Содержание
Введение
Глава 1. Методические подходы к изучению международного туризма
Глава 2. Социально-экономические характеристики Португалии
2.1. ЭГП и общие сведения о стране
2.2. Население Португалии
2.3. Экономика и хозяйство Португалии
Глава 3. Туристско-рекреационный потенциал
3.1. Природно-рекреационные ресурсы
3.2. Культурно-исторические ресурсы
3.3. Туристская инфраструктура
Глава 4. Современное состояние международного туризма Португалии
4.1. Анализ основных туристских показателей
4.2. Виды туризма, основные курорты и туристские центры
4.3. Проблемы и перспективы развития туризма Португалии
Заключение
Список литературы
Актуальность темы: туристическая деятельность в любой стране формируется на основе причинно-следственной взаимосвязи. Изучение развития туристской индустрии на примере такой небольшой, но известной Европейской страны, как Португалия может особенно ярко показать тенденции и перспективы. В последние годы эта страна выходит на лидирующие позиции по количеству принятых туристов, а так же по количеству и качеству курортов, уровню отелей и профессионализму инструкторов. Португальские курорты известны как европейцам, так и нашим соотечественникам. Следовательно, наиболее интересным будет изучение развития туристской индустрии, там, где она создавалась десятилетиями и имеет широкий спектр предложений, разнообразие отелей, развитую сеть лечебных предприятий. Рассмотрим аспекты и предпосылки формирования туризма и его дальнейший ход развития в экономико-географических и исторических условиях.
Объект исследования: Объектом исследования данной курсовой работы является Португалия, факторы повлиявшие на ее развитие, что способствует привлекательности этого региона для туристов.
Предмет исследования: международный туризм в Португалии
Цель исследования: изучение современного состояния международного туризма в Португалии
Задачи исследования:
1) Изучить социально-экономические предпосылки развития туризма;
2) Исследовать туристско-рекреационный потенциал;
3) Проанализировать основные туристские показатели;
4) Изучить основные курорты и туристские центры Португалии.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании выполнена комплексная оценка современного состояния и перспектив развития международного туризма.
Практическая значимость работы заключается в возможном использовании результатов исследования в работе с турфирмами, занимающимися данным направлением.
Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам международного туризма И.В.Зорина, В.А.Квартальнова, В.С. Преображенского и т.д.
В качестве информационной базы использовались: материалы периодической печати, статистический и картографический материалы, интернет-ресурсы, научные и литературные источники, туристские журналы.
Объем и структура работы – выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 4 главы, заключение, список использованных источников, приложение. Работа содержит … страниц, … рисунков, … использованных источников.
Заключение
В результате проделанного исследования необходимо сделать следующие выводы:
1. Португалия – одна из малых стран капиталистической Европы. Она расположена в её юго-западной части, на Пиренейском полуострове, а также на островах Азорских и Мадейра в Атлантическом океане.
2. Население страны мононациональное, 99% составляют португальцы, с 1990 года открылся поток иммигрантов из Восточной Европы. Темнокожее население составляет менее 100 000 человек.
3. На экономику Португалии повлияли два события – свержение режима Салазара – Каэтану в 1974 и вступление в ЕС в 1986.
Участие в ЕС (с 1986) потребовало отмены протекционистской политики. В 1991 Португалия оставалась самой бедной из стран ЕС, но членство в этой организации позволило влить новый капитал в экономику страны. Суммы прямых иностранных инвестиций после 1986 ежегодно удваивались. И тем самым положение туристской сферы значительно поднялось.
4. Природно-рекреационный потенциал Португалии способствует развитию туризма на данной территории. Португалия располагается в субтропическом поясе, ее средиземноморский климат заметно смягчается близостью Атлантического океана. По комплексу физико-географических условий в стране четко выделяются две основные природные области – северная, горно-лесная, и южная, преимущественно равнинная, с преобладанием средиземноморских вечнозеленых кустарников. Это является одной из важнейших причин привлекательности данного региона среди туристов.
5. В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.
6. Динамика протяженности дорожного полотна в Португалии совпадает с общей ситуацией в Европе. В течение прошлого десятилетия общая длина транспортных для Европейского союза и стран Европейской Ассоциации Свободной Торговли увеличилась для всех внутренних способов транспортировки, за исключением железнодорожного транспорта, который испытал небольшое уменьшение. Сейчас протяженность автомобильных и железных дорог практически совпадает, хотя всего лишь десятилетие назад железнодорожное полотно обгоняло автодороги по длине в два раза.
7. Сейчас в Португалии 1988 гостиниц и подобных им средств размещения. Это средний показатель по Европейскому Союзу.
Португалия опережает страны Северной Европы, но значительно уступает таким странам, как соседняя Испания и страны «большой восьмерки».
В последнее десятилетие наблюдалось непрерывное увеличение специализированных коллективных средств размещения.
8. Наиболее быстрыми темпами прибыль ресторанов и гостиниц росла в конце 1990-х годов. В 2001 году последовал спад, вновь сменившийся подъемом на следующий год. Затем чистая прибыль гостиниц и ресторанов Португалии постоянно увеличивается, за последние 8 лет она увеличилась на 1.1 млрд. евро и в 2009 году составила 3.3 млрд. евро.
Важную роль в индустрии питания Португалии играет виноделие и производство портвейна. Пользуются популярностью специализированные туры гурманов по винодельческим районам города Порту.
9. Количество прибытий (отъездов) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Прибытия (отъезды) учитываются в абсолютном выражении в виде числа поездок за тот или иной отрезок времени. В Португалии насчитывается 35 млн прибытий (отъездов за полугодие в среднем.
Нерезиденты проводят в стране 3-4 дня, т.к идет ознакомление с достопримечательностями страны, погружение в новую обстановку, желание увидеть и почувствовать особенности страны. Резиденты в среднем посвящают отдыху в стране 2 дня
10. Территория Португалии обладает благоприятными условиями для осуществления спортивного, горнолыжного, оздоровительного видов туризма, а также просто активного отдыха.
11. Была проанализирована курортная база Португалии. Рассмотрели ведущие курорты: Лиссабон, Мадейра, Алгавре, Эшторил и др. Эти курорты подойдут активных туристов: для любителей пляжного отдыха и экскурсионных прогулок.
12. Развитие туристического рынка Португалии сегодня носит стратегический характер. Португальские туристические фирмы проявляют интерес и желание сотрудничать, а так же проявляется интерес к инвестированию в эту отрасль португальских капиталов. В Португалии иностранный туризм все более и более набирает обороты, сейчас страну посещают около 10 миллионов человек в год. Положительно сказывается, что с июня этого года, в Россию открылось новое направление португальских авиалиний «TAP Portugal». В недавнем прошлом, благодаря Чемпионату Мира по футболу, Португалию посетило множество туристов, которые приобрели в то время квартиры и дома на побережье. Но все же, пока Португалия не является массовым туристическим направлением.
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник, М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
2. Балабанов И.Т. Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 405 с. 3. Буторова Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2002. – 520 с.
4. Воронин И.Н., Швец А.Б. Туристское страноведение. – Симферополь: «Оригинал-М», 2008. – 408 с.
5. Гостиничный и туристический бизнес. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2003. – 270 с.
6. Гуляев В.Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). – М.: Финансы и статистика, 2004. – 340 с.
7. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб. пособие. – М., 1999. – 490 с.
8. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: Учебник. – М.: РМАТ, 2005. – 205 с.
9. Ильина Е.Н. Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. – М.: РМАТ, 2003. – 140 с.
10. Карпова Г.А., Водовода А.В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997. – 400 с.
11. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 301 с.
12. Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 3-го тысячелетия: прогнозы и реальность. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 500 с.
13. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 230 с.
14. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие. – М.: Юриспруденция, 2003. – 207 с.
15. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 207 с.
16. Козырев В.М. Туристская рента: Метод, рекомендации. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 310 с.
17. Колесник Н.В. Введение в специализацию: Ч. II. Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрорфа, 2002. – 270 с.
18. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. – М.: РМАТ, 2004. – 290 с.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 2003. – 340 с.
20. Кузик С.П. Экономика и социальная география мира: учебное пособие. – Львов: Світ, 2001. – 672 c.
21. Кузнецова С.И., Янкович Л.В. Российский авиатуризм и рынок туристских авиаперевозок: Метод, рекомендации. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 230 с. туризм курортный достопримечательность португалия
22. Муллер П., Шаблий О. География мира. Регионы. – К.: Либідь, 2004. – 740 с.
23. Путрик Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа. М.: Советский спорт, 1986. – 386 с.
24. Чеглазова М.Е. Мировые туристические центры: обзор туров. – Симферополь: СОНАТ, 2007. – 126 с.
25. Статистика туризма в Европе [Электронный ресурс] // Дата обновления: 06.07.2010.URL:http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_v_evrope_v_1_polugodii_2009_goda (дата обращения: 19.03.2012).