Введение 3
1 Ценностно-смысловая сфера личности. Обзор понятий и исследований 9
2 Субкультурность как психологический феномен 21
3 Исследование ценностей и личностных смыслов представителей
субкультур ролевиков и байкеров 34
Заключение 72
Список использованнх источников
Приложения
Актуальность исследования. Необходимость психологического анализа феномена субкультурности диктуется потребностью эмпирической проверки теоретических представлений о генезе, развитии и психологических оснований субкультурности. Более глубокое понимание субкультурности может помочь решить такие проблемы, как негативный образ субкультур, смешение представлений о контркультуре криминогенного характера и досуговых субкультур, вскрыть мотивы вступления индивида в субкультуру как способа социализации. Кроме того, «фундаментальные представления о сущности человека, его сущностных силах, смысле и перспективах существования остаются крайне бедными, абстрактными, бесплодными в реальной жизни» [37]. Причины выбора человеком
определённого культурного содержания и определённой группы-носителя этого содержания является приоритетом для психологических исследований субкультур как формы социализации [36].
«Изучение смысловой сферы личности, в настоящее время, приобретает все более актуальный характер, как в нашей стране, так и за рубежом. В нашей стране это связано с социально-экономическими и политическими преобразованиями, произошедшими в российском обществе вследствие распада Советского Союза, а также, с последующими реформами, затрагивающими все сферы жизни, и по сей день» [10].
Большинство научных трудов, посвящённых проблемам
субкультурности [11], [15], [24], [34], [32], [4] носят описательные характер
(отличительные особенности внешнего вида и поведения, декларируемые
нормы и правила членства и т.п.) и методы, используемые при исследовании
разных субкультур - это, в основном, наблюдение или анализ продуктов
деятельности. Даже описывая психологические характеристики, авторы не
ссылаются на результаты эмпирических исследований данной тематики [2].
В.А. Луков пишет: «.для нас важна не столько мотивация соответствующих
действий, сколько выявление фактора, внешнего по отношению к
3
конкретным субкультурным проявлениям» [34]. Получается, что изучается внешняя сторона субкультурности и обходится стороной внутреннее содержание, относящееся к отдельному человеку и его внутреннему миру.
Так же, часть авторов исследуют субкультурность отдельных территорий [17], [35], [16], [52].
Основной недостаток исследований субкультур, на наш взгляд, заключается в том, что почти не затрагивается изучение личности представителя субкультуры и очень поверхностно освещается тема ценностей и смыслов, которые движут людьми, вступившими в те или иные субкультуры. « ... изучение субкультур зачастую сводится к изучению символики, ассоциируемой с определенным стилем одежды, музыки и других внешних проявлений предпочтений поклонников субкультуры, а также своеобразных способов трактовки символов, используемых и в доминирующей культуре» [33]. Так субкультура описывается как бы со стороны, больше в культурологическом плане, чем в психологическом; возможно по этой причине в большинстве отечественных исследований субкультур можно обнаружить оценочные суждения вместо фактов.
В.В. Семёнова в своём обзоре исследований субкультурности пишет, что «наиболее серьезной работой выглядит теоретическое исследование белорусских социологов И. Андреевой и Л. Новиковой (Белорусский госуниверситет), которые предприняли попытку применить культурологические теории для эмпирического изучения молодежных субкультур в условиях крупного города» и там же обосновывает дефицит современных научных исследований по проблеме молодёжных субкультур: «... в связи с общим кризисом науки, а также появлением множества тем, более волнующих общественное мнение, чем проблемы молодого поколения, число российских исследователей, занимающихся данной проблематикой, существенно сузилось» [64].
Из вышесказанного вытекают следующие основания для проведения данного исследования. 1. Не смотря та то, что субкультура - широко 4
распространённое социальное явление, имеющее влияние на общественную жизнь, эта тема остаётся всё ещё плохо изученной с точки зрения психологии (тут имеется в виду не психология малой группы, а психологические основания субкультурности). Остаётся много вопросов касательно причин образования тех или иных субкультур, мотивов вступления в них новых людей, влияние тех или иных субкультур на личность и её развитие и мн.др.
2. Понимание общества в целом строится из понимания его структурообразующих элементов. Исходя из этого, игнорировать или недооценивать изучение субкультуры как части культуры и общества является большим упущением. 3. Ценностно-смысловая сфера
представителей разных субкультур через изучение ценностей и личностных смыслов её представителей ранее не затрагивалась исследователями. При этом предполагается, например, что «через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности» [34], субкультура как способ преодоления социального отчуждения, а так же способ формирования идентичности через перенятие системы ценностей [8]. Т.к. освоение социальности, или социализация, т.е. включение индивида в общественные отношения требует перенятая данным индивидам ценностей и норм поведения, разделяемых тем обществом, в которое он включён, то субкультурность может стать как путём усвоения ценностей, так и путём их реализации, в зависимости от мотивов вступления в субкультуру. Данное предположение строится на основании наблюдений за представителями субкультур, описания их внешних характеристик; оно не базируется на эмпирически изученных характеристиках внутреннего, психического мира индивида и требует более подробного изучения, как и тезис о том, что представители одной субкультуры разделяют общие ценности (тезис, как будет видно из обзора понятия «субкультура», разделяемый большинством исследователей, но не подтверждённый психологическими измерениями).
Данные тезисы относительно ценностной составляющей субкультур относятся к сфере психической жизни, при этом исследования субкультур в 5
основном проводят социологи и культурологи, соответственно, не используя целесообразные в данном вопросе психологические методы и методики. Полученное таким образом знание имеет новизну, а так же может как ответить на уже существующие вопросы относительно психологии субкультуры, так и обозначить новые. Кроме того, благодаря данному исследованию может быть намечен новый путь изучения субкультурности.
Данное исследование затрагивает именно такую психологическую категорию, как ценности и личностные смыслы, т.к. имеются как исследования феномена субкультурности (ссылки на которые приводились выше), так и исследования ценностных ориентиров молодёжи [49], [51], но ценности, разделяемые определённой субкультурой, и соотношение этих ценностей с личностными смыслами людей, входящих в её состав, посредством психологических методов исследования ценностно-смысловой сферы личности ранее не изучались.
В построении данного исследования мы опирались на следующие теоретические положения:
• Люди, принадлежащие к одной субкультуре, имеют общие ценности [5], [11], [21], [24].
• Декларируемые ценности субкультуры частично совпадают с индивидуальными ценностями входящих в её состав индивидов.
• Представители субкультур выделяют ценность общения (общности) как одну из важных.
• Представители субкультур имеют высокий показатель осмысленности жизни.
• Личностные смыслы являются идеальным воплощением ценностей, т.е. транслируемые субкультурой ценности являются отражением личностных смыслов и ценностей её представителей.
• Субкультура, как социальная группа, характеризуется общностью интересов, ценностей и норм поведения у её представителей, которые эту общность обеспечивают.
• В зависимости от типа активности в создании субкультурного продукта индивидуальные ценности представителей субкультуры будут различаться, т.к. люди, предпочитающие физическую и умственную активность, по определению имеют разные жизненные ориентиры.
Проблема: психологические основания субкультурности.
Объект: представители разных субкультур.
Предмет: ценности и личностные смыслы представителей разных субкультур.
Цель: изучение ценностей и личностных смыслов представителей разных субкультур.
Гипотеза 1: представители разных субкультур имеют схожие ценности и личностные смыслы, ведущим из которых является чувство общности.
Гипотеза 2: представители продуктивных, ментально активных субкультур (ролевики) в отличие от представителей непродуктивных, физически активных (байкеры) субкультур, характеризуются такими индивидуальными ценностями, как творчество, продуктивность, познание, развитие, образованность.
Задачи:
1. Изучить субкультурные ценности ролевиков и байкеров.
2. Изучить индивидуальные ценности ролевиков и байкеров.
3. Сопоставить индивидуальные ценности ролевиков с
субкультурными ценностями ролевого сообщества.
4. Сопоставить индивидуальные ценности байкеров с
субкультурными ценностями байкерского сообщества.
Степень изученности. Наработки по данной и смежным темам можно встретить у ряда отечественных авторов, например таких, как А.В. Серый [53], Ю.А. Куриленко [23], С.И. Левикова [24], М.В. Осорина [43], А.В.
7
Толстых [55], Д.В. Вольф [5], Л.С. Выготский [6], В.А. Зебзеева [11], В.П. Зинченко [12], И.В. Калинин [13], В.П. Козлов [15], А.А. Козлова [16], А.Г. Козлова [17], В.Н. Кузнецов [21], Ю.А. Куриленко [23], А.Н. Леонтьев [25], [26], Д.А. Леонтьев [27], [29], В.Т. Лисовский [32], И.Н. Логвинов [33], В.А. Луков [34] и др. Среди зарубежных авторов: У. Уайт, Ф. Трэшер и Р. Парк [42], а так же В. Франкл [57], Э. Эриксон [60], А.А. Коэн [20] и др.
Рассматривая субкультуру как форму социализации, остаются не ясными причины выбора человеком определённого культурного содержания, в частности, мотивы вступления в ту или иную субкультуру. Данное исследование строилось на представлениях о том, что причиной выбора той или иной субкультуры является совпадение субкультурных и индивидуальных ценностей, т.е. возможность реализовать свои ценности, свою идентичность, в данной субкультуре. Белым пятном в науке и проблемой, изучаемой в рамках данного исследования, являются психологические основания субкультурности. Предметом исследования были ценности и личностные смыслы представителей разных субкультур, а вытекающий из него объект исследования - представители разных субкультур.
Выборку данного исследования составили представители ролевого (14 человек) и байкерского (14 человек) движений в возрасте от 20 до 35 лет. Был проведён анализ, интерпретация и сравнение как субкультурных ценностей, так и индивидуальных ценностей и личностных смыслов обеих вышеуказанных субкультур.
Гипотеза 1 подтвердилась. Представители обеих изучаемых субкультур действительно как одну из ценностей выделяют чувство общности. Это выражается в выделении особой значимости общения, высокий социальный интерес, чувство братства, разделение интересов, общение с интересными людьми и пр. На основании изученной теории можно утверждать, что данная ценность является одной из характеристик и основ субкультурности.
Гипотеза 2 подтвердилась. Полностью совпали предполагаемые и обнаруженные в результате эмпирического исследования индивидуальные ценности, такие как творчество и продуктивность. Остальные заложенные в гипотезу ценности - познание, развитие, образованность - являются проявлением ценности саморазвития, которая так же была обнаружена в ходе исследования (включённого, полевого наблюдения, бесед), но не 72
зарегистрирована как одна из ведущих ценностей по результатам анализа данных, собранных с помощью стандартизованных методик.
Индивид, вступая в субкультуру, не просто перенимает, возможно, чуждые ему ценности, а реализует свои индивидуальные ценности и смыслы, и в соответствии с ними подбирает субкультуру, социализируясь, достигая целостность своей идентичности. Транслируя разные ценности, субкультуры привлекают разных людей, которые стремятся реализовать свои индивидуальные ценности и смыслы. Зная о том, что субкультура является способом социализации и местом для реализации индивидуальных ценностей, можно считать субкультуры своеобразными институтами социализации. Актуальной ситуацией для нашей страны после распада СССР является отсутствие базовых, общекультурных ценностей. При этом потребность в ценностных ориентирах не исчезла. Реализовываться данная потребность может через новые институты социализации - субкультуры. Целенаправленное использование субкультуры как института социализации требует дальнейших эмпирических исследований и практических проб.
Значимость данного исследования заключается в подкреплении теоретических представлений о психологии субкультурности эмпирическими данными, в утверждении позитивного характера данного явления (субкультура как место реализации ценностей, как место социализации), а так же в наметившейся возможности использования субкультур как новых институтов социализации.
1. Абушенко В.Л., Грицанов А.А., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко
О.В. Социология: Энциклопедия./ В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Интерпрессервис;
Книжный Дом. - 2003. - 1312 с.
2. Ануфриева А.Н., Кузьмина А.Н. Психология молодёжных субкультур [Электронный ресурс] // NovaInfo.Ru: электронный научный журнал (№34¬2), 29.05.2015. Режим доступа: http://novainfo.ru/article/3711 (дата обращения: 03.05.2017).
3. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984—1985. - М.: Наука, 1986 а. С. 80—160 .
4. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2001. - 165 с.
5. Вольф Д. В. Классификация молодежных субкультур на основе принципа DIY// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43). C. 69-72.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е, испр. изд. — М.: "Лабиринт", 1999. — 352 с.
7. Гузева, М. В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания / М. В. Гузева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 2 (15). - С. 40-43.
8. Дементьева М.А. Роль субкультуры в формировании личности
[Электронный ресурс] //http://journals.uspu.ru - научные журналы
Уральского государственного педагогического университета (Человек в мире культуры, №2), 2015. Режим доступа:
http: //j ournal s.uspu.ru/attachments/articl e/1066/Dementieva.pdf (дата
обращения: 27. 04.2017)
9. Ешбергенова Е.А. Самотрансцинденция как путь к смыслу/ Е.А.
Ешбергенова// - М: изд. «Актуальные проблемы гуманитарных и
естественных наук», 2012. - С.260-262
10. Захарова О.А., Кузнецов А.Д.Проблема смысла в современной психологии/ О.А. Захарова, А.Д. Кузнецов.//Вестник института мировых цивилизаций. - М: Институт мировых цивилизаций, 2016. - №12. - С. 96-101
11.3ебзеева В.А. На пути к человеку культуры: эколого-гуманистическое образование / В.А.Зебзеева. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 64 с.
12.Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1. С. 207-231.
13. Калинин И.В. Осмысленность жизни как показатель социальной компетентности в юношеском возрасте [Текст] /И.В. Калинин// Социальная компетентность детей и подростков: тенденции формирования // СВНЦ. - 2002. С. 55-62.
14. Капустин С.А. Представление о речевом мышлении и его развитии в
работах Л.С. Выготского (4.1,2) [Электронный ресурс] //univertv.ru: образовательный видеопортал. Режим доступа:
http://univertv.ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/kurs_le kcij_po_obwej_psihologii_sa_kapustina_2011g/?page=6 (дата обращения:
09.01.2017).
15. Козлов В.П. Реальная культура: от альтернативы до эмо [Текст] /В.П.Козлов. -СПб.: Амфора, 2009. — 352 с. — (Серия «Sub[KyHbTypa]»)
16. Козлова А. А., Канаяна В. А. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма [Текст] / под ред. А. А.Козлова, В. А. Канаяна- Спб., 2008, с. 16
17. Козлова А.Г. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. - СПб, 2001.
18. Кокорева Н. А., Медведева Н. И. Специфика влияния субкультуры на
личность подростка [Электронный ресурс] // e-koncept.ru: научно¬
методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 666¬75
670. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85134.htm (дата обращения: 13.04.2017)
19. Кордуэлл М. Психология A-Я. Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 г. — 448 с: ил.
20. Коэн А.А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. Современные буржуазные теории: Сборник статей / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1966. - С. 314-321.
21. Кузнецов В.Н. Социология молодёжи: Учебник / Под ред. д-ра социол. наук, проф., чл. -корр. РАН В. Н. Кузнецова. — М.: Гардарики, 2005. — 335 с.
22. Куликова Л.В. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
23. Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 2(57). - Омск : Омская академия МВД России, 2014. - 20-23 с.
24. Левикова С.И. Молодежная субкультура [Текст]-: учебное пособие [для студентов вузов-] / С. И. Левикова. - Москва-: Гранд-: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М: Политиздат, 1977. - 140-156 С.
26. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. — 40 с.
27. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 1996. — № 4. — С. 35-44.
28. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. — 36 С.
29. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. - 487 с.
30. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2006. -18 с.
31. Лимаева Ю.Ю. Особенности образа родителей у представителей субкульутр/ Ю.Ю. Лимаева //Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - М.: Московский государственный областной университет, 2013. - С.43-50
32. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебник /Отв. ред. В. Т. Лисовский. - СПб., 1996. - 335 с.