Введение 3
1 Психологическая характеристика горя и горевания 7
1.1 Классификация реакций горя 7
1.2 Критерии диагностики неосложненного и осложненного горя.... 13
1.3 Этапы горевания и их особенности 16
2 Ресурсы коммуникаций в работе с людьми, перенесшими утрату 27
2.1 Психологические способы эмоционального принятия человека
в состоянии горя 27
2.2 Коммуникативная толерантность как основа эффективной
коммуникации 29
2.3 Эмпатия как метод совершенствования коммуникации 32
2.4 Профессиональная этика агента ритуального сервиса 35
3 Исследование ресурсов коммуникации у агентов, работающих с
людьми, перенесшими утрату 37
3.1 Исследования коммуникативной толерантности и эмпатии у
ритуальных агентов 37
3.2 Исследование признаков удовлетворенности - неудовлетворенности людей в состоянии горя услугами агентов.. 41
3.3 Разработка программы обучения для ритуальных агентов
«Психология продаж ритуальных услуг» 43
3.4 Конфликтная компетентность и варианты ее повышения 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение
Потеря близкого человека является сильнейшим стрессом для человека, что сопровождается, как правило, сильной депрессией и горем. Для человека, потерявшего близкого, наступает сильнейший стресс, шоковое состояние и большая растерянность. Ему нужно научиться жить дальше, осмыслить произошедшее, принять его и идти вперёд по жизни. Помимо глубокого тяжелого состояния ему предстоит организовать и сопровождать похороны, что также доставляет огромные хлопоты горюющему.
При этом ему нужна помощь специалиста, способного доходчиво и компетентно помочь в процессе организации панихиды и похорон, способного успокоить и проводить умершего достойно. Этими специалистами выступают сотрудники ритуального агентства, работающие напрямую с людьми в состоянии горя, и эта профессия требует важных навыков коммуникации и психологической подготовки.
Ритуальному агенту для работы с людьми в ситуации горя необходимо быть коммуникативно очень компетентным, чутким, терпеливым и внимательным. Он должен понимать и сопереживать близким умершего, при этом направлять горюющих по вопросам организации похорон. Ему требуется справляться не только с трудностью ситуации, но и быть готовым уладить любой конфликт, возникающий по ходу исполнения его работы.
В психологии существует несколько определений горя, так, А. Вольфельт определяет горе как «внутреннее переживание потери, связанные с ней мысли и чувства, которые человек испытывает внутри себя» [Wolfelt A.D. Understanding Grief].
Согласно теории дифференциальных эмоций, разработанной К. Изардом, «горе является сложной структурой, включающей фундаментальные эмоции и эмоционально-когнитивные взаимодействия» [Изард К. Эмоции человека, с. 264]. При этом считается, что в переживании горя ведущее место принадлежит страданию и печали, в большинстве случаев скомбинированными с некоторыми другими фундаментальными эмоциями: страхом, гневом, виной и стыдом» [12, с. 268].
Провожая умершего родственника или близкого человека, люди хотят, чтобы все прошло достойно, с соблюдением всех принятых ритуалов и традиций. В данном случае специалисту ритуального агентства необходимы знания о всех существующих религиях и вопросах погребения человека, указанных в них. Для людей важно, чтобы проведение похоронного ритуала прошло по всем нормам и правилам, тем самым это поможет умершему завершить свой путь и родственникам отдать дань умершему.
Навыки коммуникации похоронного агента ставят своей целью достижение договоренности с горюющими, их уверенности в правильности выбора ритуального агентства и непосредственно ритуального агента.
Ритуальный агент должен понимать и сопереживать близким умершего, при этом направлять горюющих по вопросам организации похорон. Ему требуется справляться не только с трудностью ситуации, но и быть готовым уладить любой конфликт, возникающий по ходу исполнения его работы. В их компетенцию входит несколько задач, главной из которых является подбор правильной коммуникативной тактики, чтобы помочь родственникам умершего в организации процедуры похорон.
Как правило, ритуальным агентам необходима способность человека к эмпатии, соблюдения этикета, уважения и постановки грамотной речи. Он должен, также, как и психолог, понимать состояние своего клиента, не противоречить ему, уметь выслушать и прийти на помощь
В данной дипломной работе изучаются и анализируются ресурсы коммуникации, направленные на оказание непосредственной психологической поддержки и адаптации родственников погибшего человека в ситуации совершения ритуала похорон. Ключевыми из них выступают коммуникативная толерантность и эмпатия.
Понятие коммуникативной толерантности было введено в психологию В.В. Бойко, интерпретируется как «характеристика отношений личности к
людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [Бойко В.В. Энергия эмоций]. Ритуальный агент применяет ее в общении с горюющими, и должен отвечать ее требованиям для обеспечения качественного осуществления процесса погребения.
Эмпатия подразумевает собой «осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания» [wikipedia]. Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером, а одно из первых определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» [wikipedia].
Также в работе обсуждаются психологические характеристики горевания, этапы горевания и аспекты их прохождения у горюющих. Ритуальный сотрудник имеет дело с первой стадией горевания - стадией шока, и является первым посторонним человеком, знающим о горе в конкретной семье. Естественно, правильная грамотная работа с горюющими - это целый комплект нюансов, подходов и компетентностей, которые должны быть внимательно изучены каждым агентом заранее, до непосредственной встречи с горюющими.
Гипотезой исследования является следующее:
1. наличие у агентов ресурсов коммуникативной толерантности и эмпатии позволяет оказать поддержку горюющим, минимизировать или вовсе исключить конфликты;
2. чем более выражены эти компетентности, тем больше будут проявляться показатели удовлетворенности услугами.
горюющих и качество оказание помощи и адаптации к потере близкого человека.
Объектом исследования являются агенты ритуального агентства, работающие с человеком в состоянии горя.
Предметом исследования выступают коммуникативные ресурсы агентов, коммуникативная толерантность и эмпатия оказывающих помощь людям, перенесшим утрату в ситуации организации ритуала похорон.
Цель исследования: анализ ресурсов коммуникаций ритуальных агентов, применяемых при работе с людьми, перенесшими утрату.
Задачи работы:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Раскрыть психологические характеристики горевания.
3. Рассмотреть ресурсы коммуникации при работе с людьми, перенесшими утрату и проанализировать их особенности.
4. Исследовать коммуникативные ресурсы агентов ритуальной фирмы.
5. Провести анализ психологических курсов для агентов, работающих с людьми, перенесшими психологическую утрату.
6. Внести изменения в программу обучения для ритуальных агентов.
Работа состоит из введения, теоретической части (двух глав) и практической части, заключения, списка использованных источников и приложений (программы психологической подготовки ритуальных агентов).
Согласно заданной гипотезе удалось получилось следующие выводы:
1) применение агентами ресурсов коммуникативной толерантности и эмпатии позволяет оказать поддержку горюющим, снизить их эмоционально-депрессивное состояние, минимизировать или исключить конфликты;
2) существует прямая связь между степенью выраженности данных компетентностей и показателями удовлетворенностью услугой ритуальной службы. Соответственно, для качественного оказания ритуальных услуг агенты должны постоянно совершенствовать коммуникативные навыки и улучшать свои показатели.
С учетом вышесказанного отметим, что ритуальный агент способен повлиять на степень удовлетворенности заказчика (горюющего), минимизировать или вовсе исключить конфликты, и вызвать благодарность близких умершего. Как следствие, повышается чувствительность агентов к пожеланиям горюющих и качество оказание помощи и адаптации к потере близкого человека.
Помимо раскрытия теоретических основ ресурсов коммуникаций ритуальных агентов при работе с горюющими, характеристик и стадий горевания, удалось провести исследование коммуникативных ресурсов у десяти сотрудников ритуальной службы и выявить тенденции в их работе.
На основе полученных данных был успешно проведен анализ психологических курсов для агентов, работающих с людьми, перенесшими психологическую утрату, и добавлены изменения в программу обучения для ритуальных агентов. Прохождение подобных программ, тренингов, обмена опытом благотворно влияет на уровень коммуникативной компетентности сотрудников ритуальной службы, позволяет повысить качество оказываемых услуг и не дать усугубить переживания и скорбь близких, а наоборот, минимизировать любые конфликты и достойно проводить умершего в последний путь.
1. Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2013. - № 4. - С. 104-109.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2014. - 232 с.
3. Вагин И. Психология жизни и смерти. С-Пб., 2013. - 155 с.
4. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2013, №4.
5. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.Политиздат 2013. - 216 с.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., МГУ, 2014 - 200 с.
7. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Вопросы психологии, 2014. №5.
8. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб., 2013. - 164 с.
9. Дубницкая Э.Б. К вопросу адекватной терапии затяжных реактивных депрессий (введение в проблему) // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2013. - Т. 2, № 4. - С. 102-104.
10. Каплан Г.И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия. Т.1 / Пер. с анг. - М.; Медицина, 2014. - 672 с.
11. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. 2013 - 96 с.
12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2013. - 240 с.
13. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. - С-Пб. 2013. - 992 с.
14. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты. 2¬е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 2014, с. 224-232.
15. Лурье Ж.В. Горевание и потеря / Школа здоровья, М., 2015, №4. С.18¬25.
16. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. - Спб.; Оверлайд, 2013. - 305 с.
17. Психиатрия // Под ред. Р. Шейдера. Пер. с англ. - М.: Практика, 2014. - 485 с.
18. Психология человеческих проблем. Хрестоматия / Сост. Сельчёнок К.В. Мн.: Харвест, 2014. - 448с.
19. Сидорова В.Ю. Четыре задачи горя // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2013. - № 1-2. - С. 18-22.
20. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2015. - 268 с.
21. Тахка В. Обращение с потерей объекта / Журнал практической психологии и психоанализа. - М., №1, 2015. С.51-62.
22. Уманский С. В., Семке В. Я.. Эволюция хаоса, или синергетическая психотерапия - Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2013. - С 304.
23. Франкл В. Психотерапия на практике. С-Пб., 2013.
24. Фрейд 3. Печаль и меланхолия / Психология эмоций. М., 2014. - с. 203-211.
25. Черепанова Е. Психологическийй стресс. М., 2014. - 302 с.
26. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. М., 2014. - 576 с.
27. Zisook S., Shear K. Горе и тяжелая утрата: что нужно знать психиатрам // Всемирная психиатрия. - 2013. Т. 8, № 2. - С. 90 - 99.
28. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013, с. 251-289.
29. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты. 2- е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ,2013, с. 224-232.
30. Моуди Р., Аркэнджел Д. Жизнь после утраты. Как справиться с несчастьем и обрести надежду. К.; М.: София, 2013, 288 с.
31. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-воМГУ, 2013, с. 215¬223.
32. Friedman R., James J. W. Are There Actual Stages of Grieving? Электронный ресурс. Режим доступа - URL: http://www.gnef- recovery.ca.
33. Wolfelt A. D. Understanding Grief: Helping Yourself Heal. Levittown, PA: Accelerated Development, 2013. Электронный ресурс. Режим доступа - URL: http: //www.psc. uc. edu/sh/SH_Grief. htm.
34. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М: Изд-во Моск. ун-та, 2014.
35. Изард К. Эмоции человека. СПб.: Питер, 2014.
36. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты/Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М: Изд-во МГУ 2014 С 212-220.
37. Моховиков, Дыхне Кризисы и травмы. М: Изд-во Моск. ун-та, 2013.
38. Мамардашвили М. О философии / Вопросы философии №5 2013 С. 4 - 6.
39. Хааз.Э. Ритуалы прощания: антропологические и психоаналитические аспекты работы с чувством утраты // Московский психотерапевтический журнал, № 1. 2013. С.29-47.
40. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. Репринт. Изд. 2013 Г. М.: Политиздат, 2013.
41. Свириденко Ю. П. Вопросы профподготовки специалистов
похоронного дела. Образовательные программы Московского государственного университета сервиса // Ритуальное обслуживание: Сборник - справочник / Под ред. В. И. Малышкова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Триада, Лтд, 2013, с. 219-231.
42. Электронный ресурс. Режим доступа - URL: http://www.ritual- uvao.ru/stati/pohoronnoe-byuro/etika-ritualnyih-agentov
43. Малкина-Пых И. Г.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях - М.: Изд-во Эксмо. - 960 с.. 2015
44. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://womanadvice.ru/vidy- temperamenta-cheloveka
45. Wolfelt A. D. Understanding Grief: Helping Yourself Heal. Levittown, PA: Accelerated Development, 2013. Электронный ресурс. Режим доступа - URL: http: //www.psc. uc. edu/sh/SH_Grief. htm.
46. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013, с. 251-289.
47. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко.- М.: «Филин», 2013. 472 с.