Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоционально-личностная сфера младших школьников, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника

Работа №27363

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
456
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Эмоциональная сфера личности детей младшего школьного возраста как
объект психологических исследований 7
1.1 Развитие эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Особенности развития эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста 9
2 Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме,
младшего школьного возраста 12
3 Особенности развития эмоционально-личностной сферы у детей,
воспитывающихся в детском доме, в младшем школьном возрасте 20
4 Влияние общения на формирование личности детей младшего школьного
возраста 24
5 Описание программы «Наставничество» 27
6 Методическое обоснование исследования 29
7 Результаты констатирующего эксперимента 33
7.1 Анализ результатов первой диагностики
по методике Дембо -Рубинштейн 33
7.2 Анализ результатов первой диагностики
по опроснику копинг-стратегий 38
7.3 Анализ результатов первой диагностики по шкале явной тревожности
CMAS (адаптированной А. М. Прихожан) 42
8 Результаты контрольного эксперимента 47
8.1 Анализ результатов повторной диагностики
по методике Дембо-Рубинштейн 47
8.2 Анализ повторной диагностика по опроснику копинг-стратегий 50
8.3 Анализ результатов повторной диагностики по шкале явной тревожности
CMAS (адаптация А. М. Прихожан) 54
9 Выводы по результатам исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71


Вопросы воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудач в воспитании, трудности в адаптации в коллективе заставляют задумываться о том, что определяющая роль в воспитании ребенка отводится близкому взрослому. Очень важный фактор, способствующий эмоциональной уравновешенности и психическому здоровью ребенка - это стабильность отношений со значимыми взрослыми.
Важных роль в воспитании детей принадлежит взрослым. Формирование личностных структур ребенка с первых дней его жизни происходит в процессе тесных взаимодействий со взрослыми. Благодаря близкому взаимодействию и общению с взрослыми ребенок перенимает социальные нормы и правила поведения в обществе. На развитие полноценной личности влияет общение детей с близкими взрослыми. Таким образом, можно сказать, что одной из важнейших фигур в жизни ребенка является значимый для него взрослый. Значимый взрослый дает первые образцы поведения, которым подражает ребенок, пытаясь быть похожим на него.
Большинство детей-сирот растут и воспитываются в условиях социальной депривации, что может негативно влиять на развитие их эмоциональной сферы и личностных особенностей. Социальная незащищенность и недостаточный жизненный опыт способствуют формированию эмоционально неустойчивой личности. Дети в детских домах имеют высокий уровень тревожности, неадекватный уровень самооценки, а также не способны конструктивно действовать в ситуации стресса. Подобные особенности негативно влияют на формирование и развитие детей-сирот.
Программа “Наставничество” Детского благотворительного фонда «Счастливые дети» в Красноярске предполагает индивидуальное посещение волонтерами воспитанников детских домов для установления и поддержания длительных доверительных взаимоотношений с ними. Волонтер-наставник посещает ребенка не реже чем один раз в неделю в течение длительного (в идеале - до его устройства в семью или выпуска из детского дома) времени.
Цель: Изучение эмоционально-личностной сферы младших школьников, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в детском доме.
Предмет исследования: Эмоционально-личностная сфера детей.
Гипотеза: характеристики эмоционально-личностной сферы (уровень тревожности, самооценка и копинг-стратегии) у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника, и дети младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме не имеющие наставника, различны.
Из теоритической гипотезы было сформулировано три эмпирические гипотезы:
1. У детей-сирот младшего школьного возраста, у которых есть наставники, уровень тревожности ниже, чем у детей-сирот младшего школьного возраста, у которых нет наставников.
2. Дети-сироты младшего школьного возраста, у которых есть наставники, чаще используют конструктивные копинг-стратегии, чем дети-сироты младшего школьного возраста, у которых нет наставников.
3. Самооценка детей-сирот младшего школьного возраста, у которых есть наставники, более адекватна, чем у детей-сирот младшего школьного возраста, у которых нет наставников.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
1) Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать соответствующие методы, отвечающие цели и предмету исследования;
3) Подобрать две группы детей. В экспериментальную группу должны войти дети, к которым будут раз в неделю ходить волонтеры- наставники после констатирующего эксперимента. Во вторую контрольную должны входить дети, которых не посещают волонтеры. При выборе экспериментальной и контрольной групп специально учитывалось, что у этих детей отсутствуют регулярно посещающие их взрослые, т.е. предполагается, что единственны значимым взрослым для них является наставник;
4) Провести повторную диагностику, направленную на выявление эффективности посещения волонтеров через 6 месяцев;
5) Проанализировать результаты исследования.
Методы: Для решения задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов:
-теоретический анализ литературных источников;
-эмпирические методы (тестирование, опрос, наблюдение);
-методы математической статистики.
Методики:
1) Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М. Прихожан).
2) Опросник копинг-стратегий для детей младшего школьного возраста Р. М. Грановской и И. М. Никольской (далее опросник копинг- стратегий).
3) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн модифицированный А. М. Прихожан для младших школьников (далее методика Дембо-Рубинштейн).
Надежность и достоверность результатов исследования достигались путем перепроверки данных на одном и том же контингенте испытуемых.
Теоретическая значимость: полученные эмпирические результаты, будучи включенными в теоритические представления, обогащают представления об аспектах психического развития, которые сказываются на социальной адаптации детей-сирот.
Практическое значение работы состоит в том, что у детей-сирот младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме и, соответственно, испытывающих эмоциональную депривацию, в процессе регулярного общения со значимым взрослым, гармонизируется эмоционально¬личностная сфера, что позволяет утверждать, что программа "Наставничество" эффективна относительно своих задач.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема сиротства в современном российском обществе является крайне актуальной. Большинство детей-сирот растут и воспитываются в условиях социальной депривации, что крайне негативно сказывается на развитии у них эмоциональных и личностных особенностей. Социальная незащищенность и недостаточный жизненный опыт способствуют формированию эмоционально неустойчивой личности. Дети в детских домах имеют высокий уровень тревожности, неадекватный уровень самооценки, а также зачастую не способны конструктивно действовать в ситуации стресса. Подобные особенности негативно влияют на интеллектуальное, эмоционально¬личностное и социальное развитие детей-сирот.
Данная исследовательская работа имеет теоретическое и прикладное значение, поскольку изучает вопросы решения проблемы психического развития, которые сказываются на социальной адаптации детей-сирот.
Программа “Наставничество” в Детском благотворительном фонде «Счастливые дети» г. Красноярска призвана разрешить трудности детей-сирот путем их регулярного общения со значимым взрослым. Волонтер-наставник посещает ребенка не реже чем один раз в неделю длительное время для установления и поддержания длительных доверительных отношений с ним.
Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного преодоления сложившейся в учреждениях для детей-сирот ситуации в направлении организации помощи данной категорией детей.
Целью настоящего исследования было рассмотреть особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме, и ее динамику, связанную с посещением детей индивидуальными наставниками. Для решения этой проблемы были сформулированы гипотезы, была разработана программа исследования, предполагающая проведение двукратное трёх психодиагностических методик на экспериментальной и контрольной группах детей.
В результате обработки информации и анализа данных были получены следующие результаты, на основании которых можно сделать выводы об изменениях в эмоционально-личностной сфере детей-сирот младшего школьного возраста.
У детей в экспериментальной группе, которых посещали наставники, по результатам повторных диагностик, уровень тревожности несколько снизился, самооценка стала адекватной по сравнению с детьми, у которых нет волонтеров-наставников. Количество конструктивных копинг-стратегий, которыми пользуются дети экспериментальной группы, стало больше, и значительно уменьшилось количество неконструктивных копинг-стратегий. Таким образом, можно заключить, что гипотезы подтвердились в ходе исследования.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: эмоционально-личностная сфера детей-сирот младшего школьного возраста, имеющих наставников, отличается от детей-сирот младшего школьного возраста, у которых наставников нет.
По полученным позитивным результатам исследования, можно констатировать эффективность и предположить возможность дальнейшего использования разработанной ДБФ «Счастливые дети» программы “Наставничество” и её внедрение в других детских домах.



1. Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме: социологический анализ проблемы// Социосфера. 2011. № 1. С. 53-58.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: 1998.
3. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. М.: Дата Сквер, 2009. — 248 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.
5. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003 -- 52 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. Международная педагогическая академия, 1995 г. - 328 с.
7. Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. - М., 1960.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Пособие для студентов и педагогов, - Москва, 1990 г., изд-во Педагогика.
10. Ветошкина С.А. Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот: основные подходы к исследованию [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 15-25.
11. Возрастная психология. Феноменология развития. Мухина B.C. 10¬е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. -М., 1991.-С. 138-144.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984
14. Гонина 0.0. «Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие - 2-е изд., стер.»: ФЛИНТА; Москва; 2015.
15. Горн А.С., Солодунова М.Ю. Особенности выражения эмоций у детей в доме ребенка с семейным окружением. Психология XXI века: академическое: Прошлое и будущее. СПб. 2015
16. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. - СПб., 2002. С.60-64.
17. Дубровина И.В. Психологическое развитие воспитанников детских домов. М., 1990.
18. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. 'Рабочая книга школьного психолога' - Москва: Просвещение, 1991 - с.303
19. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: 2001 - 752 с. (Серия "Мастера психологии")
21. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов . Ярославль: Академия развития, 1996.
22. Кусаинов А.Ж., Абдыкаримов Б.А., Ахметов К.А., Исмаилов А.Ж., Кемайкина Т.Н. Психологическое сопровождение развития и воспитания детей- сирот. Методическое пособие для психологов и педагогов - Астана: ЕАГИ, 2008. — 144 с.
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997.—384 с.
24. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга - М.: Международная педагогическая академия, 1994.— 368 с.
25. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.—256с.
26. Махнач А. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 219 с.
27. Найденова А. В.. Модель психического детей-сирот : диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2012.- 197 с.
28. Наумова Юлия Анатольевна. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 : Новосибирск, 1999 126 с.
29. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. - 342 с.
30. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: 2005. - 288 с.
31. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого¬социальный институт, 2000.
32. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского. — М.: «Политиздат», 1990. — 494 c.
33. Психолого-социальное сопровождение личностного развития детей и подростков / Под общ. ред. Н.Л. Васильевой (коллективная монография). //СПб.: СПбГУ.
34. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук М., 2007. - 32 с.
35. Романовский Н.В. Специфика модели взрослого у ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома// Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 74-82.
36. Смирнова М.В. Копинг-стратегии у детей младшего школьного возраста // Системная психология и социология. - 2012. - № 6 (2). - С. 103-111.
37. Сокинина А.А., Шутова Н.В. Влияние родительского отношения на эмоциональное развитие младших школьников. Психология XXI века: академическое: Прошлое и будущее. СПб. 2015
38. Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте //
Психология, социология и педагогика. 2015. № 1
39. Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - 244 с.
40. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб: Издательство СПУ. 2005. - 628с.
41. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. - СПб., 2004.
42. Ярославцева И. В. Психическая депривация в детском и подростковом возрасте: учеб.пособие / И. В. Ярославцева. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014.
43. Theoretical, empirical, and practical rationale // Monographs of the Society for Re6 search in Child Development. 2008. Vol. 73. P. 1—15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ