Введение 3
1. Теорико - методические основы формирования нравственно -
целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Нравственно - целевые ориентиры: понятие, ценности, факторы
формирования 9
1.2 Психолого - педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста 23
1.3 Формирование нравственно - целевых ориентиров у детей старшего
дошкольного возраста, уровни сформированности, критерии и показатели сформированности
Выводы по первой главе 52
2. Разработка занятий по формированию нравственно-целевых
ориентиров у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации требований ФГОС ДО 53
2.1 Подготовка и организация совместных с родителями занятий по
формированию нравственно - целевых ориентиров детей старшего дошкольного возраста
2.2 Апробация занятий по формированию нравственно - целевых ориентиров у детей старшего дошкольного
возраста
2.3 Анализ проведенной практической работы по формированию
нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе 69
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения
Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать [52].
В. А. Сухомлинский
Формирование нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста является государственной задачей, которая определена в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155. В нем обучение и воспитание объединены в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [55].
Образовательными областями, с которыми связано формирование нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста являются:
Социально-коммуникативное развитие, ориентированное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Художественно - эстетическое развитие, которое предполагает ориентацию старших дошкольников на ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).
Содержание программы дошкольного образования по ФГОС должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Одной из главных задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым нравственным ценностям. Система нравственно¬ценностных ориентаций субъекта является важнейшей характеристикой его личности, определяет содержательную сторону ее направленности и составляет основу мировоззрения и жизненной позиции [34]. Проблема духовно-нравственного воспитания и формирования нравственно - целевых ориентиров приобретает особую актуальность в современной педагогике в связи с динамичным развитием социума, изменением аксиологических приоритетов общественного сознания. Успешное решение её предоставляет многогранные возможности для самопознания и полноценной самореализации человека в условиях постоянно изменяющегося мира.
Современное личностно - ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. В настоящее время проблема нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее общества определяются нравственным здоровьем общества, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Оно является одной из важнейших задач практически всех программ дошкольного образования.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правили требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение».
На чем же строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой педагога. Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе и в отношении к другим людям, к коллективу, к искусству.
Различные аспекты проблемы формирования нравственно-целевых ориентиров рассматриваются философами (JI.M, Архангельский, Б.И. Додонов, О. Г. Дробницкий, М.С. Каган, А.И. Титаренко, В.П. Тугаринов и др.), социологами (В. В. Водзинская, А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В. Б. Ольшанский и др), психологами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.), педагогами (H.A. Асташова, С. Г. Гладнева, Т. А. Казимирская, A.B. Кирьякова, P. P. Накохова, Е. В. Поленякина, В. А. Сластенин и др).
Проблема исследования: В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по формированию нравственно-целевых ориентиров недостаточно организационно-методического обеспечения в части занятий, в реализации которых были бы задействованы как воспитанники, так и их родители. В обществе принято считать основной базой для нравственного становления, образцов поведения и социальных установок, непосредственно семейные отношения являются приоритетными и ДОУ могут консолидировать свои усилия с родителями воспитанников.
Объект исследования: образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: формирование нравственно-целевых
ориентиров у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, практически разработать и апробировать занятия с привлечением родителей по формированию нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: состоит в том, что разработанные нами занятия по формированию нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать нравственному воспитанию в условии реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, при условии если:
- в процесс взаимодействия с ребенком будет включена семья как субъект образовательного процесса;
- организована деятельность, где дети взаимодействуют друг, с другом проявляя нравственные качества;
- сформировано положительное эмоциональное отношение к социально-полезной деятельности.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1 .Изучить и проанализировать литературу для определения основных понятий исследования: нравственно-целевые ориентиры: понятие, ценности, факторы формирования.
2. Разработать занятия по формированию нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста с привлечением родителей.
3. Апробировать занятия по формированию нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста включив семью, как субъект образовательного процесса, зафиксировать экспертное мнение педагогов.
Методы исследования:
Эмпирические - анализ психолого-педагогической документации, анкетирование, педагогическое наблюдение; теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, экспертное заключение.
Исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Красноярского края Богучанского района п. Чунояр в детский сад «Буратино». В исследовании принимали участие 22 ребенка старшего дошкольного возраста. В контрольную группу входили 11 детей, экспериментальную в количестве 11 детей, старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена полностью. Разработанные нами занятия по формированию нравственно - целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста способствовали нравственному воспитанию в условии реализации ФГОС ДО, при условии:
- в процесс взаимодействия с ребенком будет включена семья как субъект образовательного процесса;
- организована деятельность, где дети взаимодействуют друг, с другом проявляя нравственные качества;
- сформировано положительное эмоциональное отношение к социально-полезной деятельности.
Задачи исследования поставленные нами реализованы в полной мере, а именно:
- Изучена и проанализирована литература для определения основных понятий исследования: нравственно-целевые ориентиры: понятие, ценности, факторы формирования, что составило теоретическую часть нашего исследования.
- Разработаны занятия по формированию нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста с привлечением родителей. Занятия были составлены с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
- Апробированы занятия по формированию нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста включив семью, как субъект образовательного процесса, зафиксировать экспертное мнение педагогов. Апробированные занятия позволили выявить положительную динамику в формировании нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста. Экспертное мнение составлено старшим педагогом дошкольной организации, обязательное присутствие педагога на каждом занятии.
1. Алексеев, А.П., Васильев, Г. Г. Краткий философский словарь. - 2008. -496 с.
2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Словарь конфликтолога 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. — 526 с.
3. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 178 с.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. - 351с.
5. Ахматова, В.М. Анкета по теме «Нравственное воспитание в семье». 2013.- 2с.
6. Большой энциклопедический словарь /- М: Под ред Прохорова, А.М. Большая всероссийская энциклопедия, 1998 - 944с.
7. Бабанский, Ю.К. «Педагогика». - М., - 1988.-479с.
8. Бархатова, Л.С. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание, №11. - 1989.- 12-13с.
9. Выготский, Л. С.Психология / Выготский, Л. С. . - М., 2002. - 1008с.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. Под ред. А.М. Виноградовой. - 2-е изд., испр и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2011- 50с.
11. Волобуева, Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева / Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - 88-91 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
13. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
14. Голубков, В.О., Кузнецова, А.В., Ушков, М.Ю. Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — 14-17 с.
15. Головин, С.Ю. - Словарь практического психолога. Изд-во Харвест; Минск; 1998. - 301с.
16. Гинзбург, М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. № 3. 1994. 39-43с.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров по направлению 050100 "Педагогика" / Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 464 с.
18. Димаева, Н.В. Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему «Что значит творить добро?». 2015. - 1с.
19. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -223 с.
20. Космачева, Н. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников / Космачева, Н. В. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность: Общая педагогика, история педагогики и образования .- Коломна: 2009.- 222 с.
21. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. К 56 Словарь по педагогике. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с
22. Кравцов, Г.Г. Дошкольный возраст, период становления нравственной основы личности / КравцовГ.Г., Бережковская, Е.Л., Кравцова, Е.Е. // Психологическая наука и образование. №3. 1996. - 56-61 с.
23. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. - 416 с.
24. Космачева, Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций в современных отечественных программах ДОУ. Текст: сб. науч. ст. аспирантов и соискателей. Вып. IV. / Космачева, Н.В.; под ред. Савинкина, В.П. Коломна: КГПИ, 2005. - 103-108 с.
25. Космачева, Н.В. Автореферат. Формирование нравственно-ценностных ориентаций у дошкольников. Рязань, 2009. - 20 с.
26. Кенжаев, Ш. Х., Душаев, А. Ж., Суванкулов, Х. Т. Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности // Молодой ученый. 2013. - 731-733 с.
27. Кант, И. Критика чистого разума: пер. с нем. М.: Наука, 1999. - 655 с.
28. ЛощенковаЗ. Б. Возрастная психология. Шпаргалка. 2009. - 5с.
29. Лихачев, Б.Т. Педагогика. - М, 1992. - 463 с.
30. Мухина, В.С. Психология дошкольника: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Мухина,В.С. - М.: Академия, 2009. - 272с.
31. Маркова. Т. // Формирование нравственных чувств и привычек в процессе общения // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / Ред. Т.И. Гризик. - 2016. - №2.2016. - 16-19с.
32. Маркова. В. // Нравственное воспитание в отечественной педагогике /В. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - 104-109 с.
33. Маркс. К, Энгельс, Ф. Сочинения. Т. 26., ч.Ш.- М.: Политиздат, 1974. - 632 с.
34. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 132-151с.
35. Мальцев, В.А. Этика великих учений. Красноярск: Изд-во «Буква», 2005. - 400 с.
36. Майорова, А.А. Анкета для воспитателей: «Моя система работы по нравственному воспитанию дошкольников». 2015. - 1с.
37. Никандров, Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Мир образования. 2003. - 3с.
38. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера. — 2002. - 864 с
39. Психологический словарь / Под ред. Зинченко, В. П., Мещерякова Б. Г. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
40. Педагогика: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений / Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. - М.: Школьная Пресса, 2002. -512 c.
41. Подласый, И.П. Педагогика : учебник / Подласый, И.П. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 573 с.
42. Рапацевич, Е.С. Психолого - педагогический словарь / Рапацевич, Е.С. - Минск: Современное слово, 2012 - 188 с.
43. Россов, Ю. Нравственный потенциал сказок Сутеева, В.Г.: психолого-педагогический анализ // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / Ред. Гризик, Т.И.. - №10. 2016. -70-74 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 1998. - 705 с.
45. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск: Нар.асвета, 1978.- 288с.
46. Солдатенков, А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Моск. гос. открытый пед. ин-т. - М., 1994. - 45,[1] с.
47. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - Москва: Академия, 2003. - 192 с.
48. Сухомлинский, В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978. - 94 с.
49. Соловьев, В.С. Оправдание добра // Освобождение добра. М., 1991.- 276 с.
50. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения/ В.А.Сухомлинский - М: Просвещение, 1980. - 258 с.
51. Тугаринов, В.П. Марксистская философия и проблемы ценностей [Текст] / В.П.Тугаринов // Проблема ценности в философии / под ред. Харчева, А.Г. - Ленинград: Наука, 1966. - 244 с.
52. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. Егоров, С.Ф. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] закон от 17 октября 2013 года, № 1155 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok
54. Франк, С.Л. Душа человека // Опыт введения в философскую психологию. М., 1917. - 252 с.
55. Харламов, И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
56. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materialeWertethik. Bern,1954.
57. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.
М., 1997. -77 с.