Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Работа №27298

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы47
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
799
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы развития игровой деятельности младших
дошкольников со сверстниками в условиях детского сада 6
1.1 Специфика и определение подвижной игры 6
1.2 Особенности формирования личности ребенка 3-4 лет посредством
игровой деятельности 7
1.3 Особенности взаимодействие младших дошкольников со сверстниками во
время подвижных игр в условии детского сада 15
1.4 Игры на развитие навыков взаимодействия и методика их проведения...17
2 Экспериментальное изучение навыков взаимодействия детей со
сверстниками в условиях детского сада с помощью подвижных игр 20
2.1 Исследование уровня взаимодействия детей 3-4 лет 20
2.2 Описание результатов эксперимента 22
Заключение 29
Список использованных источников 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 37
ПРИЛОЖЕНИЕ В 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 45


Одним из средств развития навыков общения ребенка со сверстниками и повышением социального статуса, являются подвижные игры. Очень ценным является то, что подвижные игры способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Наиболее распространенной формой проявления дружеских взаимоотношений является помощь товарищу, согласованные действия при выполнении общего двигательного задания, взаимоконтроль за качеством движений, ответственность перед ровесниками. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением[6].Введение подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность младших дошкольников, поможет им взаимодействовать со сверстниками, не только при условии отсутствия конкурентных отношений, но и в условиях конкуренции, возникающей в естественном игровом взаимодействии (подвижные игры с правилами) в любом детском коллективе. В последнее время современные дети мало двигаются, меньше чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютеру и различным гаджетам. Чтобы поддержать интерес детей к подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Несомненный вклад в развитие представлений об игре, как деятельности внес С.Л. Рубинштейн (1940), который рассматривал игровую ситуацию, главным образом, со стороны мотивов и игровых действий. Исходная особенность, определяющая сущность игры - это ее мотивы, переживание значимых для ребенка сторон действительности. Рубинштейн отмечает особенности игровых действий: «Они скорее являются выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Эти действия выражают отношение к цели, с чем и связано замещение одних предметов другими, приобретающими значение, определяемое их функцией в игре». С.Л. Рубинштейн разделяет позицию об игре, как об особом виде деятельности, ее особый тип, выражающий определенное отношение личности к окружающей действительности.
Наиболее значительный вклад в развитие представлений об игре ребенка, безусловно, внёс Л.С. Выготский (1956). Он заложил основу для дальнейшего ее изучения, как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Этот аспект нашел свое отражение в исследованиях его учеников и последователей (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.).
В связи с этим встаёт вопрос о развитии навыков взаимодействия младших дошкольников со сверстниками через подвижные игры.
Объект: взаимодействие младших дошкольников со сверстниками.
Предмет: развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками средствами подвижных игр.
Цель: изучить влияние подвижных игр на взаимодействие детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью определения теоретической модели сопровождения, развития навыков взаимодействия младших дошкольников со сверстниками средствами подвижных игр;
- экспериментально изучить особенности сюжетно-ролевой игры, сложившиеся в младшей группе детского сада;
- разработать и провести в младшей группе детского сада серию подвижных игр для развития взаимодействия детей со сверстниками;
- разработать психолого-педагогические рекомендации по организации подвижных игр для воспитателей детского сада.
Гипотеза: развитие навыков взаимодействия младших дошкольников в компонентах сотрудничества средствами подвижных игр будет успешным, если правильно организовать подвижные игры с учетом возрастных особенностей:
- время игры 10-15 минут;
- количество детей 5-15 человек;
- 2 игровые роли.
В игре формируются все стороны личности ребенка, особенно в тех играх, которые создаются самими детьми. Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования в соответствии с поставленными задачами, были выполнены следующие виды работ:
- В первой главе нами были рассмотрены психолого-педагогические основы развития навыков взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста со сверстниками, через подвижные игры. Мы изучили сущность взаимодействия, влияние игр на развитие младших дошкольников. Нами были исследованы особенности, развития навыков взаимодействия детей младшего дошкольного возраста со сверстниками, через подвижные игры;
- В начале нашего эксперимента были изучены особенности сюжетно-ролевой игры, сложившейся в младшей группе детского сада, что показало отсутствие согласованности действий, как в выборе игры, партнера, так и в процессе игровой деятельности, что в конечном итоге не ведет к реализации игрового замысла;
- На следующем этапе была проведена серия подвижных игр различной интенсивности, направленных на развития навыков взаимодействия и сотрудничества младших дошкольников со сверстниками, анализ эффективности которых оценивался на основании методик: Л. А. Венгер «Лабиринт», Г.А. Цукерман «Рукавички». Результаты эксперимента показали, что игры организованные с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет, ведут к успешному развитию навыков взаимодействия и сотрудничества;
- По результатам исследования, были разработаны и апробированы методические рекомендации для воспитателей детского сада № 5 комбинированного вида г. Сосновоборска, по организации подвижных игр для детей 3-4 лет (Приложение Г).
Выдвинутая гипотеза о положительном влиянии подвижные игр на взаимодействие младших дошкольников со сверстниками подтверждена.



1) Александровская, Э.М. Возрастные особенности индивидуальности младших школьников (по методике Кеттелла). Медицинские проблемы формирования личности / Э. М. Александровская, С. С. Липовецкий. - Москва: Наука, 1978.-С. 103-119.
2) Богданец, Т. П. Детский сад: теория и практика /Т. П. Богданец // Научно - методический журнал. - 2015. - № 1. - С. 72-79.
3) Бондаренко, А. К., Матусик А. И. «Воспитание детей в игре»: М, 1983.
4) Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт - Петербург: Питер, 2008. - 400 с.
5) Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Психология в вузе: Научно-методический журнал. - 2014. - № 5. - С. 36-120.
6) Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие -М.: А.П.О., 1996
7) Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. - Москва: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 с.
8) Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - Москва, 1966. - №6. - С. 62-76.
9) Гударёва, О. В. Игра современных дошкольников / О. В. Гударёва // Журнал прикладная психология. - 2013. - №2. - С. 51-56.
10) Гударёва, О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников :автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Гударёва Ольга Владимировна. - Москва, 2005. - 25 с.
11) Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина // Руководство практического психолога. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академический Проект, 2000. - 184 с.
12) Джидарьян, И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. - Москва: Наука, 1974. - С. 146—169.
13) Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
14) Ермолова, Т. В. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет / Т. В. Ермолов!, С. Ю. Мещерякова, Н. И. Ганошенко // Вопросы психологии. - 1999. - №1 - С. 50-59.
15) Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры [Текст] /А.В. Запорожец//Дошкольное воспитание. - 1995. -№10-с.8
16) Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском сада. - М.: Издательство «Скрипторий 2003» - 2014.
17) Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - Москва: Педагогика / Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, 2015. - 152 с.
18) Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Е. Е. Кравцов!. - Москва: Просвещение: Учебная литература, 2013. - 160 с.
19) Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с.
20) Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1972. - 576 с.
21) Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2014. - 264 с.
22) Лисина, М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни / М. И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - №5. - С. 73-78.
23) Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. - Москва: Издательство «Институт практиче ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
24) Лисина, М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста/ М. И. Лисина // Вопросы психологии. - 1961. - № 3. - С. 117-125.
25) Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии; под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.
26) Лыкова, И. А. Играют мальчики: Гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие / И. А Лыкова, Е. И. Касаткина, С. Н. Пеганова.
- Москва: Цветной мир, 2013. - 96 с.
27) Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/Т.А.Макркова- М.: Просвещение, 2013. - 128 с.
28) Михайленко, Н. Я. Короткова,Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре :Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
29) Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр.- Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 96 с.
30) Михайлова, Я. И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Михайлова Яна Ивановна. - Санкт- Петербург, 2001. - 242 с.
31) Морозов, И. А. Игровые сообщества: гендерный аспект / И. А. Морозов // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 4. - С. 69-84.
32) Нижегородцева, Н. В.Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д.Шадриков. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-256 с.
33) Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 431 с.
34) Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
35) Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР; под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. - Москва: Педагогика, 1978. - 192 с.
36) Римашевская, Л. С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками: особенности сопровождения // Детский сад от А до Я. -2011. - №2
37) Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г.Рузская.- Академия педагогических наук.- М.:Педагогика,2013.-216с.
38) Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 304 с.
39) Смирнова, Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударева // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С. 91-103.
40) Смирнова, Е. О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников / Е. О. Смирнова // Культурно¬историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 38-44.
41) Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст]: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова, В. Н. Холмогорова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.-158с.
42) Соколова, М. В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста / М. В Соколова // Современное дошкольное образование. - 2014. - № 6. - С. 7-13.
43) Солдатов, Д. В. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе (учебно-методическое пособие) / Д. В. Солдатов; под ред. В. Г. Колесникова. - Обнинск: Принтер, 2001. - 92 с.
44) Стожаров!, М. Ю. Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников / М. Ю. Стожарова, А. Ф. Катиркина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 2. - С. 45-48.
45) Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова; под.ред. А. В. Запорожца. - Москва: Просвещение, 1976. - 96 с.
46) Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я : Хухлаева, О.В, Хухлаев О.Е., Первушина И.М. / как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2010.
47) Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
48) Эльконин, Д. Б. Размышления над проектом / Д. Б. Эльконин // Коммунист. - 1984. -№ 3. - С. 58 - 66.
49) Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
50) Lillard, A. S. The Impact of Pretend Play on Children's Development: A Review of the Evidence / A. S. Lillard, M. D. Lerner, E. J. Hopkins, R. A. Dore, E.
D. Smith, C. M. Palmquist // Psychological Bulletin. - 2013. - P. 1-34.
51) Copple, C. Developmentally appropriate practice in early childhood programs serving children from birth through age 8/C. Copple, S. Bredekamp. - Washington, DC: National Association for the Education of Young Children, 2009. - 182 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ