ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты патриотического воспитания школьников 5
1.1. Понятия патриотизм, патриотическое воспитание 5
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся 8-9х классов 16
1.3. Организация процесса патриотического воспитания обучающихся 8-9х
классов в средней общеобразовательной школе 24
2. Опытно-экспериментальная работа по организации патриотического
воспитания обучающихся 8-9 классов во внеклассной работе 37
2.1. Разработка внеклассных занятий для обучающихся 8-9х классов 37
2.2 Экспертная оценка внеклассных занятий для обучающихся 8-9х классов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В последние годы патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Предпринимаемые попытки воспитания в молодом поколении гражданственности, патриотизма, толерантности и других личностных качеств посредством форм словесных взаимодействий не даёт желаемого результата. Развитие данных качеств и их формирование не возможно без внеурочной деятельности.
Средний школьный возраст - наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны и усвоения нравственных норм. Важно не упустить этот момент и своевременно вовлечь каждого обучающегося в духовно-нравственное развитие высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определение ее цели, планирования, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где школьники могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном счете - патриотизма.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания обучающихся 8-9 х классов.
Предмет исследования: создание видеороликов как средство патриотического воспитания обучающихся 8-9х классов.
Цель исследования: разработка внеклассных занятий по созданию видеороликов «Герои ВОВ» для обучающихся 8-9 классов.
Гипотеза исследования: внеклассные занятия по созданию видеороликов «Герои ВОВ» с обучающимися 8-9х классов будут способствовать их патриотическому воспитанию, если:
- занятия включают активные формы самостоятельной поисковой работы обучающихся;
- при разработке занятий учтены психолого-педагогические особенности обучающихся 8-9 класса;
- видеоролики будут созданы самим обучающимися и презентованы широкой общественности.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Уточнить понятия патриотизма, патриотического воспитания
- Выявить психолого-педагогические особенности обучающихся 8-9х классов
- Описать процесс патриотического воспитания обучающихся 8-9х классов
- Разработать систему внеклассных занятий для обучающихся 8-9х классов по созданию видеороликов
- Провести экспертную оценку системы внеклассных занятий для обучающихся 8-9х классов
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
1. Обоснованна идея патриотического воспитания обучающихся 8¬9х классов на примере создания видеороликов, актуальность, которая обусловлена общественной необходимостью в формировании духовно¬нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально-ориентированных качеств и умений в различных сферах общества.
2. Выявлена сущность патриотизма и патриотического воспитания обучающихся 8-9х классов особенностей которые определяют задачи учебно-воспитательного процесса системы внеклассных занятий обогащающих эмоциональный мир воспитанников и формирующих патриотические чувства. Так же в процесс патриотического воспитания входит раскрытие сущности ценностного отношения к нему, к его историческому прошлому систематическое накопление и обогащение опыта патриотического поведения учащихся путем организации разнообразной по видам, формам и содержанию созидательной деятельности.
3. В решении поставленной задачи, целью которой является воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, нравственно эстетически культурной личности была разработано тематическое планирование внеклассных занятий, включающее в себя: цель, задачи, принципы, условия, содержание, организационные методы и средства внеклассных занятий.
4. Данное тематическое планирование внеклассных занятий было представлено на экспертную оценку. По каждому вопросу экспертам было предложено оценить тематическое планирование внеклассных занятий в баллах по шкале от 0 до 3. По итогам оценивания можно сделать выводы, что разработанное нами тематическое планирование внеклассных занятий у обучающихся 8-9х классов способствует их патриотическому воспитанию. Данная идея по формированию духовно-нравственного развития подростков
в его мировоззрении, отношении к родной стране, другим нациям и народам укрепляет чувство ответственности, независимости, сохраняет материальные и духовные ценности личности.
1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Айрис-Пресс, 2002. - 214 с.
2. Акимова, Е.С. Проблема патриотического воспитания в современных программах и пособиях дошкольного воспитания [Электронный ресурс] / Е.С. Акимова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/10/03/problema- patrioticheskogo-vospitaniya-v-sovremennykhprogrammakh-i
3. Агаев, А. Г. Патриотизм и интернационализм советского человека / А. Г. Агаев. - 2-е изд., перераб. - Москва : Сов. Россия, 1975. - 350 с.
4. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие / О.Н. Баранникова. - М.: АРКТИ, 2007
5. Бузский, М. П. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков М. Б. Кусмарцев. - Волгоград: Прин Терра, 2008. - 88 с.
6. Батурина, Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2003.
7. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». - М.: Республика, 1998.
8. Болотина, Т.В.. Патриотическое воспитание молодёжи - приоритет образовательной политики и педагогической практики./ Т.В. Болотина. // - Вестник образования - М., 2016.
9. Быков, А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе [Текст] / А. Быков // Воспитание школьников. - 2006. -№5. - 7 с.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. - М., 1991.
11. Бачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Бачков. - М. : Ось-89, 2002. - 224 с.
12. Выборщиков, Н. А. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография / Н. А. Выборщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград : НП ИПД «Авторское перо», 2007. С. - 172.
13. Видеоролик школьной киностудии «Золотой кадр» [Электронный ресурс] : видеохостинговая компания «YouTube» - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Z8iBxKQhAXQ
14. Видеоролик «Юные герои Великой Отечественной войны» [Электронный ресурс] : видеохостинговая компания «YouTube» - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=jG0cZt1AEks
15. Видеоролики «Этот День Победы» [Электронный ресурс] :
видеохостинговая компания «YouTube» - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4tUWkom2iHY
16. Видеоролик «Герои Великой Отечественной Войны» [Электронный ресурс] : видеохостинговая компания «YouTube» - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=s6Y0RS1zHCU
17. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).
18. Гамезо, А. В. Словарь справочник по возрастной и педагогической психологии / А. В. Гамезо. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 128 с
19. Даль, В. И. Онлайн словарь В. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка» [Электронный ресурс] : В. И. Даль. - Режим доступа : http://slovardalja.net/
20. Еремина, М.Г. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, дошкольных 58 образовательных учреждений и рабочих программ педагога: метод. пособие / М.Г. Еремина. - Калининград, 2010
21. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования : Сб. науч. тр. / Под ред. 3. И. Равкина. - Москва : РАО, 1993. - 226 с.
22. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003.
23. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. - 1998. - № 5. - 52 с.
24. Козакова, И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. - 2003. - №6. - 12 с.
25. Лебедева, О. В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское. // Педагогика. - 2003. - № 9. - 78 с.
26. Леонтьев, А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4. - 6 с.
27. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Юрайт, 2001.18
28. Лутовинов, В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. - 1997. - № 3. - 56 с.
29. Мазыкина, Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. - М.: Изд-во ЦЕЛ, 2004.
30. Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. - 2002. - № 6. - 6 с.
31. Мальгин, А. С., Мальгин, М. А. Ратная слава Отечества. - М.: Экзамен, 2006.
32. Нравственность современного российского общества: психологине- ский анализ: [сборник] / Российская академия наук, Институт психологии ; отв. 110 ред.: А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - Москва: Институт психологии РАН, 2012. - 412 с.
33. Ожегов, С. И. Онлайн словарь Ожегова «Толковый словарь» [Электронный ресурс] : С. И. Ожегов. - Режим доступа :http://slovarozhegova.ru/
34. Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Бим - Бад. Большая Российская энциклопедия. - Москва, 2003. - 185 с.
35. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. - Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2008.
36. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Москва : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
37. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г. К. Селевко. - Москва : НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с.
38. Смирнова, Е. И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях/ Е. И. Смирнова. - Москва : Просвещение, 2007.
39. Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы./ В.А. Сухомлинский //— М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.
40. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно¬патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. - 1996. - № 21.
41. Федосеев, П. Н. Социализм и патриотизм / П. Н. Федосеев. - Москва : Наука, 1954. - 25 с.
42. Шамова, Т. И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление / Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова. - Москва : ЦГЛ, 2005. - 200 с.