Становление гражданской идентичности младших школьников
|
Введение 5
1 Формирование основ гражданской идентичности в младшем
школьном возрасте 9
1.1 Сущность гражданской идентичности 9
1.2 Особенности формирования основ гражданской идентичности в
младшем школьном возрасте 14
1.3 Пути формирования гражданской идентичности в младшем
школьном возрасте 25
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской
идентичности младших школьников 33
2.1 Пути и средства формирования гражданской идентичности у
младших школьников в сельской школе 33
2.2 Изучение и анализ сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 40
2.3 Методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников 45
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А «Я - гражданин России» (Классный час для 3-4 классов) 56
Приложение Б Сценарий - разработка конкурсно - игровой программы, посвященной Дню Защитника Отечества «Аты-баты, шли солдаты» 61
1 Формирование основ гражданской идентичности в младшем
школьном возрасте 9
1.1 Сущность гражданской идентичности 9
1.2 Особенности формирования основ гражданской идентичности в
младшем школьном возрасте 14
1.3 Пути формирования гражданской идентичности в младшем
школьном возрасте 25
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской
идентичности младших школьников 33
2.1 Пути и средства формирования гражданской идентичности у
младших школьников в сельской школе 33
2.2 Изучение и анализ сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 40
2.3 Методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников 45
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А «Я - гражданин России» (Классный час для 3-4 классов) 56
Приложение Б Сценарий - разработка конкурсно - игровой программы, посвященной Дню Защитника Отечества «Аты-баты, шли солдаты» 61
Формирование гражданской идентичности личности становится ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России. В Концепции модернизации образования отмечается, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности.
Происходящие в последнее время события в политике, экономике и культуре подтверждают очевидность всё более зримой потери современным обществом традиционного гражданского воспитания. В связи с этим значение воспитания учащихся патриотизма и гражданственности значительно возрастает, а наметивший процесс позитивных преобразований во всех областях жизнедеятельности общества требует возрождения его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, самодисциплины, воли и гражданского мужества [12: 48].
В числе задач общественного воспитания детей в Российской Федерации особое место занимает задача воспитания ответственного и сознательного гражданина. Гражданское воспитание реализуется средствами всех социальных институтов, тем не менее ключевая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе. Школа как институт воспитания и социализации может предоставить педагогические средства, технологии, методы воспитания гражданина, однако определение его ценностных основ происходит в более широком социальном пространстве, в сфере общественного сознания, политики, культуры, морали. Любое воспитание должно опираться на определённые ценности, задающие его цели и содержание.
Каждый новый этап реформирования образования привносит в активный профессиональный лексикон новые термины, большинство из которых так или иначе определяют лицо реформы. Конечно, от научного обоснования и политического решения до реального воплощения в практике работы образовательных организаций проходит не один год.
Формирование российской гражданской идентичности учащихся - актуальная задача системы образования. В частности, материалы последней стандартизации образования предлагают рассматривать гражданскую идентичность в качестве личностного результата образования. Разработчики ФГОС ООО дают следующее содержательное наполнение данного параметра: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
«Выстраивание» гражданской позиции у школьников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социально-нравственного опыт, а иногда противоречивых и негативных впечатлений и влияний, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Гражданская позиция личности, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступеней социального развития» [4:3].
Всё вышесказанного и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: охарактеризовать условия становления гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Объект исследования: гражданская идентичность младших школьников.
Предмет исследования: пути и средства формирования гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность гражданской идентичности.
2. Выявить особенности формирования основ гражданской идентичности младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать пути формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
4. Изучить и проанализировать сформированность гражданской идентичности у младших школьников.
5. Выделить пути и средства формирования гражданской идентичности у младших школьников в сельской школе.
6. Провести экспериментальное исследование, сделать качественный и количественный анализ полученных результатов.
7. Разработать методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, реферирование, обобщение, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузе при изучении дисциплины «Теория воспитания и обучения младших школьников», а также на уроках и факультативных занятиях по формированию гражданской идентичности младших школьников.
Методологической основой нашего исследования явились работы Г.Ф. Гаврилычевой, Э.Г. Захаровой, Е.Н. Землянской, М.В. Шакуровой, в которых определяются особенности деятельности и позиции педагога как участника процесса формирования гражданской идентичности школьников. Конкретизуются проблемы, связанные с реализацией педагогом субъектной позиции в данном процессе.
Экспериментальной базой явилась МБОУ Высокогорская СОШ №7.
Выборка исследования представлена учащимися 1 класса: 8 человек.
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований), таблицы (2), рисунка (1), приложения (2). Общий объём работы 64 страницы.
Впервой главе мы рассмотрели сущность гражданской идентичности, выявили особенности формирования основ гражданской идентичности младшем школьном возрасте; выделили пути и средства формирования гражданской идентичности у младших школьников. Во второй главе мы рассмотрели пути формирования гражданской идентичности у младших школьников в сельской школе; провели экспериментальное исследование, проанализировали результаты, разработали методические рекомендации
Происходящие в последнее время события в политике, экономике и культуре подтверждают очевидность всё более зримой потери современным обществом традиционного гражданского воспитания. В связи с этим значение воспитания учащихся патриотизма и гражданственности значительно возрастает, а наметивший процесс позитивных преобразований во всех областях жизнедеятельности общества требует возрождения его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, самодисциплины, воли и гражданского мужества [12: 48].
В числе задач общественного воспитания детей в Российской Федерации особое место занимает задача воспитания ответственного и сознательного гражданина. Гражданское воспитание реализуется средствами всех социальных институтов, тем не менее ключевая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе. Школа как институт воспитания и социализации может предоставить педагогические средства, технологии, методы воспитания гражданина, однако определение его ценностных основ происходит в более широком социальном пространстве, в сфере общественного сознания, политики, культуры, морали. Любое воспитание должно опираться на определённые ценности, задающие его цели и содержание.
Каждый новый этап реформирования образования привносит в активный профессиональный лексикон новые термины, большинство из которых так или иначе определяют лицо реформы. Конечно, от научного обоснования и политического решения до реального воплощения в практике работы образовательных организаций проходит не один год.
Формирование российской гражданской идентичности учащихся - актуальная задача системы образования. В частности, материалы последней стандартизации образования предлагают рассматривать гражданскую идентичность в качестве личностного результата образования. Разработчики ФГОС ООО дают следующее содержательное наполнение данного параметра: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
«Выстраивание» гражданской позиции у школьников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социально-нравственного опыт, а иногда противоречивых и негативных впечатлений и влияний, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Гражданская позиция личности, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступеней социального развития» [4:3].
Всё вышесказанного и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: охарактеризовать условия становления гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Объект исследования: гражданская идентичность младших школьников.
Предмет исследования: пути и средства формирования гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность гражданской идентичности.
2. Выявить особенности формирования основ гражданской идентичности младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать пути формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
4. Изучить и проанализировать сформированность гражданской идентичности у младших школьников.
5. Выделить пути и средства формирования гражданской идентичности у младших школьников в сельской школе.
6. Провести экспериментальное исследование, сделать качественный и количественный анализ полученных результатов.
7. Разработать методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников в сельской школе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, реферирование, обобщение, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузе при изучении дисциплины «Теория воспитания и обучения младших школьников», а также на уроках и факультативных занятиях по формированию гражданской идентичности младших школьников.
Методологической основой нашего исследования явились работы Г.Ф. Гаврилычевой, Э.Г. Захаровой, Е.Н. Землянской, М.В. Шакуровой, в которых определяются особенности деятельности и позиции педагога как участника процесса формирования гражданской идентичности школьников. Конкретизуются проблемы, связанные с реализацией педагогом субъектной позиции в данном процессе.
Экспериментальной базой явилась МБОУ Высокогорская СОШ №7.
Выборка исследования представлена учащимися 1 класса: 8 человек.
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований), таблицы (2), рисунка (1), приложения (2). Общий объём работы 64 страницы.
Впервой главе мы рассмотрели сущность гражданской идентичности, выявили особенности формирования основ гражданской идентичности младшем школьном возрасте; выделили пути и средства формирования гражданской идентичности у младших школьников. Во второй главе мы рассмотрели пути формирования гражданской идентичности у младших школьников в сельской школе; провели экспериментальное исследование, проанализировали результаты, разработали методические рекомендации
Формирование гражданской идентичности - процесс многоплановый. Работа в этом направлении - это взаимодействие всех звеньев воспитательного процесса и учебной деятельности. Мы считаем, что данное направление нельзя ограничивать рамками школьной жизни, особенно на селе, где очень важно взаимодействие с родителями, общественностью, жителями микрорайона. В работе по гражданскому воспитанию необходимо использовать возможности учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, возможности всей жизнедеятельности школьников.
Формирование гражданской идентичности учащихся в школе является очень сложным процессом. Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданского образования. В настоящее время накоплен большой опыт по формированию гражданской идентичности учащихся. Существует большое разнообразие технологий и организационных форм воспитания гражданина современного общества. Использование форм и средств внеклассной работы открывает широкие личностно и практико-ориентированные возможности для формирования гражданской идентичности подростков.
Формирование гражданской идентичности младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный гражданин уважительно относится и к другим культурам, людям других национальностей. Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности. Все эти качества необходимо закладывать уже в младшем школьном возрасте.
Формирование гражданской идентичности учащихся в школе является очень сложным процессом. Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданского образования. В настоящее время накоплен большой опыт по формированию гражданской идентичности учащихся. Существует большое разнообразие технологий и организационных форм воспитания гражданина современного общества. Использование форм и средств внеклассной работы открывает широкие личностно и практико-ориентированные возможности для формирования гражданской идентичности подростков.
Формирование гражданской идентичности младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный гражданин уважительно относится и к другим культурам, людям других национальностей. Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности. Все эти качества необходимо закладывать уже в младшем школьном возрасте.
Подобные работы
- Формирование гражданской идентичности младших школьников посредством виртуальных экскурсий
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - КЛАССНЫЙ ЧАС КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2022 - Становление гражданской позиции младших подростков в
условии туристско-поискового отряда
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



