Эмоционально-личностная сфера младших школьников, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Эмоциональная сфера личности детей младшего школьного возраста как
объект психологических исследований 7
1.1 Развитие эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Особенности развития эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста 9
2 Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме,
младшего школьного возраста 12
3 Особенности развития эмоционально-личностной сферы у детей,
воспитывающихся в детском доме, в младшем школьном возрасте 20
4 Влияние общения на формирование личности детей младшего школьного
возраста 24
5 Описание программы «Наставничество» 27
6 Методическое обоснование исследования 29
7 Результаты констатирующего эксперимента 33
7.1 Анализ результатов первой диагностики
по методике Дембо -Рубинштейн 33
7.2 Анализ результатов первой диагностики
по опроснику копинг-стратегий 38
7.3 Анализ результатов первой диагностики по шкале явной тревожности
CMAS (адаптированной А. М. Прихожан) 42
8 Результаты контрольного эксперимента 47
8.1 Анализ результатов повторной диагностики
по методике Дембо-Рубинштейн 47
8.2 Анализ повторной диагностика по опроснику копинг-стратегий 50
8.3 Анализ результатов повторной диагностики по шкале явной тревожности
CMAS (адаптация А. М. Прихожан) 54
9 Выводы по результатам исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
1 Эмоциональная сфера личности детей младшего школьного возраста как
объект психологических исследований 7
1.1 Развитие эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Особенности развития эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста 9
2 Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме,
младшего школьного возраста 12
3 Особенности развития эмоционально-личностной сферы у детей,
воспитывающихся в детском доме, в младшем школьном возрасте 20
4 Влияние общения на формирование личности детей младшего школьного
возраста 24
5 Описание программы «Наставничество» 27
6 Методическое обоснование исследования 29
7 Результаты констатирующего эксперимента 33
7.1 Анализ результатов первой диагностики
по методике Дембо -Рубинштейн 33
7.2 Анализ результатов первой диагностики
по опроснику копинг-стратегий 38
7.3 Анализ результатов первой диагностики по шкале явной тревожности
CMAS (адаптированной А. М. Прихожан) 42
8 Результаты контрольного эксперимента 47
8.1 Анализ результатов повторной диагностики
по методике Дембо-Рубинштейн 47
8.2 Анализ повторной диагностика по опроснику копинг-стратегий 50
8.3 Анализ результатов повторной диагностики по шкале явной тревожности
CMAS (адаптация А. М. Прихожан) 54
9 Выводы по результатам исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
Вопросы воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудач в воспитании, трудности в адаптации в коллективе заставляют задумываться о том, что определяющая роль в воспитании ребенка отводится близкому взрослому. Очень важный фактор, способствующий эмоциональной уравновешенности и психическому здоровью ребенка - это стабильность отношений со значимыми взрослыми.
Важных роль в воспитании детей принадлежит взрослым. Формирование личностных структур ребенка с первых дней его жизни происходит в процессе тесных взаимодействий со взрослыми. Благодаря близкому взаимодействию и общению с взрослыми ребенок перенимает социальные нормы и правила поведения в обществе. На развитие полноценной личности влияет общение детей с близкими взрослыми. Таким образом, можно сказать, что одной из важнейших фигур в жизни ребенка является значимый для него взрослый. Значимый взрослый дает первые образцы поведения, которым подражает ребенок, пытаясь быть похожим на него.
Большинство детей-сирот растут и воспитываются в условиях социальной депривации, что может негативно влиять на развитие их эмоциональной сферы и личностных особенностей. Социальная незащищенность и недостаточный жизненный опыт способствуют формированию эмоционально неустойчивой личности. Дети в детских домах имеют высокий уровень тревожности, неадекватный уровень самооценки, а также не способны конструктивно действовать в ситуации стресса. Подобные особенности негативно влияют на формирование и развитие детей-сирот.
Программа “Наставничество” Детского благотворительного фонда «Счастливые дети» в Красноярске предполагает индивидуальное посещение волонтерами воспитанников детских домов для установления и поддержания длительных доверительных взаимоотношений с ними. Волонтер-наставник посещает ребенка не реже чем один раз в неделю в течение длительного (в идеале - до его устройства в семью или выпуска из детского дома) времени.
Цель: Изучение эмоционально-личностной сферы младших школьников, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в детском доме.
Предмет исследования: Эмоционально-личностная сфера детей.
Гипотеза: характеристики эмоционально-личностной сферы (уровень тревожности, самооценка и копинг-стратегии) у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника, и дети младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме не имеющие наставника, различны.
Из теоритической гипотезы было сформулировано три эмпирические гипотезы:
1. У детей-сирот младшего школьного возраста, у которых есть наставники, уровень тревожности ниже, чем у детей-сирот младшего школьного возраста, у которых нет наставников.
2. Дети-сироты младшего школьного возраста, у которых есть наставники, чаще используют конструктивные копинг-стратегии, чем дети-сироты младшего школьного возраста, у которых нет наставников.
3. Самооценка детей-сирот младшего школьного возраста, у которых есть наставники, более адекватна, чем у детей-сирот младшего школьного возраста, у которых нет наставников.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
1) Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать соответствующие методы, отвечающие цели и предмету исследования;
3) Подобрать две группы детей. В экспериментальную группу должны войти дети, к которым будут раз в неделю ходить волонтеры- наставники после констатирующего эксперимента. Во вторую контрольную должны входить дети, которых не посещают волонтеры. При выборе экспериментальной и контрольной групп специально учитывалось, что у этих детей отсутствуют регулярно посещающие их взрослые, т.е. предполагается, что единственны значимым взрослым для них является наставник;
4) Провести повторную диагностику, направленную на выявление эффективности посещения волонтеров через 6 месяцев;
5) Проанализировать результаты исследования.
Методы: Для решения задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов:
-теоретический анализ литературных источников;
-эмпирические методы (тестирование, опрос, наблюдение);
-методы математической статистики.
Методики:
1) Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М. Прихожан).
2) Опросник копинг-стратегий для детей младшего школьного возраста Р. М. Грановской и И. М. Никольской (далее опросник копинг- стратегий).
3) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн модифицированный А. М. Прихожан для младших школьников (далее методика Дембо-Рубинштейн).
Надежность и достоверность результатов исследования достигались путем перепроверки данных на одном и том же контингенте испытуемых.
Теоретическая значимость: полученные эмпирические результаты, будучи включенными в теоритические представления, обогащают представления об аспектах психического развития, которые сказываются на социальной адаптации детей-сирот.
Практическое значение работы состоит в том, что у детей-сирот младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме и, соответственно, испытывающих эмоциональную депривацию, в процессе регулярного общения со значимым взрослым, гармонизируется эмоционально¬личностная сфера, что позволяет утверждать, что программа "Наставничество" эффективна относительно своих задач.
Важных роль в воспитании детей принадлежит взрослым. Формирование личностных структур ребенка с первых дней его жизни происходит в процессе тесных взаимодействий со взрослыми. Благодаря близкому взаимодействию и общению с взрослыми ребенок перенимает социальные нормы и правила поведения в обществе. На развитие полноценной личности влияет общение детей с близкими взрослыми. Таким образом, можно сказать, что одной из важнейших фигур в жизни ребенка является значимый для него взрослый. Значимый взрослый дает первые образцы поведения, которым подражает ребенок, пытаясь быть похожим на него.
Большинство детей-сирот растут и воспитываются в условиях социальной депривации, что может негативно влиять на развитие их эмоциональной сферы и личностных особенностей. Социальная незащищенность и недостаточный жизненный опыт способствуют формированию эмоционально неустойчивой личности. Дети в детских домах имеют высокий уровень тревожности, неадекватный уровень самооценки, а также не способны конструктивно действовать в ситуации стресса. Подобные особенности негативно влияют на формирование и развитие детей-сирот.
Программа “Наставничество” Детского благотворительного фонда «Счастливые дети» в Красноярске предполагает индивидуальное посещение волонтерами воспитанников детских домов для установления и поддержания длительных доверительных взаимоотношений с ними. Волонтер-наставник посещает ребенка не реже чем один раз в неделю в течение длительного (в идеале - до его устройства в семью или выпуска из детского дома) времени.
Цель: Изучение эмоционально-личностной сферы младших школьников, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в детском доме.
Предмет исследования: Эмоционально-личностная сфера детей.
Гипотеза: характеристики эмоционально-личностной сферы (уровень тревожности, самооценка и копинг-стратегии) у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника, и дети младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме не имеющие наставника, различны.
Из теоритической гипотезы было сформулировано три эмпирические гипотезы:
1. У детей-сирот младшего школьного возраста, у которых есть наставники, уровень тревожности ниже, чем у детей-сирот младшего школьного возраста, у которых нет наставников.
2. Дети-сироты младшего школьного возраста, у которых есть наставники, чаще используют конструктивные копинг-стратегии, чем дети-сироты младшего школьного возраста, у которых нет наставников.
3. Самооценка детей-сирот младшего школьного возраста, у которых есть наставники, более адекватна, чем у детей-сирот младшего школьного возраста, у которых нет наставников.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
1) Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать соответствующие методы, отвечающие цели и предмету исследования;
3) Подобрать две группы детей. В экспериментальную группу должны войти дети, к которым будут раз в неделю ходить волонтеры- наставники после констатирующего эксперимента. Во вторую контрольную должны входить дети, которых не посещают волонтеры. При выборе экспериментальной и контрольной групп специально учитывалось, что у этих детей отсутствуют регулярно посещающие их взрослые, т.е. предполагается, что единственны значимым взрослым для них является наставник;
4) Провести повторную диагностику, направленную на выявление эффективности посещения волонтеров через 6 месяцев;
5) Проанализировать результаты исследования.
Методы: Для решения задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов:
-теоретический анализ литературных источников;
-эмпирические методы (тестирование, опрос, наблюдение);
-методы математической статистики.
Методики:
1) Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М. Прихожан).
2) Опросник копинг-стратегий для детей младшего школьного возраста Р. М. Грановской и И. М. Никольской (далее опросник копинг- стратегий).
3) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн модифицированный А. М. Прихожан для младших школьников (далее методика Дембо-Рубинштейн).
Надежность и достоверность результатов исследования достигались путем перепроверки данных на одном и том же контингенте испытуемых.
Теоретическая значимость: полученные эмпирические результаты, будучи включенными в теоритические представления, обогащают представления об аспектах психического развития, которые сказываются на социальной адаптации детей-сирот.
Практическое значение работы состоит в том, что у детей-сирот младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме и, соответственно, испытывающих эмоциональную депривацию, в процессе регулярного общения со значимым взрослым, гармонизируется эмоционально¬личностная сфера, что позволяет утверждать, что программа "Наставничество" эффективна относительно своих задач.
Проблема сиротства в современном российском обществе является крайне актуальной. Большинство детей-сирот растут и воспитываются в условиях социальной депривации, что крайне негативно сказывается на развитии у них эмоциональных и личностных особенностей. Социальная незащищенность и недостаточный жизненный опыт способствуют формированию эмоционально неустойчивой личности. Дети в детских домах имеют высокий уровень тревожности, неадекватный уровень самооценки, а также зачастую не способны конструктивно действовать в ситуации стресса. Подобные особенности негативно влияют на интеллектуальное, эмоционально¬личностное и социальное развитие детей-сирот.
Данная исследовательская работа имеет теоретическое и прикладное значение, поскольку изучает вопросы решения проблемы психического развития, которые сказываются на социальной адаптации детей-сирот.
Программа “Наставничество” в Детском благотворительном фонде «Счастливые дети» г. Красноярска призвана разрешить трудности детей-сирот путем их регулярного общения со значимым взрослым. Волонтер-наставник посещает ребенка не реже чем один раз в неделю длительное время для установления и поддержания длительных доверительных отношений с ним.
Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного преодоления сложившейся в учреждениях для детей-сирот ситуации в направлении организации помощи данной категорией детей.
Целью настоящего исследования было рассмотреть особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме, и ее динамику, связанную с посещением детей индивидуальными наставниками. Для решения этой проблемы были сформулированы гипотезы, была разработана программа исследования, предполагающая проведение двукратное трёх психодиагностических методик на экспериментальной и контрольной группах детей.
В результате обработки информации и анализа данных были получены следующие результаты, на основании которых можно сделать выводы об изменениях в эмоционально-личностной сфере детей-сирот младшего школьного возраста.
У детей в экспериментальной группе, которых посещали наставники, по результатам повторных диагностик, уровень тревожности несколько снизился, самооценка стала адекватной по сравнению с детьми, у которых нет волонтеров-наставников. Количество конструктивных копинг-стратегий, которыми пользуются дети экспериментальной группы, стало больше, и значительно уменьшилось количество неконструктивных копинг-стратегий. Таким образом, можно заключить, что гипотезы подтвердились в ходе исследования.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: эмоционально-личностная сфера детей-сирот младшего школьного возраста, имеющих наставников, отличается от детей-сирот младшего школьного возраста, у которых наставников нет.
По полученным позитивным результатам исследования, можно констатировать эффективность и предположить возможность дальнейшего использования разработанной ДБФ «Счастливые дети» программы “Наставничество” и её внедрение в других детских домах.
Данная исследовательская работа имеет теоретическое и прикладное значение, поскольку изучает вопросы решения проблемы психического развития, которые сказываются на социальной адаптации детей-сирот.
Программа “Наставничество” в Детском благотворительном фонде «Счастливые дети» г. Красноярска призвана разрешить трудности детей-сирот путем их регулярного общения со значимым взрослым. Волонтер-наставник посещает ребенка не реже чем один раз в неделю длительное время для установления и поддержания длительных доверительных отношений с ним.
Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного преодоления сложившейся в учреждениях для детей-сирот ситуации в направлении организации помощи данной категорией детей.
Целью настоящего исследования было рассмотреть особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме, и ее динамику, связанную с посещением детей индивидуальными наставниками. Для решения этой проблемы были сформулированы гипотезы, была разработана программа исследования, предполагающая проведение двукратное трёх психодиагностических методик на экспериментальной и контрольной группах детей.
В результате обработки информации и анализа данных были получены следующие результаты, на основании которых можно сделать выводы об изменениях в эмоционально-личностной сфере детей-сирот младшего школьного возраста.
У детей в экспериментальной группе, которых посещали наставники, по результатам повторных диагностик, уровень тревожности несколько снизился, самооценка стала адекватной по сравнению с детьми, у которых нет волонтеров-наставников. Количество конструктивных копинг-стратегий, которыми пользуются дети экспериментальной группы, стало больше, и значительно уменьшилось количество неконструктивных копинг-стратегий. Таким образом, можно заключить, что гипотезы подтвердились в ходе исследования.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: эмоционально-личностная сфера детей-сирот младшего школьного возраста, имеющих наставников, отличается от детей-сирот младшего школьного возраста, у которых наставников нет.
По полученным позитивным результатам исследования, можно констатировать эффективность и предположить возможность дальнейшего использования разработанной ДБФ «Счастливые дети» программы “Наставничество” и её внедрение в других детских домах.
Подобные работы
- Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019



