Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Особенности развития психоэмоциональной сферы младших подростков 7
1.2 Культура межнационального общения 19
1.3 Опыт развития культуры межнационального общения 32
Выводы по первой главе 43
2 ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ КУЛЬТУР И ТРАДИЦИЙ «КАЛЕЙДОСКОП НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ 45
2.1 Организация и проведение общешкольного фестиваля народных культур
и традиций «Калейдоскоп национальностей» 45
2.2 Результаты экспертной оценки общешкольного фестиваля народных
культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» 60
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Особенности развития психоэмоциональной сферы младших подростков 7
1.2 Культура межнационального общения 19
1.3 Опыт развития культуры межнационального общения 32
Выводы по первой главе 43
2 ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ КУЛЬТУР И ТРАДИЦИЙ «КАЛЕЙДОСКОП НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ 45
2.1 Организация и проведение общешкольного фестиваля народных культур
и традиций «Калейдоскоп национальностей» 45
2.2 Результаты экспертной оценки общешкольного фестиваля народных
культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» 60
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными и политическими изменениями, усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Россия не отстает от общемировых тенденций, и миграционные потоки в нашей стране тоже достигли небывалых масштабов.
В Красноярском крае также отмечается значительное увеличение миграционных потоков, так как край является полиэтническим регионом, принимающим значительное количество мигрантов, туристов, которые проживают во всех без исключения городах и районах и стараются закрепиться в крупных городах. Часто, оставаясь здесь жить, они создают семьи на новом месте жительства, где рождаются дети, либо со временем привозят свои семьи с родины, уже с детьми. В этих семьях появляются или уже есть дети, которые часто воспитываются в рамках другой культуры - отличающейся от доминирующей культуры России, и традиций местного населения. Поэтому встает вопрос о межкультурном общении между представителями разных культур.
Особенно этот вопрос обостряется в младшем подростковом возрасте, который сам по себе является предкризисным возрастом, и при этом может обостряться в ситуациях межнационального общения. В таких случаях как никогда стоит остро вопрос о проблеме развития культуры межнационального общения, когда представители разных культур могут с уважением воспринимать и относиться к представителям другой культуры, не такой как у них, могут налаживать общение в рамках своей и чужой культуры.
Вопрос культуры межнационального общения в науке достаточно сложен, так как находится на стыке множества научных дисциплин.
Культура по своей природе исторически представлена во всей среде обитания человека, в каждом уголке человеческого общества, и отражается, прежде всего, не только в материальных свидетельствах ее существования, но и в отношениях между разными обществами, нациями людей. Такой вид культуры носит характер межнационального общения, является связующей основой всех видов коммуникаций между людьми, различными по культуре, происхождению. Культура межнационального общения, в силу своей значимости, является предметом исследования множества наук, которые изучают различные культурные модели отношений, как между разными национальными обществами, так и внутри этих обществ между представителями разных культур.
Исследования затрагивают широкий круг проблем - как проблемы теоретического, этического, нравственного, так и проблемы бытового и политического плана. Эта многоаспектность исследований обусловлена сложностью влияния культуры межнационального общения на поведение людей, которое в значительной степени зависит от требований самой культуры.
Большинство педагогов осознает необходимость целенаправленной работы по развитию у детей культуры взаимоотношений в условиях многонационального коллектива. Нередко сохраняется пассивно-созерцательная позиция учителей по разным причинам: незнание, неумение вести воспитательную работу в данном направлении.
В воспитательной практике обозначились противоречия между традиционным подходом к воспитанию культуры межнационального общения и современными требованиями общества.
Важное значение в организации межнационального общения приобретают такие виды, как разнообразные межкультурные фестивали, где существуют широкие возможности презентации своей культуры у всех участников. Проблема в том, что это средство межнационального общения слабо изучено в теоретическом и практическом плане в настоящее время, поскольку любая культура динамична, изменчива, и каждое новое поколение привносит в свою культуру что-то новое, чего ранее не было.
Поэтому фестивали для межнационального общения всегда являются неизвестной культурной зоной для представителей большинства разных культур, которые ранее слабо взаимодействовали друг с другом.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы бакалаврской работы «Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков».
Объект исследования: воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования: фестиваль как средство развития культуры межнационального общения младших подростков.
Цель: теоретически обосновать, организовать и реализовать фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков и провести его экспертную оценку.
Гипотеза исследования: развитие культуры межнационального общения младших подростков будет более результативным, если при организации и проведении общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» будет проходить при активном деятельностном участии обучающихся - представителей различных народов и этот фестиваль станет традиционным.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Описать психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста.
2. Проанализировать и раскрыть сущность и особенности культуры межнационального общения.
3. Разработать и провести общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей».
4. Провести экспертную оценку разработанных рекомендаций.
Методологической основой исследования явились: теория
формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.); теоретические проблемы этнических отношений, этнических стереотипов и установок (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Иванников, Ю.П. Платонов, Л.Д. Столяренко и др.); проблемы педагогики межнационального общения школьников (В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, Д.И. Латышина, Г.В. Палаткина и др.); законодательные документы о современной школе, образовании подрастающего поколения.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемой литературы, приложения.
В Красноярском крае также отмечается значительное увеличение миграционных потоков, так как край является полиэтническим регионом, принимающим значительное количество мигрантов, туристов, которые проживают во всех без исключения городах и районах и стараются закрепиться в крупных городах. Часто, оставаясь здесь жить, они создают семьи на новом месте жительства, где рождаются дети, либо со временем привозят свои семьи с родины, уже с детьми. В этих семьях появляются или уже есть дети, которые часто воспитываются в рамках другой культуры - отличающейся от доминирующей культуры России, и традиций местного населения. Поэтому встает вопрос о межкультурном общении между представителями разных культур.
Особенно этот вопрос обостряется в младшем подростковом возрасте, который сам по себе является предкризисным возрастом, и при этом может обостряться в ситуациях межнационального общения. В таких случаях как никогда стоит остро вопрос о проблеме развития культуры межнационального общения, когда представители разных культур могут с уважением воспринимать и относиться к представителям другой культуры, не такой как у них, могут налаживать общение в рамках своей и чужой культуры.
Вопрос культуры межнационального общения в науке достаточно сложен, так как находится на стыке множества научных дисциплин.
Культура по своей природе исторически представлена во всей среде обитания человека, в каждом уголке человеческого общества, и отражается, прежде всего, не только в материальных свидетельствах ее существования, но и в отношениях между разными обществами, нациями людей. Такой вид культуры носит характер межнационального общения, является связующей основой всех видов коммуникаций между людьми, различными по культуре, происхождению. Культура межнационального общения, в силу своей значимости, является предметом исследования множества наук, которые изучают различные культурные модели отношений, как между разными национальными обществами, так и внутри этих обществ между представителями разных культур.
Исследования затрагивают широкий круг проблем - как проблемы теоретического, этического, нравственного, так и проблемы бытового и политического плана. Эта многоаспектность исследований обусловлена сложностью влияния культуры межнационального общения на поведение людей, которое в значительной степени зависит от требований самой культуры.
Большинство педагогов осознает необходимость целенаправленной работы по развитию у детей культуры взаимоотношений в условиях многонационального коллектива. Нередко сохраняется пассивно-созерцательная позиция учителей по разным причинам: незнание, неумение вести воспитательную работу в данном направлении.
В воспитательной практике обозначились противоречия между традиционным подходом к воспитанию культуры межнационального общения и современными требованиями общества.
Важное значение в организации межнационального общения приобретают такие виды, как разнообразные межкультурные фестивали, где существуют широкие возможности презентации своей культуры у всех участников. Проблема в том, что это средство межнационального общения слабо изучено в теоретическом и практическом плане в настоящее время, поскольку любая культура динамична, изменчива, и каждое новое поколение привносит в свою культуру что-то новое, чего ранее не было.
Поэтому фестивали для межнационального общения всегда являются неизвестной культурной зоной для представителей большинства разных культур, которые ранее слабо взаимодействовали друг с другом.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы бакалаврской работы «Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков».
Объект исследования: воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования: фестиваль как средство развития культуры межнационального общения младших подростков.
Цель: теоретически обосновать, организовать и реализовать фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков и провести его экспертную оценку.
Гипотеза исследования: развитие культуры межнационального общения младших подростков будет более результативным, если при организации и проведении общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» будет проходить при активном деятельностном участии обучающихся - представителей различных народов и этот фестиваль станет традиционным.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Описать психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста.
2. Проанализировать и раскрыть сущность и особенности культуры межнационального общения.
3. Разработать и провести общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей».
4. Провести экспертную оценку разработанных рекомендаций.
Методологической основой исследования явились: теория
формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.); теоретические проблемы этнических отношений, этнических стереотипов и установок (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Иванников, Ю.П. Платонов, Л.Д. Столяренко и др.); проблемы педагогики межнационального общения школьников (В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, Д.И. Латышина, Г.В. Палаткина и др.); законодательные документы о современной школе, образовании подрастающего поколения.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемой литературы, приложения.
В ходе проведенного исследования проблемы, было выяснено, что культура межнационального общения - это общность находящихся в рамках конкретной культуры знаний, умений, ценностей, поведения, которые демонстрируются при возникновении межличностных контактов, при контактах между представителями разных наций.
Возрастные границы младшего подросткового возраста рассматриваются в период 11-13 лет. Этот возраст считается предкризисным, предпубертатным. Основные изменения личности, происходящие с младшими подростками, связаны с учебной деятельностью, как саморазвитием и самосовершенствованием, связаны со сферой общения, сверстниками, с овладением этическими ценностными нормами, с переходом к теоретическому мышлению, к логической памяти.
Главной особенностью развития культуры межнационального общения является длительный характер процесса, с разной динамикой результатов участвующих сторон, которые вызваны довольно часто именно национальными особенностями их культуры. Наиболее эффективным средством работы с младшими подростками, является проведение различных конкурсов, совместной деятельности подростков, с разным опытом культуры межнационального общения, разной национальности. В рамках такой деятельности происходит актуализация знаний о своей культуре, о своем языке, традициях, и о том, как именно это содержание представлено в других культурах других народов.
В качестве средства развития культуры межнационального общения младших подростков рассматривался практический опыт проведения фестиваля народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей», при проведении которого учитывались возрастные психологические особенности младшего подростка, то, что этот период является предкризисным. В младшем подростковом возрасте характерным является: усиление активности нервных центров; зарождение чувства взрослости; полоролевая идентификация; убеждения и нравственное мировоззрение, целенаправленность мотивации.
С учетом этих возрастных особенностей работа по развитию культуры межнационального общения была направлена на следующие компоненты: когнитивный; мотивационный; эмоционально-коммуникативный;
эмоционально-оценочный; мировоззренческий; поведенческо-деятельностный.
В результате поставленная гипотеза была подтверждена.
Возрастные границы младшего подросткового возраста рассматриваются в период 11-13 лет. Этот возраст считается предкризисным, предпубертатным. Основные изменения личности, происходящие с младшими подростками, связаны с учебной деятельностью, как саморазвитием и самосовершенствованием, связаны со сферой общения, сверстниками, с овладением этическими ценностными нормами, с переходом к теоретическому мышлению, к логической памяти.
Главной особенностью развития культуры межнационального общения является длительный характер процесса, с разной динамикой результатов участвующих сторон, которые вызваны довольно часто именно национальными особенностями их культуры. Наиболее эффективным средством работы с младшими подростками, является проведение различных конкурсов, совместной деятельности подростков, с разным опытом культуры межнационального общения, разной национальности. В рамках такой деятельности происходит актуализация знаний о своей культуре, о своем языке, традициях, и о том, как именно это содержание представлено в других культурах других народов.
В качестве средства развития культуры межнационального общения младших подростков рассматривался практический опыт проведения фестиваля народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей», при проведении которого учитывались возрастные психологические особенности младшего подростка, то, что этот период является предкризисным. В младшем подростковом возрасте характерным является: усиление активности нервных центров; зарождение чувства взрослости; полоролевая идентификация; убеждения и нравственное мировоззрение, целенаправленность мотивации.
С учетом этих возрастных особенностей работа по развитию культуры межнационального общения была направлена на следующие компоненты: когнитивный; мотивационный; эмоционально-коммуникативный;
эмоционально-оценочный; мировоззренческий; поведенческо-деятельностный.
В результате поставленная гипотеза была подтверждена.
Подобные работы
- Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



