ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие «привязанности» в психологии 6
1.1 Понятие привязанности. Теория Дж. Боулби 6
2 Периодизация отношений 11
2.1 Детско - родительские отношения 11
2.2. Отношения со сверстниками и романтическим партнером 14
2.3. Связь в детско-родительских отношениях и в отношении любви 19
3 Эмпирическое исследование типа привязанности к родителям и
романтическому партнеру 22
3.1 Эмпирическая гипотеза и способ ее проверки 22
3.2 Анализ результатов опросника на тип привязанности к родителям 23
3.3 Анализ результатов опросника на тип привязанности к романтическому
партнеру 27
3.4 Анализ результатов опросника на опыт близких отношений К. Бреннан и
Р.К. Фрейли 30
3.5 Анализ результатов рисуночного теста Bubbles 33
3.6 Проверка гипотез исследования 40
ВЫВОДЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ A 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Отношения между мужчиной и женщиной являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Данная работа посвящается исследованию типу привязанности к родителям и романтическому партнеру в юношеском возрасте.
С самого рождения человечество имеет потребность в близости. По мере развития той самой привязанности, для ребенка определяется его поведения, которое будет сопутствовать его в дальнейшей жизни. Такое поведение будет постепенно преобразовываться в паттерны, как способы взаимодействия с людьми. Но так же необходимо пояснить, что тип привязанности у ребенка складывается очень устойчиво, а так же может модифицироваться в течение всей жизни.
Актуальность и обоснование темы исследования определяется тем, что сфера романтических отношений в юношеском возрасте является важным взаимодействием между партнерами, а так же оказывает влияние на построение личности в целом. У каждого человека есть потребность к любви, быть любимым. Построение романтических отношений является значимой задачей для интенсивного развития в юношеском возрасте. То, как будут построены первые романтические отношения, будет во многом зависеть будущее благополучие в отношениях с противоположным полом, а так же формирование личностных качеств.
При недостаточности жизненного опыта и высокой эмоциональной насыщенности данной сферы, отношения любви не всегда могут строиться адекватно, которые могут привести к дисгармонии в отношениях. Свой вклад в эти дисгармоничные отношения могут внести коммуникативные трудности с родителями, со сверстниками, с романтическим партнером, а так же навлечь неадекватную самооценку и др., да и сами родители могут в итоге испытывать трудности в построении взаимоотношений с детьми, в решении их трудностей.
Необходимость исследования данной сферы романтических отношений в соотнесении с детско-родительскими отношениями представителей юношеского возраста диктуется насущным социальным запросом на характеристику имеющихся вариантов переживания данных отношений и выявление факторов, которые могут влиять на них, для определения дальнейших путей вмешательства с целью оптимизации сферы романтических отношений. Следовательно, исследование данной проблематики представляется весьма актуальным и обусловленным запросами, как в теории, так и в практике. Межличностные отношения в юношеском возрасте изучались многими исследователями, но по сей день, данная тема остается малоизученной. Но и так же малоизученной остается сфера взаимосвязи детско-родительских отношений с романтическими отношениями.
Объект исследования: юношеские пары, состоящие в романтических отношениях;
Предмет исследования: связь типа привязанности к романтическому партнеру с типом детско - родительских отношений;
Цель исследования: выявление сходства и различия типа привязанности в детско - родительских и романтических отношениях;
Выборка: романтические пары;
Гипотезы:
1. У представителей юношеского возраста тип привязанности к обоим родителям совпадает;
2. Тип привязанности к романтическому партнеру соответствует типу привязанности к родителю;
3. Тип привязанности к романтическому партнеру связан с восприятием отношений с романтическим партнером.
Практическая значимость: Наша работа может войти в число исследований, связанных с привязанностью к родителям и романтическому партнеру, и тем самым повысить ее актуальность изучения. Так же, наше исследование можно включить в лекционный материал, чтобы студентам можно было лучше понять и усвоить данный материал.
Задачи:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ:
1. Проанализировать теоретические источники на тему привязанности к родителям и романтическому партнеру в юношеском возрасте, определить понятийный аппарат и основные теоретические подходы данной темы;
2. Изучить диагностический инструментарий для проведения исследования;
ЭМПИРИЧЕСКИЕ:
1. Составить ход исследования, подобрать выборку;
2. Провести диагностическое исследование;
3. Разработать способ анализа данных;
4. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы.
Методы исследования:
- Метод анализа литературы;
- Метод опроса;
- Математическая статистика.
Методики исследования:
- Тест - опросник: «Опыт близких отношений» (К. Бреннан, Р.К. Фрейли);
- Тест - опросник на привязанности к родителям (М. В. Яремчук) ;
- Проективный рисуночный тест «Bubbles».;
- Опросник на тип привязанности к романтическому партнеру.
В концепции Дж. Боулби и М. Эйнсворт было положение о внутренних моделях, которые сложились на основе эмоционального опыта представлений о себе, о партнере. Данные модели могут направлять собственное поведение и определять ожидания относительно своего партнера в дальнейшем и в других отношениях, и тем самым обуславливая формирование в новых отношениях типа привязанности, соответствующего характеристикам привязанности в прежних.
В романтические отношения мы приходит как бы с материнским и отцовским сознанием. В дальнейшем, мы переносим данный сложившийся тип в свои романтические отношения. Можно выделить три типа привязанности в детско - родительских отношениях, которые затем будут выделяться в романтических отношениях: надежный тип привязанности, который считается самым благоприятным для настоящих и будущих отношений, тревожный и избегающий тип, которые являются неустойчивыми, неуверенными для представителей юношеского возраста.
Исследование так же показывает, что детско - родительские отношения остаются довольно значимыми не только в младенческом возрасте, но ив юношеском возрасте. Общение с матерью и отцом могут выполнять разные функции. Так, в нашем исследовании мы обнаружили, что в большей степени тип привязанности к романтическому партнеру совпадает с типом привязанности к матери. Этому может служить тот факт, что мать всегда более открыта для своих детей, более внимательно относится к детям и старается разобраться даже с самыми трудными проблемами, независимо от пола ребенка. Отцы же, напротив, стараются больше поощрять детей за их уже готовые достижения, и минимизируют общение по поводу построения общения со сверстниками и в том числе с романтическим партнером.
Многие авторы говорили об особой значимости привязанности к родителям в юношеском возрасте. Ведь, это некое отрочество, период ярких и кардинальных изменений в жизни девушек и юношей, которое может создавать некую напряженность, неустойчивость, неуверенность, что в следствие, требует обращение к родителям за поддержкой, помощью. И тем самым, если у представителей юношеского возраста складываются теплые отношения с родителями, а так же надежный тип привязанности, то и решение последующих задач будут протекать благоприятно.
Что можно сказать, если у ребенка не сформируется надежный тип привязанности? Чем это чревато? Исследования о привязанности по сей день являются малоизученными, требующие большей активности и проверке. Но ответить на вопрос, что же произойдет с ребенком в будущем, не имея надежной привязанности, можно и сейчас. Не сформированная надежная привязанность может негативно отразиться на будущем ребенка, на его поведении, но так же может быть и обратная сторона ответа, человек может стремительно искать эту привязанность в противоположном поле, со сверстниками и другими лицами, давать любовь, которую ему недодали в детстве, требовать любовь от других, быть любимым и самому любить. Но в самом лучшем случае, чтобы в будущей, собственной семье была гармония, уважение, устойчивость отношений, а так же надежная привязанность, необходимо давать любовь своим детям, и показывать, как нужно уметь ее и отдавать другим.
Мнение Дж. Боулби не утратили своей актуальности. Сегодня они воспринимаются как призыв к содержательному соотнесению и, образно выражаясь, «стыковке» эволюционного и культурно-исторического подходов в исследовании конкретных феноменов детского развития, в том числе и привязанности.
В нашем исследовании было получено подтверждение о связи характеристик привязанности в детско - родительских отношениях и типа привязанности в романтических отношениях. Тип привязанности романтических партнеров говорил нам о самых реальных отношениях между партнерами. Все методики показали нам о ведущем типе привязанности, как к родителям, так и к партнеру. Мы смогли пронаблюдать то, как развиваются отношения внутри пары с помощью проективного рисунка, а так же найти связь между типом привязанности и восприятием отношений в романтической паре.
1. Алмазова О. В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов. Диссертация на соискание учетной степени. - М.: 2015
2. Алмазова О.В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте: - М.: 2014
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968
4. Боулби Дж. Привязанность. - М.:Гардарики,2003
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональной связи . - М., 2006
6. Бре И. Привязанность. - М.:Гардарики, 2007
7. Бриш К.Х. Терапия нарушения привязанности: От теории к практике / К.Х. Бриш. - М.: Когнито - Центр, 2012. - 316 с.
8. Бурменская Г.В. Возрастно - психологический подход в консультировании детей и подростков/ Учебное пособие, М.: Издательский центр «Академия», 2011
9. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений в 6 т., т.4,М.: Педагогика, 1984, 244-268 с.
10. Жихарева Л.В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты: Перспективы науки и образования №4. - М.: 2013
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
12. Лисина М.И. Общение со взрослыми и сверстниками: общее и различное. Москва - Воронеж, 1997, 166-202 с.
13. Мещеряков Б.Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. Олма - пресс. 2004
14. Микулинцер М. Взгляд на психопатологию с точки зрения теории привязанности // Всемирная психиатрия. - 2012. - №11 - 13-18 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология детства развития, детство, отрочество: Учебник для стд.вузов. - 4 издание. - М.: Издательский центр «Академия»,1999. - 456 с.
16. Насонова А.А. Любовь и привязанность в юношеском возрасте. СПб.,
2001
17. Носкова Н.В. История и современное состояние исследований привязанности в отечественной психологии. Вестник ПСТГУ, IV: Педагогика. Психология. М.: 2013
18. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.:1998
19. Поскребышева Н.Н. Возрастно - психологический подход в исследовании личностной автономии подростка. МГУ им. Ломоносова. М.: 2014
20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 2001
21. Рюриков Ю.К. Типология любви. //Психология и психоанализ любви. Самара, 2002
22. Смирнова Е.О. Детская психология, - М., Владос, 2006
23. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. Вопросы психологии, 1995, №3, 139 - 150 с.
24. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. СПб.: 1997
25. Фрейли Р.К., Бреннан К. Адаптация модификационной методики «Опыт близких отношений»: пер.с англ / под ред. В.Н. Куницыной - СПб.: 2011. - 139
26. Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998
27. Штерн Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте. // психология подростка. Хрестоматия. М., 1997
28. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: «Университетская книга», 1996
29. Яремчук М. В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте. Диссертация на соискание учетной степени. - М.: 2006
30. Fromm. E. The Art of loving: An Enquiry into the Nature of Love (1956) СПб.: ИД «Азбука-классика», 2007
31. Hazan C., Shaver F. Romantic Love Conceptualized as an Attachment Process: Interpersonal relations and group processes/ - 1987. - 511-524.