Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСЛОВИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №27278

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Анализ образовательных программ в начальной школе 9
2 Урок и способ его организации в системе развивающего обучения 13
2.1 Урок в системе развивающего обучения 13
2.2 Организация урока 14
2.3 Урок пространство учебной жизнедеятельности 15
3 Ребёнок на уроке развивающего обучения 18
4 Мотивационная основа принятия учебной задачи 23
5 Учебное действие «принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи» 31
6 Практическое исследование уроков учебной задачи 34
6.1 «Учительская задача» на уроке самостоятельной постановки и принятия учебной задачи 34
6.2 Трудности и способы их преодоления на уроке постановки учебной
задачи 36
6.3 Методические рекомендации учителю 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
Уроки постановки учебной задачи в теме нахождения площади прямоугольника 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
Методические рекомендации по организации самостоятельной постановки
учебной задачи на уроках развивающего обучения в начальной школе 63


Введение образовательного стандарта ставит перед начальным общим образованием ряд новых, предельно важных образовательных задач, основная из которых - умение учиться. Эти новые задачи требуют других методов организации учебной деятельности. Разработка, таких методов является актуальной задачей современного образования. Принятым средством решения этой задачи является формирование метапредметных образовательных результатов, основу которых составляют, так называемые, универсальные учебные действия.
В работе описано изучение возможностей теории и практики развивающего обучения по Системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова для формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Больше всего вопросов практикующих учителей относящихся к формированию умения учиться, в том числе формированию самостоятельности и инициативности детей, связано с такими универсальными учебными действиями как принятие и постановка учебных задач, с мотивами, обеспечивающими эти действия. И это понятно, поскольку с этого начинается умение учиться, а способность ученика самостоятельно ставить задачи лежит в основе организации всей учебной деятельности. Это определило тему нашего исследования
В работе на основе анализа научной и методической литературы вскрывается суть учебного действия «принятия от учителя или самостоятельной постановки учебной задачи» при решении учебной задачи в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [2, с. 159, 160]. А именно, психологические и деятельностные механизмы принятия задачи и самостоятельной постановки задачи учеником позволяют понять, что учебное действие «принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи» не только «запускает» учебную деятельность, но и лежит в основе «переходов» от одного учебного действия к другому. Разработанная на этом содержании структура учебного действия «принятия от учителя или самостоятельной постановки учебной задачи», его мотивационная основа и требования к организации предметного материала, позволяют рассматривать их как достаточные условия (как общий способ) постановки учебной задачи в современной начальной школе. В работе так же приведены материалы практических испытаний и представлены фрагменты методических рекомендаций для учителей начальной школы. Дальнейшие исследования могут быть связаны с переносом способности самостоятельно ставить задачи из учебной деятельности в другие социальные практики, в вопросы собственного развития.
Цель работы направлена на поиск условий и требований к организации предметного содержания, к формированию мотивации, обеспечивающих принятие и самостоятельную постановку детьми учебной задачи, в условиях требований к предметным и метапредметным образовательным результатам нового стандарта.
Цель реализована в виде условий организации учебной деятельности для принятия и самостоятельной постановки учебной задачи, ее мотивационной основы, структуры изучаемого учебного действия, описания связей с другими обеспечивающими учебными действиями и методическими рекомендациями для учителя.
Объект исследования. Методы организации учебной деятельности по постановке и решению учебных задач, направленных на формирование метапредметных результатов.
Предмет исследования. Учебные действия принятия и самостоятельной постановки учебной задачи, как способ постановки задач для формирования универсальных учебных действий.
Гипотеза. Постановка учебной задачи для формирования универсальных учебных действий будет эффективной, если специальным образом сконструированная учительская задача, удовлетворяет следующим условиям:
- содержит «разрыв» (ситуацию невозможности решения задачи известными способами);
- организует рефлексивную остановку в деятельности детей по обнаружению дефицита средств;
- мотивирует детей на поиск новых средства для решения учительской задачи;
- содержит этап понимания и оформления обнаруженного средства решения задачи как нового способа.
Задачи исследования:
- сделать анализ существующих программ в начальной школе для уточнения и определения объекта и предмете исследования;
- сделать анализ учебного действия принятия и постановки учебной задачи, его специфики и мотивационной основы в структуре учебной задачи на уроках РО;
- описать обобщенную операциональную структуру учебного
действия, условия и требования к организации предметного содержания;
- описать механизм формирования мотивации самостоятельной
постановки учебной задачи;
- разработать примеры и методические материалы, направленные на овладение учебным действием принятия и самостоятельной постановки учебной задачи;
Результаты:
- определен выбор образовательной программы и сделан анализ значения учебного действия принятия и постановки учебной задачи, его специфики и мотивационной основы в структуре учебной задачи на уроках РО для формирования УУД;
- описаны обобщенная операциональная структура учебного действия, условия и требования к организации предметного содержания, формирующего данное учебное действие;
- описан механизм формирования мотивации самостоятельной постановки учебной задачи;
- разработаны методические материалы, направленные на овладение учебным действием принятия и самостоятельной постановки учебной задачи, приведены примеры.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сейчас принято говорить о различных педагогических технологиях, в том числе и о технологии развивающего обучения. Любой системе необходим методический материал, нехватка его всегда является проблемой дидактики.
1. Полученные нами результаты описывающие структуру учебного действия принятия и самостоятельной постановки учебной задачи и его мотивационного основания (обеспечения) позволяет превратить задачи организации учебной деятельности в части формирования этого учебного действия в некоторую технологическую цепочку которая, по сути, открывает весь технологический цикл решения учебной задачи.
2. Анализ учебного действия принятия и самостоятельной постановки учебной задачи позволяет понять сущность формирования самостоятельности, понять сущность методического обеспечения формирования этой детской способности и тем самым в определенной мере позволяет решить некоторые задачи поставленные стандартом в части формирования метапредменых результатов.
3. Разработанные нами методические материалы являются важным (значимым) ресурсом организации студенческой педагогической практики и могут решать задачи повышения квалификации действующих педагогов начальной школы.
Материалы наших исследований и разработок опубликованы в конференции молодежь и наука «Свободный проспект 2016». В Электронном журнале Психологическая наука и образование (список ВАК.) В качестве методических материалах печатались в сборнике «Психология и образовательные программы для детей младшего школьного возраста» в библиотеке СФУ.



1. Архиреева, Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 2. С. 38-47.
2. Асеев, В. Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные механизмы // Мотивация в современном мире. - М.: МГПУ, 2011.
3. Васильев, В.Г., Ерохина, Ю.А., Федорова, Е.А., Васильева, С.Ю., Крощихина, Е.Ф., Безрученко, Н.Е. О роли текстовых задач // Бюллетень клуба конфликтологов. 1995 Вып. 4. С 73-80.
4. Васильев, В.Г., Перевозчикова, А.В. Постановка учебной задачи в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в условиях введения нового образовательного стандарта в начальной школе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru» 2015. Том 7. № 1. С. 69-79. ISSN: 2074-5885 (online)
5. Васильев, В.Г., Третьяк, М.В. Структура мотивов учебной деятельности и ее связь с системой учебных действий // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее», (г. Новосибирск, 25 - 28 декабря 2014г.) под ред. О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой; Из-во НГПУ, Новосибирск 2015.¬334с. С. 114-117.
6. Воронцов, А.Б., Чудинова, Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова [Текст]/ Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. -М.: Рассказов А. И., 2004. 304 с.
7. Гуружапов, В. А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). Часть 1. Методическое пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности». — М.: АНО «ПЭБ», 2008. 80 с.
8. Гуткина, Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2. С. 62-74.
9. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С.14-19
10. Дусавицкий, А.К., Репкин, В.В. О развитии познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. № 3. C. 92-102.
11. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. - М.: Вита-Пресс, 2008. 288с.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР. 1996. 648 с.
13. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 42-45.
14. Ермаков, С.С., Юркевич, В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 87-100. URL: http://psyjoumals.ru/jmfp/2013/n2/61179.shtml(дата обращения: 14.01.2016)
15. Ермолова, Т.В., Алексеева, Г.В. Обзор статьи Орландо Лоуренцо: «Пиаже и Выготский: многочисленные сходства и существенные расхождения» (New Ideas in Psychology 30 (2012) С. 281-295) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 29-43. URL: http://psyjoumals.ru/jmfp/2013/n2/61159.shtml(дата обращения: 11.03.2016)
16. Кулагина, И.Ю., Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном
возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 102—109. Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
http: //psyj ournals.ru/kip/2015/n2/Arkhireyeva. shtml [Динамика учебной
мотивации детей младшего школьного возраста - Культурно-историческая психология - 2015. Том. 11, № 2]
17. Кулагина, И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 100-109.
18. Педагогическая психология / Под ред. В.А. Гуружапова. М.: Юрайт, 2013. 496 с.
19. Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников комбинаторному
экспериментированию // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 29-34.
20. Постановка учебной задачи в условиях введения нового образовательного стандарта в начальной школе : учебно-методическое пособие [для студентов напр. подг. 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»]/Сиб. федер. ун-т, Ин-т педагогики, психологии и социологии ; сост.: В. Г. Васильев, А. В. Перевозчикова. - 2015
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
22. Цукерма, Г.А., Елизарова, Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 37-44
23. Чернокова, Т.Е. Типы самоконтроля в познавательной деятельности //
Science Time. 2014. № 7 (7). С. 413-418.Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» —
http: //psyedu.ru/j ournal/2014/4/Chernokova.phtml [Развитие самоконтроля
познавательной деятельности в дошкольном возрасте / 2014-4]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ