ВВЕДЕНИЕ 4
1 Образы «враг - друг» в психологии 8
1.1 Образ как предмет изучения психологии 8
1.2 «Враг» - «друг», «свой» и «чужой» как предмет психологии 12
1.3 Влияние толерантных/интолерантных установок на формирование образов
«враг» - «друг» 18
2 Поликодовые материалы в научном анализе 25
2.1 Анализ структуры и содержания поликодовых материалов в СМИ и сети
«Интернет» 25
2.2 Критерии экстремистских поликодовых материалов 27
2.3 Психологические особенности восприятия респондентами поликодовых
материалов 32
2.4 Влияние использования образов «враг» - «друг» в поликодовых материалах
на трансформацию образов 35
3 Эмпирическое исследование трансформации образов «враг» - «друг» при
просмотре поликодовых материалов различного содержания студентами с
толерантными установками 37
3.1 Дизайн эмпирического исследования 37
3.2 План эмпирического исследования 38
3.3 Общие показатели методики диагностики общей коммуникативной
толерантности В.В.Бойко 45
3.4 Показатели «сдвига» значений образов «враг-друг» у студентов после показа
поликодового материала с равными ресурсами 47
3.5 Показатели сдвига значений образов «враг-друг» у студентов после показа
поликодового материала с неравными ресурсами 58
3.6 Общие выводы 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 88
В настоящее время, число проявлений интолерантных действий в России и за рубежом продолжает свой рост. В сети «Интернет» наблюдается факт использования политических вызовов с целью формирования у подростков и молодежи образа «Врага», а также канализирование настроения молодежи в радикальные практики. Например, посыл к участию в игре «Синий кит» и вербовка людей в запрещенные группировки. Настоящее достигается путём использования поликодовых материалов с содержанием экстремисткой направленности в сети «Интернет».
Актуальность настоящего исследования выражается в нескольких аспектах:
В социокультурном аспекте. В эру информационного века биполярное разделение людей на «Друзей» и «Врагов», «Своего» и «Чужого» продолжает свой рост по этническому, религиозному, социальному, идеологическому признаку, поскольку данные феномены функционируют в системе межгрупповых и межличностных отношений.
В связи с этим, ставится вопрос о большом значении формирования у людей разных возрастных категорий терпимости к проявлениям уникальности «Другого» в возникшей ситуации российской социально-экономической нестабильности и наличия в стране многонационального населения.
В контексте психологической науки в настоящее время образы «враг» - «друг» используется как базовые, с одной стороны, как дихотомические, а, с другой стороны, как взаимодополняющие социокультурные конструкты. Данные конструкты представлены в социологических и социально- психологических понятиях «Мы» и «Они», «Свои» и «Чужие» (Поршнев Б.Ф., 1979; Ядов В.А., 1993; Якимович А.К., 2003).
что представления о Друге и Враге включают характеристики его внешнего облика. Враг имеет негативный внешний облик, вплоть до включения в него «нечеловеческих», звериных черт (Якимович А.К., 2003; Плагген-борг Ш., 2000; Петрухин В.Я., 1999). Он также лишен морали и нравственности.
Друг рассматривается как член «своей» группы (И.С. Кон, 1957), имеет характеристики привлекательного, красивого, здорового (Д.Н. Тулинова, 2005), выступает как субъект помощи, доверия, духовной близости, эмоциональной поддержки (В.А. Альперович, 2010).
В практическом аспекте данное исследование так же является актуальным, поскольку результаты и выводы магистерского диссертационного исследования могут быть полезны при проведении психолого-лингвистических экспертиз, а также при осуществлении профилактической работы по противодействию экстремизму и терроризму в молодежной среде.
Выводы исследования могут быть использованы в контексте практических задач психологии, направленных на борьбу с деятельностью экстремисткой направленности.
В связи с этим, ставится цель выявления зависимости трансформации образов «враг» - «друг» от содержания поликодового материала, и наличия толерантной установки, поскольку в данном аспекте проблематика до сих пор является слабо разработанной.
Объект исследования: трансформация образов «враг» - «друг».
Теоретические задачи:
1. Обосновать рабочие определения «Образ» и «Трансформация» в психологии.
2. Поставить проблемы исследований образов «враг», «друг», «свой», «чужой» в психологии. Обосновать выбор рабочих определений «враг», «Друг», «свой», «чужой».
3. Выявить влияние толерантных установок на формирование и трансформацию образов «враг» - «друг».
4. Проанализировать особенность влияния поликодовых материалов в
СМИ и сети «Интернет» на молодежную аудиторию.
5. Выявить опорные критерии экстремистских поликодовых материалов.
Эмпирические задачи:
1. Подобрать методику для определения уровня толерантной установки личности.
2. Подобрать способ для измерения трансформации образов «враг» - «друг».
3. Составить программу эмпирического исследования.
4. Осуществить программу исследования, обработать и проанализировать полученные данные относительно гипотез исследования.
Предмет:
1. Влияние толерантных установок на трансформацию образов «враг»
- «друг».
2. Влияние содержания поликодовых материалов на трансформацию образов «враг» - «друг».
Исследовательский вопрос: Как поликодовые материалы с содержанием насилия и агрессии влияют на трансформацию образов «враг» - «друг» на респондентов с толерантной установкой?
Гипотеза:
При просмотре поликодового материала с содержанием насилия и агрессии при наличии равных ресурсов у участников, трансформация образов «враг» - «друг» у студентов с толерантной установкой произойдёт без усиления образа «Врага».
При просмотре поликодового материала с содержанием насилия и агрессии при наличии неравных ресурсов у участников, трансформация образов «враг» - «друг» у студентов с толерантной установкой будет происходить в сторону усиления образа врага.
Под равными ресурсами мы понимаем наличие у участников поликодового материала равных сил и равной позиции для участия в действии с содержанием насилия и агрессии. Например: драка двух групп одной возрастной категории, являющихся представителями одного пола, имеющие равные возможности для участия в действии с содержанием насилия и агрессии.
Под неравными ресурсами мы понимаем наличие у участников поликодового материала неравных сил и неравных позиций для участия в действии с содержанием насилия и агрессии, а именно позиция: «агрессор» и «жертва». Например: группа вооруженных солдат совершает агрессию против женщин и детей.
Структурная трансформация данных представлений заключается в исчезновении и/или добавлении элементов представлений и их групп, смещении элементов и их групп (ядро/периферия). Содержательная трансформация данных представлений заключается в изменении приписываемых Врагу и Другу личностных свойств, функций в общении, характеристик отношений, интерпретации поступков. Направления трансформации представлений понимаются как совокупности структурных и содержательных изменений представлений Альперович В.Д.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме настоящего исследования.
2. Диагностика коммуникативной толерантности В.В.Бойко;
3. Методика «Социально-психологические характеристики представлений о враге и друга», предложенная В.Д. Альперович (на основе метода Сакса-Леви «незаконченные предложения»).
4. Качественный анализ полученных данных путём составления шкалы для измерения трансформации образов.
5. Метод статистического анализа Т-критерий Вилкоксона.
Образы «враг» - «друг» являются качественными (оценочными),динамичными характеристиками, присущие врагу и другу.
При этом использование данных образов в поликодовых материалах могут повлиять на изменение данных образов у людей различных возрастных категорий.
В нашем исследовании ставилась цель выявления зависимости трансформации образов «враг» - «друг» от наличия толерантных установок респондента и содержания поликодового материала.
В нашем исследовании было доказано, что при просмотре респондентами поликодовых материалов с различным содержанием, трансформация образов «враг» - «друг» происходит в нескольких направлениях и в связи с этим был сделан вывод о том, что значимая трансформация образов «враг» - «друг» у респондентов с толерантными установками отсутствует
Фактором, влияющим на трансформацию образов «враг» - «друг», по всей видимости, можно определить актуальность и новизну смысла, заложенного в поликодовый материал для каждого респондента.
При дальнейшей исследовательской работе возможно проведение данной процедуры на респондентах с низкой коммуникативной толерантностью, на более большой выборке, с дополнительными сконструированными материалами отвечающие актуальности и новизне на период проведения исследования.
В настоящее время наблюдается значительный рост бинарного разделения людей на позиции «враг» - «друг», «свой» - «чужой» в связи, с чем данная тематика является актуальной и имеет множество способов для её изучения. В практическом плане данные исследования могут способствовать разработке дополнительных процедур по профилактике экстремизма, терроризма и ксенофобии в молодежной среде.
1 Адорно, Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно; под ред.
B. П. Култыгина. - Москва : Серебряные нити, 2001. - 416 с.
2 Альперович, В.Д. К проблеме синхронной динамики представлений взрослой личности о Другом человеке в качестве Врага и Друга / В.Д. Альперович // Северо-Кавказский психологический вестник. 2013. - № 11/2. -
C. 23-27.
3 Альперович, В.Д. К проблеме трансформаций представлений личности о Другом человеке / В.Д. Альперович // СИСП. 2011. - № 3. - С. 9-20.
4 Аристотель. Сочинения. Т. 1 / Аристотель. - Москва : Прогресс, 1976. - 550 с.
5 Баева, Л.В. Молодежный экстремизм в условиях современного кризиса культуры / Л.В. Баева; под ред. Д.П. Пискарева. // 2000-2010 годы: эволюция и генезис структуры социально-политических отношений в России и за рубежом. Том 2. - Москва: «Авантитул», 2010. - С. 143-147.
6 Баева, Л.В. Экстремизм и формы проявления / Л. В. Баева // Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2008. - № 3 (16). - С. 21-26.
7 Большакова, Л. С. 2008. О содержании понятия «поликодовый текст» /Л.С. Большакова // Вестник СамГУ, 2008. - № 4(63). - С. 24.
8 Ворошилова, М. Б. Черная чума: номинации врага в экстремистском тексте / М.Б. Ворошилова // Юрислингвистика. - 2012. - № 1 (12). - С. 68-72.
9 Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. - Москва : КомКнига,2007. - 168 c.
10 Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин // Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с.
11 Голиков, Л. М. Семиотика экстремистского текста / Л. М. Голиков // Уголовный процесс, 2014. - № 7. - С. 66 - 69.
12 Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс] : утв.
резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
13 Дрынкина, Т.Н. Феноменология толерантности / Т.Н. Дрынкина // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под науч. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - C.52-54.
14 Ерчак, Н.Т. Психология профессиональной речи учителя : учеб. метод. Пособие / Н.Т. Ерчак. - Минск : МГЛУ, 2004. - 143 с.
15 Злоказов, К.В. Восприятие экстремистского текста субъектами с различным уровнем деструктивной установки / К.В. Злоказов // Политическая лингвистика, 2014. - №1 - С.265-272.
16 Колесникова, Е. И. Фокусирование этно-национальных аспектов сознания и поведения студентов в «Школе толерантности» / Е.И. Колесникова // материалы Международной научной конференции. - Самара, 2015. - С.314-315.
17 Кольцова, Е.Ю. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» : Методические рекомендации для мониторинга интолерантных текстов в СМИ / Е.Ю. Кольцова, Е.Е. Таратута. - Москва, 2002. - 12 с.
18 Комогоров, П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза: автореф. ... канд. пед. наук / Комогоров Павел Фёдорович. - Курган, 2000. - 24 с.
19 Козырев, Г.И. «Враг» и «Образ врага» в общественных и
политических отношениях / Г.И. Козырев // Социологические исследования,2008. - № 1 - 19 с.
20 Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон // - Москва : Политиздат, 1980. - 296 с.
21 Кривцова, Е.В. Толерантность личности в системе ценностного самоопределения : монография / Е.В. Кривцова, Т.Н. Мартынова. - Москва :Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 140 с.
22 Лабунская, В.А. Социально-психологические причины интолерантного общения / В.А. Лабунская // Век толерантности, 2001. - № 3-4 - С. 100-112.
23 Лара, У Злоключения слов-изгоев / У. Лара // Личность и мир. Философско-публицистический альманах. Вып. 10. Солидарность и толерантность против насилия. - Москва : ООО «Северо-Принт», 2001. - 55 С.
24 Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. / А.А. Леонтьев. - Москва : Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - с. 448.
25 Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.А. Леонтьев. - Москва, 2000. - с. 507.
26 Леонтьев, А.Н. Образ мира : избранные психологические
произведения, Т.2. / А.Н. Леонтьев // Москва : Педагогика, 1983. - С. 251-261.
27 Леонтьев, Д.А. К операционализации понятия толерантность / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии, 2009. - № 5 - С. 3-16.
28 Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
29 Минаев, В.Ф. Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике / В.Ф.Минаев // Вести. Моск. ун-та, сер. 18. Журналистика, 1989. - №2 - С. 36-54.
30 Мичурин, Д.С. Прецедентный поликодовый текст в вербально-изобразительной коммуникации интернет-сообществ : дне. ... на канд. фил. наук : 10.02.19 / Дмитрий Сергеевич Мичурин. - Тверь, 2014 - 162 с.
31 Могилевич, Б.Р. Толерантность в контексте межкультурной коммуникации / Б.Р. Могилевич // Психология и экономика. Т. 2. - Саратов,2009.- №2 - С. 129-131.
32 Перцев, А. В. Идолы толерантности (разумное и инакомыслие) / А. В. Перцев // Личность и мир. Философско-публицистический альманах. Вып. 10. Солидарность и толерантность против насилия. - Москва : ООО «Северо- Принт», 2001. - 72 с.
33 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев // «Мы и они» как конструктивный принцип психической общности. «Материалы 111 Всесоюзного съезда Общества психологов», т. 111, вып. 1. М. - Москва, 1966. - 231 с.
34 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - Спб. : Питер, 2002 г. - 720 с.
35 Савинов, Л.В. Исследование и экспертиза экстремистских материалов / Л.В. Савинов. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2009. - 357 с.
36 Садохин, А. П.Межкультурное понимание как основа толерантности / А.П. Садохин // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика), ст. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Воронеж, 2003. - С. 163-181.
37 Сергеева, Ю.М. Поликодовый Текст: особенности построения и восприятия / Сергеева Ю.М., Уварова Е.А // Наука и школа, 2014. - №4. - С. 128-134.
38 Сонин, А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов : дне. ... док. филол. наук : 10.02.19 / Сонин Александр Геннадьевич. - Москва, 2006. - 323 с.
39 Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилова Т. В. Образ мира в динамическом контроле неопределенности // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 3-13.
40 Солдатова, Г.У Психодиагностика толерантности личности / Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова, Т.Ю. Прокофьева, О.А. Кравцова; под ред. Г.У Солдатовой, Л.А. Шайгеровой - Москва : Смысл, 2008 - 172 с.
41 Теоретические и методические основы судебной психолого - лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму / М-во юстиции Рос. Федерации, Гос. учреждение Рос. федер. центр судеб. экспертизы при М-ве юстиции Рос. Федерации; подгот: Кукушкиной О. В. и др. - Москва : ЭКОМ-ООО «ЭКОМ Паблишерз», 2011. 326 с.
42 Тишков, В.А. О толерантности / В.А. Тишков// Толерантность и согласие. - Москва, 1997.
43 Тулинова, Д. Н. Представления о Враге и Друге в связи с отношением к жизни на различных этапах : дне. ...канд. психол. наук: 19.00.05 / Тулинова Диана Николаевна. - Ростов-на-Дону, 2005 - 288 с.
44 Унадзе, Д.А. Общая психология / Д.А. Узнадзе; перевод Е. Чомахидзе. - Сиб.: ООО «Питер Принт», 2004. - 413 c.
45 О противодействии экстремистской деятельности [Электронный
ресурс] : федер. закон от 25.07.2002. № 114-ФЗ (в последней редакции) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
46 Шевченко, В. Н. Современные проблемы Российского государства : философские очерки / В. Н. Шевченко, Р. И. Соколова, В. И. Спиридонова; Российская акад. наук, Ин-т философии. - Москва : Прогресс-Традиция, 2015. - 77 с.
47 Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; пер. с англ. А.В. Говорунов, В.П. Кузин, Л.Л.Царук; под ред. А.Д. Наследова. - СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. - 532 с.
48 Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
49 Якобсон, P.O. Язык в отношении к другим системам коммуникации / P.O. Якобсон // P.O. Якобсон. Избранные работы. - Москва,1985. - С. 321- 334.