Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка настольной игры «Домино» для экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Работа №27283

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
575
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников,
средствами настольной игры 7
1.1. Экологического воспитание: основные понятия, цели задачи, формы и
методы 16
1.2. Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного
возраста 24
1.3. Использование настольных игр в экологическом воспитании среднего дошкольного
возраста 36
Выводы по первой главе 38
2. Опытно- экспериментальное исследование по использованию
настольных игр в процессе экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста 39
2.1. Выявление актуального уровня экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста 43
2.2.. Разработка настольной игры «Домино. Времена года» 55
2.3. Результаты апробации настольной игры "Домино" и выявление динамики
уровня сформированности экологической воспитанности у детей среднего дошкольного возраста 58
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложения А-Б


Актуальность исследования обусловлена реформированием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми государственным стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва [33].
С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами дошкольных образовательных организаций встала задача принципиального пересмотра методических подходов к организации экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни [5, с.64].
В современном понимании экологическое воспитание перестало ограничиваться задачами формирования у детей элементарных знаний об окружающей природе и правил бережного обращения с ней, а направлено на ценностно-ориентированную образовательную деятельность по формированию у воспитанников детского сада экологического сознания с учётом актуальных экологических проблем и тенденций их развития.
Возможность общаться, взаимодействовать с объектами природы ребенок получает в специально созданной среде.
Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей. К экологической среде относятся уголки природы, экологические пространства, комната природы, зимний сад, участок детского сада и др. [20, с.12].
Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе. [2, с.67]
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО заявлено «... ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет ... ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы» [34].
Смена образовательной парадигмы и целевых ориентиров в воспитательной деятельности дошкольных образовательных учреждений всегда влечёт за собой необходимость пересмотра сложившихся подходов к содержанию и организации воспитательного процесса. При этом важно учитывать возрастные особенности воспитанников.
Отечественными учёными накоплен опыт разработки проблемы экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста, в части экологического воспитания в условиях усугубления экологических проблем окружающего мира.[11];
В период среднего дошкольного возраста формируются первоосновы экологического мышления, сознания.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. [25].
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В настольных играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Проблематика современных исследований в области экологического воспитания дошкольников должна концентрироваться, главным образом, вокруг методики применения соответствующих возрастным особенностям детей средств воспитательной деятельности.
Анализ литературных источников по теме моделирование исследования выявил наличие противоречий между признанием современными педагогами необходимости использовать в процессе экологического воспитания настольные игры и выраженные дефицитом теоретических культурных и прикладных исследований, представляет посвящённых потенциальным источнику возможностям и результатам задач использования настольных игр в экологическом воспитании детей.
В этой связи тематика исследования, связанная с разработкой прикладных аспектов экологического воспитания дошкольников средствами игровой деятельности, как ведущего вида деятельности в среднем дошкольном возрасте, в контексте нового понимания самого направления экологического воспитания, представляется актуальной.
Цель исследования: - разработать настольную игру, направленную на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - настольная игра, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования настольная игра «Домино» будет способствовать экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Если будет соответствовать:
-психолого-педагогическим и физическим возрастным нормам детей среднего дошкольного возраста;
-направлена на формирование логического мышления и изучения времен года.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать имеющие настольные игры детей среднего дошкольного возраста, используемые в процессе экологического воспитания в дошкольном учреждении.
3. Разработать настольную игру направленную на экологическое воспитания детей среднего дошкольного возраста.
4. Апробировать настольные игры направленные на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;
- наблюдение за настольными играми детей в природе в дошкольном учреждении;
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска в детском саду № 75 «Сказочный замок» Советского района. В исследовании принимали участие всего 30 детей. В контрольной группе 10 детей, экспериментальная 20 детей, средней группы в возрасте 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников, приложений.
Объем бакалаврской работы представлен: страницами печатного компьютерного набора, наименованиями списка используемых источников, приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена полностью. Разработанная нами настольная игра «Домино» для экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста, оказывает существенное положительное влияние на повышение уровня сформированности экологических представлений дошкольников и экологическую воспитанность в целом.
Задачи исследования поставленные нами реализованы в полной мере, а именно:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать имеющие настольные игры детей среднего дошкольного возраста, используемые в процессе экологического воспитания в дошкольном учреждении.
3. Разработать настольную игру направленную на экологическое воспитания детей среднего дошкольного возраста.
4. Апробировать настольные игры направленные на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста


1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.П. Авдулова, Т.Д. Марцинковская; Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 576с.
2. Барахсанова, Е.А. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4- 11 / Е.А. Барахсанова лет: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 1995. -171с.
3. Барахсанова, Е.А. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях / Е.А. Барахсанова и др. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
4. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013.250с.
5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. -270с.
6. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Наука, 2010. -300с.
7. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. /С.А. Веретенникова - М.: ИЦ «Академия», 2011.-320с.
8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. -250с.
9. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 2010. - 271с.
10. Гасанкадиева, У.Ш. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ / У.Ш. Гасанкадиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 168-171.
11. Гринько, М.Н. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников / М.Н. Гринько, Е.В. Михеева, Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19964
12. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013.-340с.
13. Журова, Л.Е. Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников / Л.Е. Журова. - М.: Просвещение, 2012. -270с.
14. Зебзеева, В.А. Организация игровых эколого-субкультурных практик как условие экологического развития детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences. - 2014. - № 3¬
4. - С. 102-106.
15. Зебзеева, Г.А. Игровой тренинг как форма экологического
образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г.А. Зебзеева // Режим доступа: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=14824.Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.
16. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. -270с.
17. Кавтарадзе, Д.Н. Мастерская игр: ремесло и искусство / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Акрополь, 2013. -320с.
18. Керимова, А.В. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / А.В. Керимова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 2 (19). - С. 78-83.
19. Комарова, И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 1996. -300с.
20. Кондрашова, М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. «Методические разработки». - Оренбург,2005. -240с.
21. Кустова, Е.А. Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Е.А. Кустова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3. - С. 93-96.
22. Логвинова, О.Ю. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста / О.Ю. Логвинова, С.В. Мещерякова, А.Б. Денисова, К.И. Кеворкова // Молодой ученый. - 2015. - № 20. - С. 468-472.
23. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. -350с.
24. Масловская, Л.З. Формирование экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности / Л.З. Масловская, А.Ф. Галимова // Наука и современность. 2016. - № 46. - С. - 3643.
25. Мир природы и ребёнок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство- пресс, 2008. -280с.
26. Несговорова, Н.П. Конструктивный подход в формировании экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста Электронный ресурс] / Н.П. Несговорова, Е.П. Богданова, В.Г. Савельев // - Режим доступа:https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10325Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - [27. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа,2006.-250с.
28. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. -335с.
29. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. - М.: Изд. «Гном», 2003.-290с.
30.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013-270с..
31. Понамарева, Н.Ю. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста / Н.Ю. Понамарева // Всероссийское сетевое издание ДОШКОЛЬНИК.РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://doshkolnik.ru/ecologia/8085.html
32. Попова, Л.В. Игра как необходимая составляющая экологического
образования /[Электронный ресурс] / Л.В. Попова, И.П. Таранец, М.М. Пикуленко //Режим доступа: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=20723 Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.
33. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
34. Самыгин С.И., Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ.ред. Л.И. Щербакова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2013. -470с.
35. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. -250с.
36. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. -210с.
37. Смирнова, Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения / Е.О. Смирнова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 63-64.
38. Турабаева, Г.К. Экологическое воспитание младших школьников / Г.К. Турабаева, Л.К. Турабаева, Г.Т. Бозшатаева, Г.С. Оспанова, Р.К. Турабаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 5-2. - С. 156-158.
39. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. -450с.
40. Цветков, А.В. Настольные экологические игры / [Электронный ресурс] / А.В. Цветков, Е.А. Дунаев, И.А. Цветков // Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=104638 Электронная библиотека студента «Библиофонд» .
41. Чернышова, И.А. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста / И.А. Чернышова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 237-240.
42. Шигина, Л.А. Использование игры в экологическом образовании дошкольников / [Электронный ресурс] / Л.А. Шигина // Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/147/ispolzovanie igry v ekologicheskom_obrazovanii_doshkolnikov/научно-издательский центр «Социосфера» .
43. Щербаков, Ю.И. Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры в современных образовательных организациях / Ю.И. Щербаков // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5 (48). - С. 5-6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ