ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 4
1.1. Понятие и сущность системного подхода 4
1.2. История развития системного подхода 6
2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 9
Заключение
Проблема неудовлетворительного планирования деятельности особенно характерна для компаний, работающих на развивающихся рынках, таких, как российский. Отечественные предприниматели часто мотивируют небрежное отношение к плану общей нестабильностью экономики и, как следствие, низкой степенью реализации прогнозных расчетов. Между тем, мировой опыт подтверждает, что именно в условиях колебаний рынка и роста конкуренции значение планирования должно возрастать. Чем больше неопределенности во внешней предпринимательской среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации фирмы, тем больше внимания должно уделяться разработке рыночной стратегии развития и действий по реализации этих стратегий.
Для целей планирования нового бизнеса создание предприятия рассматривается как проект, имеющий определенные сроки окупаемости и доходность (так называемый проектный подход). Однако проектный подход может использоваться не только во вновь создаваемой компании, но и для планирования инноваций, осуществляемых предприятием в процессе повседневной работы. Этот метод помогает отделить текущую деятельность компании от инновационной, контролировать внедрение каждой инновации, планировать его более четко и, как следствие, снижать общие риски бизнеса.
Для того чтобы использовать все преимущества планирования в текущей деятельности предприятия необходимо внедрение проектного подхода как управленческой технологии. К сожалению, пока об этом задумываются только крупные российские компании, стремящиеся сделать свою работу еще более эффективной. На большей же части предприятий развитие и внедрение инноваций осуществляется неупорядоченно, что, в силу описанных выше причин, значительно повышает уровень их операционных и стратегических рисков.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Понятие и сущность системного подхода
Системный подход - исследование объектов как систем. Он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление. Центральное место занимают проблемы организации и функционирования сложных объектов. Сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить операциональную "единицу" анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. В учении Вернадского В.И. о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов – глобальные системы. Богданов А.А. и др. начали разработку теории организации. Культурно-историческая концепция Выготского Л.С. и его учеников основывает психологическое объяснение на понятии деятельности, истолковываемом в системном плане.
Говоря о системном подходе, следует рассмотреть такое понятие как «система».
Система (от греч. - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
По Л.А. Блюменфельду, системой можно назвать такую совокупность элементов, в которой: заданы связи, существующие между этими элементами; каждый элемент внутри системы является неделимым; с миром вне системы она взаимодействует как целое; при эволюции во времени совокупность будет считаться одной системой, если между ее элементами можно провести однозначное соответствие.
Можно добавить также такие свойства системы как: состоит из иерархии подсистем более низких уровней; имеет вертикальные и горизонтальные связи между внутренними элементами и внешним окружением; является подсистемой систем более высокого порядка; сохраняет общую структуру при изменении внешних условий и внутреннего состояния; наличие входных переменных; наличие выходных переменных; внутренняя последовательная или параллельная переработка информации.
Наиболее общая характеристика системы состоит в описании всей совокупности величин, определяющих ее поведение.
Такое описание может иметь форму таблицы, семейства графиков или пространства состояний системы.
Существенной характеристикой системы является степень ее организованности. Организованность (упорядоченность) системы определяется степенью ее отклонения от максимально неупорядоченного состояния системы молекул, находящейся в термодинамическом равновесии. Такое определение позволяет использовать показатели энтропии, предложенные еще в 1948 году Э. Шенноном.
Высота организации системы обеспечивается степенью разнообразия ее элементов и связей между ними, а также их множественностью, т. е. достаточной структурной и функциональной сложностью. Системе необходима энергия извне. Она повышает свою сложность за счет роста энтропии в окружающей среде. Если же поток энергии и информации извне ослабевает, упрощается и внутренняя структура системы.
Традиционно выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, химические, геологические) и живые системы (организмы, популяции, виды, экосистемы, социальные системы). Таким образом, социальные системы, в том числе и организации, могут быть отнесены к особому классу материальных живых систем.
История развития системного подхода
Примерно со середины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественнонаучным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями.
Историю развития системных идей в менеджменте можно разделить на три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:
1-й этап. Становление и развитие жесткого системного подхода (середина 1950-х-середина 1970-х годов);
2-й этап. Становление и развитие мягкого системного подхода (середина 1970 годов - настоящее время);
3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. - настоящее время).
Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал. Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента.
Системный подход развивался, решая триединую задачу: аккумуляции в общенаучных понятиях и концепциях новейших результатов общественных, естественных и технических наук, касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания; интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий; применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем.
Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.
В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования.
Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.
Системный подход основан на общей теории систем (Людвиг фон Берталанфи) и кибернетике – теории управления (Норберт Винер, У. Росс Эшби, Стаффорд Бир). Он сформировался в 40-60-е годы ХХ ст. Наиболее полное и захватывающее изложение системного подхода, его истории, принципов и существующих направлений представлено в замечательной книге американского физика Ф. Капра "Паутина жизни".
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Подробный анализ и совершенствование процессов управления в инновационном менеджменте наиболее полно раскрываются в системном подходе. Центральным понятием системного анализа является система, т.е. объект, обладающий сложным внутренним строением, большим числом составных частей и элементов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой.
Для инновационного менеджмента принципиальным фактом является понимание организации как открытой системы. Находясь в тесном взаимодействии с внешней средой, она испытывает многочисленные воздействия — как прямые, так и косвенные — со стороны внешнего окружения. Одновременно организация обладает внутренней микросредой, элементы которой также находятся во взаимозависимости от факторов внешней среды.
Организация как система представляет собой сложный ансамбль движущих сил, взаимодействий, взаимовлияний и взаимопроникновений со стороны элементов самой системы и ее внешнего и внутреннего окружения. Система и ее внешнее окружение схематично показаны на рис. 1.
Таким образом, основные отличия системных моделей инновационных процессов от их линейных аналогов могут быть сформулированы следующим образом:
• множество источников, инициирующих инновационные процессы, не ограничиваются исследованиями и разработками лᴎбо рыночным спросом; напротив, управление инновационными процессами исходит из предпосылки, что новые идеи могут и должны возникать и разрабатываться на любой стадии инновационною процесса, включая серийное производство;
• все стадии инновационных процессов в рамках системных моделей характеризуются множеством петель обратной связи, что подразумевает нелинейный характер инновационных процессов, множественность путей от появления новых идей до их коммерциализации.
Традиционно в теории и практике инновационного менеджмента основное внимание уделялось организационным инновационным системам лᴎбо микросистемам управления инновационными процессами.
В последнее время системный подход к управлению инновационной деятельностью получил быстрое развитие на макроуровне посредством разработки и реализации концепции национальных инновационных систем (НИС) (см. гл. 4.1).
Впервые понятие НИС было использовано в 1987 г. К. Фриманом в его исследовании инновационной политики в Японии [162]. Однако первым серьезным материалом, посвященным НИС, считается книга «Национальная система инноваций» под редакцией Б.-А. Лундвалла, вышедшая в 1992 г. [200].
Понятие национальной инновационной системы по-разному трактуется различными специалистами.
Например, такие известные специалисты, как М. Портер, Г. Доси лᴎбо Р. Нэльсон, под НИС понимают сочетание, симбиоз различных факторов (экономических, технологических, социальных, институциональных и др.), которые на уровне экономики в целом поддерживают процессы приобретения, производства, диффузии и адаптации нового технологического знания [153, 199, 211]. В свою очередь, национальная инновационная система отражается в различных инновационных стилях.
Однако большинство специалистов придерживаются институционального подхода к определению национальной инновационной системы, характерного, например, для работ по инновационному менеджменту ОЭСР [205].
В рамках такого подхода под НИС понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают разработку и распространение инноваций в пределах конкретного государства.
Важно отметить, что не только существуют значᴎтельные различия между национальными инновационными системами в различных странах, но и эти различия, по мнению многих специалистов, усиливаются. Действительно, в ряде конкретных исследований НИС, проводимых начиная с 1990-х гг., было высказано мнение, что страны становятся все более непохожими в технологическом плане, в то время как можно говорить о тенденции сближения их экономических систем.
Как можно объяснить такую «расходимость» национальных инновационных систем? Обоснование гипотезы об усилении страновых различий НИС зачастую базируется на выделении и анализе двух составляющих технологии:
• «явной технологии», которая существует в форме общего знания и быть может легко формализована, кодифицирована в проектной документации, учебной и научной литературе, патентах и т.п.
;
• «неявной технологии», которая воплощается в умениях и навыках, заведенном порядке и приобретается и передается посредством процесса обучения и практического опыта (см. например, 179]).
Естественно, что явный аспект технологии, как правило, легче передается и изучается, чем неявный, некодифицированный лᴎбо неписаный, личный аспект технологии, для передачи которого необходим процесс «обучения путем действия». Неявный аспект технологического знания придает инновационным процесϲам страновую специфику, что усложняет процесс международной диффузии лᴎбо распространения инноваций через национальные границы
Среди институтов, формирующих национальную инновационную систему, ключевое значение имеют институты защиты интеллектуальной собственности, создающие основу для управления инновациями как объектами интеллектуальной собственности (см. ч. 2), и институты инновационной инфраструктуры, создающие благоприятную среду для осуществления инновационных процессов (см. ч. 3).