Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структура психологического времени в студенческом возрасте

Работа №27233

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Студенческий возраст 7
1.1 Теоретические основания выделения студенческого возраста 7
1.2 Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов
19
2 Психологическое время и пространство 23
2.1 Хронотоп 31
2.2 Изучение времени в психологии 32
2.3 Восприятие времени человеком 36
2.4 Казуометрия 39
3 Эмпирическое исследование структуры психологического времени 41
Заключение 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ


Психологическое время и пространство отражают реальные изменения, происходящие в мире материальных образований. В основе этого отражения лежат временные ритмы и пространственные интервалы, навязываемые нам с самого детства астрономическим ритмом чередования дней и ночей, света и тьмы, сезонов года, расположением в определенной пропорции и последовательности предметов и вещей и т. д. Французский психолог, занимающийся проблемой времени, П. Фресс пишет, что «постепенно эти ритмы интериоризируются, становятся внутренними и относительно независимыми от породивших их причин».
Современные студенты отличаются от своих предшественников, но каких-то конкретных данных на счет того как они распоряжаются своим временем на сегодняшний день нет. Кроме того, большая часть литературы, которая затрагивает данную тему, является иноязычной, в пространстве же российских источников о человеке эта тема начала обсуждаться не так давно.
Современная ситуация такова, что студенты в последнее десятилетие начали проводить большое количество времени в интернете, большая часть их учебной деятельности уходит в виртуальную реальность. Теперь большинство учебных программ, материалов, а также нужная для учебы информации находится в сети. Для выполнения совместных заданий студентам теперь не требуется личная встреча, ведь большая часть взаимодействия происходит в социальных сетях, также интернет открывает неограниченный доступ к различным развлечения которые делают досуг студентов разнообразнее, например, это могут быть фильмы, сериалы, компьютерные игры и т.д. , тяга к ним могла появиться у студентов еще в школьные годы. В плане пассивного отдыха интернет с успехом заменил телевидение, к которому современные молодые люди в основном не удаляют больше внимание.
Данная проблематика привела к необходимости поиска способов получения новой достоверной информации и новых данных о действительности жизни современных студентов, чтобы в дальнейшем можно было опираться на данную информацию в социальном, образовательном, культурном и других взаимодействиях с ними.
Время является циклом нашей жизни, это ее ритм, длительность и периоды, имеют для нас разное значение и различный смысл. Время является ценностью, поскольку именно его мы способны наполнить глубоким содержанием, и именно в нем мы способны реализовывать себя. Время - это определенная мера продуктивности и скорости, но также в нем происходят рестарты , которые уничтожают время.. Другими словами, время — это темпы, скорость, сроки и ритмы, периоды, этапы и определенные структуры самых различных процессов и явлений. Объединяя все эти временные структуры и явления, можно сказать: время необходимо включает в себя энергетический аспект, время — это энергия нашей жизни.По мнению Фрица Перлза: «Тревога — разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда». Если человек не способен принимать данное напряжение то это заставляет его планировать, пытаться обеспечить свое будущее. И если изучить физические и психологические свойства времени , скорее всего мы сможем использовать эти знания для диагностики.
Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Ю. М. Забродин, Ф. Е. Иванов, Е. Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.)
Психологическое время и его качественные особенности были предметом изучения и анализа С.Л. Рубинштейна , он сформулировал такое понятие как « кажимость» времени которое является адекватной формой жизни человека и «субъекта жизни» как личности которая ответственна за сценарий своей жизни (противоположное - «субъект поступка» - фрагментация идентичности)[30].
Но какое психологическое содержание, у такого образования как чувство времени? И как оно представлено у студентов?- это центральные вопросы нашего исследования.
Последние десятилетия существенно изменились формы взаимодействия, например досуга.
Психологическим временем и связанными с ним вопросами занимались С.Л. Рубинштейн, К. Левин, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А.Кроник и другие. Вслед за С.Л.Рубинштейном и М.М.Бахтиным, мы полагаем, что пространственная и временная организация (вместе образуют хронотоп) личности , есть не что иное как элемент структуры личности , т.е. основа самоорганизации.
Я.Гримм доказывал, что изначально слово «Raum» (пространство) было обозначением открытого поля, которое нужно было возделывать . В последствии, путем развития обобщений, данное слово стало означать любое место , где осуществляли любую деятельность.
Закономерной связью координат пространства и времени является хронотоп - от др.-греч. %р ov о д, «время» и т о лод, «место». М. Бахтин понимал под хронотопом «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений» [33].
Объект: Студенты
Предмет: хронотоп студентов
Гипотеза: мы полагаем, что в структуре психологического времени центральной является производственная деятельность, связанная с обучением в Вузе.
Цель: выявить структуру психологического времени у студентов
Задачи:
• Изучить теоретические материалы, связанные со студенческим возрастом, психологически наполненным времени (хронотопом)
• Выявить особенности собственного временного и психологического пространства студентов..
• Провести анализ и описать структуру психологического времени
студентов
Методы:
• Метода «Хронотопа»;
• «Линия жизни»;
• Интервью;
• Контент-анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проделанной нами работы можно сделать заключение, что задачи которые мы перед собой ставили нами были решены.
В начале мы провели работу с различными теоретическими источниками по нашей теме ,изучив и проанализировав их. Выделили из них информацию , которая связана со студенческим возрастом и структурой психологического времени и пространства.
Были выявлены особенности собственного временного и психологического пространства студентов.
Для психолога понимание времени нужно для практики. Ведь множество временных факторов влияет на личность, личное представление о времени , способность человека организовывать его , насыщенность времени , соотношение будущего и прошлого, и если они не будут правильно соотнесены, то это может привести к многим негативным последствиям , например : стресс , депрессия , тревога и другие.
С помощью метода «Хронотоп», было изучено ,чем, сколько времени и в каком месте молодые люди занимаются, т.е. выявлена структура их повседневности.
С помощью данного метода мы смогли получить нужную нам информацию, но за рубежом давно уже существуют более современные методы , которые направлены на изучения того же самого , но при этом дают еще более точную информацию. Однако, в наших реалиях мы не можем использовать данные методы, так как у нас еще нет нужного технического оборудования и приложения.
При помощи метода «Линия Жизни» и последующим интервью был сделан срез временных и смысловых аспектов субъективной картины жизненного пути.
Целью использования данного метода послужило то , что с его помощью мы выделили у наших испытуемых эмоционально значимые и конкретно заданные события в будущем , при условии того , что эти события также находят отражения в настоящем (структура повседневности полученная с помощью «Хронотопа»). Испытуемых, у которых данный показатель был обнаружен мы назвали «субъектами» своей временной структуры. При дальнейшем анализе данных молодых людей , мы обратили внимание на тех студентов, которые выделялись тем, что большая часть заданных ими событий будущего и их отражения в настоящем связана с производственной деятельностью в Вузе. В ходе интервью стало понятно, что у данных испытуемых основной производственной деятельностью является обучение в университете и получение академических знаний. Данных молодых людей мы выделили в группу «студентов», так как по мнению многих авторов для студента ведущими видами деятельности становятся профессионально-учебная и научно- исследовательская [2, 190-192] , их количества в нашей выборке равно 3 человека это равно 12,5% от общей выборки.
Именно у данной группы выделенной нами как студенты, основой структуры их повседневности является обучение в вузе , этому они уделяют 19 часов 45 минут в неделю обучаясь в стенах Вуза и 19 часов и 15 минут в неделя обучаясь самостоятельно дома. Исходя из всех полученных нами данных в ходе исследования мы можем сделать вывод , что наша гипотеза говорящая о том , что в структуре психологического времени центральной является производственная деятельность, связанная с обучением в Вузе подтверждена.



1. Абульханова А.К., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетея, 2001.
2. Бачинин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. - СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2005 - 272 с.
3. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. - 2002.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось - 89»,
2005. - 256 с.
5. Гайденко П.П. Время, длительность, вечность:
проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция,
2006.
6. ГоловахаЕ. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008.
7. Грошев И. В. Время в жизни человека: субъективное восприятие времени как показатель психологического возраста, влияющий на психическое здоровье мужчин и женщин // Мир психологии. 2009. № 1. С. 173-189.
8. Душков Б. А. Психология человекознания/ Б. А. Душков. - М.: Персэ, 2003 - 477 с.
9. Изард Кэррол Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002. - 460 с.
10. Изард К. Эмоции человека. (Пер. с анг.) / Под. ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступ. статья А.Е. Ольшанниковой. - М.: Изд. - во МГУ, 1980.
11. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем.
12. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., Изд- во МГУ,1980 г.
13. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. -М.: Смысл, 2008.
14. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.
15. Лэнгле А. Введение в экспериментально-аналитическую теорию эмоций // Вопросы психологии. - июнь - август. - 2004 - № 4. С 13-21
16.Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия. - М.:1998, стр. 544.
17. Марцинковская Т.Д. Мир С. Л. Рубинштейна:
культура как пространство саморазвития человека // Мир психологии. 2009. №
1. с. 44-50.
18. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.
19. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой пси¬хологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2002.
20. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психол. жури. 2003. Т. 24. № 6. С. 27-35.
21. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.
22. Немировский В. Г., Стариков П. А. Тенденция «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества // Социологические исследования. — 2003.
— № 10. — С. 96—101.
23. Немировский В. Г., Стариков П. А. Структура и динамика религиозно¬этических представлений студенческой молодёжи (1987-2000 гг.). Монография.
— Красноярск: Издательство "Поликом", Красноярский государственный университет, 2002. — 175 с. — ISBN 59487-010-3.
24. Н.Лосского; ред. Ц. Г. Арзакнян, М. И. Иткин; примеч. Ц. Г. Арзаканян. М.: Эксмо, 2007.
25. Петровский В. А. Семь пространств существо¬
вания личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. 2009. № 1
26. Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л.В. Куликов. - СПб и др; ПИТЕР, 2000. - 476 с.
27. Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия). - М.: ЧеРо, 1999
28. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. - Кишинев: ШТИИЦА, 1990 -114 с.
29. Реан А.А. Психология изучения личности /Учебное пособие. Изд. Михайлова В.А. С - П., 1999. - 324
30. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Борцовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
31. Розин В. М. Условия мысленности психологи¬
ческого времени // Мир психологии. 2011. № 3. С. 43-54.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - М., 1946.
33. Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). - М.: Гардарики, 2002.
34. Русанова А. Г. Культурная идентификация студентов и проблемы высшего образования // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 11.
35. Селезнева Е. В. Пространство целей человеческой жизни // Мир психологии. 2009. № 1.С. 50-55.
36. Стариков П. А. Методика комплексного анализа смысловых ассоциаций в изучении «Креативного этоса» современной студенческой молодёжи // Образование и наука. — Екатеринбург: РГППУ, 2013. — С. 115— 126. — DOI:10.17853/1994-5639-2013-7-115-126.
37. «ХРОНОТОП ПОДРОСТКА» Как инструмент для изучения
жизненного пространства современных подростков.
И.С. Ватащак,А.И.Дударева, Е.А.Кривецкая,Л .А.Новопашина
38.Чередниченко Г.А. Молодёжь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). - СПб.: РХГИ, 2004С. 25-42.
39.Чиксентмихайи Михай. В поисках потока. Психология включенности в повседневность
40.Чиксентмихайи Михай. Поток: Психология оптимального переживания

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ