Развитие коммуникативных навыков обучающихся 7-х классов, во внеурочной деятельности»»
|
Введение 3
1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков
у подростков 5
1.1 Основные подходы к развитию коммуникативных навыков
у подростков 5
1.2 Образовательные возможности рок-клуба как средства развития
коммуникативных навыков 18
2 Разработка занятий рок-клуба для развития коммуникативных навыков у
подростков 26
2.1 Структура и содержание занятий рок-клуба для развития
коммуникативных навыков у подростков 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков
у подростков 5
1.1 Основные подходы к развитию коммуникативных навыков
у подростков 5
1.2 Образовательные возможности рок-клуба как средства развития
коммуникативных навыков 18
2 Разработка занятий рок-клуба для развития коммуникативных навыков у
подростков 26
2.1 Структура и содержание занятий рок-клуба для развития
коммуникативных навыков у подростков 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЕ
Коммуникативные навыки являются одними из важнейших для успешной реализации подростков. Достаточно активно коммуникативные навыки проявляются во внеурочной деятельности. Внеклассная работа открывает новые возможности организации неформального учебного процесса как способа реализации подростков в современном мире.
Подростковый возраст характеризуется с одной стороны стремлением к созданию микрогрупп, автономии, поиску признания, с другой - общим состоянием тревожности, неуверенности в своих силах и неадекватной самооценки. Таким образом, участие школьников в работе рок-клуба является важным средством социализации подростка и способом решения психологических проблем. К сожалению, в современной российской педагогике и психологии практически нет фундаментальных работ, посвященных влиянию рок-музыки на психологию подростка, на формирование у него коммуникативных навыков. Исследования, посвященные этой теме, встречаются в североамериканской педагогике, начиная с 60-х и особенно 80-х гг. В отечественной литературе об этих исследованиях говорит И.С. Кон в 8 главе своей книги «Мальчик - отец мужчины», в ней просматривается влияние хеви-металла и хип-хопа на школьников 11-18 лет (на материалах исследования канадских школьников).
Поэтому тема выпускной квалификационной работы «Рок-клуб как средство развития коммуникативных навыков подростков 7 классов во внеурочной деятельности» является актуальной в современных условиях.
• Объект - развитие коммуникативных навыков у подростков в рамках внеурочной деятельности
• Предмет - рок-клуб как средство развития коммуникативных навыков обучающихся 7-х класса.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную особенностям подросткового возраста;
2) проанализировать способы развития коммуникативных навыков подростков;
3) рассмотреть воспитательные возможности рок-клуба как средства развития коммуникативности;
4) выявить основные аспекты работы по созданию рок-клуба в средних классах как вида организации внеурочной деятельности подростков.
5) провести апробацию занятий в рамках рок-клуба.
Гипотеза исследования: использование реальных и виртуальных занятий рок-клуба, позволит развить у подростков коммуникативные навыки и будет способствовать решению проблемы самооценки в подростковом возрасте.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы является:
- психолого-педагогические теории (в зарубежной психологии теория
Э. Шпрангера и Ш. Бюлер, в отечественной психологии - теория эгоцентрической направленности личности подростка Л.С. Выготского)
- музыкально-теоретическая основа - система Д.Б. Кабалевского, который впервые ввел в программу по музыке для 7-х классов общеобразовательных школ тему «Музыка легкая и серьезная».
Методы педагогического исследования
Теоретические методы педагогического исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы педагогического исследования:
3. Наблюдение (краткосрочное и долговременное, Мониторинг внеурочной деятельности в школе);
4. Опросные методы: беседы с учениками и педагогами, опросы.
5. Статистические методы.
Подростковый возраст характеризуется с одной стороны стремлением к созданию микрогрупп, автономии, поиску признания, с другой - общим состоянием тревожности, неуверенности в своих силах и неадекватной самооценки. Таким образом, участие школьников в работе рок-клуба является важным средством социализации подростка и способом решения психологических проблем. К сожалению, в современной российской педагогике и психологии практически нет фундаментальных работ, посвященных влиянию рок-музыки на психологию подростка, на формирование у него коммуникативных навыков. Исследования, посвященные этой теме, встречаются в североамериканской педагогике, начиная с 60-х и особенно 80-х гг. В отечественной литературе об этих исследованиях говорит И.С. Кон в 8 главе своей книги «Мальчик - отец мужчины», в ней просматривается влияние хеви-металла и хип-хопа на школьников 11-18 лет (на материалах исследования канадских школьников).
Поэтому тема выпускной квалификационной работы «Рок-клуб как средство развития коммуникативных навыков подростков 7 классов во внеурочной деятельности» является актуальной в современных условиях.
• Объект - развитие коммуникативных навыков у подростков в рамках внеурочной деятельности
• Предмет - рок-клуб как средство развития коммуникативных навыков обучающихся 7-х класса.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную особенностям подросткового возраста;
2) проанализировать способы развития коммуникативных навыков подростков;
3) рассмотреть воспитательные возможности рок-клуба как средства развития коммуникативности;
4) выявить основные аспекты работы по созданию рок-клуба в средних классах как вида организации внеурочной деятельности подростков.
5) провести апробацию занятий в рамках рок-клуба.
Гипотеза исследования: использование реальных и виртуальных занятий рок-клуба, позволит развить у подростков коммуникативные навыки и будет способствовать решению проблемы самооценки в подростковом возрасте.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы является:
- психолого-педагогические теории (в зарубежной психологии теория
Э. Шпрангера и Ш. Бюлер, в отечественной психологии - теория эгоцентрической направленности личности подростка Л.С. Выготского)
- музыкально-теоретическая основа - система Д.Б. Кабалевского, который впервые ввел в программу по музыке для 7-х классов общеобразовательных школ тему «Музыка легкая и серьезная».
Методы педагогического исследования
Теоретические методы педагогического исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы педагогического исследования:
3. Наблюдение (краткосрочное и долговременное, Мониторинг внеурочной деятельности в школе);
4. Опросные методы: беседы с учениками и педагогами, опросы.
5. Статистические методы.
На основании проведенного исследования решены следующие задачи и сделаны следующие выводы:
Подростковый возраст считается в определенной степени переходным, сложным и кризисным, часто подверженный стрессам. А также это возраст самоопределения и становления. В этом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. Поэтому со стороны учителей и родителей необходимо в этом особое внимание к подростку в процессе его формирования и становления как личности. Проблема самоопределения в средних классах школы связана с кризисом самооценки. Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер . Критериями самооценки являются: тревожность, боязнь, страхи, «комплекс неполноценности», самокритичность, высокая требовательность, настойчивость и др.
Состояние тревожности, переживаемое подростками, обусловлено одним из основных противоречий этого возраста: между стремлениями быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, принадлежать к той или иной группе, соответствовать ее ценностям и нормам».
Структура самооценки включает в себя когнитивный и эмоциональный аспекты, которые не существуют в «чистом виде», отдельно друг от друга. Знания о себе (когнитивный элемент) человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для него оцениваемого содержания.
Музыкальное воспитание подростка не может, по всей видимости, осуществляться только в когнитивной, зачастую пассивной форме. Это
34
связано с тем, что на эмоциональном уровне подросток хочет сам построить свой мир, или хочет отгородиться от неуютного для него мира взрослых в том числе и с помощью современной музыки.
Особое внимание в работе было уделено основным чертам рок-музыки, которые привлекают подростков.
В выпускной квалификационной работе за основу была взята позиция И.С.Кона в вопросе о связи тревожности подростков и в связи с неадекватной самооценкой и проявления на этом фоне стремления к «тяжелой музыке» как способу снизить напряжение. Подростки ищут созвучные своему настроению музыкальные стили, когда сталкиваются с проблемами во внешнем мире. В этом случае такая «игра» как организация рок-группы действительно может снизить уровень тревожности, повысить самооценку подростка. Следовательно, организация рок-клуба может служить важной формой внеурочной деятельности в средней школе, как в средних, так и в старших классах. Это подтверждают данные красноярских рок-фестивалей, в том числе среди школьников.
Подростковый возраст считается в определенной степени переходным, сложным и кризисным, часто подверженный стрессам. А также это возраст самоопределения и становления. В этом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. Поэтому со стороны учителей и родителей необходимо в этом особое внимание к подростку в процессе его формирования и становления как личности. Проблема самоопределения в средних классах школы связана с кризисом самооценки. Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер . Критериями самооценки являются: тревожность, боязнь, страхи, «комплекс неполноценности», самокритичность, высокая требовательность, настойчивость и др.
Состояние тревожности, переживаемое подростками, обусловлено одним из основных противоречий этого возраста: между стремлениями быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, принадлежать к той или иной группе, соответствовать ее ценностям и нормам».
Структура самооценки включает в себя когнитивный и эмоциональный аспекты, которые не существуют в «чистом виде», отдельно друг от друга. Знания о себе (когнитивный элемент) человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для него оцениваемого содержания.
Музыкальное воспитание подростка не может, по всей видимости, осуществляться только в когнитивной, зачастую пассивной форме. Это
34
связано с тем, что на эмоциональном уровне подросток хочет сам построить свой мир, или хочет отгородиться от неуютного для него мира взрослых в том числе и с помощью современной музыки.
Особое внимание в работе было уделено основным чертам рок-музыки, которые привлекают подростков.
В выпускной квалификационной работе за основу была взята позиция И.С.Кона в вопросе о связи тревожности подростков и в связи с неадекватной самооценкой и проявления на этом фоне стремления к «тяжелой музыке» как способу снизить напряжение. Подростки ищут созвучные своему настроению музыкальные стили, когда сталкиваются с проблемами во внешнем мире. В этом случае такая «игра» как организация рок-группы действительно может снизить уровень тревожности, повысить самооценку подростка. Следовательно, организация рок-клуба может служить важной формой внеурочной деятельности в средней школе, как в средних, так и в старших классах. Это подтверждают данные красноярских рок-фестивалей, в том числе среди школьников.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных навыков обучающихся 7-х классов, во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Тьюторская позиция педагога в развитии коммуникативных и информационных компетенций обучающихся начальной школы во
внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Метод дискуссий как средство развития навыков говорения у обучающихся 9-х классов во внеурочной деятельности по английскому языку в рамках языкового клуба
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТОВ» ВО ВНЕУРЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



