ВВЕДЕНИЕ 4
1 Физическая подготовка тренировочного процесса группы высшего
спортивного мастерства 6
1.1 Этап высшего спортивного мастерства спринт легкая атлетика 6
1.2 Физическая подготовка спринтеров в круглогодичной тренировке 9
1.3 Средства и методы физической подготовки спринтеров группы высшего
спортивного мастерства 17
1.4 Структура подготовки в годичном цикле и индивидуальный календарь
соревнований у спринтеров высокой квалификации 24
2 Организация и методы исследования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Методы исследования 39
3 Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1 Обоснование методики занятий экспериментальной группы высшего
спортивного мастерства 41
3.2 Оценка эффективности разработанной методики 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность: Современная система подготовки легкоатлетов требует высокого уровня развития физических качеств. Развитие физических качеств, наряду с овладением рациональной техникой движения, является основой роста спортивных результатов в лёгкой атлетике. Проблемы физической подготовки занимают одно из центральных мест в теории и практике лёгкой атлетики. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без оптимального развития физических качеств.
Из выше сказанного мы решили рассмотреть, как организовывается тренировочный процесс спринтеров, и определили тему нашей работы «Физическая подготовка тренировочного процесса спринтеров(100 метров) группы высшего спортивного мастерства»
Цель исследования - проанализировать физическую подготовку тренировочного процесса спринтеров группы высшего спортивного мастерства на 100м.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс бегунов- спринтеров группы высшего спортивного мастерства.
Предмет исследования - физическая подготовка спринтеров группы высшего спортивного мастерства.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить физическую подготовку тренировочного процесса спринтеров группы высшего спортивного мастерства (100метров).
3. Обосновать и проверить эффективность методики подготовки бегунов спринтеров группы высшего спортивного мастерства.
Гипотеза: Мы предполагаем, что применение данной методики в процессе подготовки спринтеров, эффективно повлияют на организацию тренировочного процесса спринтеров группы высшего спортивного мастерства 100м.
При написании работы использовался метод изучения и анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование.
1. Данный этап проходит в группах высшего спортивного мастерства в СДЮШОР и ШВСМ (19 лет и старше). В зависимости от возраста начала специализации в спринтерском беге соответственно изменяется и возрастная зона показа наивысших достижений. Как правило, она колеблется в диапазоне 22—28 лет. Объем специализированных средств спринтера, выполняемых с высокой интенсивностью, возрастает, достигая на этом этапе индивидуального максимума. Отметим, что чем выше квалификация спринтеров, тем больше тренировочная нагрузка должна соответствовать соревновательной, тем строже должен соблюдаться принцип адекватности. Это приводит к повышению объема специальных тренировочных средств, выполняемых с высокой интенсивностью. Именно поэтому тренеру необходимо особенно тщательно регулировать соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки.
2. Практический опыт подготовки спортсменов высокого класса в последние годы свидетельствует о том, что высокие показатели суммарного объёма работы являются одним из факторов, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов. Но особенно важным условием совершенствования технического мастерства и повышения специальной физической подготовленности спортсменов является обеспечение оптимального соотношения работы различной преимущественной направленности.
В соответствии с современными требованиями, тренировка во всех периодах годичного цикла носит комплексный характер, обеспечивающий рост технического мастерства и повышение специальной физической подготовленности спортсменов. Однако, поскольку на каждом этапе годичного цикла в тренировке внимание акцентируется на решении определенных задач подготовки, характерной чертой динамики нагрузок квалифицированных спринтеров является неравномерное распределение частных объёмов основных тренировочных средств по этапам.
3. На основе проведенного нами тестирования мы сделали следующие выводы. Из таблицы 2, видно, что значение T-расчетного критерия Стьюдента больше значения критерия T- табличного в контрольных упражнениях на определение уровня физической подготовки. Это свидетельствует о том, что результаты достоверны. Методика была проверена на практике, следовательно, есть основание считать предложенную методику эффективной.
1. Аванесов В. У. Эффективность применения физических средств бегунов - спринтеров после выполнения тренировочных нагрузок различной направленности / В. У. Аванесов // Вестник спортивной науки. - 2004.- № 3. -С. 43 - 46.
2. Аль Р. Р. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04/ Аль Раггад Раид.-Волгоград, 2000.- 176с.
3. Аль Р.Р. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04/ Аль Раггад Раид: -Волгоград, 2000.- 176 c.
4. Альтернативная методика построения годичного цикла у спринтеров 15-17 лет / И.Е. Анпилогов // Здоровье для всех: матер. II Междунар. науч - практ. конф.; УО «Полесский государственный университет»: в 2 ч. - Пинск: ПолесГУ, 2010. - Ч.2. - С.3-5.
5. Анпилогов И. Е. Индивидуализация тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности спринтеров 15-17 лет в годичном цикле подготовки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00. / Анпилогов Игорь Евгеньевич. - Смоленск: 2011. - 24 с.
6. Анпилогов, И.Е. Влияние средств локально-избирательного воздействия на динамику специальной подготовленности юных спринтеров в годичном цикле тренировки / И.Е. Анпилогов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №2. - С. 7-11.
7. Анпилогов, И.Е. Особенности проектирования основных средств подготовки спринтеров 15-17 лет в годичном цикле / И.Е. Анпилогов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2010. - №3. - С. 11-16.
8. Арнст, Н.В Организационно-методические основы секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе./Н.В. Арнст// Омский научный вестник. Выпуск 4. Омск, 2011. - с. 173-175.
9. Барабанкина Е.Ю. Влияние средств срочного восстановления на физическую работоспособность и динамику функционального состояния легкоатлетов-спринтеров/ Е.Ю Барабанкина // Материалы Региональной конференции студентов, аспирантов (соискателей) и молодых ученых (г. Волгоград, 6-8 ноября 2012г.) - Волгоград: ВГАФК, 2012. - С. 14-17.
10. Башкин, В. М. Система индивидуальной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам в скоростно-силовых видах легкой атлетики : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04 / Башкин Виктор Михайлович.- Санкт-Петербург, 2011.- 38 с
11. Борзов, В. Подготовка легкоатлета-спринтера: стратегия, планирование, технологии / В. Борзов // Наука в олимпийском спорте. - 2013. - №4. - С. 71¬82.
12. Виноградов В. Применение укороченного комплекса специальных воздействий стимулирующего типа для увеличения специальной работоспособности легкоатлетов-спринтеров / В. Виноградов //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2003. - № 3. - С. 3 - 11.
13. Врублевский Е. П. Научно-методические основы индивидуализации тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики: монография / Е. П. Врублевский. - Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - 340 с.
14. Врублевский, Е.П.. Индивидуализация подготовки женщин в скоростно-силовых видах легкой атлетики : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.04 / Врублевский Евгений Павлович.- Москва, 2008.- 438 с.
15. Гагуа, Е.Д. Тренировка спринтера / Е.Д. Гагуа. - Москва. : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001. - 72 с.
16. Гапеев, А. В. Построение годичного цикла тренировки юных бегунов на короткие дистанции 17-19 лет с учетом индивидуальных особенностей физической и технической подготовки : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 : Москва, 1999 - 108 c.
17. Горлов А. С. Програмирование оптимальной беговой тренировочной нагрузки в восстановительных микроциклах подготовительных периодов юношей бегунов на короткие дистанциии 16 - 17лет / А. С. Горлов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 7. - С. 42 - 46.
18. Динамика состояния нервно-мышечного аппарата спринтеров 15-17 лет во время выполнения большого объема тренировочной нагрузки / И.Е. Анпилогов // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию ф-та физической культуры: в 2 ч. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. - Ч.2. - С. 6-8.
19. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. -6-е изд., доп. И испр. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 444 с.
20. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. -6-е изд., доп. И испр. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 444 с.
21. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
22. Захарова, В.В. Легкая атлетика в вузе: силовая подготовка спринтеров: методические указания / сост. В. В. Захарова, А. И. Стафеев. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 73 с.
23. Катенков, А.Н. Моделирование повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции / А.Н. Котенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №2. - С. 71-76.
24. Конев, С.С. Особенности построения учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде легкоатлетов-спринтеров / С.С. Конев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №2. - С. 21-24.
25. Коновалов, В.В. Содержание технической подготовки и сопряженного развития специальных координационных способностей юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции / В.В. Коновалов // Труды молодых ученых. - 2009. - №8. - С. 61-63.
26. Кхалед М. М. Х. М. Пути и способы совершенствования системы подготовки египетских легкоатлетов на основе трансформации российского опыта : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04/ Кхалед Мохамед Махмуд Хелми Мустафа .-Волгоград, 2006.- 177 с.
27. Легкая атлетика. Техника и методика обучения: учеб. пособие / Т.Ю. Белова, О.Г. Ковальчук, Ю.В. Семенова. - Омск: ОмГТУ, 2008. - 132 с.
28. Легкая атлетика. Техника и методика обучения: учеб. пособие / Т.Ю. Белова, О.Г. Ковальчук, Ю.В. Семенова. - Омск: 2008. - 132 с.
29. Легкая атлетика: учебник/ под.общ. ред. Н.Н. Чеснокова. -Москва: Физическая культура,2010.- 448с
30. Маленюк, Т.В. Повышение технической подготовки спринтеров на начальном этапе спортивной тренировки / Т.В. Маленюк // Вестник ЮУрГУ. - 2011. - №2. - С. 90-93.
31. Масловский, О.Е. Разработка и экспериментальное обоснование
инновационного проектирования структурно-целевой матрицы
избирательных средств в годичном цикле тренировки легкоатлеток- спринтеров 12-13 лет / О.Е. Масловский // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2007. - №9. - С. 64-67.
32. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. — 384 с
33. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов / Л.П. Матвеев.-К.: Олимпийская литература,
1999. - 318 с.
34. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: ФиС ,2001.
35. Методика преподавания видов легкой атлетики в высших учебных заведениях физкультурного профиля: учеб. пособие / И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева, А.А. Черняев. - Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2007. - 95 с.
36. Миронов, Д.Л. Методика использования специального технического устройства для обучения и совершенствования техники стартового разгона в беге на короткие дистанции / Д.Л. Миронов // Теория и методика физической культуры. - 2010. - №1. - С.34-37.
37. Миронов, Д.Л. Подготовка легкоатлетов-спринтеров в условиях искусственной управляющей среды (исторический экскурс) / Д.Л. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №4. - С. 220-229.
38. Организационно-методические основы урока легкой атлетики : учебно-методическая разработка / И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева, А.А. Черняев. - Набережные Челны : КамГИФК, 2007. - 56 с.
39. Оринчук В.А. Легкая атлетика и методика преподавания: учебное пособие для студентов всех форм обучения по направлениям подготовки:034400 - «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья Адаптивная физическая культура)», 034300 - «Физическая культура» / В. А. Оринчук, А. Н. Оринчук. - Нижний Новгород: ООО Издательство Пламя , 2012. - 122 с.
40. Оринчук В.А. Легкая атлетика и методика преподавания: учебное пособие для студентов всех форм обучения по направлениям подготовки:034400 - «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья Адаптивная физическая культура)»,034300 - «Физическая культура» / В. А. Оринчук, А. Н. Оринчук. - Нижний Новгород: ООО Издательство Пламя,2012. - 122 с.
41. Рохкина Е.Л. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ /Е.Л. Рохкина. - Омск: СибАДИ, 2009. - 208 с.
42. Савенков, П.А. Программа подготовки спринтера / П.А. Савенков. - Великий Новгород. - 2011. - 23 с.
43. Солопов И.Н. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов. - Монография. - Волгоград: ВГАФК, 2010.- 346 с.
44. Сравнительный анализ распределения основных средств подготовки спринтеров на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования / И.Е. Анпилогов, Е.П. Врублевский // Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки: междунар. сб. науч. статей; под общ. ред. Е.П. Врублевского. - Смоленск: СГАФКСТ, 2009. - С. 37-41
45. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. /Под общ. ред. В.И. Ильинича. - М.:Гардарики, 2003.