Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания y представителей различных профессиональных групп 8
1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального
«выгорания» 8
1.2 Особенности синдрома эмоционального выгорания у профессиональной
группы педагогов и профессиональной группы медицинских работников врачей 13
Глава 2 Диагностика и профессионального выгорания y представителей различных профессиональных групп 23
2.1 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 23
2.2 Методические рекомендации по профилактике синдрома эмоционального
выгорания 30
Заключение 36
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счёту - здоровье это, чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжении всей жизни. Тема дипломной работы, посвящённой синдрому эмоционального выгорания, актуальна, так как его жертвой может стать любой человек.
«Выгорание» - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа c коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают «перегорать как лампочки». И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. B результате этого люди не могут эффективно работать.
B настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса профессионального выгорания работников, в первую очередь, «коммуникативных» и «социальных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном. Профессии педагога и медицинских работников одни из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. «страдающий» от «выгорания» профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.
Цель исследования: изучить в теоретическом и практическом аспектах синдром «эмоционального выгорания» у представителей различных профессиональных групп.
Объект исследования: процесс возникновения синдрома «эмоционального выгорания»
Предмет исследования: синдром «эмоционального выгорания» y представителей различных профессиональных групп.
Гипотеза исследования: возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.
Задачи исследования:
3. Предложить методические рекомендации по профилактике
возникновения синдрома «эмоциональное выгорание».
4. Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Теоретической и методологической основой исследования явились взгляды и концептуальные идеи по исследованию профессионального выгорания Андрунь С.В., Бойко В.В., Водопьяновой, Н.Е., Митиной Л.М., Орел В.Е., Ракицкой А.В. и др.
Методы исследования: анализ психологической, методической литературы;Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, C. Джексон, в адаптации H.E. Водопьяновой; эксперимент.
Практическая значимость исследования: могут быть использованы студентами при написании научных работ, а также психологами для работы по профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе НОУ СПО «Лесосибирский Колледж «Знание». Школа п. Мирный. Выборка исследования представлена профессиональными группами: группой педагогов начальной школы и группой медицинских сестёр. Количество испытуемых в каждой профессиональной группе 9 человек.
Проанализировав литературу по теме нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.
Под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Данный синдром включает в себя три составляющие: эмоциональную истощённость, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
К профессиям, которые в большей степени подвержены влиянию профессионального выгорания относятся: профессия педагог и медицинские работники. Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимостью общаться в течение дня со всеми участниками образовательного учреждения, большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте».
Профессия медицинского работника характеризуется степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов.
В результате нашего исследования нами поставлены и решены следующие задачи:
-изучили проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках;
- проанализировали возникновение синдрома «эмоциональное выгорание» у представителей различных профессиональных групп;
- предложили методические рекомендации по профилактике возникновения синдрома «эмоциональное выгорание»;
- провели опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
В ходе проведенной опытно - экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты, относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов и медицинских работников, на их деятельность и самочувствие, а и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, в том числе учащиеся, пациенты которые вынуждены находиться рядом, и в результате этого становятся заложниками синдрома.
1. Авдеева, Ю.В. Эмоциональное выгорание у воспитателей детского сада / Ю.В. Авдеева // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 13 -20.
2. Акулинина, Ю.Н. Профилактика профессионального «выгорания» специалистов социальной сферы / Ю.Н. Акулинина // Социальная педагогика. - 2013. - № 5. - С. 94 - 102.
3. Андрунь, С.В. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей / С.В. Андрунь // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 2 . - С. 50 - 51.
4. Арпентьева, М.Р. Взаимопонимание и жизнеутверждающий потенциал семьи / М.Р. Арпентьева // Семейная психология и семейная терапия. - 2014. - № 3. - С. 3 - 40.
5. Асмаковец, Е.С. Взаимосвязь синдрома «эмоционального выгорания» и копинг-поведения / Е.С. Асмаковец // Психология и школа. - 2012. - № 2. - С. 94 - 99.
6. Баринова, Н.М. Стресс-менеджмент в детском саду / Н.М. Баринова // Современный детский сад. - 2013. - № 7. - С. 19 - 21.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Просвещение, 1996. - 209 с.
8. Винокур, В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников / В.А. Винокур // Вестник МАПО. - 2002. - № 2. - С. 25 - 30.
9. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова .- СПб.: Питер, 2009. - 178 с.
10. Гаврилова, А.В. Исследование взаимосвязи психического выгорания с коммуникативными качествами педагогов / А.В. Гаврилова // Психология обучения. - 2015. - № 8. - С. 84 - 91.
11. Емельянова, М. «Профессиональный кризис» / М. Емельянова // Директор школы. - 2012. - № 8. - С. 43 - 49.
12. Емельянова, М.Н. Профессиональная стагнация и «эмоциональное выгорание» педагогов как проблема управления / М.Н. Емельянова // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 8. - С. 46 - 55.
13. Емельянова, М.Н. Как избежать профессиональной стагнации и «эмоционального выгорания» у педагогов / М.Н. Емельянова // Педагогическая диагностика. - 2013. -№ 6. - С. 99 - 112.
14. Журавлев, Г. «Эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности и способы его профилактики / Г. Журавлев // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 114 - 120.
15. Иванова, Т.В. Ресурсы личности в преодолении педагогом кризиса эмоционального выгорания / Т. В. Иванова, Т.В. Артемьева // Высшее образование сегодня. - 2010. - №11. - С. 35 - 38.
16. Калашникова, М.Б. Копинг-стратегии учителей / М.Б. Калашникова, Ю.С. Широкова // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 50 - 57.
17. Кафлик, И. Понять и услышать: балинтовский тренинг / И. Кафлик // Педагогическая диагностика. - 2013. - № 1. - С. 89 - 96.
18. Каширский, Д.В. Ценности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания / Д.В. Каширский, Н.В. Сабельникова, А.Н. Овчинникова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 2. - С. 14 - 23.
19. Киселева, Н.В. Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности / Н.В. Киселева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 5. - С. 58 - 62.
20. Колдубовская, Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Колдубовская // Вопросы
психологии. - 2014. - № 2. - С. 75 - 80.
21. Кутьина, Е. Эмоциональное «Выгорание» педагога дошкольного образовательного учреждения: диагностика и профилактика / Е. Кутьина // Детский сад от А до Я. - 2010. - №1. - С. 125 - 131.
22. Лазарева, Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В. Лазарева // Школьные технологии. - 2009. - №1. - С. 171-176.
23. Ларина, Е.А. Экспериментальное исследование влияния профдеформации на педагога / Е.А. Ларина, А.И. Черлюнчакевич // Психология обучения. -2014. - № 1. - С. 101-127.
24. Лукьянова, Н.А. Профессиональное самосознание педагога и синдром эмоционального выгорания / Н.А. Лукьянова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 4. - С. 72 - 74.
25. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. -
2008. - № 2. - С. 3 - 16.
26. Майстренко, В. И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей / В. И. Майстренко // Психологическая наука и образование. - 2010. -№ 1. - С. 21 - 29.
27. Малярчук, Н. «Профессиональное здоровье» для учителя: приемы и алгоритмы / Н. Малярчук // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 8. - С. 129 - 141.
28. Мельник, Л.В. Профилактика эмоционального выгорания педагогов / Л. В. Мельник, Т. В. Шубина // Детский сад от А до Я. - 2013. - №1. - С. 88 - 99.
29. Мерзлякова, Д. Р. Опыт проведения программы профилактики и коррекции психического выгорания у учителей начальных классов / Д.Р. Мерзлякова // Начальная школа плюс до и
после. - 2013. - № 3. - С. 81-86.
30. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 349 с.
31. Ожегова, Е.Г. Типологические особенности педагогов с различным уровнем выраженности синдрома «Психического выгорания» / Е.Г. Ожегова // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 43 - 47.
32. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности /
B. Е. Орел. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 128 с.
33. Пазухина, И. А. Практико-ориентированное занятие для педагогов «Это в ваших силах» / И. А. Пазухина // Дошкольная педагогика. - 2013. -№ 10. - С. 52 - 55.
34. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога / Н.С. Пряжников, Е.Г.Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. -
C. 87 - 95.
35. Ракицкая, А. В. Синдром эмоционального выгорания у педагогов с различным уровнем реактивной агрессии / А.В. Ракицкая // Психология обучения. -2015. - № 11. - С. 70 - 76.
36. Сазонова, Н. П. К вопросу о формировании профессионального здоровья педагогов дошкольного образования / Н.П. Сазонова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 2. - С. 49 - 52.
37. Семенова, Н. Ю. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания / Н. Ю. Семенова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 3. - С. 53-54
38. Семиздралова, О. Предупреждение эмоционального выгорания педагога / О. Семиздралова // Социальная педагогика. -
2009. - № 6 . - С. 98 -106.
39. Семиздралова, О. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение / О. Семиздралова // Народное
образование. - 2009. - № 7. - С. 116 - 123.
40. Сташкова, Т. Н. Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада / Т. Н. Сташкова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2010. - № 5 . - С. 66 - 73.
41. Сыманюк, Э. Противодействие профессиональным деформациям / Э. Сыманюк // Народное образование. - 2010. - № 9. - С. 265 - 269.
42. Хухлаева, О.В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов / О.В. Хухлаева // Народное образование. -2010. - № 7. - С. 278 - 282.
43. Черлюнчакевич, А.И. Программа по профилактике профессиональной деформации педагога / А.И. Черлюнчакевич // Психология обучения. - 2013. -№ 6. - С. 125 - 142.
44. Черникова, Т.В. Синдром эмоционального выгорания у студентов-выпускников медицинского университета как предмет учебного взаимодействия / Т. В. Черникова // Психология обучения. - 2012. - № 11. - С. 83 -102.
45. Чистякова, С. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? / С. Чистякова // Директор школы. - 2010. - № 4 . - С. 51- 54.
46. Штанько, И.В. Искусство как средство профилактики эмоционального «выгорания» педагога / И. В. Штанько // Современный детский сад. -2013. - № 7. - С. 26 - 31.