ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания y представителей различных профессиональных групп 8
1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального
«выгорания» 8
1.2 Особенности синдрома эмоционального выгорания у профессиональной
группы педагогов и профессиональной группы медицинских работников врачей 13
Глава 2 Диагностика и профессионального выгорания y представителей различных профессиональных групп 23
2.1 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 23
2.2 Методические рекомендации по профилактике синдрома эмоционального
выгорания 30
Заключение 36
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания y представителей различных профессиональных групп 8
1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального
«выгорания» 8
1.2 Особенности синдрома эмоционального выгорания у профессиональной
группы педагогов и профессиональной группы медицинских работников врачей 13
Глава 2 Диагностика и профессионального выгорания y представителей различных профессиональных групп 23
2.1 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 23
2.2 Методические рекомендации по профилактике синдрома эмоционального
выгорания 30
Заключение 36
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счёту - здоровье это, чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжении всей жизни. Тема дипломной работы, посвящённой синдрому эмоционального выгорания, актуальна, так как его жертвой может стать любой человек.
«Выгорание» - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа c коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают «перегорать как лампочки». И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. B результате этого люди не могут эффективно работать.
B настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса профессионального выгорания работников, в первую очередь, «коммуникативных» и «социальных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном. Профессии педагога и медицинских работников одни из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. «страдающий» от «выгорания» профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.
Цель исследования: изучить в теоретическом и практическом аспектах синдром «эмоционального выгорания» у представителей различных профессиональных групп.
Объект исследования: процесс возникновения синдрома «эмоционального выгорания»
Предмет исследования: синдром «эмоционального выгорания» y представителей различных профессиональных групп.
Гипотеза исследования: возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.
Задачи исследования:
3. Предложить методические рекомендации по профилактике
возникновения синдрома «эмоциональное выгорание».
4. Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Теоретической и методологической основой исследования явились взгляды и концептуальные идеи по исследованию профессионального выгорания Андрунь С.В., Бойко В.В., Водопьяновой, Н.Е., Митиной Л.М., Орел В.Е., Ракицкой А.В. и др.
Методы исследования: анализ психологической, методической литературы;Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, C. Джексон, в адаптации H.E. Водопьяновой; эксперимент.
Практическая значимость исследования: могут быть использованы студентами при написании научных работ, а также психологами для работы по профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе НОУ СПО «Лесосибирский Колледж «Знание». Школа п. Мирный. Выборка исследования представлена профессиональными группами: группой педагогов начальной школы и группой медицинских сестёр. Количество испытуемых в каждой профессиональной группе 9 человек.
«Выгорание» - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа c коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают «перегорать как лампочки». И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. B результате этого люди не могут эффективно работать.
B настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса профессионального выгорания работников, в первую очередь, «коммуникативных» и «социальных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном. Профессии педагога и медицинских работников одни из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. «страдающий» от «выгорания» профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.
Цель исследования: изучить в теоретическом и практическом аспектах синдром «эмоционального выгорания» у представителей различных профессиональных групп.
Объект исследования: процесс возникновения синдрома «эмоционального выгорания»
Предмет исследования: синдром «эмоционального выгорания» y представителей различных профессиональных групп.
Гипотеза исследования: возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.
Задачи исследования:
3. Предложить методические рекомендации по профилактике
возникновения синдрома «эмоциональное выгорание».
4. Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Теоретической и методологической основой исследования явились взгляды и концептуальные идеи по исследованию профессионального выгорания Андрунь С.В., Бойко В.В., Водопьяновой, Н.Е., Митиной Л.М., Орел В.Е., Ракицкой А.В. и др.
Методы исследования: анализ психологической, методической литературы;Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, C. Джексон, в адаптации H.E. Водопьяновой; эксперимент.
Практическая значимость исследования: могут быть использованы студентами при написании научных работ, а также психологами для работы по профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе НОУ СПО «Лесосибирский Колледж «Знание». Школа п. Мирный. Выборка исследования представлена профессиональными группами: группой педагогов начальной школы и группой медицинских сестёр. Количество испытуемых в каждой профессиональной группе 9 человек.
Проанализировав литературу по теме нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.
Под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Данный синдром включает в себя три составляющие: эмоциональную истощённость, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
К профессиям, которые в большей степени подвержены влиянию профессионального выгорания относятся: профессия педагог и медицинские работники. Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимостью общаться в течение дня со всеми участниками образовательного учреждения, большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте».
Профессия медицинского работника характеризуется степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов.
В результате нашего исследования нами поставлены и решены следующие задачи:
-изучили проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках;
- проанализировали возникновение синдрома «эмоциональное выгорание» у представителей различных профессиональных групп;
- предложили методические рекомендации по профилактике возникновения синдрома «эмоциональное выгорание»;
- провели опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
В ходе проведенной опытно - экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты, относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов и медицинских работников, на их деятельность и самочувствие, а и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, в том числе учащиеся, пациенты которые вынуждены находиться рядом, и в результате этого становятся заложниками синдрома.
Под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Данный синдром включает в себя три составляющие: эмоциональную истощённость, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
К профессиям, которые в большей степени подвержены влиянию профессионального выгорания относятся: профессия педагог и медицинские работники. Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимостью общаться в течение дня со всеми участниками образовательного учреждения, большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте».
Профессия медицинского работника характеризуется степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов.
В результате нашего исследования нами поставлены и решены следующие задачи:
-изучили проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках;
- проанализировали возникновение синдрома «эмоциональное выгорание» у представителей различных профессиональных групп;
- предложили методические рекомендации по профилактике возникновения синдрома «эмоциональное выгорание»;
- провели опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
В ходе проведенной опытно - экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты, относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов и медицинских работников, на их деятельность и самочувствие, а и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, в том числе учащиеся, пациенты которые вынуждены находиться рядом, и в результате этого становятся заложниками синдрома.
Подобные работы
- Проявление эмоционального выгорания у представителей различных специальностей IT-индустрии (Российский Университет Дружбы Народов)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Групповое консультирование как психологическая помощь врачам, переживающим синдром эмоционального выгорания
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС России
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Контрастная чувствительность при синдроме эмоционального выгорания у студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017



