СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ “ТРУДНЫХ” УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ОБЩНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОАППАРАТУРЫ В ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЕ- ИНТЕРНАТЕ)
|
Введение 3
Глава 1. Современный психолого-педагогический подход к проблеме “трудного ребёнка” 9
1.1 Аспекты трудновоспитуемости детей и подростков.. 9
1.2. Современное состояние проблемы социальной дезадаптации и поиска путей выхода из неё 17
1.3. Видеооборудование как инструмент психотерапии и психокоррекции” 36
Глава 2. Особенности психокоррекционной работы в экстерной школе-интернате 41
Глава 3. Видеооборудование как инструмент психокоррекции 68
Список литературы 117
Приложения 127
Глава 1. Современный психолого-педагогический подход к проблеме “трудного ребёнка” 9
1.1 Аспекты трудновоспитуемости детей и подростков.. 9
1.2. Современное состояние проблемы социальной дезадаптации и поиска путей выхода из неё 17
1.3. Видеооборудование как инструмент психотерапии и психокоррекции” 36
Глава 2. Особенности психокоррекционной работы в экстерной школе-интернате 41
Глава 3. Видеооборудование как инструмент психокоррекции 68
Список литературы 117
Приложения 127
Актуальность темы. Небывалый размах социальных изменений в стране, стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация России привела к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений, среди которых, как свидетельствует статистика, понятия Родины, готовности к героическому, к труду для людей всё больше вытесняются сексом, стремлением к обогащению и материальному благополучию. С полным основанием поднимается вопрос о духовном кризисе в обществе. Обвал привычных представлений, утрата смысла жизни, хроническая экстремальность обстановки в стране быстро расширяет группу риска, обуславливая развитие психических расстройств, нарушение адаптации и распространение различных форм отклоняющегося поведения.
Острота и неотложность задачи организации сопротивления нарастающей девиантности и делинквентности молодёжи, диктует не-обходимость поиска наиболее эффективных способов содействия адекватной социальной адаптации, возможностей интенсивного изменения позиционности социализирующихся “трудных” детей и под¬ростков в социально положительном направлении. При этом целесообразно опираться на опыт классической отечественной психологии личности, в частности, на воззрения В.Н.Мясищева, основателя “психологии отношений”, который утверждал, что “моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов, и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой” [100, с.22]. В указанном свете особое значение приобретают методы коллективной психокоррекционной работы с дезадаптированными детьми и подростками, а также использование в этой работе технических достижений — средств видеозаписи, становящихся всё более доступными. Взаимодействие в процессе деятельности дезадаптированного ребёнка в психокоррекционной общности школы-интерната обеспечивает его в ходе общения непосредственной обратной связью, столь ценной в плане само¬познания человеком особенностей собственной системы отношений. Использование видеозаписывающей аппаратуры в психологической коррекции способствует выявлению объективной динамики личностного развития и предоставляет возможность применения видеообратной связи для ускорения и углубления процесса социальной адаптации “трудных” воспитанников.
Предлагаемая диссертационная работа посвящена методическому обобщению практических наработок и преимуществ использования видеооборудования для оптимизации процесса личностного роста “трудных” учащихся, становления их активными субъектами деятельности.
Цель исследования: определить методы, продемонстрировать возможные формы применения и обосновать ценность использования видеозаписи в процессе социальной адаптации трудновоспитуемых учащихся.
Гипотеза исследования. В качестве основной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что одним из наиболее эффективных методов решения проблем позитивной социализации дезадаптированного и девиантного контингента воспитанников школы- интерната является сочетание коллективной формы их психокоррекции и социальной адаптации через предъявление высоконравственных моделей поведения и отношения с применением видеообратной
— рассмотреть психолого- педагогические и социально-психологические аспекты понятия “трудный учащийся”, причины социальной дезадаптации и девиантного поведения детей, необходимые условия их реабилитации, а также проанализировать современное психотерапевтическое и психокоррекционное использование техники видеозаписи;
— охарактеризовать психологические особенности контингента “трудных учащихся”, составивших общность экстерной школы- интерната, а также исходные теоретические установки, направленность коррекционной работы по преодолению их социальной дезадаптированности;
— рассмотреть опыт применения видеооборудования для преодоления социальной дезадаптированности воспитуемых в условиях пси-хокоррекционной общности школы-интерната в свете методического обобщения.
Объект исследования — участники психокоррекционного процесса: коллектив воспитанников и психолого-педагогический коллектив экстерной школы-интерната, а также родители учащихся.
Предмет исследования — изменение ценностных ориентаций в ходе адаптационного процесса в условиях деятельностного коллектива с помощью психокоррекционных методов использования видеозаписи.
Методологической основой исследования явились основополагающие принципы отечественной социальной психологии: активности психики, историзма, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода; диалектико¬материалистические взгляды крупнейших отечественных психологов и педагогов А . Ф . Лазурского, В . Н . Мясищева, С .Л .Рубинштейна, П.П.Блонского, В.Н.Сороки-Росинского, А.С.Макаренко, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева по проблемам личности в плане возможностей формирования её свойств в процессе воспитания и пере-воспитания, которые получили дальнейшее развитие в психологических и психолого-педагогических исследованиях учёных нашего времени (Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, Л.В.Запорожца, А.В.Брушлинского), в работах социально¬психологического направления (Г.М.Андреевой, А.А.Бодалёва, В.В.Новикова, Р.Б.Гительмахера, А.Д.Глоточкина).
Методы исследования: метод теоретического анализа опыта предшественников; метод наблюдения, анализа и оценки результатов деятельности; постановка деятельностного эксперимента в условиях психокоррекционного, социально-адаптационного процесса.
Новизна исследования состоит в том, что впервые выявляется специфика и предлагаются методические разработки практического применения видеозаписывающей аппаратуры в условиях психокоррекционного, социально-адаптационного коллектива, что предоставляет возможности эффективного использования массовых форм работы по преодолению социальной дезадаптации молодёжи.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке приёмов и методов применения видеозаписывающей аппаратуры как средства углубления позитив¬ной социальной адаптации трудновоспитуемых детей и подростков, а также в теоретическом обобщении психолого-педагогических и со-
Апробация работы. Исследование проводилось в соответствии с целевой комплексной программой федеральной НИР “Университеты России”. Результаты работы были освещены на конференциях и научно-методических семинарах в Твери и Новгороде и использовались при проведении лекций и практических занятий по общей и социальной психологии в Тверском государственном университете, в практической работе с “трудными” учащимися Ступинской экстерной школы-интерната “Феникс”.
Публикации: Основное содержание работы отражено в 9 публикациях по теме исследования.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературных источников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современных условиях возможно эффективное использование видеозаписи в качестве действенного способа интенсификации работы по социальной адаптации дезадаптированных детей и подростков.
2. Видеообратная связь способствует нормализации самооценки воспитанников, усвоению традиций высоконравственных аффилиационных отношений, принятых в психокоррекционной общности экстерной школы-интерната, интериоризации гуманистических мораль¬ных норм.
3. Наибольшая эффективность применения видеозаписывающей аппаратуры достигается при опоре на высоконравственную систему отношений детско-подросткового коллектива школы-интерната
Острота и неотложность задачи организации сопротивления нарастающей девиантности и делинквентности молодёжи, диктует не-обходимость поиска наиболее эффективных способов содействия адекватной социальной адаптации, возможностей интенсивного изменения позиционности социализирующихся “трудных” детей и под¬ростков в социально положительном направлении. При этом целесообразно опираться на опыт классической отечественной психологии личности, в частности, на воззрения В.Н.Мясищева, основателя “психологии отношений”, который утверждал, что “моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов, и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой” [100, с.22]. В указанном свете особое значение приобретают методы коллективной психокоррекционной работы с дезадаптированными детьми и подростками, а также использование в этой работе технических достижений — средств видеозаписи, становящихся всё более доступными. Взаимодействие в процессе деятельности дезадаптированного ребёнка в психокоррекционной общности школы-интерната обеспечивает его в ходе общения непосредственной обратной связью, столь ценной в плане само¬познания человеком особенностей собственной системы отношений. Использование видеозаписывающей аппаратуры в психологической коррекции способствует выявлению объективной динамики личностного развития и предоставляет возможность применения видеообратной связи для ускорения и углубления процесса социальной адаптации “трудных” воспитанников.
Предлагаемая диссертационная работа посвящена методическому обобщению практических наработок и преимуществ использования видеооборудования для оптимизации процесса личностного роста “трудных” учащихся, становления их активными субъектами деятельности.
Цель исследования: определить методы, продемонстрировать возможные формы применения и обосновать ценность использования видеозаписи в процессе социальной адаптации трудновоспитуемых учащихся.
Гипотеза исследования. В качестве основной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что одним из наиболее эффективных методов решения проблем позитивной социализации дезадаптированного и девиантного контингента воспитанников школы- интерната является сочетание коллективной формы их психокоррекции и социальной адаптации через предъявление высоконравственных моделей поведения и отношения с применением видеообратной
— рассмотреть психолого- педагогические и социально-психологические аспекты понятия “трудный учащийся”, причины социальной дезадаптации и девиантного поведения детей, необходимые условия их реабилитации, а также проанализировать современное психотерапевтическое и психокоррекционное использование техники видеозаписи;
— охарактеризовать психологические особенности контингента “трудных учащихся”, составивших общность экстерной школы- интерната, а также исходные теоретические установки, направленность коррекционной работы по преодолению их социальной дезадаптированности;
— рассмотреть опыт применения видеооборудования для преодоления социальной дезадаптированности воспитуемых в условиях пси-хокоррекционной общности школы-интерната в свете методического обобщения.
Объект исследования — участники психокоррекционного процесса: коллектив воспитанников и психолого-педагогический коллектив экстерной школы-интерната, а также родители учащихся.
Предмет исследования — изменение ценностных ориентаций в ходе адаптационного процесса в условиях деятельностного коллектива с помощью психокоррекционных методов использования видеозаписи.
Методологической основой исследования явились основополагающие принципы отечественной социальной психологии: активности психики, историзма, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода; диалектико¬материалистические взгляды крупнейших отечественных психологов и педагогов А . Ф . Лазурского, В . Н . Мясищева, С .Л .Рубинштейна, П.П.Блонского, В.Н.Сороки-Росинского, А.С.Макаренко, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева по проблемам личности в плане возможностей формирования её свойств в процессе воспитания и пере-воспитания, которые получили дальнейшее развитие в психологических и психолого-педагогических исследованиях учёных нашего времени (Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, Л.В.Запорожца, А.В.Брушлинского), в работах социально¬психологического направления (Г.М.Андреевой, А.А.Бодалёва, В.В.Новикова, Р.Б.Гительмахера, А.Д.Глоточкина).
Методы исследования: метод теоретического анализа опыта предшественников; метод наблюдения, анализа и оценки результатов деятельности; постановка деятельностного эксперимента в условиях психокоррекционного, социально-адаптационного процесса.
Новизна исследования состоит в том, что впервые выявляется специфика и предлагаются методические разработки практического применения видеозаписывающей аппаратуры в условиях психокоррекционного, социально-адаптационного коллектива, что предоставляет возможности эффективного использования массовых форм работы по преодолению социальной дезадаптации молодёжи.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке приёмов и методов применения видеозаписывающей аппаратуры как средства углубления позитив¬ной социальной адаптации трудновоспитуемых детей и подростков, а также в теоретическом обобщении психолого-педагогических и со-
Апробация работы. Исследование проводилось в соответствии с целевой комплексной программой федеральной НИР “Университеты России”. Результаты работы были освещены на конференциях и научно-методических семинарах в Твери и Новгороде и использовались при проведении лекций и практических занятий по общей и социальной психологии в Тверском государственном университете, в практической работе с “трудными” учащимися Ступинской экстерной школы-интерната “Феникс”.
Публикации: Основное содержание работы отражено в 9 публикациях по теме исследования.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературных источников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современных условиях возможно эффективное использование видеозаписи в качестве действенного способа интенсификации работы по социальной адаптации дезадаптированных детей и подростков.
2. Видеообратная связь способствует нормализации самооценки воспитанников, усвоению традиций высоконравственных аффилиационных отношений, принятых в психокоррекционной общности экстерной школы-интерната, интериоризации гуманистических мораль¬ных норм.
3. Наибольшая эффективность применения видеозаписывающей аппаратуры достигается при опоре на высоконравственную систему отношений детско-подросткового коллектива школы-интерната
Проведённое исследование подтвердило основную гипотезу о высокой эффективности использования видеоаппаратуры для углубления социальной адаптированности “трудных” детей и подростков в условиях психокоррекционной общности экстерной школы-интерната. Коррекционная работа осуществлялась в ходе разнообразной деятельности, которая позволяла максимально удовлетворить запросы “трудных” учащихся в яркой и интересной жизни и реализовать их активность в деятельности, значимой как для отдельной личности, так и для всего коллектива. Референтнтность взаимоотношений членов коллектива стимулировала актуализацию социально приемлемых и полезных форм самореализации личности.
Использование видеозаписи в психокоррекционном процессе способствовало достижению позитивных изменений ценностных ориентаций “трудных” детей и подростков: усвоению гуманистических принципов общения; принятию и упрочению в различных видах коллективной деятельности альтруистической направленности воспитанников; углублению самопознания, определению собственной жизненной позиции, нормализации самооценки, преодолению индивидуалистической центрации на себе. Возможность увидеть себя как бы со стороны ускоряет и облегчает процесс социальной адаптации “трудных” учащихся, способствуя более глубокому осознанию особенностей собственной личности, отношения к окружающим, позволяет выделить типичные формы и модели поведения, подчеркнуть положительные и отрицательные стороны взаимодействия с другими.
Успешность социализации в коллективе школы-интерната (подавляющее большинство выпускников, среди которых в прошлом было много успевающих на “2” и “3”, второгодников и бросивших школу, не только вы¬разило желание продолжать обучение в различных высших учебных заведениях, но и сумело, уже самостоятельно, подготовиться к вступительным экзаменам, выдержать их, а затем успешно и бескризисно включиться в новый этап жизни молодого человека, связанный с окончанием школы и началом почти самостоятельной взрослой жизни студента) подтвердила исходное положение о необходимости нормализации в первую очередь сферы общения детей и подростков в деятельности и выправления искажённой иерархии ценностных ориентаций.
На основе анализа результатов исследования делаются следующие теоретические и практические выводы:
1. Явление сниженной социальной адаптированности в оценках большого числа исследователей связано с усвоением деформированного опыта социальных отношений.
2. Видеозапись как средство интенсификации коррекционного воздействия повышает уровень осознанности принятых моральных ценностей, развивает умение выделять в партнёрском и собственном поведении проявление дезадаптивных черт.
3. Преодоление дезадаптированности детей и подростков требует:
— социально адекватной реализации внутреннего потенциала их личностей в разнообразной деятельности;
— усвоения в процессе социализации норм гуманистических межличностных отношений;
— принятия трудовых установок и выработки навыков оптимистического преодоления трудностей.
4. Как средство адаптации и коррекционно социализирующая среда с высокой степенью эффективности может быть использован коллектив воспитанников экстерной школы-интерната с высоконравственно заострённой эмпатически-аффилиационной системой отношений.
5. Психологический анализ видеохроники жизни психокоррекционной общности школы-интерната, групповая и индивидуальная проработка от-снятого материала способствуют положительному изменению позиции личности “трудных” воспитанников .
6. Использование видеооборудования позволяет с большей продуктивностью осуществлять психокоррекционную деятельность как индивидуальную, так и с контингентом по численности значительно превышающим традиционные размеры тренинговой группы.
Использование видеозаписи в психокоррекционном процессе способствовало достижению позитивных изменений ценностных ориентаций “трудных” детей и подростков: усвоению гуманистических принципов общения; принятию и упрочению в различных видах коллективной деятельности альтруистической направленности воспитанников; углублению самопознания, определению собственной жизненной позиции, нормализации самооценки, преодолению индивидуалистической центрации на себе. Возможность увидеть себя как бы со стороны ускоряет и облегчает процесс социальной адаптации “трудных” учащихся, способствуя более глубокому осознанию особенностей собственной личности, отношения к окружающим, позволяет выделить типичные формы и модели поведения, подчеркнуть положительные и отрицательные стороны взаимодействия с другими.
Успешность социализации в коллективе школы-интерната (подавляющее большинство выпускников, среди которых в прошлом было много успевающих на “2” и “3”, второгодников и бросивших школу, не только вы¬разило желание продолжать обучение в различных высших учебных заведениях, но и сумело, уже самостоятельно, подготовиться к вступительным экзаменам, выдержать их, а затем успешно и бескризисно включиться в новый этап жизни молодого человека, связанный с окончанием школы и началом почти самостоятельной взрослой жизни студента) подтвердила исходное положение о необходимости нормализации в первую очередь сферы общения детей и подростков в деятельности и выправления искажённой иерархии ценностных ориентаций.
На основе анализа результатов исследования делаются следующие теоретические и практические выводы:
1. Явление сниженной социальной адаптированности в оценках большого числа исследователей связано с усвоением деформированного опыта социальных отношений.
2. Видеозапись как средство интенсификации коррекционного воздействия повышает уровень осознанности принятых моральных ценностей, развивает умение выделять в партнёрском и собственном поведении проявление дезадаптивных черт.
3. Преодоление дезадаптированности детей и подростков требует:
— социально адекватной реализации внутреннего потенциала их личностей в разнообразной деятельности;
— усвоения в процессе социализации норм гуманистических межличностных отношений;
— принятия трудовых установок и выработки навыков оптимистического преодоления трудностей.
4. Как средство адаптации и коррекционно социализирующая среда с высокой степенью эффективности может быть использован коллектив воспитанников экстерной школы-интерната с высоконравственно заострённой эмпатически-аффилиационной системой отношений.
5. Психологический анализ видеохроники жизни психокоррекционной общности школы-интерната, групповая и индивидуальная проработка от-снятого материала способствуют положительному изменению позиции личности “трудных” воспитанников .
6. Использование видеооборудования позволяет с большей продуктивностью осуществлять психокоррекционную деятельность как индивидуальную, так и с контингентом по численности значительно превышающим традиционные размеры тренинговой группы.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999



