Введение 5
1 Теоретические представления о синдроме эмоционального выгорания у 8
педагогов
1.1 Синдром эмоционального выгорания, причины его возникновения ... 8
1.2 Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у
педагогов и его профилактика 15
2 Экспериментальное исследование синдрома эмоционального
выгорания у педагогов и возможности его профилактики 22
2.1 Организация и методы исследования. Анализ полученных
результатов 22
2.2 Система профилактических мероприятий для педагогов,
направленных на преодоление синдрома эмоционального выгорания 31
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 51
Приложение Б 57
Приложение В 60
Приложение Г 61
В настоящее время в обществе стремительно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома эмоционального выгорания.
Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с учениками. Не каждый педагог в состоянии выдерживать психоэмоциональное напряжение, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в семейной, личной жизни, проблемы в общении с коллегами и так далее. Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей - все это осложняет жизнь педагога. В результате, не находя сил противостоять внутренним и внешним воздействиям, педагог начинает срываться от накопленного стресса, испытывать глубокое физическое утомление, отдаляться от детей, от общения с ними, - возникает синдром выгорания у педагогов. Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива.
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспектах проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов и способов его профилактики.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что синдром
эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога, т.е., чем больше стаж профессиональной деятельности педагога, тем более сформированы фазы синдрома эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу по теме исследования, охарактеризовать понятие «синдром эмоционального выгорания», изучить причины возникновения и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
2. Подобрать психодиагностические методики, адекватные цели исследования и экспериментально изучить проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
3. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
4. Подобрать профилактические мероприятия для педагогов, направленные на преодоление синдрома эмоционального выгорания.
Методологическая база исследования представлена работами В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, С. Джексон, K. Маслач, Н.В. Самоукиной, Г. Фрейденбергера.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Метод сбора эмпирических данных: тестирование («Диагностика уровня эмоционального выгорания» (Бойко В.В.), «Диагностика профессионального выгорания» (Маслач К., Джексон С., адаптированный Водопьяновой Н.Е.).
3. Констатирующий эксперимент.
4. Количественная и качественная обработка результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное казенное образовательное учреждение «Зотинская средняя общеобразовательная школа». Выборку исследования составили 20 педагогов школы в возрасте от 24 до 62 лет (17 женщин, 3 мужчин).
Этапы исследования:
1 этап (январь 2016 г.) - анализ теоретического материала,
планирование экспериментального исследования, подбор диагностического инструментария.
2 этап (февраль - март 2016 г.) - проведение диагностического исследования по выявлению проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
3 этап (апрель - июнь 2016г.) - анализ полученных в ходе исследования результатов и формулировка выводов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в систематизации теоретического материала по проблеме синдрома эмоционального выгорания педагогов, в подборе профилактических мероприятий, направленных на снижение проявлений синдрома эмоционального выгорания.
Изучение проявлений синдрома эмоционального выгорания представляет для нас не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе профилактических и коррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья педагогов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований, и приложений. Основные выводы работы представлены в 6 таблицах и 2 рисунках. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Проанализировав психологическую литературу по проблеме исследования, делаем вывод о том, понятие «синдром эмоционального выгорания» является многоаспектным и его изучению посвящено не мало трудов, как зарубежных, так и отечественных ученых.
Синдром эмоционального выгорания - это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии.
В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда и требования предъявляемые педагогам постоянно меняются. И когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами, у педагога нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к синдрому эмоционального выгорания.
Можно выделить три фазы формирования выгорания: фаза напряжения, резистенции, истощения, которым свойственны определенные симптомы, сопровождающиеся определенными эмоциональными, когнитивными и поведенческими реакциями.
С целью изучения проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов, нами было организовано экспериментальное исследование на базе Муниципального казенного образовательного учреждения «Зотинская средняя общеобразовательная школа».
В ходе анализа было выявлено следующее, что синдром эмоционального выгорания присутствует у педагогов данного образовательного учреждения, но не в значительной степени. Большинству педагогов из числа испытуемых присуще проявление синдрома профессионального выгорания в умеренной степени.
В рамках гипотезы исследования мы предположили, что синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога. Для подтверждения данного предположения все педагоги выборки исследования были разделены на 4 группы в соответствии со стажем профессиональной деятельности. Это группы от 0 до 10 лет стажа, от 11 до 20 лет, от 21 до 30 лет и от 31 года и старше.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что учителя, вошедшие в группу, стаж профессиональной деятельности которых составил от 21 до 30 лет, оказались наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания. Наименее подвержены данному синдрому представители четвёртой группы - это педагоги, которые больше всего отработали в педагогической сфере (более 30 лет).
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтвердилась, т.к. уровень эмоционального выгорания возрастает не монотонно по ходу профессиональной деятельности, а существует некоторая закономерность его проявления, возможно, состоящая в зависимости выраженности фаз синдрома от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза не нашла своего подтверждения на данной выборке исследования.
1. Агеева, И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И. А. Агеева. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 208 с.
2. Бабаева, З. О. Оторванность от жизни. Тренинги по профилактике СЭВ как актуальное направление в социальной работе / З. О. Бабаева, Т. Н. Магдиева // Наука и Мир. - 2015. - Т. 2. - № 8. - С. 115-116.
3. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова, Е.
B. Кухарская // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 11. -C. 43-48.
4. Бойко, В. В. Энергия эмоций : монография / В. В. Бойко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2004. - 473с.
5. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 105 с.
6. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - Санкт- Петербург : Питер, 2009. - 336 с.
7. Водопьянова, Н. Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова; под ред. Г. С. Никифоровой, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - Санкт-Петербург : Речь, 2001. - 322 с.
8. Возняк, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации; диагностический комплекс / И. В. Возняк, И. М. Узянова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 150 с.
9. Воробьева, М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 / Воробьева Мария Алексеевна. - Екатеринбург, 2011. - 231 с.
10. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина; под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - Санкт - Петербург : Питер, 1999. - 218 с.
11. Демьянчук, Р.В. Эмоциональное выгорание учителя / Р. В. Демьянчук. - Москва : Просвещение, 2006. - 138 с.
12. Долгова, В. И. Психологическая защита : монография / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева. - Москва : Издательство Перо, 2014. - 160 с.
13. Коржова, Е. Ю. Представления о здоровье личности в отечественных психологических подходах / Е. Ю. Коржова // Вестник Смоленского государственного университета. - 2012. - Т.20. - №4. - С. 16-20.
14. Королева, Е. Г. Синдром эмоционального выгорания / Е. Г. Королева, Э. Е. Шустер // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2007. - № 3. - С. 108-111.
15. Куликов, Л. В. Здоровье и субъективное благополучие / Л. В. Куликов. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 182 с.
16. Лазарева, Н. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н. В. Лазарева // Школьные технологии. - 2011. - №1. - С.171.
17. Ларенцова, Л. И. Феномен психологического выгорания специалиста и пути предотвращения появления феномена / Л. И. Ларенцова // Прикладная юридическая психология. - 2008. - № 4. - С. 52-70.
18. Ларенцова, Л. И. Феномен эмоционального выгорания: механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов / Л. И. Ларенцова, Н. В. Терехина // Прикладная юридическая психология. - 2011. - № 2. - С. 37-48.
19. Ленгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Ленгле // Вопросы психологи. - 2008. - № 2. - С. 3-16.
20. Львова, Ю. Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Ю. Л. Львова. - Москва : Издательство МГУ, 1991. - 362 с.
21. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. - Москва : Издательство Института психотерапии, 2004. - 147 с.
22. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - Москва : Академия, 2004. - 320 с.
23. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. - Москва : Институт психологии РАН, 2006. - 330 с.
24. Пряжников, Н. С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - C. 87-95.
25. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 16- 17.
26. Сушенцова, Л. В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика / Л. В. Сушенцова // Инновационная сельская школа: от идеи к результату. - Йошкар-Ола, 2006. - № 4 - С. 190- 198.
27. Семёнова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пос. / Е. М. Семёнова. - Москва : Издательство института психотерапии, 2005. - 224 с.
28. Фейдимен, Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Д. Фейдимен, Р. Фрейберг. - Москва : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. - 657 с.
29. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 35 - 40.
30. Якубанеце, Б. У. Руководство по телесно-ориентированной терапии. / Б. У. Якубанеце. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 174 с.
31. Янковская, Н. Эмоциональное выгорание учителя / Н. Янковская // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 127-37.
Электронные ресурсы:
32. Брынских, К. Г Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов [Электронный ресурс] / К. Г. Брынских // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 8. - С. 26-30. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75134.html
33. Домрачева С. А. Изучение эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс] / С. А. Домрачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 71-75. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95166.html.
34. Капитанец, Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс] / Е. Г. Капитанец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015.
- № 02 (февраль). Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15047.html.
35. Котова, Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. / Е.В. Котова // Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - 2013. Режим доступа: www.metodichka.x-pdf.ru.
36. Лаврова, К. С. Синдром выгорания: профилактика и управление [Электронный ресурс] / К. С. Лаврова, А. А. Левин // Вильнюс. - 2012. Режим доступа: http://www.harm-eduction.org.
37. Мартынова, К. Ю. Профилактика эмоционального выгорания педагогов образовательной организации [Электронный ресурс] / К. Ю. Мартынова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015.
- Т. 18. - С. 81-85. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95168.html.
38. Осухова, Н. Г. Профилактика профессионального выгорания [Электронный ресурс] / Н. Г. Осухова, В. В. Кожевникова // Школьный психолог. - 2012. - № 6. Режим доступа: http://psy.1september.ru.
39. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс] / Н. В. Самоукина. // Элитариум. - 2011. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/sindrom_professionalnogo_vxgoraniia.html.
40. Щеглова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы [Электронный ресурс] / Г. С. Щеглова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 08. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75140.html.