Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Особенности развития психоэмоциональной сферы младших подростков 7
1.2 Культура межнационального общения 19
1.3 Опыт развития культуры межнационального общения 32
Выводы по первой главе 43
2 ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ КУЛЬТУР И ТРАДИЦИЙ «КАЛЕЙДОСКОП НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ 45
2.1 Организация и проведение общешкольного фестиваля народных культур
и традиций «Калейдоскоп национальностей» 45
2.2 Результаты экспертной оценки общешкольного фестиваля народных
культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» 60
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными и политическими изменениями, усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Россия не отстает от общемировых тенденций, и миграционные потоки в нашей стране тоже достигли небывалых масштабов.
В Красноярском крае также отмечается значительное увеличение миграционных потоков, так как край является полиэтническим регионом, принимающим значительное количество мигрантов, туристов, которые проживают во всех без исключения городах и районах и стараются закрепиться в крупных городах. Часто, оставаясь здесь жить, они создают семьи на новом месте жительства, где рождаются дети, либо со временем привозят свои семьи с родины, уже с детьми. В этих семьях появляются или уже есть дети, которые часто воспитываются в рамках другой культуры - отличающейся от доминирующей культуры России, и традиций местного населения. Поэтому встает вопрос о межкультурном общении между представителями разных культур.
Особенно этот вопрос обостряется в младшем подростковом возрасте, который сам по себе является предкризисным возрастом, и при этом может обостряться в ситуациях межнационального общения. В таких случаях как никогда стоит остро вопрос о проблеме развития культуры межнационального общения, когда представители разных культур могут с уважением воспринимать и относиться к представителям другой культуры, не такой как у них, могут налаживать общение в рамках своей и чужой культуры.
Вопрос культуры межнационального общения в науке достаточно сложен, так как находится на стыке множества научных дисциплин.
Культура по своей природе исторически представлена во всей среде обитания человека, в каждом уголке человеческого общества, и отражается, прежде всего, не только в материальных свидетельствах ее существования, но и в отношениях между разными обществами, нациями людей. Такой вид культуры носит характер межнационального общения, является связующей основой всех видов коммуникаций между людьми, различными по культуре, происхождению. Культура межнационального общения, в силу своей значимости, является предметом исследования множества наук, которые изучают различные культурные модели отношений, как между разными национальными обществами, так и внутри этих обществ между представителями разных культур.
Исследования затрагивают широкий круг проблем - как проблемы теоретического, этического, нравственного, так и проблемы бытового и политического плана. Эта многоаспектность исследований обусловлена сложностью влияния культуры межнационального общения на поведение людей, которое в значительной степени зависит от требований самой культуры.
Большинство педагогов осознает необходимость целенаправленной работы по развитию у детей культуры взаимоотношений в условиях многонационального коллектива. Нередко сохраняется пассивно-созерцательная позиция учителей по разным причинам: незнание, неумение вести воспитательную работу в данном направлении.
В воспитательной практике обозначились противоречия между традиционным подходом к воспитанию культуры межнационального общения и современными требованиями общества.
Важное значение в организации межнационального общения приобретают такие виды, как разнообразные межкультурные фестивали, где существуют широкие возможности презентации своей культуры у всех участников. Проблема в том, что это средство межнационального общения слабо изучено в теоретическом и практическом плане в настоящее время, поскольку любая культура динамична, изменчива, и каждое новое поколение привносит в свою культуру что-то новое, чего ранее не было.
Поэтому фестивали для межнационального общения всегда являются неизвестной культурной зоной для представителей большинства разных культур, которые ранее слабо взаимодействовали друг с другом.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы бакалаврской работы «Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков».
Объект исследования: воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования: фестиваль как средство развития культуры межнационального общения младших подростков.
Цель: теоретически обосновать, организовать и реализовать фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков и провести его экспертную оценку.
Гипотеза исследования: развитие культуры межнационального общения младших подростков будет более результативным, если при организации и проведении общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» будет проходить при активном деятельностном участии обучающихся - представителей различных народов и этот фестиваль станет традиционным.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Описать психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста.
2. Проанализировать и раскрыть сущность и особенности культуры межнационального общения.
3. Разработать и провести общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей».
4. Провести экспертную оценку разработанных рекомендаций.
Методологической основой исследования явились: теория
формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.); теоретические проблемы этнических отношений, этнических стереотипов и установок (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Иванников, Ю.П. Платонов, Л.Д. Столяренко и др.); проблемы педагогики межнационального общения школьников (В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, Д.И. Латышина, Г.В. Палаткина и др.); законодательные документы о современной школе, образовании подрастающего поколения.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемой литературы, приложения.
В ходе проведенного исследования проблемы, было выяснено, что культура межнационального общения - это общность находящихся в рамках конкретной культуры знаний, умений, ценностей, поведения, которые демонстрируются при возникновении межличностных контактов, при контактах между представителями разных наций.
Возрастные границы младшего подросткового возраста рассматриваются в период 11-13 лет. Этот возраст считается предкризисным, предпубертатным. Основные изменения личности, происходящие с младшими подростками, связаны с учебной деятельностью, как саморазвитием и самосовершенствованием, связаны со сферой общения, сверстниками, с овладением этическими ценностными нормами, с переходом к теоретическому мышлению, к логической памяти.
Главной особенностью развития культуры межнационального общения является длительный характер процесса, с разной динамикой результатов участвующих сторон, которые вызваны довольно часто именно национальными особенностями их культуры. Наиболее эффективным средством работы с младшими подростками, является проведение различных конкурсов, совместной деятельности подростков, с разным опытом культуры межнационального общения, разной национальности. В рамках такой деятельности происходит актуализация знаний о своей культуре, о своем языке, традициях, и о том, как именно это содержание представлено в других культурах других народов.
В качестве средства развития культуры межнационального общения младших подростков рассматривался практический опыт проведения фестиваля народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей», при проведении которого учитывались возрастные психологические особенности младшего подростка, то, что этот период является предкризисным. В младшем подростковом возрасте характерным является: усиление активности нервных центров; зарождение чувства взрослости; полоролевая идентификация; убеждения и нравственное мировоззрение, целенаправленность мотивации.
С учетом этих возрастных особенностей работа по развитию культуры межнационального общения была направлена на следующие компоненты: когнитивный; мотивационный; эмоционально-коммуникативный;
эмоционально-оценочный; мировоззренческий; поведенческо-деятельностный.
В результате поставленная гипотеза была подтверждена.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2011. - 420 с.
2. Анциферова Н.Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития / Н.Г. Анциферова. - М.: РГБ ОД, 2010. - 293 с.
3. Ариарский М.А. Культура созидания: монография / М.А. Ариарский, Н. В. Буров. - СПб.: Президентская б-ка, 2014.
4. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию / А.И.Арнольдов. - М.: НАКиОЦ, 2012.
5. Бабаков В.Г. Национальное сознание и национальная культура/ В.Г. Бабаков, В.М.Семенов. - М.: ИФ РАН, 2013. - 70 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна/ Л. И. Божович. - М.: изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж, 2014. - 352 с.
7. Божович, Л. И.Изучение мотивации поведения детей и подростков/под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежной/. - М.: АСТ- Пресс, 2002. - 359 с.
8. Бокарева Г. А. Методологическая целостность педагогической теории /Г.А. Бокарева // Высшее образование в России. - М.: 2011. - № 3. - С. 82-86.
9. Большой энциклопедический словарь. - СПб.: «Нориент», 2014.
10. Белинская Е.П.Социальная психология личности / Е.П.Белинская. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 301 с.
11. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.И. Нечипуренко, А.В. Попов. - М.: Гардарики, 2011. - 512 с.:
12. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский // Собр. соч. Т.З. - М.: Педагогика, 2013.
13. Возрастные особенности младших подростков/под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Воронеж, 2010. - 345 с.
14. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика / З.Т. Гасанов. - М.: АСТ - 2011. - 226 с.
15. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения/ З.Т. Гасанов // Педагогика 2013. - № 6. . — С. 51.
16. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание России и за рубежом / А.Н. Джуринский. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 224 с.
17. Джуринский А.П. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития/ А.Н. Джуринский // Педагогика и социология, 2002. №10.
18. Джунусов М.С. Культура межнационального общения / М.С. Джунусов. - Белгород, 2012.
19. Забельская Т.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях разных культур/ Т.В. Забельская // Известия ПГПУ им. B. Г. Белинского. 2011. № 24. - С. 644-646.
20. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. - СПб.: Питер, 2011. - 575 с.
21. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2013. - 992 с.
22. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)» / И.Ю. Кулагина. - М.: «УРАО», 2010.
23. Крысько В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько. - М.: «Академия», 2014.
24. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию / В.Г Крысько, Э.А Саракуев. - М.: ИПП, 2013.
25. Кукушин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2011.
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.А. Леонтьев. - М.: Смысл; 2015. - 352 с.
27. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011.
28. Марцинковская, Т.Д. Психология развития /Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2015. - с.528
29. Матис В.И. Категория и интерпретация культуры межнационального общения/ В.И. Матис // Сибирский педагогический журнал / 2005. № 3. С. 144-153.
30. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для студентов вузов / В.И. Матис. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2011.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 452 с.
32. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 420 с.
33. Пашкевич А.В. Подростковая толерантность: концептуальный анализ и способы измерения / А.В. Пашкевич. - М.: РГБ ОД, 2010. - 352 с.
34. Попова Н.О. Формирование у школьников культуры межнационального общения / Н.О.Попова. - Волгоград, 2014.
35. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2012. - 544 с.
36. Пиаже Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхелдер. - СПб.: Питер, 2013. - 160 с.
37. Реан А.А. Психология подростка. Трудный возраст от 11 до 18 лет / А.А. Реан. - СПб: Прайм-Еврознак, 2016, 480 с.
38. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности /Х.Ремшмидт. - М.: МИР, 2014. - 320 с.
39. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
40. Социальная психология / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2011. - 479 с.
41. Столяренко, Л.Д. Основы психологии, / Л.Д. Столяренко. Ростов-на- Дону. Изд-во «Феникс». - 2014. - 736 с.
42. Сафонова В.В. Роль молодежных организаций в формировании духовности молодого поколения / В.В. Сафонова. - Уфа, Еврошкола, 2011. - 355 с.
43. Серова И.И. Культура межнационального общения / И.И. Серова. - Минск: Университетское, 2016. - 159 с.
44. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 2014. - 688 с.
45. Умаханов М.Б. Культура межэтнического общения как политическая проблема / М.Б. Умаханов. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2011. - 144 с.
46. Харчева В. Основы социологии / В. Харчева. - М.: Логос, 2013. - 302 с.
47. Эриксон, Э.Г. Детство и общество. / пер. с англ / Э.Г. Эриксон. - СПб.: ИТД «Летний сад». - 2011. - 520 с.