Введение 5
1 Формирование основ гражданской идентичности в младшем
школьном возрасте 9
1.1 Сущность гражданской идентичности 9
1.2 Особенности формирования основ гражданской идентичности в
младшем школьном возрасте 14
1.3 Пути формирования гражданской идентичности в младшем
школьном возрасте 25
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской
идентичности младших школьников 33
2.1 Пути и средства формирования гражданской идентичности у
младших школьников в сельской школе 33
2.2 Изучение и анализ сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 40
2.3 Методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников 45
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А «Я - гражданин России» (Классный час для 3-4 классов) 56
Приложение Б Сценарий - разработка конкурсно - игровой программы, посвященной Дню Защитника Отечества «Аты-баты, шли солдаты» 61
Формирование гражданской идентичности личности становится ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России. В Концепции модернизации образования отмечается, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности.
Происходящие в последнее время события в политике, экономике и культуре подтверждают очевидность всё более зримой потери современным обществом традиционного гражданского воспитания. В связи с этим значение воспитания учащихся патриотизма и гражданственности значительно возрастает, а наметивший процесс позитивных преобразований во всех областях жизнедеятельности общества требует возрождения его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, самодисциплины, воли и гражданского мужества [12: 48].
В числе задач общественного воспитания детей в Российской Федерации особое место занимает задача воспитания ответственного и сознательного гражданина. Гражданское воспитание реализуется средствами всех социальных институтов, тем не менее ключевая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе. Школа как институт воспитания и социализации может предоставить педагогические средства, технологии, методы воспитания гражданина, однако определение его ценностных основ происходит в более широком социальном пространстве, в сфере общественного сознания, политики, культуры, морали. Любое воспитание должно опираться на определённые ценности, задающие его цели и содержание.
Каждый новый этап реформирования образования привносит в активный профессиональный лексикон новые термины, большинство из которых так или иначе определяют лицо реформы. Конечно, от научного обоснования и политического решения до реального воплощения в практике работы образовательных организаций проходит не один год.
Формирование российской гражданской идентичности учащихся - актуальная задача системы образования. В частности, материалы последней стандартизации образования предлагают рассматривать гражданскую идентичность в качестве личностного результата образования. Разработчики ФГОС ООО дают следующее содержательное наполнение данного параметра: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
«Выстраивание» гражданской позиции у школьников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социально-нравственного опыт, а иногда противоречивых и негативных впечатлений и влияний, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Гражданская позиция личности, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступеней социального развития» [4:3].
Всё вышесказанного и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: охарактеризовать условия становления гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Объект исследования: гражданская идентичность младших школьников.
Предмет исследования: пути и средства формирования гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность гражданской идентичности.
2. Выявить особенности формирования основ гражданской идентичности младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать пути формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
4. Изучить и проанализировать сформированность гражданской идентичности у младших школьников.
5. Выделить пути и средства формирования гражданской идентичности у младших школьников в сельской школе.
6. Провести экспериментальное исследование, сделать качественный и количественный анализ полученных результатов.
7. Разработать методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, реферирование, обобщение, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузе при изучении дисциплины «Теория воспитания и обучения младших школьников», а также на уроках и факультативных занятиях по формированию гражданской идентичности младших школьников.
Методологической основой нашего исследования явились работы Г.Ф. Гаврилычевой, Э.Г. Захаровой, Е.Н. Землянской, М.В. Шакуровой, в которых определяются особенности деятельности и позиции педагога как участника процесса формирования гражданской идентичности школьников. Конкретизуются проблемы, связанные с реализацией педагогом субъектной позиции в данном процессе.
Экспериментальной базой явилась МБОУ Высокогорская СОШ №7.
Выборка исследования представлена учащимися 1 класса: 8 человек.
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований), таблицы (2), рисунка (1), приложения (2). Общий объём работы 64 страницы.
Впервой главе мы рассмотрели сущность гражданской идентичности, выявили особенности формирования основ гражданской идентичности младшем школьном возрасте; выделили пути и средства формирования гражданской идентичности у младших школьников. Во второй главе мы рассмотрели пути формирования гражданской идентичности у младших школьников в сельской школе; провели экспериментальное исследование, проанализировали результаты, разработали методические рекомендации
Формирование гражданской идентичности - процесс многоплановый. Работа в этом направлении - это взаимодействие всех звеньев воспитательного процесса и учебной деятельности. Мы считаем, что данное направление нельзя ограничивать рамками школьной жизни, особенно на селе, где очень важно взаимодействие с родителями, общественностью, жителями микрорайона. В работе по гражданскому воспитанию необходимо использовать возможности учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, возможности всей жизнедеятельности школьников.
Формирование гражданской идентичности учащихся в школе является очень сложным процессом. Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданского образования. В настоящее время накоплен большой опыт по формированию гражданской идентичности учащихся. Существует большое разнообразие технологий и организационных форм воспитания гражданина современного общества. Использование форм и средств внеклассной работы открывает широкие личностно и практико-ориентированные возможности для формирования гражданской идентичности подростков.
Формирование гражданской идентичности младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный гражданин уважительно относится и к другим культурам, людям других национальностей. Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности. Все эти качества необходимо закладывать уже в младшем школьном возрасте.
1. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. -№6 . - С. 3-11.
2. Бычкова, Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности / Л.В. Бычкова //Преподавание истории в школе- 2015.-№2.-С. 14-21.
3. Веденяпина, В. А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В. А. Веденяпина; В.В.Горшкова // Начальная школа. - 2011. -№2. - С. 55 - 59.
4. Гаврилычева, Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы /Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3 - 7.
5. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования И Вопросы философии. - 2010. - №3. С. 38-50.
6. Горбунов, В. С. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. -2010. -№1 . - С. 10 - 20.
7. Гусева, Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева //Начальная школа плюс До и После.- 2011. - № 4. - С. 54-58.
8. Гусева, Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева //Начальная школа плюс До и После. -2011.-№7.-С. 33-36.
9. Дашенцев, Д. А. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из важнейших направлений государственной политики в образовании / Д. А. Дашенцев // Педагогическое обозрение. - 2010. - №5(102). - С.4.
10. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания / В.И. Загвязинский, Н.Н. Емельянова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 314 с.
11. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности /К.П. Зайцева //Начальная школа плюс До и После,- 2011. -№ 4. - С. 78-82.
12. Захарова, Э.Г. Роль краеведческого музея в воспитании гражданственности школьников /Э.Г. Захарова //Воспитание школьников. - 2012.-№ 10.-С. 48-51.
13. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников /Е.Н. Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015.-507 с.
14. Земш, М.Б. Формирование гражданского самочувствия младших школьников в условиях демократизации педагогического общения / М.Б. Земш //Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 39
15. Киргуева, Ф. X. Формирование гражданской идентичности школьника на уроках математики / Ф. X. Киргуева // Начальная школа. - 2014.-№ 6.- С. 35 -39.
16. Коляда, Е.В. Изучение родного края во внеурочное время/ Е.В. Коляда // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 71.
17. Кохичко, А.Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей /А.Н. Кохичко //Начальная школа плюс До и После. -2010. -№ 1. - С. 3-7.
18. Краснощекова, Н.А. Из опыта патриотического воспитания школьников /Н.А. Краснощёкова //Начальная школа плюс До и После - 2011. - № 6.- С. 29-32.
19. Кувалдина, С.А. Традиции русского народа /С.А. Кувалдина, Ю.Ю. Фурсова // Начальная школа . - 2013. - № 4. - С. 15.
20. Куприянов, Б.В. Как взаимодействует классный руководитель? /Б. В. Куприянов // Воспитательная работа в школе. - 2009. - №4. - С. 137— 141.
21. Логинова Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования // Человек и образование, 2009. - № 1. - С. 26- 31.
22. Манафова, 3. Воспитание мальчиков в подвижных играх /3. Манафова // Воспитательная работа в школе. - 2008. - №8. - С. 135-137.
23. Миненкова, Л.И. След войны в моей семье/Л.И. Миненкова //Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 84.
24. Миронов, К.Г. Категории «духовность» и «нравственность» в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России /К.Г. Миронов, В.Ф. Ефимов // Начальная школа. - 2014. -№ 8 - С. 30.
25. Михайлова, И.А. Символы нашего государства /И.А. Михайлова //Начальная школа. - 2013. - № 8. - С. 74.
26. Никулина, В. Примерное положение о проведении праздничных мероприятий в образовательных учреждениях области / В. Никулина // Воспитательная работа в школе. - 2011. - №4. - С. 60 - 74.
27. Педагогический словарь /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
28. Райхлина, Е. Л. «Час общения» - эффективная форма патриотического воспитания старшеклассников /Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. - 2009. -№6. - С. 27 - 32.
29. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания: [Конспект лекций] / Л. Н. Седова, И. П. Толстолуцких - М.: «Высшее образование», 2006. - 206 с.
30. Селиванова, Н. Реалии и возможности деятельности классного руководителя / Н. Селиванова // Воспитательная работа в школе. - 2009. - №8. - С.9-12.
31. Скокова, Г. Я - гражданин России. Классный час (знакомство с символами Российской Федерации) // Газ. Начальная школа. - 2007. - №12. - С.16-17.
32. Сластенин В.А. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576с.
33. Слипченко, Ф. Ф. Профессия - гражданин России: как воспитать патриота / Ф. Ф. Слипченко // Народное образование - 2010. -№4 . - С. 159 — 165.
34. Современные праздники в начальной школе (1-2 класс) /С. Н. Подгорная, О.В. Перекатьева. - Москва - Ростов - н/Д, 20012. - 192с.
35. Степанов, Е. Классный руководитель: современная модель / Е. Степанов // Воспитательная работа в школе. - 2009. - №8. - С.83 - 85.
36. Шакурова, М. В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников /М. В. Шакурова И Классный руководитель-2014. -№1. - С. 44 -57.
37. Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М. В. Шакурова // Классный руководитель. - 2014. -№1. - С. 44 - 57.
38. Шакурова, М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога /М.В. Шакурова // Педагогика. - 2014.-№3.- С. 83-91.
39. Шапошникова, Т.Д. Поликультурное образование как фактор развития гражданского общества /Т.Д. Шапошникова, М.С.Якушкина //Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 6. - С. 3-7.
40. Шитякова, Н.П. О подготовке будущего учителя к духовно- нравственному воспитанию личности гражданина России /Н.П. Шитякова //Начальная школа плюс До и После - 2010. -№ 9. - С. 10-13.
41. Щуркова, П.Е. Новое воспитание /П.Е. Щуркова- М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.
Электронные ресурсы
42. Деменева, Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности /Н.Н. Деменева, Ч.Р. Громова [Электронный вариант] mininuniver.ru>mediafiles/u/files/Nauch_deyat/
43. Литвин, Т.В. Актуальность проблемы развития гражданской идентичности у младших школьников [Электронный pecypc]http://www. scienceforum.ru/2014/503/2343
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373); в ред. Приказов от 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357 [] http: //www/ug/ru/new_dtadarts/3
45. Формирование гражданской идентичности младших школьников
[Электронный pecypc]http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-
mo/2011/11/27/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-mlad