Введение
!. Анализ нормативных документов по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» и информационных источников по теме ВКР 6
1.1 Анализ ФГОС и ООП 6
1.2 Анализ информационных источников 7
1.3 Анализ рынка труда 8
2 Анализ отраслевой подготовки направления «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)» в российских вузах 15
2.1 Институт педагогики, психологии и социологии СФУ 15
2.2 Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) 17
2.3 Британская высшая школа дизайна (БВШД) 19
2.4 Модульное обучение 21
3 Разработка модульной системы для направления «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Большинство учебных заведений, выпускающих специалистов по направлению "дизайн", готовят обучающихся для традиционных сфер дизайна: дизайна мебели, интерьера, среды, одежды, полиграфической продукции и т.д.
Но сегодня рынку труда необходимы специалисты, которые свободно ориентируются и имеют опыт в современных направлениях дизайна, таких как фирменный стиль или брендинг, дизайн рекламы, веб-дизайн, 3D- моделирование, дизайн интерфейса и т.д., и умеют создавать оригинальные работы, используя цифровые технологии. В России образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке таких специалистов не много, они находятся, в основном, Москве и Санкт-Петербурге (Институт бизнеса и дизайна, Британская высшая школа дизайна, Московский гуманитарный университет, Национальный институт дизайна, Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Уральский государственный архитектурно-художественный университет).
В СФУ по направлению «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)» готовят педагогов, которые при выпуске обладают базовыми навыками и знаниями в области дизайна, имеют минимальный практический опыт в области промышленного дизайна, (дизайн промышленного объекта), и графического дизайна (создание плакатов, буклетов, логотипов и т.д.).
На сегодняшний день, недостаточно глубокое изучение графического дизайна в рамках подготовки бакалавров по профилю «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)» не позволяет выпускать специалистов, которые востребованы на рынке труда.
По окончанию обучения, выпускники идут работать педагогами в учреждениях профессионального, дополнительного образования и должны
художественно-творческой деятельности.
Создание и применение профессиональных модулей в структуре профильной подготовки позволит более продуктивно подготавливать педагогов-дизайнеров в таких направлениях как скульптинг, концепт-арт и айдентика, позволит студентам приобрести устойчивые навыки в конкретных областях профессиональной дизайнерской деятельности.
Проблема: недостаточная профильно-специализированная подготовка по современным направлениям дизайна, востребованным на рынке труда.
Объект: профильно-специализированная подготовка обучающихся по направлению «Профессиональное обучение (декоративно прикладное
1. Проанализировать нормативные документы по 44.03.04 «Профессиональное обучение по отраслям» и информационные источники по теме ВКР, рынок труда;
2. Сформулировать результаты обучения с учётом современных тенденций в дизайнерской деятельности;
3. Разработать модульную структуру профильной подготовки специалистов.
Разработанная модульная структура профилизации бакалавров направления «Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн» была сформирована в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. В ходе выполнения проекта были решены следующие задачи:
1. Проанализированы нормативные документы по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение по отраслям» и информационные источники по теме ВКР, выявлены основные требования на рынок труда;
2. Сформулированы результаты обучения с учётом современных тенденций в дизайнерской деятельности;
3. Разработана модульная структура профильной подготовки специалистов, с учётом требований на рынке труда.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, и достигнута цель данной выпускной квалификационной работы.
Применение предлагаемой структуры в учебном процессе будет успешным при согласованности содержания учебных программ, и позволит систематизировать знания обучающихся, а так же добиться достижения результатов обучения на высоком уровне большинством студентов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
- Введ. 01.10.2015.-Москва : Министерство образования и науки Российской Федерации, 2015 - 21 с.
2. Основная образовательная программа высшего
профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль -051000.62.14 Декоративно-прикладное искусство и дизайн. - Красноярск, 2013. - 73 с.
3. Британская высшая школа дизайна [Электронный курс] // Режим доступа: http://britishdesign.ru/.
4. Национальный институт дизайна [Электронный курс] // Режим доступа: http://nid-design.org/.
5. ПорофГид. Центр профориентации Эльмиры Давыдовой. Графический дизайнер [Электронный курс] // Режим доступа : http://www.profguide.ru/professions/Graficheskiy_dizayner.html.
6. ПорофГид. Центр профориентации Эльмиры Давыдовой. Дизайнер-визуализатор [Электронный курс] // Режим доступа : http://www.profguide.ru/professions/designer-visualizer.html.
7. ПорофГид. Центр профориентации Эльмиры Давыдовой. Технический дизайнер [Электронный курс] // Режим доступа : http://www.profguide.ru/professions/tech_disigner.html.
8. ПорофГид. Центр профориентации Эльмиры Давыдовой. Художник-иллюстратор [Электронный курс] // Режим доступа: http://www.profguide.ru/professions/Khudozhnik_illyustrator.html.
9. Л. А. Сафина Адаптация дизайн-образования к новым условиям [Электронный курс] // Статья - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15540421.
10. С. В. Ерохин Цифровые направления в современном изобразительном искусстве [Электронный курс] // Статья - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-napravleniya-v-sovremennom- izobrazitelnom-iskusstve.
11. Современные методы обучения в сфере цифровых искусств: сборник статей / под ред. Е. Э. Павловской — Екатеринбург, УралГАХА. —
2015. — 174 с.
12. Что такое айдентика. 10 основных правил по созданию фирменного стиля [Электронный курс] // Режим доступа: http://say- hi.me/design/chto-takoe-ajdentika-10-osnovnyx-pravil-po-sozdaniyu-firmennogo- stilya.html.
13. Концепт-арт — история, назначение, проблемы связанные с ним, и способы его создания [Электронный курс] // Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/164451/.
14. Концепт-арт. Создание художественной основы и ярких визуальных образов для фильмов, компьютерных игр и анимации [Электронный курс] // Режим доступа: http://screamschool.ru/courses/concept- art/.
15. 3D-дизайнер [Электронный курс] // Режим доступа:
http://buduguru.org/profession/18.
16. Каргина, Е. М. Фундаментализм и специализация как основания профилизации образовательной среды в вузе / Е. М. Каргина // Научно-педагогическое обозрение. - 2014. - №4. - С. 48-54.
17. Британская высшая школа дизайна. Карта профессий [Электронный курс] // Режим доступа: http://britishdesign.ru/creative-pro/.
18. Модульное обучение: сущность, технологии [Электронный курс] // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415031/.
19. Кто такой фрилансер? Хорошо ли быть фрилансером? [Электронный курс] // Режим доступа: http://myblaze.ru/kto-takoy-frilanser- horosho-li-byit-frilanserom/.
[Электронный курс] // Режим доступа: https://www.fl.ru/.
21. Freelance.ru [Электронный курс] // Режим
https://freelance.ru/