ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ 8
1.1 Психолого-педагогические особенности преподавания факультативных
курсов и их место в образовательном процессе средней школы 8
1.2 Обзор существующих факультативных курсов по программированию
на языке Python 23
Выводы по главе 1 43
2 ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ЯЗЫКЕ PYTHON 45
2.1 Структура и содержание курса 45
2.2 Результаты апробации факультативного курса 67
Выводы по главе 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Ф
В мире высоких технологий программирование является неотъемлемой частью. Компьютеры уже давно вошли в нашу жизнь, и любой человек, которому приходится хоть какое-то время проводить за компьютером, так или иначе, сталкивается с программированием. Форумы, социальные сети, интернет-магазины, интернет-газеты, различные приложения и др. - всё это основано на программировании и поддерживается специалистами данной области. В свою очередь программирование базируется на языка программирования, которых на сегодняшний день насчитывают огромное множество, но самыми распространенными и популярными по проведенной статистике компанией Tiobe Software в июне 2017г. являются Java, C, C++ и на 4 месте набирает обороты язык программирования Python.
Python - это универсальный язык программирования, созданный нидерландским программистом Гвидо Ван Россумом в 1992г., с помощью которого можно создавать любые приложения в диапазоне от интернет- сайтов до роботов и системных сервисов. Отличается он простотой синтаксиса и быстрым написанием кода, быстро осваивается новичками в области программирования. Python не использовался так широко в прошлом, однако стал особенно популярным за последние годы благодаря инвестициям Google. А все потому, что спектр задач, решаемых с его помощью огромен, а простота написания кода дает ему преимущество перед многими другими языками. Питер Норвиг, директор по исследованиям в корпорации Google говорит о Python следующее: «Python был важной частью Google с самого начала, и останется таким до тех пор, пока система растет и развивается. На сегодняшний день десятки инженеров Google используют Python, и мы ищем большое количество людей с навыками в работе на этом языке» [2].
В настоящее время некоторые весьма известные и надежные сайты работают на Python, особенно pinterest.com, instagram.com, rdio.comи YouTube.com. Архитектор программного обеспечения в компании YouTube
Куонг До говорит о том, что их сайт на Python работает достаточно быстро и позволяет производить обслуживание в рекордное время с минимальным количеством разработчиков. Также Python можно использовать для разработки веб-приложений [2].
Помимо всего вышеперечисленного данный язык программирования используют для тестирования аппаратного обеспечения такие компании как Intel и IBM, также для шифрования и анализа данных, для прогнозирования финансового рынка. Компания Nasa использует Python для научных вычислений.
Опираясь на данные положения, можно сделать вывод о том, что Python является на сегодняшний день достаточно востребованным языком программирования, и потому создается большое количество дистанционных курсов для его изучения, как для школьников, так и для студентов и взрослых.
Основам программирования учат в школах ещё с 1985г., начиная с простого алгоритмического языка. Последние несколько лет обучающихся c 9 по 11 класс учат писать несложные программы на языке Паскаль, реже на Visual Basic и Delphi. В связи с набором популярности языка программирования Python с 2015 года во все варианты КИМ ЕГЭ по информатике примеры программ стали записывать на нём, так как практика показывает, что задания типа С4 проще записывать на языке Python, нежели на классических языках. Отсюда вытекает проблема, которая заключается в том, что на данный момент Python не преподают в школах, отсутствуют учебники и специалисты в общеобразовательных учебных заведениях.
Проведя обзор трех факультативных курсов по программированию на Python с применением дистанционных образовательных технологий, был сделан вывод о том, что данные курсы не соответствуют в полной мере требованиям к электронным курсам для обеспечения качественного дистанционного обучения. В связи с этим мы предлагаем программу электронного курса для подготовки к решению задач на ЕГЭ по информатике на базе образовательного блога, выбор которого обоснован во второй главе работы, который будет отвечать требованиям ФГОС и общим требованиям к электронным курсам, которые выдвинуты Распоряжением Департамента информационных технологий г. Москвы от 27 августа 2015 г. N 64-16-290/15 "Об утверждении Регламента функционирования автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" и Технических требований к электронным учебным курсам по дистанционному обучению с использованием автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" и требованиям к образовательному блогу.
Объектом исследования является преподавание программированию на языке Python.
Предмет исследования - факультативный курс с применением дистанционных образовательных технологий.
Целью работы является разработка факультативного курса по программированию на языке Python с применением дистанционных образовательных технологий для подготовки к ЕГЭ старших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
a) Выявить психолого-педагогические особенности преподавания факультативных курсов и определить их место в образовательном процессе средней школы;
b) Провести обзор существующих факультативных курсов по программированию на языке Python;
c) Разработать структуру и содержание факультативного курса;
d) Апробировать курс на практике.
Гипотеза: обучение с помощью факультативного курса по программированию на языке Python для подготовки к ЕГЭ по информатике старших школьников будет эффективным, если:
- он будет включать в себя теоретический материал по теме курса;
- промежуточный контроль в виде заданий/опросов и тематических задач;
- контрольные и групповые работы;
- дополнительные материалы, соответствующие требованиям к электронным курсам и образовательному блогу;
- обратную связь.
При решении поставленных задач были использованы следующие теоретические и практические методы исследования: теоретический анализ и синтез данных психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовой документации образовательной сферы, требований к факультативным курсам, к электронным курсам и к образовательным блогам, изучение и анализ электронных курсов для старших школьников по схожей тематике, метод анкетирования, апробация разработанного курса, а также анализ результатов апробации.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Балахтинская СОШ №1» п. Балахта, классы 11 «А» и 11 «Б», а конкретно, учащиеся, которые сдают ЕГЭ по информатике в 2017 году.
Теоретическая значимость результатов исследования подтверждается наличием публикаций в сборниках международных практических конференций:
- «Образовательный блог как средство обучения старших школьников программированию на языке Python» (IX Международная научно¬практическая конференция «EurasiaScience», Москва, 2017г.)
- «Понятие образовательной самостоятельности» (X Международная научно-практическая конференция «World Science: problems and innovations», Пенза, 2017г.)
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования программы разработанного факультативного курса «Программирование на языке Python» в образовательном процессе современного общеобразовательного учреждения, что подтверждается наличием справки от директора МБОУ «Балахтинская СОШ №1» (см. Приложение А).
Разработанный нами факультативный курс посвящен одному из бурно развивающихся и популярных в настоящее время сценарных языков программирования - Python.
В процессе проведения исследования нами была достигнута цель, подтверждена выдвинутая гипотеза, получены положительные результаты в решении поставленных задач:
- В результате изучения теоретических основ факультативных курсов были изучены и проанализированы теоретические источники, психолого- педагогическая литература, нормативно-правовые документы и выявлены психолого-педагогические основы преподавания факультативных курсов и их место в средней школе, и методические требования к разработке и ведению факультативных курсов с применением дистанционных образовательных технологий;
- Проведен обзор существующих факультативных курсов с применением ДОТ по программированию на языке Python, выявлены их достоинства и недостатки, которые позволили нам правильным образом разработать собственный факультативный курс с применением ДОТ по данной тематике;
- На основе проведенного анализа теоретической составной исследования было разработано учебно-методическое обеспечение факультативного курса «Программирование на языке Python» с применением ДОТ;
- Проведена апробация курса в рамках педагогической практики и проанализированы полученные результаты эксперимента.
Анализ результатов апробации подтвердил эффективность применения разработанного факультативного курса. Полученные результаты показали, что данный курс поспособствовал формированию предъявляемых к нему результатов, в том числе личностных и межпредметных
1. Hlomberg, B. The Evolution, Principles and Practices of Distance Education. Oldenburg / B. Hlomberg. - Bobliotheks-und Informationssystem der Universitat Oldenburg, 2005. - 171 p.
2. Quotes about Python [Electronic resource] / Python.org. - URL: https: //www.python.org/
3. Андреев, А. А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин // Народное образование. Педагогика. - 2013. - №. - С. - 14-20.
4. Белов, С. А. Обучение студентов ВУЗа с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью / С. А. Белов, Д. Г. Лазарева // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-2 (70). - С. 13-16.
5. Гаврилов, Н. Дистанционное обучение в школе [Электронный ресурс] / Н. Гаврилов // ПЕДСОВЕТ. - Режим доступа:http://pedsovet.org/
6. Демоверсия ЕГЭ по информатике [Электронный ресурс] / 4ЕГЭ. - Режим доступа:http://4ege.ru/informatika/53267-demoversiya-ege-2017-po-informatike. html
7. Достоинства и недостатки дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Образование путь к успеху. - Режим доступа: http: //www.obrazovanieufa.ru/
8. Жуковская, Е. П. Дидактические аспекты организации
факультативов [Электронный ресурс] / Е. П. Жуковская // Открытый урок. Первое сентября. - Режим доступа:
http://festival.1 september.ru/articles/594252/
9. Забненкова, Н. В. Психо лого-педагогические и исторические основы построения факультативных занятий в средней школе [Электронный ресурс] / Н. В. Забвенкова // ПЕДПОРТАЛ. - Режим доступа:https://pedportal.net/starshie-klassy/algebra/psihologo-
pedagogicheskie-i-istoricheskie-osnow-postroeniya-fakultativnyh-zanyatiy-v- sredney-shkole-742598
10. Зайцева, С. А. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / С. А. Зайцева, В. В. Иванов // ИНФОТЕК. - Режим доступа:http ://sgpu2004. narod.ru/infotek/infotek2. htm
11. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.01.2003 №11-ФЗ утратил силу с 1.09.2013. // Справочная правовая система «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/9003751
12. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. - Минск, 2008. - 288 с.
13. Канаво, В. Методические рекомендации по созданию курса
дистанционного обучения через интернет [Электронный ресурс] / В. Канаво // Бизнес-образование в России. - Режим доступа:
http://www.curator.ru/method.html
14. Критерии оценки эффективности электронных курсов : в 8 т. / редкол. : Калифорнийский государственный университет. - Чико, США. : Библиотека критериев оценки электронных курсов, 2009.
15. Лутц, М. Изучаем Python, 4-е издание. - Пер. с англ. : учебник / М. Лутц. - Спб. : Символ-Плюс, 2011. - 1280 с.
16. Марчук, Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / Н. Ю. Марчук // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 78-85.
17. Мэтиз, Э. Изучаем Python. Программирование игр, визуализация данных, веб-приложения. - Пер. с англ. : учебник / Э. Мэтиз. - Спб. : Питер, 2017. - 496 с.
18. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей
ступени общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:http: //www.garant.ru/
19. Санакин, А. В. Обзор требования использования современных дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении [Электронный ресурс] / А. В. Санакин // ИНФОТЕХНО. - Режим доступа:http: //www.infotechno .ru/ou.htm
20. Общее понятие о факультативном курсе [Электронный ресурс] / FairEducation. - Режим доступа:http://www.faireducation.ru/striloms-424-1.html
21. Павленко, В. Интерактивный учебник языка Питон [Электронный ресурс] / В. Павленко, В. Соломатин // ПИТОНТЬЮТОР. - 2014. - Режим доступа:http: //pythontutor.ru/
22. Порядок выбора обучающимися факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1» : офиц. текст принят на заседании Педагогического совета МБОУ «Балахтинская СОШ №1» Приказ №11 / А-од от 15.11.2016 г. - п. Балахта, 2016. - 5 с.
23. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" [Электронный ресурс] : от 10.11.1966 N 874. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru
24. Приказ Минобрнауки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] / федер. закон от 6.05.2005 №137 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/
25. Программа факультативного курса «Учусь создавать проект» : утверждено директором школы Н. А. Горобец Приказ № 01-10-109 от 31.08.2016. - г. Балахта, 2016. - 8 с.
26. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова ; под общ. ред. Н. В. Немовой. - М. : АПК и ПРО, 2004. - 73 с.
27. Распоряжение Департамента информационных технологий г. Москвы "Об утверждении Регламента функционирования автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" и Технических требований к электронным учебным курсам по дистанционному обучению с использованием автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" [Электронный ресурс] : фед. закон от 27.08.2015 № 64-16-290/15 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http: //www.garant.ru
28. Рекомендации участников парламентских слушаний по теме «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий : офиц. текст принят Гос. Думой Фед. Собр. РФ шестого созыва 2 июля 2014 г. - М. : Комитет по образованию, 2014. - 16 с.
29. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / редкол. : В. В.
Давыдов. - М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1994.
30. Создание образовательного блога [Электронный ресурс] / Adu.by. - Режим доступа:http://e-asveta.adu.by/index.php/sozdanie-obrazovatelnogo-bloga
31. Типология факультативных курсов и их роль в организации
профильного обучения [Электронный ресурс] / Studbooks.net. -
Режим доступа:
http: //studbooks .net/926628/pedago gika/tipologiya_fakultativnyh_kursov_rol_organizatsii profilnogo_obucheniya
32. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : от 17 мая 2012 г. № 413 // Справочная правовая система «Минобрнауки.рф». - Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p 1 ai/
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/
34. Филатова, А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.02 / Филатова Анна Владимировна. - Москва, 2009. - 197.
35. Цели, задачи и содержание факультативного обучения английскому языку в школе [Электронный ресурс] / REFSRU. - Режим доступа:http://www.refsru.com/referat-28437-2.html