-подросткового коллектива школы-интерната

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование подтвердило основную гипотезу о высокой эффективности использования видеоаппаратуры для углубления социальной адаптированности “трудных” детей и подростков в условиях психокоррекционной общности экстерной школы-интерната. Коррекционная работа осуществлялась в ходе разнообразной деятельности, которая позволяла максимально удовлетворить запросы “трудных” учащихся в яркой и интересной жизни и реализовать их активность в деятельности, значимой как для отдельной личности, так и для всего коллектива. Референтнтность взаимоотношений членов коллектива стимулировала актуализацию социально приемлемых и полезных форм самореализации личности.
Использование видеозаписи в психокоррекционном процессе способствовало достижению позитивных изменений ценностных ориентаций “трудных” детей и подростков: усвоению гуманистических принципов общения; принятию и упрочению в различных видах коллективной деятельности альтруистической направленности воспитанников; углублению самопознания, определению собственной жизненной позиции, нормализации самооценки, преодолению индивидуалистической центрации на себе. Возможность увидеть себя как бы со стороны ускоряет и облегчает процесс социальной адаптации “трудных” учащихся, способствуя более глубокому осознанию особенностей собственной личности, отношения к окружающим, позволяет выделить типичные формы и модели поведения, подчеркнуть положительные и отрицательные стороны взаимодействия с другими.
Успешность социализации в коллективе школы-интерната (подавляющее большинство выпускников, среди которых в прошлом было много успевающих на “2” и “3”, второгодников и бросивших школу, не только вы¬разило желание продолжать обучение в различных высших учебных заведениях, но и сумело, уже самостоятельно, подготовиться к вступительным экзаменам, выдержать их, а затем успешно и бескризисно включиться в новый этап жизни молодого человека, связанный с окончанием школы и началом почти самостоятельной взрослой жизни студента) подтвердила исходное положение о необходимости нормализации в первую очередь сферы общения детей и подростков в деятельности и выправления искажённой иерархии ценностных ориентаций.
На основе анализа результатов исследования делаются следующие теоретические и практические выводы:
1. Явление сниженной социальной адаптированности в оценках большого числа исследователей связано с усвоением деформированного опыта социальных отношений.
2. Видеозапись как средство интенсификации коррекционного воздействия повышает уровень осознанности принятых моральных ценностей, развивает умение выделять в партнёрском и собственном поведении проявление дезадаптивных черт.
3. Преодоление дезадаптированности детей и подростков требует:
— социально адекватной реализации внутреннего потенциала их личностей в разнообразной деятельности;
— усвоения в процессе социализации норм гуманистических межличностных отношений;
— принятия трудовых установок и выработки навыков оптимистического преодоления трудностей.
4. Как средство адаптации и коррекционно социализирующая среда с высокой степенью эффективности может быть использован коллектив воспитанников экстерной школы-интерната с высоконравственно заострённой эмпатически-аффилиационной системой отношений.
5. Психологический анализ видеохроники жизни психокоррекционной общности школы-интерната, групповая и индивидуальная проработка от-снятого материала способствуют положительному изменению позиции личности “трудных” воспитанников .
6. Использование видеооборудования позволяет с большей продуктивностью осуществлять психокоррекционную деятельность как индивидуальную, так и с контингентом по численности значительно превышающим традиционные размеры тренинговой группы.



1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско- психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М.,Наука,1989.
2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.
3. Александров А.А., Ялов А.М. Интеграция принципов и методов феноменологической (гуманистической) психотерапии в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.// В кн. "Теория и практика медицинской психологии и психотерапии", СПб., 1994.
4. Александровский Ю.А., Румянцева Г.М., Юров В.В., Мартюшов А.Н. Динамика психической дезадаптации в условиях хронического стресса у жителей районов, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС.// В журн." Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С.Корсакова, 1991, N 12.
5. Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних", Тюмень, 1985.
6. Алтунина И.Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей. Комсомольск-на-Амуре, 1996.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,Наука, 1977.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1998.
9. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект пресс, 1997.
10. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просвещение, 1989, 224 с.
11. Ахтямова А.А., Бармин С.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В., Стрельцов В.В., Ухова О.Г., Чедия К.О. Значение совместной познавательно¬эстетической деятельности в психокоррекции средствами искусства.// В сб. "Записки практических психологов города Твери и области", вып.4, Тверь,1997.
13. Ахтямова А.А., Бармин С.В., Стрельцов В.В., Столбун В.Д., Стол- бун Ю.В., Ухова О.Г., Чедия К.О. Высокая нравственность отношений как непременная основа психокоррекции в совместной художественной деятельности.//В сб. "Записки практических психологов города Твери и области", вып.2, Тверь, 1996.
14. Бармин С.В. Специфические коррекционные возможности танцевальной терапии.// В сб. "Записки практических психологов города Твери и области", вып.2, Тверь, 1996.
15. Белановский С.А. Некоторые мотивационные механизмы формирования молодёжных коллективов и групп.// В сб. научных трудов НИИ Культуры, N137, М., 1985.
16. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
17. Беличева С.А., Нечаев Г.А., Нохрина А.П. Социально-психологические условия эффективной ресоциализации несовершеннолет¬них правонарушителей в специализированном подростковом клубе. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно-летних", Тюмень, 1985.
18. Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика. Изб. труды в 2 томах, т.2. М., Поматур, 1994.
19. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ, 1982.
20. Бодалёв А.А. Предисловие к сб."Социальная психология личности". Л., Знание, 1974.
21. Бодалёв А.А. Личность и общение. // В кн. "Основы социально-психологической теории",М., Международная педагогическая академия, 1995.
22. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // В кн."Теория и практика медицинской психологии и психотерапии", СПб., 1994.
23. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотноше¬ний ребёнка с коллективом и их влияние на формирование личности./ В журн."Вопросы психологии", N1, 1976.
24. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., Международная педагогическая академия, 1995.
25. Боришевский М.И., Максименко С.Д. О саморегуляции поведения подростков в процессе учебной деятельности./ В журн. "Вопросы психологии", N3, 1977.
26. Бочкарёва Г.Г. Изучение социально-психологических факторов детских правонарушений. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних", Тюмень, 1985.
27. Буева Л.П. Общение как процесс социальной типизации и индивидуализации личности.// В сб."Психология личности и образ жизни", М., Наука, 1987.
28. Буева Л.П. Общественные отношения и общение.// В кн. "Методологические проблемы социальной психологии", М., Наука, 1975, с.136-151.
29. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков. Киев, 1990.
30. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., Питер, 1997.
31. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., Педагогика, 1991.
32. Варшаловская Е.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., Мелик- Парсаданов М.В., Чехлатый Е.М. Психологические аспекты неврозов. // В кн."Теория и практика медицинской психологии и психотерапии", СПб., 1994.
33. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988.
34. Введенский Н.Е. Условия продуктивности умственной работы.// В кн. Н.Е.Введенский "Избранные произведения", М., Медгиз, 1952.
35. Веденов А.В. Первые этапы нравственного развития личности.// В кн. "Тезисы докладов на первом съезде общества психологов", М., Академия педагогических наук, 1959.
36. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Пб.-М., 1923.
37. Вепсяляйнен К. Содержание школьной и учебной мотивации.// В кн. "Психология личности и образ жизни", М., Наука, 1987.
38. Вещугина Т.С. Социально-психологическая адаптация лиц с психическими расстройствами невротического типа. М., 1996.
39. Видеообратная связь в психотерапии.//В кн. "Психотерапевтическая энциклопедия", СПб., Питер, 1998.
40. Видеопрограммы для усовершенствования лечения больных пограничными нервно-психическими расстройствами и оптимизации подготовки врачей и психологов в области психотерапии. Л., ЛНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 1991.
41. Выготский Л.С. Moralinsanity. Собр. соч. в 6-ти томах, т.5. М., Педагогика, 1983.
42. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., Знание, 1984.
43. Голенков А.В. Современные возможности первичной профилактики психических расстройств./В журн. "Социальная и клиническая психиатрия", 1998, N3.
44. Горшкова Е.А. Педагогическое руководство взаимоотношениями в классе как средство перевоспитания трудновоспитуемых подростков. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно-летних", Тюмень, 1985.
45. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., Политическая литература, 1987.
46. Гриценко Л.И. А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский об отношениях учитель-ученики как условии предупреждения педагогической запущенно¬сти детей. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних", Тюмень, 1985.
47. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М., Медицина, 1969.
48. Деглин В.Я. Особенности коллективной психотерапии. М., 1975.
49. Дикая Л.А. Межполушарная асимметрия мозга человека -- психологическая основа методических программ обучающего видеотренинга./ В журн."Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", вып.2, 1998.
50. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. М., МГУ, 1979.
51. Драгунова Т.В. Психологический анализ оценки нравственных поступков у подростков.// В кн."Тезисы докладов на первом съезде общества психологов", М., Академия педагогических наук, 1959.
52. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Некоторые психологические особенности личности подростка./ В журн."Советская педагогика", N6, 1965.
53. Дубровина И.В. Психопрофилактическая работа.// В кн. "Рабочая книга школьного психолога", М., Международная педагогическая акаде¬мия, 1995.
54. Дюбуа П. Психоневрозы и их психическое лечение. СПб.,1912.
55. Железнов В.В., Поткин А.С., Шпилёва Е.В. Организация работы с девиантной молодёжью в Голландии . / В журн.”Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, N2, 1996, с.53—61.
56. Жяльвис Р.В. Групповая психологическая коррекция предневротических состояний при акцентуациях характера у подростков и юношей. Л., 1988.
57. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.
58. Зотова О.И. Направленность личности и социальная регуляция по-ведения молодёжи.// В кн. "Психология личности и образ жизни", М., Нау¬ка, 1987.
59. Иванов Н.В. Динамика обратного развития неврозов под влиянием психотерапии
60. Иржевская Г.П. Роль психологической службы в социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений. Владивосток, 1992.
61. Исурина Г.Л., Карвасарский Б.Д., Ташлыков В.А., Тупицын Ю.Я. Развитие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В.Н.Мясищева на современном этапе.// В кн."Теория и практика медицинской психологии и психотерапии", СПб., 1994.
62. Кабанов М.М., Зачепицкий Р.А. Научная деятельность В.Н.Мясищева. Вступительная статья к сб."Вопросы современной психоневрологии". Л., 1966.
63. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка.М., 1997.
64. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании.// В кн."Избранные педагогические сочинения", М., Педагогика, 1982.
65. Карапетова Н.С., Стрельцов В.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В. Применение видео в психокоррекционном "походе-погружении" в иностранный язык.// В кн. "Научные записки психологов-педагогов города Твери и области", вып. 5, 1997.
66. Карапетова Н.С., Столбун В.Д. Психокоррекция дезадаптированных и девиантных учащихся при реальном погружении в английский язык в ус¬ловиях длительного похода-путешествия.// В кн."Записки торжокских психологов", N1, Тверь, 1998.
67. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., Медицина, 1985.
68. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Педология в педагогической практике. Педагогическая клиника. М., 1926.
69. Кащенко В.П. Исторический обзор и современное положение дела воспитания-обучения дефективных детей в России.// В сб. "Дефективные дети и школа", М., 1912.
70. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., Просвещение, 1994.
71. Кащенко В.П. Воспитание-обучение трудных детей. М., 1913.
72. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении. М., 1972.
73. Конникова Т.Е. Отношения между детьми в школьном коллективе.// В сб. "Социальная психология личности", Л ., Знание, 1974.
74. Корниенко А.Ф. Метод наблюдения в психолого-педагогической практике. Казань, 1990.
75. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.
76. Кудрявцев В.Н. Социально-психологические характеристики анти-общественного поведения.// В кн. "Методологические проблемы социальной психологии", М., Наука, 1975, с.255-268.
77. Кудрявцев Г.А. Общая психологическая характеристика личности трудных подростков. Алма-Ата, 1967.
78. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности.// В сб. "Социальная психология личности", Л ., Знание, 1974.
79. Кулаков С.А. Особенности формирования аддиктивного поведения у подростков и психокоррекционная работа с ними. Л ., 1989.
80. Кульгавин Л.М. Перспективы использования видеотехники в связи с разработкой систем интегративной психотерапии. СПб., ЛНИПНИ им.В.М.Бехтерева, 1992.
81. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., Учпедгиз, 1956.
82. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребёнка.// В кн."Психология личности и образ жизни", М., Наука,1987.
83. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981.
84. Либих С.С. Коллективная психотерапия в стационарных и амбулаторных условиях. Л., 1967.
85. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., Просвещение, 1968.
86. Лишин О.В. Проблемы трудновоспитуемости с позиции деятельностного похода.// В кн."Психология и профилактика асоциального поведе¬ния несовершеннолетних", Тюмень, 1985.
87. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984.
88. Майерс Д. Социальная психология. СПб.,1997.
89. Макаренко А.С. Доклад в Украинском научно-исследовательском институте педагогики. Собрание сочинений в семи томах, т.5, М., АПН РСФСР, 1951.
90. Макарцева Н.Н. Некоторые аспекты русской народно¬педагогической культуры, их теоретическое и практическое применение.// В сб."Роль практической психологии в становлении и развитии личности". Тамбов, 1996.
91. Мак Доно С.К. Техника лечения ранних нарушений во взаимодействиях "Родители-ребёнок".// В кн."Мать, дитя, клиницист", М., 1994.
92. Мамцева В.Н., Привалов О.Ю., Шевченко Ю.С. Психотерапия и лечебная педагогика психических нарушений у детей школьного возраста. М., 1984.
93. Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София,
1981.
94. Меньшиков В. Приговор...себе./ В журн."Народное образование", N8, 1991.
95. Методические приёмы усовершенствования в области психотерапии (социально-психологический тренинг, тренинговые психотерапевтические группы, балинтовские группы). СПб., 1992.
96. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися. М., 1976.
97. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., Институт практической психологии, 1997.
98. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., Класс, 1994.
99. Мягер В.К. Темперамент, отношения и установка при неврозах и диэнцефальной патологии. // В кн. "Понятия установки и отношения в ме-дицинской психологии", Тбилиси, 1970.
100. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.// В кн. В.Н.Мясищев "Психология отношений", М.-Воронеж, 1995.
101. Мясищев В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости.// В кн. "Социальная психология личности", Л., Знание, 1974.
102. Мясищев В.Н., Яковлева Е.К., Зачепицкий Р.А. Психология в изучении, лечении и предупреждении неврозов.// В кн. "Тезисы докладов на первом съезде общества психологов", М., АПН, 1959.
103. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1978.
104. Мясищев В.Н. Личность ребёнка невротика. // В кн."Дети психоневротики и учебно-воспитательная работа с ними", Гос. учебно¬педагогическое издательство, М.-Л., 1934. С.5-19.
105. Мясищев В.Н. Личность и труд аномалийного ребёнка.// В кн."Психические особенности трудновоспитуемых и умственно-отсталых детей", Л., Институт мозга, 1936, стр.3-23.
106. Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior"в системе понятий психологии личности./ В журн. "Психологический журнал", т.18, N5, 1997, с.20¬30.
107. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., Педагогика, 1984.
108. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание./ В журн."Педагогика", N 4,1998.
109. Николенко Д., Губко А., Игнатенко П. Злоключения науки педологии./ В журн. "Народное образование", N 10, 1990.
110. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1997.
111. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., ЛГУ, 1979.
112. О задачах создания Московского Центра социально-психологической поддержки детей и подростков.// В кн."Практическая психология -основа индивидуализации и дифференциации образования" (сборник информационных материалов с июля 1988 г. по сентябрь 1990 г.), М., 1991.
113. Ольков С.Г. Общественные болезни. Тюмень, 1996.
114. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., Онега, 1994.
115. Основы современной цивилизации. М., АО "Бюро Денди", 1992.
116. Основы социально-психологической теории (под ред.А.А.Бодалёва и А . Н . Сухова). М ., Международная педагогическая академия, 1995.
117. Петровский А.В. Ученические группы: психологические особенности работы педагога.// В кн. "Введение в психологию", М., Академия, 1995.
118. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., МГУ, 1982.
119. Печчеи А. Человеческие качества. М., Прогресс, 1980.
120. Пиз А. Язык телодвижений. М., Ай Кью, 1995.
121. Пирожков В.Ф. Субкультура молодёжи и криминальная субкультура.// В кн."Материалы Учредительного Российского Психологического общества. Ежегодник", М., РПО, 1995.
122. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии.// В кн."Социальная психология личности", Л., Знание, 1994.
123. Пластинин В.В., Хахалов А.А. Медико-гигиенические аспекты экологического образования. Улан-Удэ, 1993.
124. Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии.// В кн. "Методологические проблемы социальной психологии", М., Наука, 1975, с.72-88.
125. Платонова Н.М. Этнопсихологический аспект в педагогике.// В кн."Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования", т.7, Тверь, 1995.
126. Плахов В.Д. Социальные нормы. М., Мысль, 1985.
127. Предупреждение отклонений в нравственном поведении молодёжи. Библиографический указатель психолого-педагогической и правовой литературы (1941-1987). М., 1989.
128. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., Прогресс, 1988.
129. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Прогресс Универс, 1994.
130. Рожнов В.Е. Медицинская деонтология, психология и психотерапия. М., 1975.
131. Ронгинская Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям. СПб., 1995.
132. Руденский Е.В. Социальная психология. М.-Новосибирск, 1998.
133. Рудик П.А. Формирование волевых черт личности в процессе спортивной деятельности.// В кн. "Тезисы докладов на первом съезде общества психологов", М., АПН, 1959.
134. Русалинова А.А. Влияние образа жизни трудового коллектива на развитие личности.// В кн."Психология личности и образ жизни", М., Наука, 1987.
135. Рыбалко Е.Ф. Становление личности.// В кн. "Социальная психология личности", Л., 1974.
136. Сикорский И.А. Психологические основы воспитания и обучения. Киев, 1909. С.112.
137. Симонов П.В. Болезнь неведения. М., Наука, 1968.
138. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., Наука, 1975.
139. Сиресина Н.Н., Столбун В.Д., Столбун Ю.В., Стрельцова В.П. Ис-пользование персонологических подходов В.Н.Мясищева для психокоррекции современных дезадаптированных и девиантных детей и подростков в условиях школы- интерната.// В сб."Научные записки психологов- педагогов города Твери и области", вып.5, Тверь, 1997.
140. Сиресина Н.Н., Столбун В.Д. Нравственный облик педагогического содружества экстерной школы-интерната.// В сб. "Научные записки психологов-педагогов города Твери и области", вып.4, Тверь, 1996.
141. Сиресина Н.Н., Столбун В.Д., Столбун Ю.В. Сверхзадача в деятельности при психокоррекции снижения способности к преодолению трудностей у младших школьников.// В кн."Записки практических психологов города Твери и области", вып.4, Тверь, 1997.
142. Смелзер Н. Социология. М.,Феникс, 1994.
143. Станиславский К.С. О чистоте отношения к театру.// В кн."Избранное", М.,ВТО, 1982.
144. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек. М., 1985.
145. Столбун Ю.В.,Столбун В.Д. Занятия с младшими школьниками по освоению навыков чтения как элемент психокоррекции и контроля за результатами психокоррекционной работы.// В кн."Научные записки психологов-педагогов города Твери и области", вып.5, 1997.
146. Стрельцов В.В. Некоторые возможности применения видеоаппаратуры в психологической коррекции.// В сб."Записки практических психологов города Твери и области", вып. 2, Тверь, 1996.
147. Стрельцов В.В. Место динамического видеоинтервью в психокоррекционной деятельности.//В кн."Записки практических психологов города Твери и области", вып. 4, Тверь, 1997.
148. Стрельцов В.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В. Видеохроника трудовой, учебной и художественной деятельности в психокоррекционной ра¬боте с девиантными и дезадаптированными подростками.// В кн. "Научные записки психологов-педагогов города Твери и области", вып.5, Тверь, 1997.
150. Стрельцов В.В. Оптимизация психокоррекционного процесса посредством применения техники видеозаписи.// В кн."Психолого- педагогические аспекты многоуровнего образования", т.10, Тверь, 1997.
151. Стрельцов В.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В., Чедия К.О. Основные функции режиссёра на коррекционной репетиции.// В сб."Записки практических психологов города Твери и области", вып.4, Тверь, 1997.
152. Стрельцов В.В. О возможностях воспитательно¬психокоррекционной работы в процессе создания художественных видео-фильмов.// В сб."Записки торжокских психологов", вып.1, Тверь, 1998.
153. Стрельцова В.П. Психология отношений В.Н.Мясищева -- значимое направление отечественной персонологии. Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 1998, 26 с.
154. Стурова М.П. Система образования и молодёжная преступность./ В журн."Педагогика", N 6, 1998.
155. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// В кн. Б.М.Теплов "Избранные труды в 2-х томах",т.1, М., Педагогика, 1985.
156. Технология эффективной профессиональной деятельности, под ред. А.А.Деркача, М., Издательский дом "Красная площадь", 1996.
157. Тихонов И.И., Деттерер А.В. Технические средства в пропаганде педагогических знаний. М., 1980.
158. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., Педагогика, 1982.
159. Филонов Л.Б. Психологические средства установления контактных взаимоотношений с трудновоспитуемыми подростками. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно¬летних", Тюмень, 1985.
160. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.
161. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., Институт практической психологии, 1997.
162. Фурст Д.Б. Невротик, его среда и внутренний мир. М., Иностранная литература, 1957.
163. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.Т.2. М., Педагогика, 1986.
164. Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стреотипизации у подростков с отклоняющимся поведением./ В журн."Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", вып.1, 1998.
165. Шадура А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. М., 1991.
166. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., Педагогика, 1987.
167. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., Владос, 1995.
168. Шнирман А.Л. Коллектив учащихся и развитие личности школьника.// В кн."Тезисы докладов на первом съезде общества психологов", М., АПН,1959.
169. Штейнер Р. Духовно-душевные основы педагогики. М., Парсифаль, 1997.
170. Юн Г. Дети с отклонениями. Кишинёв, 1987.
171. Янкина Л.В. Принцип параллельного действия при перевоспитании педагогически запущенных подростков. Киев, 1975.
172. Яроцкий А.И. Альтруистическая мораль и её индивидуалистическое обоснование. Юрьев, 1914.
173. Heilveil I. Video in Mental Health Practice. N.Y., 1983. С.206.
174. Moore F., Chernell E., West M. Television as a therapeutic tool. N.Y., 1978.
175. Videotape Techniques in Psychiatric Training and Treatment. N.Y., 1978.
176. Whitacker C.A. The use of videotape in family therapy with special re-lation to the therapeutic impass.//Videotape Techniques in Psychiatric Training and Treatment. N.Y., 1978, р.253-258..


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ