Курс “Школьная интернет-газета” в системе профориентационной работы школы
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ внедрения электронных курсов в
профориентационную работу в образовательном учреждении 7
1.1 Основные теоретические подходы к организации профориентационной
работы в школе 7
1.2 Возможности школьной интернет-газеты о профессиях ИТ-сферы в
системе профориентационной работы школы 21
1.3 Психолого-педагогические особенности обучающихся 9 класса 29
2 Разработка электронного курса «школьная интернет-газета о профессиях
ит-сферы» для профориентационной работы в школе 35
2.1 Структура и содержание электронного курса «Школьная интернет-
газета о профессиях ИТ-сферы» для профориентационной работы в школе 35
2.2 Оценка результатов исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ внедрения электронных курсов в
профориентационную работу в образовательном учреждении 7
1.1 Основные теоретические подходы к организации профориентационной
работы в школе 7
1.2 Возможности школьной интернет-газеты о профессиях ИТ-сферы в
системе профориентационной работы школы 21
1.3 Психолого-педагогические особенности обучающихся 9 класса 29
2 Разработка электронного курса «школьная интернет-газета о профессиях
ит-сферы» для профориентационной работы в школе 35
2.1 Структура и содержание электронного курса «Школьная интернет-
газета о профессиях ИТ-сферы» для профориентационной работы в школе 35
2.2 Оценка результатов исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современной жизни, каждое образовательное учреждение в настоящее время представлено в интернет пространстве. В условиях, когда техника и технология вошли во все области жизни и деятельность человека, школа не может остаться в стороне от этих изменений [31, С.66]. Сайт образовательного учреждения, и информация, отраженная в нем, в частности газета, позволяет школе установить информационные связи с другими субъектами образования, постоянно взаимодействовать с ними, успешно интегрируясь в систему образования района, региона, страны [29, С.175]. Для обучающихся интернет-газета может стать источником информации, как о школе, так и о внешнем мире, местом общения, средством организации учебной деятельности [28, С.166]. Согласно данным исследования «Открытость СМИ» 85% школьников проводят в интернет пространстве, от трех до пяти часов в день, 72% предпочитают виртуальное общение реальному, и только 15% используют интернет исключительно для поиска информации [7, С.13]. Следовательно, сейчас именно интернет является тем каналом, который может помочь в профориентационной работе.
В тоже время одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации, перехода к ФГОС является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, создание условий для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся школы. Назревает необходимость создания единой системы профориентации, позволяющей вести скоординированную работу и обеспечивать преемственность и непрерывность профориентационной работы на разных ступенях обучения [1].
В Красноярском крае ситуация на рынке труда такова, что молодежь находится в сложном положении. Предъявляемый работодателями спрос на рабочую силу высокой квалификации и существующее несоответствие программ подготовки специалистов, перечня профессий и образовательных стандартов требованиям рынка труда существенно сокращают возможность трудоустройства молодежи [3, С.67]. В подобной ситуации целесообразным представляется ориентировать молодежь на более современные профессии и даже профессии будущего. Согласно «Атласу новых профессий» к 2020 году в мире профессий будут происходить глобальные изменения. В современном, динамично меняющемся мире скорость появления новых технологий возросла многократно. Конкурентно способность на рынке труда, принадлежит тем профессиям, которые будут сочетать в себе новые технологии, как в информационной, так и в социальной сфере, ярким пример являются профессии ИТ-сферы [10].
Актуальность разработки профориентационного курса о профессиях ИТ-сферы и ее внедрения в систему профориентационной работы школы определяется, тем, что в современном мире на учеников, их родителей и работников образовательных учреждений в процессе выбора профессии, оказывают влияние не только социально-экономические но и информационные факторы. Основные аспекты, определяющие актуальность исследования: повсеместное внедрение информационных технологий, как в государственные услуги (образование), так и в ежедневные коммуникации; значимость профориентационной работы в системе образования; необходимостью организации деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы. Поэтому организация профессиональной ориентации школьников по профессиям в ИТ-сфере через включение их в создание интернет-газеты является актуальной.
Проблема исследования определяется противоречием: несоответствие высокой активности обучающихся старших классов в информационно- коммуникационной сети интернет и небольшой частью организованной деятельности по профессиональной ориентации подростков в указанной сети,с участием педагогов, психологов и профконсультантов. Проблема исследования: каковы условия результативности курса “Школьная интернет- газета” как средства профориентационной работы с обучающимися 9А класса для знакомства со ИТ-сферой.
Объект исследования: процесс профориентационной работы в школе.
Предмет исследования: интернет-газета как средство профориентационной работы обучающихся 9А класса в школе в ИТ-сфере.
Цель работы: теоретически обосновать и на практике проверить результативность разработанного электронного курса “Школьная интернет- газета” о профессиях «ИТ-сферы» для организации профориентационной работы обучающихся 9а класса школы №69.
Гипотеза исследования: Курс “Школьная интернет-газета” будет результативным средством профориентационной работы с обучающимися 9А класса для знакомства со ИТ-сферой, если:
- курс включает активные формы поисковой работы обучающихся о перспективах ИТ-сферы
- курс построен с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 9 класса;
- интернет-газета будет создана самими учащимися.
Задачи:
- изучить основные подходы к организации профориентационной работы в школе;
- проанализировать возможности электронного курса о профессиях ИТ- сферы в системе профориентационной работы школы;
- описать психолого-педагогические особенности обучающихся 9А класса;
- разработать курс о профессиях ИТ-сферы для внедрения в систему профориентационной работы школы;
- анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 69» г. Красноярск.
Теоретической основой исследования послужили работы о процессе профессиональной ориентации школьников (М. А. Болдиной и Е. В. Деевой [1]; А. М. Гендина и М.И. Сергеева [3]; М. И. Губанова [4]; Е.В. Гудкова [5]; Э. Ф. Зеер, А.М. Павловой и Н.О. Садовникова [8]; Е.М. Каримова [12]; Е.А. Климова [13]; О. А. Махаева, Е. Е. Григорьева [10]; Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой [24]) и об электронных курсах (С.В. Сидорова [28], [29]; А.А. Стюгина [31]; Л.М. Турановой [31], [33]; Д.И. Мокшева [20]; Д.Ю. Трушникова, Е.В. Закалюкиной, И.Л. Бакланова, А.М. Сидоровой, Г.В. Фалько [19]; С. В. Левчука [17]).
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬педагогической литературы по профессиональной ориентации в учебных учреждениях, источников о создании электронных курсов для обучающихся; тестирование; экспертная оценка.
В тоже время одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации, перехода к ФГОС является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, создание условий для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся школы. Назревает необходимость создания единой системы профориентации, позволяющей вести скоординированную работу и обеспечивать преемственность и непрерывность профориентационной работы на разных ступенях обучения [1].
В Красноярском крае ситуация на рынке труда такова, что молодежь находится в сложном положении. Предъявляемый работодателями спрос на рабочую силу высокой квалификации и существующее несоответствие программ подготовки специалистов, перечня профессий и образовательных стандартов требованиям рынка труда существенно сокращают возможность трудоустройства молодежи [3, С.67]. В подобной ситуации целесообразным представляется ориентировать молодежь на более современные профессии и даже профессии будущего. Согласно «Атласу новых профессий» к 2020 году в мире профессий будут происходить глобальные изменения. В современном, динамично меняющемся мире скорость появления новых технологий возросла многократно. Конкурентно способность на рынке труда, принадлежит тем профессиям, которые будут сочетать в себе новые технологии, как в информационной, так и в социальной сфере, ярким пример являются профессии ИТ-сферы [10].
Актуальность разработки профориентационного курса о профессиях ИТ-сферы и ее внедрения в систему профориентационной работы школы определяется, тем, что в современном мире на учеников, их родителей и работников образовательных учреждений в процессе выбора профессии, оказывают влияние не только социально-экономические но и информационные факторы. Основные аспекты, определяющие актуальность исследования: повсеместное внедрение информационных технологий, как в государственные услуги (образование), так и в ежедневные коммуникации; значимость профориентационной работы в системе образования; необходимостью организации деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы. Поэтому организация профессиональной ориентации школьников по профессиям в ИТ-сфере через включение их в создание интернет-газеты является актуальной.
Проблема исследования определяется противоречием: несоответствие высокой активности обучающихся старших классов в информационно- коммуникационной сети интернет и небольшой частью организованной деятельности по профессиональной ориентации подростков в указанной сети,с участием педагогов, психологов и профконсультантов. Проблема исследования: каковы условия результативности курса “Школьная интернет- газета” как средства профориентационной работы с обучающимися 9А класса для знакомства со ИТ-сферой.
Объект исследования: процесс профориентационной работы в школе.
Предмет исследования: интернет-газета как средство профориентационной работы обучающихся 9А класса в школе в ИТ-сфере.
Цель работы: теоретически обосновать и на практике проверить результативность разработанного электронного курса “Школьная интернет- газета” о профессиях «ИТ-сферы» для организации профориентационной работы обучающихся 9а класса школы №69.
Гипотеза исследования: Курс “Школьная интернет-газета” будет результативным средством профориентационной работы с обучающимися 9А класса для знакомства со ИТ-сферой, если:
- курс включает активные формы поисковой работы обучающихся о перспективах ИТ-сферы
- курс построен с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 9 класса;
- интернет-газета будет создана самими учащимися.
Задачи:
- изучить основные подходы к организации профориентационной работы в школе;
- проанализировать возможности электронного курса о профессиях ИТ- сферы в системе профориентационной работы школы;
- описать психолого-педагогические особенности обучающихся 9А класса;
- разработать курс о профессиях ИТ-сферы для внедрения в систему профориентационной работы школы;
- анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 69» г. Красноярск.
Теоретической основой исследования послужили работы о процессе профессиональной ориентации школьников (М. А. Болдиной и Е. В. Деевой [1]; А. М. Гендина и М.И. Сергеева [3]; М. И. Губанова [4]; Е.В. Гудкова [5]; Э. Ф. Зеер, А.М. Павловой и Н.О. Садовникова [8]; Е.М. Каримова [12]; Е.А. Климова [13]; О. А. Махаева, Е. Е. Григорьева [10]; Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой [24]) и об электронных курсах (С.В. Сидорова [28], [29]; А.А. Стюгина [31]; Л.М. Турановой [31], [33]; Д.И. Мокшева [20]; Д.Ю. Трушникова, Е.В. Закалюкиной, И.Л. Бакланова, А.М. Сидоровой, Г.В. Фалько [19]; С. В. Левчука [17]).
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬педагогической литературы по профессиональной ориентации в учебных учреждениях, источников о создании электронных курсов для обучающихся; тестирование; экспертная оценка.
Профессиональная ориентация - это комплекс педагогических и психологических мер и информации разного рода, направленный на принятие решений по приобретению той или иной профессии.
Организация мероприятий по профессиональной ориентации в образовательном учреждении должна приводить к выбору оптимального пути дальнейшего профессионального образования. При этом базироваться на сбалансированном учете интересов и способностей учащегося, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической ситуации - с другой стороны.
Электронный учебный курс - это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса, а также для самообразования.
В контексте профессиональной ориентации электронный учебный курс позволит прежде всего ориентировать учащихся на выбор профессии адекватный их профессиональным склонностям, информировать обучающихся, вести просветительскую и пропагандистскую работу о важности правильно выбора профессии.
Школьная интернет-газета представляет собой часть информационной среды школы. Создавая школьную интернет-газету учебное заведение организовывает более широкие возможности учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с детьми и родителями, используя новые формы и средства работы.
При разработке электронного курса учитывались теоретические аспекты, которые были выявлены в первой главе.
Выбор темы электронного курса был обоснован тем, что деятельность по профессиональной ориентации в учебном заведении должна учитывать четыре основных факторах: выявление профессиональных склонностей обучающегося, адекватная оценка способностей и уровня притязаний, учет особенностей рынка труда в регионе или стране в целом, а также прогнозируемые изменения конъюнктуры рынка труда, так как выбор профессии делают на долгосрочное будущее, анализ реального потенциала получения образования. Информирование об ИТ-профессиях отвечает двум факторам, позволяет учитывать особенности рынка труда и соответствует прогнозируемым изменениям конъюнктуры рынка труда
Применительно к организации деятельности по профессиональной ориентации учащихся школьная интернет газета несет три основные функции: информационно-просветительскую, пропагандистскую и коммуникативную. Создание школьной-интернет газеты об ИТ-профессиях совместно с учащимися в рамках электронного курса ориентировало учащихся на выбор профессии адекватный их профессиональным склонностям, информировало обучающихся, велась просветительская и пропагандистская работа о важности правильно выбора профессии.
Значимой с точки зрения профориентации деятельностью для старших подростков становятся конкретные практические занятия. Электронный курс об ИТ-профессиях позволил учитывать такие психолого-педагогические особенности обучающихся, как: потребность в общении со сверстниками; желание выглядеть взрослым и заниматься взрослым делом; стремление отделиться от родителей; потребность в самостоятельной деятельности.
По результатам экспертной оценки электронного курса можно сделать следующие выводы: Учебно-методическое обеспечение курса было подобрано с учетом особенностей возраста (15 лет), в результате обучения создана школьная интернет-газета; курс построен на изучении публикационных программ и особенностей ИТ-профессий; присутствует логика построения учебного материала; курс способствует профориентации в ИТ-сфере. Курс “Школьная интернет-газета” стал результативным средством профориентационной работы с обучающимися 9А класса для знакомства со ИТ-сферой, так как: включает активные формы поисковой работы обучающихся о перспективах ИТ-сферы; построен с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 9 класса; интернет-газета создается самими учащимися.
В рамках выпускной квалификационной работы решены все поставленные задачи.
Выдвинутая гипотеза: «курс “Школьная интернет-газета” будет результативным средством профориентационной работы с обучающимися 9А класса для знакомства со ИТ-сферой, если:
- курс включает активные формы поисковой работы обучающихся о перспективах ИТ-сферы;
- курс построен с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 9 класса;
- интернет-газета будет создана самими учащимися» подтвердилась.
Организация мероприятий по профессиональной ориентации в образовательном учреждении должна приводить к выбору оптимального пути дальнейшего профессионального образования. При этом базироваться на сбалансированном учете интересов и способностей учащегося, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической ситуации - с другой стороны.
Электронный учебный курс - это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса, а также для самообразования.
В контексте профессиональной ориентации электронный учебный курс позволит прежде всего ориентировать учащихся на выбор профессии адекватный их профессиональным склонностям, информировать обучающихся, вести просветительскую и пропагандистскую работу о важности правильно выбора профессии.
Школьная интернет-газета представляет собой часть информационной среды школы. Создавая школьную интернет-газету учебное заведение организовывает более широкие возможности учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с детьми и родителями, используя новые формы и средства работы.
При разработке электронного курса учитывались теоретические аспекты, которые были выявлены в первой главе.
Выбор темы электронного курса был обоснован тем, что деятельность по профессиональной ориентации в учебном заведении должна учитывать четыре основных факторах: выявление профессиональных склонностей обучающегося, адекватная оценка способностей и уровня притязаний, учет особенностей рынка труда в регионе или стране в целом, а также прогнозируемые изменения конъюнктуры рынка труда, так как выбор профессии делают на долгосрочное будущее, анализ реального потенциала получения образования. Информирование об ИТ-профессиях отвечает двум факторам, позволяет учитывать особенности рынка труда и соответствует прогнозируемым изменениям конъюнктуры рынка труда
Применительно к организации деятельности по профессиональной ориентации учащихся школьная интернет газета несет три основные функции: информационно-просветительскую, пропагандистскую и коммуникативную. Создание школьной-интернет газеты об ИТ-профессиях совместно с учащимися в рамках электронного курса ориентировало учащихся на выбор профессии адекватный их профессиональным склонностям, информировало обучающихся, велась просветительская и пропагандистская работа о важности правильно выбора профессии.
Значимой с точки зрения профориентации деятельностью для старших подростков становятся конкретные практические занятия. Электронный курс об ИТ-профессиях позволил учитывать такие психолого-педагогические особенности обучающихся, как: потребность в общении со сверстниками; желание выглядеть взрослым и заниматься взрослым делом; стремление отделиться от родителей; потребность в самостоятельной деятельности.
По результатам экспертной оценки электронного курса можно сделать следующие выводы: Учебно-методическое обеспечение курса было подобрано с учетом особенностей возраста (15 лет), в результате обучения создана школьная интернет-газета; курс построен на изучении публикационных программ и особенностей ИТ-профессий; присутствует логика построения учебного материала; курс способствует профориентации в ИТ-сфере. Курс “Школьная интернет-газета” стал результативным средством профориентационной работы с обучающимися 9А класса для знакомства со ИТ-сферой, так как: включает активные формы поисковой работы обучающихся о перспективах ИТ-сферы; построен с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 9 класса; интернет-газета создается самими учащимися.
В рамках выпускной квалификационной работы решены все поставленные задачи.
Выдвинутая гипотеза: «курс “Школьная интернет-газета” будет результативным средством профориентационной работы с обучающимися 9А класса для знакомства со ИТ-сферой, если:
- курс включает активные формы поисковой работы обучающихся о перспективах ИТ-сферы;
- курс построен с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 9 класса;
- интернет-газета будет создана самими учащимися» подтвердилась.
Подобные работы
- Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ГОРОДСКОЙ ПЛАНИРОВКЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (УЧИТЕЛЬ ХИМИИ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В
ПРОФИЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2002 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в 9 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



