Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе

Работа №27475

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………….…….6
Глава 1. Теоретическое изучение психологической готовности детей к школьному обучению……………………………………………………….…10
1.1 Проблема изучения готовности детей дошкольного возраста в психологической литературе…………………………………………………....10
1.2. Структура психологической готовности к школе……………………...…13
1.3. Условия эффективной подготовки детей к обучению в школе………….20
Вывод по первой главе…………………………………………………………..25
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к школе……………………………………………………...…26
2.1. Выявление уровня психологической готовности ребенка к школе……...26
2.2. Сравнение психологической готовности школы среди детей 6 и 7 лет…35
2.3. Система работы по формированию психологической готовности к школе……………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….48
Список используемой литературы……………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………...54



Приход в школу является началом совершенно иного возрастного этапа в жизни каждого ребенка. Начало младшего школьного возраста является тем периодом, главной деятельностью которого является учебная деятельность. В результате этого, ученые, педагоги и родители прилагают огромное количество усилий для того, чтобы сделать школьное обучение как высокоэффективным, так и полезным, приятным, желанным для каждого ребенка.
Основное внимание при этом необходимо уделить психическому здоровью учеников, а также гармоничному становлению их личности. Данные перспективы отчетливо можно проследить на примере образования новых направлений психологической науки, а именно на примере детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.
Огромные требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют находить иные, более эффективные психологические и педагогические подходы, которые будут направлены на приведение методов обучения согласно с требованиями жизни. В данном контексте проблема подготовки дошкольников к обучению в школе получает основное значение: с ее решением связано выявление целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой степени зависит от физиологической, социальной и психической сформированности ребенка. Они не являются разными видами готовности к школе, это разные стороны ее проявления в разнообразных видах активности.
Это является целостным образованием, которое отражает индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Данные компоненты школьной готовности взаимодействуют между собой, недостатки в формировании любой из ее сторон, определенным образом, окажут влияние на обучение в школе.
Актуальность данной проблемы можно объяснить тем главным моментом, который происходит в жизни ребенка в результате смены его социального статуса. Поступление в первый класс является своего рода переломным моментом в жизни каждого ребенка, в результате чего ему необходимо уделять основное внимание.
Подготовка ребенка к обучению в школе напрямую зависит от физиологического, социального и психического формирования ребенка. Они не являются различными формами готовности к школе, это общее образование, которое показывает индивидуальную степень развития ребенка к началу школьного обучения.
В отечественной литературе существует большое количество работ, главной задачей которых является исследование проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие.
Проблемами диагностирования детей, которые поступают в школу занимались такие ученые, как А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б. Ельконин и многие другие.
В зарубежных исследованиях данная тема отражается в работах таких исследователей, как Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасея и многие другие.
Объект исследования: готовность детей к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению.
Гипотезы:
1) Особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению имеют различия.
2) Психологическая готовность ребенка к обучению в школе будет более эффективным процессом если:
• Разработать модель управления формированием психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
• Разработать и реализовать программу по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
Цель данной работы - выявить особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
2. Исследовать и сравнить уровни психологической готовности детей 6 и 7 лет обучению в школе.
3. Определить внутреннюю позицию детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
4. Разработать рекомендации по формированию психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
Методологической основой работы послужили:
– теории о психологической готовности детей к школе (М.М. Безруких, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, Н.И. Гуткина, О.М. Дьяченко, Я.Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев.);
– исследования развития личности в образовательном процессе (Н.Ф. Виноградова, В.А. Губин, Л.С. Киселева, Л.С. Маркова, B.C. Мухина, Н.М. Полетаева и др.);
– индивидуально–психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Виноградова, В.А. Губин).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: тест Керна – Йирасек, беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной.
3. Интерпретационные методы: количественный (t-критерий Стьюдента) и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что увеличены сведения относительно закономерностей становления психомоторных, эмоциональных, интеллектуальных, личностных характеристик, которые в свою очередь, выявляют психологическую готовность к школе детей.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть рекомендованы воспитателям и родителям в работе по развитию психологической готовности детей к школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка». В ходе исследования принимали участие две группы детей 6–7 лет: экспериментальная и контрольная, в каждой группе по 20 детей, N=40.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Готовность к школе является достаточно сложным образованием, которое содержит в себе достаточно большую степень сформированности мотивационной, интеллектуальной, произвольной и личностной области дошкольника, что позволяет ему пройти успешную адаптацию к новым условиям учебной деятельности и социальной позиции учащегося.
Подготовка дошкольников к школе является процессом, который направлен на становление различных элементов готовности, таких как: интеллектуальный, нравственные и коммуникативные способности, физический, а также личностный.
Сегодня готовность к обучению в школе исследуется как целостная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни формирования определенных психологических качеств, которые являются наиболее значимыми предпосылками для нормального вхождения в совершенно иную для ребенка социальную среду.
В последние время все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При разрешении данного вопроса сочетаются как теоретические построения, так и накопленный практический опыт.
Подготовка детей к школе является задачей комплексной, которая охватывает каждую область жизни ребенка. Психологическая готовность к школе является лишь одним из аспектов данной задачи.
Готовность к обучению в школе рассматривается как целостная характеристика ребенка, в которой происходит раскрытие уровней формирования психологических качеств.
В рамках данной работы нами был проведен констатирующий эксперимент исследования уровня психологической готовности ребенка к школе. В ходе эксперимента нами были использован тест Керна – Йирасек, а также беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной.
Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной.
В ходе проведённой диагностики, нами было выявлено, что развитие уровня психологической готовности к школе у детей экспериментальной и контрольной групп в основном соответствует среднему уровню.
Проведя констатирующий этап исследования, мы пришли к выводу о необходимости проведения формирующего этапа исследования, для повышения уровня психологической готовности к школе.
После проведения формирующего этапа исследования, мы провели контрольное исследование.
После проведённой с детьми работы и анализа данных контрольной диагностики, мы можем отметить, что уровень психологической готовности к школе детей значительно повысился.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем сделать вывод, что подготовленная и проведенная нами работа является эффективной. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: что психологическая готовность ребенка к обучению в школе будет более эффективным процессом если разработать модель управления формированием психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет, а также разработать и реализовать программу по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
Также существуют различия в психологической готовности к школе среди детей 6 и 7 лет. Так, количество семилетних ребят, отличающихся по своему развитию от шестилетних и не позволивших при математической обработке объединить обе возрастные группы в одну, весьма незначительно.




1. Аронова Т.В. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 368 c.
2. Бабаев В.С. Педагогика: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. – СПб.: Планета Музыки, 2015. – 256 c.
3. Бабаева Т.И. Готовность ребенка к школе: взгляд современных родителей / Т.И. Бабаева. – М.: Логос, 2015. – 166 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Академия. – 2016. – 289 с.
6. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624 c.
7. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – М.: Юрайт, 2016. – 477 c.
8. Вайндорф–Сысоева М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф–Сысоева. – М.: Юрайт, 2013. – 197 c.
9. Веракса Н. Диагностика готовности ребенка к школе / Н. Веракса. – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 771 c.
10. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. – М.: Форум, 2012. – 256 c.
11. Воскресенская А. Азбука. Для обучения детей в семье / А. Воскресенская, С. Редозубов, А. Янковская. – М.: Просвещение; Издание 7–е, 2005. – 104 c.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка, 2010. – №1. – С. 51–67.
13. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2016. – 256 с.
14. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Мозаика–Синтез, 2013. – 112 c.
15. Гернет Н. Дети в школу собирайтесь / Н. Гернет, В. Конашевич. – М.: Детгиз, 2013. – 222 c.
16. Гернет Н. Дети в школу собирайтесь / Н. Гернет, В. Конашевич. – М.: Детгиз, 2000. – 547 c.
17. Глозман, Ж.М. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Ж.М. Глозман. – М.: Смысл, 2014. – 904 c.
18. Головчиц, Л.А. Дошкольная педагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2001. – 303 c.
19. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6–7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. – М.: Гном, 2013. – 870 c.
20. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки. – 2016. – №1. – С. 12–20.
21. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. –М.: Академический Проект, 2016. – 184 с.
22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2014. – 312 с.
23. Давидчук А.Н. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 2016. – 144 c.
24. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Т.Н. Доронова – М.: Обруч, 2015. – 210 с.
25. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2007. – 585 c.
26. Жукова Н. Завтра в школу / Н. Жукова, В. Волина, А. Ундзенкова, и др. – М.: Екатеринбург: Литур, 2001. – 232 c.
27. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Справочник руководителей и учителей начальной школы. – 2015. – №2. – С. 22–28.
28. Загвоздкин В. Готовность к школе. Методическое пособие для родителей / В. Загвоздкин. – М.: Деметра, 2011. – 601 c.
29. Зимина М.А. Исследование психологической готовности детей к обучению в школе // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 813–815.
30. Казаченко–Триродов Н.П. Воспитание и обучение детей / ред. А.С. Грибоедов, Н.П. Казаченко–Триродов. – М.: Петроград: Комиссариат Социального Обезпечения, 2016. – 958 c.
31. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников / Р.А. Кирьянова. – СПб.: Каро, 2012. – 368 с.
32. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 416 c.
33. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – СПб.: Речь, 2016. – 152 с.
34. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально–педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2015. – № 2. – С. 75–86.
35. Крылова О.Н. Тесты для проверки готовности детей к школе / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2015. – 999 c.
36. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 5. – C. 33–36.
37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2011. – 464 с.
38. Лаврик И.П. Готов к обучению в школе. Книга для родителей / И.П. Лаврик. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 144 c.
39. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика. – 2016. – 144 с.
40. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 2 класса четырехлетней начальной школы / В.Г. Машинистов. – М.: Просвещение, 2016. – 334 c.
41. Мерзлякова Д.Р. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению / Д.Р. Мерзлякова. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 637 c.
42. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2016. – 411 c.
43. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2016. – № 4. – С. 25–27.
44. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно–исторической теории развития Л.С. Выготского // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – С. 258–262.
45. Пантелеева М.В., Сухристина А.С. Компетентностный подход в образовании: российский и зарубежный опыт // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2016. – №8. – С. 100–104.
46. Панфилова М.А. Детям о самом важном. Школа / М.А. Панфилова. – М.: Сфера, 2012. – 624 c.
47. Пятак С.В. Проверяем готовность к школе. Для детей 6–7 лет / С.В. Пятак. – М.: Эксмо, 2014. – 712 c.
48. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. Учебное пособие / Е.Г. Речицкая, Е.В. Кулакова. – М.: Владос, 2014. – 200 c.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубиншьейн. – СПб.: Питер. – 2000. – 255 с.
50. Сердюкова Е.Ф. Психолого–педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ // Вестник Академии наук. – 2016. – № 1. – С. 173–178.
51. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2016. – № 4. – С. 30–34.
52. Стожарова М.Ю. Предшкольное образование. Модели и реальность / М.Ю. Стожарова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 224 с.
53. Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. – № 1. – С. 12–16.
54. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого–педагогическая проблема // Вестник Южно–Уральского государственного университета. – 2016. – № 9. – С. 58–61.
55. Узорова О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Астрель, АСТ, 2008. – 104 c.
56. Черепанова У.Г. Содержание психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу // международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. – 2016. – № 4. – С. 25–33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ