Блог как средство развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы развития навыков научной речи студентов 6
1.1 Научная деятельность: сущность, виды и формы 6
1.2 Научная речь: характер, особенности, требования 17
1.3 Отечественный опыт развития научной речи студентов 26
2 Возможности блога как средства развития навыков научной речи студентов 38
2.1 Блог «Развиваем научный стиль речи»: описание контента 38
2.2 Результаты работ студентов. Экспертная оценка блога «Развиваем
научный стиль речи» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
1 Теоретические основы развития навыков научной речи студентов 6
1.1 Научная деятельность: сущность, виды и формы 6
1.2 Научная речь: характер, особенности, требования 17
1.3 Отечественный опыт развития научной речи студентов 26
2 Возможности блога как средства развития навыков научной речи студентов 38
2.1 Блог «Развиваем научный стиль речи»: описание контента 38
2.2 Результаты работ студентов. Экспертная оценка блога «Развиваем
научный стиль речи» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
В современном обществе большую роль играет эффективное речевое поведение человека. Согласно общественным требованиям и социальным запросам, а также новым образовательным стандартам, современные выпускники вузов должны хорошо владеть теоретическими сведениями о нормах литературного языка во всех его разновидностях, уметь работать с научной и справочной литературой. В развитых странах вопрос оценки персонала и карьерного продвижения давно поставлен в зависимость от его умения готовить разного рода документы и материалы.
К сожалению, состояние речевой культуры современных выпускников вузов не удовлетворяет возрастающим требованиям устного и письменного общения. Студенты даже с достаточным уровнем интеллектуального развития не владеют такими приемами и механизмами высказывания, как осмысление, запоминание, оформление, воспроизведение, трансформация высказывания, синтезирование, не соблюдают правила правописания. Все это приводит к тому, что студенты выражают свои мысли бедно, примитивно, часто неграмотно.
Актуальность настоящего исследования определяется противоречиями между признанием значимости развития навыков научной речи будущих специалистов и недооценкой использования потенциала блога в развитии студентов. Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему исследования.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы «Блог как средство развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Объект: процесс развития научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Предмет: средства развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать блог как средство развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Гипотеза: блог можно использовать как средство развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если на его страницах
- размещаются индивидуальные и коллективные научные статьи, заметки, очерки и пр. студентов;
- организованно обсуждение работ студентов.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Уточнить содержание тематического тезауруса данного исследования: «научная деятельность», «научный стиль речи» и «блог».
2. Описать особенности научного стиля речи.
3. Рассмотреть отечественный опыт развития навыков научной речи студентов.
4. Разработать блог и описать работу с ним как средством развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Методологической основой исследования явились работы ученых в области методики обучения русскому языку (русскому как иностранному, русскому как неродному) как языку специальности (А.Р. Арутюнов, Т.В. Васильевой М.Н., Л.А. Константинова, В.Г. Костомаров, И.В. Супрун, Н.М. Шанский и др.); описания стилей (О.С. Ахманова, В.В. Бабайцева, М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Л.А. Константинова, В.Г. Костомаров, О.А. Крылова, Л.В. Успенский, Л.П. Якубинский и др.); законодательные документы о современном образовании.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; опросные методы (анкетирование обучащихся, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов опытно¬экспериментальной работы.
Базой исследования явился институт педагогики, психологии и социологии СФУ. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 46 человек. Исследование выполнялось в 2016 - 2017 уч. г.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ИИПС СФУ.
Обсуждение материалов и результатов исследования осуществлялось на XIV Международной научно-практической конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» СФУ (Красноярск, 2016); XVIII Международной практической конференции:
«Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2016); XXII Международной научной конференции: «Славянские чтения - 2017» (Стерлитамак, 2017); Международной научно-практической конференции: Образование, наука и инновации: Научное партнерство «Апекс» (Севастополь, 2017).
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, библиографический список, приложение.
К сожалению, состояние речевой культуры современных выпускников вузов не удовлетворяет возрастающим требованиям устного и письменного общения. Студенты даже с достаточным уровнем интеллектуального развития не владеют такими приемами и механизмами высказывания, как осмысление, запоминание, оформление, воспроизведение, трансформация высказывания, синтезирование, не соблюдают правила правописания. Все это приводит к тому, что студенты выражают свои мысли бедно, примитивно, часто неграмотно.
Актуальность настоящего исследования определяется противоречиями между признанием значимости развития навыков научной речи будущих специалистов и недооценкой использования потенциала блога в развитии студентов. Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему исследования.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы «Блог как средство развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Объект: процесс развития научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Предмет: средства развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать блог как средство развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Гипотеза: блог можно использовать как средство развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если на его страницах
- размещаются индивидуальные и коллективные научные статьи, заметки, очерки и пр. студентов;
- организованно обсуждение работ студентов.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Уточнить содержание тематического тезауруса данного исследования: «научная деятельность», «научный стиль речи» и «блог».
2. Описать особенности научного стиля речи.
3. Рассмотреть отечественный опыт развития навыков научной речи студентов.
4. Разработать блог и описать работу с ним как средством развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Методологической основой исследования явились работы ученых в области методики обучения русскому языку (русскому как иностранному, русскому как неродному) как языку специальности (А.Р. Арутюнов, Т.В. Васильевой М.Н., Л.А. Константинова, В.Г. Костомаров, И.В. Супрун, Н.М. Шанский и др.); описания стилей (О.С. Ахманова, В.В. Бабайцева, М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Л.А. Константинова, В.Г. Костомаров, О.А. Крылова, Л.В. Успенский, Л.П. Якубинский и др.); законодательные документы о современном образовании.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; опросные методы (анкетирование обучащихся, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов опытно¬экспериментальной работы.
Базой исследования явился институт педагогики, психологии и социологии СФУ. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 46 человек. Исследование выполнялось в 2016 - 2017 уч. г.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ИИПС СФУ.
Обсуждение материалов и результатов исследования осуществлялось на XIV Международной научно-практической конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» СФУ (Красноярск, 2016); XVIII Международной практической конференции:
«Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2016); XXII Международной научной конференции: «Славянские чтения - 2017» (Стерлитамак, 2017); Международной научно-практической конференции: Образование, наука и инновации: Научное партнерство «Апекс» (Севастополь, 2017).
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, библиографический список, приложение.
В связи с модернизацией образования, внедрение информационных технологий стало чаще использоваться, что значительнее повышает как уровень образования, так и эффективность работы студентов. Поэтому можно сделать вывод, что использование информационных и коммуникационных технологий в сфере образования раскрывает новые возможности перед педагогами, вносит новое в систему традиционного обучения, наталкивает на поиск новых моделей образования. Одной из технологий является блог.
Мы определяем блог в широком его значении, а именно как «интернет- сайт, или раздел какого-либо сайта, который содержит записи расположенные в хронологическом порядке в зависимости от даты написания, содержащие такой контент как различная мультимедиа, и позволяющий участникам комментировать данные записи». Блог можно использовать как средство развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если на его страницах
- размещаются индивидуальные и коллективные научные статьи, заметки, очерки и пр. студентов;
- организованно обсуждение работ студентов.
Позитивные результаты, полученные в итоге исследования, позволяют признать теоретическую и практическую значимость бакалаврской работы.
Подтверждением позитивных результатов являются приведенные в бакалаврской работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах.
Таким образом, в настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
Мы определяем блог в широком его значении, а именно как «интернет- сайт, или раздел какого-либо сайта, который содержит записи расположенные в хронологическом порядке в зависимости от даты написания, содержащие такой контент как различная мультимедиа, и позволяющий участникам комментировать данные записи». Блог можно использовать как средство развития навыков научной речи студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если на его страницах
- размещаются индивидуальные и коллективные научные статьи, заметки, очерки и пр. студентов;
- организованно обсуждение работ студентов.
Позитивные результаты, полученные в итоге исследования, позволяют признать теоретическую и практическую значимость бакалаврской работы.
Подтверждением позитивных результатов являются приведенные в бакалаврской работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах.
Таким образом, в настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.



