Введение…………………………………………………………………….…….6
Глава 1. Теоретическое изучение психологической готовности детей к школьному обучению……………………………………………………….…10
1.1 Проблема изучения готовности детей дошкольного возраста в психологической литературе…………………………………………………....10
1.2. Структура психологической готовности к школе……………………...…13
1.3. Условия эффективной подготовки детей к обучению в школе………….20
Вывод по первой главе…………………………………………………………..25
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к школе……………………………………………………...…26
2.1. Выявление уровня психологической готовности ребенка к школе……...26
2.2. Сравнение психологической готовности школы среди детей 6 и 7 лет…35
2.3. Система работы по формированию психологической готовности к школе……………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….48
Список используемой литературы……………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………...54
Приход в школу является началом совершенно иного возрастного этапа в жизни каждого ребенка. Начало младшего школьного возраста является тем периодом, главной деятельностью которого является учебная деятельность. В результате этого, ученые, педагоги и родители прилагают огромное количество усилий для того, чтобы сделать школьное обучение как высокоэффективным, так и полезным, приятным, желанным для каждого ребенка.
Основное внимание при этом необходимо уделить психическому здоровью учеников, а также гармоничному становлению их личности. Данные перспективы отчетливо можно проследить на примере образования новых направлений психологической науки, а именно на примере детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.
Огромные требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют находить иные, более эффективные психологические и педагогические подходы, которые будут направлены на приведение методов обучения согласно с требованиями жизни. В данном контексте проблема подготовки дошкольников к обучению в школе получает основное значение: с ее решением связано выявление целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой степени зависит от физиологической, социальной и психической сформированности ребенка. Они не являются разными видами готовности к школе, это разные стороны ее проявления в разнообразных видах активности.
Это является целостным образованием, которое отражает индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Данные компоненты школьной готовности взаимодействуют между собой, недостатки в формировании любой из ее сторон, определенным образом, окажут влияние на обучение в школе.
Актуальность данной проблемы можно объяснить тем главным моментом, который происходит в жизни ребенка в результате смены его социального статуса. Поступление в первый класс является своего рода переломным моментом в жизни каждого ребенка, в результате чего ему необходимо уделять основное внимание.
Подготовка ребенка к обучению в школе напрямую зависит от физиологического, социального и психического формирования ребенка. Они не являются различными формами готовности к школе, это общее образование, которое показывает индивидуальную степень развития ребенка к началу школьного обучения.
В отечественной литературе существует большое количество работ, главной задачей которых является исследование проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие.
Проблемами диагностирования детей, которые поступают в школу занимались такие ученые, как А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б. Ельконин и многие другие.
В зарубежных исследованиях данная тема отражается в работах таких исследователей, как Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасея и многие другие.
Объект исследования: готовность детей к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению.
Гипотезы:
1) Особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению имеют различия.
2) Психологическая готовность ребенка к обучению в школе будет более эффективным процессом если:
• Разработать модель управления формированием психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
• Разработать и реализовать программу по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
Цель данной работы - выявить особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
2. Исследовать и сравнить уровни психологической готовности детей 6 и 7 лет обучению в школе.
3. Определить внутреннюю позицию детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
4. Разработать рекомендации по формированию психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
Методологической основой работы послужили:
– теории о психологической готовности детей к школе (М.М. Безруких, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, Н.И. Гуткина, О.М. Дьяченко, Я.Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев.);
– исследования развития личности в образовательном процессе (Н.Ф. Виноградова, В.А. Губин, Л.С. Киселева, Л.С. Маркова, B.C. Мухина, Н.М. Полетаева и др.);
– индивидуально–психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Виноградова, В.А. Губин).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: тест Керна – Йирасек, беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной.
3. Интерпретационные методы: количественный (t-критерий Стьюдента) и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что увеличены сведения относительно закономерностей становления психомоторных, эмоциональных, интеллектуальных, личностных характеристик, которые в свою очередь, выявляют психологическую готовность к школе детей.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть рекомендованы воспитателям и родителям в работе по развитию психологической готовности детей к школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка». В ходе исследования принимали участие две группы детей 6–7 лет: экспериментальная и контрольная, в каждой группе по 20 детей, N=40.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения
Готовность к школе является достаточно сложным образованием, которое содержит в себе достаточно большую степень сформированности мотивационной, интеллектуальной, произвольной и личностной области дошкольника, что позволяет ему пройти успешную адаптацию к новым условиям учебной деятельности и социальной позиции учащегося.
Подготовка дошкольников к школе является процессом, который направлен на становление различных элементов готовности, таких как: интеллектуальный, нравственные и коммуникативные способности, физический, а также личностный.
Сегодня готовность к обучению в школе исследуется как целостная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни формирования определенных психологических качеств, которые являются наиболее значимыми предпосылками для нормального вхождения в совершенно иную для ребенка социальную среду.
В последние время все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При разрешении данного вопроса сочетаются как теоретические построения, так и накопленный практический опыт.
Подготовка детей к школе является задачей комплексной, которая охватывает каждую область жизни ребенка. Психологическая готовность к школе является лишь одним из аспектов данной задачи.
Готовность к обучению в школе рассматривается как целостная характеристика ребенка, в которой происходит раскрытие уровней формирования психологических качеств.
В рамках данной работы нами был проведен констатирующий эксперимент исследования уровня психологической готовности ребенка к школе. В ходе эксперимента нами были использован тест Керна – Йирасек, а также беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной.
Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной.
В ходе проведённой диагностики, нами было выявлено, что развитие уровня психологической готовности к школе у детей экспериментальной и контрольной групп в основном соответствует среднему уровню.
Проведя констатирующий этап исследования, мы пришли к выводу о необходимости проведения формирующего этапа исследования, для повышения уровня психологической готовности к школе.
После проведения формирующего этапа исследования, мы провели контрольное исследование.
После проведённой с детьми работы и анализа данных контрольной диагностики, мы можем отметить, что уровень психологической готовности к школе детей значительно повысился.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем сделать вывод, что подготовленная и проведенная нами работа является эффективной. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: что психологическая готовность ребенка к обучению в школе будет более эффективным процессом если разработать модель управления формированием психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет, а также разработать и реализовать программу по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
Также существуют различия в психологической готовности к школе среди детей 6 и 7 лет. Так, количество семилетних ребят, отличающихся по своему развитию от шестилетних и не позволивших при математической обработке объединить обе возрастные группы в одну, весьма незначительно.
1. Аронова Т.В. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 368 c.
2. Бабаев В.С. Педагогика: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. – СПб.: Планета Музыки, 2015. – 256 c.
3. Бабаева Т.И. Готовность ребенка к школе: взгляд современных родителей / Т.И. Бабаева. – М.: Логос, 2015. – 166 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Академия. – 2016. – 289 с.
6. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624 c.
7. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – М.: Юрайт, 2016. – 477 c.
8. Вайндорф–Сысоева М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф–Сысоева. – М.: Юрайт, 2013. – 197 c.
9. Веракса Н. Диагностика готовности ребенка к школе / Н. Веракса. – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 771 c.
10. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. – М.: Форум, 2012. – 256 c.
11. Воскресенская А. Азбука. Для обучения детей в семье / А. Воскресенская, С. Редозубов, А. Янковская. – М.: Просвещение; Издание 7–е, 2005. – 104 c.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка, 2010. – №1. – С. 51–67.
13. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2016. – 256 с.
14. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Мозаика–Синтез, 2013. – 112 c.
15. Гернет Н. Дети в школу собирайтесь / Н. Гернет, В. Конашевич. – М.: Детгиз, 2013. – 222 c.
16. Гернет Н. Дети в школу собирайтесь / Н. Гернет, В. Конашевич. – М.: Детгиз, 2000. – 547 c.
17. Глозман, Ж.М. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Ж.М. Глозман. – М.: Смысл, 2014. – 904 c.
18. Головчиц, Л.А. Дошкольная педагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2001. – 303 c.
19. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6–7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. – М.: Гном, 2013. – 870 c.
20. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки. – 2016. – №1. – С. 12–20.
21. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. –М.: Академический Проект, 2016. – 184 с.
22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2014. – 312 с.
23. Давидчук А.Н. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 2016. – 144 c.
24. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Т.Н. Доронова – М.: Обруч, 2015. – 210 с.
25. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2007. – 585 c.
26. Жукова Н. Завтра в школу / Н. Жукова, В. Волина, А. Ундзенкова, и др. – М.: Екатеринбург: Литур, 2001. – 232 c.
27. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Справочник руководителей и учителей начальной школы. – 2015. – №2. – С. 22–28.
28. Загвоздкин В. Готовность к школе. Методическое пособие для родителей / В. Загвоздкин. – М.: Деметра, 2011. – 601 c.
29. Зимина М.А. Исследование психологической готовности детей к обучению в школе // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 813–815.
30. Казаченко–Триродов Н.П. Воспитание и обучение детей / ред. А.С. Грибоедов, Н.П. Казаченко–Триродов. – М.: Петроград: Комиссариат Социального Обезпечения, 2016. – 958 c.
31. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников / Р.А. Кирьянова. – СПб.: Каро, 2012. – 368 с.
32. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 416 c.
33. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – СПб.: Речь, 2016. – 152 с.
34. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально–педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2015. – № 2. – С. 75–86.
35. Крылова О.Н. Тесты для проверки готовности детей к школе / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2015. – 999 c.
36. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 5. – C. 33–36.
37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2011. – 464 с.
38. Лаврик И.П. Готов к обучению в школе. Книга для родителей / И.П. Лаврик. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 144 c.
39. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика. – 2016. – 144 с.
40. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 2 класса четырехлетней начальной школы / В.Г. Машинистов. – М.: Просвещение, 2016. – 334 c.
41. Мерзлякова Д.Р. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению / Д.Р. Мерзлякова. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 637 c.
42. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2016. – 411 c.
43. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2016. – № 4. – С. 25–27.
44. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно–исторической теории развития Л.С. Выготского // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – С. 258–262.
45. Пантелеева М.В., Сухристина А.С. Компетентностный подход в образовании: российский и зарубежный опыт // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2016. – №8. – С. 100–104.
46. Панфилова М.А. Детям о самом важном. Школа / М.А. Панфилова. – М.: Сфера, 2012. – 624 c.
47. Пятак С.В. Проверяем готовность к школе. Для детей 6–7 лет / С.В. Пятак. – М.: Эксмо, 2014. – 712 c.
48. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. Учебное пособие / Е.Г. Речицкая, Е.В. Кулакова. – М.: Владос, 2014. – 200 c.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубиншьейн. – СПб.: Питер. – 2000. – 255 с.
50. Сердюкова Е.Ф. Психолого–педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ // Вестник Академии наук. – 2016. – № 1. – С. 173–178.
51. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2016. – № 4. – С. 30–34.
52. Стожарова М.Ю. Предшкольное образование. Модели и реальность / М.Ю. Стожарова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 224 с.
53. Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. – № 1. – С. 12–16.
54. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого–педагогическая проблема // Вестник Южно–Уральского государственного университета. – 2016. – № 9. – С. 58–61.
55. Узорова О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Астрель, АСТ, 2008. – 104 c.
56. Черепанова У.Г. Содержание психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу // международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. – 2016. – № 4. – С. 25–33.