Введение 4
1 Использование GPS - технологий в образовании 7
1.1 Геокешинг как образовательная технология 7
1.2 Дидактические возможности технологии геокешинга для учебного
процесса по информатике 16
2 Методика применения технологии геокешинга на уроках
информатики 26
2.1 Сценарий уроков по технологии геокешинга острых
конфликтов 26
2.1 Методические рекомендации по применению технологии
геокешинга в обучении информатике 35
Заключение 38
Список сокращений 40
Список использованных источников 41
Игры на основе местоположения направлены»ia то, чтобы перевести компьютерные игры из-за ИК в «реальный мир» городов, улиц,парков и других мест. Эта реальная изичность делает игру интересной для игровых игроков, но она приносит уникальную задачу воздания и организации такой игры. То есть, локальные игры часто трудно создавать, расти и поддерживать в течение длительных периодов времени.
В нашем исследовании показывает, как ориентированные на местоположение игры могут быть разработаны для преодоления этой проблемы масштабируемости.
Мы изучили хорошо зарекомендовавшую себя локальную игру Geocaching посредством активного изучения научных статей и онлайн- опроса, чтобы лучше понять, как [ему удалось поддерживать участие пользователей и рост за последнее десятилетие.
Результаты показывают, что использование Geocaching позволяет игрокам напрямую создавать игровой контент, включая и как легкие, так и продуманные творения.
Одной из приоритетных задач современной школы является формирование необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ученика, формирование его активной позиции как в учебном процессе, так и в жизни. Активные познавательные способности формируются»! развиваются в процессе познавательной деятельности, т. е. Когда ученик является не просто слушателем,»ю активным»частником и его собственным трудом.
Это форма активного обучения, это первый шаг к независимости, любопытство и понимание необходимости обучения. Чувство свободы выбора делает образование сознательным, продуктивным и более результативным
В настоящее время одной из областей использования новых информационных технологий является применение образовательного геокэшинга с использованием GPS-навигаторов, цифровых камер, компьютеров.
Геокешинг (geocaching от греч. YSO Земля и aHra.cache — тайник) — игра с применением навигационных систем, состоящая в нахождении мест, по заданным координатам или прохождение заранее заданного маршрута.
Геокешинг может использоваться не только для обучения современным технологиям, но и для обучения по таким предметам как география, история, литература, математика, физика, иностранные языки, краеведение, информатика [8]
Это действительно мощный инструмент, который позволяет повысить воспитательную активность школьников до качественно нового уровня. Эта технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностным, интересным и творческим, в какой-то степени даже азартным.
Использование технологии GPS в образовании показывает, что учащиеся не только получают новые знания из разных сфер жизни и предметных областей, но также увеличивают познавательную деятельность, мотивацию в образовании, развивают коммуникативные навыки, учатся видеть проблемы и находить решения, приобретать навыки поиска, организация и анализ полученной информации, а также получение опыта работы в команде
Мотивация и вовлеченность учащихся может быть увеличена за счет использования навигационных систем.
Цель дипломной работы - исследовать дидактические возможности технологии геокешинга на уроках информатики и разработать методику ее применения для достижения более высокого уровня образовательных результатов.
Объект исследования: процесс обучения информатики.
Предмет исследования: технологии геокешинга в обучении информатике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ GPS - технологий в образовании.
2. Выявить дидактические возможности технологии геокешинга для учебного процесса по информатике.
3. Разработать сценарии (или сценарий) уроков по этой технологии.
4. Разработать методические рекомендации по применению технологии геокешинга в обучении информатике.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Метод сбора эмпирических данных: наблюдение.
3. Методы интерпретации и описания данных: качественный и количественный анализ результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных ученых: Т. В. Милюшенко [18], А. В. Рогозина [24].
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что разработанный методический материал может быть использована учителем - предметником на уроках информатике, а также во внеклассной деятельности.
Проведенный анализ использования GPS - технологий в образовании показал, что рассматриваемая технология имеет значительный дидактический потенциал для развития учебного процесса личностно значимым и интересным, в какой-то мере даже азартным. Таким образом основанием выбора технологии в первую очередь, является, уровень самостоятельности у школьников в учебной деятельности, отметим что эта образовательная технология, позволяет поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию деятельности школьников. При использовании GPS-навигации, умение перемещаться по координатам позволяют обучающимся владеть компьютерными средствами представления и анализами данных.
На основе анализа учебной и научно-методической литературы нами были рассмотрены дидактические возможности технологии геокешинга для учебного процесса по информатике , заключающиеся в создании условий для самопознания и самореализации - компьютер является как средство самопознания, наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах.
Наибольшую эффективность технология геокешинга показывает при формировании коммуникативных и регулятивных УУД, развитие коммуникативных УУД происходит в процессе выполнения практических заданий выполняемых группой. Регулятивные, умение принимать решение, брать ответственность на себя. В состав познавательных УУД можно включить: умение владеть технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием, владение навыками использования измерительной техники. Таким образом стоит отметить что овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Изучив литературу по данной теме и выяснив, что одним из направлений использования новых информационных технологий в работе со школьниками является применение технологии образовательного геокешинга с использованием GPS - навигаторов, мы разработали сценарий урока информатики с применением технологии геокешинга для девятых классов.
Методические рекомендации по применению технологии геокешинга в обучении информатике помогут эффективно проводить занятия с использованием технологии геокешинга. Мы составили рекомендации для учителей в несколько этапов по использованию технологии геокешинга:
1.Организационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока.
2.Определение типа урока (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учета знаний и умений) и его место в системе уроков по данной теме.
3. Составление структуры урока, а также задачи (общие задачи, задачи разных этапов урока, задачи по осуществлению поиска и структурирования урока).
4. Составить поминутный план урока.
5. Рассмотреть технологии геокешинка, предложенные.
6. Составить сценарий урока(технологическая карта).
7. Осуществить предварительный просмотр отобранной местности и приборов которые будут использоваться.
В результате нашего исследования цель была достигнута, поставленные задачи решены.
1. Алексеева, Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности / Н.Д. Алексеева, Е.В. Рябова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - №1 - (20). - С. 14-17.
2. Бем, Н.А. Геокешинг в контексте современного образования / Н.А Бем, Е.В Тяпкина, С.В Синаторов.//Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №7-2 - (49). - С. 6-7.
3. Бешенков, С.А. Информатика и информационные технологии / А.Г. Гейн, С.Г Григорьев // Учеб. Пособие для математических факультетов педвузов / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург - 2003. - С. 354.
4. Булыгина, Т.П. Формирование социальной активности школьников в пространстве свободного времени / Т.П.Булыгина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Т. 3. - С. 606-610.
5. Булыгина, Т.П. Формирование социальной активности школьников в пространстве свободного времени / Т.П.Булыгина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Т. 3. - С. 606-610.
6. Бим - Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М.Бим-Бад. - Москва, 2002. - С. 36
7. Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания. /Н.М. Верзилин - Москва.: Просвещение, 2009.-142с
8. Геокешинг [Электронный ресурс] - Режим доступа:
www.geocaching.ru.
9. Гриценко, В.И. Сущность информационных технологий / В.И. Гриценко // Москва: Просвещение. - 2006. - С. 354.
10. Дуайер, Д.В. Apple-классы завтрашнего дня: чему мы научились / Д.В. Дуайер // Информатика и образование. - 1996. - № 3. - С. 110- 115.
11. Жданова, Е.Н.Образовательный геокешинг: поисковые игровые задания по русскому языку на основе ярославских эргонимов / Е.Н. Жданова, П. Г. Демидова, Л.Г. Геннадьевны // В сборнике: Язык, коммуникация, речевая культура Материалы международной научной конференции, посвященной юбилею заведующей кафедрой теории и практики коммуникации яргу им. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. - 2015. - С. 236-241.
12. Жданова, Т.В. Мобильный телефон - враг или друг: использование гаджетов на уроках / Т.В. Жданова // В сборнике: Информатика: проблемы, методология, технологии сборник материалов XVII международной научно-методической конференции. Воронежский государственный университет. - 2017. - С. 200-203.
13. Желтякова, М.В. Геокешинг как интерактивное средство воспитания и развития обучающихся основной школы / М.В.Желтякова //.В сборнике: Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетовсборник статей международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 49-52.
14. Информатика и ИКТ 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - Москва : Бином, 2012. - 334 с.
15. Kaйгopoдoвa, Е.А. GPS-навигация в образовательном пространстве / Е.А. Kaйгopoдoвa //.В сборнике: информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (исит-2014) материалы всероссийской молодежной научно-практической школы. - 2014. - С. 48.
16. Киселев, А.К. Учебные игры с мобильными цифровыми устройствами в летнем лагере школьников / А.К . Киселев, О.Г. Петрова // Информатизация образования и науки. - 2015. - №1 - (25). - С. 181-196.
17. Киселев, А.К.Учебные игры с мобильными цифровыми устройствами / А.К. Киселев // В сборнике: Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской
научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2015. - С. 30-40.
18. Комарова. И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова // спб.:КАРО, 2015.-128С.
19. Кочетков, В.В. Саратовская практика геокэшинга: первые шаги /
B. В. Кочетков // В сборнике: человек, экология, культура: современные практики и проблемы сборник научных трудов по материалам Международной молодежной научной конференции. - 2014. - С. 372-375.
20. Кушнирук, В.А. Геокейшинг в крыму: современное состояние, проблематика и перспективы развития / В.А. Кушнирук // В сборнике: Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе сборник научных трудов. Симферополь. - 2016. - С. 269¬271.
21. Милюшенко, Т.В. Виртуальный образовательный геокешинг: альтернативная интерактивная gps-технология развития лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза / Т.В Милюшенко // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - №1 - (21). С. 126-130
22. Могилев, А.В. Информатика в летнем лагере: от олимпиадных задач до геокешинга / А.В. Могилев // Народное образование. - 2014. - №2. -C. 200-204.
23. Никишов, А.М. Организация воспитания школьников. /А.М. Никишов - Москва.: Просвещение, 2011.-58с.
24. Образовательный геокешинг, новые сетевые сервисы, новые формы
работ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.relarn.ru/conf/conf2006/section3/3_20.html.
25. Овчарова, М.И Образовательный геокэшинг / М.Н Овчарова // учебное пособие петропавловск-камчатский, - 2014.
26. Панов, А.А.Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. / А.А Панов // 2015. № 3. С. 165-170
27. Патаракин, Е.Д Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах / Е.Д. Патаракин //.Педагогическая
28. Рогозина, А.В. Геокешинг как образовательная технология формирования универсальных учебных действий / А.В. Рогозина // Инновационные процессы и технологии в современном мире. - 2016. - №1. - (4). С. 57-59.
29. Симонов, В.М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах. Учебно-методическое пособие / В.М. Симонов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва. : Издательство «Учитель», 2011. - 114 с.
30. Смолянинова О.Г. Теория и методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе (учебно- методическое пособие) / О.Г. Смолянинова, Е.В. Достовалова, И.Ю. Степанова // Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. — 290 с.
31. Смолянинова О.Г. Теория и методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе (учебно- методическое пособие) / О.Г. Смолянинова, Е.В. Достовалова, И.Ю. Степанова // Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. — 290 с.
32. Семакин, И. Г Информатика : методическое пособие для 7-9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. — Москва. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 160 с.
33. Талагаева, Ю.А. Геокешинг как способ укрепления межпредметных связей основ безопасности жизнедеятельности с другими учебными предметами / Ю.А.Талагаева // Научный альманах. - 2016. - №1-2 - (15). С. 306-309.
34. Талагаева, Ю.А. Образовательный геокешинг как форма внеучебной деятельности в начальной школе / Ю.А. Талагаева // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 317-320.
35. Талагаева, Ю.А. Образовательный геокешинг как форма внеучебной деятельности в начальной школе / Ю.А.Талагаева // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 317-320.
36. Усова, А.В. Об организации обучения школьников. / А.В. Усова - Москва.: Просвещение, 2009.-67с
37. Федорова, Г.А. Применение геоинформационных систем в игровой деятельности учащихся / Г.А. Федорова, А.В. Рогозина // В сборнике: математическое и информационное моделирование сборник научных трудов. Тюмень. - 2017. - С. 191-193.
38. Федотова, Л.А. Возможности геоинформационных технологий при изучении гуманитарных дисциалин в высшей школе / Л.А. Федотова // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 17. - №4. - С. 13-14.
39. Фучижи, А.В. Дистанционный геокешинг как технология организации внеурочной деятельности в школе / А.В. Фучижи // В сборнике: информатизация образования: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2017. - с. 395-397.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) //Официальные документы в образовании. - 2011. - № 8. - C. 9-35.
41. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. / Н. Е. Щуркова - Педагогическое общество России, 2005.- 160с.