Связь креативности и успешности в младшем школьном возрасте
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования связи креативности и успешности
в младшем школьном возрасте 6
1.1. Основные представления о понятии «креативность» в психологии 6
1.2. Основные представления о понятии «успешность» в психологии 17
1.3. Особенности развития детей младшего школьного возраста 22
1.4. Характеристика диагностических методов определения креативности 26
Глава 2.Организация и методы исследования 29
2.1. Организация и задачи исследования 29
2.2. Методы и методики исследования 31
2.2.1. Методики диагностики креативности личности 31
2.2.2. Методики изучения успешности 39
Глава 3. Результаты исследования связи креативности и успешности в младшем
школьном возрасте 41
3.1. Результаты исследования креативности учащихся 2-х классов 41
3.2. Анализ связи креативности и успешности в младшем школьном возрасте 47
3.2.1. Анализ связи показателей креативности учащихся 2-х классов и
успешности в обучении 47
3.2.2. Анализ связи показателей креативности учащихся 2-х классов и
социальной успешности 52
Заключение
Список использованных источников 57
Глава 1. Теоретические основы исследования связи креативности и успешности
в младшем школьном возрасте 6
1.1. Основные представления о понятии «креативность» в психологии 6
1.2. Основные представления о понятии «успешность» в психологии 17
1.3. Особенности развития детей младшего школьного возраста 22
1.4. Характеристика диагностических методов определения креативности 26
Глава 2.Организация и методы исследования 29
2.1. Организация и задачи исследования 29
2.2. Методы и методики исследования 31
2.2.1. Методики диагностики креативности личности 31
2.2.2. Методики изучения успешности 39
Глава 3. Результаты исследования связи креативности и успешности в младшем
школьном возрасте 41
3.1. Результаты исследования креативности учащихся 2-х классов 41
3.2. Анализ связи креативности и успешности в младшем школьном возрасте 47
3.2.1. Анализ связи показателей креативности учащихся 2-х классов и
успешности в обучении 47
3.2.2. Анализ связи показателей креативности учащихся 2-х классов и
социальной успешности 52
Заключение
Список использованных источников 57
На сегодняшний день, распространена позиция, согласно которой, процесс обучения детей направлен не только на усвоение ими некоторого объема знаний и навыков, но и на разностороннее развитие личностных качеств, в том числе, креативности. Такая тенденция объясняется той скоростью, с которой происходят изменения в нашем обществе. Идти в ногу с переменами могут лишь те, кто обладает определенной личностной и интеллектуальной гибкостью, способностью творчески подходить к любым задачам и находить новые варианты их разрешения. В этой связи, образовательная среда должна двигаться по пути разнообразия применяемых учебных программ, таких способов построения учебного процесса, которые бы способствовали развитию креативности учащихся. Таким образом, актуальность исследования креативности детей младшего школьного возраста обусловлена важностью создания оптимальных условий для ее развития.
В тех случаях, когда для решения проблемы не достаточно имеющегося опыта, его актуальность ставится под вопрос или отсутствует необходимая полнота знаний, с большей успешностью из проблемной ситуации выйдут более креативные личности, способные создавать новое. Проблема в том, что процесс обучения предполагает достаточно жесткую регламентированность, направленность на дисциплину в поведении и на развитие процессов памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, в процессе учебной деятельности. Ни то, ни другое не способствует развитию креативности, как необходимого составляющего личности современного человека. Учитывая такую расстановку приоритетов образовательного процесса, успешным будет считаться более социализированный, а значит дисциплинированный, хорошо учащийся ребенок, а не креативный. В тоже время, можно предположить, что человек креативный вызывает интерес, имеет успех среди своего окружения. Исходя из этого, мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте креативность имеет связь с успешностью.
К изучению креативности обращались Карл Роджерс, Элис Пол Торренс, Алексей Михайлович Матюшкин, Вадим Андреевич Крутецкий, Джой Пол Гилфорд, Диана Борисовна Богоявленская, Людмила Борисовна Ермолаева- Томина, Яков Александрович Пономарев и другие.
Представления о креативности в настоящий момент являются дискуссионными и имеют различные основания. Креативность понимают как личностное качество, свойство мышления, процесс создания нового продукта и сам этот продукт.
Цель исследования: выявление связи креативности и успешности в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить представления о креативности и успешности, существующие в научной литературе.
2. Провести диагностическое исследование креативности детей с разным уровнем успешности, на примере учащихся 2-х классов.
3. Выявить связь между креативностью и успешностью детей младшего школьного возраста на примере учащихся 2-х классов.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: связь креативности и успешности.
Гипотезы исследования:
1. Существует связь уровня креативности и учебной успешности у детей младшего школьного возраста.
2. Существует связь уровня креативности и социальной успешности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, тестирование, эксперимент, наблюдение, методы описательной статистики и графической визуализации.
Использованные методики: Тесты творческого мышления Э. П. Торренса (Torrance Tests of Creative Thinking — TTCT), невербальная часть (3 субтеста: нарисуй картинку, закончи рисунок, линии); Методики Е.Е. Туник (модификации тестов Э. П. Торренса и Дж. Гилфорда) вербальная часть: использование предметов, заключения, слова, словесная ассоциация; метод социометрических измерений; анализ «папок достижений» учащихся.
В тех случаях, когда для решения проблемы не достаточно имеющегося опыта, его актуальность ставится под вопрос или отсутствует необходимая полнота знаний, с большей успешностью из проблемной ситуации выйдут более креативные личности, способные создавать новое. Проблема в том, что процесс обучения предполагает достаточно жесткую регламентированность, направленность на дисциплину в поведении и на развитие процессов памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, в процессе учебной деятельности. Ни то, ни другое не способствует развитию креативности, как необходимого составляющего личности современного человека. Учитывая такую расстановку приоритетов образовательного процесса, успешным будет считаться более социализированный, а значит дисциплинированный, хорошо учащийся ребенок, а не креативный. В тоже время, можно предположить, что человек креативный вызывает интерес, имеет успех среди своего окружения. Исходя из этого, мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте креативность имеет связь с успешностью.
К изучению креативности обращались Карл Роджерс, Элис Пол Торренс, Алексей Михайлович Матюшкин, Вадим Андреевич Крутецкий, Джой Пол Гилфорд, Диана Борисовна Богоявленская, Людмила Борисовна Ермолаева- Томина, Яков Александрович Пономарев и другие.
Представления о креативности в настоящий момент являются дискуссионными и имеют различные основания. Креативность понимают как личностное качество, свойство мышления, процесс создания нового продукта и сам этот продукт.
Цель исследования: выявление связи креативности и успешности в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить представления о креативности и успешности, существующие в научной литературе.
2. Провести диагностическое исследование креативности детей с разным уровнем успешности, на примере учащихся 2-х классов.
3. Выявить связь между креативностью и успешностью детей младшего школьного возраста на примере учащихся 2-х классов.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: связь креативности и успешности.
Гипотезы исследования:
1. Существует связь уровня креативности и учебной успешности у детей младшего школьного возраста.
2. Существует связь уровня креативности и социальной успешности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, тестирование, эксперимент, наблюдение, методы описательной статистики и графической визуализации.
Использованные методики: Тесты творческого мышления Э. П. Торренса (Torrance Tests of Creative Thinking — TTCT), невербальная часть (3 субтеста: нарисуй картинку, закончи рисунок, линии); Методики Е.Е. Туник (модификации тестов Э. П. Торренса и Дж. Гилфорда) вербальная часть: использование предметов, заключения, слова, словесная ассоциация; метод социометрических измерений; анализ «папок достижений» учащихся.
Проведенное нами исследование не в полной мере подтвердило выдвинутые гипотезы. Выполненное исследование показало, что связь между уровнем развития креативности и успешностью в младшем школьном возрасте является изменчивой, динамичной, что свидетельствует о чувствительности креативности к различным внешним воздействиям и состоянию самих испытуемых.
Были изучены представления о креативности и успешности, существующие в научной литературе. Представления о креативности в настоящий момент являются дискуссионными и имеют различные основания. Креативность разными авторами рассматривается как свойство всей личности, свойство мышления, особенность интеллекта, как способность и потребность личности в поисковой и преобразовательной деятельности, в процессе взаимодействия со средой.
Проведено диагностическое исследование креативности детей с разным уровнем успешности, на примере учащихся 2-х классов.
Было выдвинуто предположение, что более креативные испытуемые будут демонстрировать более креативные способы разрешения проблемных задач. В качестве такой задачи воспроизводился опыт «горькой конфеты».
Такое предположение подтвердилось частично. Испытуемые с высоким уровне вербальной креативности действительно чаще остальных демонстрировали креативный способ разрешения проблемной ситуации, при этом, реже остальных прямо нарушали норму. Но испытуемые с высоким уровнем образной креативности чаще всего не нарушали правило.
Мы связываем такие особенности с тем, что, вероятно показатель вербальной креативности по своей сути в большей степени отражает социализированность личности, чем показатель невербальной креативности. Связано это с тем, что в основе вербальной креативности лежит собственно проявление творческости через слово, а слово, в свою очередь является продуктом человеческих взаимоотношений, то есть результатом социализации. Следовательно, более креативные дети, будучи более гибкими и менее восприимчивыми к установленным в обществе нормам, чаще проявляют тенденцию к обходу правил, чем дети с низким и средним уровнем креативности.
Было выдвинуто предположение, о том, что существует связь уровня креативности и учебной успешности у детей младшего школьного возраста. Предполагалось, что более успешные в освоении учебной программы испытуемые будут обладать меньшей креативностью. Это связано с тем, что современная образовательная система по-прежнему достаточно регламентирована, направлена на дисциплину в поведении и на развитие процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) в процессе учебной деятельности. Все это не способствует развитию креативности.
Анализ результатов исследования позволил сделать некоторые выводы. Значимая связь установлена между успешностью в обучении и беглостью невербальной креативности. Установлена зависимость между успешностью и разработанностью. Связи между вербальной креативностью и успешностью не установлено.
Было выдвинуто предположение о том, что существует связь уровня креативности и социальной успешности у детей младшего школьного возраста. Предполагалось, что более социально успешные испытуемые будут обладать большей креативность. Данное предположение не подтвердилось. В результате исследования нам не удалось обнаружить какой-либо связи креативности и социальной успешности. Возможно, это связано с тем, что на формирование симпатии детей младшего школьного возраста друг к другу влияют какие-либо иные особенности личности, а не креативность.
Полученные результаты исследования креативности детей, а также связи креативности и успешности дополняют картину развития креативности в младшем школьном возрасте.
Были изучены представления о креативности и успешности, существующие в научной литературе. Представления о креативности в настоящий момент являются дискуссионными и имеют различные основания. Креативность разными авторами рассматривается как свойство всей личности, свойство мышления, особенность интеллекта, как способность и потребность личности в поисковой и преобразовательной деятельности, в процессе взаимодействия со средой.
Проведено диагностическое исследование креативности детей с разным уровнем успешности, на примере учащихся 2-х классов.
Было выдвинуто предположение, что более креативные испытуемые будут демонстрировать более креативные способы разрешения проблемных задач. В качестве такой задачи воспроизводился опыт «горькой конфеты».
Такое предположение подтвердилось частично. Испытуемые с высоким уровне вербальной креативности действительно чаще остальных демонстрировали креативный способ разрешения проблемной ситуации, при этом, реже остальных прямо нарушали норму. Но испытуемые с высоким уровнем образной креативности чаще всего не нарушали правило.
Мы связываем такие особенности с тем, что, вероятно показатель вербальной креативности по своей сути в большей степени отражает социализированность личности, чем показатель невербальной креативности. Связано это с тем, что в основе вербальной креативности лежит собственно проявление творческости через слово, а слово, в свою очередь является продуктом человеческих взаимоотношений, то есть результатом социализации. Следовательно, более креативные дети, будучи более гибкими и менее восприимчивыми к установленным в обществе нормам, чаще проявляют тенденцию к обходу правил, чем дети с низким и средним уровнем креативности.
Было выдвинуто предположение, о том, что существует связь уровня креативности и учебной успешности у детей младшего школьного возраста. Предполагалось, что более успешные в освоении учебной программы испытуемые будут обладать меньшей креативностью. Это связано с тем, что современная образовательная система по-прежнему достаточно регламентирована, направлена на дисциплину в поведении и на развитие процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) в процессе учебной деятельности. Все это не способствует развитию креативности.
Анализ результатов исследования позволил сделать некоторые выводы. Значимая связь установлена между успешностью в обучении и беглостью невербальной креативности. Установлена зависимость между успешностью и разработанностью. Связи между вербальной креативностью и успешностью не установлено.
Было выдвинуто предположение о том, что существует связь уровня креативности и социальной успешности у детей младшего школьного возраста. Предполагалось, что более социально успешные испытуемые будут обладать большей креативность. Данное предположение не подтвердилось. В результате исследования нам не удалось обнаружить какой-либо связи креативности и социальной успешности. Возможно, это связано с тем, что на формирование симпатии детей младшего школьного возраста друг к другу влияют какие-либо иные особенности личности, а не креативность.
Полученные результаты исследования креативности детей, а также связи креативности и успешности дополняют картину развития креативности в младшем школьном возрасте.
Подобные работы
- Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства (Читинский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь тревожности и гибкости мышления у детей младшего школьного возраста(Педагогика,психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие креативности у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ HANDMADE
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



