ВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения несовершеннолетних 7
1.1 Конфликт как социально-психологическое явление поведения несовершеннолетних 7
1.2. Функции школьной службы примирения: структура, характеристика, технологии и методики 21
1.3 Школьная служба примирения в общеобразовательных учреждениях на примере 5-6 классов 30
Вывод по первой главе 41
2. Веб-сайт «Служба примирения в общеобразовательных учреждениях на примере 5-6 классов» 43
2.1 Технология и методика службы примирения с учетом возрастным особенностей школьников 5-6 классов 43
2.2 Модель педагогического школьной службы примирения в образовательной общеобразовательных организаций для обучающихся 5-6 классов средствами веб-сайта, методические рекомендации по работе с сайтом 49
Вывод по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Актуальность исследования. В современной образовательной практике нередки случаи, когда возникают различные конфликтные ситуации, которые только усложняются и не решаются конструктивно при попытке включения в их разрешение только педагогов. В этом случае, который можно называть классическим, возникает сопротивление самих сторон конфликта - детей, которые вместо попытки разобраться и примириться, переходят к конфликту уже со всеми, кто так или иначе проявил к конкретной ситуации интерес.
В связи с этим имеется актуальная потребность в создании такой процедуры, органа, который бы мог намного более эффективно предотвращать и разрешать разного рода конфликтные ситуации, так как в образовательном учреждении дети с наличием конфликта не могут полноценно учиться и социализироваться. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Кроме того, не получив опыт конструктивного разрешения конфликтов, учащиеся в дальнейшем в школе и в дальнейшей жизни могут часто необоснованно применять силу или сами становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Если предоставить учащимся в цивилизованном подходе разрешить конфликт, с помощью посредника - медиатора, то повышается вероятность боле активного решения конфликта, возникновения конструктивного диалога между сторонами, направленного на взаимопонимание и достижение взаимоприемлемых результатов.
Важность такого подхода к проблеме проявляется на государственном уровне, и зафиксировано в Указе Президента РФ №761, «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», а также пунктами 59, 62 и 64 «Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012г., в образовательных организациях рекомендуется создавать «школьные службы примирения», нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
Таким образом, в настоящее время проблема неразрешенности конфликтных ситуаций в школе остается актуальной, что является основой практики создания Школьных служб примирения, предложенных к внедрению специалистами общественного центра «Судебно-правовая реформа» Р.Р. Максудовым, Л.М. Карназовой, А.Ю. Коноваловым, Н.В. Путинцевой. Однако сегодня не во всех школах есть такой орган, что делает особенно значимым работу педагога с детским коллективом и создание условий для освоения детьми конфликтной компетентности. Для организации данной работы мы видим необходимость создания веб-сайта «Школьная служба примирения в общеобразовательных учреждениях на примере 5-6 классов» как ресурса для педагогических работников, и для подростков по разрешению конфликтных ситуаций в 5-6 классах.
Объектом исследования является школьная служба примирения в общеобразовательных организациях.
Предметом исследования - веб-сайт «Школьная служба примирения в общеобразовательных организациях на примере 5-6 классов».
Цель исследования: создание веб-сайта «Школьная служба примирения в общеобразовательных организациях на примере 5-6 классов» как ресурса для педагогических работников по разрешению конфликтных ситуаций обучающихся 5-6 классах.
Гипотеза: создание веб-сайта «Школьная служба примирения в общеобразовательных организациях для учащихся— 5-6 классов», будет являться методическим ресурсом для педагогических работников, а также способствовать профилактике и разрешению конфликтных ситуаций.
Проблемой создания и функционирования школьной службы примирения занимаются такие исследователи как А.Ю.Коновалов, Р.Р. Максудов, и другие, которые рассматривают школьную службу примирения как определенную технологию. Также проблема школьной службы примирения подкрепляется юридически через ФЗ N 193 от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Нормативное сопровождение этого закона выполняется и в Красноярском крае. Проблемой конфликтов и их разрешения занималось и занимается также множество исследователей, таких как А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов, Н.Ф.Вишнякова, и другие ученые.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи исследования:
- обобщить опыт функционирования школьных служб примирения;
- описать модель школьной службы примирения в общеобразовательных организациях с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- разработать модель реализовать ее средствами веб-сайта «Школьная
служба примирения в общеобразовательных организациях 5-6 классов».
- провести апробацию функционирования школьной службы примирения средствами веб-сайта //или написать методические рекомендации по реализации
Методы исследования:
- теоретические - анализ, систематизация, обобщение, реферирование.
- практические - метод изучения литературы, моделирование.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в систематизации информации о службе примирения в условиях образовательного организациях с учетом возрастных особенностей обучающихся 5-6 классов. Полученные данные могут применяться социальным педагогом, классным руководителем и социальным педагогом, психологом в профессиональной деятельности.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке веб-сайта «Школьная служба примирения в общеобразовательных с учетом возрастных особенностей обучающихся 5-6 классов». Данный сайт поможет педагогическим работникам использовать технологию службы примирения в собственной профессиональной деятельности.
В ходе проведенного исследования было выяснено, что конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Служба примирения понимается как социальная служба, действующая в школе на основе добровольческих усилий участников образовательного процесса-заинтересованных взрослых и подростков, оказывающих помощь участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном учреждении. Школьная служба примирения выполняет несколько функций: образовательная,воспитательная, профилактическая. В настоящее время в практике деятельности школьной службы примирения широкое распространение получил восстановительный подход, где главным является создание условий для исправления ущерба, вызванного конфликтной ситуацией.
Основными действующими лицами в школьной службе примирения являются обучающиеся - медиаторы, и кураторы, в числе которых могут участвовать социальный педагог, педагог-психолог или классный руководитель. Куратор регулирует работу службы примирения. Школьная служба примирения осуществляет свою деятельность в двух направлениях: разрешение межличностных, межгрупповых конфликтов, а также конфликтов между личностью и группой; профилактика межличностных, межгрупповых конфликтов, а также конфликтов между личностью и группой.
В проведенной практической работе по разработке технологии и методике службы примирения с учетом возрастным особенностей школьников 5-6 классов, главной была реализация цели - создание веб-сайта «Школьная служба примирения в общеобразовательных учреждениях на примере 5-6 классов» как ресурса для педагогических работников по разрешению конфликтных ситуаций в 5-6 классах.
На сайте отражается общая информация о школьной службе примирения, представлены нормативно-правовые основания школьной службы примирения, отдельно стоит отметить наличие обратной связи для пользователей.
1. Андреева Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. — М., 2004.
2. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология / А.Я.Анцупов, Шипилов А.И. - М.: Юнити, 2000. - 521 с.
3. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие. 3-е изд/ Н.Ф.Вишнякова. - М., 2002.
4. Выгодский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С.Выгодский. - СПб.: Союз, 1999. - 400 с.
5. Гомезо, М.В. Возрастная психология. Личность от молодости до старости / М.В.Гомезо, В.С.Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М.Орлова /. - М., 2001. - 236 с.
6. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. - СПб.: Питер, 2000. - 287 с.
7. Дмитриев, А. В. Введение в общую теорию конфликтов / А. В.Дмитриев, В.Н.Кудрявцев. - М.: 2000. - 425 с.
8. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - М., 2000. - 235 с.
9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., перераб. и доп/ С.М. Емельянов. - СПб., 2009.
10. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Избранное. Т.1. Философия культуры/ Г. Зиммель. - М., 1996.
11. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. - Ростов-на-Дону, «Феникс»: 2001. - 325 с.
12. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г.Запрудский. - Ростов- на-Дону: 1999. - 125 с.
13. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П.Горчакова - Сибирская/ Под. ред. И.А.Колесниковой. - М., 2005.
14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Уч. пособие. - 2-е изд., доп/ Коломинский Я.Л.. - СПб.:, 2000.
15. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М., 2012.
16. Коновалов А. Развитие школьных служб примирения. Восстановительная культура школы // Вестник восстановительной юстиции. Практики примирения: история и современность Вып. 9. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2012.
17. Кармин, А.С. Конфликтология / А.С.Кармин. - Питер. 1999. - 355 с.
18. Конфликтология /Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 448 с.
19. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 562 с.
20. Линчевский, Э.Э. Контакты и конфликты. Общение в работе руководителя / Э.Э. Линчевский. - М.: Экономика, 2000. - 125 с.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.А. Леонтьев, - М.: Смысл; 2005. - 352 с.
22. Максудов Р.Р. Школьные службы примирения: идея и технология/ Р.Р. Максудов, А.Ю.Коновалов. - М., 2009.
23. Максудов Р.Р. Создание школьных служб примирения // Сотрудничество/ Р.Р. Максудов. - 2011. №1.
24. Мамаева З.М. Введение в моделирование / З.М. Мамаева - Н. Новгород, ННГУ, 2005.
25. Миллз Т.М. О социологии малых групп // Американская социология/ Т.М. Миллз. - М.,-1972.
26. Мокшанцев Р.И.Социальная психология/ Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. — М., 2001.
27. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика./ Под. ред. и послесл. И.Б. Новикова и В.Н.Садовского/ Я.Г.Неуймин. — М., 1998.
28. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М., 1992.
29. Полунина М.С. Восстановительные технологии как способ разрешения межличностных конфликтов учащихся // Молодёжь и наука: сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э.Циолковского/ М.С.Полунина, Л.А.Нездолей, Д.В. Яковлев, № заказа 7880/отв. ред. О.А.Краев - Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2012.
30. Полунина М.С. Восстановительные технологии как элемент психолого-педагогического сопровождения разрешения межличностных конфликтов учащихся // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, посвященной 80-летию КГПУ им. В.П. Астафьева «Актуальные вопросы воспитания, обучения, сопровождения детей и взрослых в различных образовательных и социальных учреждениях» / М.С.Полунина, Л.А.Нездолей, Д.В. Яковлев. Красноярск, 5-6 апреля 2012.
31. Полунина М.С. Медиация как технология психолого-педагогического сопровождения разрешения межличностных конфликтов учащихся // Всероссийские с международным участием научные студенческие Далевские чтения: материалы IX чтений, посвященных памяти В.И. Даля/ М.С.Полунина, Л.А.Нездолей, Д.В. Яковлев. Канск, 19-20 ноября 2012г. Т.1 / С.В. Науменко (отв. ред.); ред. колл.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П Астафьева. Красноярск, 2012.
32. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя/ М.М.Рыбакова. - М., 1991.
33. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. - СПб.: 2000. - 420 с.
34. Реан, А.А. Психология подростка /А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак 2006. - 480с.
35. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти /А.А. Реан. 4-е изд., дополненное и переработанное. - СПб.: Питер, 2004. - 455 с.
36. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности /Х.Ремшмидт. - М.: 1994.
37. Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой группе// Вопросы психологии/ А.В. Сидоренков. - 2003. - №1.
38. Скотт, Г. Джинни. Способы разрешения конфликтов / Пер. с англ / Джинни Г. Скотт /. - Киев, изд. Об-во “Верзилин и Ко ЛТД”: 2000. - 652 с.
39. Томас, Ф. Крам. Управление энергией конфликта / Крам. Ф. Томас. - АСТ РЕФЛ-бук, 2000. - 298 с.
40. Уткин, Э.А. Конфликтология: теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 2000. - 322 с.
41. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - 2012.
42. Фролов С.С. Основы социологии. Уч. Пособие/ С.С. Фролов. — М. , 1997.
43. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. - СПб.: 2000. - 458 с.