1 Теоретический подход к разработке и внедрению интегрированной системы менеджмента в организации 8
1.1 Современные тенденции интеграции систем менеджмента 8
1.2. Подходы к формированию и внедрению интегрированных систем менеджмента 13
1.2.1 Общие сведения 13
1.2.2 Изучение и анализ ГОСТ Р 53893-2010 15
1.2.3 Изучение и анализ ГОСТ Р 53893-2010 22
1.4 Управление инновационной деятельностью 13
2 Анализ исследуемой проблемы и предложенных методических рекомендаций по разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента в организации 28
2.1. Назначение и область применения 28
2.2. Актуальность и новизна 28
2.3 Преимущества и недостатки 29
3 Апробация Рекомендаций и внедрение элементов интегрированной системы менеджмента 31
3.1 Анализ системы менеджмента АО «Красмаш» 31
3.2 Внедрение элементов интегрированной системы менеджмента 34
3.3 Разработка и внедрение руководящего документа «Управление риском» 34
3.4 Общие выводы по разделу 45
Заключение
Литература
Приложение
Актуальность темы исследования. Законы рыночных отношений в условиях глобализации мировой экономики требуют от современного бизнеса постоянного баланса между максимально возможным удовлетворением запросов всех заинтересованных сторон (акционеров, инвесторов,
потребителей, органов государственного управления, общества), конкурентным давлением и безусловным соблюдением законодательных и отраслевых требований. Достижение и поддержание такого баланса гарантирует предприятиям перспективу устойчивого и успешного развития, а поэтому в большинстве случаев является корпоративной целью. Для ее достижения используются программы, в том числе ориентированные на внедрение стандартизированных требований, для разработки, поддержания и развития формализованных систем менеджмента, имеющих международное признание [15].
В настоящее время большинство российских организаций и предприятий находятся на разных стадиях внедрения, сертификации и дальнейшего развития систем менеджмента в соответствии с требованиями различных международных стандартов. Например, в России в течение последних десяти лет отмечается устойчивый рост организаций, которые занимаются внедрением систем менеджмента на базе требований международных стандартов [15].
Характерной особенностью для значительного числа из этих организаций является их стремление внедрить на предприятии сразу или последовательно несколько моделей систем менеджмента.
Часто эти системы функционируют как независимые автономные модели, которые ориентированы на удовлетворение требований различных заинтересованных сторон, например:
- система менеджмента качества (ISO 9001) должна в первую очередь отвечать интересам потребителей предприятия за счет удовлетворения их требований;
- система экологического менеджмента (ISO 14001) должна отвечать интересам общества в целом за счет минимизации негативного воздействия от производственной деятельности предприятия на окружающую среду;
- система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (OHSAS 18001) должна отвечать интересам персонала предприятия за счет минимизации рисков в области производственной безопасности[16].
Однако практика неоспоримо свидетельствует, что одновременное функционирование нескольких автономных (локальных) систем менеджмента, в большинстве случаев приводит к возникновению ряда системных рисков организационно-экономического характера. Как следствие, это приводит к появлению системного дисбаланса и возникновению противоречий между различными системами менеджмента, сопровождающиеся ухудшением управляемости бизнесом, снижением мотивации сотрудников организации и порождают эффект «лебедя, рака и щуки», что весьма негативно сказывается на эффективности функционирования таких систем менеджмента [15].
При этом практически в любом из международных стандартов ISO можно выделить общие элементы, которыми целесообразно управлять унифицированным способом, используя интегрированный подход. Это обстоятельство оправдывает желание объединить данные системы в единую интегрированную систему менеджмента (ИСМ) с большей или меньшей степенью интеграции. Кумулятивный эффект от интеграции общих требований к системе управления предприятием позволит эксплуатировать эти системы менеджмента с максимальным эффектом [15].
Зачастую под термином «интеграция систем менеджмента» ошибочно понимается механическое объединение требований различных стандартов на системы управления, которые внедряет предприятие. При этом игнорируется необходимость создания единого механизма, позволяющего достигать цели организации за счет выполнения требований применяемых стандартов на системы менеджмента, использования принципов управления качеством и алгоритмов управления рисками.
Таким образом, под интегрированной системой менеджмента понимают часть общей системы менеджмента, элементы которой отвечают, в том числе, комплексу требований двух или более международных стандартов в области управления (ISO 9001, ISO 14001, ISO 26000, OHSAS 18001 и т. п.), функционирующей как единое целое, направленной на достижение общих целей организации[13].
Можно выделить ряд факторов, способствующих росту интереса к ИСМ в будущем (подробнее о факторах в подразделе 1.1):
- политические;
- экономические;
- технологические;
- социальные[13].
Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:
- дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;
- запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;
- сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;
- длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;
- большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.
С другой стороны ИСМ может способствовать получению ряда следующих полезных тенденций и преимуществ:
- повышение конкурентоспособности предприятия за счет повышения уровня его деловой репутации и улучшения качества управления организацией;
- улучшенный бизнес-фокус;
- минимизация функциональной разобщенности персонала в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента;
- баланс интересов внешних сторон организации;
- достижение большей «прозрачности» и управляемости, т.к. число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах;
- более целостный подход к менеджменту производственных рисков;
- сокращение противоречий между системами;
- сокращение дублирования работы и бюрократии;
- более эффективное и результативное проведение внутренних и внешних аудитов[16].
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день действуют два национальных стандарта, содержащие требования и рекомендации по построению ИСМ: ГОСТ Р 53893-2010 «Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента» и ГОСТ Р 55269-2012 «Системы менеджмента организаций. Рекомендации по построению интегрированных систем менеджмента». Анализ, проведенный в ходе исследования показал, что основной недостаток проанализированных документов состоит в отсутствии основных принципов и подходов их практической реализации (применении на практике). Иначе говоря, есть описание системы, какой она должна быть, но отсутствует информация о том, как ее создать[17].
Данное обстоятельство приводит к тому, что интеграция систем менеджмента зачастую носит формальный характер и не приносит ожидаемых результатов и выгод.
В то же время проблема эффективной интеграции систем менеджмента является очень актуальной, о чем свидетельствует публикации и научные работы по данной теме, среди которых можно выделить авторов: Акссёнова А. [17], Биндюк В.С. [20], Василевская С.В. [14], Гореликова В.А. [20], Костюк А.Е., Марцынковский O.A. [15], Меркушова Н.И. [13], Минаев В. [17], Розанова С.К., Сурков И.В. [20], Хохлявин С.А. [21], Шичков Н.А., Яськин А.Н[16].
Таким образом, основной проблемой, с которой сталкиваются организации при разработке и внедрении ИСМ, является отсутствие целостной модели интеграции локальных систем управления, позволяющей повысить эффективность внутрифирменного менеджмента.
Целью работы является внедрение элементов интегрированной системы менеджмента в ОАО «Красмаш» посредством разработки и апробации «Методических рекомендаций по разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента в организации».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1 определены основные условия и подходы к интеграции систем менеджмента;
2 разработаны Методические рекомендации по разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента в организации, в основу которых заложены следующие характерные черты модели ИСМ:
- наличие общих и специфических (специальных) требований в системе менеджмента;
- применение процессного подхода;
- формирование структуры системы менеджмента и управления ею на основе цикла «PDCA»;
- применение методологии управления рисками;
3 изучены основные направления деятельности ОАО «Красмаш» и проведен анализ действующей системы менеджмента;
4 апробированы предложенные Методические рекомендации на АО «Красмаш»;
5 выявлены основные направления для улучшения действующей ИСМ и предложены мероприятия;
5 внедрены элементы интегрированной системы менеджмента в АО «Красмаш»;
Объектом исследования является интегрированная система менеджмента в АО «Красмаш», находящаяся в процессе формирования на базе требований международных стандартов ISO по менеджменту качества и экологии. Предметом исследования является методика внедрения ИСМ (или её элементов), алгоритмы, подходы и принципы разработки и внедрения интегрированных систем менеджмента с учетом принципов управления качеством и подходе, основанном на управлении рисками.
Новизна решений, предложенных в ходе исследования заключается в следующем:
- выведены единые принципы интегрирования систем менеджмента на основе принципов менеджмента качества;
- требования стандартов ГОСТ Р 53893, ГОСТ Р 55269, ГОСТ Р ИСО 31000, на которых базируются Методические рекомендации представлены единым документом, выстроенные логической последовательностью действий, в виде алгоритма разработки и внедрения ИСМ;
- Рекомендации изложены простым и понятным языком, с использованием иллюстраций с пояснениями и дополнениями к требованиям базовых стандартов, с ориентацией на интеграцию систем менеджмента, что является крайне удобным для тех организаций, которые внедряют интегрированные системы менеджмента впервые и/или одновременно, а не аддитивным способом;
- интегрирование систем менеджмента с использованием подхода на основе управления риском.
Методы исследования, достоверность и обоснованность. Формирование теоретических положений и разработка на их основе методологических основ интеграции систем менеджмента стало возможным благодаря комплексному использованию методов системного анализа, сравнительного анализа, апробации предложенных решений, а также методов идентификации, оценки и анализа рисков.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, содержащего общие выводы по работе, и приложений. Основная часть диссертации изложена на 38 страницах, содержит 4 таблицы и 4 рисунка. Список литературы включает 21 источник.
Краткое описание содержания работы. Работа включает в себя исследование современных тенденций интеграции систем менеджмента и подходов к формированию интегрированных систем менеджмента, изучены и проанализированы национальные стандарты на интегрированные системы менеджмента, проведен анализ исследуемой проблемы и предложенных методических рекомендаций по разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента в организации, проведена апробация предложенной Методических рекомендаций и на основе результатов анализа выведены предложения по улучшению действующей интегрированной системы менеджмента. На основе предложений внедрены элементы интегрированной системы менеджмента и сделана выводы о результатах исследования.
Исследование интеграционных тенденций в науках, составляющих теоретический фундамент менеджмента, а также анализ их связи с реальными процессами в современных организациях показывает, что в последнее время отчетливо обозначилась интеграционная направленность в развитии практически всех областей человеческой деятельности. Процессы интеграции по своей сущности являются организационными, т.к. обеспечивают упорядочение, систематизацию знаний и опыта, а также саморазвитие организаций. Так, многие исследователи отмечают, что интеграция систем менеджмента стала закономерным этапом их функционирования, создав возможности для устойчивого развития организаций по всему миру (С. В. Василевская).
Международный опыт показывает, что польза интеграции систем основана на совмещении ключевых процедур и документации, что позволяет систематизировать процесс управления, снизить разного рода издержки, в том числе на ликвидацию последствий принятия ошибочных управленческих решений. Таким образом, поэтапно достигается:
- введение единых процедур менеджмента посредством избранных элементов деятельности организации;
- создание объединенной системы документации, единое и полное ведение документации;
- организация параллельного и частично совместного контроля за функционированием систем (аудит, анализ со стороны руководства);
- возможность расширения системы, включения новых компонентов, гибкость и адаптивность.
При этом важно обратить внимание на то, что при интеграции систем менеджмента следует избегать механического объединения требований стандартов без учета принципов, на которых они базируются, и специфики менеджмента в организации, поскольку такое объединение может привести к формальной или поверхностной интеграции.
На сегодняшний день вопросы интегрирования систем менеджмента рассматривались многими авторами, а исследование подходов к формированию ИСМ продолжается и в настоящее время. Большое количество публикаций посвящено интегрированным системам менеджмента предприятий различных отраслей, синергизму интегрирования систем менеджмента промышленного предприятия с другими его системами, новым подходам к построению и оценке интегрированных систем, практикам, методам и инструментам в ИСМ.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
1 Проведенный анализ состояния вопроса по теме исследования показал необходимость разработки методологии интеграции систем менеджмента, нацеленной на обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон.
В работе сформулированы следующие базовые условия интеграции систем менеджмента:
- использование цикла P-D-C-A как базового алгоритма;
- применение процессного подхода;
- применение модели и алгоритмов реализации процесса управления рисками;
- практическая реализация принципов интегрированной системы менеджмента, основанных на принципах управления качеством и подходе, основанном на управлении риском.
2 Функционирование на предприятии нескольких локальных систем менеджмента, которые характеризуются низкой степенью интеграции, приводит к появлению ряда системных рисков, оказывающих крайне негативное влияние на эффективность функционирования систем менеджмента. Проведенное исследование показало, что в исследуемой организации отсутствуют единый механизм анализа со стороны руководства, применение единых политики и целей, управление риском. Выдвинутые предложения, направленные на улучшение функционирования ИСМ были успешно реализованы.
3 Разработаны и успешно апробированы Методические рекомендации, которые могут быть использованы в качестве методики по внедрению интегрированных систем менеджмента в любых организациях, независимо от их размера и формы собственности.
Каждый элемент интегрированной системы менеджмента детализирован по общесистемным требованиям, которые дополнены рекомендациями по их внедрению.
4 Разработаны и внедрены и используются в настоящее время в АО «Красмаш» документы интегрированной системы менеджмента СТО «ИСМ. Политика и цели организации. Анализ со стороны руководства» и РД КМЗ «ИСМ. Управление риском».
5 Сделаны основные выводы и определены возможные перспективные направления исследования вопроса внедрения интегрированных систем менеджмента в организации, их моделей и принципов:
- при построении не учитывается, что ИСМ — часть системы менеджмента организации, общая модель системы управления не приводится. В настоящее время стандарты менеджмента не распространяются на финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент и ряд других. Поэтому даже при создании в организации ИСМ, соответствующей всем действующим в настоящее время международным стандартам в области управления, она не будет охватывать всю проблематику общего менеджмента, не будет тождественна системе общего менеджмента организации. Данная проблема раскрывает вопрос о реформировании ИСМ в систему комплексного менеджмента, который уже возникает, как логическое продолжение интегрированного менеджмента;
- необходимо определить место проекта по созданию ИСМ в привязке к стратегическим целям организации. Решение о создании подобных систем относится к стратегическим, так как имеет существенное последействие для организации, предполагает длительный период реализации и существенное использование основных ресурсов предприятия — человеческих и финансовых;
- необходимо изучить механизмы мотивации персонала, так как низкая вовлеченность персонала в работы по созданию систем менеджмента признается как одна из основных причин их низкой результативности;
- необходимо определить характеристики организации, оказывающие значимое влияние на процесс создания и функционирования ИСМ;
- необходимы исследования в вопросе создания алгоритмов для адаптации методики внедрения и ведения ИСМ в конкретной организации;
- необходима доработка Методических рекомендаций в вопросах менеджмента риска (обучение персонала и практическое применение в подразделениях);
- планируется дальнейшее сотрудничество с АО «Красмаш» и с целью актуализации внутренних документов и апробации новых разработок так как возможностей для улучшения и последующих исследований безграничное множество.
Основным итогом проведенного исследования является разработка и внедрение СТО «ИСМ. Политика и цели организации. Анализ со стороны руководства» и РД КМЗ «ИСМ. Управление риском» в качестве элементов ИСМ, как результат применения предложенных Методических рекомендаций по разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента, которые основаны на применении принципов ИСМ, цикла P-D-C-A и подхода, основанного на управлении риском.
Следует отметить, что сама идея создания методики построения, разработки, внедрения и управления ИМС не является новой, о чем свидетельствуют публикации, к примеру, десятилетней давности и ранее.
Похожие предложения о формировании единых принципов ИСМ, формированию подходов, единых рекомендаций и требований к разработке и внедрению уже выдвигались, где-то и апробировались и успешно внедрялись. Однако время не стоит на месте и с каждым годом появляется все больше возможностей и направлений для более глубокой разработки исследуемого вопроса. Настоящая работа имеет схожие идеи с предшествующими исследованиями в вопросах самой разработки методики по построению и внедрению ИСМ, формирования подходов к внедрению ИСМ, формированию единых требований локальных систем менеджмента, использование цикла P-D- C-A, а последние недавние исследования ведутся уже с применением подхода, основанного на управлении рисками. Сложно судить о степени схожести работ, так как большинство из них не является общедоступным, а является частной разработкой. Но можно сделать один точный вывод: данный вопрос актуален в наши дни и в дальнейшем будет приобретать больший интерес.
Новизна решений, предложенных в ходе исследования заключается в следующем:
- выведены единые принципы интегрирования систем менеджмента на основе принципов менеджмента качества;
- требования стандартов ГОСТ Р 53893, ГОСТ Р 55269, ГОСТ Р ИСО 31000, на которых базируются Методические рекомендации представлены единым документом, выстроенные логической последовательностью действий, которые являются, по сути, алгоритмом разработки и внедрения ИСМ;
Результаты диссертационного исследования были апробированы, внедрены и успешно применяются в АО «Красмаш».
1 Постановление правительства Российской Федерации: О военных
представительствах Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Техэксперт. - от 11.08.1995. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/58856766
2 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента.
Требования и руководство по применению [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
6 ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки
риска [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
8 ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9 ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10 ГОСТ Р 55269-2012 Системы менеджмента организаций. Рекомендации по построению интегрированных систем менеджмента [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11 ГОСТ Р 53893-2010 Руководящие принципы и требования к
интегрированным системам менеджмента [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
12 ГОСТ Р 54934-2012 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования [Электронный ресурс]: Справочная правовая ситема «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13 Меркушова Н. И., Науменко Ю. А., Меркушова Ю. А. Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания на российских предприятиях // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 327-331.
14 Василевская, С.В. Восстановление Вавилонской башни или Реинтеграция систем менеджмента[Электронный ресурс]:С.В. Василевская//Методы менеджмента качества. - 2010. - №6. - Режим доступа: http://www.qbcentre.spb.ru/pbl/SVasilevskaya_MMK_2010-06.pdf
15 Марценовский, Д. А. Разработка методов интеграции систем
менеджмента на основе стандартов ISO, принципов управления качеством и рисками[Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. эконом. наук.: 08.00.05/Марцыновский Дмитрий Александрович.-Иркутск.-2010.-Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razrabotka-metodov-integratsii-sistem-
menedzhmenta-na-osnove-standartov-iso-printsipov-uprav
16 Яськин, А. Н. Формирование интегрированной системы менеджмента
на предприятии [Электронный ресурс]: автореф. дис. . канд. эконом. наук.: 08.00.05/А. Н. Яськин. - Саранск. - 2012. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-integrirovannoi-sistemy- menedzhmenta-na-predpriyatii
17 Минаев, В. Создание комплексной системы менеджмента исключает дублирование операций в процессах [Электронный ресурс]:/Минаев Владимир, Анастасия Аксёнова// Ваш партнер-консультант. — 2016. — №15. — Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/312712
18 Розанова, С.К. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОЧНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЕ [Электронный ресурс]:/ Розанова С.К., Костюк А.Е.// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1 - Режим доступа: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=8507
19 Свиткин, М. З. Практические аспекты создания ИСМ [Электронный ресурс]:/М. З. Свиткин//Методы менеджмента качества.-2007.-№5- Режим доступа: http://www.ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=7462
20 Сурков, И.В. Разработка интегрированной системы менеджмента
качества и безопасности на примере кондитерского предприятия [Электронный ресурс]:/И.В. Сурков, Г.А. Гореликова, В.С. Биндюк// Техника и технология пищевых производств. - 2015. - №1. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-integrirovannoy-sistemy-menedzhmenta- kachestva-i-bezopasnosti-na-primere-konditerskogo-predpriyatiya
21 Хохлявин, С. А. Национальные и международные стандарты облегчают интеграцию систем менеджмента: Зарубежный опыт [Электронный ресурс]:/ С.А. Хохлявин// СЕРТИФИКАЦИЯ.-2008.- №2.- Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.vniis.ru%2Ffile%2Fbulleti n-1%2FDEFAULT%2Forg.stretto.plugins.bulletin.core.Article%2Ffile%2F2746& name=2746&page=1&lang=ru&c=5762a47cbd25