ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические основы формирования образа компании
как работодателя 6
1.1 Сущность понятия «HR-бренд» и его структура 6
1.2 Этапы и инструменты формирования HR-бренда 17
2 Анализ HR-бренда компании АО «Востсибнефтегаз» 23
2.1 Общая характеристика компании АО «Востсибнефтегаз» 23
2.2 Исследование уровня лояльности сотрудников компании
АО «Востсибнефтегаз» и факторов, влияющих на него 29
3 Разработка программы для формирования HR-бренда
АО «Востсибнефтегаз» 39
3.1 Создание и реализация плана мероприятий по развитию бренда компании
АО «Востсибнефтегаз» как работодателя 39
3.2 Подготовка рекомендаций для продвижения бренда
АО «Востсибнефтегаз» как работодателя 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ А-И
Одним из главных ресурсов любой компании является человеческий ресурс. Развитие рыночной экономики создает условия, при которых возрастает значение человеческого фактора в деятельности организации. Знания, квалификация, опыт, творческий потенциал работников являются нематериальным активом компании. Они становятся одним из главных источником ее эффективности и конкурентоспособности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное развитие рынка труда характеризуется тенденцией трансформации традиционного «рынка работодателя» в «рынок работника», то есть спрос на квалифицированных специалистов превышает предложение. Вследствие этого формируется проблема подбора и найма персонала, а также удержания работников, обладающих определенными навыками. В условиях жесткой конкуренции и борьбы за персонал специалисты в области рекрутинга и HR- менеджмента вынуждены искать совершенно новые подходы и методики для повышения эффективности управления HR-процессами в организации. Одним из таких подходов является HR-брендинг. Это формирование привлекательного образа компании как работодателя. Если компания не прилагает усилий для создания HR-бренда, то образ компании формируется стихийно, исходя из впечатлений сотрудников и бывших работников, партнеров, конкурентов, информации о компании в СМИ. Такие впечатления могут быть субъективными и не всегда правильными, поэтому компании целесообразно самой предпринимать меры по созданию привлекательного образа на рынке труда. При наличии правильно выстроенного HR-брендинга, который выражается в комплексной системе мероприятий, сроки и расходы на подбор и удержание ценных кадров сокращаются.
Понятие HR-брендинга не имеет обширной теоретической базы. Начало исследованию HR-брендинга было положено зарубежными авторами. Они же позднее разработали концепцию HR-бренда, выделив его основные характеристики, этапы и инструменты формирования, расчет эффективности мероприятий HR-брендинга. Ключевыми здесь явились исследования Минчингтона Б., Бэрроу С. и Мосли Р., Аакера Д., Мартина Г. и Хетрика С. Проблемой формирования HR-бренда в России начали интересоваться во второй половине 2000-х годов. Большинство публикаций российских исследователей посвящены сущности и опыту применения бренда работодателя. Среди авторов, наиболее активно работающих в сфере HR- бренда, можно выделить Бруковскую О.И., Осовицкую Н., Мансурова Р. Е. В своей работе я также использовала статьи, описывающие опыт управленцев и практиков HR-брендинга, изложенный на популярных сайтах по управлению персоналом, таких как headhunter.ru, e-xecutive.ru, hr-portal.ru, hrm.ru, hrmaximum.ru.
Объект исследования - АО «Востсибнефтегаз».
Предмет исследования - образ компании АО «Востсибнефтегаз» как работодателя.
Целью дипломной работы является анализ HR-бренда компании АО «Востсибнефтегаз» и разработка рекомендаций по его развитию. Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
а) рассмотреть основные подходы к определению термина «HR- бренд», определить его элементы и структуру;
б) выделить основные этапы и инструменты формирования HR- бренда;
в) дать общую характеристику компании АО «Востсибнефтегаз»;
г) исследовать уровень лояльности сотрудников компании АО «Востсибнефтегаз» и факторов, влияющих на него;
д) разработать план мероприятий по развитию бренда компании АО «Востсибнефтегаз» как работодателя;
е) сформулировать рекомендации по продвижению образа компании АО «Востсибнефтегаз» как работодателя.
Гипотеза: развитие HR-бренда компании влияет на повышение лояльности сотрудников.
Методологической основой для дипломной работы послужили несколько методов. В исследовании были использованы количественные методы (анкетный опрос, метод Q12, методика измерения лояльного отношения сотрудника к организации, созданная Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой, методика измерения «организационной лояльности» Дж. Мейера-Н. Ален, адаптированная В. Доминяком) и качественные методы (интервью с руководителями компании).
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Введение раскрывает актуальность работы, описывает объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотезу и методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы процесса формирования HR-бренда. Во второй главе раскрываются особенности бренда АО «Востсибнефтегаз» как работодателя, выделяются проблемные зоны в формировании HR-бренда компании. В третьей главе разрабатывается план мероприятий по развитию HR-бренда компании, и составляются рекомендации по его дальнейшему продвижению. В заключении подводятся итоги исследования, и формулируются основные выводы по данной теме.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты исследования и разработанная программа коммуникационных мероприятий активно используются для продвижении HR-бренда компании АО «Востсибнефтегаз».
В условиях дефицита квалифицированных работников специалисты в области рекрутинга и HR-менеджмента вынуждены искать новые подходы и методики для повышения эффективности управления HR-процессами в организации. Одним из таких подходов является формирование привлекательного образа компании как работодателя или HR-брендинг. Большинство людей хотят работать в престижных крупных компаниях, а не в тех, о которых они ничего не знают. При прочих равных условиях выбор соискателя будет сделан в пользу таких компаний, потому что они правильно позиционируют свой бренд работодателя в глазах потенциальных сотрудников и на рынке труда. Если компания не прилагает усилий для создания HR-бренда, то образ компании формируется стихийно. Причем этот образ может быть далеко неположительным. Поэтому компании целесообразно самой предпринимать меры по созданию привлекательного имиджа на рынке труда. При наличии правильно выстроенного HR-брендинга, который выражается в комплексной системе мероприятий, компания получает ряд преимуществ, что делает ее более конкурентоспособной. Такими преимуществам являются: понижение уровня текучести персонала, увеличение лояльности сотрудников, уменьшение расходов и сокращение сроков на поиск кандидатов, устойчивость компании в период экономических кризисов.
На основании проделанной нами работы можно сделать следующие выводы:
HR-бренд - это привлекательный образ компании как работодателя, основанный на ряде ее преимуществ, который ассоциируется у целевой аудитории с данной компанией, и выделяет ее на рынке труда. Условно, преимущества компании можно разделить на четыре группы:
а) экономические характеристики: высокая оплата труда, наличие системы премий и бонусов, стабильные гарантии занятости, график работы;
б) психологические характеристики: сильная корпоративная культура, заинтересованное отношение руководства к сотрудникам, «здоровый» психологический климат, объективность в оценке работы;
в) функциональные характеристики: содержание работы, возможности обучения, перспективы карьерного роста, возможность в полной мере реализовать имеющиеся знания и навыки;
г) организационные характеристики: лидерская позиция на рынке, международный характер деятельности, история компании, узнаваемость потребительских брендов, известность и репутация высших менеджеров компании, система управления, стиль управления.
Процесс создания и формирования HR-бренда предполагает долгосрочное и целенаправленное планирование, а не просто набор действий и мероприятий, направленных на улучшение имиджа работодателя.
Целесообразно сначала упорядочить внутренние HR-процессы, сформировать внутренний HR-бренд компании, т.е. стать привлекательным работодателем для своих сотрудников. В связи с этим цель моей исследовательской работы заключалась в определении уровня лояльности сотрудников компании АО "Востсибнефтегаз" и факторов, влияющих на него. В моей работе были использованы количественные методы (анкетный опрос, метод Q 12, методика измерения лояльного отношения сотрудника к организации, созданная Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой, методика измерения «организационной лояльности» Дж. Мейера - Н. Ален, адаптированная В. Доминяком) и качественные методы исследования (интервью с руководителями компании). Исследование проходило в период с 01.12.2016 по 31.12.2016. Целевой аудиторией исследования являлись сотрудники компании, принятые на работу в течение 2016 года (217 человек). Основными задачами исследования были: определение общего уровня лояльности работников к компании, определение типа лояльности у сотрудников и соотношение его с ожиданиями руководителей высшего звена, определение факторов, влияющих на лояльность персонала. В итоге, был разработан план мероприятий, направленный на решение проблем, определенных в ходе исследования:
а) профессиональное развитие работников;
б) построение эффективных корпоративных коммуникаций;
в) повышение общего уровня лояльности сотрудников;
г) трансформирование текущего типа лояльности работников в эмоциональную приверженность компании.
С января по апрель 2017 года в компании проводились мероприятия по укреплению корпоративной культуры и развитию внутренних коммуникаций, а также созданы проекты для профессионального и личностного развития работников. С целью анализа эффективности реализованных мероприятий было проведено повторное исследование (01.04.2017-30.04.2017). Результаты исследования оказались положительными. Во всех проблемных областях HR- бренда компании произошли позитивные изменения. Подтвердилась гипотеза, выдвинутая в начале исследования. По итогам реализации плана мероприятий удалось повысить уровень лояльности сотрудников компании. Далее мной были предложены рекомендации по дальнейшему плану развития внутреннего HR- бренда компании, а также предложена коммуникационная стратегия внешнего позиционирования компании как работодателя.
Поставленные в работе цели и задачи были решены. Я проанализировала образ компании АО «Востсибнефтегаз» как работодателя, а также разработала рекомендации по его развитию. Формирование HR-бренда - это непрерывный процесс, который нужно корректировать согласно изменениям внутри компании и на рынке труда. Поэтому работа по совершенствованию HR-бренда компании АО «Востсибнефтегаз» будет продолжаться.
1. Батракова, Л. Г. Эволюция научных взглядов на понятие «Человеческие ресурсы» и его современная специфика [Электронный ресурс] / Л. Г. Батракова // Вестник ЛГУ им. Пушкина. - 2011. - №2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-nauchnyh-vzglyadov-na-ponyatie-chelovecheskie-resursy-i-ego-sovremennaya-spetsifika
2. Гладышева, А. В. Генезис системы управления человеческими ресурсами / А. В. Гладышева // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №5-6. - С. 42-47.
3. Ершова, И. В. Феномен человеческого капитала в контексте глобализации образования / И. В. Ершова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010.- №4. - С. 32-36.
4. Келлер, К. Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом: изд. 2-е, пер. с англ. / К. Л. Келлер. - М.: Вильямс, 2005. - 704 с.
5. Официальный сайт Американской ассоциации маркетинга [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.ama.org.
6. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление/ Д. Аакер. - Сиб.: Питер, 2007. - 496 с.
7. Старов, С. А. Бренд: понятие, сущность, эволюция [Электронный ресурс] / С. А. Старов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия
8. Менеджмент. - 2008. - №2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/brend-ponyatie-suschnost-evolyutsiya
8. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. - М.: КНОРУС, 2010. - 256с.
9. Даулинг, Г. Наука и искусство маркетинга: пер. с англ. / Г. Даулинг. - СПб.: Вектор, 2006. - 400с.
10. Джоунс, Ф. Роль рекламы в создании сильных брендов: пер. с англ. / Ф. Джоунс. - М.: Вильямс, 2005. - 485с.
11. Домнин, В. Н. Брендинг: Новые технологии в России / В. Н. Домнин.
- СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
12. Дэвис, С. Управление активами торговой марки / С. Дэвис. - Сиб.: Питер, 2001. - с. 272.
13. Рудая, Е. А. Основы бренд-менеджмента: учеб. пособие / Е. А. Рудая. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 175с.
14. Кучеров, Д. Г. Бренд работодателя: область маркетинга или управления человеческими ресурсами? / Д. Г. Кучеров // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. - 2009.- №3. - С. 98- 120.
15. Бэрроу, С. Бренд работодателя. Лучшее из бренд-менеджмента - в работу с кадрами / С. Бэрроу, Р. Мосли. - М.: Группа ИДТ, 2007. - 195 с.
16. HR-portal [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://hr- portal.ru/article/postroenie-brenda-rabotodatelya
17. Сартейн, Л. Люди - «начинка» бренда / Л. Сартейн, М. Шуманн. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. - 304 с.
18. Backhaus, K. Conceptualizing and Researching Employer Branding /К. Backhaus, S. Tikoo // Career Development International. - 2004. Vol.9. № 5. - p. 742.
19. Мартин, Гр. Корпоративные репутации, брендинг и управление персоналом. Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами / Гр. Мартин, С. Хетрик. - М.: Группа ИДТ, 2012. - 336 с.
20. Минчингтон, Б. HR-бренд. Как стать лидером. Строим компанию мечты / Б. Минчингтон.- Юнайтед Пресс, 2011. - 260 с.
21. Осовицкая, Н. Актуальный HR-брендинг. Секреты лучших работодателей / Н. Осовицкая. - Спб.: Питер, 2013. - 240 с.
22. Мансуров, Р.Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала / Р. Е. Мансуров. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 224 с.
23. Кучеров, Д. Г. Изучение внутреннего имиджа высшего учебного заведения как работодателя / Д. Г. Кучеров, М. Ю. Платонов // Ученые записки СПбГИПСР. - 2008. - Вып. 2, Т.10. - С. 137-142.
24. HR-portal [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://hr- portal.ru/article/hr-brend-vnutrenniy-i-vneshniy
25. Бруковская, О. HR-бренд. 5 шагов к успеху вашей компании / О. Бруковская, Н. Осовицкая. - Спб.: Питер, 2011. - 272 с.
26. Цыгвинцева, Д. К. HR-бренд компании как объект социологического анализа / Д. К. Цыгвинцева // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». -2014. - №1. - С.61-65.
27. Осовицкая, Н. HR-брендинг: управление талантами, онлайн-обучение, геймификация и еще 15 эффективных практик / Н. Осовицкая. - СПб.: Питер, 2014. - 240 с.
28. Осовицкая, Н. HR-брендинг: работа с поколением Y, новые инструменты для коммуникации, развитие корпоративной культуры и еще 9 эффективных практик / Н. Осовицкая. - СПб.: Питер, 2015, - 304 с.
29. Официальный сайт компании АО «Востсибнефтегаз» [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vsnk.rosneft.ru
30. Сайт Нефтяники. РФ. [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://www.nltn.ru/oill~ields/russian oildelds/krasnoiarskij kraj/jurubcheno__tokhomskoe/20-1-0-116
31. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05.05.2014 № 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/
32. Сайт Energy Insider [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://energyinsider.ru/articles/energy-business/tikhie-demony-logotipov-neftyanykh-kompaniy/?sphrase_id=266
33. Чернышев, М. А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / М. А. Чернышев, И. Ю. Солдатова, Э. М. Коротков; под ред. И. Ю. Солдатовой. - М.: Наука- Пресс, ИТК «Дашков и К», - 2007, -256 с.
34. HR-portal [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.hr- portal.ru/varticle/biznes-process
35. Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». Режим доступа:https://www.rosneft.ru/Development/social/
36. Официальный сайт компании Smart Business Solutions [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www.sbsc .ru/products/ssm_online.html
37. Магура, М. И. Современные персонал-технологии / М.П. Магура, М. Б. Курбатова // Управление персоналом. -2001. - № 6.- С. 45-50.
38. Доминяк, В.И. Организационная лояльность: основные подходы / В. И. Доминяк // Менеджер по персоналу. - 2006. -№ 4. - С. 34-40.
39. Баранская, С.С. Проблема этимологии понятия «организационная лояльность» / С.С. Баранская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -2010. -Т. 16, № 2.
40. Баранская, С. С. Методика измерения лояльности [Электронный ресурс] / С. С. Баранская // Психологические исследования: электрон. науч. жури. -2011. - № 1(15). - Режим доступа:http://psystudy.ru
41. Ковалев, С. В. Введение в современное НЛП. / С. В. Ковалев. - М: Флинта, 2002, - 512 с.
42. Сайт HRMaximum [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.hrmaximum.ru/articles/corporate_culture/774/