КОНЦЕПТ «СКУКА» И ЕГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ РОМАНОВ И.А. ГОНЧАРОВА
|
Введение
Глава I. Концепт “скука” в прозаическом тексте И.А. Гончарова 11
§1. Метапоэтические данные о скуке и скучающем герое в рефлексии
И.А. Гончарова: термины и понятия 11
§2. Эпистемологический фон и эпистемологическое пространство концепта “скука”: основные концептуальные
структуры 41
§3. Концепт “скука” и его лингвистическое представление в романах И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» 57
Выводы по первой главе 92
Глава II. Особенности речевого поведения скучающего героя 94
§1. Отражение повседневности и роль повседневного языка в романах
И.А. Гончарова, выражение в нем концепта “скука” 94
§2. Особенности языковой личности скучающего героя 136
§3. Речевые жанры, в которых реализуется концепт “скука” 169
Выводы по второй главе 201
Заключение
Библиография
Глава I. Концепт “скука” в прозаическом тексте И.А. Гончарова 11
§1. Метапоэтические данные о скуке и скучающем герое в рефлексии
И.А. Гончарова: термины и понятия 11
§2. Эпистемологический фон и эпистемологическое пространство концепта “скука”: основные концептуальные
структуры 41
§3. Концепт “скука” и его лингвистическое представление в романах И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» 57
Выводы по первой главе 92
Глава II. Особенности речевого поведения скучающего героя 94
§1. Отражение повседневности и роль повседневного языка в романах
И.А. Гончарова, выражение в нем концепта “скука” 94
§2. Особенности языковой личности скучающего героя 136
§3. Речевые жанры, в которых реализуется концепт “скука” 169
Выводы по второй главе 201
Заключение
Библиография
По мнению составителей академического «Полного собрания сочинений и писем И.А. Гончарова» в 20-ти т., первый том которого вышел в 1997 г., «еще в недавнее время Гончаров ... считался принадлежащим к разряду старомодных реалистов, чье творчество представляет лишь исторический интерес. Эту репутацию упрочила многолетняя школьная практика <.> Естественной реакцией на тенденциозно подаваемую картину творчества Гончарова явилось некоторое охлаждение читающей публики к произведениям писателя» (с.6). В настоящее время положение изменилось: увеличилось число исследовательских работ, посвященных творчеству писателя (особенно в юбилейные 1992 и 2002 гг.), с 1987 г. регулярно (каждые пять лет) проводятся Гончаровские конференции на родине писателя, с 1992 г. они приобрели статус международных, появились новые переводы и инсценировки произведений И.А. Гончарова в Германии, Франции, Италии, США, Японии, Китае, в серии «Литературное наследство» в 2000 г. вышел 102 том «И.А. Гончаров. Новые материалы и исследования». Как отмечает А.В. Романова, «в последние годы всплеск интереса к творчеству Гончарова отмечен во всем мире» (с.70). Все это свидетельствует о постоянном внимании к творчеству писателя, о «жизни» его текстов и новых возможностях их изучения с учетом достижений современной филологии. Растет интерес к исследованию языка произве
Введение: дений И.А. Гончарова: изучаются художественные функции фразеологизмов (Е.Ю. Попова), лексическая структура текстовых фрагментов с монологической речью персонажей (Е.Л. Гапеева), выявляются ключевые слова, концепты художественного мышления писателя, которые требуют обращения к анализу идиостиля (М.Г. Матлин, В.Н. Базылев и др.) и т.д. Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию концептов (А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, Т.А. ван Дейк, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, Д.С. Лихачев, Дж.А. Миллер, Е.В. Сергеева, Ю.С. Степанов, Г.В. Токарев, Р.М. Фрумкина, Л.О. Чернейко и др.), остается без внимания описание лингвистического представления многих культурных концептов в текстах романов И.А. Гончарова, в том числе концепта «скука». Сказанное выше обусловливает актуальность нашего исследования.
Объектом изучения является концепт «скука» в текстах романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». В своем исследовании мы опираемся на положение Е.В. Сергеевой о том, что концепт «это информационная целостность, присутствующая в языковом сознании, воспринимаемая языковой личностью как инвариантное значение ассоциативно - семантического поля и прошедшая означивание, т.е. вербализованная одной или несколькими единицами данного языка» (Е.В. Сергеева). Выбор объекта диктовался необходимостью изучать концептуализацию понятия «скука».
Предметом изучения являются лингвистические средства выражения представлений о скуке в текстах произведений И.А. Гончарова.
Цель работы состоит в системном описании специфики концепта «скука», особенностей его отражения в художественных текстах И.А. Гончарова, определении роли в создании языкового образа скучающего героя, установлении связи данного концепта с повседневностью, отраженной в романах. Для достижения поставленной цели решались следующие конкретные задачи.
1. Структурирование метапоэтических данных о скуке и скучающем герое, выявление понятий, ключевых слов, терминов, нашедших отражение в рефлексии И.А. Гончарова, дающих векторы смысла для определения места концепта «скука» в поэтике художника.
2. Рассмотрение эпистемологического пространства, в котором функционирует концепт, установление языковых категорий, понятий, идей, с которыми он коррелирует.
3. Определение содержательного минимума и объема концепта «скука», вырабатываемых языком и выражаемых в текстах.
4. Разработка модели лексико-семантического поля, реализующего концепт. Описание парадигматических, синтагматических и ассоциативно-деривационных отношений концепта «скука» в границах лексико-семантического поля.
5. Выявление лингвистических средств экспликации концепта «скука» в системе сюжетных событий романов, определение роли повседневности и обыденного языка в текстах писателя, выражение в нем концепта «скука».
6. Установление особенностей языковой личности скучающего героя.
7. Выделение типов речевых действий, связанных с концептом «скука», и речевых жанров, использующихся скучающим героем, их описание.
Научная новизна работы определяется недостаточной изученностью лингвистического представления концепта «скука» в текстах И.А. Гончарова. Применена комплексная методика исследования, способствующая изучению языковой репрезентации концепта на основе сочетания различных методов и способов анализа. Впервые для исследования метапоэтического текста И.А. Гончарова используются понятия гештальта, фигуры и фона, позволяющие выделить внутренние структуры, лежащие в основе метапоэтического текста и гармонизирующие понимание писателем творческого процесса по вертикали. Впервые делается попытка построить модель лексико-семантического поля, ядром которого является концепт «скука», с использованием языкового материала текстов И.А. Гончарова. Установлена связь между лингвистическими средствами, эксплицирующими концепт «скука» в системе сюжетных событий романов, повседневностью и повседневным языком рассматриваемых произведений. Изучена языковая личность скучающего героя с учетом лингвистических и экстралингвистических параметров, рассмотрены и описаны речевые действия и речевые жанры, участвующие в создании языкового образа скучающего героя.
установлении его связи с повседневностью, отображенной в романах, в изучении языковой личности скучающего героя и речевых жанров, в которых реализуется концепт. В работе использовано философское понятие «повседневности» («обыденности») в качестве обозначения одной из
особенностей содержания и художественной формы романов И.А. Гончарова.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в лингвистических работах, посвященных исследованию концепта, повседневности и повседневного языка, в применении полученных результатов в учебных словарях и справочниках, для преподавания курсов лингвистики текста в школе и в вузе.
В процессе изучения концепта «скука» применяется особая исследовательская стратегия, связанная с установкой на определение метапосылок художника, рассмотренных на основе лингвистических данных, введение их в эпистемологическое пространство времени и далее в современную научную парадигму. Благодаря такой исследовательской стратегии мы подходим к исследованию текста не с готовыми схемами, а пытаемся войти в диалог с текстом с учетом авторской позиции.
Теоретико-методологической базой данного исследования стали следующие принципы и методы:
1. Полевый метод используется для создания лексико-семантического поля концепта «скука» как средство моделирования смыслового пространства.
2. Компонентный анализ, предполагающий разложение значения слова на дифференциальные семантические признаки (семантические множители, компоненты, семы) и служащий критерием сведения слов, содержащих сходные компоненты, в одно поле.
3. Описательная и сравнительная методики.
4. Концептуальный анализ, представляющий собой целый арсенал исследовательских приемов, используемых для описания концепта «скука». В качестве исходного материала берутся контексты из произведений И.А. Гончарова.
5. Структурно-системный подход к описанию парадигматических связей концепта в границах лексико-семантического поля.
6. Прием оппозиций, основанный на противопоставлении языка и речи и на признании неравноправности членов оппозиции.
7. Метод контекстуального анализа, основанный на изучении лексических связей и отношений в тексте.
Теоретической основой исследования служит теория концепта, разрабатываемая в трудах А. Вежбицкой, Д.С. Лихачева, Е.В. Сергеевой, Ю.С. Степанова, Л.О. Чернейко и др. Изучение метапоэтических данных осуществляется в русле теории метапоэтики К.Э. Штайн. Исследование особенностей языкового представления концепта «скука» ведется с опорой на теорию семантического поля (В.П. Абрамов, Л.М. Васильев, Ю.Н. Караулов, Л.А. Новиков, В. Порциг, Й. Трир и др.). Рассмотрение речевых жанров, связанных с концептом «скука», осуществляется на основе теории речевых жанров М.М. Бахтина, разрабатываемой в трудах В.В. Дементьева, К.Ф. Седова, М.Ю. Федосюка, Р.М. Байрамукова и др. Изучение повседневности и повседневного языка ведется в ракурсе исследований А.А. Потебни, Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.Г. Горнфельда с привлечением работ зарубежных ученых Э. Гуссерля, А. Шюца, Дж. Лакоффа и др. Исследование языковой личности скучающего героя базируется на положениях Ю.Н. Караулова, Г.Г. Инфантовой, Л.В. Баскаковой, развивающих идеи А.А. Шахматова, В.В. Виноградова.
Материалом исследования послужили тексты романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Объем выборки составил более 1000 единиц речевой актуализации концепта «скука» в прямом и косвенном выражении (в процессе выборки были использованы романы, опубликованные в изданиях Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1952 - 1955, Гончаров И.А. Полн. собр. соч.: В 20 т. - СПб., 1997 - 2000. - Т.1, 4.). Метапоэтические данные, репрезентирующие самоинтерпретацию И.А. Гончаровым собственного творчества, рассматриваются с привлечением текстов статей, критических заметок, очерков, писем, воспоминаний. Изучение эпистемологического контекста ведется с привлечением текстов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В России скука приобретает статус культурного концепта в Х1Х веке. Это целый пласт жизни, быта, философии жизни, который выражается в языке. В художественных текстах скука коррелирует с такими понятиями, как «разочарованность», «сплин», «хандра», «мода», «поза», и имеет специфические черты, обусловленные особенностями русского менталитета, индивидуальным авторским замыслом.
2. Метапоэтический текст И.А. Гончарова строится на основе соотношения фигура (формулы, эссенции, лексико-семантические сгущения, выражающиеся в наличии когнитивных структур (гештальтов)) - фон (общее текстовое пространство). В фигурных элементах содержатся данные о романе, о герое, о месте концепта «скука» в поэтике И.А. Гончарова: скука выступает в рефлексии автора и героя как фигура на фоне многообразных проявлений жизни, отразившаяся в ней как в миниатюре.
3. В текстах Гончарова концепт «скука», помимо собственных смыслов ‘чувство, состояние' и ‘объект или обстановка', приобретает окказиональные смыслы ‘болезнь', ‘пустота', ‘сон', ‘мода', ‘труд', поэтому скука героев И. А. Гончарова - это сложное состояние, представляющее собой объединение таких начал, как философия жизни, состояние (сходное с болезнью), социальная роль (дендизм).
4. Единицы, организующие ЛСП «скука», взаимодействуют с единицами других ЛСП в тексте, выступающими как микрополя по отношению к ЛСП «состояние героя», включающемуся в ЛСП «герой в обществе», «жизнь», «обстановка», «окружение», в «Обрыве» - в ЛСП «роман».
5. Состояние скуки в художественном целом романов И.А. Гончарова выступает сюжетным событием и составной частью более сложных сюжетных событий (сюжетных событий, в которых скука отсутствует; событий, отсутствие которых вызывает скуку; сюжетных событий, в которых имеет место скука).
6. В концептосфере скучающего героя ключевыми являются концепты «счастье», «слава», «любовь», «дружба», «творчество», «страсть», «красота». Концепты «скука», «апатия», «разочарование», «сон» появляются в мировоззрении героя в процессе смыслового разрушения ключевых концептов.
7. Исследование концепта «скука» помогает установить связь героев И.А. Гончарова с языковым сознанием людей XIX века, которое находит выражение в используемых ими речевых жанрах.
8. Скучающий герой отдает предпочтение фатическим жанрам речи. Среди диалогических речевых жанров, связанных с концептом «скука», наиболее распространенными являются: семейная беседа, дружеская беседа и беседа между влюбленными. Монологическая речь представлена внутренними монологами персонажей, содержащими рефлексию над скукой.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в статьях, докладах, тезисах, опубликованных в Москве, Ставрополе, Ростове, Самаре. Положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на международных, всероссийских, зональных научных конференциях. Автор принимал регулярное участие в работе межрегионального семинара «Textus»: Текст как явление культуры» под руководством профессора К.Э. Штайн в Ставропольском государственном университете. Основные положения диссертации были изложены в докладах и сообщениях на ежегодных научно - практических конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» (апрель 2000, 2003), на Международной научной конференции «Антропоцентрическая парадигма в филологии» (Ставрополь, 14-15 мая 2003г.), на международной научной конференции «История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания» (Ростов - на - Дону - Адлер, 6-12 сентября 2003г.), на Всероссийской научной конференции «Языковая система - текст - дискурс: категории и аспекты исследования» (Самара, 18-19 сентября 2003 г.).
Структура и объем работы определяются поставленными выше конкретными задачами. Диссертация общим объемом 234 страницы машинописного текста состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (322 наименования), в том числе списка лексикографических источников, списка источников материала.
Во Введении раскрывается актуальность избранной проблемы, формулируются цели и задачи работы, избираются объект, предмет исследования, демонстрируется ее научная новизна и теоретическая значимость, определяются методы исследования.
В главе 1 «Концепт «скука» в прозаическом тексте И . А . Гончарова» рассматриваются вопросы, связанные с актуальными для темы диссертации проблемами: изучение метапоэтических данных о скуке и скучающем герое в рефлексии И.А. Гончарова, выявление понятий, ключевых слов, терминов, содержащихся в метапоэтическом тексте, введение сведений о самоинтерпретации автора в эпистемологический контекст эпохи, установление языковых категорий, с которыми коррелирует концепт «скука», сопоставление разных точек зрения на проблему концепта в лингвистике, культурологии, психологии, описание способов лингвистического представления концепта «скука» в текстах И.А. Гончарова.
В главе 2 « Особенности речевого поведения скучающего героя» рассматривается ряд вопросов, связанных с речевым поведением скучающего героя: лингвистическая экспликация концепта «скука» в системе сюжетных событий романов, связанных с повседневностью, рассмотрение особенностей языковой личности скучающего героя с учетом лингвистических и экстралингвистических параметров и речевых жанров, в которых реализуется концепт «скука».
В Заключении кратко излагаются итоги диссертационного исследования, в обобщенном виде формулируются основные выводы.
Введение: дений И.А. Гончарова: изучаются художественные функции фразеологизмов (Е.Ю. Попова), лексическая структура текстовых фрагментов с монологической речью персонажей (Е.Л. Гапеева), выявляются ключевые слова, концепты художественного мышления писателя, которые требуют обращения к анализу идиостиля (М.Г. Матлин, В.Н. Базылев и др.) и т.д. Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию концептов (А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, Т.А. ван Дейк, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, Д.С. Лихачев, Дж.А. Миллер, Е.В. Сергеева, Ю.С. Степанов, Г.В. Токарев, Р.М. Фрумкина, Л.О. Чернейко и др.), остается без внимания описание лингвистического представления многих культурных концептов в текстах романов И.А. Гончарова, в том числе концепта «скука». Сказанное выше обусловливает актуальность нашего исследования.
Объектом изучения является концепт «скука» в текстах романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». В своем исследовании мы опираемся на положение Е.В. Сергеевой о том, что концепт «это информационная целостность, присутствующая в языковом сознании, воспринимаемая языковой личностью как инвариантное значение ассоциативно - семантического поля и прошедшая означивание, т.е. вербализованная одной или несколькими единицами данного языка» (Е.В. Сергеева). Выбор объекта диктовался необходимостью изучать концептуализацию понятия «скука».
Предметом изучения являются лингвистические средства выражения представлений о скуке в текстах произведений И.А. Гончарова.
Цель работы состоит в системном описании специфики концепта «скука», особенностей его отражения в художественных текстах И.А. Гончарова, определении роли в создании языкового образа скучающего героя, установлении связи данного концепта с повседневностью, отраженной в романах. Для достижения поставленной цели решались следующие конкретные задачи.
1. Структурирование метапоэтических данных о скуке и скучающем герое, выявление понятий, ключевых слов, терминов, нашедших отражение в рефлексии И.А. Гончарова, дающих векторы смысла для определения места концепта «скука» в поэтике художника.
2. Рассмотрение эпистемологического пространства, в котором функционирует концепт, установление языковых категорий, понятий, идей, с которыми он коррелирует.
3. Определение содержательного минимума и объема концепта «скука», вырабатываемых языком и выражаемых в текстах.
4. Разработка модели лексико-семантического поля, реализующего концепт. Описание парадигматических, синтагматических и ассоциативно-деривационных отношений концепта «скука» в границах лексико-семантического поля.
5. Выявление лингвистических средств экспликации концепта «скука» в системе сюжетных событий романов, определение роли повседневности и обыденного языка в текстах писателя, выражение в нем концепта «скука».
6. Установление особенностей языковой личности скучающего героя.
7. Выделение типов речевых действий, связанных с концептом «скука», и речевых жанров, использующихся скучающим героем, их описание.
Научная новизна работы определяется недостаточной изученностью лингвистического представления концепта «скука» в текстах И.А. Гончарова. Применена комплексная методика исследования, способствующая изучению языковой репрезентации концепта на основе сочетания различных методов и способов анализа. Впервые для исследования метапоэтического текста И.А. Гончарова используются понятия гештальта, фигуры и фона, позволяющие выделить внутренние структуры, лежащие в основе метапоэтического текста и гармонизирующие понимание писателем творческого процесса по вертикали. Впервые делается попытка построить модель лексико-семантического поля, ядром которого является концепт «скука», с использованием языкового материала текстов И.А. Гончарова. Установлена связь между лингвистическими средствами, эксплицирующими концепт «скука» в системе сюжетных событий романов, повседневностью и повседневным языком рассматриваемых произведений. Изучена языковая личность скучающего героя с учетом лингвистических и экстралингвистических параметров, рассмотрены и описаны речевые действия и речевые жанры, участвующие в создании языкового образа скучающего героя.
установлении его связи с повседневностью, отображенной в романах, в изучении языковой личности скучающего героя и речевых жанров, в которых реализуется концепт. В работе использовано философское понятие «повседневности» («обыденности») в качестве обозначения одной из
особенностей содержания и художественной формы романов И.А. Гончарова.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в лингвистических работах, посвященных исследованию концепта, повседневности и повседневного языка, в применении полученных результатов в учебных словарях и справочниках, для преподавания курсов лингвистики текста в школе и в вузе.
В процессе изучения концепта «скука» применяется особая исследовательская стратегия, связанная с установкой на определение метапосылок художника, рассмотренных на основе лингвистических данных, введение их в эпистемологическое пространство времени и далее в современную научную парадигму. Благодаря такой исследовательской стратегии мы подходим к исследованию текста не с готовыми схемами, а пытаемся войти в диалог с текстом с учетом авторской позиции.
Теоретико-методологической базой данного исследования стали следующие принципы и методы:
1. Полевый метод используется для создания лексико-семантического поля концепта «скука» как средство моделирования смыслового пространства.
2. Компонентный анализ, предполагающий разложение значения слова на дифференциальные семантические признаки (семантические множители, компоненты, семы) и служащий критерием сведения слов, содержащих сходные компоненты, в одно поле.
3. Описательная и сравнительная методики.
4. Концептуальный анализ, представляющий собой целый арсенал исследовательских приемов, используемых для описания концепта «скука». В качестве исходного материала берутся контексты из произведений И.А. Гончарова.
5. Структурно-системный подход к описанию парадигматических связей концепта в границах лексико-семантического поля.
6. Прием оппозиций, основанный на противопоставлении языка и речи и на признании неравноправности членов оппозиции.
7. Метод контекстуального анализа, основанный на изучении лексических связей и отношений в тексте.
Теоретической основой исследования служит теория концепта, разрабатываемая в трудах А. Вежбицкой, Д.С. Лихачева, Е.В. Сергеевой, Ю.С. Степанова, Л.О. Чернейко и др. Изучение метапоэтических данных осуществляется в русле теории метапоэтики К.Э. Штайн. Исследование особенностей языкового представления концепта «скука» ведется с опорой на теорию семантического поля (В.П. Абрамов, Л.М. Васильев, Ю.Н. Караулов, Л.А. Новиков, В. Порциг, Й. Трир и др.). Рассмотрение речевых жанров, связанных с концептом «скука», осуществляется на основе теории речевых жанров М.М. Бахтина, разрабатываемой в трудах В.В. Дементьева, К.Ф. Седова, М.Ю. Федосюка, Р.М. Байрамукова и др. Изучение повседневности и повседневного языка ведется в ракурсе исследований А.А. Потебни, Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.Г. Горнфельда с привлечением работ зарубежных ученых Э. Гуссерля, А. Шюца, Дж. Лакоффа и др. Исследование языковой личности скучающего героя базируется на положениях Ю.Н. Караулова, Г.Г. Инфантовой, Л.В. Баскаковой, развивающих идеи А.А. Шахматова, В.В. Виноградова.
Материалом исследования послужили тексты романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Объем выборки составил более 1000 единиц речевой актуализации концепта «скука» в прямом и косвенном выражении (в процессе выборки были использованы романы, опубликованные в изданиях Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1952 - 1955, Гончаров И.А. Полн. собр. соч.: В 20 т. - СПб., 1997 - 2000. - Т.1, 4.). Метапоэтические данные, репрезентирующие самоинтерпретацию И.А. Гончаровым собственного творчества, рассматриваются с привлечением текстов статей, критических заметок, очерков, писем, воспоминаний. Изучение эпистемологического контекста ведется с привлечением текстов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В России скука приобретает статус культурного концепта в Х1Х веке. Это целый пласт жизни, быта, философии жизни, который выражается в языке. В художественных текстах скука коррелирует с такими понятиями, как «разочарованность», «сплин», «хандра», «мода», «поза», и имеет специфические черты, обусловленные особенностями русского менталитета, индивидуальным авторским замыслом.
2. Метапоэтический текст И.А. Гончарова строится на основе соотношения фигура (формулы, эссенции, лексико-семантические сгущения, выражающиеся в наличии когнитивных структур (гештальтов)) - фон (общее текстовое пространство). В фигурных элементах содержатся данные о романе, о герое, о месте концепта «скука» в поэтике И.А. Гончарова: скука выступает в рефлексии автора и героя как фигура на фоне многообразных проявлений жизни, отразившаяся в ней как в миниатюре.
3. В текстах Гончарова концепт «скука», помимо собственных смыслов ‘чувство, состояние' и ‘объект или обстановка', приобретает окказиональные смыслы ‘болезнь', ‘пустота', ‘сон', ‘мода', ‘труд', поэтому скука героев И. А. Гончарова - это сложное состояние, представляющее собой объединение таких начал, как философия жизни, состояние (сходное с болезнью), социальная роль (дендизм).
4. Единицы, организующие ЛСП «скука», взаимодействуют с единицами других ЛСП в тексте, выступающими как микрополя по отношению к ЛСП «состояние героя», включающемуся в ЛСП «герой в обществе», «жизнь», «обстановка», «окружение», в «Обрыве» - в ЛСП «роман».
5. Состояние скуки в художественном целом романов И.А. Гончарова выступает сюжетным событием и составной частью более сложных сюжетных событий (сюжетных событий, в которых скука отсутствует; событий, отсутствие которых вызывает скуку; сюжетных событий, в которых имеет место скука).
6. В концептосфере скучающего героя ключевыми являются концепты «счастье», «слава», «любовь», «дружба», «творчество», «страсть», «красота». Концепты «скука», «апатия», «разочарование», «сон» появляются в мировоззрении героя в процессе смыслового разрушения ключевых концептов.
7. Исследование концепта «скука» помогает установить связь героев И.А. Гончарова с языковым сознанием людей XIX века, которое находит выражение в используемых ими речевых жанрах.
8. Скучающий герой отдает предпочтение фатическим жанрам речи. Среди диалогических речевых жанров, связанных с концептом «скука», наиболее распространенными являются: семейная беседа, дружеская беседа и беседа между влюбленными. Монологическая речь представлена внутренними монологами персонажей, содержащими рефлексию над скукой.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в статьях, докладах, тезисах, опубликованных в Москве, Ставрополе, Ростове, Самаре. Положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на международных, всероссийских, зональных научных конференциях. Автор принимал регулярное участие в работе межрегионального семинара «Textus»: Текст как явление культуры» под руководством профессора К.Э. Штайн в Ставропольском государственном университете. Основные положения диссертации были изложены в докладах и сообщениях на ежегодных научно - практических конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» (апрель 2000, 2003), на Международной научной конференции «Антропоцентрическая парадигма в филологии» (Ставрополь, 14-15 мая 2003г.), на международной научной конференции «История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания» (Ростов - на - Дону - Адлер, 6-12 сентября 2003г.), на Всероссийской научной конференции «Языковая система - текст - дискурс: категории и аспекты исследования» (Самара, 18-19 сентября 2003 г.).
Структура и объем работы определяются поставленными выше конкретными задачами. Диссертация общим объемом 234 страницы машинописного текста состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (322 наименования), в том числе списка лексикографических источников, списка источников материала.
Во Введении раскрывается актуальность избранной проблемы, формулируются цели и задачи работы, избираются объект, предмет исследования, демонстрируется ее научная новизна и теоретическая значимость, определяются методы исследования.
В главе 1 «Концепт «скука» в прозаическом тексте И . А . Гончарова» рассматриваются вопросы, связанные с актуальными для темы диссертации проблемами: изучение метапоэтических данных о скуке и скучающем герое в рефлексии И.А. Гончарова, выявление понятий, ключевых слов, терминов, содержащихся в метапоэтическом тексте, введение сведений о самоинтерпретации автора в эпистемологический контекст эпохи, установление языковых категорий, с которыми коррелирует концепт «скука», сопоставление разных точек зрения на проблему концепта в лингвистике, культурологии, психологии, описание способов лингвистического представления концепта «скука» в текстах И.А. Гончарова.
В главе 2 « Особенности речевого поведения скучающего героя» рассматривается ряд вопросов, связанных с речевым поведением скучающего героя: лингвистическая экспликация концепта «скука» в системе сюжетных событий романов, связанных с повседневностью, рассмотрение особенностей языковой личности скучающего героя с учетом лингвистических и экстралингвистических параметров и речевых жанров, в которых реализуется концепт «скука».
В Заключении кратко излагаются итоги диссертационного исследования, в обобщенном виде формулируются основные выводы.
Концепты являются важным компонентом национально-специфической картины мира, что подтверждается пристальным вниманием исследователей к этому понятию. Концепты - объект изучения культурологии, математической логики, лингвистики, психолингвистики и ряда других научных дисциплин. В лингвистике существует несколько направлений в исследовании концептов, наибольший интерес представляют точки зрения, определяющие понятие культурного концепта (Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов). Последний имеет сложную структуру, состоящую из трех компонентов: основного, дополнительного признаков и внутренней формы, является предметом симпатий, антипатий, а иногда и столкновений, выполняет функцию заместителя. В словарном запасе языка занимает третий и четвертый уровни (концептов и концептосферы). Концепты реальны по-разному в разных слоях для людей данной культуры, чем богаче культурный опыт человека, тем богаче его концептосфера; при изучении концептов ученые пользуются самыми различными методами в зависимости от целей и задач исследования.
Духовная культура народа наиболее чутко проявляется в области чувств и эмоций. Русская речь обладает высоким эмоциональным накалом, богатством языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков, поэтому так велик интерес лингвистов к эмоциональным концептам.
Концепт «скука» - один из концептов культуры. Скука - хорошо известное, но труднообъяснимое состояние, вызванное отсутствием дела, интереса к окружающему. В древнерусском языке слово «скука» отмечено не было. В словарях слова «скука», «скучный», «скучно» появляются с 1704 года, а «скучать» с 1731, а к концу XVIII - началу XIX века слово «скука» приобретает статус культурного концепта, становится одним из главных мировоззренческих понятий, чему способствовали явления, происходившие в культуре (дендизм, искусственная разочарованность).
пословицы и поговорки, скука ассоциируется с бездельем, праздностью («Праздность скуку любит», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «От скуки бери дело в руки», «Кто работает, тот не скучает», «Мозолистые руки не знают скуки», «Кто на все руки, у того нет скуки»), с неизбежностью («Докука скука, а миновать нельзя», «Забота не съела, так скука одолела»), со смертью, болезнью («удавлюсь от скуки»; «от скуки одуреешь»; «убийственная скука»). В текстах художественной литературы, отражающих русский менталитет, национальную специфику концепта и индивидуальные авторские намерения, концепт «скука» помимо собственных смыслов ‘чувство', ‘объект или обстановка, вызывающие у субъекта данное чувство, приобретает иные смыслы.
Исследование лингвистического представления концепта «скука» в художественном тексте связано, прежде всего, с выявлением лексических единиц, эксплицирующих концепт и участвующих в создании языкового образа скучающего героя.
Данные о самоинтерпретации И.А. Гончаровым своего творчества позволяют определить место концепта «скука» в рефлексии автора и героя. Основываясь на анализе метапоэтических работ («Предисловие к роману «Обрыв», «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв», «Лучше поздно, чем никогда»), а также текстов романов, очерка «Фрегат «Паллада», писем, содержащих разнородные метатекстовые элементы, можно выделить внутренние структуры, гармонизирующие понимание творческого процесса И.А. Гончаровым по вертикали, которые имеют определенную иерархию, обобщают сказанное, строятся на основе противопоставлений, содержат ключевые слова, термины, терминоиды метапоэтического текста И.А. Гончарова. Средством выделения данных фигур служат метакомментарии самого автора и метадискурсивность. В общем метатексте романов, складывающемся из целой системы переплетения «метатекстовых лент», наиболее часто встречаются авторский комментарий к речи героя о скуке, носящий метатекстовый характер, и метакомментарии, содержащиеся в речи самих героев, имеющие структуру гештальтов. В других произведениях писателя происходит дополнение, обогащение выделенной писателем структуры: расширение национальных, лингвогеографических и пространственно-временных параметров концепта «скука».
При проверке полученных метапоэтических данных путем включения их в эпистемологическое пространство (это археология знаний, находящая выражение в языке) подтверждается правильность сделанных выводов и устанавливаются понятия, с которыми скука коррелирует. В художественных текстах скука коррелирует с такими понятиями, как «разочарованность», «сплин», «хандра», «мода», «поза», однако имеет и специфические черты, обусловленные особенностями русского менталитета, индивидуальным авторским замыслом. В каждом конкретном случае скука подвергается переосмыслению. Данные эпистемологического контекста в свою очередь позволяют подтвердить, что скука, действительно, выступает как концепт, потому что обладает высокой частотностью и повторяемостью, особенно в текстах художественной литературы, имеет разветвленное словообразовательное гнездо, входит в состав устойчивых оборотов (чаще всего пословиц и поговорок), выступает как объект рефлексии, обладает трехслойной структурой.
В текстах Гончарова концепт «скука», помимо собственных смыслов ‘чувство, состояние' и ‘объект или обстановка', приобретает окказиональные смыслы ‘болезнь', ‘пустота', ‘сон', ‘мода', ‘труд', которые эксплицируются такими лексическими единицами, как «напасть», «недуг», «немочь», «чума», «покой», «неподвижность» и др.
Слово «скука» обладает свободной и богатой сочетаемостью, образуя сочетания, описывающие состояние субъекта; сочетания с переходными глаголами, с глаголами физического действия; сочетания с прилагательными, указывающими на неприятность состояния, степень интенсивности, место протекания, назначение. Единицы, организующие ЛСП «скука», вступают во взаимоотношения с единицами других ЛСП в тексте, которые выступают как микрополя по отношению к ЛСП «состояние героя», в свою очередь включающемуся в ЛСП «герой в обществе», «жизнь», «обстановка», «окружение», а в «Обрыве» еще и в ЛСП «роман».
Состояние скуки становится сюжетным событием во внутренних монологах героев, в диалогах, т.е. при осуществлении героем рефлексии над скукой, поэтому для введения скуки как сюжетного события используются, как правило, глаголы с семой говорения, существительное «слово».
Будучи сложным состоянием, скука находит отражение в речи скучающего героя как производителя текстов, в которых содержатся сведения о восприятии им окружающей действительности, в том числе и рефлексия над скукой, поэтому важно рассмотреть те языковые средства, которые им используются. Исследование языковой личности скучающего героя показывает зависимость речевого поведения героя от экстралингвистических параметров, важную роль для формирования вербально - грамматического уровня играет тематическая организация общения. В разговорах на повседневные темы речь скучающих героев по своему строю обыденна и проста, при обсуждении общих тем, философских проблем строй речи героев меняется, они применяют в ней общие нормы литературного языка своего времени.
На когнитивном уровне в концептосфере каждого скучающего героя можно выделить определенный набор концептов. Так, для А. Адуева ключевыми являются концепты «счастье», «слава», «любовь», «дружба», «творчество». Концепты «скука», «апатия», «разочарование» появляются в мировоззрении героя, когда происходит смысловое разрушение ключевых концептов. В концептосфере Обломова на первом месте стоят слова «авось», «может быть» и «как-нибудь». Концепт «скука» приобретает смыслы, сближающие его с концептом «труд». Для Райского основными концептами являются «страсть», «красота», содержание которых обусловлено соотнесенностью образа Райского с образом Дон-Жуана. Этим концептам в концептосфере героя противопоставлены концепты «сон», «скука».
Скучающий герой отдает предпочтение фатическим, или праздноречевым жанрам, с помощью которых пытается осмыслить свое состояние, избавиться от скуки, найти сочувствие, пожаловаться. В них раскрывается образ мыслей героев, они служат средством характеризации. Монологическая речь в романах И.А. Гончарова представлена внутренними монологами персонажей, в которые часто перерастает несобственно-прямая речь и, наоборот, внутренние монологи переводятся в план несобственно-прямой речи. Внутренние монологи часто содержат рефлексию героя над скукой.
Скука дает представление о ментальном пространстве текстов И.А. Гончарова, устанавливает приоритетные концептуальные позиции в соотношении «человек и мир». Текст романа И.А. Гончарова действительно является неким «зеркалом»: то, что писатель инициировал, стало реальным в его романах. Для нас это имеет и лингвистическую ценность, так как можно учитывать жизнь концепта, возникновение, затихание этого явления. Скука помогает установить связь героев И.А. Гончарова с языковым сознанием людей XIX века, которое находит выражение и в рефлексии героев, и в речевых жанрах. Скука выступает в рефлексии автора и героя как фигура на фоне многообразных проявлений жизни, отразившаяся в ней как в миниатюре.
Духовная культура народа наиболее чутко проявляется в области чувств и эмоций. Русская речь обладает высоким эмоциональным накалом, богатством языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков, поэтому так велик интерес лингвистов к эмоциональным концептам.
Концепт «скука» - один из концептов культуры. Скука - хорошо известное, но труднообъяснимое состояние, вызванное отсутствием дела, интереса к окружающему. В древнерусском языке слово «скука» отмечено не было. В словарях слова «скука», «скучный», «скучно» появляются с 1704 года, а «скучать» с 1731, а к концу XVIII - началу XIX века слово «скука» приобретает статус культурного концепта, становится одним из главных мировоззренческих понятий, чему способствовали явления, происходившие в культуре (дендизм, искусственная разочарованность).
пословицы и поговорки, скука ассоциируется с бездельем, праздностью («Праздность скуку любит», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «От скуки бери дело в руки», «Кто работает, тот не скучает», «Мозолистые руки не знают скуки», «Кто на все руки, у того нет скуки»), с неизбежностью («Докука скука, а миновать нельзя», «Забота не съела, так скука одолела»), со смертью, болезнью («удавлюсь от скуки»; «от скуки одуреешь»; «убийственная скука»). В текстах художественной литературы, отражающих русский менталитет, национальную специфику концепта и индивидуальные авторские намерения, концепт «скука» помимо собственных смыслов ‘чувство', ‘объект или обстановка, вызывающие у субъекта данное чувство, приобретает иные смыслы.
Исследование лингвистического представления концепта «скука» в художественном тексте связано, прежде всего, с выявлением лексических единиц, эксплицирующих концепт и участвующих в создании языкового образа скучающего героя.
Данные о самоинтерпретации И.А. Гончаровым своего творчества позволяют определить место концепта «скука» в рефлексии автора и героя. Основываясь на анализе метапоэтических работ («Предисловие к роману «Обрыв», «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв», «Лучше поздно, чем никогда»), а также текстов романов, очерка «Фрегат «Паллада», писем, содержащих разнородные метатекстовые элементы, можно выделить внутренние структуры, гармонизирующие понимание творческого процесса И.А. Гончаровым по вертикали, которые имеют определенную иерархию, обобщают сказанное, строятся на основе противопоставлений, содержат ключевые слова, термины, терминоиды метапоэтического текста И.А. Гончарова. Средством выделения данных фигур служат метакомментарии самого автора и метадискурсивность. В общем метатексте романов, складывающемся из целой системы переплетения «метатекстовых лент», наиболее часто встречаются авторский комментарий к речи героя о скуке, носящий метатекстовый характер, и метакомментарии, содержащиеся в речи самих героев, имеющие структуру гештальтов. В других произведениях писателя происходит дополнение, обогащение выделенной писателем структуры: расширение национальных, лингвогеографических и пространственно-временных параметров концепта «скука».
При проверке полученных метапоэтических данных путем включения их в эпистемологическое пространство (это археология знаний, находящая выражение в языке) подтверждается правильность сделанных выводов и устанавливаются понятия, с которыми скука коррелирует. В художественных текстах скука коррелирует с такими понятиями, как «разочарованность», «сплин», «хандра», «мода», «поза», однако имеет и специфические черты, обусловленные особенностями русского менталитета, индивидуальным авторским замыслом. В каждом конкретном случае скука подвергается переосмыслению. Данные эпистемологического контекста в свою очередь позволяют подтвердить, что скука, действительно, выступает как концепт, потому что обладает высокой частотностью и повторяемостью, особенно в текстах художественной литературы, имеет разветвленное словообразовательное гнездо, входит в состав устойчивых оборотов (чаще всего пословиц и поговорок), выступает как объект рефлексии, обладает трехслойной структурой.
В текстах Гончарова концепт «скука», помимо собственных смыслов ‘чувство, состояние' и ‘объект или обстановка', приобретает окказиональные смыслы ‘болезнь', ‘пустота', ‘сон', ‘мода', ‘труд', которые эксплицируются такими лексическими единицами, как «напасть», «недуг», «немочь», «чума», «покой», «неподвижность» и др.
Слово «скука» обладает свободной и богатой сочетаемостью, образуя сочетания, описывающие состояние субъекта; сочетания с переходными глаголами, с глаголами физического действия; сочетания с прилагательными, указывающими на неприятность состояния, степень интенсивности, место протекания, назначение. Единицы, организующие ЛСП «скука», вступают во взаимоотношения с единицами других ЛСП в тексте, которые выступают как микрополя по отношению к ЛСП «состояние героя», в свою очередь включающемуся в ЛСП «герой в обществе», «жизнь», «обстановка», «окружение», а в «Обрыве» еще и в ЛСП «роман».
Состояние скуки становится сюжетным событием во внутренних монологах героев, в диалогах, т.е. при осуществлении героем рефлексии над скукой, поэтому для введения скуки как сюжетного события используются, как правило, глаголы с семой говорения, существительное «слово».
Будучи сложным состоянием, скука находит отражение в речи скучающего героя как производителя текстов, в которых содержатся сведения о восприятии им окружающей действительности, в том числе и рефлексия над скукой, поэтому важно рассмотреть те языковые средства, которые им используются. Исследование языковой личности скучающего героя показывает зависимость речевого поведения героя от экстралингвистических параметров, важную роль для формирования вербально - грамматического уровня играет тематическая организация общения. В разговорах на повседневные темы речь скучающих героев по своему строю обыденна и проста, при обсуждении общих тем, философских проблем строй речи героев меняется, они применяют в ней общие нормы литературного языка своего времени.
На когнитивном уровне в концептосфере каждого скучающего героя можно выделить определенный набор концептов. Так, для А. Адуева ключевыми являются концепты «счастье», «слава», «любовь», «дружба», «творчество». Концепты «скука», «апатия», «разочарование» появляются в мировоззрении героя, когда происходит смысловое разрушение ключевых концептов. В концептосфере Обломова на первом месте стоят слова «авось», «может быть» и «как-нибудь». Концепт «скука» приобретает смыслы, сближающие его с концептом «труд». Для Райского основными концептами являются «страсть», «красота», содержание которых обусловлено соотнесенностью образа Райского с образом Дон-Жуана. Этим концептам в концептосфере героя противопоставлены концепты «сон», «скука».
Скучающий герой отдает предпочтение фатическим, или праздноречевым жанрам, с помощью которых пытается осмыслить свое состояние, избавиться от скуки, найти сочувствие, пожаловаться. В них раскрывается образ мыслей героев, они служат средством характеризации. Монологическая речь в романах И.А. Гончарова представлена внутренними монологами персонажей, в которые часто перерастает несобственно-прямая речь и, наоборот, внутренние монологи переводятся в план несобственно-прямой речи. Внутренние монологи часто содержат рефлексию героя над скукой.
Скука дает представление о ментальном пространстве текстов И.А. Гончарова, устанавливает приоритетные концептуальные позиции в соотношении «человек и мир». Текст романа И.А. Гончарова действительно является неким «зеркалом»: то, что писатель инициировал, стало реальным в его романах. Для нас это имеет и лингвистическую ценность, так как можно учитывать жизнь концепта, возникновение, затихание этого явления. Скука помогает установить связь героев И.А. Гончарова с языковым сознанием людей XIX века, которое находит выражение и в рефлексии героев, и в речевых жанрах. Скука выступает в рефлексии автора и героя как фигура на фоне многообразных проявлений жизни, отразившаяся в ней как в миниатюре.
Подобные работы
- Концепт "Скука" и его лингвистическое представление в текстах романов И.А. Гончарова
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Скука в духовном опыте героев романа И. А. Гончарова
"Обрыв"
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Скука в духовном опыте героев романа И.А. Гончарова "Обрыв"
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



