Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования связи креативности и успешности
в младшем школьном возрасте 6
1.1. Основные представления о понятии «креативность» в психологии 6
1.2. Основные представления о понятии «успешность» в психологии 17
1.3. Особенности развития детей младшего школьного возраста 22
1.4. Характеристика диагностических методов определения креативности 26
Глава 2.Организация и методы исследования 29
2.1. Организация и задачи исследования 29
2.2. Методы и методики исследования 31
2.2.1. Методики диагностики креативности личности 31
2.2.2. Методики изучения успешности 39
Глава 3. Результаты исследования связи креативности и успешности в младшем
школьном возрасте 41
3.1. Результаты исследования креативности учащихся 2-х классов 41
3.2. Анализ связи креативности и успешности в младшем школьном возрасте 47
3.2.1. Анализ связи показателей креативности учащихся 2-х классов и
успешности в обучении 47
3.2.2. Анализ связи показателей креативности учащихся 2-х классов и
социальной успешности 52
Заключение
Список использованных источников 57
На сегодняшний день, распространена позиция, согласно которой, процесс обучения детей направлен не только на усвоение ими некоторого объема знаний и навыков, но и на разностороннее развитие личностных качеств, в том числе, креативности. Такая тенденция объясняется той скоростью, с которой происходят изменения в нашем обществе. Идти в ногу с переменами могут лишь те, кто обладает определенной личностной и интеллектуальной гибкостью, способностью творчески подходить к любым задачам и находить новые варианты их разрешения. В этой связи, образовательная среда должна двигаться по пути разнообразия применяемых учебных программ, таких способов построения учебного процесса, которые бы способствовали развитию креативности учащихся. Таким образом, актуальность исследования креативности детей младшего школьного возраста обусловлена важностью создания оптимальных условий для ее развития.
В тех случаях, когда для решения проблемы не достаточно имеющегося опыта, его актуальность ставится под вопрос или отсутствует необходимая полнота знаний, с большей успешностью из проблемной ситуации выйдут более креативные личности, способные создавать новое. Проблема в том, что процесс обучения предполагает достаточно жесткую регламентированность, направленность на дисциплину в поведении и на развитие процессов памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, в процессе учебной деятельности. Ни то, ни другое не способствует развитию креативности, как необходимого составляющего личности современного человека. Учитывая такую расстановку приоритетов образовательного процесса, успешным будет считаться более социализированный, а значит дисциплинированный, хорошо учащийся ребенок, а не креативный. В тоже время, можно предположить, что человек креативный вызывает интерес, имеет успех среди своего окружения. Исходя из этого, мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте креативность имеет связь с успешностью.
К изучению креативности обращались Карл Роджерс, Элис Пол Торренс, Алексей Михайлович Матюшкин, Вадим Андреевич Крутецкий, Джой Пол Гилфорд, Диана Борисовна Богоявленская, Людмила Борисовна Ермолаева- Томина, Яков Александрович Пономарев и другие.
Представления о креативности в настоящий момент являются дискуссионными и имеют различные основания. Креативность понимают как личностное качество, свойство мышления, процесс создания нового продукта и сам этот продукт.
Цель исследования: выявление связи креативности и успешности в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить представления о креативности и успешности, существующие в научной литературе.
2. Провести диагностическое исследование креативности детей с разным уровнем успешности, на примере учащихся 2-х классов.
3. Выявить связь между креативностью и успешностью детей младшего школьного возраста на примере учащихся 2-х классов.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: связь креативности и успешности.
Гипотезы исследования:
1. Существует связь уровня креативности и учебной успешности у детей младшего школьного возраста.
2. Существует связь уровня креативности и социальной успешности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, тестирование, эксперимент, наблюдение, методы описательной статистики и графической визуализации.
Использованные методики: Тесты творческого мышления Э. П. Торренса (Torrance Tests of Creative Thinking — TTCT), невербальная часть (3 субтеста: нарисуй картинку, закончи рисунок, линии); Методики Е.Е. Туник (модификации тестов Э. П. Торренса и Дж. Гилфорда) вербальная часть: использование предметов, заключения, слова, словесная ассоциация; метод социометрических измерений; анализ «папок достижений» учащихся.
Проведенное нами исследование не в полной мере подтвердило выдвинутые гипотезы. Выполненное исследование показало, что связь между уровнем развития креативности и успешностью в младшем школьном возрасте является изменчивой, динамичной, что свидетельствует о чувствительности креативности к различным внешним воздействиям и состоянию самих испытуемых.
Были изучены представления о креативности и успешности, существующие в научной литературе. Представления о креативности в настоящий момент являются дискуссионными и имеют различные основания. Креативность разными авторами рассматривается как свойство всей личности, свойство мышления, особенность интеллекта, как способность и потребность личности в поисковой и преобразовательной деятельности, в процессе взаимодействия со средой.
Проведено диагностическое исследование креативности детей с разным уровнем успешности, на примере учащихся 2-х классов.
Было выдвинуто предположение, что более креативные испытуемые будут демонстрировать более креативные способы разрешения проблемных задач. В качестве такой задачи воспроизводился опыт «горькой конфеты».
Такое предположение подтвердилось частично. Испытуемые с высоким уровне вербальной креативности действительно чаще остальных демонстрировали креативный способ разрешения проблемной ситуации, при этом, реже остальных прямо нарушали норму. Но испытуемые с высоким уровнем образной креативности чаще всего не нарушали правило.
Мы связываем такие особенности с тем, что, вероятно показатель вербальной креативности по своей сути в большей степени отражает социализированность личности, чем показатель невербальной креативности. Связано это с тем, что в основе вербальной креативности лежит собственно проявление творческости через слово, а слово, в свою очередь является продуктом человеческих взаимоотношений, то есть результатом социализации. Следовательно, более креативные дети, будучи более гибкими и менее восприимчивыми к установленным в обществе нормам, чаще проявляют тенденцию к обходу правил, чем дети с низким и средним уровнем креативности.
Было выдвинуто предположение, о том, что существует связь уровня креативности и учебной успешности у детей младшего школьного возраста. Предполагалось, что более успешные в освоении учебной программы испытуемые будут обладать меньшей креативностью. Это связано с тем, что современная образовательная система по-прежнему достаточно регламентирована, направлена на дисциплину в поведении и на развитие процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) в процессе учебной деятельности. Все это не способствует развитию креативности.
Анализ результатов исследования позволил сделать некоторые выводы. Значимая связь установлена между успешностью в обучении и беглостью невербальной креативности. Установлена зависимость между успешностью и разработанностью. Связи между вербальной креативностью и успешностью не установлено.
Было выдвинуто предположение о том, что существует связь уровня креативности и социальной успешности у детей младшего школьного возраста. Предполагалось, что более социально успешные испытуемые будут обладать большей креативность. Данное предположение не подтвердилось. В результате исследования нам не удалось обнаружить какой-либо связи креативности и социальной успешности. Возможно, это связано с тем, что на формирование симпатии детей младшего школьного возраста друг к другу влияют какие-либо иные особенности личности, а не креативность.
Полученные результаты исследования креативности детей, а также связи креативности и успешности дополняют картину развития креативности в младшем школьном возрасте.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульхалова- Славская. - М. : Мысль, 1991. - 155 с.
2. Абушаева, З.Т. Развитие креативности младших школьников в условиях инновационного обучения / З.Т. Абушаева // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - С. 228 - 230.
3. Банзелюк, Е.И. Диагностические показатели креативности и их динамика : дис. канд. психол. наук / Екатерина Ивановна Банзелюк. Москва, 2008. - 213 с.
4. Барышева, Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Под общ. Ред. Т.А. Барышевой. — СПб.: Изд-во. ВВМ, 2014. — 380 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1 / Д.Б. Богоявленская. - М.: МИОО, 2005. - 176 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей б учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
7. Богоявленская, Д.Б., Сусоколова, И.А. Зарубежные исследования
психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) //
Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 97-107.
8. Богоявленская, Д.Б., Сусоколова, И.А. Зарубежные исследования
психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 2) //
Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 94-104.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.П. Фельдштейна. - М. : Изд. «Институт практической психологии», 1995. - 352 с.
10. Борзенкова, И. В. Особенности развития креативности младших школьников в зависимости от влияния микросреды : дис. канд. психол. наук / И. В. Борзенкова. - Москва, 2001. - 162 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию : курс лекций : учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва : ЧеРо : Юрайт, 2001. - 332 с.
13. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М. : ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. СПб. : Издательство «Питер», 1999. - 368 с.
15. Дуженко, М.В. Особенности развития креативности младшего школьного возраста : дис. канд. психол. наук / М.В Дуженко. Краснодар, 2004. - 163 с.
16. Елизаров, А.Н., Болдинова, М.И. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии / А.Н. Елизаров // Педагогика и психология образования: Проблемы практической психологии. - 2013. - № 3. - С. 95 - 106.
17. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М. : Академический проект, 2003, - 304 с.
18. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Питер: СПб., 2009. - 434 с.
19. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития / Г. Крайг. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
20. Краткий психологический словарь / авт.-сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. - изд. 2, испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 318 с.
21. Кузьмина, Е. С. Дивергентное мышление детей младшего школьного возраста / Е.С Кузьмина // Всероссийский журнал научных публикаций. Психологические науки. - 2011. - № 6 (7). - С. 25-26.
22. Кушнаренко, А. В. Субъектность как детерминанта успешности / А.В. Кушнаренко // Известия Южного федерального университета. Технические науки: Раздел III Прикладные вопросы психологии и педагогики. - 2006. - № 14. - том 69. - С. 241 - 245.
23. Лабунская, В.А. Социальная психология личности (в вопросах и ответах) : учеб. пособие / В.А. Лабунская. - М. : Изд-во Гардарики, 2000. - 397 с.
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. - 304 с.
25. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии : Учебное пособие для вузов, обуч. по спец. "Психология" / А. Н. Леонтьев; Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - Москва : Смысл, 2000. - 511 с.
26. Любарт, Т. Психология креативности : учебное пособие / Тодд Любарт [и др. ; пер. с фр. Д. В. Люсин]. - Москва : Когито-Центр, 2009. - 214 С.
27. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - Сиб.: Питер, 2007. - 672 с.
28. Мирсаетова, А.А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект / А.А Мирсаетова // Среднее профессиональное образование: Психологическая практика. - 2010. - № 5. - С. 56 - 59.
29. Нефедова, Н. И. Социальные представления об успехе / Н.П. Нефедова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2003. - № 3. - С. 141 - 146.
30. Никешина, Н.П. Развитие креативности младших школьников на уроках музыки посредством педагогики искусства : дис. канд. пед. наук / Наталья Ивановна Никешина. Воронеж, -2015. - 212 с.
31. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с.
32. Реан, А. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.
33. Реан, А.А. Психология детства. Учебник. / Под редакцией члена- корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
34. Словарь психолога-практика / сост С.Ю. Головн. - 2-е изд. перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2005. - 976 с.
35. Соснина, И. Г. Взаимосвязь уровня развития креативности и успешности творческой деятельности дошкольников / И.Г. Соснина // Фундаментальные исследования: Психологические науки. - 2014. - № 8-3. - С. 744 - 747.
36. Тульчинский, Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка / Г.А. Тульчинский. Л.: ЛГУ, 1990. - 216 с.
37. Туник, Е.Е. Диагностика креативности тест Е. Торренса /Е.Е. Туник
- СПб.: «ИМАТОН», 1998. - 170 с.
38. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.
39. Хазратова, Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды. Дис.канд. психологических наук / Н.Ф. Хазратова. М., 1994. - 162 с.
40. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. 3-е изд. / Л. Хьелл. СПб. : Питер, 2013. -607 с.
41. Чернецкая, Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте / Н.П. Чернецкая // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12108. - 0,6 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12108.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
42. Щебланова, Е.И., Аверина, И.С. Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников / Е.И. Щебланова // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
- С. 265-275.
43. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
44. Batey, M., Furnham, A. Creativity, Intelligence, and Personality: A Critical Review of the Scattered Literature. // Genetic, Social & General Psychology Monographs. Nov2006, Vol. 132 Issue 4, p355-429.
45. Brockling, U. On Creativity: A brainstorming session // Educational Philosophy & Theory. Aug2006, Vol. 38 Issue 4, p513-521.
46. Gino, F. Ariely, D. The Dark Side of Creativity: Original Thinkers Can Be More Dishonest // Journal of Personality & Social Psychology. Mar2012, Vol. 102 Issue 3, p445-459.
47. Livingston, L. Teaching Creativity in Higher Education // Arts Education Policy Review. 2010, Vol. 111 Issue 2, p59-62.
48. Richard, H., Katz-Buonincontro, J., Reiter-Palmon, R. Disentangling Creative Mindsets From Creative Self-Efficacy and Creative Identity: Do People Hold Fixed and Growth Theories of Creativity? // Psychology of Aesthetics, Creativity & the Arts. Nov 2016, Vol. 10 Issue 4, p 436-446.
49. Rinkevich, J. Creative Teaching: Why it Matters and Where to Begin / Clearing House. Sep2011, Vol. 84 Issue 5, p219-223.
50. Tornqvist, G. Creativity in Time and Space // Geografiska Annaler Series B: Human Geography. 2004, Vol. 86 Issue 4, p227-243.