ВВЕДЕНИЕ 3
1. Педагогические основания обучения студентов педагогического
бакалавриата технологии создания образовательной инфографики 6
1.1 Теория и практика разработки и применения образовательной
инфографики 6
1.2 Возможности использования вебинаров в учебном процессе вуза 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 43
2. Серия вебинаров по разработке и использованию образовательной
инфографики 45
2.1 Учебно-методические материалы для проведения вебинаров 45
2.2 Апробация вебинаров и экспертная оценка учебно-методических
материалов 66
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Анализ ФГОС и образовательной программы, разработанной в СФУ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / профиль 44.03.01.01 - Тьютор показал, что бакалавры в области педагогической деятельности должны быть готовы к решению профессиональных задач, связанных с формированием образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Образовательная инфографика в настоящее время является значимым элементом информационного пространства и позволяет решать ряд педагогических задач. При помощи образовательной инфографики обеспечивается образное представление знаний и учебных действий, формируется и развивается критическое и визуальное мышление, активизируется учебная и познавательная деятельность. Овладение приемами создания и использования инфографики, на наш взгляд позволит расширить границы профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования. В том числе таких компетенций как:
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
- способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом
социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных
особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
- способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);
- готовность анализировать ресурсы образовательной среды для реализации индивидуального запроса (СК-2). [1]
Анализ образовательной программы показал, что разработка и использование инфографики напрямую не отражено ни в одной дисциплине, но может быть реализовано в рамках самостоятельной работы, которая в свою очередь должна привлекать студентов инновационными подходами и активным включением информационных технологий в процесс обучения. В качестве средства, позволяющего активизировать самостоятельную работу студентов по освоению инфографики, были выбраны вебинары. В настоящее время вебинары являются одним из инновационных средств обучения в высшей школе и на наш взгляд могут быть использованы не только для повышения уровня освоения предметных умений, но и для развития профессиональных умений у будущих педагогов. По нашему мнению, интеграция возможностей вебинара как средства обучения и интерактивного учебного содержания в области разработки и использования образовательной инфографики будет способствовать формированию у будущих педагогов указанных выше компетенций.
Объект: развитие умений разрабатывать образовательную инфографику у студентов педагогического бакалавриата.
Предмет: средства развития умений разрабатывать образовательную инфографику у студентов педагогического бакалавриата.
Гипотеза: развитие умений разрабатывать образовательную инфографику будет результативным, если при проведении интерактивных вебинаров:
- использовать учебно-методическое обеспечение, позволяющее
организовывать работу в микрогруппах при помощи онлайн-сервисов;
- обеспечить онлайн-консультирование студентов в процессе
самостоятельной работы на вебинаре.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать учебно-методические материалы для проведения вебинаров, направленных на развитие умений создавать образовательную инфографику у студентов педагогического бакалавриата.
Задачи:
- Исследовать подходы к использованию инфографики в учебно-воспитательном процессе;
- Изучить возможности применения вебинаров в учебном процессе вуза для обучения студентов разработке образовательной инфографики;
- Разработать учебно-методические материалы для проведения вебинаров, направленных на развитие умений разрабатывать образовательную инфографику у студентов педагогического бакалавриата;
- Апробировать вебинары и провести экспертную оценку учебно-методических материалов.
В настоящее время существует множество подходов применения инфографики в области образования, раскрывающих ее потенциал. Так инфографика может применяться в воспитании, может выполнять функцию организации деятельности, инструктирующую и информирующую функции, а также развивающую. Овладение приемами создания и использования инфографики, на наш взгляд позволит расширить границы профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования.
Анализ образовательной программы, разработанной в СФУ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / профиль 44.03.01.01 - Тьютор показал, что разработка и использование инфографики не отражено ни в одной дисциплине, но может быть реализовано в рамках самостоятельной работы, которая в свою очередь должна привлекать студентов инновационными подходами и активным включением информационных технологий в процесс обучения. Применение современных информационных технологий в образовании - это основная идея улучшения качества и повышения эффективности обучения и образовательного процесса в целом. Одной из таких технологий является технология виртуализации обучения. Одним из средств виртуального обучения является вебинар, сочетающий в себе достоинства очных занятий и возможности дистанционного обучения.
По результатам анализа проведенного нами опроса студентов педагогического бакалавриата, мы можем наблюдать высокий интерес к вебинарам как средству обучения, и готовность и желание принимать участие в вебинарах. Платформы для проведения вебинаров обеспечивают высокий уровень наглядности и интерактивности за счет обширного инструментария, а также позволяют организовывать как индивидуальное, так и групповое обучение. Обучение студентов педагогического бакалавриата основам разработки образовательной инфографики может быть организовано в рамках самостоятельной работы с активным использованием вебинаров. Анализ платформ для проведения вебинаров позволил определить, что для проведения вебинаров в рамках учебного процесса СФУ целесообразно использовать платформу Imind. Вебинары должны обладать высоким уровнем интерактивности, включать в себя задания для самостоятельного выполнения (как в группе, так и индивидуально), с возможностью получения онлайн- консультаций и с последующим обсуждением результатов.
С учетом ранее сказанного нами были подготовлены учебно¬методические материалы, которые включают в себя методическое планирование серии вебинаров, направленной на развитие у студентов педагогического бакалавриата умений разрабатывать образовательную инфографику; инструкцию по использованию сервиса для разработки инфографик Easelly; рекомендации по подготовке материалов к вебинару; организационные рекомендации по проведению вебинаров; учебно¬методические рекомендации по проведению вебинаров; рекомендации по организации проекта в рамках серии вебинаров. Была проведена апробация и экспертная оценка разработанных нами учебно-методических материалов. Учебно-методические материалы были скорректированы с учетом предоставленных экспертами рекомендаций.
По результатам экспертной оценки выявлено, что учебно-методические материалы выполнены на достаточно высоком уровне и могут быть использованы для обучения студентов созданию и использованию образовательной инфографики на различных этапах учебного процесса.
Таким образом, мы достигли цели нашей работы: теоретически обосновали, разработали и апробировали учебно-методические материалы для проведения вебинаров, направленных на развитие умений создавать образовательную инфографику у студентов педагогического бакалавриата.
В ходе апробации на примере сравнительного анализа работ студентов нам удалось подтвердить нашу гипотезу и выявить результативность развития умений разрабатывать образовательную инфографику при проведении интерактивных вебинаров с использованием учебно-методического обеспечения, позволяющего организовывать работу в микрогруппах при помощи онлайн-сервисов; обеспечении онлайн-консультирования студентов в процессе самостоятельной работы на вебинаре. Которая была подтверждена результатами экспертной оценки учебно-методических материалов.
1. Образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация бакалавр) [Электронный ресурс]: утв. от 25 апреля 2015 г. №87.25.04.2016. // Сайт Сибирского федерального университета. - Режим доступа: http://edu.sfu- kras.ru/
2. Зырянова, С. А. Реализация принципа наглядности в обучении техническим дисциплинам с использованием информационно-коммуникационных технологий / С. А. Зырянова, О. А. Филимонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11. - С. 65-72.
3. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский, под. ред. Ш. А. Хасбулатова. - Смоленск : Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. - Т.1. - 318 с.
4. Aguirre, C. R. Infographic design: toward the development of the XXI- century competences / Aguirre C. R., Valencia E. M., Morales H. L. // Editorial Universidad Don Bosco. - 2015. - Vol. 9, № 15. - P. 23-37.
5. Valero, J. S. La comunicacion de contenidos en la infografia digital /
J. S. Valero // Estudios sobre el Mensaje Periodistico. - 2010. - № 16. - P. 469¬483.
6. Dunlap, J. C. Getting graphic about infographics: design lessons learned from popular infographics / Valero, J. S., Lowenthal P. R. // Journal of Visual Literacy. - 2016. - Vol. 35, № 1. - P. 42-59.
7. Kibar, P. N. Searching for Visual Literacy: Secondary School Students are Creating Infographics / Kibar, P. N., Akkoyunlu B. // Information Literacy: Moving Toward Sustainability. - Tallinn, 2015. - P. 241-251.
8. Лаптев, В. В. Изобразительная статистика: Введение в инфографику : монография / В. В. Лаптев. - М.: Эйдос, 2012. - 180 с.
9. Polman, J. L. Towards Critical Appraisal of Infographics as Scientific Inscriptions / Polman J. L., Gebre E. H. // Journal of research in science teaching. - 2015. - Vol. 52, № 6. - P. 868-893.
10. Ермолаева, Ж. Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации / Ж. Е. Ермолаева, О. В. Лапухова, И. Н. Герасимова // Концепт. - 2014. - № 11. - С. 1-10.
11. Геруш, М. В. Теоретические аспекты изучения инфографики / М. В. Геруш, Н. Н. Посконная // Концепт и культура: диалоговое пространство культуры: языковая личность: сб. ст. - Кемерово, 2016. - С. 396-401.
12. Остриков, С. В. Проектно-художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.06 / Остриков Сергей Викторович. - Москва, 2014.
- 20 с.
13. Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн / Г. А. Никулова, А. В. Подобных // Образовательные технологии и общество. - 2010. - № 2. - С. 369-387.
14. Бекузарова Н. В. Визуализация информации в образовательном процессе: история и современность / Н. В. Бекузарова,
А. В. Ткачева // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 5. - C. 82-92.
15. Paivio, A. Dual Coding Theory and Education / Paivio, A., Clark J. M. // Educational Psychology Review. - 1991. - Vol 3, № 3. - P. 149¬210.
16. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл, 2005. - 1136 с.
17. Guzman-Cedillo, Y. I. An Experience of Elaborating Didactic Infographics on Sexual Diversity / Guzman-Cedillo Y. I., Lima-Villeda N., Ferreira-Rosa S. // Revista Latina de Comunicacion Social. - 2015. - № 70. - P. 961-981.
18. Bellsky, T. Infographics and Mathematics: A Mechanism for Effective Learning in the Classroom // Bellsky T., Sudakov I., Usenyuk S., Polyakova V. V. // Problems, Resources, and Issues in Mathematics Undergraduate Studies. - 2016. - № 2. - P. 158-167.
19. Barnes, R. S. Appearance and explanation: advancements in the evaluation of journalistic information graphics / R. S. Barnes // Journal of Visual Literacy. - 2017. - № 3. - P. 167-186.
20. Грушевская, В. Ю. вузе / В. Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 26-31.
21. Бекузарова, Н. В. Аналитический обзор сервисов
инфографики [Электронный ресурс] / Н. В. Бекузарова, Е. В. Ермолович,
А. В. Ткачева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.
- Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23256
22. Wright, A. Tools for the Cre интернет-среде
киберпространства: философско-психологический аспект / В. К. Обыденкова // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2013. - № 2. - С. 56-67.
24. Обыденкова, В. К. Предпосылки становления киберпедагогики как науки XXI века / В. К. Обыденкова // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2015. - № 2.
- С. 86-104.
25. Митина, Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы / Н. А. Митина // Молодой ученый. - 2013. - № 1. - С. 345-349.
26. Курейчик, В. В. Новый подход к виртуальному обучению /
В. В. Курейчик, А. А. Лежебоков, С. В. Пащенко // Открытое образование. - 2014. - № 3. - С. 4-9.
27. Бородина, Н. А. Совершенствование преподавания информатики с использованием электронных учебных ресурсов / Н. А. Бородина, С. М. Мотько, Т. А. Харитонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 11-15.
28. Запорожец, Д. Ю. Способы интеллектуального анализа данных в сложных системах / Д. Ю. Запорожец, Ю. А. Кравченко, А. А. Лежебоков // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 3. - С. 52.
29. Cucchiara, S. Tools for webinars: What platform suits best / Cucchiara S., Vanin L., Ballor F. // TD Tecnologie Didattiche. - 2014. - № 2. - P. 110-113.
30. Lakhal, S. Influence of business students' psychological factors on behavioural intentions to use webinar in distance education: integration of autonomy to the Unified Theory of Acceptance and Use of Technology (UTAUT) model / Lakhal S., Khechine H., Pascot D. // Journal of Computing in Higher Education. - 2013. - № 2. - P. 93-134.
31. Соломина, Н. В. Вебинар как современная коммуникативная технология / Н. В. Соломина // Динамика систем, механизмов и машин. - 2014. - № 5. - С. 194-196.
32. Калинина, С. Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе / С. Д. Калинина // Научная жизнь. - 2015. - № 2. - С. 291¬295.
33. Трилицкая, В. В. Вебинар как эффективный метод обучения персонала / В. В. Трилицкая, О. Ю. Трилицкая // Региональная экономика. Юг России. - 2014. - № 4. - С. 171-178.
34. Цаллагов, Н. А. Проведение эффективных вебинаров от А до Я / Н. А. Цаллагов, Т. А. Астахова. - 2015. - 174 с.
35. Sypsas, A. Supporting undergraduate students via Webinars / Sypsas A., Toki E., Pange J. // International Conference on Interactive Mobile Communication Technologies and Learning (IMCL). - 2015. - P. 227-231.
36. Витченко, О. В. Интерактивность как одно из основных требований к современным электронным образовательным ресурсам / О. В. Витченко // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 66-68.
37. Панфилова, Н. И. Технологии проведения вебинаров как средство эффективной коммуникации учителя в информационном образовательном пространстве / Н. И. Панфилова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 3. - С. 209-210.
38. Фролов, Ю. В. Подготовка и проведение вебинаров: Учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации / Ю. В. Фролов - Москва : МГПУ, 2011. - 30 с.
39. Губанова, А. А. Особенности внедрения вебинаров в учебный процесс в вузе / А. А. Губанова // Научный альманах. - 2015. - № 8. -С. 455-458.
40. Трубина, М. А., Создание электронных учебных материалов на основе технологии вебинаров / М. А. Трубина, Е. Г. Григорьева,В. М. Сакович, А. В. Черемных // ИнноЦентр. - 2014. - № 2. - С. 45-52.
41. Карелкин, Е. Н. Социально-психологические особенности студенческой молодежи / Е. Н. Карелкин // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2014. - № 4. - С. 155-157.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. №1426. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа:http://fgosvo.ru
43. Схема анализа компетентностно-ориентированного урока [Электронный ресурс]// ГБОУ Городской методический центр. - Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/ekonomika/metodicheskie-materialy/analiz-uroka-po-fgos-variant-skhemy- analiza-kompetentnostno-orientirovannogo-uroka.html
44. Давыдова, Н. С., О качестве методического сопровождения
учебных дисциплин и современных методах оценивания учебных достижений / Н. С. Давыдова, Е. И. Краснова, Л. В. Русяева,К. Ю. Ретюнский // Тюменский медицинский журнал. - 2010. - № 1. - С. 69¬71.